УДК 159
Азиатова Л.К.
Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ СПОРТИВНОГО КЛУБА
Аннотация: в статье актуализированы вопросы адаптации молодых специалистов в педагогическом коллективе спортивного клуба. Рассмотрена система управления, задачи, критерии и показатели адаптации молодых специалистов в педагогическом коллективе спортивного клуба. А также этапы работы по успешной адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе спортивного клуба.
Ключевые слова: адаптация, адаптация молодых специалистов, система управления, молодой специалист, управление процессом адаптации.
Адаптация молодых специалистов во многом зависит от психологического климата в учреждении, стиля управления, профессиональной личностной зрелости специалиста, условий труда. В каждом учреждении есть своя система работы с молодыми специалистами, вырабатываются формы и методы, которые в результате будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодых специалистов. От того как специалиста встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого
специалиста, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.
Задача по управлению адаптацией молодых специалистов в основном лежит на руководителе и заместителе, который выстраивает систему методической работы со специалистом. Система работы состоит в усвоении информации об организации, и в обучении работе, поэтому в программу адаптации обязательно должно входить обучение.
Одной из важнейших задач администрации является организация профессиональной адаптации молодого специалиста к профессиональной среде. Решить данную проблему поможет создание системы наставничества. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Управление процессом адаптации - это:
планируемый и регулируемый процесс создания условий по включению молодого специалиста в профессиональную среду;
процесс целенаправленного воздействия на взаимное приспособление молодого специалиста и организации для повышения скорости и успешности адаптации [9, с. 167].
Современная система управления должна отвечать основным требованиям: она должна быть максимально эффективной; постоянно и регулярно обновляться; обеспечивать умеренную чувствительность к изменениям внешней среды. Построение системы управления адаптацией персонала требует тщательной разработки грамотного организационно-методического инструментария, для того, чтобы обеспечить успешность профессиональной адаптации работника и его дальнейшего профессионального роста и развития [9]. Посредством управления процессом адаптации молодых специалистов в организации происходит быстрое включение специалистов в профессиональную среду, плавный процесс вхождения специалистов в новые для них условия, постепенное совершенствование деловых и личных качеств работника.
В процессе построения системы управления адаптацией молодых специалистов решаются задачи:
выявление факторов положительного и отрицательного влияния на успешность процесса адаптации;
определение организационных условий совершенствования адаптации; разработка стандартов профессионального мышления и трудового поведения;
овладение ценностными ориентациями в рамках своей профессии; развитие устойчивого положительного отношения к выбранной профессии;
повышение конкурентоспособности персонала организации на рынке
труда;
повышение уровня профессионализма и лояльности персонала организации;
снижение текучести кадров;
разработка механизма адаптации к новому коллективу и профессиональной деятельности;
общее повышение эффективности производственной деятельности организации [9, с. 211].
Основными критериями и показателями адаптации молодых специалистов в педагогическом коллективе спортивного клуба выделяют:
Отношение к выполняемой работе (качество работы, соблюдение сроков выполнения работы и уровня сложности работы; желание работать в организации длительное время; активность, стремление к обучению, направленность личности; заинтересованность в работе; интерес к повышению квалификации и служебному росту);
Оценивание руководителем (овладение системой профессиональных знаний и навыков; соответствие степени профессиональной подготовки молодого специалиста требованиям; оценка трудовых показателей молодого специалиста);
Отношение молодого специалиста к коллективу (установка на продолжение работы в том же коллективе; идентификация себя с педагогическим коллективом; положительные взаимопонимания с руководством, с коллегами по работе; способность влиться в коллектив);
Отношение молодого специалиста к себе (внутренний комфорт, эмоциональное удовлетворение; чувство удовлетворения у молодого специалиста по вкладу в его профессиональную деятельность, желание совершенствоваться в профессии; овладение необходимым объемом знаний, навыков, требующихся для работы);
Отношение к трудовой деятельности (удовлетворенность работой, своих интересов, склонностей, оплата труда, условия труда, статус).
Эффективное управление организацией адаптацией молодых специалистов в педагогическом коллективе зависит от ряда условий:
в организации должен быть работник (наставник, методист и др.) либо подразделение (группа людей), которое непосредственно должно отвечать за адаптацию молодого специалиста в коллективе;
следует постоянно контролировать процесс адаптации молодых специалистов в педагогическом коллективе: выстроить систему контроля деятельности работы молодого специалиста и наставника (например, в виде контрольных тестирований и отчетов);
наличие благоприятного социально-психологического фактора в педагогическом коллективе. Морально-психологический климат педагогического коллектива служит основой закрепления молодого специалиста. До 90% уволившихся молодых педагогов причины ухода связывают с неблагоприятным морально-психологическим климатом. Это может быть связано с неумением руководителей создать благоприятные условия для педагогической деятельности начинающих молодых специалистов и их самообразования.
Система управления процессом адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе спортивного клуба включает в себя теоретическое обоснование структурно-функциональных компонентов данного процесса: целевого, организационного, диагностического, содержательного и результативного.
Система управления процессом адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе спортивного клуба включает следующие компоненты: цель и задачи, содержание, включающее в себя методы и приемы работы с молодым специалистом для успешной адаптации в педагогическом коллективе, основные направления работы, диагностику и результат.
Цель работы с молодыми специалистами: создание условий для успешной адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе спортивного клуба.
Задачи:
1. Создать условия для адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе спортивного клуба.
2. Выявить затруднения у молодых специалистов и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
3. Обеспечить постепенное вовлечение молодого специалиста во все сферы жизни образовательной организации.
4. Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя, оказывать индивидуальную методическую помощь.
5. Создать условия для развития профессиональных навыков молодых специалистов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания.
6. Развивать потребности у молодого специалиста к профессиональному самосовершенствованию.
Этапы работы по успешной адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе спортивного клуба представлены в виде схемы:
Рис.6. Этапы работы по успешной адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе спортивного клуба
Рассмотрим их более содержательно.
Диагностический этап (определение возможностей молодых специалистов, выявление личностных качеств и личностной сферы).
Мотивационно-прогностический этап (мотивация молодого специалиста на саморазвитие, построение циклограммы индивидуальной работы с молодым
специалистом, разработка программы по его успешной адаптации в педагогическом коллективе).
Содержательный этап модели включает основные направления работы по успешной адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе спортивного клуба.
Работа с молодыми специалистами по успешной адаптации в педагогическом коллективе включает в себя следующие направления:
Разработка системы внутриучрежденческого обучения по совершенствованию ИКТ-компетенций педагогов.
Создание информационного пространства в учреждении, которое будет способствовать повышению информированности педагогов, их профессиональной компетентности
Формирование потребности в постоянном саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании через сотрудничество, наставничество.
Формирование аналитических умений, самоанализ. Проверка уровня профессиональной компетентности молодого специалиста.
Ожидаемые результаты для молодых специалистов в процессе адаптации: создание единого информационного пространства в учреждении; повышение ИКТ-компетентности молодых педагогов в учреждении; разработка системы организации консультативной методической поддержки в сфере повышения информационной компетентности молодых педагогов;
активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов молодыми педагогами и как результат повышения качества и эффективности образовательного процесса;
создание банка медиаресурсов (мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе.
Успешная адаптация молодого специалиста. Формирование у наставляемых и наставников потребности к непрерывному саморазвитию и кадровому росту.
Повышение качества преподавания, совершенствование творческого потенциала молодых специалистов. Профилактика профессионального выгорания у молодых специалистов.
Управленческие инструменты, позволяющие осуществлять мониторинг уровня владения педагогами ИКТ-компетенций:
проведение анкетирования среди молодых педагогов по уровню владения ИКТ-технологиями;
повторное исследование уровня сформированности ИКТ -компетентности с использованием диагностических методик («Изучение уровня ИКТ компетентности педагогов в освоении современных информационных технологий»; Анкета для определения степени использования информационно -компьютерных технологий);
экспертные оценки определения уровня владения молодыми педагогами ИКТ-технологиями.
Все это позволит улучшить усвоение информации педагогами и повысить их заинтересованность в ИКТ-технологиях.
Эффективность адаптации молодых специалистов в педагогическом коллективе спортивного клуба может быть представлена следующими критериями:
овладение системой профессиональных знаний и навыков. Степень профессиональной подготовки молодого специалиста соответствует требованиям;
овладение профессиональной ролью - показ молодым специалистом поведения, установок в соответствии с ожиданиями заинтересованных лиц (руководителей, коллег и др.);
выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины. В поведении молодого специалиста отсутствуют негативные проявления: опоздания, прогулы, несоблюдение сроков выполнения работы и др.; самостоятельность при выполнении должностных функций; удовлетворенность выполняемой работой, устраивает содержание и условия работы, его статус, оплата труда и т.п.;
интерес к работе, видение перспектив, возможностей реализации своего потенциала;
стремление к совершенствованию в выбранной профессии, профессионального роста;
информированность по вопросам, связанным с выполняемой работой (профессиональные функции, коллектив, перспективы профессионального роста и др.);
социально-психологическая ассимиляция - полностью идентифицирует себя с педагогическим коллективом, разделяет его ценности, а коллектив воспринимает молодого специалиста как «своего»;
ощущение психологического комфорта и безопасности, уверенности в своих силах, в завтрашнем дне;
чувство справедливости совершаемых обменов (труд, отношение к работе - получаемые в ответ вознаграждения);
положительные взаимопонимание с руководством, с коллегами по
работе.
Таким образом, разработанная система при определенных условиях будет способствовать адаптации молодых специалистов в педагогическом коллективе спортивного клуба.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. - М: ЮНИТИ, 2008. - 208с.
2. Вайер Р. Социальное понимание и суждение: роль ситуационных моделей, нарративов и имплицитных теорий / Р.Вайер // Lawrence Erlbaum Associates, 2004. - 421 с.
3. Ван Маанен Дж. К теории организационной адаптации / Я. Ван Маанен, Э. Шайн // Поведение. - 1979. - Том. 1. - С. 209- 264.
4. Ваноус Ю. Новый сотрудник ориентация программ / Ю.Ваноус // Управление человеческими ресурсами комментарий. - 2000. - № 4. - С. 435- 451.
5. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2009. - 239 с.
6. Герхарт В. Насколько национальная культура ограничивает организационную культуру? / Б. Герхарт // Управления и организации. - 2009. - Том. 5. - С. 241-259.
7. Кибанов А.Я. Федорова Н.В. Управление персоналом - Москва: Изд. Финстатинформ, 2000 - 589 с.
8. Маусов Н.К. Адаптация персонала в организации / Н.К. Маусов, О.М. Ламскова // Управление персоналом. - 2014. - № 13 (99). - C. 26-31.
9. Рудавина Е.Р. Большая книга директора по персоналу / Е.Р. Рудавина, В. Екомасов. -СПб.: Питер, 2011. - 363 с.
Aziatova L.K.
Tyumen State University (Tyumen, Russia)
MANAGEMENT SYSTEM OF ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS IN TEACHING STAFF OF SPORTS CLUB
Abstract: article actualizes issues of adaptation of young specialists in teaching staff of a sports club. Management system, tasks, indicators of adaptation of young specialists in the teaching staff of a sports club are considered. As well as stages of work on the successful adaptation of a young specialist in teaching staff of a sports club.
Keywords: adaptation, adaptation of young specialists, management system, young specialist, adaptation process management.