Непрерывное профессиональное образование
УДК 37.078
Е. Ю. Бухтиарова
Клуб молодых педагогов: поддержка учителя в освоении профессии
Аннотация
Клуб молодых педагогов, созданный при Учебно-методическом центре городского округа Щелково, стал одной из эффективных форм повышения квалификации и адаптации учителей, недавно окончивших вуз. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление затруднений, с которыми сталкиваются учителя в ходе освоения педагогической деятельности. Определены аспекты деятельности и компетенции молодых педагогов, требующие особого внимания на занятиях Клуба молодых педагогов.
I Ключевые слова: Клуб молодых педагогов; затруднения молодых педагогов; анкетирование; компетентностный подход.
E. Yu. Bukhtiarova
Young teacher's club: supporting teachers in mastering the profession
Abstract
Young Teacher's Club created at the Educational Methodological Center of Shchelkovo Urban District has become one of the most effective forms of advanced training and adaptation of teachers who have recently graduated from the university. The article presents the results of a study aimed at identifying the difficulties that teachers face when mastering pedagogy, and determines activities and competencies of young teachers that require special attention at Young Teacher's Club.
Keywords: young teacher; Young Teacher's Club; difficulties; questionnaire; competency approach; competencies.
68
Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2020
В 2018/19 учебном году в Клубе молодых педагогов для выявления затруднений учителей, недавно окончивших вуз, была подготовлена анкета. Электронное тестирование проводилось на основе Google.форм. Группа опрошенных учителей состояла из 133 человек, преимущественно из подмосковных школ. Из 133 педагогов, ответивших на вопросы, 22% — это мужчины. Возраст респондентов в основном варьируется от 20 до 24 лет (свое мнение высказали также педагоги старшего возраста). Стаж 1-2 года имеют 39,1% опрошенных педагогов; 3-4 года — 32,2%; стаж до года — 21,8%; 5 лет — 6,8%. Большую часть опрошенных составили учителя-предметники, преподающие физическую культуру, русский язык и литературу, физику, математику, историю, английский язык и другие дисциплины. В группу опрошенных педагогов вошли также учителя начальных классов.
Тестирование проводилось для выявления затруднений учителей, чтобы по его результатам скорректировать программу работы Клуба молодых педагогов. Разработанный тест включал три блока вопросов: общие сведения об участниках анкетирования, вопросы по педагогическим затруднениям, оценка компетенций педагогической деятельности. Также тестирование включало вопрос о необходимости повышения квалификации молодых педагогов сразу после окончания вуза.
Исследованию затруднений в педагогической деятельности посвящены работы И. П. Виноградовой, И. А. Зимней, А. К. Марковой, А. А. Онип-ко [6], М. М. Поташника и М. В. Левита [7].
И. А. Зимняя [2] видит затруднения в коммуникациях, связанных как с деятельностью самого педагога, так и с учебной деятельностью обучающегося. И. А. Зимняя определяет основные области затруднений как «барьеры» общения: этно-социокультурные, статусно-позиционно-ролевые, возрастные, индивидуально-психологические, деятельностные, межличностные. Затруднения в общении, по мнению И. А. Зимней, влияют на педагогическую и учебную деятельность всех его субъектов.
Согласно А. К. Марковой, «затруднения — это трудности постановки и решения педагогических задач, точного планирования результата действия, недостаточная гибкость изменения задач по ходу урока, сужение их содержания за счет исключения воспитывающей и развивающей функций. Мы видим проблему в проявлении недостаточной личностной, предметно-профессиональной и деятельностной саморегуляции, а также в недостаточном развитии тех или иных педагогических компетенций» [4, с. 80].
Методической основой тестирования стали исследования Н. М. Полетаевой, Е. А. Родиной, И. А. Сияловой [8], В. В. Рябовой, М. А. Ивановой [5] и др. Опираясь на их практические изыскания, мы и составили свой опросник.
Результаты опроса показали, что только 30% из 133 педагогов ощущают высокую степень адаптации к профессии (10-9 баллов), 50% чувствуют себя лишь хорошо на выбранном поприще (8-7 баллов), менее адаптированы 14% учителей (6-5 баллов), 6% не удовлетворены своей адаптацией к профессии учителя (0-3).
В связи с этим обратимся к затруднениям, которые испытывают учителя в процессе педагогической деятельности, и их причинам. Среди причин неудовлетворенности работой в учебном заведении учителя назвали (предполагалось несколько вариантов ответа на тест) неадекватную оплату труда, чрезмерную загруженность работой (большая часть педагогов с небольшим стажем тратит на внеурочную деятельность более семи часов в день), недостаточные условия для самообразования, низкий престиж работы учителем, нравственное состояние учащихся, высокую психоэмоциональную нагрузку, а также недостаточную оснащенность учебного процесса.
Сегодня во многих школах остро стоит вопрос о чрезмерной нагрузке учителей-предметников за счет большого объема урочных часов. Этот вопрос особенно актуален для молодого педагога, которому в первый год работы важно успевать повышать свои практические навыки и заниматься самообразованием.
Опрос также показал, что наибольшие затруднения молодые учителя испытывают в проведении внеклассных мероприятий; в работе с документацией и составлении многочисленных отчетов; в общении с родителями; в проведении уроков; в календарно-тематическом планировании; в общении с администрацией и поддержании дисциплины на уроке. К наиболее распространенным затруднениям, связанным непосредственно с учебным процессом (отметим, что они скорее являются исключением из правил), относятся следующие: создание проблемно-поисковых ситуаций в обучении, подготовка для учащихся заданий различной степени трудности, организация само- или взаимоконтроля, организация своевременного контроля и коррекции ЗУНов учащихся, активизация учащихся в обучении, развитие творческих способностей учащихся.
Путём самооценки и самоконтроля педагогов, пришедших на занятие Клуба молодых педагогов, нам удалось выявить пробелы в развитии их компетенций. «Самоанализ своей педагогической деятельности позволяет учителю выявить сильные и слабые стороны в своей работе. Ведь бывает и так, что учитель, прекрасно зная положительные аспекты в своей работе, пытается обойти неудачи стороной, не выявляя причины и не пытаясь над ними работать. Причем это свойственно как начинающим педагогам, так и педагогам с большим стажем работы» [9].
Бухтиарова Е. Ю.
Клуб молодых педагогов: поддержка учителя в освоении профессии
69
Компетентным, вслед за А. К. Марковой и Г. В. Вишневецкой, мы считаем труд учителя, «в котором на достаточно высоком уровне осуществляются педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность ученика, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников» [4, с. 5]. Компетентность учителя включает в себя «соотношение его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств — с другой» [Там же].
Мы провели анкетирования на основе классификации педагогических компетенций, описанной в статье Г. В. Вишневецкой [1, с. 135]. Она выделяет следующие профессионально-педагогические компетенции:
• предметная компетенция (знания в области преподаваемого предмета, методологии предмета);
• общепедагогическая компетенция (знания в области индивидуальных особенностей психологии, психофизиологии и познавательных процессов личности);
• профессионально-коммуникативная компетенция (практическое владение приёмами эффективного общения);
• инновационная компетенция (владение современными технологиями развивающего обучения);
• исследовательская компетенция (владение навыками исследовательской деятельности);
• рефлексивная компетенция (умение обобщить свою работу);
• информационно-коммуникативная компетенция (владение основами ИКТ для обслуживания потребностей учебного процесса). Заметим, что в неудовлетворительном состоянии находится такая компетенция, как владение навыками исследовательской деятельности, что соотносится с нехваткой времени у молодых педагогов на самообразование. Многие из них (57%) сомневаются, могут ли они создать инновационный проект для своей школы, 18% уверены, что не
смогут этого не сделать. Развитие данной компетенции дало бы им возможность оптимизировать время и достигнуть желаемых успехов в повышении своей квалификации. Большинство молодых педагогов (93%) заинтересовано в повышении своего профессионализма, поэтому важно помочь им в овладении умением обобщать свою деятельность. Знакомство с современными технологиями развивающего обучения поможет нашей группе молодых педагогов справиться с затруднениями, возникающими в ходе учебного процесса. Также наше тестирование показало, что учителя нуждаются в тренингах педагогического общения — 40% (54 человека), а 60% из отвечавших на вопросы учителей хотят посещать курсы повышения квалификации и творческие лаборатория (27%), участвовать в дебатах (12%) и форумах (20%).
Результаты тестирования показали, что сплоченность педагогического коллектива оказывает положительное влияние на молодого учителя, пришедшего в школу после вуза. Не меньшую роль в процессе его адаптации играет педагог-наставник. «Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения специалиста к своей профессиональной деятельности. Для самого педагога наставничество является наиболее эффективным способом повышения своей квалификации, развития инновационного содержания собственной трудовой деятельности, выхода на более высокий уровень профессиональной компетентности» [3]. Молодые педагоги отметили, что свободно могут обратиться за помощью к более опытным коллегам (75% отметили реальную поддержку со стороны коллег).
Таким образом мы определили методы работы с молодыми учителями, испытывающими педагогические затруднения, и компетенции, которые будем развивать в ходе работы Клуба молодых педагогов. Это на шаг приблизило нас к формированию новой модели работы с молодыми учителями.
Литература
1. Вишневецкая Г. В. К вопросу о профессиональной компетентности педагога в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» / Г. В. Вишневецкая // Педагогический опыт: теория, методика, практика. — 2015. —№ 1 (2). — С. 135-136.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. — 3-е издание, пересмотренное. — Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. — 448 с. —
ISBN 978-5-9770-0518-0.
3. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / И. В. Круглова. — Москва: [Б. и.], 2007.
4. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя / А. К. Маркова. — Москва: Просвещение, 1993. — 192 с. — ISBN 5-09-003639-Х.
5. Молодой учитель: проблемы, адаптация, становление. Информационно-аналитический бюллетень по результатам мониторингового исследования в 10 учебных округах г. Москвы / В. В. Рябова, М. А. Иванова и др. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2001. — 55 с.
6. Онипко А. А. Образовательные потребности и траектории современной молодежи / А. А. Онипко // Дискуссия. — 2013. — № 2 (32). — С. 64-67.
70
Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2020
7. Поташник М. М. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования / М. М. Поташник, М. В. Левит; ред. Т. С. Ки-сарова. — Москва: Педагогическое общество России, 2014. — 320 с. — ISBN 978-5-93134-450-8.
8. Стажировка молодых педагогов как условие становления профессиональной зрелости: монография / Н. М. Полетаева, Е. А. Родина, И. А. Сиялова, Л. Е. Лукина, М. С. Задвор-
ная, А. Н. Кулиш. — Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. — 316 с.
9. Фомина Т. П. Самоанализ деятельности учителя как основа управления процессом обучения через осмысление собственного педагогического опыта // Молодой ученый. — 2018. — № 16. — С. 319-320. — URL: https://moluch.ru/ archive/202/49666/ (дата обращения: 11.10.2019).
References
1. Vishnevetskaya G. V. K voprosu o professionalnoi kompe-tentnosti pedagoga v usloviiakh vvedeniia «Professionalnogo standarta pedagoga» [On teacher professional competence in view of «Teacher profesiional standard» implementation]. Pedagogicheskii opyt: teoriia, metodika, praktika, 2015, n. 1 (2), pp. 135-136.
2. Zimniaya I. A. Pedagogicheskaia psikhologiia: uchebnik dlia vuzov [Educational psychology]. 3-e izdanie, peresmotrennoe [3rd edition, revised]. Moskva: Moskovskii psikhologo-sotsial-nyi institut; Voronezh: NPO «MODEK», 2010. 448 p.
3. Kruglova I. V. Nastavnichestvo kak uslovie professionalnogo stanovleniia molodogo uchitelia: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk [Mentorship as a condition of professional grows of young teachers: synopsis of a PhD thesis]. Moskva: s.n. . 2007.
4. Markova A. K. Psikhologiia truda uchitelia: kniga dlia uch-itelia [Psychology of teaching: book for teachers]. Moskva: Prosveshchenie, 1993. 192 p.
5. Riabova V. V., Ivanova M. A. et al. Molodoi uchitel: problemy, adaptatsiia, stanovlenie. Informatsionno-analiticheskii biulleten po rezultatam monitoringovogo issledovaniia v 10 uchebnykh okrugakh g. Moskvy [Young teacher: problems, adaptation, development. Bulletin of information and analysis based on the results of a monitoring study in 10 educational districts of Moscow]. Moskva: Moskovskii gorodskoi pedagogicheskii universitet, 2001. 55 p.
6. Onipko A. A. Educational needs and modern youth trajectory. Diskussiya [Discussion], 2013, n. 2 (32), pp. 64-67. (In Russian)
7. Potashnik M. M., Levit M. V. Kak pomoch uchiteliu v osvoenii FGOS: posobie dlia uchitelei, rukovoditelei shkol i organov obra-zovaniia [How to help teachers master FSES: guide for teachers, heads of school and education authorities]. Ed. T. S. Ki-sarova. Moskva: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2014. 320 p.
8. Poletaeva N. M., Rodina E. A., Siialova I. A., Lukina L. E., Za-dvornaia M. S., Kulish A. N. Stazhirovka molodykh pedagogov kak uslovie stanovleniia professionalnoi zrelosti: monografi-ia [Internship for young teachers as a condition of reaching professional maturity: monograph. Sankt-Peterburg: LGU im. A. S. Pushkina, 2014. 316 p.
9. Fomina T. P. Samoanaliz deiatelnosti uchitelia kak osnova up-ravleniia protsessom obucheniia cherez osmyslenie sobstven-nogo pedagogicheskogo opyta [Teacher's self-analysis as the basis for managing learning process through understanding their own pedagogical experience]. Molodoi uchenyi [Young scientist]. 2018, n. 16, pp. 319-320. Available at: https:// moluch.ru/archive/202/49666/ (accessed 11 October, 2019).