Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ТРАНСПОРТ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подхалюзина В.А.

В статье рассматриваются показатели финансовой устойчивости автотранспортного предприятии в России в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Сложность реализации данной стратегии заключается в определении субъективного восприятия товара покупателем.

Использованные источники:

1. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебник. 6-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2012. 416 с.

2. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2013. 440 с.

3. Новашина Т.С., Карпунин В.И., Леднев В.А. Экономика и финансы предприятия: учебник / под ред. Т.С. Новашиной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014. 352 с.

Подхалюзина В.А., к. э.н.

доцент

Московский автомобильно-дорожный государственный

технический университет ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация. В статье рассматриваются показатели финансовой устойчивости автотранспортного предприятии в России в современных условиях.

Ключевые слова: предприятие, транспорт, финансовый анализ.

Принято считать, что финансовая устойчивость (ФУ) формируется в процессе производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия (АТП) и служит необходимой характеристикой, свидетельствующей о постоянном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами, эффективном их использовании в процессе производства и реализации продукции.

Абсолютные показатели ФУ - показатели, которые характеризуют степень обеспеченности запасов, затрат источниками их финансирования.

С целью характеристики источников формирования запасов определяют основные показатели:

1. Наличие собственных оборотных средств (СОС) характеризует чистый оборотный капитал - разница между капиталом и резервами и внеоборотными активами. Наличие оборотных средств рассчитывается:

СОС=СК-ВНА, (1)

где СОС - собственные оборотные средства на конец расчётного периода;

СК - собственный капитал (итог раздела III баланса - строка 1300); ВНА - внеоборотные активы (итог раздела I баланса - строка 1100).

2) Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (СД) - увеличение предыдущего показателя на сумму долгосрочных пассивов:

СДИ=СК-ВНА +ДКЗ или СДИ-СОС+ДКЗ, (2)

где ДКЗ - долгосрочные кредиты и займы (итог раздела IV баланса -строка 1400);

3) Общая величина источников формирования запасов:

ОИЗ=СДИ+ККЗ, (3)

Где ККЗ - краткосрочные кредиты и займы (итог раздела V баланса -строка 1500).

Этим показателям наличия источников формирования запасов соответствуют показатели обеспеченности запасов источниками их формирования:

1) Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств:

ДСОС=гаС-З, (4)

где ДСОС - прирост (излишек) собственных оборотных средств; З - запасы (строка 1210 + строка 1220 - строка 12605).

2) Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных источников финансирования запасов (ДСДИ):

ДСДИ=СДИ-З, (5)

3) Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников покрытия запасов (ДОИЗ):

ДОИЗ=ОИЗ-З (6)

Затем определяется трёхкомпонентный показатель типа финансовой ситуации (М):

М=(ДСОС,ДСДИ,ДОИЗ), (7)

Такая модель определяет тип ФУ АТП. Выделяют следующие типы ФУ (см. табл. 1).

Таблица 1

Типы ФУ АТП

Тип финансовой устойчивости Трёхмерная модель Источник финансирования запасов Краткая характеристика финансовой устойчивости

Абсолютная финансовая устойчивость М = (1,1,1) Собственные оборотные средства (чистый оборотный капитал) Высокий уровень платежеспособности. Предприятие не зависит от внешних кредиторов

Нормальная финансовая устойчивость М = (0,1,1) Собственные оборотные средства + долгосрочные кредиты и займы Нормальная платежеспособность. Рациональное использование заёмных средств. Высокая доходность деятельности.

Неустойчивое финансовое состояние М = (0,0,1) Собственные оборотные средства + долгосрочные кредиты и займы + краткосрочные кредиты и займы Нарушение нормальной платежеспособности. Возникает необходимость привлечения заемных источников. Возможно восстановление платежеспособности.

Кризисное (критическое) финансовое состояние М = (0,0,0) - Предприятие полностью неплатежеспособно и находится на грани банкротства.

В процессе анализа ликвидности рассчитывается ликвидность активов АТП и его баланса.

Ликвидность активов - величина, которая обратна времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое необходимо для превращения этого вида активов в деньги, тем выше их ликвидность.

Ликвидность баланса - степень покрытия обязательств АТП ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств, для чего активы группируются по степени ликвидности в порядке убывания, а пассивы - по срокам погашения в порядке возрастания (см. рис. 1)

Высокая Сравнение Высокая

к н о о

н

«

и в к и

ч л

н е

с

е

н

С

Наиболее ликвидные активы А1

Быстрореализуемые активь! А2

Медленно реализуемые активы А3

активы А4

П1 Наиболее срочные обязательства

П2 Краткосрочные пассивы

П3 Долгосрочные пассивы

П4 Постоянные пассивы

и

н

с о н

сг

о р

с

л

н е

с

е

н

С

Низкая

Низкая

Рис 1. Группировка статей актива и пассива.

В зависимости от степени ликвидности выделяют следующие группы активов АТП:

А1. Наиболее ликвидные активы - суммы по всем статьям денежных средств и краткосрочные финансовые вложения.

А2. Быстрореализуемые активы - краткосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время.

А3. Медленно реализуемые активы (наименее ликвидные активы) -статьи из раздела II баланса «Оборотные активы», которые включают запасы и НДС плюс долгосрочные финансовые вложения минус расходы будущих периодов.

А4. Труднореализуемые активы - это активы, предназначенью для длительного использования в хозяйственной деятельности АТП в течение относительно продолжительного периода времени. Первый раздел баланса минус долгосрочные финансовые вложения плюс долгосрочная дебиторская задолженность плюс расходы будущих периодов.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П1. Наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства минус доходы будущих периодов и оценочные обязательства.

П2 - краткосрочные заемные средства и кредиты банков.

П3 - долгосрочные заемные средства.

П4 - постоянные пассивы - статьи раздела III баланса плюс доходы будущих периодов.

Таким образом, АТП ликвидно, если текущие активы превышают краткосрочные обязательства. АТП может быть ликвидным в большей или меньшей степени, поскольку в состав текущих активов разные оборотные средства, среди которых имеются легкореализуемые и труднореализуемые для погашения внешней задолженности.

Подхалюзина В.А., к. э.н.

доцент

Московский автомобильно-дорожный государственный

технический университет ГРУЗОВОЙ ТРАНСПОРТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ

НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА

Аннотация. В статье анализируется современное состояние транспорта Иркутской области в общем и грузового транспорта, в частности.

Ключевые слова: транспорт, Иркутская область, грузооборот, грузоперевозки.

Иркутская область имеет важное экономическое значение, основными отраслями специализации области являются лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, горнодобывающая промышленность,

машиностроение и др. По ВРП на душу населения Иркутская область занимает 20-е место среди 83 субъектов Федерации, по показателю среднедушевых доходов — 21-е место [2]

Отличительной особенностью Иркутской области от других регионов Российской Федерации является наличие широкого спектра запасов ресурсов. Большинство сфер производственного сектора экономики региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.