Педагогика. - 1994. - № б. - С. 134.
3. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. - М. : Эгвес, 2QQ2. - 32Q с.
4. Новожилов, В.Ю. Совершенствование образовательного процесса военных вузов внутренних войск МВД России: интеграция междисциплинарных связей : монография / В. Ю. Новожилов. - М. : Изд-во «Новости», 2Q12. - 21б с.
REFERENCES
1. Berezhnova, L.N. , Perov, V.V., Anikanov, M. V. and Krylov, M.V. (2Q12), Pedagogics as a subject in military higher education institution, manual, Part 2, publishing house St. Petersburg institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg.
2. Krayevsky V. V. (1994), “Pedagogics between philosophy and psychology”, Pedagogic, No.
б, pp. 134.
3. Novikov A.M. (2QQ2), Education Methodology, Egves, Moscow.
4. Novozhilov, V.Yu. (2Q12), Improvement of educational process of military higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia: integration of interdisciplinary communications. Monograph, publishing house “Novosti”, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.12.2013.
УДК 378
ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМУ ПОВЕДЕНИЮ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор,
Владислав Владимирович Бакаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию показателей готовности студентов к здоровьесберегающему поведению. Результаты ранжирования показателей готовности студентов свидетельствуют, что основным из них является: систематическое использование физических упражнений и других средств оздоровления организма, высокая мотивация к систематическим занятиям спортом и физическими упражнениями. Сюда же можно отнести отсутствие вредных привычек (стремления к употреблению наркотиков, спиртных напитков, к курению), а также знание основных систем организма человека и их роли в обеспечении полноценной жизни. Большое значение имеет стремление максимально использовать оздоровительные силы природы в укреплении собственного здоровья, грамотное использование гигиенических факторов во время занятий физическими упражнениями и спортом, а также хорошо развитые умения соблюдать режим труда и отдыха во время учебы в вузе. Выявленные показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению позволяют определить направленность педагогических воздействий в процессе формирования у них навыков здорового образа жизни.
Ключевые слова: показатели готовности; здоровьесберегающее поведение; здоровый образ жизни; спорт; средства физической культуры.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p36-39 INDICATORS OF READINESS OF STUDENTS TO HEALTH-SAVING BEHAVIOR
Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladislav Vladimirovich Bakayev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
St. Petersburg State Polytechnical University
Annotation
The article presents the results of authors' researches on justification of indicators of readiness of students to health saving behavior. Results of indicators ranging relating to students readiness testify that
the basic among them are: systematic application of the physical exercises and other means of health improvement of the organism, high motivation to systematic sports activities and physical exercises. Here it is possible to refer to the lack of addictions (aspiration to the use of drugs, alcoholic drinks, smoking), and knowledge of the main systems of a human body and their role in providing the full-fledged life. The aspiration to use as much as possible the health-improving forces of nature in strengthening of own health, competent use of hygienic factors during occupations by physical exercises and sports, and also well-developed abilities to observe the work and rest mode during study in higher education institution are of great importance. The revealed indicators of readiness of students to health saving behavior allow defining the orientation of pedagogical influences in the course of formation of skills to the healthy lifestyle among them.
Keywords: readiness indicators, health saving behavior, healthy lifestyle, sports, means of physical culture.
В настоящее время на первое место в вузах выдвигается необходимость заботы о здоровье студентов. Большая роль в этом принадлежит формированию у них навыков здорового образа жизни. [6]. Высокая «стоимость» профессиональной подготовки, повышенные требования к профессиональному долголетию, а также наличие сопутствующих негативных социально-демографических факторов предъявляют повышенные требования к сохранению здоровья студентов вузов. Здоровье представляет собой достаточный уровень функционального состояния организма студентов, позволяющий осуществлять учебную и трудовую деятельность в усложненных условиях. [1-8].
Здоровье - величайшая человеческая ценность. Очевидно, хорошее здоровье - основное условие для выполнения студентами биологических и социальных функций. Анализ студенческой жизни показывает, что, многие из них не обладают навыками здорового образа жизни. Большинством студентов утрачивается понимание того, что саморазвитие, обладание навыками здорового образа жизни - это помощь не только себе, но и окружающим. Особое значение в этом плане приобретают мероприятия, базирующиеся на педагогических основах физической культуры, направленные на обеспечение здорового образа жизни и оптимального физического состояния студентов. Двигательная активность с оздоровительной направленностью рассматривается в настоящее время как главный, а подчас и единственный способ формирования и поддержания здоровья. Между тем, недооценка ее роли в сохранении здоровья, а также в формировании навыков здорового образа жизни студентов приводит к негативным последствиям. Важное место в формировании навыков здорового образа жизни студентов принадлежит выявлению показателей их готовности к здоровьесберегающему поведению. Основываясь на результатах анализа опроса специалистов, а также корреляционной связи эффективности здорового образа жизни с основными показателями готовности студентов к здоровьесберегающему поведению, нами были установлены эти показатели (табл. 1).
Исследования показали, что основными показателями готовности студентов к здоровьесберегающему поведению являются: систематическое использование физических упражнений и других средств оздоровления организма, высокая мотивация к систематическим занятиям спортом и физическими упражнениями. Сюда же можно отнести отсутствие вредных привычек (стремления к употреблению наркотиков, спиртных напитков, к курению), а также знание основных систем организма человека и их роли в обеспечении полноценной жизни. Большое значение имеет стремление максимально использовать оздоровительные силы природы в укреплении собственного здоровья, грамотное использование гигиенических факторов во время занятий физическими упражнениями и спортом, а также хорошо развитые умения соблюдать режим труда и отдыха во время учебы в вузе. Выявленные показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению позволяют определить направленность педагогических воздействий в процессе формирования у них навыков здорового образа жизни.
Таблица 1
Анализ корреляционной связи эффективности здорового образа жизни с основными
показателями готовности студентов к здоровьесберегающему поведению
№ п/п Показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению Эффективность здорового образа жизни студентов
1 Систематическое использование физических упражнений и других средств оздоровления организма +0,61
2 Высокая мотивация к систематическим занятиям спортом и физическими упражнениями +0,58
3 Отсутствие вредных привычек ( стремления к употреблению наркотиков, спиртных напитков, к курению) +0,43
4 Знание основных систем организма человека и их роли в обеспечении полноценной жизни +0,39
5 Стремление максимально использовать оздоровительные силы природы в укреплении собственного здоровья +0,37
6 Грамотное использование гигиенических факторов во время занятий физическими упражнениями и спортом +0,33
7 Хорошо развитые умения соблюдать режим труда и отдыха во время учебы в вузе +0,28
ВЫВОД. Таким образом, проведенные исследования показали необходимость систематического использования физических упражнений и других средств оздоровления организма, а также значимую роль высокой мотивации студентов к систематическим занятиям спортом и физическими упражнениями, отсутствия вредных привычек, знаний основных систем организма человека для формирования у них навыков здорового образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе /
A.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
4. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
5. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко,
B. А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.
6. Калакуцкий, Р.Н. Педагогическая технология формирования навыков здоровьесберегающего поведения у студентов вузов / Р.Н. Калакуцкий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 71-74.
7. Руденко, Г. В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.
8. Чистяков, В. А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника -горноспасателя / В.А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2Q13), “Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1QQ, No. б, pp. 15-21.
2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2Q13), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 9б, No. 2, pp. 14-19.
3. Bolotin, A.E. and Layshev, R.A. (2Q12), “Model of process of preparation of draft youth to military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
4. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2Q13), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
5. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2Q11), “Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.
6. Kalakutsky, R.N. (2Q11), “Pedagogical technology of formation of skills of health saving behavior at students of higher education institutions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 71-74.
7. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2Q12), “Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 8б, No. 4, pp. 11Q-113.
8. Chistyakov V.A. and Rudenko G.V. (2Q12), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-1б3.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.12.2013.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОГРАНИЧНОГО ПРОФИЛЯ ФСБ РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ
Валерий Игоревич Бочкарев, кандидат педагогических наук, доцент,
Алексей Иванович Орлов, соискатель,
Курганский пограничный институт ФСБ России, Курган
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели физической подготовки курсантов, образовательных учреждений пограничного профиля ФСБ России, к действиям в условиях горной местности. Проведенное исследование свидетельствует, что применение разработанной педагогической модели физической подготовки курсантов, образовательных учреждений пограничного профиля ФСБ России, к действиям в условиях горной местности позволило повысить устойчивость к кислородной недостаточности от 15 до 25%.
Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели физической подготовки курсантов к действиям в условиях горной местности. Результаты в подтягивании у курсантов экспериментальной группы (ЭГ) выросли за период педагогического эксперимента с 12,3±Q,6 раза до 17,6±Q,5 раза; в беге на 3 км с 12,37±Q,32 до 12,Q2±Q,28 (мин, с). У курсантов контрольной группы (КГ) улучшение результатов не имело достоверных различий.
Ключевые слова: педагогическая модель физической подготовки; курсанты образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля; боевые задачи; условия горной местности.