Научная статья на тему 'Особенности волевого самоконтроля студентов различных профилей обучения'

Особенности волевого самоконтроля студентов различных профилей обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1144
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирсанов Вячеслав Михайлович

Предметом исследования в данной работе является саморегуляция, как один из компонентов структуры личности студентов различных профилей обучения. Актуальность исследования связана с ростом ориентации на выявление и развитие личностных качеств студентов, необходимостью разработки программы психолого-педагогического сопровождения процесса обучения, а также особым интересом психолого-педагогической науки к проблеме формирования профессиональной пригодности. В исследование приняли участие студенты вузов, получающие творческие специальности и студенты, обучающиеся не по творческим специальностям. С целью изучения саморегуляции испытуемых использовался опросник «Волевой самоконтроль (ВСК)», разработанный А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом. Полученные результаты могут быть применены для разработки программы профориентационной работы и могут служить основой дальнейшего исследования особенностей личности студентов различных профилей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирсанов Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of students’ determined self-control in accordance with the different education profiles

The subject matter of the following research is self-control as one of structural components of personality of students majoring in different education profiles. Topicality of this research is closely connected with growing attention towards revelation and development of students’ personal qualities, with necessary elaboration of a program of psychological and pedagogical support of education process and also with special attention which psychology and pedagogy pay to the problem of vocational aptitude developing. Tertiary students intended to have major connected with creativity and students pursuing to have major in non-creative spheres, were involved in this research. To research students’ self-control there was used the survey named “Determined Self-Control (DSC)” and elaborated by A.G. Zverkov and E.V. Eidman. The acquired results can be implemented for development of a program oriented on vocational aptitude developing and can serve as a basis for the further research of specific personal features of students who chose different education profiles.

Текст научной работы на тему «Особенности волевого самоконтроля студентов различных профилей обучения»

сти двигательной активности, связанный с естественным снижением функциональных возможностей организма, положительное воздействие на организм пожилого человека достигается путем увеличения удельного веса умеренной двигательной активности и регулярностью занятий.

Принимая во внимание, что финская ходьба благодаря своей простоте, доступности, новизне и низкой стоимости инвентаря пользуется большой популярностью среди людей пожилого и старческого возраста, способствуя созданию необходимой мотивации для занятий физической активностью, целесообразно рекомендовать регулярные занятия финской ходьбой как оптимальный вид физической активности для людей данной возрастной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Роль умеренной физической активности в пожилом возрасте: медикосоциальные аспекты занятий финской ходьбой с палками / Е.Ю. Качан, Р.Н. Терехина, И. А. Винер-Усманова, С.В. Трофимова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 68-71.

REFERENCES

1. Kachan E.Yu., Terekhina R.N., Viner-Usmanova I.A. and Trofimova S.V. (2013), “Role of moderate physical activity at advanced age: medical and social aspects of occupations by the Finnish walking with sticks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1, pp. 68-71.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.07.2013.

УДК 378 : 151. 8

ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ

ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Вячеслав Михайлович Кирсанов, кандидат психологических наук, доцент, Челябинский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Аннотация

Предметом исследования в данной работе является саморегуляция, как один из компонентов структуры личности студентов различных профилей обучения. Актуальность исследования связана с ростом ориентации на выявление и развитие личностных качеств студентов, необходимостью разработки программы психолого-педагогического сопровождения процесса обучения, а также особым интересом психолого-педагогической науки к проблеме формирования профессиональной пригодности.

В исследование приняли участие студенты вузов, получающие творческие специальности и студенты, обучающиеся не по творческим специальностям. С целью изучения саморегуляции испытуемых использовался опросник «Волевой самоконтроль (ВСК)», разработанный А.Г. Зверко-вым и Е.В. Эйдманом. Полученные результаты могут быть применены для разработки программы профориентационной работы и могут служить основой дальнейшего исследования особенностей личности студентов различных профилей обучения.

Ключевые слова: профиль обучения, психолого-психофизиологическая диагностика, саморегуляция, волевой самоконтроль, творческие специальности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p67-72

SPECIFIC FEATURES OF STUDENTS’ DETERMINED SELF-CONTROL IN ACCORDANCE WITH THE DIFFERENT EDUCATION PROFILES

Vyacheslav Mihailovich Kirsanov, the candidate of psychological science, senior lecturer, Chelyabinsk State Pedagogical University

Annotation

The subject matter of the following research is self-control as one of structural components of personality of students majoring in different education profiles. Topicality of this research is closely connected with growing attention towards revelation and development of students’ personal qualities, with necessary elaboration of a program of psychological and pedagogical support of education process and also with special attention which psychology and pedagogy pay to the problem of vocational aptitude developing.

Tertiary students intended to have major connected with creativity and students pursuing to have major in non-creative spheres, were involved in this research. To research students’ self-control there was used the survey named “Determined Self-Control (DSC)” and elaborated by A.G. Zverkov and E.V. Eid-man. The acquired results can be implemented for development of a program oriented on vocational aptitude developing and can serve as a basis for the further research of specific personal features of students who chose different education profiles.

Keywords: profile of learning, psychological and psychophysiological diagnostics, selfregulation, self-willed, creative professions.

ВВЕДЕНИЕ

Саморегуляция - один из ключевых континуумов в триаде основных «центров притяжения» личностных свойств, согласно концепции системно-функционального подхода А.И. Крупнова [4]. При толковании данного понятия отдельными авторами различия формулировок не значительны. Саморегуляция - интегральное, многофакторное понятие, связанное со многими психологическими категориями. Как полагает ряд исследователей, активность есть способ бытия материальных систем, характеризующий систему с точки зрения истоков ее развития, функционирования и фиксирующий момент изменчивости движущей материи. Саморегуляция вскрывает механизм функционирования систем и фиксирует момент устойчивости. А поскольку изменчивость и устойчивость представляют собой диалектическое единство, то активность и саморегуляция тоже являются диалектическим единством.

Целью данного исследования являлось изучение личностной сферы студентов, обучающихся по специальностям творческого профиля и студентов, обучающихся по другим (не относящимся к творческим) специальностям. В свете представленных данных, а также согласно устоявшемуся мнению, что оптимальным в изучении индивидуальных различий людей является сочетание различных методов и подходов [1, C. 118], в рамках комплексной диагностики личностных свойств, указанных групп испытуемых, нами было проведено исследование саморегуляции студентов различных профилей обучения.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» и является частью проводимого нами в рамках комплексной психологопсихофизиологической диагностики общего исследования личностных свойств студентов различных профилей обучения [2, 3]. В качестве испытуемых нами были выбраны студенты вузов, получающие творческие специальности и студенты (группа сравнения), обучающиеся не по творческим специальностям (профилям обучения). Тем самым был

принят за основу формальный признак творческих личностей - специальность (профиль) обучения и, соответственно, будущая профессия. В исследовании приняли участие студенты младших (I, II; 17-19 лет) и старших (1У,У; 20-22 лет) курсов как дневного, так и заочного отделений. База исследования включала студентов, обучающихся в вузах городов Челябинска, Екатеринбурга, Кустаная. Общая выборка испытуемых составила 497 человек. В возрастном аспекте все испытуемые могут быть отнесены к юношескому возрасту. Период юности, согласно устоявшимся в психологии развития представлениям, длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни.

С целью изучения саморегуляции испытуемых использовался опросник «Волевой самоконтроль (ВСК)», разработанный А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом [5]. Полученные данные проверялись с помощью методов математической статистики, в частности с помощью критерия ф* (угловое преобразование Фишера), критерия х2 (критерий Пирсона).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 представлены сводные данные распределения испытуемых по шкалам опросника, а в таблице 2 - распределение средних значений.

Таблица 1

Сводные данные распределения испытуемых по показателям саморегуляции

(п=497)

№ п/п Контингент испытуемых п ВСК (%)*

Общий балл (В) Настойчивость (Н) Самообладание (С)

низ. сР. выс. низ. сР. выс. низ. сР. выс.

1 Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим 236 22,03 64,83 13,14 20,76 58,48 20,76 21,19 63,13 15,68

2 Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения) не относящимся к творческим 261 22,6 63,22 14,18 22,6 52,11 25,29 16,48 68,58 14,94

Таблица 2

Сводные данные распределения средних значений испытуемых по показателям

само регуляции (п=497)

№ пп Контингент испытуемых п ВСК (средние значения)

Общий балл (В) Настойчивость (Н) Самообладание (С)

1 Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим 236 11,73 8,36 6,19

2 Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения) не относящимся к творческим 261 11,93 8,28 6,44

Опросник «Волевой самоконтроль (ВСК)» направлен на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции и позволяет получить информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции. Методика позволяет получить данные о степени развития навыков саморегуляции личности по трем шкалам: общий (суммарный) балл степени развития волевого самоконтроля, настойчивость, самообладание [5].

Проверка достоверности различий процентных долей по каждой субшкале опросника производилась с помощью критерия ф* (угловое преобразование Фишера). Различия между долями лиц с преобладанием отдельных показателей волевого самоконтроля (общий бал, настойчивость, саморегуляция) между группой студентов, обучающиеся по специальностям, относящимся к творческим, и группой студентов, обучающиеся по специальностям иного (не относящиеся к творческим) профиля не являются достоверными (ф*эмп<ф*кр.; р<0,05). Проверка достоверности расхождения между распределениями средних значений по показателям методики «ВСК» с помощью критерия %2 не выявила статистически достоверных отличий (%2эмп<%2 ; р<0,05) между сравниваемыми группами испытуемых.

Как видно из представленных в таблицах данных, в обеих группах испытуемых преобладают средние значения (что соответствует среднему уровню развития волевых качеств) по всем трем шкалам опросника. Средние значения так же находятся в диапазоне среднего уровня. В целом, полученные данные позволяют охарактеризовать испытуемых как людей с развитыми навыками волевого самоконтроля.

Средние значения по шкале общий (суммарный) балл степени развития волевого самоконтроля позволяют охарактеризовать испытуемых обеих групп как лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Как правило, они хорошо рефлексируют собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социальнопозитивной направленностью.

Полученные значения по субшкале «настойчивость» характеризуют испытуемых как лиц деятельных, работоспособных, активно стремящихся к выполнению намеченного. Их мобилизуют преграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы и соблазны. Главная ценность - начатое дело. Таким людям свойственно уважение к социальным нормам («совестливость») и стремление полностью подчинить им свое поведение.

Результаты диагностики по субшкале «самообладание» свидетельствуют, что испытуемые обеих групп лица эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождают от страха перед неизвестностью, повышают готовность к восприятию нового, неожиданного, и, как правило, сочетаются со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму [5].

Проведенное исследование не выявило достоверных отличий по показателям волевого самоконтроля между группой студентов, обучающихся по специальностям (профилям обучения) творческой направленности и группой студентов не творческих специальностей (профилей) обучения. Это позволяет предположить, что специфика творческой деятельности, предполагаемая профилем подготовки (обучения) мало связана с показателями саморегуляции личности. Волевые качества одинаково важны для всех видов деятельности, а сам процесс обучения, вне зависимости от профиля и специализации, в равной степени развивает навыки волевого самоконтроля. По крайней мере это зависит от системы подготовки (обучения), а не от творческого или иного характера деятельности, предлагаемой в качестве основной для обучающихся. Однако, это предположение, возможно, требует дальнейшего экспериментального подтверждения.

ВЫВОДЫ

1. Для обеих групп испытуемых характерно сходное распределение средних значений по показателям методики «ВСК» (общий бал по волевому самоконтролю, настойчивость, самообладание).

2. Результаты, полученные по субшкале «Общий бал», позволяют охарактеризовать испытуемых как лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных, спокойных, уверенных в себе, ответственных, с устойчивыми намерениями, реалистичностью взглядов, развитым чувством внутреннего долга. Они хорошо рефлексируют собственные мотивы, планомерно реализуют намерения, умеют распределять усилия, способны контролировать поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью.

3. Результаты, полученные по субшкале «Настойчивость», позволяют охарактеризовать испытуемых как лиц деятельных, работоспособных, активно стремящихся к выполнению намеченного, им свойственно уважение к социальным нормам и стремление полностью подчинить свое поведение этим нормам.

4. Результаты, полученные по субшкале «Самообладание», позволяют охарактеризовать испытуемых как лиц эмоционально устойчивых, хорошо владеющих собой, не боящихся неизвестности, готовых к восприятию нового, неожиданного, обладающих свободой взглядов, проявляющих тенденцию к новаторству и радикализму.

Исследование выполнено при поддержке гранта Ректората ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» (№ УГ-13/12/МУ).

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубева, Э. А. Опыт сравнения типологии В. Оствальда и И.П. Павлова в свете различных подходов к анализу индивидуальных различий. Художественный тип человека. Комплексные исследования / Э.А. Голубева ; науч. ред. В. П. Морозов, А. С. Соколов ; Московская гос. консерватория. - М. : [б.и.], 1994. - 234 с.

2. Кирсанов, В. М. Анализ взаимосвязи типа личности и сферы будущей профессиональной деятельности студентов различного профиля обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - Режим доступа: www.science-education.ru/106-7425. - Дата обращения: 24.06.2013.

3. Кирсанов, В. М. Ведущие мотивы обучения и структура мотивационно-потребностной сферы студентов различных профилей обучения [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/veduschie-motivy-obucheniya-i-struktura-motivatsionno-potrebnostnoy-sfery-studentov-razlichnyh-profiley-obucheniya. - Дата обращения: 24.06.2013.

4. Крупнов, А. И. Комплексное изучение свойств личности: системно-

функциональный подход / А. И. Крупнов, С. М. Зиньковская. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2010. - 417 с.

5. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / ред. Т. М. Прошина ; Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 159 с.

REFERENCES

1. Golubeva, E.A. (1994), “Comparative experiment of the typologies developed by W. Ostwald and I.P. Pavlov in accordance with different approaches to the analysis of individual differences” edited by V.P. Morozov and A.S. Sokolov, “Artistic type of an individual. Complex research”, published by Moscow State Conservatory, Moscow, pages 103-122.

2. Kirsanov, V.M. (2012) “Analysis of correlation of individual type and future vocational field of students of different education profiles”, Contemporary scientific and educational

issues, No. б; Web-resource: www.science-education.ruI10б-7425 (reference date: June 24, 2013).

3. Kirsanov, V.M. (2012) “Principal motives of education and structure of motivational and preferable field chosen by students of different education profiles”, Contemporary research of social issues, No. 12, Web-resource: http:IIcyberleninka.ruIarticleInIveduschie-motivy-obucheniya-i-struktura-motivatsionno-potrebnostnoy-sfery-studentov-razlichnyh-profiley-obucheniya (reference date: June 24, 2013).

4. Krupnov, A.I. and Zinkovskaya, S.M. (2012), “Comprehensive research of individual features. Systematic and Functional approach” published by Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg.

5. Proshina, T.M. (1990), “Practical course in Psychodiagnostics. Psychodiagnostics of motivation and autoregulation” published by Moscow State University, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.07.2013.

УДК796.01:61; 796.01:57

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕАКТИВНОСТИ ЮНОШЕЙ-ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС С РАЗЛИЧНЫМ СТИЛЕМ ИГРЫ

Ольга Ивановна Коломиец, кандидат биологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Исследованы особенности вегетативной реактивности у юношей-игроков в настольный теннис посредством стандартной пробы с локальным охлаждением (смоделированный физический стресс). Выявлена взаимосвязь между выбором стиля игры спортсмена и нейровегетативной регуляцией. Особенностью вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы у спортсменов-игроков в настольный теннис с защитным стилем игры является тенденция к преобладанию парасимпатического звена, а у спортсменов-игроков с атакующим стилем игры преобладает гиперсим-патическая активация и удлинение периода восстановления после психоэмоциональной нагрузки. Эти факты могут быть положены в основу индивидуального подхода при составлении персонифицированной программы восстановления игроков в настольный теннис, предпочитающих определенный стиль игры. Использованный подход способствует своевременному выявлению ранних симптомов дезадаптации для предупреждения развития предпатологических и патологических состояний у юношей-игроков в настольный теннис, а также позволит оптимизировать учебнотренировочный процесс.

Ключевые слова: юноши, настольный теннис, стиль игры, психофизическое состояние, нейровегетативная регуляция, тренировочные нагрузки, адаптация, физический стресс.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p72-78

RESEARCH OF THE VEGETATIVE REACTIVITY OF THE YOUNG MALE TABLE TENNIS PLAYERS WITH THE DIFFERENT STYLE OF PLAY

Olga Ivanivna Kolomiets, the candidate of biological sciences, senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

Peculiarities of vegetative reactivity have been researched among the young male table tennis players with the use of the standard sample with local cooling and manual dosed isometric load .The interrelation between the choice of athlete's style of play and neuroautonomic regulation has been revealed. Feature of the vegetative regulation of the cardiovascular system among the athletes playing table tennis with a protective style of play is tendency for dominating the parasympathetic link, while the athletes play-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.