Научная статья на тему 'Показатели внешнеэкономической деятельности и их влияние на формирование государственного бюджета российской Федерации'

Показатели внешнеэкономической деятельности и их влияние на формирование государственного бюджета российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков Виктор Валерьевич

Foreign economy indicators and their influence on the formation of the Russian federation state budget. The article deals with the main indicators of the foreign economy activity and some possibilities of its' influence on formation of the Russian federation federal budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели внешнеэкономической деятельности и их влияние на формирование государственного бюджета российской Федерации»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 4. С. 81-83. © В.В. Марков, 2008

УДК 334.027

ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.В. Марков

Дипломатическая академия МИД России, г. Москва

Foreign economy indicators and their influence on the formation of the Russian federation state budget. The article deals with the main indicators of the foreign economy activity and some possibilities of its’ influence on formation of the Russian federation federal budget.

Результаты внешнеэкономической деятельности в последние годы оказывают весьма существенное влияние на формирование важнейших макроэкономических показателей российской экономики и федерального бюджета. В то же время имеются различные варианты оценки результатов этой деятельности по ее основным направлениям, зависящие от используемых при этом методов разработки соответствующих статистических показателей. Кроме того, имеются и различные возможности аналитических оценок этих результатов, в том числе в связи с другими результатами экономической, в частности, государственной, финансовой деятельности.

В наиболее агрегированном виде результаты внешнеэкономической деятельности представлены данными разрабатываемого Банком России платежного баланса Российской Федерации, отражающими экспорт и импорт товаров и услуг в долларах США. По товарам эти данные в основном воспроизводят таможенную статистику, но при некоторых досчетах, способных как уменьшать, так и увеличивать размерность соответствующих оценок. Так, в 2007 г. в оценке по методологии платежного баланса экспорт товаров превышал оценку таможенной статистики на 0,8 %, импорт - на 11,7 %, внешнеторговый оборот - на 4,7 % при меньшей на 13,5 % оценке сальдо торгового баланса [1, с. 468, 470, 471].

Такие расхождения обусловлены тем, что в соответствии с этой методологией дополнительно учитываются объемы экспорта или импорта товаров, не пересекающих таможенную границу (рыбы и морепродуктов, добытых и отгруженных в нейтральных водах, топлива и товаров, приобретенных российскими транспортными средствами в иностранных портах). Еще один из элементов досчета со стороны Банка России - учет стоимости товаров, ввезенных или вывезенных физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты и в упрощенном (льготном) порядке. Такие

досчеты прежде всего увеличивают объемы импорта и через них - оборота и сальдо внешней торговли в платежном балансе. Можно также отметить, что экспорт и импорт товаров определяется по так называемым «видимым товарам» - материальным ценностям, немонетарному золоту и серебру, не выступающих в качестве платежных средств, а также товарам, предоставляемым в качестве даров, безвозмездной помощи и т. д.

В свою очередь, на основе данных платежного баланса строятся «Счета остального мира» в российских национальных счетах, где экспорт и импорт товаров и услуг представлен в рублях, для пересчета в которые используется среднеквартальный курс Банка России. Оценки, возможные за 2005 г. как последний по наличию требуемых для них данных, показывают, что при небольших колебаниях по экспорту, импорту, обороту и сальдо как в целом, так и по товарам и услугам раздельно, этот курс весьма слабо отклоняется от его среднегодового значения [2].

В связи с этим можно отметить, что, в отличие от статистической практики других стран, российская статистика вообще не публикует данных о среднегодовом официальном курсе, необходимых для пересчета российских стоимостных показателей в ту или иную валюту, ограничиваясь только курсами валют на конец года. Поэтому для определения среднегодового курса и его сравнения с используемым при пересчете данных платежного баланса в рубли, потребовался дополнительный расчет, сделанный по соотношению среднемесячной начисленной заработной платы в российской экономике в рублях и в оценке, исходящей из среднегодового официального курса доллара [1, с. 125].

Определенной особенностью макроэкономических показателей экспорта и импорта в национальных счетах является то, что в их состав не включается учитываемая в платежном балансе стоимость имущества мигрантов в части потребительских товаров. Однако объ-

емы здесь относительно невелики, что, в частности, подтверждается уже отмеченными весьма небольшими колебаниями применяемых для пересчета в рубли курсов и их отклонениями от среднегодового значения.

Возможности разностороннего анализа результатов внешнеэкономической деятельности заметно ограничены во времени, хотя и не по всем ее показателям. Так, данные платежного баланса и таможенной статистики сейчас уже имеются за 2007 г. Однако в национальных счетах в рублях за этот год присутствуют только данные о чистом экспорте товаров и услуг в их суммарном объеме, т. е. общее сальдо внешних операций с товарами и услугами. Данные об экспорте и импорте товаров и услуг в Счете товаров и услуг опубликованы за 2006 г., а раздельно по товарам и услугам в Счете внешних операций с товарами и услугами - пока только за 2005 г.

Если рассматривать только чистый экспорт (сальдо), то обращает на себя внимание снижение его структурной позиции в составе используемого ВВП, и тем более абсолютное сокращение объемов этого сальдо в 2007 г. Так, если в 2000 г. его доля в ВВП составляла 20,1 %, в 2005 г. - 13,7 % и в 2006 г. - 12,7 %, то в 2007 г. - только 8,8 %. В этом году такое сальдо составило 2870 млрд руб., в текущих ценах сократившись до 83,4 % от уровня 2006 г. [1, с. 170, 171].

При наличии оценок реальной (в сопоставимых ценах) динамики большинства важнейших макроэкономических (и не только) показателей, изменения любых параметров внешнеэкономической деятельности в российской статистике отражаются только в текущих ценах при том, что цены в долларах здесь вряд ли могут играть роль сопоставимых. Если учитывать весьма сложную структуру оборота товаров и услуг между Россией и множеством других стран, то представляется допустимым для ориентировочной оценки динамики наиболее агрегированных результатов внешнеэкономической деятельности, в данном случае чистого экспорта, использовать индекс-дефлятор ВВП. В таком варианте оценки реальная динамика чистого экспорта в 2007 г. составит менее 73,5 %, что означает его снижение по физическому объему на 26,5 % [1, с. 30, 35, 170]. Не рассматривая это как некое экономическое явление, можно только отметить, что в течение достаточно длительного периода до 2006 г. чистый экспорт рос, а его показатель в

2006 г. при такой оценке в сопоставимых ценах сохранился на уровне 2005 г.

Несколько меняются и количественные параметры, в определенной мере показывающие влияние результатов внешнеэкономической деятельности на формирование доходов федерального бюджета Российской Федерации. На основе публикуемых данных в наибольшей степени конкретизировать это влияние можно только за период 2005-2007 гг. Такое ограничение обусловлено тем, что с 2005 г. очередной раз изменилась статистическая практика предоставления данных о структуре федерального бюджета, в том числе по линии налоговых и неналоговых поступлений от внешнеэкономической, а также связанной с ней деятельности. Не детализируя предшествующие изменения, можно отметить, что в 2004 г. в составе доходов консолидированного и федерального бюджетов выделялись поступающие непосредственно в федеральный бюджет налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и неналоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. С 2005 г. стали выделяться общим объемом доходы от этой деятельности, не подразделяемые на налоговые и неналоговые [3]. Другим достаточно существенным изменением стал учет доходов от налогов на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации. Это весьма значительные величины, особенно НДС, который для ввезенных в

2007 г. товаров составил почти 63 % по отношению к НДС на товары (работы, услуги), реализованные на территории России [1, с. 367].

В своем совокупном объеме эти налоги, акцизы и доходы от внешнеэкономической деятельности составили: в 2005 г. - 2127,3 млрд руб. или 41,5 % доходов федерального бюджета по его фактическому исполнению, в 2006 - 2910,3 или 46,4 % и в 2007 - 3305,6 млрд или 42,5 % [4]. Таким образом, влияние рассматриваемых в совокупности результатов внешнеэкономической деятельности на формирование доходов федерального и тем самым консолидированного, бюджетов Российской Федерации при некоторых изменениях остается весьма значительным. В то же время расширение этих доходов по линии других источников можно было бы оценить как положительную в целом тенденцию.

1. Россия в цифрах. 2008: крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2008.

2. Россия в цифрах. 2008: крат. стат. сб. -С. 125; Россия в цифрах. 2006: крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2006. - С. 423, 425; Националь-

ные счета России в 1999-2006 годах: стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - С. 42.

3. Россия в цифрах. 2005: крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2005. - С. 317, 319; Россия в цифрах. 2006. - С. 329, 321.

4. Россия в цифрах. 2008. - С. 367; Россия в цифрах. 2006. - С. 331; Россия в цифрах. 2007: крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2007. -

С. 350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.