Научная статья на тему 'Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание'

Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5735
653
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толпегина О.А.

Неоднозначность толкования многих показателей прибыли порождает проблемные ситуации, связанные с ее оценкой и исследованием. Анализу понятийного аппарата и разнообразных подходов к пониманию прибыли посвящена данная статья. В статье рассмотрены модель построения прибыли по данным формы № 2 Отчета о прибылях и убытках, экономические характеристики основных ее показателей, предложена классификация видов прибыли исходя из направлений финансово-хозяйственной деятельности, источников формирования, направления расходования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание»

ПОКАЗАТЕЛИ ПРИБЫЛИ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

О. А. ТОЛПЕГИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Московский институт экономики, менеджмента и права

В современной экономической науке термин «прибыль» и его содержание вызывают множество споров и разночтений. Существующая в настоящее время возможность неоднозначной интерпретации определений видов прибыли порождает проблемные ситуации, связанные с оценкой и исследованием этой сложной экономической категории. По мере развития экономической теории комплекс понятий и терминов, определяющих прибыль, претерпел значительные изменения от самого простого в качестве дохода от производства и реализации до понятия, характеризующего конечные финансовые результаты во всем многообразии коммерческой деятельности.

С соответствии с определениями, данными в разное время, прибыль — это разница между стоимостью товара и издержками труда и капитала в производстве (А. Смит, Д. Риккардо, Д. С. Милль); по теории трудовой ценности Маркса — часть прибавочной ценности, создаваемой трудом рабочего. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона характеризует прибыль как вид дохода от капитала, включающий вознаграждение за труд предпринимателя, страховую премию за риск, процент за пользование и чистый барыш [1] В современном финансово-кредитном словаре прибыль как итоговый показатель работы организации, в котором реализуется главная цель предпринимательской деятельности, выступает в качестве главного критерия эффективности производства. По новому Налоговому кодексу РФ, прибыль — это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Наиболее общее понятие прибыли как разницы между доходами экономического субъекта хо-

зяйствования и расходами, в том числе и полными издержками производства и реализации, способно объединить многообразные подходы к ее определению: политико-экономический (прибыль для социалистических и капиталистических предприятий), бухгалтерско-финансовый (балансовая, чистая и т. д. прибыль), экономико-математический.

В процессе формирования прибыли используются показатели, которые подвергаются неоднозначному толкованию в экономической литературе, что требует определенного уточнения. Для этого по данным формы № 2 Отчета о прибылях и убытках составим модель построения прибыли (рис. 1) и дадим экономическую характеристику основным ее показателям.

Валовая прибъль — первый показатель в отчете о прибылях и убытках, в определении которого нет единства понимания его экономического содержания. Согласно п. 23 положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н., валовая прибыль — это разность показателей «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» и «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг».

Не противоречит действующему положению по бухгалтерскому учету определение валовой прибыли, данное в Современном экономическом словаре, как разницы между выручкой предприятия, предпринимателя от продажи товаров и затратами на их производство.

Вместе с тем валовой прибылью обозначают конечную общую или суммарную прибыль отчетного периода. Например, Словарь экономических

Доходы _ Расходы

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и других аналогичных обязательных платежей (стр. 010) Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (стр.020)

Валовая прибыль (брутто-прибыль) (стр 029)

Коммерческие и управленческие расходы (стр. 030 + стр. 040)

Проценты к получению (стр. 060) Проценты к уплате (стр. 070)

Доходы от участия в других организациях (стр. 080)

Прочие операционные доходы (стр. 090) Прочие операционные расходы (стр. 100)

Внереализационные доходы (стр. 120) Внереализационные расходы (стр. 130)

Отложенные налоговые активы (стр. 141) - Отложенные налоговые обязательства (стр. 142)

Текущий налог на прибыль (стр. 150)

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (стр. 200)

Справочно:

Базовая прибыль (убыток) на акцию Разводненная прибыль (убыток) иа акцию

Рис. 1. Схема формирования показателей прибыли

терминов дает следующее определение: «Валовая прибыль — общая, суммарная прибыль предприятия, полученная за определенный период от всех видов производственной и непроизводственной деятельности предприятия, зафиксированная в его бухгалтерском балансе; часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов [2].

Валовая прибыль и брутто-прибыль в экономической литературе признаются синонимами. А. Д. Шеремет пишет: «Брутто-прибыль (валовая прибыль) от реализации продукции — это разница между выручкой от реализации в отпускных ценах предприятия и затратами, включаемыми в производственную себестоимость» [3].

Более широкое экономическое содержание в понятие брутто-прибыли вкладывает Г. В. Савицкая: «Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов)» [4].

Тем не менее, несмотря на несогласованность в понимании содержания валовой прибыли, для целей учета и анализа этого показателя в первую очередь необходимо руководствоваться действующими нормативными документами, определяющими валовую прибыль как разницу между выручкой и производственной себестоимостью, а именно

ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

Прибыль от продаж — следующий показатель, имеет однозначный подход к его экономической трактовке и рассчитывается разностью между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов, характеризует абсолютную экономическую эффективность основной деятельности предприятия.

Прибыль до налогообложения — это финансовый результат от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности отчетного периода на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Ее называют еще бухгалтерской, балансовой или общей прибылью, которая определяется также разницей между совокупным доходом и явными издержками [5]. Современный экономический словарь бухгалтерскую прибыль трактует как прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанную по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды [6]. Противником такого подхода в обозначении прибыли до налогообложения и бухгалтерской прибыли как синонимов выступает Энтони Роберт: «Следует отличать ее (бухгалтерскую) от налогооблагаемой прибыли» [7]. Этому есть веские основания, поскольку бухгалтерская и налогооблагаемая прибыль в соответствии с МСФО (IAS) 12 по своей величине практически никогда не совпадают ввиду того, что бухгалтерский учет, по МСФО, строится в соответствии с методом начисления, а российские правила налогообложения могут предписывать кассовый метод отражения доходов и расходов. Поэтому под бухгалтерской прибылью следует понимать конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации

и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

Налогооблагаемая прибыль — это величина прибыли (убытка) за период, которая рассчитывается в соответствии с правилами налогообложения для целей определения налога на прибыль, подлежащего к уплате (к возмещению). При этом налогооблагаемая прибыль умножается на ставку налога на прибыль, установленную в соответствии с налоговым законодательством и действующую в отчетном периоде.

Чистая прибыль отчетного года (нетто-при-быль) — это часть балансовой прибыли предприятия, которая остается в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет. Из чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам, вознаграждения социального характера, финансируются производственные программы, формируются фонды и резервы. Рассчитывается чистая прибыль вычитанием из бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) текущего налога на прибыль и, если организация имеет, иных обязательных платежей (например, штрафов, пени по расчетам с бюджетом и др.), а также величины отложенных налоговых активов и прибавлением отложенных налоговых обязательств (ранее учтенных в текущем налоге на прибыль) [3].

Базовая прибыль (убыток) на акцию — в соответствии с требованиями МСФО 33, в отчете о прибылях и убытках предоставляется информация о прибыли на акцию, которая определяется делением чистой прибыли или убытка за период, причитающейся владельцам обыкновенных акций, на средневзвешенное количество обыкновенных акций в обращении за период.

Разводненная прибыль (убыток) на акцию — максимально уменьшенная прибыль на одну акцию в отчетном периоде. Отражает возможную (наихудшую) ситуацию и служит своеобразным предупреждением акционерам на случай распределения прибыли на большее количество обыкновенных акций компании. Это может случиться, к примеру, если отдельные виды ценных бумаг или договора, дающие право собственности на обыкновенные акции, будут конвертированы своими владельцами в обыкновенные акции.

Кроме рассмотренных видов прибыли, закрепленных в форме № 2 отчета о прибылях и убытках,

широко используются другие разнообразные показатели, которые характеризуют различные стороны и направления финансово-хозяйственной деятельности, источники формирования, направления расходования, и требуют определенной систематизации используемых терминов. Классификация видов прибыли приведена на рис. 2. Остановимся на характеристике отдельных ее показателей.

По видам хозяйственной деятельности в соответствии с группировкой деятельности, предложенной МСФО, выделяют: а) прибыль от основной деятельности, ее же называют операционной прибылью, полученной от производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Рассчитывается она разницей между чистым объемом продаж и затратами на производство и реализацию продукции; б) прибыль от инвестиционной деятельности образуется от передачи ресурсов в долгосрочные проекты: вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в ценные бумаги других юридических лиц (корпоративные акции и облигации, государственные обязательства, векселя), процентные облигации государственных и местных займов, уставные (складочные) капиталы других юридических лиц, а также предоставление займов другим организациям (депозитные вложения); в) прибыль от финансовой деятельности, полученная от размещения средств на краткосрочной основе, может формироваться за счет выданных займов другим юридическим лицам на срок не более 1 года, краткосрочных депозитных вкладов и инвестиций в государственные, муниципальные ценные бумаги, а также ценные бумаги других организаций.

Такая классификация видов прибыли позволяет разграничить долгосрочный, краткосрочный и текущий периоды получения финансовых результатов, что имеет большое значение для управления прибылью.

По составу включаемых элементов кроме показателей, рассмотренных выше, выделяют: а) маржинальную прибыль (маржинальный доход), которая исчисляется разницей между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию или как разность между продажной ценой единицы продукции и удельными переменными расходами. Служит оценкой способности предприятия покрывать постоянные издержки для формирования необходимого размера прибыли от продаж. Маржинальная прибыль лежит в основе разрабатываемых альтернативных управленческих решений; б) общий финансовый результат отчет-

Показатели прибыли

По видам хозяйственной деятельности

прибыль от основной (операционной) деятельности

прибыль от инвестиционной деятельности

прибыль от финансовой деятельности

По составу включаемых элементов

По источникам формирования

маржинальная прибыль

прибыль от реализации

общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов_

прибыль до налогообложения

чистая прибыль

По степени учета инфляционного фактора_

прибыль от реализации продукции, работ, услуг

прочая операционная и внереализационная прибыль, в том числе:

прибыль от реализации имущества (капитальная прибыль)_

По величине полученного результата_

номинальная прибыль

реальная прибыль, скорректированная на темп инфляции в отчетном периоде

По характеру налогообложения

налогооблагаемая

не облагаемая налогом (льготируемая)_

По характеру использования

капитализированная (нераспределенная)

потребляемая

По характеру влияния внешних факторов_

спекулятивная прибыль

учредительская прибыль

курсовая прибыль

складская прибыль

нормальная прибыль

минимальная прибыль

сверхприбыль

предельная прибыль

По экономическому содержанию_

бухгалтерская

экономическая

По возможности планирования величины результативного показателя

По месту получения

Рис. 2. Классификация показателей прибыли

ного периода до выплаты процентов и налогов. Этот показатель используется при анализе риска в целях управления его негативным воздействием для принятие последующих решений.

По величине полученного результата прибыль может быть: а) минимальная — наименьшая, которая необходима для сохранения предприятия, продолжения его функционирования и предотвращения краха; б) сверхприбыль (монопольная) —

крайне высокий уровень прибыли, достигаемый за счет монопольного поведения предприятий — изготовителей товаров и поставщиков товаров на рынок; в) нормальная прибыль — уровень прибыли, необходимый и достаточный для того, чтобы ресурсы, задействованные в производстве конкретного продукта, не были пущены на другие цели. Практически это прибыль на вложенный в производство капитал, которая могла бы быть получена при альтернативном размещении средств владельцев предприятия (ссуды, аренда и др.).

По степени учета инфляционного фактора прибыль подразделяется на реальную, скорректированную на темп инфляции отчетного периода, и номинальную, зафиксированную в форме № 2 отчета о прибылях и убытках.

По экономическому содержанию выделяют: бухгалтерскую (фактическую) и экономическую прибыль, определяемую разницей между совокупными доходами и совокупными экономическими издержкам фирмы, включающими в том числе и альтернативные издержки, которые не отражаются в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы). Ее важно отличать от фактической прибыли, которая измеряется разницей только между доходами и действительными издержками, включая амортизационные отчисления. В случае отрицательного значения экономической прибыли целесообразен пересмотр стратегии бизнеса или его реструктуризация ввиду неэффективности.

плановая, расчетная (базисная) прибыль_

упущенная прибыль

биржевая прибыль

эмиссионная прибыль

По отражению в бухгалтерском учете_

реализованная прибыль

внутренняя прибыль

консолидированная

По отражению в бухгалтерском учете можно выделить: а) реализованную прибыль, образовавшуюся в результате совершенной операции; б) внутреннюю прибыль, возникающую при продаже продукции одной из дочерних компаний другой дочерней компании, при этом конечная продукция остается не реализованной на рынке и учитывается в запасах. Таким образом, промежуточная прибыль не входит в общую прибыль всей компании, поэтому внутренняя прибыль вычитается из величины чистой прибыли компании в консолидированных отчетах о прибыли; в) консолидированную прибыль, представляющую собой сводные финансовые результаты материнских и дочерних предприятий на основе объединения их отчетности.

По характеру использования принято подразделять прибыль на: а) нераспределенную — прибыль, остающуюся после уплаты налогов, выплаты дивидендов и отчислений в резервный фонд. Это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия, на развитие производства; б) потребляемую прибыль, часть чистой прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия, на социальные программы.

По месту получения прибыль может быть: а) биржевая — полученная от торговли ценными бумагами и товарами на товарной и фондовой биржах. б) эмиссионная — прибыль от размещения ценных бумаг, которую получают банки, другие кредитно-финансовые учреждения в результате посредничества между эмитентами ценных бумаг и их покупателями. Эмиссионная прибыль выступает обычно в виде разницы между эмиссионным и рыночным курсами ценных бумаг.

По возможности планирования величины результативного показателя: а) прибыль плановая (расчетная) — это ожидаемая прибыль отчетного года, определяется аналитическими методами. Используется в целях обоснования принятия того или иного решения, при оценке степени риска;

Литература

для расчета базовой рентабельности; б) упущенная прибыль — потенциальная прибыль, которая не была реализована.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По характеру влияния внешних факторов: а) прибыль спекулятивная — полученная прибыль при благоприятной рыночной конъюнктуре от реализации имущества, ценных бумаг по цене, превышающей цену их приобретения. Получение такой прибыли основано на нормах действующего законодательства и является естественным следствием рыночных отношений; б) учредительская прибыль — доход, учредителей акционерного предприятия, формируемый в виде разности между суммой, полученной от продажи акций этого предприятия, и действительно вложенным в предприятие капиталом. Учредительская прибыль возникает либо за счет продажи акций выше их номинальной стоимости, либо за счет увеличения объема продаж акций сверх установленного акционерного капитала; в) курсовая прибыль — разница между курсом, по которому реализуется ценная бумага, и курсом, по которому она приобретена, и представляет собой доход, полученный в результате покупки и последующей продажи ценной бумаги; г) складская прибыль — прибыль, возникающая в результате роста цен на материалы, ранее приобретенные по более низкой цене.

Многообразие видов прибыли не ограничивается рассмотренными классификационными рамками.

Проведенный обзор различных показателей прибыли доказывает необходимость их четкой дифференциации и понимания экономического содержания и механизма формирования. В условиях рыночной экономики исследование прибыли с целью альтернативного использования ресурсов, а также поиска факторов, которые влияют на ее размер, имеет приоритетное значение, поскольку от глубины познания и правильности использования полученного результата зависит эффективность функционирования бизнеса.

1. http://dic. academic. ru/library. nsf/brokgauz.

2. http://www. bank24.ru/info/glossary/?ch= %C1&word=152.

3. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 415 с.

4. Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учебник. — 11-е изд., испр. и доп. — М.: «Новое знание», 2005. — 651 с.

5. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Словарь рыночной экономики. — СПб., 1995.

6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш, Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 4-е изд. — М., 2003.

7. Энтони Роберт Н. Основы бухгалтерского учета. — М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.