Научная статья на тему 'Показатели порога активности студентов, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение»'

Показатели порога активности студентов, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ПОРОГ АКТИВНОСТИ / ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ACTIVITY / ACTIVITY THRESHOLD / TRAINING PROFILE / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савченков Алексей Викторович, Кирсанов Вячеслав Михайлович

В статье анализируются результаты диагностики порога активности студентов с различной учебно-профессиональной направленностью (профили обучения). В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлению «Профессиональное обучение». Полученные данные сопоставляются с ранее проведенным исследованием активности студентов с учебно-профессиональной направленностью на регламентированную и нерегламентированную деятельность. Установлено преобладание среднего уровня порога активности в группах студентов исследуемых профилей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савченков Алексей Викторович, Кирсанов Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity threshold indicators of students enrolled in «Vocational training» programme2

The results of the diagnostic threshold activity of students with different educational and professional orientation (training profiles) are analyzed. The students studying at “Vocational training” program were studied. The data obtained are compared with previous studies of activity of students with educational and professional orientation on regulated and unregulated activities. The predominance of the average threshold level of activity in the groups of students study training profiles is revealed.

Текст научной работы на тему «Показатели порога активности студентов, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение»»

УДК 151.8:612 ББК 88.3:28.903.13

А.В. Савченков, В.М. Кирсанов показатели порога активности студентов,

обучающихся по направлению «профессиональное обучение»1

В статье анализируются результаты диагностики порога активности студентов с различной учебно-профессиональной направленностью (профили обучения). В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлению «Профессиональное обучение». Полученные данные сопоставляются с ранее проведенным исследованием активности студентов с учебно-профессиональной направленностью на регламентированную и нерегламентированную деятельность. Установлено преобладание среднего уровня порога активности в группах студентов исследуемых профилей обучения.

Ключевые слова: активность, порог активности, профиль обучения, учебно-профессиональная направленность.

A.V. Savchenkov, V.M. Kirsanov

activity threshold indicators of students enrolled in «vocational training» programme2

The results of the diagnostic threshold activity of students with different educational and professional orientation (training profiles) are analyzed. The students studying at "Vocational training" program were studied. The data obtained are compared with previous studies of activity of students with educational and professional orientation on regulated and unregulated activities. The predominance of the average threshold level of activity in the groups of students study training profiles is revealed.

Key words: activity, activity threshold, training profile, educational and professional orientation.

Активность - особый феномен, выступающий ключевым компонентом в развитии общества в целом и личности каждого человека в частности. В контексте исследования психики, познавательных и творческих возможностей личности, психического развития человека проблема активности является ключевой [7]. По мнению А.И. Крупнова, активность является одним из оснований структуры личности [4]. С этой точки зрения активность - это группа индивидуальных свойств личности, обусловливающих внутреннюю потребность, направленность индивида на результативное освоение внешней действительности, к самовы-

ражению относительно внешнего мира, которая способна осуществляться либо в интеллектуальном, либо в моторном, либо социальном плане [5].

Особенность профиля обучения содействует формированию значимых компетенций будущего субъекта профессиональной деятельности, а также оказывает значительное влияние на развитие личности в целом. Исследование активности является нужной и значимой мерой, позволяющей не только оценить индивидуальные особенности студентов, но и обнаружить условия повышения результативности образовательного процесса в целом, изучить то, насколько

1 Исследование выполнено при поддержке гранта ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (№ 2016-МУ-М1-04-06).

2 The present study was conducted with support of the grant of the Federal State Financed Educational Institution of Higher Education "Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev"(No 2016-MY-M1-04-06).

ш о

X

го о

ш

со о

X

ф

т ш го

о

т

<

благополучно и безболезненно для студентов протекает процесс адаптации к условиям профессионального обучения [3]. Это, в свою очередь, позволяет перейти к решению проблемы обеспечения и поддержания адекватной взаимосвязи и взаимодействия личности и внешней среды [1].

Исследование проводилось на базе научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет». В исследовании приняли участие студенты I, II и III курсов. База исследования включала студентов, обучающихся в профессионально педагогическом институте ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» по направлению подготовки «Профессиональное обучение» по профилям «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Транспорт», «Информатика и вычислительная техника», «Экономика и управление».

Общая выборка испытуемых составила 142 человека (103 девушки, 39 юношей) в возрастном диапазоне от 18 до 23 лет (средний возраст составил 19, 29 лет), таким образом, все испытуемые относились к юношескому возрасту. Период юности, согласно устоявшимся в психологии развития представлениям, длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к взрослости. Лица данного возраста еще не достигли социальной зрелости, им свойственно чувство психологической независимости, отсутствие социальных обязательств. Это период в жизни человека, когда приходится принимать ответственные решения, во многом определяющие дальнейшую жизнь человека (поиски смысла жизни, выбор профессии, избрание спутника жизни, окончательное формирование мировоззрения и самопознания и т.д.).

С целью диагностики континуума активности применялась методика «Порог активности», объектом изучения которой является одноименный феномен, под которым имеется в виду сте-

пень трудности (легкости) совершения поступков, решительность личности в различных ситуациях, желание человека быть постоянно активным или, наоборот, пассивным, ведущим замкнутый образ жизни [6]. Методика дает возможность разнести испытуемых по трем группам в зависимости от значений признака «Порог активности».

Низкий порог активности. Субъект очень деятелен, для него не характерно подолгу обдумывать свои поступки, у него активная жизненная позиция, он не боится совершить ошибку. Ощущает уверенность в себе только активно действуя. Уверенно идет к достижению собственных целей. Не признает ошибок, не склонен в рефлексии. Тяжело поддается коррекции.

Средний порог активности. Отображает сбалансированную, слаженную, гармоничную комбинацию реальной деятельности, с одной стороны, и внутренних рассуждений, волнений и размышлений - с другой.

Высокий порог активности. Определяет субъекта как пассивного, «тяжелого на подъем», склонного в своей жизни опираться на свой «внутренний мир», предпочитая его внешней активности. Значимые дела субъект склонен откладывать и оттягивать до последнего. Предпочитает как можно меньше взаимодействовать с другими людьми, любит работать и отдыхать один или в кругу близких людей. Склонен подолгу переживать свои проблемы, концентрировать на них свое внимание, характеризуется тягой к «самокопанию» [6].

Полученные в ходе исследования данные проверялись с помощью методов математической статистики: расчет среднего значения, стандартного отклонения, медианы, проверка нормальности распределения (по показателю асимметрии), выявление различий в распределении показателей ПА между сравниваемыми группами (с помощью критерия Манна-Уитни) [7; 9].

В таблице 1 представлены результаты обследования испытуемых по методике «Порог активности». Согласно представленным в таблице данным, во всех

группах испытуемых показатель порога активности (ПА) соответствовал среднему уровню. Распределение исследуемого признака можно считать не отличающимся от нормального (коэффициент

асимметрии составил 0,075). Проверка с помощью критерия Манна-Уитни не выявила различий в распределении показателей ПА между сравниваемыми группами и курсами [8].

Табл. 1. Распределение средних значений по показателю «Порог активности» в группах студентов с различной учебно-профессиональной направленностью (п=142)

№ Контингент (профиль подготовки) п ПА

Х±т ст Ме тт тах

I курс

1 Декоративно-прикладное искусство и дизайн 12 6,67±0,87 2,99 5,50 3,00 12,00

2 Транспорт 12 7,25±0,79 2,73 7,50 3,00 13,00

3 Информатика и вычислительная техника 13 7,08±0,94 3,38 8,00 2,00 13,00

4 Экономика и управление 19 6,21±0,73 3,17 7,00 1,00 11,00

II курс

5 Декоративно-прикладное искусство и дизайн; Производство продовольственных продуктов 12 8,50±0,93 3,23 9,50 4,00 14,00

6 Транспорт 11 6,00±0,83 2,76 7,00 2,00 10,00

7 Информатика и вычислительная техника 7 7,57±1,15 3,05 7,00 4,00 13,00

8 Экономика и управление 14 6,14±0,93 3,48 7,00 0,00 11,00

III курс

9 Транспорт 12 7,58±0,97 3,34 8,00 2,00 13,00

10 Информатика и вычислительная техника 9 9,44±0,90 2,70 9,00 7,00 14,00

11 Экономика и управление 21 7,05±0,56 2,58 7,00 2,00 13,00

Полученные данные согласуются с проведенным ранее исследованием показателя порога активности у студентов с различной учебно-профессиональной направленностью. Нами было установлено, что для студентов с различной учебно-профессиональной направленностью (как на регламентированную, так и не регламентированную деятельность) характерен средний уровень порога активности, что вероятно является общей особенностью лиц юношеского возраста современной популяции сту-

дентов. Под регламентацией деятельности мы понимаем наличие алгоритма, предполагающего строгое следование заданной последовательности учебно-профессиональных действий (операций) с минимальным допущением проявления индивидом собственной фантазии, воображения, творчества [2].

В таблице 2 представлено распределение долей лиц с различным уровнем порога активности среди испытуемых по курсам. В сравниваемых группах выявлено преобладание среднего уровня ПА.

Табл. 2. Распределение процентных долей испытуемых по показателю «Порог активности» (п=142)

№ Контингент (профиль подготовки) п ПА (%)

низкий средний высокий

1 I курс 56 42,85 42,86 14,29

2 II курс 44 38,64 50,00 11,36

3 III курс 42 19,05 66,66 14,29

В таблице 3 представлено распределение процентных долей в исследуемых группах испытуемых по показателю порога активности. Обращает на себя внимание, что в группах I курса «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Информатика и вычислительная техника» выявлено преобладание доли лиц с низ-

ким ПА. В группе студентов профиля «Экономика и управление» доли лиц с низким и средним ПА оказались равными. Следует обратить внимание, что преобладание доли с низким ПА не сохраняется на II и III курсах. Вероятно, это связано с особенностями адаптации первокурсников к условиям обучения.

Табл. 3. Распределение процентных долей испытуемых по показателю «Порог активности» в группах студентов с различной

учебно-профессиональной направленностью (п=142)

№ Контингент (профиль подготовки) n ПА (%)

низкий средний высокий

I курс

1 Декоративно-прикладное искусство и дизайн 12 50,00 41,67 8,33

2 Транспорт 12 33,33 58,34 8,33

3 Информатика и вычислительная техника 13 46,15 30,77 23,08

4 Экономика и управление 19 42,11 42,11 15,78

II курс

5 Декоративно-прикладное искусство и дизайн; Производство продовольственных продуктов 12 33,33 41,67 25,00

6 Транспорт 11 45,45 54,55 -

7 Информатика и вычислительная техника 7 28,57 57,14 14,29

8 Экономика и управление 14 42,86 50,00 7,14

III курс

9 Транспорт 12 25,00 50,00 25,00

10 Информатика и вычислительная техника 9 - 77,78 22,22

11 Экономика и управление 21 23,81 71,43 4,76

Таким образом, проведенное нами исследование выявило, что в сравниваемых группах испытуемых прослеживается схожее распределение по уровням ПА. Мы предрасположены толковать данный факт следующим образом. Активность, в соответствии с устоявшимися в психологической науке представлениями и системно-функциональному подходу к структуре личностных свойств, является интегративным, структурообразующим компонентом, объединяющим вокруг себя все оставшиеся личностные свойства. Вышесказанное означает, что общую направленность личности определяет именно активность, тем самым задавая «общий тон» всей жизнедеятельности индивида. Континуум активности в структуре личностных свойств напрямую не связан с направ-

лением профессионального обучения -активный человек способен проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности.

Выводы

1. Выявленное распределение процентных долей лиц с показателями порога активности непозволяет обосновать отнесение лиц того или иного профиля обучения к определенной учебно-профессиональной направленности (на регламентированную или нерегламенти-рованную деятельность).

2. Для групп испытуемых II и III курса «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Информатика и вычислительная техника», «Экономика и управление», «Транспорт» и испытуемых I курса профиля «Экономика и управление» характерен средний уровень порога ак-

тивности; преобладание низкого порога активности выявлено в группах студентов I курса «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Информатика и вычислительная техника», «Экономика и управление».

3. В целом существенных отличий по показателю порога активности между студентами, обучающимися по направлению «Профессиональное обучение», и ранее исследованными группами студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», не выявлено.

Библиографический список

1. Золотарев, С.В. Психофизиологическая характеристика и диагностика личностно-типологического конституционального континуума подростков [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / С.В. Золотарев. - Ставрополь, 1999. - 242 с.

2. Кирсанов, В.М. Показатели порога активности студентов различных профилей обучения [Текст] / В.М. Кирсанов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 10. - С. 53-61.

3. Кирсанов, В.М. Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе [Текст] / В.М. Кирсанов, Д.З. Шибкова // Сибирский педагогический журнал. - 2012.- № 9.- С. 127-132.

4. Крупнов, А.И. Комплексное исследование личности и индивидуальности [Текст]: монография / А.И. Крупнов, С.М. Зиньковская, Р.В. Ершова, В.П. Предеин, И.А. Новикова. - М.: Аргамак, 2012. - 480 с.

5. Небылицын, В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] / В.Д. Небылицин. - М.: Наука, 1976. - 336 с.

6. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции [Текст] / ред. Т.М. Прошина. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 159 с.

7. Савченков, А.В. Интегративный подход к оценке типологических и психофизиологических особенностей личности [Текст] / Д.З. Шибкова, В.М.Кирсанов, П.А. Байгужин, А.В. Савченков / Нейронаука для медицины и психологии: XII Международный междисциплинарный конгресс. - Судак, 01-11 июня 2016 г. - М.: МАКС Пресс, 2016. - С. 460-461.

8. Савченков, А.В. Оценка индивидуально-типологических особенностей студентов профессионально-педагогического института [Текст] / А.В. Савченков, В.М. Кирсанов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 21-й Международной науч.-практич. конф. / под науч. ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. - С. 287-289.

9.Шаров, А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека. [Текст]: дис. . д-ра психол. наук / А.С. Шаров. - Новосибирск, 2000. - 383 с.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Zolotarev S.V. Psychophysiological characteristics and diagnosis of personality-typological constitutional continuum of teenagers. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Stavropol, 1999. P. 242. [in Russian].

2. Kirsanov V.M. Threshold activity of students of different learning profiles Indicators. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2012. № 10. P. 53-61. [in Russian].

3. Kirsanov V.M. Psychophysiological characteristic of the student personality in adaptation to training in higher school. Siberskii Pedagogicheskii Zhurnal, 2012. №9. P. 127-132. [in Russian].

4. Krupnov A.I. A comprehensive study of personality and individuality. M.: Argamak, 2012. P. 480. [in Russian].

5. Nebylitsyn V.D. Psychophysiological studies of individualization differences. M.: Nauka, 1976. P. 336. [in Russian].

к

о X

s ^

2 « то ф

У

- ^

СОво

00

1 ф

ф о

? s

О S

0 о

1 О СО Ф

со-;

м

и

то £

i i ё Ё

6. Workshop psych- diagnostics. Psycho-motivation and self-regulation Ed. T.M. Proshina. Moscow: Izd-vo Moscovskogo Universiteta, 1990. P. 159. [in Russian].

7. Savchenkov A.V Integrative approach to the assessment of typological and psycho-physiological characteristics of the person. Neuroscience for Medicine and Psychology: XII International Interdisciplinary Congress. Sudak, 01-11 June 2016. M.: MAKS Press. 2016. P. 460-461. [in Russian].

8. Savchenkov A.V. Evaluation of individual-typological features of students of the Institute of Professional Education. Innovation in professional and vocational teacher education materials 21-th International Scientific and Practical Conference. under the scientific. Yekaterinburg: Izd-v- Ros. gos. prof.-ped. universiteta, 2016. P. 287-289. [in Russian].

9. Sharov A.S. The system of valuable orientations as the psychological mechanism of regulation of human life. Dis. ... doctor of sciences (Psychology). Novosibirsk, 2000. P. 383. [in Russian].

Сведения об авторах: Савченков Алексей Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: alex2107@mail.ru

Кирсанов Вячеслав Михайлович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: alex2107@mail.ru

Information about the authors: Savchenkov Alexey Viktorovich,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Vocational Teacher Training and Subject Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. Email: alex2107@mail.ru

Kirsanov Viacheslav Mihailovich,

Candidate of Sciences (Education),

Associate Professor, Department of Technology

and Psycho-Pedagogical Disciplines,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

Email: alex2107@mail.ru

m

CO

о

X

Ф T ca ro О

od <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.