Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
социально-психологическая адаптация / молодой специалист / инклюзивное образование / образовательная организация / диагностические методики / удовлетворенность трудом / socio-psychological adaptation / young specialist / inclusive education / educational organization / diagnostic techniques / job satisfaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багинская А. С.

В данной статье автор рассматривает социально-психологическую адаптацию молодых специалистов в системе инклюзивного образования. Научная новизна исследования заключается в том, что изучены особенности социально-психологической адаптации молодых специалистов образовательных организаций, проанализированы качества личности и профессиональные умения, которыми необходимо обладать при работе в системе инклюзивного образования, проанализированы социальные факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию молодых специалистов. Проведено эмпирическое исследование с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования. Данная статья может быть полезна молодым специалистом образовательных учреждений, педагогам-психологам, директорам образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багинская А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS IN SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION

In this article the author examines the socio-psychological adaptation of young professionals in the inclusive education system. The scientific novelty of the study lies in the fact that the features of socio-psychological adaptation of young specialists of educational organizations were studied, the personality qualities and professional skills that must be possessed when working in the inclusive education system were analyzed, and the social factors influencing the socio-psychological adaptation of young specialists were analyzed. An empirical study was conducted to study the characteristics of socio-psychological adaptation of young professionals in the inclusive education system. This article may be useful to young specialists in educational institutions, educational psychologists, and directors of educational organizations.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 159

Багинская А.С.

студент, 3 курс кафедры психологии и дефектологии Сочинский государственный университет (г. Сочи, Россия)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в данной статье автор рассматривает социально-психологическую адаптацию молодых специалистов в системе инклюзивного образования. Научная новизна исследования заключается в том, что изучены особенности социально-психологической адаптации молодых специалистов образовательных организаций, проанализированы качества личности и профессиональные умения, которыми необходимо обладать при работе в системе инклюзивного образования, проанализированы социальные факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию молодых специалистов. Проведено эмпирическое исследование с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.

Данная статья может быть полезна молодым специалистом образовательных учреждений, педагогам-психологам, директорам образовательных организаций.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, молодой специалист, инклюзивное образование, образовательная организация, диагностические методики, удовлетворенность трудом.

Ежегодно в образовательные учреждения приходят работать молодые люди, стремясь реализовать свои профессиональные амбиции. Они сталкиваются с адаптационным периодом, важность успешного прохождения которого трудно переоценить. От успешной деятельности на данном этапе во многом зависит, останется ли специалист в профессии, не разочаруется ли в выбранном пути. К сожалению, многие молодые специалисты, столкнувшись с трудностями, принимают решение сменить профессию. Чтобы этого избежать,

необходимо научиться эффективно преодолевать все препятствия и не останавливаться на достигнутом. И очень хорошо, когда есть те или то, что может помочь. Молодым специалистам необходима психолого-педагогическая поддержка.

Большинство образовательных учреждений включают в себя инклюзивное образование. Молодой специалист должен быть готов к данной системе и понимать, что его ждет. Инклюзивное образование предполагает создание равных возможностей для всех учащихся, включая детей с особыми образовательными потребностями. Для успешной адаптации молодых специалистов в этой системе необходимо развивать не только профессиональные навыки, но и эмоциональную устойчивость и готовность к постоянному обучению. Работа в инклюзивной среде требует умения сотрудничать с коллегами, родителями и специалистами по инклюзивному образованию, а также видеть в каждом ученике его индивидуальные потребности. Поддержка со стороны опытных коллег и специалистов, а также готовность к постоянному профессиональному росту и развитию играют важную роль в успешной адаптации молодых специалистов в образовательных учреждениях.

Актуальность данной темы заключается в том, что многие молодые специалисты системы образования уходят из образовательных организаций в первые годы работы. Одна из причин - не справился с трудностями в период адаптации.

Проблема исследования состоит в том, что необходимо способствовать успешной социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.

Цель исследования: выявить основные факторы, влияющие на успешную социально-психологическую адаптацию молодых специалистов и разработать план мероприятий по повышению эффективности этого процесса в системе инклюзивного образования.

Объект: адаптация молодых специалистов.

Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования. Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.

2. Обобщить представления о социально-психологической адаптации.

3.Проанализировать специфику адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.

4. Провести эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.

Впервые проблема эффективности способов адаптации молодых педагогов была рассмотрена в работах зарубежных психологов З.Фрейда и Д. Карнеги, а также была представлена в научных трудах таких российских и советских ученых как Л.С. Выготский, Э.Ф. Зеер, Е.А. Рябоконь, Е. Г. Черникова.

Адаптацию молодых специалистов рассматривали в своих работах следующие авторы: М. А. Дмитриева, Ф. Б. Березин, Г. С. Никифоров, А. А. Налчаджян, А. К. Маркова, Ш. А. Амонашвили, С. И. Архангельский, П. П. Блонский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. С. Макаренко, А. К. Маркова, А. В. Мудрик, Б. П. Невзоров, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, А. А. Вербицкий, Ф. Н. Гоноболина, Л. М. Митина, А. Н. Ходаков и другие.

Вопросы формирования готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривали И. В. Возняк, Л. М. Кобрина, О. С. Кузьмина, И. Н. Хафизуллина, В. В. Хитрюк, А. Я. Чигрина, Ю. В. Шумиловская, E. Fitzsimons, Sh. Hardiman и другие.

Эмпирическая база исследования: молодые специалисты инклюзивных образовательных учреждений городов Сочи и Екатеринбурга в количестве 36 человек.

Научная новизна исследования заключается в том, что изучены особенности социально-психологической адаптации молодых специалистов образовательных организаций, проанализированы качества личности и профессиональные умения, которыми необходимо обладать при работе в системе инклюзивного образования, проанализированы социальные факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию молодых специалистов, разработана психолого-педагогическая программа для молодых специалистов образовательных организаций.

Социально-психологическая адаптация молодых специалистов включает в себя широкий спектр навыков и умений, начиная от коммуникации и установления авторитета до работы над собственным развитием и адаптацией к новым условиям.

Исходя из рассмотрения специфики молодых специалистов как особой категории трудовых ресурсов, можно сказать, что молодые специалисты - особая категория работников предприятий, организаций, учреждений, работающие в течении трех лет после получения диплома об образования. В широком смысле - мы говорим о молодежи с высшим и средним специальным образованием в возрасте от 18 до 30 лет, составляющей особую группу персонала, характеризующуюся, прежде всего тем, что она находится в стадии трудового и социального самоопределения и обладает рядом специфических признаков, отличающих ее от других поколений [7].

Деятельность специалиста зависит не только от профессиональной компетентности, но также от эффективности его взаимодействия с другими людьми. Недостаток практического опыта компенсируется хорошим образованием, активным отношением к работе и желанием добиться максимальных успехов в жизни. Но, это касается не всех молодых специалистов [2].

Необходима поддержка молодых специалистов от администрации образовательного учреждения, от педагога-психолога, коллег со стажем.

Для работы в системе инклюзивного образования у молодого специалиста должна быть сформирована профессиональная готовность, которая требует от него гибкости, толерантности, умения работать в коллективе и готовности к постоянному профессиональному росту.

Для определения уровня социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования было проведено эмпирическое исследование. Его целью выступило изучение уровня социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования, в связи с чем был проведен выбор диагностических методик, сформированы группы респондентов из числа молодых специалистов, а также проанализированы результаты состояния социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.

Для эмпирического исследования было сформировано три группы респондентов: воспитатели дошкольных образовательных учреждений, педагоги общеобразовательных школ, коррекционные специалисты, к которым отнесены психологи, логопеды и дефектологи. В общем, число респондентов составило 36 молодых специалиста, разбитых по группам по 12 человек.

Были выбраны следующие диагностические методики: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Р. Роджерса и Р. А. Даймонда, методика «Интегральная удовлетворенность трудом» А. В. Барташева, анкетирование «Удовлетворенность системой инклюзивного образования».

По методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда были получены следующие результаты: молодые специалисты во всех трех группах имеют выше среднего уровня социальной адаптивности и психологической зрелости, они интегрированы в своем социальном окружении и готовы поддерживать оптимальный баланс между социальными требованиями и самореализацией.

По методике «Интегральная удовлетворенность трудом» полученные данные показали, что наибольшая общая удовлетворенность трудом

обнаруживается в группе испытуемых коррекционных специалистов - 22,2 балла. Интерес к работе выступает как ведущий мотив адаптированности молодых специалистов осуществлять профессиональную деятельность в инклюзивном образовательном процессе, для коррекционных специалистов он составляет 5,2 балла, для учителей - 4,8 балла, и самый наименьший показатель в этой оценке принадлежит воспитателям, составив 3,8 балла. Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками также признается молодыми специалистами в качестве одного из наиболее ведущих факторов, которые способствуют их успешной адаптации в работе. Среднее значение этой оценки для коррекционных специалистов составляет 5,1 балл, для учителей - 4,8, для воспитателей - 4,7. Наименьшие баллы были показаны по элементу профессиональной ответственности. Полученные средние показатели по воспитателям - 0,8, учителям - 1,5 и коррекционным специалистам - 1,7 указывают на то, что они средне оценивают те ситуации, когда не удается выполнить возлагаемую на них работу, тем самым можно указать на то, что часто они сталкиваются с трудными ситуациями, а также перезагрузкой своего рабочего времени.

Можно сделать вывод о том, что удовлетворенность профессиональной деятельностью в системе инклюзивного образования не представляется как достаточно полная. Это все оказывает свое влияние на снижение уровня адаптированности молодых специалистов, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в условиях инклюзии.

Приведенные данные позволяют прийти к выводу о том, что наибольшая удовлетворенность трудом обнаруживается в группе испытуемых коррекционных специалистов (психологов, логопедов, дефектологов). Возможными факторами такого положения могут выступать следующие:

- осуществление индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения в здоровье,

- осуществление профессиональной деятельности в более комфортных условиях, чем это происходит в дошкольных образовательных учреждениях и в рамках школы,

- наличие гибкого графика осуществления профессиональной деятельности в образовательной организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ассель, Г.И. Стратегический маркетинг / Г.И. Ассель. - М.: ИНФРА, 2006. - 245 с.;

2. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации/ Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. - Москва, 2016. - 462 с.;

3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: Дело, 1994. - 216 с.;

4. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия.) - М.: Ереван, 1988. - 237 с.;

5. Нечай Е. М. Инклюзивное образование: реальная проблема современного образования в России [Электронный ресурс] / Е. М. Нечай. Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/doklad-na-tiemu-inkliuzivnoieobrazovaniie-rieal-naia-probliema-sovriemiennogho-obrazovaniia-v-rossii.html (дата обращения 15.03.2023 г.);

6. Почекаева И.С. Эффективные способы адаптации выпускников педагогических вузов к осуществлению профессиональной деятельности в школе / И.С. Почекаева // Молодой ученый. - 2018. - № 54. - С. 121-125;

7. Хохлова Л.П. Исследование адаптирующей способности коллективов. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания / Л.П. Хохлова // Вопросы психологии. - Москва, 1984. - С. 174-176.

Baginskaya A.S.

Sochi State University (Sochi, Russia)

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

OF YOUNG SPECIALISTS IN SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION

Abstract: in this article the author examines the socio-psychological adaptation of young professionals in the inclusive education system. The scientific novelty of the study lies in the fact that the features of socio-psychological adaptation of young specialists of educational organizations were studied, the personality qualities and professional skills that must be possessed when working in the inclusive education system were analyzed, and the social factors influencing the socio-psychological adaptation of young specialists were analyzed. An empirical study was conducted to study the characteristics of socio-psychological adaptation of young professionals in the inclusive education system.

This article may be useful to young specialists in educational institutions, educational psychologists, and directors of educational organizations.

Keywords: socio-psychological adaptation, young specialist, inclusive education, educational organization, diagnostic techniques, job satisfaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.