УДК 612.6 : 371.037 : 7 ББК 28.903,7 : 74.200.54 : 85
Никитин Александр Иванович
аспирант
кафедра анатомии, физиологии человека и животных Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Кирсанов Вячеслав Михайлович
кандидат психологических наук, доцент
кафедра психолого-педагогических дисциплин Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Nikitin Alexander Ivanovich Post-graduate Chair of Anatomy, Physiology of Human and Animals Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Kirsanov Vyacheslav Mihajlovich Candidate of Psychology,
Assistant Professor Chair of Psychology-Pedagogical Disciplines Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk nikiai@yandex.ru
Психофизиологические и личностные особенности учащихся профильных классов, обучающихся по направлениям «Хореография» и
«Музыкальное образование»
Psychophysiological and personal characteristics of specialized classes’ students
«Choreography» and «Musical education»
В статье анализируются результаты диагностики психологических (личностные особенности) и психофизиологических (показатели функциональной асимметрии и энергетического метаболизма головного мозга) характеристик учащихся профильных классов. В исследовании приняли участие учащиеся 9-х классов МБОУ гимназии № 10, обучающиеся по профилям «музыка» и «хореография».
Psychological (personal features) and psychophysiological (indices of functional asymmetry and brain’s energetic metabolism) characteristics of specialized
classes students are analyzed in this article. In this research where taking part the 9th form students of the high school №10 with advanced knowledge in music and choreography.
Ключевые слова: личностные особенности, профильное обучения, психофизиологические особенности, функциональная асимметрия мозга.
Key words: personality characteristics, the profile of learning, psychophysiological characteristics, functional brain asymmetry.
ВВЕДЕНИЕ.
Как отмечается в ряде публикаций, современные социальноэкономические условия предъявляют особые требования к выпускникам школ. Нестандартность мышления молодых людей, способность принимать самостоятельные решения, готовность к творческой деятельности выступают в качестве залога успешного развития личности будущего гражданина. В связи с этим, образование ориентируется на новые требования, которые предъявляет общество к каждому выпускнику [4, 12, 13].
Современное образование опирается на идеи компетентностного подхода, предполагающего реализацию практической направленности обучения, формирование способностей и умений находить, преобразовывать и использовать информацию для решения реальных жизненных проблем. Прежняя теория обучения и воспитания в школе вступает в противоречие с новыми требованиями общества и ФГОС к структуре, результатам и условиям реализации обучения [14]. Ответом на требования современности со стороны системы образования является внедряемое в повседневную практику профильное обучение. В «Концепции модернизации российского образования» поставлена задача осуществления на старшей ступени общеобразовательной школы специализированной подготовки школьников - профильного обучения, целью которого является дифференцирование и индивидуализация процесса обучения, выявление способностей и склонностей каждого учащегося, оказание помощи школьнику в профориентации [5].
Профильное обучение является одним из эффективных средств повышения качества образования, развития способностей, склонностей, интересов, ак-
268
тивности, познавательной деятельности старшеклассников. Углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников школы к успешному продолжению образования. Реализация концепции профильного обучения направлена на повышение адаптивной способности выпускника к современным условиям жизнедеятельности. Для разрешения возникающих социально-экономических проблем ему необходимо обладать способностью к приобретению новых знаний, умением нестандартно подходить к решению возникающих проблем, обладать ясным представлением собственных возможностей, способов реализации выбранного жизненного пути [13].
При организации профильного обучения следует помнить, что специфика профиля оказывает существенное влияние на развитие личности, в том числе и на показатели адаптации учащихся к условиям обучения. Оценка степени адаптации позволяет вплотную приблизиться к решению проблемы сохранения здоровья обучающихся. Учебная деятельность, как и любые другие виды активности, является затратной в плане ресурсов организма. Несоблюдение определенных условий сохранения здоровья обучающихся (своевременная диагностика состояний переутомления, соблюдение режима отдыха, бодрствования, контроль над уровнем учебных нагрузок, профилактика заболеваний и т.д.) может вызвать снижение адаптации, как к условиям обучения, так и к условиям жизнедеятельности в целом [3, 6, 7, 10, 16]. Особенно это важно когда речь идет об этапе школьного обучения.
В современных исследованиях актуальным является применение комплексного подхода. Комплексный подход к диагностике личности наиболее полно, на наш взгляд, может быть реализован на стыке психологии и психофизиологии. Согласно этому положению, в исследование особенностей личности учащихся профильных классов были использованы методы исследования психологических особенностей личности и методы исследования психофизиологических параметров.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование проводилось на базе научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» кафедры анатомии, физиологии человека и животных ФГБОУ ВПО «ЧГПУ». В качестве испытуемых нами были выбраны учащиеся 9-х классов, МБОУ гимназии №10, обучающиеся по профилю «хореография» (20 человек) и профилю «музыка» (24 человека). Общая выборка испытуемых составила 44 человека.
Возраст испытуемых 14 - 15 лет, что соответствует подростковому периоду в психолого-педагогической периодизации, и относится к старшему школьному возрасту. Подростковый возраст в возрастной психологии рассматривается как особый период жизни человека, переход от эпохи от детства к юности. Основными направлениями психологического развития в этом возрасте являются формирование личности подростка, познавательное развитие, развитие системы межличностных отношений. Главными социальнопсихологическими новообразованиями становятся чувство взрослости, стремление к самостоятельности, независимости от взрослых, ориентация на группу сверстников, интерес к самому себе, к самопознанию, стремление к самоутверждению. Такие характерные для подростков черты, как эмоциональная нестабильность, складывающаяся система нравственных идеалов и мировоззрения, стремление не только больше знать, но и больше уметь приводят к формированию самосознания и построению «Я - концепции» [2]. С биологической точки зрения подростковый возраст приходится на период полового созревания. Это сложный процесс, включающий ряд взаимосвязанных последовательных изменений, результатом которых является половая зрелость индивида. При этом происходит рост и морфологическое преобразование всего организма, развитие вторичных половых признаков, наружных и внутренних половых органов, становление гипоталамо-гипофизарно-гонадных отношений [1].
Процедура исследования личности согласно модели комплексной психо-лого-психофизиологической диагностики включала в себя несколько этапов. Первоначально исследовалась психическая сфера с помощью батареи психодиагностических методик, направленных на изучение структуры личности. В нашем исследовании психологические особенности личности изучались при помощи методик, направленных на оценку саморегуляции (опросник «Волевой самоконтроль (ВСК)»), активности (методика «Порог активности (ПА)»), направленности (методика «Направленность личности»), профессионального самоопределения («Дифференциально-диагностический опросник Климова (ДДО)»), мотивации («Опросник мотивации достижения успеха»).
На втором этапе применялись психофизиологические методы. Для оценки показателей функциональной асимметрии головного мозга использовались методики оценки двигательной («Аннет», «Поза Наполеона», «Закидывание ног») и сенсорной асимметрии (проба Розенбаха «Прицеливание»).
Полученные данные были проанализированы с помощью методов математической статистики, а так же были подвергнуты статистической обработке при помощи программного обеспечения Microsoft Excel 2007. Оценка достоверности различий между полученными процентными долями подтверждалась с помощью критерия ф* (угловое преобразование Фишера). Коэффициент ранговой корреляции Спирмена был использован для выявления корреляционных зависимостей между исследуемыми особенностями личности [11].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
По результатам первого этапа исследования особенностей учащихся профильных классов «хореография» и «музыка» мы получили ряд характеристик, позволяющих описать особенности личности испытуемых. Оценка показателей саморегуляции с помощью методики «Волевой самоконтроль» (А.Г. Зверков, Е.В. Эйдмана) [8] показала преобладание высоких и средних значений по всем шкалам опросника (общий балл, настойчивость, самообладание) у большей части испытуемых (таблица 1).
Таблица 1. Сводные данные распределения испытуемых по показателям саморегуляции.
Контингент испытуемых ВСК (%)
Общий балл (В) Настойчивость (Н) Самообладание (С)
Низ. Ср. Выс Низ. Ср. Выс Низ. Ср. Выс
Учащиеся 9 «а» (хореография, п= 20) 12 39 49 10 33 57 7 30 63
Учащиеся 9 «б» (музыка, п=24) 21 46 33 33 30 37 9 54 37
Таким образом, результаты исследования саморегуляции демонстрируют развитые навыки волевого самоконтроля у обеих групп испытуемых. Учащиеся 9 «а» класса (хореография) продемонстрировали более высокие значения.
Для оценки показателей активности личности нами использовалась методика «Порог активности» [8]. Порог активности характеризует степень легкости совершения поступков, решительности в действиях и стремления к постоянной активности. Результаты исследования порога активности представлены в таблице 2.
Таблица 2. Сводные данные распределения испытуемых по показателю
активности.
Контингент испытуемых ПА (%)
Низкий Средний Высокий
Учащиеся 9 «а» (хореография, п= 20) 34 59 7
Учащиеся 9 «б» (музыка, п=24) 22 73 5
У большинства испытуемых наблюдается низкий и средний порог активности, что позволяет охарактеризовать испытуемых как активных, деятельных «легких на подъем», т.е. легко включающихся в деятельность.
В программу нашего экспериментального исследования так же была включена методика «Направленность личности» [9]. Полученные результаты исследования феномена направленности представлены в таблице 3.
Таблица 3. Сводные данные распределения испытуемых по показателю направленности.
Контингент испытуемых Направленность (%)
На себя На взаимодействие На задание
Учащиеся 9 «а» (хореография, п= 20) 33 43 24
Учащиеся 9 «б» (музыка, п=24) 29 42 29
У большей части испытуемых обеих групп отмечено преобладание направленности на взаимодействие, что отражает интенсивность, с которой человек старается поддержать хорошие отношения с людьми, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнению конкретных заданий и оказанию помощи людям.
Опросник оценки потребности в достижении успеха показал следующие результаты: к достижению успеха стремятся 45% испытуемых в 9 «а» и 79% испытуемых в 9 «б» классе. Мотивированы избеганием неудачи в 55% в 9 «а» и 21% в 9 «б».
Дифференциально-диагностический опросник позволил выявить профессиональные предпочтения учащихся: 68% испытуемых в 9 «а» отдают предпочтения профессиям, относящимся к типу «человек - художественный образ», 20% выбрали профессии типа «человек - знак», 6% - «человек - техника», 6%, «чело-
век - человек». В 9 «б» классе отмечено сходное распределение: 46% отдают предпочтение профессиям типа «человек - художественный образ», 44% - «человек - человек», 5% - «человек-природа», 5% - «человек-техника». Полученные данные подтверждают выбор профиля обучения - хореография и музыка соответствуют типу профессий «человек - художественный образ».
Второй этап исследования был посвящен оценке психофизиологических характеристик учащихся профильных классов. По коэффициенту общей асимметрии (КОА) - показателю, складывающемуся из всех методик, направленных на изучение асимметрии полушарий головного мозга, было установлено, что в группе испытуемых 9 «а» класса 65% учащихся относятся к лицам с доминированием левого полушария, 20% с доминированием левого полушария и незначительным перераспределением функций между правым и левым полушарием мозга, 15% с неопределенной асимметрией.
В группе испытуемых 9 «б» класса 62% учащихся составили группу лиц с доминированием левого полушария, 29% с доминированием левого полушария с незначительным перераспределением функций с правым, 9% - доминирование правого полушария с незначительным перераспределением функций с левым.
значительное преобладание правых неопределенная
преобладание правых признаков асимметрия
признаков
Рис. 1. Показатели коэффициента общей асимметрии в профильных классах с
творческой направленностью обучения
274
Таким образом, исследование показателей ФАМ выявило большее количество испытуемых в профильных классах с творческой направленностью обучения со значительным преобладанием правых признаков, что соответствует левополушарному мышлению, отличающимся логикой, хорошим планированием деятельности и последовательностью в достижении целей [15]. Данный факт расходится с традиционным представлением о преобладании правого полушария у лиц, склонных к творчеству, творческой деятельности. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что в школе учащиеся еще не окончательно и часто не самостоятельно определились с выбором дальнейшего направления деятельности. А также, вероятно сказался тот факт, что в процессе обучения в профильных классах в равной степени актуализируются навыки работы обоих полушарий, т.к. учебная деятельность в данном случае включает не только предметы творческой направленности, но и общеобразовательные.
С помощью методов математической статистики проверялась достоверность различия процентных долей по проведенным методикам. Выявленные различия являются достоверными, что подтверждается данными расчета критерия ф* Фишера (ф*эмп.>ф*кр.; р<0,01). Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволил выявить ряд закономерностей. Выявлена достоверно значимая прямая корреляция (гэмп.>гкр. при р 0,05=0,31, р 0,01=0,4) между меж-полушарной асимметрией и порогом активности (гэмп = 0,66), между межполу-шарной асимметрией и направленностью личности (гэмп = 0,59). Это позволяет утверждать наличие причинно-следственной зависимости между данными психологическими особенностями и психофизиологическими характеристиками личности: доминирование правого полушария проявляется на уровне психики как повышенная активность и преобладание направленности на себя.
ВЫВОДЫ.
1. Старшеклассники, обучающиеся по творческим профилям характеризуются развитыми навыками саморегуляции (волевого самоконтроля), средними и высокими показателями активности, преобладанием направленности лич-
ности на взаимодействие. Для учащихся профиля «хореография» характерно преобладание направленности на избегание неудачи, для учащихся профиля «музыкальное образование» - преобладание мотивации достижения успеха. В обеих группах испытуемых приоритетными являются профессии типа «человек
- художественный образ».
2. Выявлена достоверная корреляция межполушарной асимметрии и таких особенностей личности, как порог активности и направленность личности не зависимо от профиля обучения.
3. У обучающихся профильных классов с творческой направленностью обучения («хореография», «музыкальное образование») установлено значительное преобладание правых признаков по показателю коэффициента общей асимметрии головного мозга.
Библиографический список
1. Академик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/24298/ 03.10.2013.
2. Актуальные проблемы возрастной психологии [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/ 03.10.2013.
3. Белоусова, Н. А. Особенности психомоторных функций у подростков с нарушением осанки [Текст] / Н. А. Белоусова, Д. З. Шибкова // Новые исследования, 2013 - № 2. - С. 34 - 39.
4. Бровин, А. Н. Информационно-педагогическая поддержка профильного
обучения [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. / Бро-
вин Александр Николаевич. - Санкт-Петербург, 2010. - 187 с.
5. Зозуля, О. Ю. Развитие художественно-творческого потенциала школьника в условиях профильного обучения изобразительной деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. / Зозуля Ольга Юрьевна. - Уфа, 2009. - 194 с.
6. Казин, Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психоло-го-педагогические аспекты [Текст] / Э. М. Казин. - Кемерово : КРИПК и ПРО, 2010. - 214 с.
7. Литвинова, Н. А. Роль индивидуальных психофизиологических особен-
ностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности. [Текст] : автореф. дис. ... д-ра биол. наук : 03.00.13. / Литвино-
ва Надежда Алексеевна. - Томск, 2008. - 38 с.
8. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции [Текст] / Ред. Т. М. Прошина. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 159 с.
9. Практикум по психологии личности [Текст] / Ред. О. П. Елисеев. - СПб. : Изд-во «Питер», 2000. - 560 с.
10. Семенова, М. В. Половозрастные особенности динамики длины тела учащихся 7 - 16 лет гимназии эстетического профиля (лонгитюдное исследование) [Текст] / М. В. Семенова, Д. З. Шибкова // Новые исследования, 2012 - №
4. - С. 88 - 98.
11. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2002. - 350 с.
12. Толмачева, Т. В. Развитие творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. / Толмачева Татьяна Викторовна. - Якутск, 2005. - 186 с.
13. Тюменова, С. И. Развитие творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения: на материале учебного предмета «химия» [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. / Тюменова Светлана Ивановна. -Элиста, 2008. - 153 с.
14. Халикова, Ф. Д. Профильное обучение в школе как стадия непрерывного
образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. / Халико-
ва Фидалия Дамировна. - Казань, 2013. - 249 с.
15. Шибкова, Д. З. Практикум по физиологии человека и животных [Текст] / Д. З. Шибкова, О. Г. Андреева. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2005. - 279 с.
16. Шибкова, Д. З. Психофизиологические особенности креативности студентов как фактор адаптации к учебной деятельности. [Текст] / Д. З. Шибкова, В. П. Мальцев // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Книга 3, Адаптация и здоровье студентов. - Кемерово : КРИПК и ПРО, 2011. - С. 171 - 195.
Bibliography
1. Academician [Electronic Resource]. - Access Mode: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/24298/ 03.10.2013.
2. Actual problems of developmental psychology [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.vashpsixolog.ru/ 03.10.2013.
3. Belousova, N. А. Features of psychomotor functions in adolescents with postural [Text] / N. А. Belousova, D. Z. Shibkova // New research, 2013 - № 2. - P. 34 -39.
4. Brovin, A. N. Information and pedagogical support of school education [Text]: Dis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.01. / Brovin Alexander Nikolaevich. - St. Petersburg, 2010. - 187 p.
5. Zozulya, O. Y. Development of artistic creativity-school nickname in school education expressive activity [Text]: Dis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.01. / Zo-zulja Olga Yurievna. - Ufa, 2009. - 194 p.
6. Kazin, E. М. Education and health: biomedical and psycho-pedagogical aspects [Text] / E. М. Kazin. - Kemerovo : KRIPK and PRО, 2010. - 214 p.
7. Litvinova, N. А. The role of individual psychophysiological characteristics of students in adapting to the mental and physical activity. [Text] : synopsis Diss. ... Doc. of Biology : 03.00.13. / Litvinova Nadegda А. - Tomsk, 2008. - 38 p.
8. Workshop on psychodiagnostics. Psycho motivation and self-regulation [Text] / Editor T. M. Proshina. - M. : Publishing MSU, 1990. - 159 p.
9. Workshop on personality psychology [Text] / Editor O. P. Eliseev. - St. Petersburg, Publishing House of the "Peter", 2000. - 560 p.
10. Semenova, M. V. Gender and age characteristics of the body length of pupils 7
- 16 years old school aesthetic profile (longitudinal study) [Text] / M. V. Semenova,
D. Z. Shibkova // New research, 2012 - № 4. - P. 88 - 98.
11. Sidorenko, E. V. Mathematical processing methods in psychology [Text] /
E. V. Sidorenko. - St. Petersburg : Rech, 2002. - 350 p.
12. Tolmacheva, T. V. Development of creative abilities of students in Special Education [Text] dis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.01. / Tolmacheva Tatiana Viktorovna. - Yakutsk, 2005. - 186 p.
13. Tyumenova, S. I. Development of creative potential high school student under the conditions of school education: educational material on the subject of "chemistry" [Text] dis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.01. / Tyumenova Svetlana Ivanovna. -Elista, 2008. - 153 p.
14. Khalikova, F. D. Profile education in school as a stage of Continuing Education [Text] dis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.01. / Khaliko-
va Fidaliya Damirovna. - Kazan, 2013. - 249 p.
15. Shibkova, D. Z. Workshop on Physiology of Humans and Animals [Text] / D. Z. Shibkova, O. G. Andreeva. - Chelyabinsk : CSPU, 2005. - 279 p.
16. Shibkova, D. Z. Psychophysiological features creativity of students as a factor in adaptation to training activities. [Text] / D. Z. Shibkova, V. P. Maltsev // Ontogeny. Adaptation. Health. Education. Book 3, Adaptation and health of students. - Kemerovo : KRIPK and PRO, 2011. - P. 171 - 195.