В. В. Удалов
ВЛИЯНИЕ МИРОВЫХ НЕФТЯНЫХ ЦЕН НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ1
В статье показаны особенности сырьевого сектора российской экономики, динамика мировых нефтяных цен, а также степень их влияния на внешнюю торговлю, валютный курс рубля, доходы и расходы федерального бюджета, развитие финансового рынка России.
Ключевые слова и словосочетания: мировые нефтяные цены, внешняя торговля, валютный курс рубля, федеральный бюджет, финансовый рынок.
Россия относится к числу стран с наиболее богатыми запасами углеводородов в мире. По данным Агентства по энергетической информации США, она занимает первое место по подтвержденным запасам природного газа (47 трлн. куб. м, или свыше 27% общемировых запасов) и восьмое место по подтвержденным запасам нефти (более 8 трлн. куб. м, составляющих 4,5% общемировых ее запасов). Это предопределило высокую степень развития индустрии добычи углеводородов, которая является основной отраслью в экспортном сегменте российской экономики. Доля энергоносителей в общем объеме российского экспорта превышает 60%.
Ключевую роль в усилении углеводородного сегмента российского сырьевого рынка сыграли мировые цены, и прежде всего мировые цены на нефть.
С середины 1980-х до начала 2000-х гг. ситуация на мировом нефтяном рынке характеризовалась колебаниями цен без явно выраженного тренда. Эти колебания проходили на фоне длительного застоя в Японии, спада и застоя в США и ЕС. Однако с начала 2000 г. начинает четко просматриваться тенденция к повышению мировых цен на нефть (рис. 1). Динамика цен объясняется традиционными факторами: цикличностью экономического развития; растущим мировым спросом на нефть; удорожанием нефти в связи с ухудшением условий ее добычи; регулирующими решениями ОПЕК, сдерживающими рост объема поставок нефти; политическим (а иногда и военным) давлением на нефте-
1 Статья подготовлена по результатам научно-исследовательской работы «Анализ российского рынка судостроения и оценка влияния мировых нефтяных цен на его развитие». Договор № НП-13-001, 2010 г. Руководитель доктор экономических наук В. А. Слепов.
добывающие страны. В целом все это и определило повышательную тенденцию цен. Однако ценовые изменения в 2008-2010 гг. в эти рамки уже не укладываются: ни в реальном спросе, ни в предложении кардинальных изменений не происходило. Объемы спроса и предложения были сбалансированы. Более того, начавшийся спад в экономике, прежде всего развитых стран, и сопутствующее ему сжатие спроса создавали предпосылки если не для снижения, то для замедления роста цен. Цены же, напротив, резко поползли вверх (в 1,6 раза), достигнув своего исторического максимума в июле 2008 г., а к январю 2009 г. еще более резко упали (почти в 4 раза).
Рис. 1. Динамика среднемесячных цен на сырую нефть сорта Brent на Лондонской международной торговой бирже1 (долл. за баррель)
Проблемы, возникшие в мировой экономике в середине 2000-х гг., связанные с глобализацией финансовых рынков, разбуханием финансовой сферы и надуванием «финансовых пузырей», не обошли и нефтяной сектор. Именно в это время нефтяной биржевой рынок превращается в важный сегмент международного финансового рынка, что приводит к деформациям в его функционировании. Цены определяются уже не только фундаментальными факторами реального нефтяного рынка (спрос-предложение, запасы, инвестиции в добычу), но и факторами
финансового рынка (соотношение курсов валют, изменение ставок рефинансирования). Возрастает волатильность показателей этого рынка.
Все эти процессы в мировой экономике, движении мировых нефтяных цен оказывают существенное влияние на основные макроэкономические показатели развития экономики России.
Поскольку в российском экспорте преобладают энергоносители, динамика российской внешней торговли в стоимостном выражении практически полностью определяется конъюнктурой мирового рынка энергоносителей, и прежде всего динамикой мировых нефтяных цен
Экспорт, млрд. долл. - Импорт, млрд. долл. - Цена нефти Brent (среднегодовая), долл. за баррель
Рис. 2. Влияние нефтяных цен на внешнюю торговлю России1
Для анализа механизмов влияния мировых нефтяных цен на объем российского экспорта был построен ряд линейно-регрессионных моделей. Наибольшей точностью отличается модель, включающая авторегрессионную компоненту и лагированный показатель цен на нефть:
Э( = a • Эг-i + b • Ц-1, где Эt - объем экспорта в месяце t;
Цг-1 - цена на нефть в месяце t - 1;
a, b - коэффициенты модели.
Из модели следует, что коэффициенты a и b для различных временных периодов различаются весьма существенно (таблица). Они связаны преимущественно со скоростью реакции экспорта и импорта на изменения нефтяных цен. Тем не менее за весь период при увеличении цен на нефть сорта Brent на мировом рынке на один доллар за баррель стационарный уровень экспорта1 повышается на 385-405 млн. долларов.
Оценка характеристик модели
Весь период 2001-2003 2004-2007 2008-2010
а 0,479 0,780 0,338 0,421
Ь 206,46 84,27 268,60 227,43
Коэффициент детерминации 0,974 0,632 0,896 0,907
Критерий Дарбина - Уотсона 2,039 2,245 2,068 1,812
Прирост стационарного значения Э при увеличении Ц на 396,28 383,05 405,74 392,80
единицу
Российский импорт на протяжении большей части анализируемого периода составлял от 55 до 65% экспорта без формирования устойчивого тренда изменения данного соотношения. Коэффициент детерминации для линейной регрессии, характеризующей зависимость российского импорта от экспорта, превышает 95%. В рамках данной модели увеличение экспорта на 1 млн. долларов увеличивает стационарный объем импорта на 595 тыс. долларов. Таким образом, в долгосрочной перспективе рост мировых цен на нефть на один доллар США за баррель ведет к увеличению российского импорта на 230-240 млн. долларов и соответственно отражается на сальдо торгового баланса.
Динамика мировых нефтяные цен относится к ключевым факторам формирования и движения валютного курса рубля (рис. 3).
Резкие колебания или долгосрочные ценовые тренды мировых цен на нефть сопровождаются однонаправленным изменением номинального валютного курса рубля. Однако умеренные колебания нефтяных цен практически не оказывают влияния на динамику этого курса. Это объясняется активной политикой Банка России, направленной на сглаживание колебаний номинального курса рубля и сдерживание его чрезмерного укрепления за счет масштабных валютных интервенций Банка
1 Под стационарным уровнем экспорта понимается такой уровень, при котором при неизменном уровне цен на нефть экспорт также не изменяется, т. е. Э( = Э(-1. При заданном уровне цен на нефть выполняется соотношение Э( = а • Э( + Ь • Ц, т. е. стационарный уровень экспортных доходов составит Ц • Ь / (1 - а).
России на внутреннем валютном рынке. В результате в период устойчивого роста цен на нефть (2003-2007) приобретение валюты Банком России (прирост международных резервов) составляло не менее 45% от чистого предложения иностранной валюты на внутреннем валютном
Среднемесячный курс евро к рублю, руб./евро Среднемесячный курс доллара США к рублю, руб./долл. Среднемесячная цена нефти Brent, долл. за баррель
Рис. 3. Влияние мировых нефтяных цен на курс рубля к ведущим иностранным валютам1
Покупка Банком России иностранной валюты стала одним из основных источников эмиссии рублей. Поэтому закономерна связь между конъюнктурой мирового сырьевого рынка и темпами прироста рублевой денежной массы. При этом корреляционный анализ свидетельствует о том, что динамика цен на нефть влияет на средне- и долгосрочные тренды изменения денежной массы, тогда как в краткосрочной перспективе такого влияния не отмечается. Это может объясняться тем, что изменения конъюнктуры мирового товарного рынка влияют на объ-
ем рублевой денежной массы через два промежуточных этапа - изменение объемов экспорта и изменение объемов операций Центрального банка на валютном рынке.
Линейно-регрессионная модель зависимости темпов прироста денежной массы от уровня мировых нефтяных цен может быть представлена в следующем виде:
(М, - Мм) = а ■ Мм + Ь ■ Ц, где М, - денежная масса (агрегат М2) в месяце г;
Ц, - цена на нефть в месяце г.
Данная модель позволяет объяснить более 70% изменений объема денежной массы в 1995-2010 гг. По результатам моделирования коэффициент а в модели составил 0,03, что соответствует среднегодовому приросту денежной массы на 6,1%. Коэффициент Ь составил 1,36, т. е. увеличение мировой нефтяной цены на 1 доллар за баррель способствовало ускорению годового роста денежной массы на 2,72 млрд. рублей. Объем денег в обращении (агрегат М1) почти не испытывал этого влияния. В то же время связь между конъюнктурой мирового сырьевого рынка и остатками на срочных депозитах была весьма устойчивой.
Динамика сырьевых цен оказывает также существенное влияние на доходы федерального бюджета (рис. 4). Для оценки характера этого влияния построен ряд моделей, наиболее эффективной из которых оказалась модель вида
Д = а ■ О, + Ь ■ Ц, + с, где Д, - доходы федерального бюджета1 в квартале ,;
О{ - ВВП в квартале I;
а, Ь, с - коэффициенты модели.
Данная модель характеризует более 90% колебаний моделируемого показателя. Коэффициент Ь в модели составляет 0,345, т. е. увеличение цены на нефть на один доллар США за баррель приводит к росту доходов федерального бюджета на 1,38 млрд. долларов в год. Они включают доходы от налогов на экспорт и добычу углеводородов, налог на прибыль нефте- и газодобывающих компаний, налог на добычу полезных ископаемых, таможенные пошлины, а также доходы государства от долей собственности в компаниях ТЭК. Коэффициент а в модели составляет 0,165, т. е. при неизменном уровне цен на нефть доходы бюджета повышаются на 16,5% за счет роста ВВП. С некоторой долей условности данный показатель можно рассматривать как индикатор
1 Для исключения возможного искажающего влияния курсовых колебаний бюджетные доходы и ВВП переведены в доллары США по среднеквартальному курсу.
эффективности налогообложения ненефтяного сектора российской экономики. При этом составляющая а • 0( в модели, отражающая влияние динамики ВВП на объемы доходов федерального бюджета, на протяжении большей части анализируемого периода превышает составляющую Ь • Ц отражающую влияние конъюнктуры нефтяного рынка, в 1,52,5 раза. Это означает, что в долгосрочной перспективе большее влияние на состояние государственных финансов оказывает ненефтяной сектор национальной экономики. Однако в краткосрочном периоде из-за высокой волатильности мировых нефтяных цен динамика бюджетных доходов может определяться прежде всего ситуацией в нефтегазовом секторе.
IZ^ Доходы федерального бюджета (в ценах 2009 г., трлн. руб.) ^^ Расходы федерального бюджета (в ценах 2009 г., трлн. руб.) Цена нефти Brent (среднегодовая), долл. за баррель
8
6
4
0
0
Рис. 4. Влияние мировых нефтяных цен на федеральный бюджет
Конъюнктура мирового сырьевого рынка оказывает существенное влияние на конъюнктуру российского финансового сектора. Наиболее наглядно это проявляется на рынке акций, котировки которых на протяжении большей части анализируемого периода двигались однона-правленно с ценами мирового рынка нефти (рис. 5). Эта связь объясняется преобладанием акций нефтегазовых компаний на российском рынке (только на три крупнейшие компании - «Газпром», «Лукойл» и «Роснефть» - приходится почти 40% капитализации российского рынка
акций). Кроме того, для многих неквалифицированных клиентов инвестиционных фондов, специализирующихся на определенных регионах, цены мирового сырьевого рынка являются ключевым индикатором инвестиционной привлекательности российской экономики в целом.
Среднемесячная цена нефти Brent, долл. за баррель - Индекс ММВБ, пунктов
Рис. 5. Влияние мировых нефтяных цен на российский рынок акций
Таким образом, конъюнктура мирового рынка нефти и его цен оказывает мощное влияние на развитие российской экономики. Это следует учитывать при разработке новой модели развития российской экономики, ориентированной на формирование инновационной сферы.
Список литературы
1. Бадалов А. Л. Перспективы развития российской экономики и их зависимость от инвестиционной деятельности компаний топливно-энергетического комплекса // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2008. - № 3 (21).
2. Обзор конъюнктуры мировых финансовых рынков // Деньги и кредит. - 2007-2010.
3. Ясин Е. Нефть, темпы и инфляция // Вопросы экономики. -2005. - № 9.