Научная статья на тему 'Поликультурная образовательная среда как условие формирования социально значимых качеств обучающихся'

Поликультурная образовательная среда как условие формирования социально значимых качеств обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
поликультурная среда / социально значимые качества / межкультурное взаимодействие / проектная деятельность / коммуникабельность / социальная инициативность / multicultural environment / socially significant qualities / intercultural interaction / project activity / sociability / social initiative

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Мария Виссарионовна

Автор рассматривает проблему формирования социально значимых качеств обучающихся в поликультурной образовательной среде. Задачами современной школы являются максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого обучающегося, воспитание цельной личности, готовой к адаптации в быстро меняющемся мире. Современному обществу, как и современному образованию, необходима свободная, творчески развитая личность, наделенная определенными социально значимыми качествами. Раскрыты теоретические понятия социально значимых качеств личности в работах отечественных педагогов. Автор характеризует важность формирования данных качеств среди подрастающего поколения. Необходимые умения и навыки межкультурного и межличностного взаимодействия в обществе и достижение уровня поликультурной образованности является одним из важных критериев качества современной системы образования. Также автор выделила организацию проектной деятельности в условиях поликультурной образовательной среды как составляющую часть учебно-воспитательной работы, которая будет способствовать формированию социально значимых качеств у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Мария Виссарионовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multicultural educational environment as a condition for the formation of socially significant qualities of students

The author examines the problem of developing socially significant qualities of learners in a multicultural educational environment The objectives of a modern school are to maximize the individual abilities of each learner and to develop an integral personality ready to adapt to a rapidly changing world. Modern society, like modern education, requires a free, creatively developed personality, endowed with certain socially significant qualities. The article reveals the theoretical concepts of socially significant personality traits in the works of domestic teachers. The author characterizes the importance of developing these qualities among the younger generation, for whom the necessary skills and abilities of intercultural and interpersonal interaction in society and achieving a level of multicultural education is one of the important criteria for the quality of the modem education system. The author also highlights the organization of project activities in a multicultural educational environment as an integral part of educational work that will contribute to the formation of socially significant qualities in learners.

Текст научной работы на тему «Поликультурная образовательная среда как условие формирования социально значимых качеств обучающихся»

Мария Осипова

00110.37492/ЕТМ0.2024.73.2.014

Поликультурная образовательная среда как условие формирования социально значимых качеств обучающихся

Автор рассматривает проблему формирования социально значимых качеств обучающихся в поликультурной образовательной среде. Задачами современной школы являются максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого обучающегося, воспитание цельной личности, готовой к адаптации в быстро меняющемся мире. Современному обществу, как и современному образованию, необходима свободная, творчески развитая личность, наделенная определенными социально значимыми качествами. Раскрыты теоретические понятия социально значимых качеств личности в работах отечественных педагогов. Автор характеризует важность формирования данных качеств среди подрастающего поколения. Необходимые умения и навыки межкультурного и межличностного взаимодействия в обществе и достижение уровня поликультурной образованности является одним из важных критериев качества современной системы образования. Также автор выделила организацию проектной деятельности в условиях поликультурной образовательной среды как составляющую часть учебно-воспитательной работы, которая будет способствовать формированию социально значимых качеств у обучающихся.

Ключевые слова: поликультурная среда; социально значимые качества; межкультурное взаимодействие; проектная деятельность; коммуникабельность; социальная инициативность.

Осипова

Мария Виссарионовна,

аспирант, научная специальность 5.8.1 общая педагогика, история педагогики и образования, старший преподаватель кафедры педагогики. Педагогический институт ФГАОУВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», (Республика Саха (Якутия), Якутск), marisssa2@mail.ru ЬРШ-код: 5943-1091

В настоящее время формирование социально значимых качеств у современных школьников имеет большое значение в установлении общественных отношений. Способности обучающегося к самореализации, его самоопределении, ответственности, в умении работать в коллективе, социальной инициативности определяет его готовность эффективно взаимодействовать в обществе и создавать благоприятную социальную среду.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Социально значимые качества играют огромную роль для всех членов общества, а должны они закладываться с ранних лет, так как уровень сформированно-сти у обучающихся влияет на их социальное поведение, обучение, интеллектуальные и эмоциональные способности ребенка.

Распространение научных фундаментальных знаний, укрепление престижа образования, формирование общего рынка знаний и единого поликультурного образовательного пространства сейчас является основной стратегией образования будущего. Условия, которые создаются для поликультурного воспитания и образования будущего поколения, должны быть многообразным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества, удовлетворяющим всесторонние потребности социально профессиональных групп, индивидуальные духовные запросы. В этих условиях возрастает роль прогностического моделирования поликультурного образовательного пространства, как особой социальной практики, как всеобщей культурно-истори-ческой формы развития сущностных сил человека и технологий его реформирования [3].

Вопросы формирования социально значимых качеств личности мы встречаем в работах отечественных педагогов, таких как В.А. Стастенин, Т.А. Бурцева, Н.Б. Русских, Л.Ю. Гордин и т.д. Термин «качество личности» в педагогическом словаре определяется как «сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде» [1, с. 15]. Понятие «социально значимые качества», исследованные Н.Б. Русских, Т.А. Бурцевой, ТА. Бунаковой, трактуются нами как совокупность значимых свойств,

" 3

£ ? £ »>

и Я

= 3

5 О.

позволяющих личности включаться в систему общественных отношений и многообразных форм деятельности, в котором включены такие качества, как социальная активность, направленность на самореализацию в деятельности, ответственность, самостоятельность и инициативность. | Социальные качества не сводятся к индивидуальным

| § качествам, какими бы сложными они ни были сами — £

| по себе. Эволюционные предшественники социальных качеств личности - это формы унаследованного биологического поведения, то есть такие психологические конструкции, которые частично используются при последующем генезисе социального. Таким образом, социальные качества людей - это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей.

Формирование и развитие личности обучающегося является процессом, который включает изменения качеств личности в условиях его социализации и взаимодействии с окружающей социальной средой. Формирование социально значимых качеств, обучающихся развивается через познание окружающей действительности, более в раннем возрасте ребенка. Одним из важным составляющих условий для формирования является поликультурная образовательная среда, где создаются специально организованные педагогические условия взаимодействия субъекта с окружением.

Современная школа является важнейшим социальным институтом. Поликультурная среда, создаваемая в образовательной организации, является не только пространством, которое способствует у ребенка формированию национальной идентичности, обеспечивающей подготовку обучаемых к пониманию других культур, признанию и принятию культурного разнообразия, но и служит непременным условием, где каждый обуча-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ющийся учится самопознанию, приобретает новые знания, навыки, совершенствует личные качества и накапливает опыт, который будет развиваться на протяжении всей его жизни.

Изучение процесса социализации человека в большинстве исследований опирается на детский возраст, откуда у ребенка формируются глубокие впечатления, устанавливается стиль жизни, развивается модель поведения, которые закладываются в его взрослую жизнь. Точно так же, когда обучающийся в процессе социального опыта получает и развивает новые навыки, наиболее соответствующие современным требованиям общества, он формирует свое представление об обществе и о принципах построения жизни.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса [2].

Таким образом, создаваемая поликультурная образовательная среда функционирует способствованию будущего поколения к развитию, к готовности профессиональной, созидательной деятельности в обществе и является для обучающихся своеобразным пространством деятельностно-коммуникационного взаимообмена.

Обучающиеся получают жизненный опыт через взаимоотношения и взаимодействие в социуме, расширяя свои личностные возможности. Поскольку образова-

" 3

£ ? £ »>

и Я

= 3

5 О.

тельный опыт у обучающихся формируется в процессе учебно-воспитательной деятельности, обучающимся присуще овладение важными умениями и навыками, ко-| £ торые необходимы для межкультурного и межличност-1.1 ного взаимодействия в обществе, также достижение | | необходимого уровня поликультурной образованности, | который является одним из важных критериев качества

ч 2 « г:

& | современной системы образования. | Научно-педагогический анализ источников позволил

выделить важную составляющую учебно-воспитатель-ной работы в школах как проектную деятельность, составляющую потенциал в достижении необходимого уровня поликультурной образованности каждого ученика. Каждый обучающийся сейчас является не только объектом учебно-воспитательного процесса, но и выступает субъектом, который трансформирует и регулирует свою личность.

В само понятие и структуру социально значимых качеств включаются множество компонентов, которые представляют сложную структуру личности и взаимодействуют между собой. Наиболее значимые качества можно выделить следующее: социальная активность, направленность на самореализацию в деятельности, ответственность, самостоятельность, инициативность.

Поликультурная образовательная среда создает своеобразное поле для взаимодействия в продуктивном решении конфликтных ситуаций, нахождение «точек соприкосновения» по различным проблемам и позитивное восприятие других мнений отличных от твоего. В процессе проектной деятельности у обучающихся развивается личностное восприятие и понимание окружающей действительности, которая способствует его социализации, развитию социальной активности и самореализации. Решение проблем создания условий поликультурной среды включает выдвижение тех ценностей

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

и принципов, которые необходимы для свободного развития обучающегося на основе толерантных отношений, сотрудничества, коммуникации, самовыражения и проявление индивидуальности. Поликультурная образовательная среда создает своеобразное поле для формирования вышеперечисленных социально значимых качеств обучающихся, которые будут развивать его как личность, подготовить к социализации в обществе и поднимать уровень социального развития каждого обучающегося.

Проектная деятельность, которая представляет собой коллективную учебно-исследовательскую деятельность, формирует у обучающихся способность самостоятельно конструировать свои знания, умение коммуници-ровать, работать в команде. Например, совместная творческая деятельность, включающая готовность к взаимодействию с представителями разных стран, изучение материала, посвященного культурному многообразию современного мира, участие в решении приоритетных проблем культурного многообразия современного мира, развивает поликультурное мышление, которое будет способствовать формированию социально значимых качеств обучающихся.

Формирование умения адаптироваться в быстроменяющихся социально-экономических условиях, умение работать в команде, анализировать, аргументировать, обосновывать, формировать способность взаимодействия с представителями любой культуры, умение чувствовать людей, готовность менять стиль общения в зависимости от специфики ситуации и особенностей собеседника, умение работать на результат дает осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира. Эти задачи нашли отражение и в миссии Центра гимназии глобального образования города Якутска, и в организации как учеб-

" 3

£ ? £ »>

и Я

= 3

5 О.

ной, так и внеучебной деятельности. Например, фестиваль «Глоболус», где учащиеся в течение недели слушают лекции ученых и экспертов о проблемах в глобальном мире, общаются с иностранными гостями, знакомятся 11 с культурой народов России и коренных малочисленных | | народов Республики Саха (Якутия). В рамках фестиваля ^ | ученики создают проекты, выставки по защите эколо-11 гии, культурному взаимодействию и т. д. Также олимпи-| адное движение «Апельсин», созданное для объединения единомышленников - учителей и учеников - для получения знания, и опыта, взаимодействие с талантливыми и увлеченными людьми. Помимо этого, в процессе межкультурного взаимодействия обучающиеся учатся совместно выполнять различные сетевые и экологические проекты и т. д.

Таким образом, в поликультурной образовательной среде необходимо создавать условия для развития формирования и социально значимых качеств посредством проектной деятельности. Данная технология будет способствовать становлению положительной модели поведения обучающихся, способствующих эффективной жизнедеятельности в современном многокультурном мире.

Подводя итог, отметим, что формирование социально значимых качеств обучающихся в поликультурной образовательной среде представляет многоаспектный и последовательный процесс приобретения обучающимися взаимосвязанные внутренние качества, которые будут способствовать становлению личности, реализации своих возможностей и социального развития.

Поликультурная образовательная среда как совокупность условий реализации образовательного процесса является необходимым, объективно существующим условием в контексте формирования толерантности субъ-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ектов образовательного процесса. Результативность этого процесса повышается, если актуализируется ее потенциал для формирования ответственной толерантной личности, способной успешно организовать свою деятельность в проблемных ситуациях, обладающей нравственным сознанием, творческой, способной конструктивно адаптироваться в многообразном и многокультурном окружающем мире. Поликультурное образование способствует качественно новому и прогрессивному развитию обучающегося, созиданию поликультурной среды, а следовательно, благоприятной социализации и развитию личности, готовой к жизни в динамичных, постоянно трансформирующихся условиях глобализации и информатизации.

Литература:

1. БитинасБ.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 2003. № 2. С. 10-15.

2. Семинар «Социализация личности - подготовка обучающихся к жизни в современном обществе» // МОУ Бурмакинская СОШ № 2. URL: https://burmak2.edu.yar.ru/ docs/serninari/sotsializatsiya_lichnosti-_podgotovka_90.html (дата обращения: 06.02.2024).

3. Фахрутдинова Г.Ж. Поликультурные аспекты образования: учебное пособие. Казань: Отечество, 2017.172 с.

María Osipova,

Postgraduate Student on General pedagogy, history of pedagogy and education; Senior lecturer at the Department of pedagogy. Pedagogical Institute, Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk), marisssa2@mail.ru

Multicultural educational environment as a condition for the formation of socially significant qualities of students

The author examines the problem of developing socially significant qualities of learners in a multicultural educational environment The objectives of a modern school are to

maximize the individual abilities of each learner and to develop an integral personality ready to adapt to a rapidly changing world. Modern society, like modern education, requires a free, creatively developed personality, endowed with certain socially significant qualities. The article reveals the theoretical concepts of socially significant personality traits in the works of domestic teachers. The author characterizes the importance of developing these qualities among the younger generation, for whom the necessary skills and abilities of intercultural and interpersonal interaction in society and achieving a level of multicultural education is one of the important criteria for the quality of the modern education system. The author also highlights the organization of project activities in a multicultural educational environment as an integral part of educational work that will contribute to the formation of socially significant qualities in learners.

Keywords: multicultural environment; socially significant qualities; intercultural interaction; project activity; sociability; social initiative.

СамираАлиханова 00110.37492/ЕТМ0.2024.73.2.015

Использование информационных компьютерных технологий на уроках русского языка как иностранного

В фокусе внимания автора - применение компьютерных инновационных технологий и методов на уроках русского языка как иностранного. В сочетании с традиционной методикой игровая инновационная технология может использоваться на уроках РКИ с целью мотивации, повышения интереса у учеников, повышения владения русским языком.

Ключевые слова: информационные компьютерные технологии; использование ИКТ в школе; русский как иностранный; интерактивные методы обучения; РКИ в Азербайджане.

Алиханова Самира Рамиз кызы,

лаборант по ИКТ и учитель русского как иностранного, Классическая гимназия № 160 (Баку, Республика Азербайджан), alixanova80@mail.ru

Известно, что русский язык является одним из наиболее распространенных языков в мире. Русский как иностранный традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.