Научная статья на тему 'Пол и культурное образовательное сообщество как симбиоз этнофоров педагогического коллектива'

Пол и культурное образовательное сообщество как симбиоз этнофоров педагогического коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селюкова Екатерина Алексеевна

В статье подробно проанализирована концепция становления педагогического коллектива в поликультурном образовании, рассмотрен феномен поликультурного образования как особый его вид, описаны функции поли культурного образования; дан анализ теории и методологии становления личности в поликультурном социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пол и культурное образовательное сообщество как симбиоз этнофоров педагогического коллектива»

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО КАК СИМБИОЗ ЭТИОФОРОВ...

УДК 37.014.53:378.1

Е. А. Селюкова

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО КАК СИМБИОЗ ЭТНОФОРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КОЛЛЕКТИВА

Процесс глобализации, характеризующий современный мир, и связанные с ним тенденции унификации культуры и интернационализации одного или нескольких языков, вызвали переход к поликультурному образованию. Процесс интеграции характерен для современного этапа развития российской системы образования на всех уровнях с учетом социально-культурных особенностей России, в частности: ориентация на общечеловеческие и национально-культурные ценности; использование в образовании традиционных форм межкультурпого взаимодействия и нетрадиционных языковых проектов; развитие «европейского качества в образовании» с целевой направленностью на реализацию основных положений Болонской конвенции.

Новая парадигма образования отражает особенности современной ситуации развития общества, центрированного на активность человека - творца, участника всех сфер общественной жизни, осваивающего социальный опыт и нормы культуры, выработанные человечеством. В данном контексте поликультурное образование позволяет включить человека в прошлое, настоящее и буцущее культуры, установить отношения между культурой (как связью людей) и цивилизацией (как связью вещей). Становление личности в поликультурном образовании предполагает овладение лингвистическими и межкультурными навыками; способами иноязычной функциональной грамотности; участие в языковых образовательных проектах; мобильность.

Феномен поликультурного образования исследован как особый вид образования, которому характерны следующие особенности: он позволяет лучше узнать политические, социальные, экономические отношения, которые личность черпает в различных культурах и с которыми сталкивается человечество; в нем личность развивается в ходе восприятия, оценки и работы в системе обмена ценностями многообразных культур, которые оказывают прямое или косвенное влияние на весь учебный процесс и через него - на личность; он придает субъекту образовательного процесса статус участника поликультурного детства обмена информацией и обогащения ценностями в различных сферах - культурной, расовой, этнической, религиозной, социально - экономической.

С позиций существующих концепций, поликулътурное образование определяется как сложный многоаспектный педагогический феномен, который может рассматриваться как вид целенаправленной социализации педагогов.

Изучение феномена поликультурного образования потребовало учета ряда аспектов: этносоциального, аксиологического, культурологического, потреб-ностного. Это способствует формированию ценностей на государственном, общечеловеческом, общественном уровнях, что повышает духовный потенциал народа, преодолевает замкнутость выхода в мировое образовательное пространство, является гарантом выживания этносов, фактором гармонизации межэтнических отношений, формирует творческую и толерантную личность.

В ходе исследования Л. В. Колобовой удалось определить особенности современного российского поликультурного образования как сравнительно нового явления, оказавшегося альтернативным интернациональному социалистическому воспитанию, и трактуемого как развитие образовательного пространства с языковым, культурным и духовным полиэтническим разнообразием и как средство снижения напряженности в обществе.

Недостаточность исследования потенциала поликупьтурного образования в философии и социологии потребовало обращения к исследованиям психологов, в которых репрезентируется менталитет как стиль мышления, национальный характер, социальные установки, деятельность, общение (А. Г. Асмолов, Г. М. Андреева, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лу-рия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Узнадзе, Э. Фромм).

Одним из методологических оснований исследования поликультурного образования выступила теория культуры. В качестве аргумента выбора данного основания являются следующие положения теории культуры: челове-кокультура, включающая в себя все сферы деятельности; геокультура, обусловленная этноландшафтными, природными, социальными условиями и уровнем развития производственных сил; толерантная культура, формирующая условия и средства человеческого общения; этнокультура, объединяющая народы, социальные группы, государства. В этом случае культура выступает главным отличительным признаком этнических особенностей, менталитета и специфики народа, его языка, что обусловливает неодинаковое развитие этнокулыур в процессе их взаимодействия и взаимовлияния.

Культурно - историческая теория развития поведения и психики (Л. С. Выготский), позволила сделать вывод о том, что источники и детерминанты психического разви тия лежат в исторически развивающейся культуре, что было учтено при определении методологической позиции поликультурного образования: отношения людей друг к другу должны совпадать по своей направленности с отношением к себе самому, отвечать нравственно оправданным принципам многокультурного общества.

В научной литературе определены факторы развития поликультурного образования: сближение и интеграция различных доктрин образования, национальных образовательных систем на началах совместимости, международного консенсуса, признания универсальных образовательных идеа-

лов и ценностей при непременном сохранении и поддержке особенностей и приоритетов интегрируемых образовательных систем.

Выявленные функции поликультурного образования позволили определить стратегии создания условий для становления личности, в первую очередь, ее духовного богатства:

- культурологическая (рассмотрение культуры межнационального общения во взаимосвязи национального сознания с общечеловеческими ценностями);

- гуманитарно - воспитательная (пересмотр всех компонентов воспитания, в котором центральное место занимает обучающийся); согщальная (усвоение школьником социального опыта, адаптация в инокультурной среде);

- образовательно - развивающая (сохранение личностного, национального, культурного начал каждого субъекта обучения);

- коммуникативно - интеграционная (включение индивидов в зону позитивного межнационального общения и отношений па принципах гуманизма и свободы).

Будучи личностно-ориентированным, пол и культурное образование направлено на создание психолого-педагогических условий по становлению творческой, толерантной личности, способной создать материальные и духовные богатства, воспитанной на национальных и общечеловеческих ценностях; признавая уникальность личности обучающихся, оно реализует гуманистические принципы в содержании образования и в организации учебно-воспитательного процесса.

Принципиальный вывод, полученный в ходе нашей теоретической части исследования, заключается в том, что поликультурное образование - это процесс, в ходе которого происходит усвоение подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры, его духовное обогащение и развитие планетарного мировоззрения, готовности и умения жить в многокулыпурной полиэтнической среде. Есть уверенность, что возникнет вопрос о содержании понятия «планетарное мировоззрение». Учитывая анализ научных исследований в этой области и авторское понимание, можем сделать заключение, что формирование планетарного мировоззрения зависит от многих факторов воздействия на личность человека: макро и микросоциум, мезоявлення, эко-система, опыт, накопленный поколениями, политика, идеология, внутреннее состояние (духовное благополучие или дискомфорт), поликультурная среда, конфессиональный выбор и многое другое. Планетарное мировоззрение, на наш взгляд - это ориентированность личности в многополярном мире.

Концепция становления педагогического коллектива в поликультурном образовании представляет собой динамическую систему, базирующуюся на культурологическом подходе, ряде закономерностей (взаимосвязь образования и языка; настоящего с будущим; взаимодействие субъективного и

объективного) и принципах (системности и глобальности; культуросообраз-ности, целенаправленности и оптимальности; диалога культур, аксиологи-зацин, билингвальности обучения). Эта система включает совокупность идей, составляющих ее содержательно-смысловое ядро: идея использования потенциала поликультурного образования как среды для становления педагогического коллектива; идея языкового поликультурного образования, позволяющая приобщить личность педагога к ценностям мировой, общечеловеческой культуры средствами иностранного языка; идея реализации процесса становления личности посредством организации языковых образовательных проектов [1, с. 25].

Основными источниками создания концепции становления личности в поликультурном образовании послужили:

а) теоретические положения, отражающие как прогрессивные тенденции педагогической науки в исследовании проблем поликультурного образования, так и подходы, затрудняющие процесс развития поликультурного образования;

б) социокультурные тенденции и объективные потребности современного общества и отдельной личности, отраженные в нормативно правовых документах системы образования;

в) международный и отечественный педагогический опыт;

г) изменяющиеся требования к выпускникам школ в аспекте языкового поликультурного образования;

д) анализ практического опыта организации процесса становления личности школьника, свидетельствующий о необходимости разработки условий и технологий реализации заявленной концепции.

Целью создания концепции является теоретико - методологическое и научно - методическое обеспечение реализации с тановления педагогического коллектива в поликультурном образовании. Осуществленное целеполах ание определило совокупность задач по обеспечению процесса становления личности педагогического коллектива с позиции качества его моделирования, отбора содержания, условий и технологий достижения результата и внедрения в практику.

Достигнутый в педагогике уровень научных знаний определяет направление развития теории поликультурного образования посредством фиксации плодотворных для концепции идей культурологического подхода. При этом культурологический подход является в исследовании смыслообразую-щим, выступая в отношении других подходов определяющим, задавая их звучание и ориентацию в необходимом ключе при выявлении характеристик всех аспектов, свойств и сторон рассматриваемого явления - поликультурного образования [2, с. 12].

Методологическим основанием указанной нами концепции становления личности в педагогическом коллективе выступило синергетическое един-

ство культурологического, аккульгу рацио иного, диалогового и социально -психологического подходов.

Культурологический подход выступает важным методологическим инструментом исследования развития образовательных систем и процессов формирования их структур (С. С. Аверинцев, В. С. Библер, П. С. Гуревич, К. Клакхол, А. Кробер, Ю. М. Лотман, М. Мид). В силу своей специфики, он позволяет рассматривать гуманитарное и естественнонаучное знания в единстве. оценивать исторический опыт и духовные ценности. Отмечено, что применение данного подхода ведет не только к формированию у индивида знаний, умений и навыков жизнедеятельности в традиционных образцах и нормах культуры, но и к обязательному формированию творческого начала личности.

Аккулътурационный подход к исследованию процесса с тановления педагогического коллектива в поликулыурпом образовании содержит идею ориентации на культуру переселенцев, изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих традиций в рамках новой культуры, поскольку конфронтация с изменившимися условиями жизни вызывает необходимость в выработке новых культурных ориентиров (Боос-Нюннинг, Зандфукс). В рамках аккультурационного подхода представлена концепция бикультур-ного образования (Фтенакис), в основе которой лежит идея о необходимости формирования идентичности иностранных школьников и студентов из групп языковых меньшинств.

Диалоговый подход основывается на идеях открытости, диалога культур, плюрализма. Суть этого подхода заключается в рассмотрении поликультур-иого образования как способа приобщения педагогического коллектива к различньм культурам с целью формирования полимерного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно - образовательное пространство. (Л, Г. Веденина, Г. Д. Гачев, Г. Д. Дмитриев, Т. Б. Менская, А. В. Шафикова).

Этот аспект преломляет деятельно стную концепцию поликультурного образования, авторы которой (Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов) считают, что культура усваивается только в процессе какой-либо деятельности. По их мнению, осуществлению собственно деятельности предшествует этап ориентировки, где происходит осознание усваиваемых фрагментов чуждой культуры, «переформулирование» в терминах лингвокультурного опыта. Такое понимание позволяет выделить различные уровни поликультурного образования или степени приобщения к чужой культуре: от понимания до заимствования некоторых образцов деятельности и селективного их применения. Данные уровни могут соответствовать отдельным этапом в процессе поликультурного образования или представлять собой его конечный результат.

Социально-психологический подход содержит идею особого способа формирования определенных социально-установочных и ценностно-ориента-ционных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, позволяющих выпускнику средней или высшей школы осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям. Концепция антирасистского воспитания (Г. Карринггон, М. Коул, К. Муллард и С. Тро-ун) концентрируется на струкгуре общества, а все педагогические модели, относящиеся к поликультурному образованию, ориентированы на культуру. Концепция социального обучения в качестве основных целей поликультурного образования выделяет эмпатию, солидарность и способность решать конфликты (И. Граф, X, Эссингер).

Реализация концепции становления педагогического коллектива в поликультурном образовании позволила обнаружить ряд закономерностей и принципов.

Закономерности процесса становления педагогического коллектива в поликультурном образовании отражают объективную, независимую от воли субъекта действительность, обладающую общими, устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. Мы обратились к содержанию тех закономерностей, которые выделяют многие исследователи и которые отвечают ценностно-потребностным аспектам поликультурного образования.

Охарактеризуем их. Закономерность перспективности отражает взаимосвязь настоящего и будущего, результат взаимосвязи двух начал: традиционного, предполагающее преемственность в создании материальных и духовных ценностей, и инновационного, определяющее новаторские способы их создания и внесения в практику, закрепления в обществе. Закономерность взаимосвязи субъективного и объективного раскрывает результативность поликультурного воспитания от опосредованного, косвенного воздействия на внутреннюю структуру личности, а также от профессионального использования этнонедагогических средств, приемов, источников в их оптимальном сочетании.

Основными принципами (указаниями, правилами, требованиями, регулирующими нормами) реализации доктрины становления педагогического коллектива в поликультурном образовании, соотнесенными с вышеназванными закономерностями и подходами, составляющими концепцию исследования, являются: системности и глобальности, культуросообразности, целенаправленности и оптимальности, диалога культур, аксиологизации, би-лингвальности обучения [3, с. 78].

Для выявления характеристик взаимосвязи человека, культуры и образования было использовано положение теории М. М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими лич-

ностями - культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. Эта идея, впоследствии использованная B.C. Библером и другими учеными при разработке теории и практики диалогового обучения, помогла осуществить в данном исследовании перенос акцента с диалога на полилог культур. Подобный перенос стал возможным благодаря общим механизмам и глубинным сущностным характеристикам этих категорий, находящихся в одной плоскости. Механизмом взаимовлияния личностей - культур в их концепциях выступает диалог, который интерпретируется в исследовании как форма общения отдельных людей и как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе. Металфинципом поликультурного образования в исследовании выступает полилог кулыур как основа бытия и мышления человека XXI века, всеобщий способ освоения духовно - ценностных основ жизни, форма поиска самого себя в мире общечеловеческих ценностей, способ познания мира, способ становления личности, ее самоопределения. Он исключает абсолютизацию национальной специфики, что вело бы к изоляции культур])], и, в то же время, позволяет сохранять ее национальную самобытность.

Анализ теории и методологии становления личности позволил выявить положения, обосновывающие сущность процессов поддержки и защиты личности школьника в поликулътурном социуме.

Предмет исследования рассматривается в контексте научных выводов Е. И. Исаева и В. И. Слободчикова о «единстве уже осуществленного и потенциально возможного, о единстве производящей причины и закономерных следствий в акте становления личности». Исходя из данного контекста, становление личности школьника в поликультурном образовании трактуется как процесс, связанный с переходом от состояния стихийной неосознанной устремленности к общечеловеческим ценностям и идеалам к состоянию осознанного поведения школьника по их присвоению, в котором происходит становление гражданина мира.

Становление личности школьника включает этап «накопления» знаний, чувств, эмоций, вызванных переживаемыми событиями и явлениями. Эти знания и чувства становятся приобретенным лингвокультурным опытом и источниками установления связей индивида с миром и самим собой. Этот опыт позволяет принимать значительность каждой культуры, предполагает взгляд на иноязычную культуру.

Согласно концепции языковой личности, язык это важнейший инструмент, посредством которого формируется личность. Языковая личность, как и языковая способность, представляет собой ценность общепедагогическую. В реальной действительности за этим понятием определяется цель - ценность, эталон, ожидаемый результат процесса освоения социальных норм и образцов культуры. Из накопленных лингводидактикой способов предъявления языковой личности наиболее удачно представлено ее трёхуровневое строение:

1) вербально - семантический, или структурно-системный уровень, единицами которого являются отдельные слова;

2) когнитивный или тезаурусный, единицами которого являются понятия;

3) мотивационно - прагматический или деятельно стно - коммуникативный, опирающийся на потребности (У. Вайнрайх, В. И. Карасик, Ю. Н. Караулов, А. Мартине).

Данная модель представляет языковую личность в ее развитии, становлении, в ее движении от репродуктивного уровня владения иностранным языком - к продуктивному.

Иноязычная функциональная грамотность, являясь одним из важных критериальных показателей становления личности школьника, предполагает усвоение экстралингвистических знаний о правилах, нормах, способах общения в единой системе с имеющимися лингвистическими знаниями и коммуникативно - речевыми умениями, возможность и готовность к их комплексному использованию в практике разножанрового общения, в том числе иноязычного. Педагогические основы формирования иноязычной функциональной грамотности связаны с позитивными факторами становления и индивидуализации личности, успешно реализуемыми, ввиду наличия воспитывающего потенциала указанного процесса. Языковое поли культурное образование, т.е. образование средствами иностранного языка, является частью поликультурного образования, однако в центре его внимания - тематическое и дидактическое наполнение культуроведческого материала, обогащение лингво страноведческого тезауруса школьников средствами иностранного языка.

В педагог ическом отношении важны начальный момент коммуникации, когда осуществляется своеобразная «коммуникативная атака» педагога на класс и завоёвывается инициатива в общении. Далее педагог должен удержать эту инициативу через систему приспособлений в общении, ситуативные формы коммуникации. Инициатива может иметь авторитарный или демократический характер.

Профессиональными средствами педагога могут быть повышение голоса, помогающее одновременно удержать партнера по общению от отвлечения от предмета общения, смена способов словесного воздействия. Перечисленные средства являются непременным условием демократического стиля общения.

В процессе педагогического общения осуществляется эффект взаимозаражения обучающихся, влияющий на самочувствие всех. Основой его является эмоциональная общность переживаний педагога и учащихся, педагогическое сопереживание. Учитель выступает как активатор его. Он «заражает» учащихся (интересом к проблеме, совместным поискам), причём сопереживание, вызванное им у учащихся, в свою очередь влияет на него самого. Важно уметь воспринимать и оценивать эмоциональную реакцию клас-

са в целом и каждого ученика в отдельности как показатель уровня и глубины восприятия информации.

Изменение социальных требований к образовательному учреждению, личности и деятельности педагога привело к возрастанию роли и значения методической работы, которая рассматривается как составная часть повышения квалификации педагогических кадров и характеризует работу с педагогами, проводимую в образовательном учреждении непосредственно на их рабочем месте. Необходимость развития особых умений, личностных качеств и свойств педагога, значимых для осуществления профессиональной деятельности в современных условиях, актуализировала проблему реформирования методической работы.

Анализ научной литературы показал, что определены основные направления преобразования методической работы с педагогами и имеется большое количество исследований всех её компонентов как целостной динамической системы.

Библиографический спиеок

1. Колобова, Л. В. Становление личности школьника в поликультурном образовании: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. - Оренбург, 2006.-41 с.

2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Селевко, Г. К. - М„ 1998.-256 с.

3. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология / Сериков, В. В. - Волгоград, 1994. - 152 с.

4. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / Сериков, В. В. - М., 1999. - 272 с.

УДК 31

Г. М. Беспалова

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - КАЧЕСТВО УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ

В современном мире люди, которые могут взять на себя ответственность за совершенные действия и их последствия, произошедшие в их жизни и в окружающем мире, лучше адаптированы и успешны, нежели те, кто стремится переложить ответственность на обстоятельства или других людей. Как нам видится, это обусловлено тем, что ответственный человек не только боится наказания, порицая и осуждая себя за отступление от принятых пра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.