Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МАГИСТРАНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МАГИСТРАНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МАГИСТРАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Диана Игоревна

В статье представлены результаты изучения особенностей социально-психологической адаптации молодых сотрудников государственного и негосударственного предприятий, а также их самоактуализации и самореализации в контексте профессиональной деятельности. Под эффективной адаптацией в данной работе понимается социально-психологическая интеграция в профессиональную деятельность, с наименьшими физическими, моральными и психологическими затратами со стороны личности и возможностью самоактуализации работника в трудовом коллективе. В частности, рассматриваются психологические аспекты проявления профессионально значимых личностных качеств респондентов в рамках их реализации в форматах hard skills и soft skills; определяются роль коллектива в процессе адаптации молодых сотрудников, а также уровень их самоактуализации в данной жизненной и профессиональной ситуации. В статье проанализированы факторы эффективности процесса интегрированности сотрудников в профессиональную сферу деятельности. Исследование проведено в Московском авиационном институте с участием магистрантов очно-заочной формы обучения по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». Проанализирован опыт психолого-педагогического проектирования индивидуальной траектории раскрытия личностного потенциала в процессе выстраивания карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пономарева Диана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF UNDERGRADUATES OF HUMANITARIAN SPECIALTIES TO THE REALIZATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES

The article presents the results of studying the features of socio-psychological adaptation of young employees of state and non-state enterprises, as well as their self-actualization and self-realization in the context of professional activity. Effective adaptation in this work is understood as socio-psychological integration into professional activity, with the least physical, moral and psychological costs on the part of the individual and the possibility of self-actualization of the employee in the labor collective. In particular, the psychological aspects of the manifestation of professionally significant personal qualities of respondents in the framework of their implementation in the formats of hard skills and soft skills are considered; the role of the team in the process of adaptation of young employees, as well as the level of their self-actualization in this life and professional situation is determined. The article analyzes the factors of the effectiveness of the process of integration of employees into the professional sphere of activity. The study was conducted at the Moscow Aviation Institute with the participation of full-time and part-time undergraduates in the areas of “Economics” and “Management”. The experience of psychological and pedagogical design of an individual trajectory of personal potential disclosure in the process of building a career is analyzed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МАГИСТРАНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

Психологическая адаптация магистрантов гуманитарных специальностей к реализации профессиональных компетенций

Пономарева Диана Игоревна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Московского авиационного института (национального исследовательского университета) E-mail: [email protected]

В статье представлены результаты изучения особенностей социально-психологической адаптации молодых сотрудников государственного и негосударственного предприятий, а также их самоактуализации и самореализации в контексте профессиональной деятельности. Под эффективной адаптацией в данной работе понимается социально-психологическая интеграция в профессиональную деятельность, с наименьшими физическими, моральными и психологическими затратами со стороны личности и возможностью самоактуализации работника в трудовом коллективе. В частности, рассматриваются психологические аспекты проявления профессионально значимых личностных качеств респондентов в рамках их реализации в форматах hard skills и soft skills; определяются роль коллектива в процессе адаптации молодых сотрудников, а также уровень их самоактуализации в данной жизненной и профессиональной ситуации. В статье проанализированы факторы эффективности процесса интегрированности сотрудников в профессиональную сферу деятельности. Исследование проведено в Московском авиационном институте с участием магистрантов очно-заочной формы обучения по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». Проанализирован опыт психолого-педагогического проектирования индивидуальной траектории раскрытия личностного потенциала в процессе выстраивания карьеры.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, магистранты, профессиональные компетенции, самоактуализация, психодиагностика.

Введение

Реализация профессиональных компетенций в избранной профессии - это приобретение соответствующих трудовых навыков и умений, а также активное личностное становление, принятие профессии, вживание в нее. Социальный заказ в HR-практике учитывает необходимость задействования организационного потенциала молодых сотрудников в профессиональной сфере [1]. Формирование и развитие социально ориентированных компетенций - важное условие освоения необходимых навыков, выполнение которого возможно в процессе освоения образовательных программ магистратуры очно-заочной и заочной форм обучения [8]. Осознание проблем общества привело к усилению тенденции рассмотрения личности как активного субъекта деятельности с многовариантным творческим содержанием.

Актуальность проблемы адаптации в трудовом коллективе и самоактуализации личности в нем определяется развитием российского общества, переживающего разные этапы изменений: реализация национальных проектов, модернизация экономики, промышленности, решение основных задач по профессиональной подготовке и переподготовке квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своими базовыми трудовыми навыками и ориентированных в смежных областях деятельности. Современное общество нуждается в специалистах, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; приобретению соответствующего социального статуса, реализации собственной профессиональной карьеры и успешной социально-психологической адаптации на предприятии [2; 9]. Эти требования особенно актуальны в связи с востребованностью высокопрофессиональных креативных сотрудников, успешно адаптирующихся на производстве. Чтобы специалист был успешно интегрирован в организацию, требуется ознакомление его с основными сторонами жизнедеятельности предприятия, включающими ценности компании, а также нормативные и поведенческие характеристики [3; 5].

Такая ориентация предполагает систему социально-психологических средств и методов, способствующих профессиональному самоопределению личности, ее самоактуализации в ходе формирования смысло - жизненной ориентации; повы-

сь о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

шению конкурентоспособности и, как следствие -адаптированности к новым общественным условиям, реализации собственной профессиональной карьеры [4; 6; 7]. В связи с этим становится актуальным исследование фундаментальных качеств личности, мотивационных характеристик социально-психологической адаптации и самоактуализации в сфере ее профессиональной деятельности.

При поступлении на новое место работы человек попадает в определенную организацию со своей структурой, спецификой производства и коллективом, в систему внутриорганизационных отношений со своими требованиями, нормами и правилами поведения. Социально-психологическая адаптация в трудовом коллективе представляет собой процесс, возникающий в ответ на значительную новизну окружающей среды, включающий формирование и реализацию целей и программ поведения работника. Именно на этом этапе важно, чтобы молодой сотрудник как можно раньше получил всю необходимую для него информацию о предприятии и стал полноправным членом трудового коллектива, при этом не испытывая дополнительных стрессовых нагрузок; достижению этой цели помогает успешная социально - психологическая интеграция в профессиональную среду [10; 11; 12].

В этом контексте магистрантам гуманитарных специальностей очно-заочной формы обучения, трудоустроенным в государственном и част-

ном секторе, в ходе учебного процесса по изучению психологических дисциплин было рекомендовано выполнить проектную психодиагностическую работу. Главной целью работы в данном случае является обобщение результатов психологической самодиагностики для выявления проблемных зон в структуре личности и определения индивидуально-психологических особенностей организационного поведения.

Сравнительный анализ особенностей личностных качеств у сотрудников государственных и частных предприятий (как социально-психологических компонентов адаптационного процесса)

В эмпирическом исследовании принимали участие 40 человек: 20-сотрудники государственных предприятий и 20 - негосударственных предприятий; средний возраст испытуемых - 30 лет, образование - высшее (бакалавриат). Для решения поставленных задач применялись следующие методики: диагностический опросник социально-психологической адаптированности(СПА) личности (К. Роджерс и Р. Даймонд); тест самоактуализации личности (Э. Шостром); шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга (адаптирована Ю.Л. Ханиным) (табл. 1).

Таблица 1. Интерпретация результатов по интегральным шкалам (Тест СПА)

Интегральный показатель Интерпретация по шкалам

Шкала «АДАПТАЦИЯ» 0-30% - низкий уровень адаптивности, снижение контактности, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Трудности адаптации в какой-то новой социальной группе; 30-70% - норма адаптированности, адекватная самооценка, выбор широкого круга общения, наличие референтной группы; 70-100% - высокая адаптированность личности, самооценка адекватна либо несколько завышена, дистанция для общения расширяется, эффективное позитивное общение с представителями различных соц. статусов, гибкое поведение, андрогенный тип.

Шкала «САМОПРИЯТИЕ» 0-30% - низкий уровень самоприятия, вплоть до негативного отношения к себе, характерно наличие комплексов, повышенное чувство вины, неадекватная Я-концепция; 30-70% - нормальный средний уровень самоприятия; на сознательном уровне фиксируются свои достоинства и недостатки; адекватно оценивается отношение к своему внешнему и внутреннему образам «Я»; 70-100% - высокий уровень самоприятия, основное внимание фиксируется на своих положительных качествах, в ценностях преобладают личностные.

Шкала «ПРИЯТИЕ ДРУГИХ» 0-30% - низкий уровень эмпатии; многие незнакомые люди воспринимаются подозрительно и враждебно, завышен барьер проявления положительных эмоций и чувств по отношению к другим людям; 30-70% - норма, окружающие воспринимаются адекватно, отмечается терпимость к недостаткам других, лояльное отношение к другим; 70-100% - высокая степень способности к аттракции, принятие других систем ценностей и другого образа жизни, высокая эмпатия.

Шкала «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ» 0-30% - низкий уровень, подверженность негативным психическим состояниям; 30-70% - самочувствие в норме, психическое состояние в норме, ТО есть нет провоцирующего негатива; 70-100% - повышенный жизненный тонус, оптимизм, высокая стрессоустойчивость, жизнерадостность.

Шкала «ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ» 0-30% - преобладает внешний контроль, т.е. свое поведение, систему ценностей, образ жизни личность ставит в зависимость от внешних обстоятельств; в большинстве случаев зависит от норм и правил, установленных в данном социуме, от стереотипов поведения и восприятия; 30-70% - средний уровень локус контроля, в зависимости от ситуации либо отдает предпочтение общественному мнению, ориентируется на обшепринятые нормы, правила, традиции и стереотипы поведения, либо руководствуется собственными убеждениями, правилами и установками; 70-100% - доминирование личного мнения, самоуверенность, стремление во всем полагаться на себя и рассчитывать на свои силы, знания и способности

о с

и

см

Окончание

Интегральный показатель Интерпретация по шкалам

Шкала «ДОМИНИРОВАНИЕ» 0-30% - исполнительность, возможно, уход от ответственности; 30-50% - предпочтение быть ведомым, а не ведущим в отношениях с другими; 50-70% - претензии на лидерство (формальное или неформальное); 70-100% - ярко выраженные лидерские черты, потребность руководить, подчинять себе других, ставить в психологическую зависимость от себя.

Обработка данных с помощью критерия Стью-дента позволила сделать вывод о существовании достоверных различий (р < 0,030) в уровне социально-психологической адаптированности сравниваемых. Значение показателей «Приятие других» и «Локус контроля» у сотрудников частного предприятия достоверно выше, чем у сотрудников госпредприятия, о чем свидетельствуют значимые различия на уровне достоверности р < 0,050, и на уровне достоверности р < 0,033 соответственно. Это свидетельствует о том, что на частном предприятии работники более адаптированы к рабочей обстановке в трудовом коллективе и стремятся ее контролировать. Значение показателей «Самоприятие» и «Эмоциональная комфортность» также свидетельствует о сравнительно высокой самооценке сотрудников частных предприятий.

«Локус контроля» отражает, в какой степени личность ощущает себя активным субъектом своей деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Более высокие значения (р<0,033) этой шкалы у сотрудников частных предприятий показывают, что данные работники в большей мере полагают, что происходящие с ними события являются результатом реализации их профессиональных компетенций. Тогда как у работников государственных предприятий в большей мере наблюдается тенденция полагать, что происходящие с ними события являются результатом действия внешних сил (обстоятельств, поведения других людей и т.д.). «Приятие других» отражает уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. На частном предприятии позитивный полюс более выражен (р <0,050) - это принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. «Доминирование» отражает степень стремления человека добиваться лидерства в межличностных отношениях. На частном предприятии преобладают более низкие показатели - это означает, сотрудники более склонны к соблюдению субординации и исполнительности. «Самоприятие» у работающих на частных предприятиях незначительно выше, чем на государственных предприятиях, что показывает одобрение себя в целом, самоуважение, позитивную самооценку у работников данных компаний. «Эмоциональная комфортность» у сотрудников частных предприятий также незначительно выше, чем на государственных предприятиях - это свидетельствует о преобладании положительных эмоциональных состояний респондентов (Рис. 1).

Гос. предприятие

I Частн. предприятие

Рис. 1. Особенности социально-психологической адаптации сотрудников государственных и частных предприятий

По результатам методики Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» можно сделать вывод об индивидуальных различиях магистрантов. Личностная тревожность достоверно выше у работающих на частных предприятиях, что соответствует и большему значению по шкале «локус контроля», но не превышают уровня умеренной тревожности. Это свидетельствует о достаточно высокой адаптированности на данных предприятиях. Статистические данные имеют достоверные различия 1 = - 2,306 и р< 0,024. Ситуативная тревожность у работающих на госпредприятиях несколько выше (Рис. 2).

Ситуативная тревожность

■ Гос. предприятие

Личностная тревожность Частн. предприятие

Рис. 2. Сравнение уровня реактивной и личностной тревожности сотрудников государственных и частных предприятий

Сравнительная оценка особенностей самоактуализации работников государственных и частных предприятий

В результате анализа полученных данных по методике Э. Шострома по шкале «ориентация во времени» (базовый конструкт) у работников частных предприятий проявился достоверно более высокий уровень самоактуализации (р < 0,017 по Ькрите-рию Стьюдента). Это означает, что они в среднем более мотивированы на настоящее по сравнению с прошлым и будущим. При высокой активности личности - они акцентируют внимание на достижение своих целей «здесь и сейчас», живут по прин-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U см

ципу «Я поступаю согласно своим взглядам и влечениям». Работники государственных предприятий склонны придавать большее значение уже свершившимся событиям. В будущем они ставят перед собой идеализированные цели. По шкале «сензи-тивность» (дополнительный конструкт) у сотрудников частных предприятий выявлен достоверно более высокий уровень, чем на государственных предприятиях. Это означает, что они в среднем более глубоко переживают свои собственные чувства и потребности (р < 0,025 по Ькритерию Стьюдента). По шкале «познавательные способности» (дополнительный конструкт) работники частных предприятий демонстрируют достоверно более высокую самоактуализацю, что означает стремление к познанию закономерностей окружающего мира (р < 0,011 по Ькритерию Стьюдента). По шкале «контактность» (дополнительный конструкт) у работников частных предприятий проявился более высокий уровень самоактуализации (р < 0,072 по критерию Стьюдента). Вышеизложенное говорит о том, что существуют достоверно значимые различия в уровнях самоактуализации у сотрудников сравниваемых предприятий (рис. 3).

14 12 10 8 6 4 2 0

□ Гос. предприятие _ □ Частн. предприятие _

# Л"" Л"" .V

> .¿Р .iP Я'

л*

f///////W//

4 <?

J? <?

Z/WoW/ у</V <8

A"

J

Рис. 3. Сравнение сотрудников государственных и негосударственных предприятий по параметрам самоактуализации

Структурный анализ социально-психологической адаптации и профессионально-личностных характеристик магистрантов - сотрудников государственных и частных предприятий

Для выяснения общих причин, обуславливающих личностные особенности, социальное поведение и отношение к окружающему коллективу сотрудников государственных и негосударственных предприятий, выполнен факторный анализ полученных данных - ANOVA (Analysis Of Variance). Факторный анализ позволил выявить 5 доминирующих факторов, охватывающих 61% работников государственных предприятий. У магистрантов, занятых на государственных предприятиях, выявлены следующие типологические группы, охватывающие разные объемы дисперсии. Первый фактор, составляющий 21%

дисперсии, отражает проблемы самоактуализации работников госпредприятий. Сотрудники с высоким уровнем самоактуализации обладают профессионально значимыми личностными особенностями и не имеют повышенной тревожности. Второй фактор, составляющий 14% дисперсии, представляет группу сотрудников с яркими личностными особенностями, с высоким чувством самоприятия, доминирования, мало чувствительных к стилю управления предприятием, к условиям жизни; стремятся к повышению профессионального роста. Третий фактор, составляющий 11% дисперсии, представляет особую группу людей с высокой ситуативной тревожностью. Эта группа наиболее требовательна к взаимоотношениям в коллективе и отношениям вне работы. Четвертый фактор, составляющий 8% дисперсии, включает людей, воспринимающих себя и мир в единой целостной системе бытия. Пятый фактор, составляющий 7% дисперсии, отражает число служащих, хорошо адаптированных в коллективе, для которых характерен внешний локус контроля.

Среди магистрантов, трудоустроенных в частном секторе, выявлены 5 доминирующих факторов, охватывающих 65% у работников негосударственных предприятий. Первый фактор (34% дисперсии) представляет группу работников с высоким уровнем социально-психологической адаптации и самоактуализации. Второй фактор (10% дисперсии) включает группу сотрудников с индивидуальными личностными особенностями, высоким чувством самоприятия, доминирования и контактности. Третий фактор (9% дисперсии) представляет особую группу респондентов, которые ощущают себя активным субъектом собственной деятельности, наиболее удовлетворены условиями работы и отношениями вне работы. Четвертый фактор (7% дисперсии) включает людей, наиболее активно стремящихся к пониманию мира. Пятый фактор (5% дисперсии) представляет число работников с повышенной личностной тревожностью; их адаптация зависит от социально-психологического климата в коллективе и от стиля руководства.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о достоверном различии в уровне социально-психологической адаптации у сотрудников сравниваемых предприятий. У работников частных предприятий более выражена лояльность к социальному окружению, «приятие других». Эти сотрудники воспринимают себя активными субъектами собственной деятельности (интерналь-ный «локус контроля»), тогда как у работников государственных предприятий в большей мере проявляется тенденция оценивать происходящие с ними события как результат действия внешних сил (обстоятельств, вмешательства других людей и т.д.). Это свидетельствует о том, что на частных предприятиях работники более адаптирова-

ны к существующим социально-психологическим условиям. Такие сотрудники более реалистичны при принятии решений, они активнее учитывают особенности складывающейся ситуации, в большей мере нацелены на выполнение принятых ранее решений. Проведенная сравнительная оценка особенностей самоактуализации работников государственных и частных предприятийпоказывает, что служащие частного сектора демонстрируют более высокий уровень самоактуализации по шкале «ориентация во времени» (базовый конструкт); по шкалам «сензитивность», «познавательные способности» и «контактность» (дополнительные конструкты).

Сравнительный анализ выделенных типовых групп магистрантов позволил выявил следующие принципиальные различия между ними. Так, на негосударственных предприятиях больший процент сотрудников реализует потребность в самоактуализации. На государственных предприятиях таких работников меньше, они значительно консервативней, у них выражена потребность в эмоциональном комфорте.

В процессе выполнения психодиагностической проектной работы параметры социально-психологической адаптации в трудовом коллективе изучались во взаимосвязи с процессами самоактуализации личности. Исследование показало, что конструкты самоактуализации отражают не только принятые магистрантами в данных обстоятельствах способы регуляции собственного поведения, а взаимосвязь с устойчивыми личностными образованиями, в которых закрепился опыт отношения к себе, к другим людям, к временным ориентирам, достижениям и креативности, и в целом - к жизненным ценностям. Обобщение результатов психологической самодиагностики позволило выделить доминантные направления личностного саморазвития обучающихся в магистратуре, что послужит позитивным фактором дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности.

Литература

1. Агафонова М. С., Щербатых О.С. Организационная социализация и первичная адаптация персонала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. С. 476-480.

2. Алексеева К.А. Адаптация персонала как фактор повышения производительности труда // Наука и современность. - 2014. - № 28. -С.144-148.

3. Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум для акад. бакалавриата. - М.: Юрайт, 2017. - 381 с.

4. Казанцева Е.Е. Адаптация персонала: современный взгляд // Управление развитием персонала. - 2014. - № 2. С. 90-98.

5. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА,- 2014. - С. 67.

6. Коган Е.А., Пономарева Д.И. Опыт организации научно-исследовательских кружков в школах как направление профориентационной работы кафедры вуза // Высшее образование в России. 2020. т. 29. № 10. с. 135-143.

7. Кочнева Л.В., Пономарева Д.И. Исследование карьерных предпочтений как условие развития профессионального самосознания студентов технических и гуманитарных факультетов вузов // Инициативы XXI века. 2018. № 3-4. С. 74-76.

8. Кузьмичева А.А., Пономарева Д.И. Психологические особенности формирования профессиональных компетенций студентов аэрокосмических вузов // Современное педагогическое образование. 2020.№ 6. С. 106-110.

9. Мальцева И.Н. Начало пути: работа с молодыми специалистами / И.Н. Мальцева // Справочник по управлению персоналом. - 2005. -№ 9. - С. 56-66.

10. Пономарева Е.А., Пономарева Д.И. Психологические аспекты стресс-менеджмента в профессиональной деятельности педагогов высшей школы // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы XI Международной научно-практической конференции. в 2-х частях. Научный редактор В.И. Казаренков. - М.: РУДН, 2018. С. 408-411.

11. Пономарева Д.И. Роль социально-психологического климата в формировании организационной культуры консалтингового предприятия // Инновации и инвестиции. 2020. № 4. с. 105109.

12. Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Юрайт, 2019. - 246 с.

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF UNDERGRADUATES OF HUMANITARIAN SPECIALTIES TO THE REALIZATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES

Ponomareva D.I.

Moscow Aviation Institute (National Research University)

The article presents the results of studying the features of socio-psychological adaptation of young employees of state and non-state enterprises, as well as their self-actualization and self-realization in the context of professional activity. Effective adaptation in this work is understood as socio-psychological integration into professional activity, with the least physical, moral and psychological costs on the part of the individual and the possibility of self-actualization of the employee in the labor collective. In particular, the psychological aspects of the manifestation of professionally significant personal qualities of respondents in the framework of their implementation in the formats of hard skills and soft skills are considered; the role of the team in the process of adaptation of young employees, as well as the level of their self-actualization in this life and professional situation is determined. The article analyzes the factors of the effectiveness of the process of integration of employees into the professional sphere of activity. The study was conducted at the Moscow Aviation Institute with the participation of full-time and part-time undergraduates in the areas of "Economics" and "Management". The experience of psychological and pedagogical design of an individual trajectory of personal potential disclosure in the process of building a career is analyzed.

Keywords: socio-psychological adaptation, undergraduates, professional competencies, self-actualization, psychodiagnostics.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

References

1. Agafonova M. S., Shcherbatykh O.S. Organizational socialization and primary adaptation of personnel // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2017. pp. 476-480.

2. Alekseeva K.A. Personnel adaptation as a factor of increasing labor productivity // Nauka i sovremennost. - 2014. - No. 28. -pp. 144-148.

3. Bazarov T. Yu. Psychology of personnel management: textbook and workshop for academies. Bachelor's degree. - Moscow: Yurayt, 2017. - 381 p.

4. Kazantseva E.E. Personnel adaptation: a modern view // Personnel development management. - 2014. - No. 2. - pp. 90-98.

5. Kibanov A. Ya. Personnel management of the organization. M.: INFRA,- 2014. - P. 67.

6. Kogan E.A., Ponomareva D.I. The experience of organizing research circles in schools as a direction of career guidance work of the university department //Higher education in Russia. 2020. vol. 29. No. 10. pp. 135-143.

7. Kochneva L.V., Ponomareva D.I. The study of career preferences as a condition for the development of professional

self-awareness of students of technical and humanitarian faculties of universities // Initiatives of the XXI century. 2018. No. 3-4. pp. 74-76.

8. Kuzmicheva A.A., Ponomareva D.I. Psychological features of the formation of professional competencies of students of aerospace universities // Modern pedagogical education. 2020. No. 6. pp. 106-110.

9. Maltseva I.N. The beginning of the path: working with young specialists / I.N. Maltseva // Handbook of Personnel Management. - 2005. - No. 9. - pp. 56-66.

10. Ponomareva E.A., Ponomareva D.I. Psychological aspects of stress management in the professional activity of higher school teachers // Higher school: experience, problems, prospects. Materials of the XI International Scientific and Practical Conference. in 2 parts. Scientific editor V.I. Kazarenkov. - M.: RUDN, 2018. pp. 408-411.

11. Ponomareva D.I. The role of the socio-psychological climate in the formation of the organizational culture of a consulting enterprise // Innovations and investments. 2020. No. 4. pp. 105-109.

12. Pochebut L. G., Chiker V.A. Organizational social psychology. -2nd ed., ispr. and add. M.: Yurayt, 2019. - 246 p.

o d

u

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.