Научная статья на тему 'Показатели эффективности и результативности деятельности надзорных органов'

Показатели эффективности и результативности деятельности надзорных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
821
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСЧЕТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / НОРМАТИВНЫЙ АКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / CALCULATIONS / STATE FIRE SUPERVISION / NORMATIVE ACT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнцова О.С., Савенкова А.Е., Егоров А.А.

Рассмотрен Приказ МЧС России от 18 декабря 2017 г. № 576 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности надзорных органов МЧС России». При работе с данным приказом у сотрудников МЧС России возникают проблемы при оценке своей деятельности по результативности надзорных органов МЧС России. В статье представлены обобщенные показатели, которые оказывают влияние на создание необходимых условий для эффективности реализации данного приказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юнцова О.С., Савенкова А.Е., Егоров А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF EFFICIENCY AND EFFECTIVENESS OF THE OVERSIGHT BODIES

The order of EMERCOM of Russia dated December 18, 2017 № 576 «On approval of performance indicators and efficiency of the Supervisory bodies of EMERCOM of Russia». When working with this order, employees of the EMERCOM of Russia have problems in assessing their activities on the effectiveness of the Supervisory bodies of the EMERCOM of Russia. The article presents generalized indicators that influence the creation of the necessary conditions for the effectiveness of the implementation of this order.

Текст научной работы на тему «Показатели эффективности и результативности деятельности надзорных органов»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ

О.С. Юнцова, кандидат педагогических наук, доцент; А.Е. Савенкова, кандидат технических наук; А.А. Егоров.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрен Приказ МЧС России от 18 декабря 2017 г. № 576 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности надзорных органов МЧС России». При работе с данным приказом у сотрудников МЧС России возникают проблемы при оценке своей деятельности по результативности надзорных органов МЧС России. В статье представлены обобщенные показатели, которые оказывают влияние на создание необходимых условий для эффективности реализации данного приказа.

Ключевые слова: расчеты, государственный пожарный надзор, нормативный акт, эффективность

INDICATORS OF EFFICIENCY AND EFFECTIVENESS OF THE OVERSIGHT BODIES

O.S. Yuntsova; A.E. Savenkova; А.Л. Egorov.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The order of EMERCOM of Russia dated December 18, 2017 № 576 «On approval of performance indicators and efficiency of the Supervisory bodies of EMERCOM of Russia». When working with this order, employees of the EMERCOM of Russia have problems in assessing their activities on the effectiveness of the Supervisory bodies of the EMERCOM of Russia. The article presents generalized indicators that influence the creation of the necessary conditions for the effectiveness of the implementation of this order.

Keywords: calculations, state fire supervision, normative act, efficiency

В настоящее время МЧС России является одним из самых эффективных министерств Российской Федерации. Это связано с работой пожарных и спасательных формирований не только в стране в целом, но и в разных регионах по всему миру. Однако деятельность федерального государственного пожарного надзора также имеет положительные эффекты. Прежде всего, на это указывают показатели результативности и эффективности за предыдущие годы.

18 декабря 2017 г. разработан Приказ МЧС России № 576 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности надзорных органов МЧС России». Прежде всего, создание данного документа обусловлено положениями Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. № 934-р «Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки

результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности». В нем предписаны конкретные шаги по разработке и внедрению системы оценки результативности и эффективности органов надзорной деятельности [1].

Основная речь в данном акте идет о системе оценки деятельности органов контроля (надзора). Система призвана решить одну из достаточно назревших проблем - из-за излишнего вмешательства комитета по неправительственным организациям в деятельность подконтрольных субъектов бизнес, а, следовательно, и государство теряет ресурсы и средства. Поэтому минимизировать количество проверок и контрольных показателей, оптимизировать распределение государственных ресурсов, и тем самым снизить уровень причиненного охраняемым законом ценностям в определенной сфере деятельности вреда, предполагает политика, регламентируемая этим распоряжением Правительства. Следует указать на то, что в данном распоряжении есть и задачи, раскрывающие положения данного нормативного правового акта [1]. Однако помимо этого, в распоряжении существуют показатели, которые могут включать разные показатели результативности и эффективности. В приложении № 1 данного акта указаны формулы, необходимые для расчета показателей эффективностей надзорных органов. Однако главный недостаток распоряжения Правительства указывает на то, что формулы, положения и терминология обобщены, что не дает возможности сотрудникам федерального государственного пожарного надзора (ФГПН) брать за основу данный акт [2].

Тем не менее рассматривая данное распоряжение Правительства Российской Федерации, понимаем, что этот документ дает возможности для разработки ведомственных актов, направленных на установление показателей результативности и эффективности надзорных органов.

Выходит, что данный приказ МЧС России был создан с целью упорядочения и создания необходимых условий для сбора и анализа показателей результативности и эффективности ФГПН. Данный нормативный акт, прежде всего, устанавливает необходимые перечни следующих показателей для оценки:

- эффективности ФГПН МЧС России, включая также контроль соблюдения лицензионных требований при осуществлении подлежащих лицензированию видов деятельности, таких как сборка, техобслуживание, а также ремонт оборудования для обеспечения пожарной безопасности на предприятиях и в организациях, тушение пожаров в населенных пунктах и на различных объектах;

- эффективности и результативности ФГПН в сфере обеспечения безопасности субъектов и объектов на территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера;

- результативности и эффективности ФГПН в области гражданской ответственности;

- результативности и эффективности ФГПН за эксплуатацией некоммерческих маломерных судов и причалов (пристаней) для них в территориальных и внутренних водах Российской Федерации [3].

Кроме того, определяет круг показателей, для которых указываются целевые значения:

- результативности ФГПН;

- результативности ФГПН в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера;

- результативности государственного надзора за эксплуатацией некоммерческих маломерных судов и причалов (пристаней) для них в территориальных и внутренних водах Российской Федерации.

Из вышеописанного очевидно, что положения данного документа распространяются на все виды государственного контроля. Однако несмотря на это, рассматриваемые положения в области пожарной безопасности имеют также важное значение [4]. Прежде всего, это связано с задачами надзорного органа, круг которых достаточно обширен. В первую очередь необходимо предупредить, а также выявить и пресечь нарушения

субъектами права Российской Федерации требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности. Решить эту задачу возможно несколькими путями. Один из них - организация и проведение в установленном порядке проверок деятельности предприятий, организаций и граждан, в том числе состояния эксплуатируемых объектов защиты, используемых территорий и земельных участков, состояния продаваемой пожарно-технической продукции. Другой - систематический контроль исполнения требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния их исполнения в процессе производственной и иной деятельности подконтрольными субъектами.

Говоря о результативности ФГПН, следует учитывать то, что информация для её оценки поступает из территориальных отделов МЧС России субъектов Российской Федерации в Департамент надзорной деятельности и профилактической работы при центральном аппарате МЧС России. Однако передаются общие данные. Они обобщаются, и полученные данные о результатах и эффективности создают общую картину деятельности органов ГПН на территории Российской Федерации.

Учитывая это, следует указать, что в Приказе МЧС России от 18 декабря 2017 г. № 576 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности надзорных органов МЧС России», в частности в Приложениях № 1 и № 2 указаны необходимые формулы для расчета результативности показателей деятельности инспекторов ГПН. Данные расчеты являются новшеством и должны позволить указать различные показатели за отчетный период, сделанные одним инспектором по пожарному надзору. Расчеты и показатели, разработанные в соответствии с настоящим приказом, устанавливают следующее:

- проекты форм предоставления отчетных сведений в соответствии с приложениями № 1 и № 2-4 соответственно;

- обобщение поступающих сведений, расчёт и анализ показателей результативности и эффективности Главным управлением МЧС России субъектов Российской Федерации, представление результатов в Департамент надзорной деятельности и профилактической работы и Управление безопасности людей на водных объектах ежемесячно до 25 числа за предшествующий период;

- сбор и размещение на официальном портале МЧС России для оценки результативности и эффективности индикативных показателей, отражающих различные аспекты контрольно-надзорной деятельности (КНД), но не применяемых для расчёта показателей группы А и Б, осуществляется в автоматизированной аналитической системе поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России с момента ввода в эксплуатацию соответствующих сервисов.

Показатели различных аспектов КНД разработаны и утверждены, это в определенной мере упорядочивает работу контрольно-надзорных органов. При этом сама работа с установленными показателями результативности и эффективности представляет собой сложную систему расчетов, которая должна регулировать любой из факторов деятельности инспектора по пожарному надзору. Как следствие, вероятность использования данных настоящего акта представляет собой сложную процедуру, что затрудняет расчеты. Вследствие этого возникает необходимость создания и унификации новых показателей аспектов деятельности.

В этом случае можно, в качестве примера, провести формулы результата, в частности, по количеству проведенных проверок как в отделе надзорной деятельности и профилактической работы, так и в субъектах. Для этого расчеты будут следующими:

1) найти среднее арифметическое от всех проверок, проведенных отделом в месяц (XM):

Хм=(Рпл+РвнЖ

где Рпл - общее количество плановых проверок в отделе; Рвн - общее количество внеплановых проверок в отделе; N - количество инспекторов отдела;

2) из месячных показателей найти среднее арифметическое всех проверок, проведенных отделом в течение года (X):

Хг=Хм 12;

3) рассчитать среднее арифметическое проверок в субъекте Российской Федерации

(Хсуб):

Хсуб^г Qсуб,

где Qcy6 - количество отделов надзорной деятельности и профилактической работы в субъекте.

Исходя из вышеописанного, данные формулы необходимы при расчете среднего количества проверок в отделе и в субъекте. Из этого следует, что один из таких показателей результативности, как количество проведенных проверок, в особенности их среднее арифметическое по субъекту Российской Федерации, наглядно покажет эффективность работы ГПН.

Можно сделать вывод, что подразделения ФГПН, согласно Приказу МЧС России от 18 декабря 2017 г. № 576, которым утверждены соответствующие показатели, должны составлять расчеты, указанные в данном акте, но учитывая большое количество формул, касающихся разных аспектов, следует упростить систему расчета показателей для инспекторов по пожарному надзору. Вышеуказанные факторы необходимо привести к тому, чтобы данный документ помимо наличия юридической силы имел также и практическое использование.

Литература

1. Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 мая 2016 г. № 934-р. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

2. Об утверждении перечней показателей результативности и эффективности деятельности надзорных органов МЧС России: Приказ МЧС России от 18 дек. 2017 г. № 576. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

3. Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности: Приказ МЧС России от 30 нояб. 2016 г. № 644. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

4. О федеральном государственном пожарном надзоре: постановление Правительства Рос. Федерации от 12 апр. 2012 г. № 290. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

References

1. Ob utverzhdenii osnovnykh napravleniy razrabotki i vnedreniya sistemy otsenki rezul'tativnosti i effektivnosti kontrol'no-nadzornoy deyatel'nosti: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 maya 2016 g. № 934-r. Dostup iz inform.-pravovogo portala «Garant».

2. Ob utverzhdenii perechney pokazateley rezul'tativnosti i effektivnosti deyatel'nosti nadzornykh organov MChS Rossii: Prikaz MChS Rossii ot 18 dek. 2017 g. № 576. Dostup iz inform.-pravovogo portala «Garant».

3. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva Rossiyskoy Federatsii po delam grazhdanskoy oborony, chrezvychaynym situatsiyam i likvidatsii posledstviy stikhiynykh bedstviy ispolneniya gosudarstvennoy funktsii po nadzoru za vypolneniem trebovaniy pozharnoy bezopasnosti: Prikaz MChS Rossii ot 30 noyab. 2016 g. № 644. Dostup iz inform.-pravovogo portala «Garant».

4. O federal'nom gosudarstvennom pozharnom nadzore: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 12 apr. 2012 g. № 290. Dostup iz inform.-pravovogo portala «Garant».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.