Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Едиханова Юлия Мансуровна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)
СОПРОВОЖДЕНИЕ процесса СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация. В статье рассмотрены основные вопросы психологического сопровождения процесса социально-психологической адаптации персонала предприятия. Представлены особенности социально-психологической адаптации, описаны возможности психологического сопровождения и психокоррекции затруднений в адаптации сотрудников предприятия с помощью специальной программы. Выявлены факторы и условия, способствующие успешному психологическому сопровождению обозначенного феномена у сотрудников предприятия.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, сотрудники предприятия, психологическое сопровождение, условия, факторы.
Annotation. The article deals with the main issues of psychological support of the process of socio-psychological adaptation of the company's personnel. The features of socio-psychological adaptation are presented, the possibilities of psychological support and psychocorrection of difficulties in the adaptation of employees of the enterprise with the help of a special program are described. The factors and conditions that contribute to the successful psychological support of the designated phenomenon in the employees of the enterprise are identified.
Keywords: socio-psychological adaptation, company employees, psychological support, conditions, factors.
Введение. В настоящее время, в постоянно и активно меняющихся условиях жизнедеятельности, человеку всё чаще приходится сталкиваться с проблемами смены места работы, должности, перехода в новый коллектив внутри предприятия, что предполагает естественный процесс профессиональной и личностной адаптации. Неотъемлемой частью профессиональной деятельности сотрудника выступает его социально-психологическая адаптация к условиям предприятия. Неизбежно этот процесс сопровождается при этом возникновением у работника разнообразных трудностей.
По результатам междисциплинарных исследований, направленных на изучение особенностей процесса психологической адаптации сотрудников, было выявлено, что период «вживания» новых работников в условия организации у каждого разный, обусловленный разнонаправленными причинами и факторами (возраст, наличие опыта профессиональной деятельности, степень знакомства с коллективом и пр.). Не последнее место в этом процессе занимают именно психологические факторы (индивидуально-типологические особенности личности, эмоциональная сфера, коммуникативные качества, мотивационно-личностные и волевые особенности). Определенные затруднения, детерминированные новой социальной ситуацией, сменой привычной профессиональной действительности, индивид испытывает во время замещения новой должности или вхождения в новый коллектив. Кроме этого, трансформация личностных качеств, преобразование потребностно-мотивационной сферы обусловлены освоением новых должностных инструкций, выполнением новых профессиональных задач.
Вовлекаясь в новые производственные отношения, индивид может одновременно, выполняя профессиональную деятельность, переживать различные психологические затруднения, отрицательные эмоциональные состояния (страх, неуверенность в себе, тревожность), испытывать проблемы поведенческого плана, обусловленные фрустрацией, служебной иерархией, правилами коллектива, переоценивать свой уровень притязаний и ценности. Всё это говорит о том, что сотрудник, находящийся в процессе адаптации к новым условиям профессиональной деятельности, нуждается в планомерной психологической поддержке, способствующей преодолению вышеуказанных факторов и обеспечению эффективности адаптационного процесса.
Однако как показывает анализ деятельности кадровых служб предприятия, вопросы компетентности работников этих служб в сопровождении адаптационного периода сотрудника остаются открытыми. Зачастую кадровые службы не берут на себя ответственность в создании благоприятных социально-психологических условий, определяющих успешность адаптации сотрудника. А в части организаций отсутствуют базовые программы адаптации и условия для успешного протекания социально-психологической адаптации не создаются вообще.
Изложение основного материала статьи. Аспекты социально-психологической адаптации в профессиональной сфере остаются в центре внимания и не теряют свою актуальность в психологических исследованиях. Изучение вопросов адаптации, в том числе профессиональной, нашло отражение в многочисленных исследованиях ученых, среди которых: К.А. Абульханова-Славская, Г.А. Балл, А.А. Реан, А.А. Налчаджян, А.В. Филиппов, М.А. Дмитриева, В.П. Казначеев, Ф.Б. Березин, А.Н. Жмыриков, Г. Селье.
На определение «социальная адаптация» имеется несколько воозрений, ее понимают как: как вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников (Д.В. Ольшанский, Г.М. Андреева); как взаимодействие личности и социальной среды, которая приводит к адекватным соотношениям целей и ценностей личности и группы; процесс адаптации возникает в ситуации, когда среда способствует реализации потребностей личности и раскрытию ее индивидуальности; феномен социально-психологической адаптации возникает при взаимодействии личности и социальной среды в периоды изменения привычной среды, или, когда возникает необходимость изменить способ взаимодействия с нею (Г.М. Андреева).
Карымова О.С., Чурносова К.В. определяют социально-психологическую адаптацию как вхождение личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами.
Наше исследование по изучению особенностей социально-психологической адаптации сотрудников проводилось на базе открытого акционерного общества г. Шадринска, Курганской области. На этапе констатирующего эксперимента были задействованы сотрудники, находящиеся в процессе адаптации к новым условиям профессиональной деятельности, в количестве 100 человек. В исследовании принимали
участие специалисты разного возраста. Все испытуемые находились на занимаемой должности сравнительно малый промежуток времени, следовательно, процесс адаптации к предприятию был не завершен. Для диагностики использовался психодиагностический комплекс (методика «Самооценка психологической адаптивности», «Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности», «Шкала субъективного благополучия» Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова), который позволил выявить особенности данного процесса.
Анализ результатов самооценки психологической адаптивности сотрудников предприятия позволил выделить три уровня этого процесса. Выяснилось, что 27% респондентов чувствуют себя комфортно на новом рабочем месте, активно устанавливают контакты с новыми коллегами, процесс трудовой деятельности, по их мнению, протекает эффективно. Небольшие затруднения адаптации, но стабильность процесса отметили 18% опрошенных. Большая часть испытуемых (55%), находящихся в тот момент в условиях приспособления к новым условиям труда, отметили, их адаптация проходит сложно, сопровождается затруднениями в профессиональной деятельности, перемежается с негативными чувствами и отрицательными эмоциями, дискомфортом и трудностями в установлении межличностных отношений в новом трудовом коллективе.
Оценка эмоционально - деятельностной адаптивности позволила нам так же выделить три уровня адаптивности сотрудников: у 24% сотрудников процесс адаптации сопровождается положительным эмоциональным состоянием, они испытывают положительные эмоции связанные со своей деятельностью, не ощущают эмоционального дискомфорта; примерно такое же количество работников ответили, что процесс адаптации протекает более-менее равномерно, однако, эмоциональный фон сотрудника может меняться, но не оказывать влияния на их трудовую деятельность. 51% респондентов подчеркнули, процесс адаптации протекает у них довольно сложно, они испытывают отрицательные эмоции. Отмечают, что преобладает негативный эмоциональный фон в коллективе, что осложняет трудовую деятельность, вызывая стрессовые состояния или фрустрацию.
Аналогичные данные мы получили при анализе результатов, полученных при помощи «Шкалы субъективного благополучия», что позволило нам также проследить разноуровневость изучаемого феномена: четверть сотрудников не испытывают внутреннего дискомфорта, они удовлетворены своей жизненной ситуацией, не испытывают эмоциональных проблем, при этом они осознают, что положительные эмоции доминируют над отрицательными эмоциями; треть испытуемых, отвечавших на вопросы методики, говорят о том, что серьезные проблемы отсутствуют, но нельзя сказать о полном эмоциональном комфорте и удовлетворенностью своей жизнью; половина выборки опрошенных отметили, они не удовлетворены своей жизнью, испытывают внутренний дискомфорт и постоянную фрустрацию, находятся в постоянном эмоциональном напряжении.
Количественный и качественный анализ экспериментальных данных дал возможность выделить уровни социально-психологической адаптированности сотрудников. В основу выделения уровней легли такие критерии как: эмоциональное состояние, наличие, либо отсутствие внутреннего дискомфорта, установление межличностных контактов с коллегами, наличие или отсутствие отрицательных эмоциональных состояний, таких как: фрустрация, стресс, тревога, страх. При высоком уровне (28%) процесс адаптации не осложнен внутренними и внешними факторами, протекает без эмоциональных затруднений и дискомфорта. Сотрудники легко устанавливают межличностные контакты в профессиональной среде, не испытывают внутреннего дискомфорта и удовлетворены своей жизнью, профессиональной деятельностью и её результатами. Средний уровень (23%) наблюдался у сотрудников процесс адаптации которых протекает стабильно, без каких-либо ярких проявлений, но иногда возникают затруднения в выполнении новых обязанностей и режимных моментов на предприятии, но в основном профессиональная деятельность вызывает положительные эмоции и удовлетворение. Испытуемые с низким уровнем (49%) характеризуется ощущением постоянного эмоционального дискомфорта, отрицательными эмоциональными состояниями, стрессом, фрустрацией, процесс адаптации затягивается и может привести к определенным эмоциональным проблемам на работе и в семье. При этом удовлетворение своей жизнью и деятельностью отсутствует, коммуникативные контакты с коллегами затруднены, зачастую вообще не установлены, мотивация достижения в трудовой деятельности снижена.
Таким образом, результаты исследования особенностей социально-психологической адаптации сотрудников на предприятии указали на необходимость внедрения специально разработанной программы психологического сопровождения процесса адаптации с применением методов, тактик и технологий психокоррекционного воздействия.
На этапе формирующего эксперимента нами была создана и внедрена программа психологического сопровождения процесса адаптации сотрудников, рассчитанная на 25 комплексных занятий, с периодичностью 2 раза в неделю. В состав экспериментальной группы вошло 15 испытуемых в возрастном диапазоне от 25 до 45 лет. Программа включала в себя комплекс методов и техник, направленных на решение следующих задач: создать комплекс условий способствующих эффективному процессу адаптации; повысить коммуникативную компетентность сотрудников; повысить эмоциональный фон сотрудников; создать благоприятную атмосферу для снижения чувства тревоги и беспокойства сотрудников на новом месте работы. Кроме этого, в программе представлены рекомендации административно-управляющим работникам предприятия.
Психокоррекционное воздействие осуществлялось на основе внешних и внутренних механизмов, среди которых можно выделить: интерперсональное влияние, имитационное поведение, групповая сплоченность, универсальность страданий, отреагирование, альтруизм, сообщение информации и пр.
Подбор методов психокоррекционного воздействия осуществлялся на основе деятельностного принципа коррекции и принципа комплексности психологического воздействия, поэтому методами коррекционного воздействия выступили арт-терапия, музыкотерапия, метод релаксации и психогимнастики, дискуссии, ролевые игры, игротерапия.
Все занятия программы имели общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Каждое занятие данной программы состояло из вводной, основной и заключительной части, соблюдая принцип учета эмоциональной окрашенности материала.
Программа включала в себя несколько этапов, имея в виду принцип постепенности вхождения в коррекционный процесс. Диагностический этап, в соответствии с принципом единства диагностики и
коррекции, предварял и завершал цикл коррекционно-развивающих занятий, в том числе происходила оценка эффективности проделанной работы.
Установочный этап направлен на создание доверительной атмосферы в группе, эмоционального комфорта участников, актуализации чувства сплоченности. В рамках занятий установочного этапа проводились игровые упражнения, включающие методы, основанные на вербальной и невербальной активности, которые способствовали сближению участников друг с другом, созданию положительной мотивации на общение, снятие напряжения, формированию эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние участников. В данном блоке мы актуализировали механизмы групповая сплоченность и сообщение информации.
Основной этап включал в себя несколько последовательных блоков, реализация которых обеспечивала решение цели программы и поставленных задач в соответствии с компонентами: личностным, мотивационным, волевым, эмоциональным, коммуникативным и поведенческим компонентами. При этом нами были актуализированы следующие механизмы: интерперсональное влияние, имитационное поведение, альтруизм, развитие техники межличностного общения, отреагирование и универсальность страданий.
Коммуникативный блок предполагал формирование и развитие коммуникативных качеств, способствующих развитию навыков установления контактов в новом коллективе. Эмоциональный блок заключал в себе упражнения на снижение уровня тревожности у сотрудников предприятия, которые недавно поступили на работу, так как тревога является одним из отрицательных эмоциональных состояний. Целью поведенческого блока являлось формирование умений и навыков бесконфликтного общения и решения ситуаций и проблем конструктивным путем. Основной целью волевого блока было, научить испытуемых преодолевать стрессовые ситуации и научиться нивелировать отрицательные эмоциональные состояния. Приступая к реализации личностного блока, мы ставили перед собой цель помочь участникам найти внутреннюю гармонию и принять и одобрять свое внутреннее «Я». В этой части программы использовались методы арттерапии и музыкотерапии. Мотивационный блок являлся одним из основных блоков, так как именно он помог новым сотрудникам принять и осознать свое место работы, повысить уровень мотивации. После каждого проведенного блока занятий проводился мониторинг достижения участниками группы поставленных задач.
Завершающий этап имел целью ассимиляцию и интеграцию полученных знаний и приобретенного опыта в свою повседневную жизнь сотрудников предприятия.
Качественный анализ, проведенный по результатам внедрения психологической программы сопровождению процесса психологической адаптации сотрудников на предприятии, выявил факторы, детерминирующие эффективную её реализацию:
1. Отсутствие у испытуемых представлений о социально-психологической адаптации, ее особенностях проявления и протекания.
2. Стадиальное овладение навыками преодоления и улучшения социально-психологической адаптации.
3. Низкий уровень психологической культуры среди испытуемых, затрудняет психокоррекционный процесс, потому что большинство испытуемых не понимали цели занятий и часто негативно реагировали на какие-либо упражнения или игры.
4. Социальная загруженность. Наличие у респондентов проблем и препятствий социального характера относящиеся к семье, несоответствие уровня заработной и финансовых затрат. Оплата различного рода счетов.
5. Низкий уровень сформированности навыков и умений позволяющих способствовать успешной социально-психологической адаптации у сотрудников.
6. Низкий уровень внутренней мотивации респондентов, а так же отсутствие внешней мотивации со стороны администрации предприятия.
В качестве условий успешной социально-психологической адаптации сотрудников выступили: применение в ходе коррекционной работы упражнений и техник направленных на снижение отрицательных эмоциональных состояний; систематичность работы с испытуемыми, применение различных методов работы в группе (психогимнастика, музыкотерапия, арттерапия, игротерапия), что способствовало повышению эмоционального фона, учет индивидуальных особенностей каждого испытуемого и др.
Выводы. Согласно принципу единства диагностики и коррекции, экспериментальное исследование завершилось повторной диагностикой особенностей социально-психологической адаптированности в экспериментальной и контрольной группе с помощью того же психодиагностического инструментария, который использовался на диагностическом этапе.
Количественный анализ экспериментальных данных подтвердил значимые изменения, которые произошли в сфере социально-психологической адаптированности, в частности в проявлениях признаков хорошего уровня приспособления к новой профессиональной среде по выделенным компонентам. Для изучения достоверности сдвига в показателях социально - психологической адаптации испытуемых нами использовался ^критерий Стьюдента. Значимые изменения в экспериментальной группе были выявлены по всем методикам: по методике «Самооценка психологической адаптивности» - t = 3,231, при р<0,01; по методике «Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности» t = 3, 114, при р<0,01; «Шкала субъективного благополучия» t = 3, 214 при р<0,01. В контрольной группе значимых изменений не произошло.
Психологическому сопровождению и эффективной социально-психологической адаптации способствуют: групповые задания направленные на снятие эмоционального напряжения, обучение техникам направленным на изменение отношения к себе и к своей деятельности, упражнения направленные на снижение уровня тревожности и страха перед новым местом работы и пр.
Литература:
1. Дёмина, Л.Д., Ярошенко, А.И., Супрун, А.П. Психологические аспекты профадаптации [Текст] / Л.Д. Дёмина, А.И. Ярошенко, А.П. Супрун: Барнаул, 2005. - 86 с.
2. Зотова, О.И., Кряжева, И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности [Текст] / О.И.Зотова, И.К. Кряжева; Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 2006. - 234 с.
3. Карымова О.С., Чурносова К.В. Социально-психологическая адаптация сотрудников коллектива [Текст] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - №1 (18). - С. 310-312
4. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии [Текст] / А.А. Налчаджян. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
Психология
УДК 159.947.3-371
старший преподаватель Красникова Татьяна Викторовна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПОДРОСТКОВ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА
Аннотация. В статье выделены теоретические аспекты проблемы копинг-стратегий в зарубежной и отечественной литературе, проанализированы классификации копинг-стратегий, определена взаимосвязь акцентуаций характера подростков и выбора стиля копинг-стратегий. Обоснована актуальность организации целенаправленной коррекционной работы с акцентуированными подростками, у которых сформированы непродуктивные стили копинг-стратегий, эффективность которой зависит от соблюдения ряда социально-педагогических условий.
Ключевыеслова: копинг-стратегии, непродуктивные копинг-стратегии, продуктивные копинг-стратегии, акцентуация характера, подросток, коррекция, социально-педагогические условия.
Annotation. The article highlights the theoretical aspects of the problem of coping strategies in foreign and domestic literature, analyzes the classifications of coping strategies, identifies the relationship between accentuations of the character of adolescents and the choice of style of coping strategies. The urgency of the organization of purposeful correctional work with accentuated teenagers, who have formed unproductive styles of coping strategies, the effectiveness of which depends on compliance with a number of socio-pedagogical conditions.
Keywords: coping strategies, unproductive coping strategies, productive coping strategies, character accentuation, adolescent, correction, socio-pedagogical conditions.
Введение. Подростковый возраст является сложным и кризисным периодом для которого характерно обострение акцентуаций характера, что обуславливает частое переживание подростками стрессовых ситуаций и периодов в межличностных взаимоотношениях со сверстниками, которые характеризуются ими как кризисные и, соответственно, вызывающие необходимость выработки индивидуального стиля преодоления трудностей. Несомненное значение проблема выработки индивидуального стиля преодоления трудных ситуаций приобретает в подростковом возрасте, который характеризуется наличием сложных социальных связей, психологической неустойчивостью, обострением акцентуаций характера. Именно поэтому актуальным является изучение механизмов формирования копинг-стратегий, а также социально-педагогических условий для своевременной коррекции непродуктивного стиля преодоления трудностей.
В современной психологии большое внимание уделяется изучению феномена копинг-стратегий. Сущность и содержательный аспект феномена копинг-стратегий изучен в трудах таких зарубежных исследователей как Дж. Билингс, Дж. Биркимер, Р.С. Лазарус, Н.С. Эндлер. В отечественной психологии данная проблематика представлена в научных исследованиях Л.И. Анциферовой, Е.П. Белинского, Ф.Е. Василюка, Р.М. Грановской, С.В. Духновского, Е.Л. Марковец, С.К. Нартовой-Бочавер, И.М. Никольской, С.В. Фроловой.
Изложение основного материала статьи. В современных условиях одним из факторов, который определяет качественный характер преодоления трудных ситуаций, являются копинг-стратегии как осознанные варианты совладающего поведения, которые рассматриваются в поведенческой, когнитивной и эмоциональной сферах, и разделяются на продуктивные, непродуктивные и относительно продуктивные стратегии преодоления.
Основоположником дефиниции «coping» впервые стал Л. Мерфи, который ввел его в 1962 при исследовании способов преодоления детьми требований, которые предъявляются кризисами развития [7, с. 112].
В исследованиях отечественной психологии термин «coping» впервые был использован в 1990-е гг. Р.М. Грановской и И.М. Никольской. Ученые соотносили термин «копинг-стратегии» с дефиницией «психологическая защита, однако авторами было отмечено, что данные понятия не тождественны, главное их отличие заключается в уровне сознательного выбора: психологическая защита является неосознанным выбором человека в ситуациях психологической угрозы, а копинг-стратегии выступают в качестве осознанного, выработанного личностью способа преодоления трудностей [1, с. 32].
С.В. Фролова и Т.В. Сенина при определении содержания термина «копинг-стратегии» использовали дифференциацию их видов, среди которых авторами были выделены когнитивные, эмоциональные и поведенческие копинг-стратегии. С.В. Фролова в своих исследованиях обращает внимание на то, что рассмотренные виды копинг-стратегий включаются у подростков сознательно в ситуациях, которые субъективно оцениваются им как психотравмирующие и превышающие внутриличностные ресурсы для их преодоления [8, с. 13].
Не менее значимой в контексте исследования является точка зрения С.В. Духновского, который высказал схожее мнение о природе и сущности копинг-стратегий. Так, С.В. Духновский указывает, что копинг-стратегии связаны,безусловно, с сознательными усилиями личности в ситуациях, которые оцениваются как психологическая угроза с целью успешного преодоления стресса [2, с. 54]. Автор также обращает внимание на то, что копинг-стратегии не являются встроенные механизмом личностной структуры по типу рефлексов, а развиваются и укрепляются благодаря сознательному использованию их личностью в психотравмирующих и кризисных ситуациях.
В связи с тем, что проблема исследования копинг-стратегий является для современной психологии недостаточно изученным феноменом, среди авторов отсутствует единая точка зрения на классификацию