Научная статья на тему 'Финансовые результаты агропредприятий: порядок расчета, влияющие факторы и методы оценки'

Финансовые результаты агропредприятий: порядок расчета, влияющие факторы и методы оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1883
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРИБЫЛЬ / ПРИБЫЛЬ ВАЛОВАЯ / ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ / ПРИБЫЛЬ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ ПО СЕБЕСТОИМОСТИ / РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ ПО ВЫРУЧКЕ / ОКУПАЕМОСТЬ ЗАТРАТ ПО ПРОДАЖАМ / NORMAL PROFIT / ECONOMIC PROFIT / ACCOUNTING PROFIT / GROSS PROFIT / PROFIT FROM SALES / PROFIT BEFORE TAX / RETURN ON SALES AT COST PRICE / PROFITABILITY OF SALES REVENUE / RECOUPMENT OF COST BY SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукина Е. В.

В статье рассмотрены виды прибыли в международной и российской практике хозяйствования. В международной практике рассчитывают экономическую, бухгалтерскую и нормальную прибыль. В практике хозяйственной деятельности агропредприятий России исчисляют только бухгалтерскую прибыль, при этом различают валовую прибыль (разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданной продукции), прибыль от продаж (разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы), прибыль до налогообложения (прибыли от продаж, сальдо прочих доходов и расходов, доходы от участия в других организациях, сальдо процентов к получению и уплате), чистую прибыль (остаток прибыли после уплаты налогов), нераспределенную прибыль (остаток чистой прибыли на конец года после ее использования). Основную сумму прибыли агропредприятия получают от продажи продукции (работ, услуг). На ее величину оказывают влияние внешние и внутренние факторы, а также способы ведения учета. Для оценки финансовых результатов основной деятельности агропредприятий кроме абсолютных показателей (прибыль или убыток) можно использовать относительные: рентабельность продаж по выручке (отношение прибыли от продаж к выручке) или себестоимости (отношение прибыли от продаж к себестоимости), окупаемость затрат по продажам (отношение выручки от продаж к себестоимости). Федеральная служба государственной статистики ежегодно рассчитывает средние показатели рентабельности предприятий различных отраслей. Отклонение величины этого показателя конкретного предприятиях от среднеотраслевого уровня более 10 % может послужить одним из оснований для проведения выездной налоговой проверки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Results of Agricultural Enterprises: Procedure of Settlements, Affecting Factors and Estimation Methods

The article discusses the types of income in the international and Russian practice of management. In international practice an economic, accounting and normal profit is calculated. In the practice of economic activities of agricultural enterprises of Russia the accounting profit is only calculated. In Russia there are gross profit (the difference between sales revenue and cost of sold production), sales profit (the difference between sales revenue and cost of sold products including commercial and management expenses), profit before tax (sales profit, balance of other income and expenses, income from participation in other organizations, the balance of interest receivable and payable), net profit (the balance of profit after tax), retained earnings (balance of net profits at year-end after using it). The principal profit agribusinesses receive from the sale of products (works, services). External and internal factors, as well as methods of accounting, influence its value. For the evaluation of financial results of main activities of agricultural enterprises relative indicators can be used in addition to the absolute performance (profit or loss): return on sales by revenue (the ratio of sales profit to revenue) or by cost (the ratio of sales profit to cost), the payback on sales (the ratio of sales revenue to cost). Federal state statistics service annually calculates the average profitability of enterprises in various industries. The deviation of the profitability of specific enterprises against the industry average values over 10 % is one of the reasons for conducting field tax audit in the organization.

Текст научной работы на тему «Финансовые результаты агропредприятий: порядок расчета, влияющие факторы и методы оценки»

УДК 338.434

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АГРОПРЕДПРИЯТИИ: ПОРЯДОК РАСЧЕТА, ВЛИЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Е.В. ЛУКИНА, кандидат экономических наук, доцент (e-mail: [email protected])

Мичуринский государственный аграрный университет, ул. Интернациональная, 101, Мичуринск, Тамбовская обл., 393760, Российская Федерация

Резюме. В статье рассмотрены виды прибыли в международной и российской практике хозяйствования. В международной практике рассчитывают экономическую, бухгалтерскую и нормальную прибыль. В практике хозяйственной деятельности агропредприятий России исчисляют только бухгалтерскую прибыль, при этом различают валовую прибыль (разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданной продукции), прибыль от продаж (разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы), прибыль до налогообложения (прибыли от продаж, сальдо прочих доходов и расходов, доходы от участия в других организациях, сальдо процентов к получению и уплате), чистую прибыль (остатокприбыли после уплаты налогов), нераспределенную прибыль (остаток чистой прибыли на конец года после ее использования). Основную сумму прибыли агропредприятия получают от продажи продукции (работ, услуг). На ее величину оказывают влияние внешние и внутренние факторы, а также способы ведения учета. Для оценки финансовых результатов основной деятельности агропредприятий кроме абсолютных показателей (прибыль или убыток) можно использовать относительные: рентабельность продаж по выручке (отношение прибыли от продаж к выручке) или себестоимости (отношение прибыли от продаж к себестоимости), окупаемость затрат по продажам (отношение выручки от продаж к себестоимости). Федеральная служба государственной статистики ежегодно рассчитывает средние показатели рентабельности предприятий различных отраслей. Отклонение величины этого показателя конкретного предприятиях от среднеотраслевого уровня более 10 % может послужить одним из оснований для проведения выездной налоговой проверки.

Ключевые слова: нормальная прибыль, экономическая прибыль, бухгалтерская прибыль, прибыль валовая, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, рентабельности продаж по себестоимости, рентабельности продаж по выручке, окупаемость затрат по продажам.

Для цитирования: Лукина Е.В. Финансовые результаты агропредприятий: порядок расчета, влияющие факторы и методы оценки// Достижения науки и техники АПК. 2017. Т.31. № 2. С. 81-84.

В условиях рыночных отношений стабильная работа агропредприятий во многом определяется их финансовыми результатами. Положительный конечный финансовый результат (прибыль) обеспечивает возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия, на основе налогов из прибыли обеспечивается формирование бюджетных доходов.

К сожалению, предприятия сельского хозяйства могут заканчивать год с убытком вследствие диспаритета цен, незначительной государственной поддержки и других внешних факторов. В то же время, они далеко не всегда используют внутренние резервы улучшения конечных финансовых результатов. В таких условиях необходимо определить как внешние, так и внутренние резервы увеличения рентабельности производства и массы прибыли. При этом полная и объективная оценка конечных финансовых результатов деятельности предприятий бывает затруднительной из-за разных трактовок показателей прибыли и рентабельности, которые в России нормативно не закреплены.

Цель исследований - определить факторы, влияющие на конечные финансовые результаты сельхозпредприятий, уточнить способы расчета наиболее приемлемых показателей рентабельности основной деятельности агропредприятий, исчислить и проанализировать их значения.

Результаты и обсуждение. Согласно Гражданскому кодексу РФ цель деятельности любой коммерческой организации - получение прибыли. В зарубежной экономике существуют такие понятия, как бухгалтерская прибыль, нормальная прибыль и экономическая прибыль (рис. 1).

Рис. 1. Структура совокупного дохода организации в зарубежной экономике.

В общем виде прибыль определяют как разность между совокупными доходами и совокупными затратами. Затраты бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). Внешние затраты определяет сумма расходов организации на оплату приобретаемых ресурсов (сырья, материалов, топлива, рабочей силы и др.). Внутренние затраты определяют как альтернативную стоимость ресурсов, находящихся в собственности организации. Элементом внутренних затрат организации служит нормальная прибыль, которая приходится на такой важный ресурс, как предпринимательская способность.

В собственности организации обычно имеются объекты длительного пользования: машины и оборудование, здания и сооружения. Ранее сделанные расходы по их приобретению или сооружению не могут быть отнесены к затратам текущего периода. Поэтому организация не несет явных затрат в связи с их использованием, помимо тех, которые необходимы для поддержания в работоспособном состоянии. Однако она несет неявные затраты, которые определяются как затраты упущенных возможностей по их использованию. Альтернативой эксплуатации таких объектов может быть продажа по рыночным ценам и помещение вырученных средств на депозиты в банке. Соответствующий доход

служит одним из компонентов альтернативных затрат по использованию подобных объектов в организации.

Нормальная прибыль - альтернативная стоимость использования предпринимательской способности. Когда организация получает только нормальную прибыль, то ее доход полностью расходуется на покрытие всех затрат.

Некоторые авторы характеризуют нормальную прибыль как «минимальную плату, необходимую для удержания предпринимателя в пределах данного направления деятельности. Если это минимальное, или нормальное, вознаграждение не обеспечивается, предприниматель переориентирует свои усилия с данного направления деятельности на другое, более привлекательное» [1].

Экономическая прибыль - разница между совокупной выручкой от продаж и всеми издержками, как внешними, так и внутренними (включая нормальную прибыль). Экономиста интересуют перспективы деятельности предприятия, его будущее. Именно поэтому он должен пристально следить за ценой наилучшей альтернативы использования ресурсов, которыми располагает предприятие.

Экономическая прибыль может быть либо положительной, либо отрицательной (потери). Ее наличие или отсутствие служит стимулом привлечения дополнительных ресурсов или соответственно перетока их в другие сферы использования.

Бухгалтерская прибыль представляет собой разницу между доходами от продажи продукции (работ или услуг) и явными затратами, связанными с их производством и продажей. Бухгалтера интересуют, прежде всего, результаты деятельности организации за определенный (отчетный) период. Он должен анализировать прошлое, имеющийся опыт деятельности организации и регистрировать в качестве затрат расход самих ресурсов, точнее, их денежную стоимость.

В российской практике хозяйствования рассчитывают только бухгалтерскую прибыль, которая представлена в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в «Бухгалтерском балансе» и в «Отчете о финансовых результатах».

В бухгалтерской прибыли различают валовую, от продаж продукции (работ, услуг), до налогообложения, чистую и нераспределенную. В «Бухгалтерском балансе» отражают нераспределенную прибыль (непокрытый убыток), а в «Отчете о финансовых результатах» отражают все остальные виды бухгалтерской прибыли.

Валовую бухгалтерскую прибыль определяют, как разницу между выручкой от продаж продукции (работ, услуг) и себестоимостью проданной продукции.

Агропредприятия получают основную часть прибыли от продаж продукции (работ, услуг), которую рассчитывают следующим образом:

П(У)п = Вп - С - К - У,

где П(У)п - прибыль (убыток) от продаж; Вп - выручка (нетто) от продаж продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей); С - себестоимость проданной продукции (работ, услуг); К - коммерческие расходы; У - управленческие расходы.

Прибыль до налогообложения отражает результаты всех видов деятельности организации - операционной (основной), финансовой, инвестиционной (рис. 2). Это означает, что на ее размерах отражаются все стороны финансово-хозяйственной деятельности агропредприятия.

На размеры прибыли до налогообложения, наряду с прибылью от продаж продукции (работ, услуг), заметное влияние оказывают прочие доходы и расходы. К прочим доходам относят кредиторскую и депонент-

скую задолженность, по которой истек срок исковой давности; поступление ранее списанных долгов; прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров и др. К прочим расходам относят суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров в соответствии с установленным порядком; убытки от списания безнадежных долгов; присужденные или признанные предприятием штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров и др.

Чистую прибыль определяют путем вычета из прибыли до налогообложения текущего налога на прибыль. Ее используют на цели, установленные собственниками организации, что должно быть отражено в уставе предприятия или решении общего собрания собственников.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода представляет собой остаток чистой прибыли после ее использования на конец года.

К группе внешних факторов, оказывающих влияние на финансовые результаты деятельности агропредприятий можно отнести следующие:

транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль - у других;

изменение отпускных цен на продукцию и потребляемые ресурсы, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, надбавок, ставок минимальной заработной платы и начислений на нее, ставок налогов и других сборов, выплачиваемых организацией;

соблюдение поставщиками, снабженческо-сбытовыми и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы организации.

Среди основных факторов, определяющих конечные финансовые результаты агропроизводства, можно выделить следующие:

урожайность и продуктивность животных; уровень себестоимости продукции; дифференциация цен продажи сельскохозяйственной продукции, согласно ее качеству и использованных каналов сбыта;

доля в общем объеме продаж прибыльной и убыточной продукции [2].

Кроме того, конечные финансовые результаты зависят от выбора организацией варианта ведения учета. Так, исходя из принятой учетной политики, предприятие имеет возможность увеличивать или уменьшать размер прибыли за счет следующих статей:

выбор способа начисления амортизации основных средств;

Прибыль (убыток) от

продаж продукции (работ, услуг)

Проценты к получению и

уплате Доходы от участия в других организациях

4--У

Рис. 2. Формирование прибыли агропредприятия до налогообложения.

определение порядка оценки и амортизации нематериальных активов;

выбор способа оценки производственных запасов; определение состава и способ распределения косвенных (накладных) расходов и др.

Значительное влияние на финансовые результаты агропредприятий оказывают природные условия, а также специфика их деятельности [3, 4 и др.].

Таким образом, выявить и оценить действие абсолютно всех факторов, от которых зависит величина прибыли (убытка), весьма затруднительно. К тому же это не всегда целесообразно. Задача состоит в том, чтобы установить наиболее важные причины, повлиявшие на финансовые результаты.

Деятельность каждого агропредприятия четко разделяют на три вида:

основная или операционная(определена уставом организации);

инвестиционная (вложение средств в акции, облигации, другие ценные бумаги, капитальные вложения и др.);

финансовая (получение кредитов, уплата процентов и др.).

В соответствии с этим, для оценки результатов деятельности агроорганизаций применяют следующие группы показателей относительной прибыльности: основной деятельности (продажпродукции), производственных фондов и всего имущества, вложений (инвестиций), ценных бумаг.

На практике для оценки прибыльности основной деятельности сельскохозяйственных предприятий широко используют показатель рентабельности. Рентабельность - это относительный показатель, в числителе которого может быть использована чистая прибыль, прибыль от продаж или другие виды прибыли, в знаменателе - себестоимость, выручка, активы организации, капитал и др.

В плановой экономике для оценки финансовых результатов предприятий широко применяли уровень рентабельности, в числителе которого была прибыль от продаж, а в знаменателе полная себестоимость проданной продукции. Кроме того, рассчитывали окупаемость затрат, как отношение выручки от продаж к себестоимости проданной продукции.

В рыночных условиях для оценки эффективности работы предприятий перечень показателей рентабельности значительно расширился. Однако на сегодняшний день порядок расчета и названия показателей рентабельности в Российской Федерации нормативно не закреплены. В экономической литературе показатели с одинаковой методикой расчета могут иметь самые разные названия.

С нашей точки зрения, для наиболее точной оценки финансовых результатов основной деятельности сель-хозорганизаций целесообразно исчислять следующие относительные показатели: рентабельность продаж по выручке, рентабельность продаж по себестоимости, окупаемость затрат по продажам [5]. Для их расчета следует использовать прибыль от продаж, выручку от продаж, себестоимость продаж. Так как именно они напрямую связаны с основной деятельностью сельхозпредприятий и наиболее точно характеризуют ее эффективность.

Рентабельность продаж по выручке определяют отношением прибыли от продаж к выручке (нетто) от продаж:

Рпв = Пп / Вп х 100 %,

где Рпв - рентабельности продаж по выручке; Пп - прибыль от продаж продукции; Вп - выручка (нетто) от продаж продукции (за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей).

Рентабельность продаж по выручке показывает, сколько организация получила прибыли или убытка в расчете на единицу выручки. Уменьшение ее уровня свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство и продажу или о росте затрат на производство и продажу при постоянных ценах.

Рентабельность продаж по себестоимости исчисляют отношением прибыли от продаж к полной себестоимости проданной продукции:

Рпс = Пп / Сп х 100 %,

где Рпс - рентабельность продаж по себестоимости; Пп - прибыль от продаж продукции; Сп - полная себестоимость проданной продукции (включая коммерческие и управленческие расходы).

Величина этого показателя свидетельствует о том, сколько организация имеет прибыли или убытка в расчете на единицу затрат на производство и сбыт продукции.

Окупаемость затрат по продажам рассчитывают как отношение выручки (нетто) от продаж продукции к полной себестоимости проданной продукции:

Оз = Вп / Сп х 100 %,

где Оз - окупаемости затрат по продажам; Вп - выручка (нетто) от продаж продукции (за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей); Сп -полная себестоимость проданной продукции (включая коммерческие и управленческие расходы).

Величина этого показателя характеризует возможность осуществления нового цикла производства за счет средств, вырученных от продаж.

Между рентабельностью продаж по себестоимости и окупаемостью затрат по продажам существует взаимосвязь: Оз = Рпс + 100 %.

Как следует из показателей, рассчитанных по данным Федеральной службы государственной статистики для агропредприятий России за 2012-2015 гг., рентабельность проданной продукции по выручке колебалась от 9,7 % в 2011 г. до 17,17 % в 2015 г. (см. табл.), то есть на 1 руб. выручки было получено 9,7 и 17,17 коп. прибыли соответственно. Рентабельность продаж по себестоимости за анализируемый период несколько выше: в 2011 г. на 1 рубль затрат проданной продукции приходилось 10,73 коп. прибыли, в 20115 г.

Таблица. Финансовые результаты и показатели рентабельности агропредприятий России за 2012-2015 гг., млн руб.

Показатель I 2012 г. 2013 г. 1 2014 г. 2015 г.

Выручка (нетто) от продаж

продукции (работ, услуг) 1 255 985 1 284 312 1 605 733 1 922 941

Себестоимость проданной

продукции (работ, услуг) 1 062 913 1 144 445 1 275 879 1 487 275

Валовая прибыль (убыток) 193 072 139 867 329 854 435 666

Коммерческие и управленче-

ские расходы 71 291 76 718 92 211 105 418

Прибыль (убыток) от продаж 121 781 63 149 237 643 330 248

Сальдо прочих доходов и рас-

ходов -12 850 -11 512 -76 707 -73 410

Прибыль до налогообложения 108 931 51 637 160 936 256 838

Рентабельность продаж, %:

по выручке 9,70 4,92 14,80 17,17

по себестоимости 10,73 5,17 17,37 20,74

Окупаемость затрат по про-

дажам, % 110,73 105,17 117,37 120,74

- 20,74 коп. Окупаемость затрат проданной продукции свидетельствует о том, что агропредприятия получили небольшую прибыль.

В зарубежных странах информацию о «нормальных» значениях показателей рентабельности для различных отраслей и сфер деятельности обычно ежегодно публикуют торговая палата, промышленные ассоциации или правительство. Сопоставление показателей рентабельности предприятий с конкретными величинами, установленными государственными органами, позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия.

В нашей стране специальных нормативов показателей рентабельности нет. Ежегодно Росстат определяет их средние величины для предприятий различных видов деятельности. При этом рассчитывают два показателя рентабельности:

проданных товаров, продукции (работ, услуг) как соотношение между прибылью до налогообложения и себестоимостью с учетом коммерческих и управленческих расходов;

активов как соотношение прибыли до налогообложения и стоимости активов организаций.

По данным Федеральной службы государственной статистики по предприятиям сельского хозяйства показатели рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) в 2012 г. составили 10,7 %, в 2013 г. -5,2 %, в 2014 г. - 17,4 %, в 2015 г. - 20,3 %.

Уровень рентабельности конкретной организации может отклоняться от среднеотраслевых значений не более чем на 10 %. Отклонение на большую величину может послужить одним из оснований для проведения выездной налоговой проверки [6].

В практике хозяйственной деятельности считается, что рентабельность в пределах от 1 до 5 % свидетель-

ствует о том, что предприятие низкорентабельно, от 5 до 20 % - среднерентабельно, от 20 до 30 % - высокорентабельно, более 30 % - сверхрентабельно.

Для роста финансовых результатов и, соответственно, показателей рентабельности в сельском хозяйстве необходимо создание условий повышения доходности предприятий через механизмы реструктуризации просроченных платежей, государственного регулирования интервенционных цен на реализуемую продукцию, предоставления налоговых льгот для организаций, направляющих часть прибыли в инвестирование воспроизводства основного капитала; развитие потребкооперации; устранение диспаритета цен [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Финансовые результаты агропредприятий могут быть представлены прибылью или убытком. В зарубежных странах различают прибыль экономическую, нормальную и бухгалтерскую. В российской практике хозяйствования исчисляет только бухгалтерскую прибыль, которую в свою очередь, подразделяют на валовую, от продаж продукции, до налогообложения, чистую и нераспределенную. На величину прибыли оказывают влияние различные факторы, которые условно можно разделить на внешние и внутренние. Наиболее популярный способ оценки финансовых результатов - расчет относительных показателей (показателей рентабельности). Их величина свидетельствует о том, сколько предприятие получило прибыли на 1 рубль выручки (себестоимости), насколько окупились затраты. Федеральная служба государственной статистики ежегодно рассчитывает средние показатели рентабельности предприятий различных отраслей. Их отклонениеу конкретного предприятия от среднеотраслевых значений более чем на 10 % может стать одним из оснований для проведения выездной налоговой проверки.

Литература.

1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика/пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1993. Т. 2. 400 с.

2. Лукина Е.В. Совершенствование оценки финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий (на материалах Тамбовской области): дисс.... канд. эконом. наук. Мичуринск, 2000. 149 с.

3. Рафикова Н.Т., Валишина Н.Р. Оценка эффективности производства зерна по зонам Республики Башкортостан // Вестник БГАУ. 2016. № 3. С. 138-148.

4. ДжуламановаЖ.К. Повышение экономической эффективности селекционно-племенной работы в мясном скотоводстве // Вестник БГАУ. 2015. № 4. С. 40-42.

5. Лукина Е.В. Оценка финансовых результатов обычной деятельности сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельского хозяйства России. 2002. № 4. С. 28.

6. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 № ММ-3-06/333@. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/8966f40e3352d6c21eb689ee5ca4108e0aa 4eed5/(дата обращения: 01.03.2017).

7. Белокопытов А.В. Расширенное воспроизводство - основа устойчивого развития АПК региона // Достижения науки и техники АПК. 2016. Т. 30. № 3. С. 9-14.

FINANCIAL RESULTS OF AGRICULTURAL ENTERPRISES: PROCEDURE OF SETTLEMENTS, AFFECTING FACTORS AND ESTIMATION METHODS

E.V. Lukina

Michurinsk State Agrarian University, ul. Internatsional'naya, 101, Michurinsk, Tambovskaya obl., 393760, Russian Federation Abstract. The article discusses the types of income in the international and Russian practice of management. In international practice an economic, accounting and normal profit is calculated. In the practice of economic activities of agricultural enterprises of Russia the accounting profit is only calculated. In Russia there are gross profit (the difference between sales revenue and cost of sold production), sales profit (the difference between sales revenue and cost of sold products including commercial and management expenses), profit before tax (sales profit, balance of other income and expenses, income from participation in other organizations, the balance of interest receivable and payable), net profit (the balance of profit after tax), retained earnings (balance of net profits at year-end after using it). The principal profit agribusinesses receive from the sale of products (works, services). External and internal factors, as well as methods of accounting, influence its value. For the evaluation of financial results of main activities of agricultural enterprises relative indicators can be used in addition to the absolute performance (profit or loss): return on sales by revenue (the ratio of sales profit to revenue) or by cost (the ratio of sales profit to cost), the payback on sales (the ratio of sales revenue to cost). Federal state statistics service annually calculates the average profitability of enterprises in various industries. The deviation of the profitability of specific enterprises against the industry average values over 10 % is one of the reasons for conducting field tax audit in the organization.

Keywords: normal profit, economic profit, accounting profit, gross profit, profit from sales, profit before tax, return on sales at cost price, profitability of sales revenue, recoupment of cost by sales.

Author Details: E.V. Lukina, Cand. Sc. (Econ.), assoc. prof. (e-mail: [email protected]).

For citation: Lukina E.V. Financial Results of Agricultural Enterprises: Procedure of Settlements, Affecting Factors and Estimation Methods. Dostizheniya nauki i tekhnikiAPK. 2017. V. 31. No. 2. Pp. 81-84 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.