УДК 378: 151.8 ББК 74.480: 88.4
Кирсанов Вячеслав Михайлович
кандидат психологических наук, доцент
кафедра психолого-педагогических дисциплин Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Kirsanov Vyacheslav Mikhailovich Сandidate of Psychology,
Assistant Professor Chair of Psychological-and-Pedagogical Disciplines Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Показатели порога активности студентов различных профилей обучения
Activity Boundary Indicators of Various Educational Profile Students
В статье анализируются результаты диагностики порога активности студентов творческих и не творческих специальностей (профилей обучения). В исследовании приняли участие студенты младших и старших курсов дневного и заочного отделений. База исследования включала студентов, обучающихся в вузах городов Челябинска, Екатеринбурга, Костаная (Республика Казахстан).
The article analyzes the diagnostics results of activity boundary in the students of creative and non-creative specialties (training profiles). Junior and senior students of day and correspondence departments have taken part in the research. The research basis included the higher school students from Chelyabinsk, Yekaterinburg and Kostanai (Republic of Kazakhstan).
Ключевые слова: активность, порог активности, профиль обучения, творческие специальности.
Key words: activity, activity boundary, training profile, creative specialties.
ВВЕДЕНИЕ. Активность как феномен играет ключевую роль в развитии
природы, общества в целом и личности, в частности. Кроме того, принцип активности, как известно, является одним из основополагающих в отечественной психолого-педагогической науке. В историческом плане творческая активность личностей составляет основу общественного прогресса. Общественная ценность творческого развития каждого члена общества, в этом контексте, является не только потребностью социума, но и условием его саморазвития [13, с. 196].
Категория активности является одной из базовых, общих в психологии. В психологических исследованиях проблема активности является ключевой, осо-
бенно в контексте исследования природы психики, психического развития, познавательных и творческих возможностей личности [14, с. 103]. Согласно концепции А.И. Крупнова континуум «активность» занимает одно из центральных положений, являясь своеобразным основанием (наряду с другими компонентами) для построения всей структуры личности [6]. Общая психическая активность может быть охарактеризована как группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира, которая может реализовываться либо в умственном, либо в двигательном (в том числе и речедвигательном), либо социальном (общение) плане [10, с. 251].
В ряде работ рассматривается особый вид активности, который имеет для нас (в контексте данного исследования) особое значение - творческая активность, под которой подразумевается активность творческой личности, направленная на создание новых, оригинальных материальных и духовных ценностей; стремление и мера усилий, направляемых на создание качественно нового в ментальной картине мира [3].
Специфика профиля обучения не только способствует формированию значимых компетенций будущего субъекта профессиональной деятельности, но и оказывает существенное влияние на развитие личности. Изучение активности в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса образования является необходимой мерой, что позволит, в свою очередь, выявить условия повышения эффективности образовательного процесса, изучить то, насколько успешно протекает процесс адаптации к профессиональному обучению. Оценка степени адаптации позволяет перейти к проблеме психического (психофизиологического) здоровья и психологической гармоничности, которые в рамках нормы обеспечиваются и поддерживаются адекватной взаимосвязью и взаимодействием личности, конституции и внешней среды (духовной, социальной, экономической) [4, с. 50]. Учебная деятельность, как и любые другие виды активности, является затратной, а уровень учебных нагрузок (особенно в высшем Вестник ЧГПУ102012 54
образовании) достаточно высок и несоблюдение определенных условий сохранения здоровья обучающихся (своевременная диагностика состояний переутомления, соблюдение режима отдыха, бодрствования, профилактика заболеваний и т.д.) может вызвать снижение адаптации к условиям обучения [1, 5, 7,
9, 15].
Отправной точкой в исследовании степени адаптации студентов к условиям обучения, должна стать диагностика основных компонентов структуры личности, в частности активности. К тому же, как отмечает ряд авторов, проблема обеспечения педагогических условий творческой реализации предполагает решение вопроса об источниках и закономерностях развития творческой активности в онтогенезе [8].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование проводилось на базе научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет». В качестве испытуемых нами были выбраны студенты вузов, получающие творческие специальности и студенты (группа сравнения), обучающиеся не по творческим специальностям (профилям обучения). Тем самым был принят за основу формальный признак творческих личностей - специальность (профиль) обучения и, соответственно, будущая профессия. В исследовании приняли участие студенты младших (I, II; 17-19 лет) и старших (1У,У; 20-22 лет) курсов как дневного, так и заочного отделений. База исследования включала студентов, обучающихся в вузах городов Челябинска, Екатеринбурга, Костаная, в частности:
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» (ФГБОУ ВОП «ЧГАКИ», г. Челябинск);
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педа-
гогический университет» (ФГБОУ ВОП «ЧГПУ», г. Челябинск, представительство ФГБОУ ВОП «ЧГПУ» в Республике Казахстан, г. Костанай);
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВОП «УрГПУ», г. Екатеринбург);
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный горный университет» (ФГБОУ ВОП «УГГУ», г. Екатеринбург).
Общая выборка испытуемых составила 497 человек.
В возрастном аспекте все испытуемые могут быть отнесены к юношескому возрасту. Период юности, согласно устоявшимся в психологии развития представлениям, длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни [2].
Активность является одним из центральных образований в структуре личностных свойств. Для диагностики континуума активности использовалась методика «Порог активности», предметом изучения которой является одноименный феномен, под которым подразумевается степень трудности (легкости) совершения поступков, решительность в действиях, стремление к постоянной активности или, наоборот, к пассивности, замкнутому образу жизни [11].
Полученные данные проверялись с помощью методов математической статистики, в частности с помощью критерия ф* (угловое преобразование Фишера) [12].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Методика позволяет распределить испытуемых на три группы в зависимости от значений показателя «Порог активности».
Низкий порог активности. Субъект характеризуется активной жизненной позицией, очень деятелен, не склонен подолгу обдумывать свои поступки и их последствия, не боится совершить ошибку. Уверено чувствует себя только когда активно действует. Настойчив в достижении своих целей. Не склонен к рефлексии, к признанию своих ошибок, трудно поддается коррекции.
Средний порог активности. Отражает сбалансированное, гармоничное сочетание реальной деятельности, с одной стороны, и внутренних переживаний и размышлений - с другой.
Высокий порог активности. Характеризует субъекта как инертного, «тяжелого на подъем», более склонного к «внутренней жизни» нежели к внешней активности. Необходимые действия он откладывает и оттягивает до последней возможности. Он не любит взаимодействовать с другими людьми, предпочитает работать и отдыхать в одиночестве или в очень узком кругу. Подолгу переживает свои проблемы, любит «копаться» в себе [11].
В таблице 1 представлены полученные данные относительно распределения испытуемых по показателю порога активности, а в таблице 2 - средние значения по данной методике.
Таблица 1. Сводные данные распределения испытуемых по показателю порога
№ п.п Контингент испытуемых п Порог активности (%)
низкий средний высокий
1 Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим 236 25,42 59,32 15,26
2 Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения) не относящимся к творческим 261 37,55 52,11 10,34
Таблица 2. Сводные данные распределения средних значений по показателю
№ п.п Контингент испытуемых п Порог активности (средний балл)
1 Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим 236 7,13
2 Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения) не относящимся к творческим 261 6,85
Исследование показало, что в обеих группах испытуемых наблюдается схожее распределение по уровням ПА. Мы склонны интерпретировать этот факт следующим образом. Активность, согласно устоявшимся в психологии представлениям и многомерно-функциональному подходу к структуре личностных свойств, является структурообразующим компонентом, интегрирующим вокруг себя остальные личностные свойства. Это означает, что активность определяет общую направленность личности, задает «общий тон» жизнедеятельности индивида. Континуум активности в структуре личностных свойств на прямую не связан со специализацией обучения - активный человек может проявить себя в различных областях деятельности.
Как видно из представленных результатов для сравниваемых групп студентов характерно преобладание доли лиц со средним порогом активности. Средние значения по данной методике также позволяют констатировать средний уровень порога активности в обеих группах испытуемых.
Проверка достоверности различий процентных долей лиц с преобладанием низкого, среднего и высокого порога активности производилась с помощью критерия ф* (угловое преобразование Фишера). Внутри сравниваемых групп доля лиц с низким, средним и высоким ПА достоверно различны (ф*эмп.>ф*кр.; Р<0,01).
Различия между подгруппами испытуемых с преобладанием среднего и высокого ПА как в группе студентов, обучающиеся по специальностям, относящимся к творческим, так и в группе студентов, обучающиеся по специальностям иного (не относящиеся к творческим) профиля не являются достоверными, т.к. находятся в зоне не значимости (ф*эмп.<ф*кр.; р<0,05). Соответственно не смотря на численную разницу между сравниваемыми группами (п1 Ф п2) доли
лиц со средним ПА можно считать равными и доли лиц с высоким ПА в сравниваемых группах также не отличаются.
Достоверные различия процентных долей, согласно расчетам критерия ф*, выявлены между студентами творческих и не творческих специальностей по показателю низкий ПА - различия соответствующих процентных долей находятся в зоне значимости (ф*эмп.>ф*кр.; р<0,01). Это позволяет утверждать, что среди студентов, обучающихся по специальностям, не относимым к разряду творческих, доля лиц высоко активных, деятельных, не склонных подолгу обдумывать свои поступки и их последствия (низкий ПА) больше, чем соответствующая доля в группе студентов, обучающихся по творческим специальностям.
ВЫВОДЫ.
1. В группе студентов, обучающихся по специальностям творческой направленности, и в группе студентов, обучающихся по другим специальностям (профилям обучения) наблюдается сходное распределение процентных долей лиц со средним и высоким порогом активности. Доля лиц с низким ПА в группе студентов не творческой направленности обучения достоверно выше, чем в группе студентов творческих специальностей.
2. Для обеих групп испытуемых характерен средний уровень порога активности. Средние значения по методике «Порог активности» и преобладание доли лиц со средним уровнем ПА позволяют охарактеризовать испытуемых как активных, деятельных, «легких на подъем», инициативных, охотно откликающихся на поручения преподавателей, кураторов и деканата. Они адекватно воспринимают учебные и воспитательные воздействия и так же адекватно на них реагируют.
3. В целом существенных отличий по показателю порога активности между студентами, обучающимися по специальностям (профилям обучения) творческой направленности и студентами других профилей обучения (не относящихся к разряду творческих) не выявлено.
Исследование выполнено при поддержке гранта Ректората ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» (№ УГ-13/12/МУ).
Библиографический список
1. Агаджанян, Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье [Текст] /
Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. - М. : Изд-во РУДН, 2006. - 283 с.
2. Актуальные проблемы возрастной психологии [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //www.vashpsixolog.ru/ 16.10.2012.
3. Бирюкова, Т.А. Мотивационные средства развития творческой активности личности. [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. / Бирюкова Татьяна Анатольевна. - Новосибирск, 2005. - 207 с.
4. Золотарев, С. В. Психофизиологическая характеристика и диагностика
личностно-типологического конституционального континуума подростков: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.02. / Золота-
рев Сергей Владимирович - Ставрополь, 1999. - 242 с.
5. Казин, Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психологопедагогические аспекты [Текст] / Э. М. Казин. - Кемерово : КРИПК и ПРО, 2010. - 214 с.
6. Крупнов, А. И. Комплексное изучение свойств личности: системнофункциональный подход. [Текст] / А. И. Крупнов, С. М. Зиньковская. -Екатеринбург, 2010. - 417 с.
7. Литвинова, Н. А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности. [Текст] : автореф. дис. ... д-ра биол. наук : 03.00.13. / Литвинова Надежда Алексеевна. - Томск, 2008. - 38 с.
8. Максимова, С. В. Творчество: созидание или деструкция? [Текст] / С. В. Максимова. - М. : Академический Проект, 2006. - 244 с.
9. Мальцев, В. П. Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности [Текст] / В. П. Мальцев, Д. З. Шибкова, П. А. Байгужин // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2011. - №2(13). - С. 163 - 171.
10. Небылицын, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] / В. Д. Небылицин. - М. : Наука, 1976. - 336 с.
11. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции [Текст] / Ред. Т. М. Прошина. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 159 с.
12. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2002. - 350 с.
13. Фомин, Н. А. Психология самопознания [Текст] / Н. А. Фомин. - М. : Теория и практика физической культуры, 2001. - 388 с.
14. Шаров, А. С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека. [Текст] : дис. ... доктора психол. наук : 19.00.01. / Шаров Анатолий Сергеевич. - Новосибирск, 2000. - 383с.
15. Шибкова, Д. З. Психофизиологические особенности креативности студентов как фактор адаптации к учебной деятельности. [Текст] / Д. З. Шибкова, В. П. Мальцев // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Книга 3,
Адаптация и здоровье студентов. - Кемерово : КРИПК и ПРО, 2011. - С. 171 - 195.
Bibliography
1. Agadzhanyan, N. A. Problems of Adaptation and Teaching About Health [Text] / N. A. Agadzhanyan, R. M. Bayevsky, A. P. Berseneva. - M. : Publishing House of RUFP, 2006. - 283 p.
2. Biryukova, T.A. Motivational Tool for Individuals’ Creative Activity Development [Text] : Diss. ... Cand. of Psychol : 19.00.01 / T.A. Biryukova. - Novosibirsk, 2005. - 207 p.
3. Fomin, N. A. Psychology of Self [Text] / N. A. Fomin. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2001. - 388 p.
4. Kazin, E. M. Education and Health: Biomedical and Psycho-Pedagogical Aspects [Text] / E. M. Kazin. - Kemerovo : KRIPK and PRO, 2010. - 214 p.
5. Krupnov, A. I. Comprehensive Study of Personality Traits: System-and-Functional Approac. [Text] / A. I. Krupnov, S. M. Zinkovskaya. - Yekaterinburg, 2010. - 417 p.
6. Litvinova, N. A. The role of Individual Psychophysiological Characteristics of Students in Adapting to Mental and Physical Activity [Text] : Synopsis of Diss. ... Doc. of Biology : 03.00.13 / N.A. Litvinova. - Tomsk, 2008. - 38 p.
7. Maltsev, V. P. Psychophysiological Status of Students As a Factor of Educational Activity [Text] / V. P. Maltsev, D. Z. Shibkova, P. A. Bayguzhin // Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. - 2011. - №2(13). - P. 163 -171.
8. Maximova, S. V. Creativity: Creation or Destruction? [Text] / S. V. Maximova.
- M. : Academic Project, 2006. - 244 p.
9. Nebylitsyn, V. D. Physiological Study of Individual Differences [Text] / V. D. Nebylitsyn. - M. : Science, 1976. - 336 p.
10. Sharov, A. S. System of Value Orientations As a Psychological Mechanism of Human Activities Regulation [Text] : Diss. ... Doc. of Psychol. : 19.00.01 / A.S. Sharov. - Novosibirsk, 2000. - 383 p.
11. Shibkova, D. Z. Psychophysiological Features of Students’ Creativity As a Factor in Adaptation to Training Activities [Text] / D. Z. Shibkova, V. P. Maltsev // ontogenesis. Adaptation. Health. Education. Book 3, Adaptation and health of students. - Kemerovo : KRIPK and PRO, 2011. - P. 171 - 195.
12. Sidorenko, E. V. Mathematical Processing Methods in Psychology [Text] / E. V. Sidorenko. - St. Petersburg : Rech, 2002. - 350 p.
13. Topical Problems of Developmental Psychology [Electronic Resource]. - Access Mode: http: //www.vashpsixolog.ru/ 16.10.2012.
14. Workshop on Psychodiagnostics. Psycho Motivation and Self-Regulation [Text] / Editor T. M. Proshina. - M. : Publishing House of MSU, 1990. - 159 p.
15. Zolotarev, S. V. Physiological Characteristics and Diagnostics of Teenagers’ Personality-Constitutional Typological Continuum [Text] : Diss. ... Cand. of Psychol.: 19.00.02 / S.V. Zolotarev. - Stavropol, 1999. - 242 p.