УДК 159
Зазнобова Т.Н.
магистрант
Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева (г. Красноярск, Россия)
ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в статье представлено теоретическое описание проблемы адаптации молодых специалистов в организации, определены показатели адаптации молодых специалистов: отношение к организации, отношение к руководству и коллегам отношение к себе, как специалисту. Представлены результаты эмпирического исследования показателей психологической адаптации молодых специалистов со стажем работы в организации менее 1 месяца.
Ключевые слова: психологическая адаптация, организация, молодые специалисты.
Новая работа - всегда стресс. Первый день на рабочем месте -практически для всех вновь принятых сотрудников - настоящее испытание. По статистике 40% новоиспеченных сотрудников принимают решение об увольнении после первого же дня, который прошел не совсем удачно, а многие в течение первых 2-3 недель заболевают. Зачастую новичком никто не занимается, в лучшем случае его представляют коллегам и предлагают ознакомиться с должностной инструкцией. Однако человеку на новом рабочем месте предстоит адаптироваться не только к новым должностным обязанностям, но и к коллективу, сложившимся правилам и стандартам поведения в конкретной организации.
Некоторые аспекты, относящиеся к проблеме психологической адаптации молодых сотрудников, затрагивали в своих работах Михалкина Е. В., Цветков В.
Л., Караяни А. Г., Котенев И. О., Агапова Е. П., Деточенко Л. С., Раховская Ю. И., Волкова Н. В., Лисовского Е. А., Лобачева А. С., Маслова А. В., Дикая Л. Г., Климова В. Т. Журавлев А. Л., Занковский А. Н.
Статус «молодой специалист» не определяется возрастом, а зависит от наличия опыта работы в качестве независимого профессионала.
По мнению Э.Ф. Зеера Е.А. Климова, в ходе формирования карьеры специалиста важным этапом является процесс приспособления, включающий в себя вступление в профессию через принятие новых стандартов, обучение умениям соответствовать этим стандартам, активное освоение технических аспектов работы и развитие личностных характеристик, необходимых для успешного выполнения профессиональной задачи.
Как отмечает А.И. Иванова, процесс адаптации означает, что социальная микросреда и личность вступают в диалектическое взаимодействие. Личность перестраивает свою психологическую структуру, меняет систему поведения и преобразует окружающую микросреду.
Преобразование психологической структуры личности и ее поведенческих систем является основой процесса психологической адаптации. Этот процесс включает в себя корректировку соответствия требованиям социальной среды и особенностям новой профессиональной сферы.
В качестве показателей психологической адаптации исследователями (Н.В. Волкова, В.А. Чикер , А.Я. Кибанов, Б.В. Петренко) выделяют:
- отношение к организации - отношение к нормам и ценностям организации, ответственное выполнение поставленных рабочих задач, эмоциональная и мотивационная приверженность к организации,
- отношение к коллегам и руководству - позитивных характер взаимоотношений с товарищами и администрацией, удовлетворенность этими отношениями,
- отношение к себе: положительное отношение к себе как к профессионалу, выраженное стремление к достижению успехов в профессиональной деятельности в организации, преобладание мотивационных
факторов удовлетворенности своей деятельности в организации, эмоциональный комфорт в среде организации.
Для исследования показателя «отношение к организации» был использован опросник для измерения организационной лояльности (ОСР) Л. Портера, в адаптации В.И. Доминяк, и факторы мотивационные «ответственность работы», «содержание работы» по тесту Ф. Герцберга.
Для исследования показателя «отношение к коллегам и руководству» была использована шкала «Принятие других» методики СПА К. Роджерса и Р. Даймонда и факторы «отношение с руководством», «сотрудничество в коллективе» по тесту Ф. Герцберга.
Для исследования показателя «отношение к себе как профессионалу» был использован опросник «Отношение к себе как профессионалу (ОСП) по методике С.В. Духновского, шкалы «Самовосприятие», «Эмоциональная комфортность» методики СПА К. Роджерса и Р. Даймонда, и факторы мотивационные «карьера и продвижение по службе», «достижение личного успеха» по тесту Ф. Герцберга.
Для исследования психологической адаптации молодых специалистов было проведено эмпирическое исследование на базе Учебного Центра РЖД г. Красноярска. В исследовании приняло участие 20 молодых специалистов, со стажем работы менее 1 месяца.
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.
Исследование по методике социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда показало, что:
- преобладающим является низкий уровень адаптации - представлен у 60% специалистов,
- большинство молодых специалистов - 65% имеют низкий уровень принятия других, не готовы принимать и уважать различия и мнения других,
- испытывают эмоциональный дискомфорт 60% молодых специалистов.
Исследование организационной лояльности показало, что большинство молодых специалистов имеют средний уровень организационной лояльности -65% специалистов характеризуются избирательным принятием некоторых организационных целей и ценностей, готовы прикладывать некоторые усилия для достижения наилучшего результата в интересах организации.
Результаты исследования по тесту Ф. Герцберга показали, что у молодых специалистов преобладают внешние факторы мотивации над внутренними.
У 65% молодых специалистов преобладает финансовые мотивы, признание в работе, отношения с руководством и сотрудничество в коллективе.
Анализ результатов исследования типа отношения к себе как профессионалу по опроснику С.В. Духновского показало, что половина молодых специалистов имеют пассивно-позитивное отношение, которые переживают позитивные чувства относительно себя, своих личностных и профессионально-психологических качеств, однако у них отсутствует выраженное стремление к профессионально и личностно-значимым целям и повышения профессиональной компетентности.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости оказания психологической помощи молодому специалисту на начальной профессиональной социализации личности, на стадии вхождения в профессию в актуализации потенциальных и резервных возможностей личности, помощи в освоении норм и требований профессионального сообщества, правил поведения в организации, выработки целей собственной профессиональной деятельности, надлежащего и творческого исполнения должностных обязанностей, развитие адекватного положительного отношения к себе, развитие мотивации к достижению успеха в профессиональной деятельности и достижению целей организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волкова Н.В., Чикер В.А. Адаптация персонала в российских организациях: различия профессиональной мотивации и уровня самомониторинга представителей трех поколений (на материале компаний г. Санкт-Петербурга) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2015. - №24. - С.21-38;
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2007. - 239 с;
3. Иванова А.И. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы // Вестник университета. - 2014. - № 9. - С. 255-259;
4. Кибанов А.Я., Коновалова В.Г., Ушакова М.В. Служба управления персоналом. М.: КноРус, 2010. - 230 с;
5. Климов Е.А. Пути в профессионализм (психологический взгляд). - М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 2003. - 318 с
Zaznobova T.N.
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev (Krasnoyarsk, Russia)
INDICES OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS IN ORGANIZATION
Abstract: the article presents a theoretical description of the problem of adaptation of young specialists in the organization, the indicators of adaptation of young specialists are determined: attitude to the organization, attitude to management and colleagues, attitude to oneself as a specialist. The results of an empirical study of indicators ofpsychological adaptation of young specialists with less than 1 month of work experience in the organization are presented.
Keywords: psychological adaptation, organization, young specialists.