Сложность реализации данной стратегии заключается в определении субъективного восприятия товара покупателем.
Использованные источники:
1. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебник. 6-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2012. 416 с.
2. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2013. 440 с.
3. Новашина Т.С., Карпунин В.И., Леднев В.А. Экономика и финансы предприятия: учебник / под ред. Т.С. Новашиной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014. 352 с.
Подхалюзина В.А., к. э.н.
доцент
Московский автомобильно-дорожный государственный
технический университет ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация. В статье рассматриваются показатели финансовой устойчивости автотранспортного предприятии в России в современных условиях.
Ключевые слова: предприятие, транспорт, финансовый анализ.
Принято считать, что финансовая устойчивость (ФУ) формируется в процессе производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия (АТП) и служит необходимой характеристикой, свидетельствующей о постоянном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами, эффективном их использовании в процессе производства и реализации продукции.
Абсолютные показатели ФУ - показатели, которые характеризуют степень обеспеченности запасов, затрат источниками их финансирования.
С целью характеристики источников формирования запасов определяют основные показатели:
1. Наличие собственных оборотных средств (СОС) характеризует чистый оборотный капитал - разница между капиталом и резервами и внеоборотными активами. Наличие оборотных средств рассчитывается:
СОС=СК-ВНА, (1)
где СОС - собственные оборотные средства на конец расчётного периода;
СК - собственный капитал (итог раздела III баланса - строка 1300); ВНА - внеоборотные активы (итог раздела I баланса - строка 1100).
2) Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (СД) - увеличение предыдущего показателя на сумму долгосрочных пассивов:
СДИ=СК-ВНА +ДКЗ или СДИ-СОС+ДКЗ, (2)
где ДКЗ - долгосрочные кредиты и займы (итог раздела IV баланса -строка 1400);
3) Общая величина источников формирования запасов:
ОИЗ=СДИ+ККЗ, (3)
Где ККЗ - краткосрочные кредиты и займы (итог раздела V баланса -строка 1500).
Этим показателям наличия источников формирования запасов соответствуют показатели обеспеченности запасов источниками их формирования:
1) Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств:
ДСОС=гаС-З, (4)
где ДСОС - прирост (излишек) собственных оборотных средств; З - запасы (строка 1210 + строка 1220 - строка 12605).
2) Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных источников финансирования запасов (ДСДИ):
ДСДИ=СДИ-З, (5)
3) Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников покрытия запасов (ДОИЗ):
ДОИЗ=ОИЗ-З (6)
Затем определяется трёхкомпонентный показатель типа финансовой ситуации (М):
М=(ДСОС,ДСДИ,ДОИЗ), (7)
Такая модель определяет тип ФУ АТП. Выделяют следующие типы ФУ (см. табл. 1).
Таблица 1
Типы ФУ АТП
Тип финансовой устойчивости Трёхмерная модель Источник финансирования запасов Краткая характеристика финансовой устойчивости
Абсолютная финансовая устойчивость М = (1,1,1) Собственные оборотные средства (чистый оборотный капитал) Высокий уровень платежеспособности. Предприятие не зависит от внешних кредиторов
Нормальная финансовая устойчивость М = (0,1,1) Собственные оборотные средства + долгосрочные кредиты и займы Нормальная платежеспособность. Рациональное использование заёмных средств. Высокая доходность деятельности.
Неустойчивое финансовое состояние М = (0,0,1) Собственные оборотные средства + долгосрочные кредиты и займы + краткосрочные кредиты и займы Нарушение нормальной платежеспособности. Возникает необходимость привлечения заемных источников. Возможно восстановление платежеспособности.
Кризисное (критическое) финансовое состояние М = (0,0,0) - Предприятие полностью неплатежеспособно и находится на грани банкротства.
В процессе анализа ликвидности рассчитывается ликвидность активов АТП и его баланса.
Ликвидность активов - величина, которая обратна времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое необходимо для превращения этого вида активов в деньги, тем выше их ликвидность.
Ликвидность баланса - степень покрытия обязательств АТП ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств, для чего активы группируются по степени ликвидности в порядке убывания, а пассивы - по срокам погашения в порядке возрастания (см. рис. 1)
Высокая Сравнение Высокая
к н о о
н
«
и в к и
ч л
н е
с
е
н
С
Наиболее ликвидные активы А1
Быстрореализуемые активь! А2
Медленно реализуемые активы А3
активы А4
П1 Наиболее срочные обязательства
П2 Краткосрочные пассивы
П3 Долгосрочные пассивы
П4 Постоянные пассивы
и
н
с о н
сг
о р
с
л
н е
с
е
н
С
Низкая
Низкая
Рис 1. Группировка статей актива и пассива.
В зависимости от степени ликвидности выделяют следующие группы активов АТП:
А1. Наиболее ликвидные активы - суммы по всем статьям денежных средств и краткосрочные финансовые вложения.
А2. Быстрореализуемые активы - краткосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время.
А3. Медленно реализуемые активы (наименее ликвидные активы) -статьи из раздела II баланса «Оборотные активы», которые включают запасы и НДС плюс долгосрочные финансовые вложения минус расходы будущих периодов.
А4. Труднореализуемые активы - это активы, предназначенью для длительного использования в хозяйственной деятельности АТП в течение относительно продолжительного периода времени. Первый раздел баланса минус долгосрочные финансовые вложения плюс долгосрочная дебиторская задолженность плюс расходы будущих периодов.
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
П1. Наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства минус доходы будущих периодов и оценочные обязательства.
П2 - краткосрочные заемные средства и кредиты банков.
П3 - долгосрочные заемные средства.
П4 - постоянные пассивы - статьи раздела III баланса плюс доходы будущих периодов.
Таким образом, АТП ликвидно, если текущие активы превышают краткосрочные обязательства. АТП может быть ликвидным в большей или меньшей степени, поскольку в состав текущих активов разные оборотные средства, среди которых имеются легкореализуемые и труднореализуемые для погашения внешней задолженности.
Подхалюзина В.А., к. э.н.
доцент
Московский автомобильно-дорожный государственный
технический университет ГРУЗОВОЙ ТРАНСПОРТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ
НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА
Аннотация. В статье анализируется современное состояние транспорта Иркутской области в общем и грузового транспорта, в частности.
Ключевые слова: транспорт, Иркутская область, грузооборот, грузоперевозки.
Иркутская область имеет важное экономическое значение, основными отраслями специализации области являются лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, горнодобывающая промышленность,
машиностроение и др. По ВРП на душу населения Иркутская область занимает 20-е место среди 83 субъектов Федерации, по показателю среднедушевых доходов — 21-е место [2]
Отличительной особенностью Иркутской области от других регионов Российской Федерации является наличие широкого спектра запасов ресурсов. Большинство сфер производственного сектора экономики региона