Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ'

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2069
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные органы / компетенции / функции / полномочия / эффективность / индикаторы / методы расчета / customs authorities / competences / functions / powers / efficiency / indicators / calculation methods.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М В. Непарко, Д А. Шишлянников, Д А. Петреева

В статье рассматриваются общие характеристики деятельности таможенных органов. Сотрудники Федеральной таможенной службы России определяют компетенцию своих подведомственных таможенных органов по выполнению конкретных функций и полномочий, которые оцениваются через индикативные показатели деятельности Федеральной таможенной службы России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата. Эффективность деятельности таможенных органов оценивается на основе годовых показателей эффективности деятельности, устанавливаемых Федеральной таможенной службой Российской Федерации. Целью формирования системы показателей эффективности деятельности таможенных органов является обеспечение объективной основы для принятия управленческих решений и контроля за их выполнением. Повышение эффективности работы таможенной службы тесно связано с разработкой новых методов расчета показателей эффективности деятельности таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE AND QUALITY INDICATORS THE STATE DEPARTMENT OF THE FEDERAL CUSTOMS AUTHORITIES

The article considers the General characteristics of the customs authorities ' activities. The staff of the Federal customs service of Russia determines the competence of its subordinate customs authorities to perform specific functions and powers, which are evaluated through indicative performance indicators of the Federal customs service of Russia, territorial customs authorities and the Central office. The effectiveness of customs authorities is assessed on the basis of annual performance indicators established by the Federal customs service of the Russian Federation. The purpose of forming a system of performance indicators for customs authorities is to provide an objective basis for making management decisions and monitoring their implementation. Improving the efficiency of the customs service is closely related to the development of new methods for calculating performance indicators of customs authorities, with the transition from subjective evaluations of officials to an independent evaluation system.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10269

М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело», Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация, fai_rai@mail.ru,

M,V. Neparko - associate Professor of the Department «Customs», Kaluga state University. K. E. Tsiol-kovsky, Kaluga, Russian Federation;

Д.А. Шишлянников - студент кафедры «Таможенное дело», Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация, windim97@mail.ru,

D.A. Shishliannikov - student of the Department «Customs», Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russian Federation;

Д.А. Петреева - студента кафедры «Таможенное дело», Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация, petreyevada@studklg.ru,

D.A. Petryaeva - student of the Department «Customs», Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russian Federation.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ PERFORMANCE AND QUALITY INDICATORS THE STATE DEPARTMENT OF THE FEDERAL CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация. В статье рассматриваются общие характеристики деятельности таможенных органов. Сотрудники Федеральной таможенной службы России определяют компетенцию своих подведомственных таможенных органов по выполнению конкретных функций и полномочий, которые оцениваются через индикативные показатели деятельности Федеральной таможенной службы России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата. Эффективность деятельности таможенных органов оценивается на основе годовых показателей эффективности деятельности, устанавливаемых Федеральной таможенной службой Российской Федерации. Целью формирования системы показателей эффективности деятельности таможенных органов является обеспечение объективной основы для принятия управленческих решений и контроля за их выполнением. Повышение эффективности работы таможенной службы тесно связано с разработкой новых методов расчета показателей эффективности деятельности таможенных органов.

Abstract. The article considers the General characteristics of the customs authorities ' activities. The staff of the Federal customs service of Russia determines the competence of its subordinate customs authorities to perform specific functions and powers, which are evaluated through indicative performance indicators of the Federal customs service of Russia, territorial customs authorities and the Central office. The effectiveness of customs authorities is assessed on the basis of annual performance indicators established by the Federal customs service of the Russian Federation. The purpose of forming a system of performance indicators for customs authorities is to provide an objective basis for making management decisions and monitoring their implementation. Improving the efficiency of the customs service is closely related to the development of new methods for calculating performance indicators of customs authorities, with the transition from subjective evaluations of officials to an independent evaluation system.

Ключевые слова: таможенные органы, компетенции, функции, полномочия, эффективность, индикаторы, методы расчета.

Keywords: customs authorities, competences, functions, powers, efficiency, indicators, calculation methods.

В экономической теории понятие эффективность рассматривается, как результат и произведенные затраты, произведенные для достижения запланированных показателей (целей), например, в таможенных органах. Это понятие можно рассматривать и в отношении иных видов деятельности. Основное в этом термине - это способность приносить эффект или оказывать эффективное действие на определенный процесс.

Эффективность действий может быть различна, она зависит от вида деятельности и определяется многими факторами таким, например, как: структурой организации, материально-технической базой, кадровым потенциалом, а также критериями и показателями.

На современном этапе выделяют следующие подходы к определению понятия «эффективность»:

— эффективность как соотношение затрат к полученным результатам;

— эффективность как характеристика качества управления, т.е. управление может быть эффективным или неэффективным;

— эффективность как мера степени достижения поставленных целей и задач.

Эффективность управления может быть измерена по результатам. Такие цели, как повышение рейтинга удовлетворенности клиентов, достижение желаемого уровня доходов, относятся к категориям эффективности управления. Эффективность управления деятельностью таможенных органов следует рассматривается через достижение определенных целей и задач, экономических показателей, качество выполнения должностных обязанностей сотрудниками таможенных органов. В таможенных органах под эффективностью деятельности следует понимать результат деятельности и успешность достижения поставленной цели. Если оценивать эффективность

таможенного дела с позиций участников ВЭД, то следует обратить внимание на качество государственных услуг, оказываемых таможенными органами.

При определении эффективности деятельности таможенных органов с позиций государства имеются свои особенности, которые необходимо рассматривать с позиции каждого направления деятельности таможенных органов. Так, например, введенное обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме позволили ежедневно обрабатывать от 12 - 15 тыс. электронных деклараций и обеспечивать 100% электронное декларирование. Электронную форму декларирования в 2019 году применяли более 92,5 тыс. участников ВЭД, что составило 99,91% от общего количества участников ВЭД (в 2018 году - 88,8 тыс. участника ВЭД или 99,90% от общего количества участников ВЭД). Данные показатели отражают достигнутый результат по критерию: электронное декларирование. Или, например, по критерию «Своевременность и полнота поступления таможенных платежей» показатель «Уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет (%)» выполнен при плановом показателе 101,59 на 100%.

В вопросах выбора показателей эффективности таможенной деятельности не существует полной однозначности, показатели различны, более того они могут выражаться через различные комплексные показатели, которые отражают деятельность таможенных органов в целом. Так, например, одним из критериев оценки деятельности таможенных органов является средний доход в единицу времени, который можно рассчитать применяя формулу Бякина Г.И. [3]:

П= Cij,k- (bk + dk)aij,k- ei = Cy,k- fy,k- ei = max,

П- средний доход в единицу времени, полученный таможенной службой (ni - средний доход в единицу времени, полученный i-м подразделением);

i - номер подразделения, i = l, ..., I (I - общее число подразделений таможенной службы); j - номер должностного лица i-го подразделения, j = 1, ... , Jt; k - номер выполняемой функции, k = 1, ... , К- максимальное число выполняемых функций;

Cijk - средний доход в единицу времени, получаемый в результате осуществления К-ой функции, j -должностным лицом, i - подразделения (включая взимаемые платежи, штрафы, конфискаты, прогнозируемое уменьшение потерь в будущем);

bk - средняя стоимость 1 чел/ч. при осуществлении К-ой функции;

dk - удельные таможенно-производственные расходы (на одного человека) по осуществлению K-ой функции;

ау,]£ - средняя трудоемкость осуществления К-ой функции j-ым должностным лицом i-го подразделения; еi - постоянные производственные расходы i-го подразделения (накладные и коммунальные расходы);

f j - суммарные расходы на содержание должностного лица, его рабочего места и проведения им тамо-женно-производственной деятельности.

Из представленной формулы следует, что она универсальна и может быть использована различными подразделениями таможенных органов, обеспечивающих контроль за поступлением доходов в федеральный бюджет (таможенные платежи, штрафы, пеня, задолженность и т.д.). Соответственно, величина дохода в единицу времени будет различна, и для того, чтобы получить средний результат необходимо обобщить полученные данные по службам ФТС России, сравнить и рассчитать средний доход в единицу времени. Для этого может быть использована категория сравнительной эффективности деятельности, [3] которая рассчитывается через соотношение полученного i-ым подразделением среднего дохода за единицу времени (Д) к числу задействованных в нем должностных лиц: Э^П/ТЬ Таким образом, существует возможность оценить фискальную функцию таможенных органов.

Для оценки экономической эффективности таможенной службы необходимо полученные экономические результаты сопоставить с произведенными финансово-хозяйственными расходами. Поэтому система показателей является наиболее удачной, если она объединяет определенные виды деятельности таможенных органов, например, такие как: фискальную деятельность; юридическое оформление внешнеэкономических сделок; правоохранительную деятельность и т.д., и позволяет сократить финансово-хозяйственными расходы.

Показатели эффективности деятельности таможенных органов могут быть выражены набором индикаторов, имеющих различный характер. Форма показателей имеет строгую аналогию со стратегическими целями и задачами ФТС России.

Так, например, в соответствии со стратегической целью №1 «Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства РФ, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов» определены показатели характеризующие проведение таможенного контроля, не декларирование перемещаемых товаров, не уплату таможенных платежей, ущерб от негативных явлений, связанных с не декларированием (недостоверным декларированием) товаров и рисками неуплаты таможенных платежей и т.д. (рис. 1).

Рисунок 1 - Индикативные показатели, характеризующие различные аспекты контрольно-надзорной деятельности

Вторая стратегическая цель направлена на улучшение качества оказания услуг таможенными органами через таможенное оформлением контроль. Индикативные показатели представлены на рисунке 2.

Количество проведенных мероприятий по анализу таможенной статистики внешней торговли РФ

Количество заявлений, поданных на предоставление государственной услуги ведения реестра таможенных представителей

Количество заявлений, выданных на предоставление государственной услуги по ведению реестра банков _выдающих банковские гарантии_

Количество участников ВЭД, не исполнивших обязанность по уплате таможенных платежейи пени

Доля деклараций оформленных в электронной форме, доля уголовных дел, сокращение времени проведения таможенных

операций

—I Прочие I

Рисунок 2 - Индикативные показатели, характеризующие качество проводимых мероприятий в части их направленности на устранение максимального объема потенциального вреда (ущерба)

охраняемым законом ценностям

Третья стратегическая цель направлена на обнаружение и пресечение контрабанды наркотиков, оружия, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в РФ, а также предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен (рисунок 3).

Рассматривая эффективность управления деятельностью таможенных органов необходимо рассматривать и специфические показатели, которые характеризуют результативность профессиональной служебной деятельности. Эти показатели могут быть связаны со спецификой деятельности органа государственной власти и/или спецификой деятельности гражданского служащего. Это могут быть показатели, связанные с предоставлением государственных услуг или принятием значимых административных решений.

Рисунок 3 - Индикативные показатели обнаружения и пресечения контрабанды наркотиков, оружия, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в РФ, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу РФ запрещен

Каждый индикативный показатель позволяет отразить результаты деятельности таможенных органов и качество таможенного администрирования, как «эффективность деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости в рамках системы управления рисками», «эффективность деятельности при проведении таможенных осмотров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов», «результативность региональных и зональных профилей риска», «сокращение времени совершения таможенных операций при выпуске товаров».

Также, индивидуальные показатели эффективности, могут помочь должностным лицам таможенных органов на всех уровнях сосредоточить свою работу на достижении поставленной цели. Показатели эффективности являются количественными показателями и контрольными точками индивидуальной результативности. Ключевые показатели эффективности учитывают следующие моменты:

— полное понимание ценностей, миссии и видения ФТС России;

— понимание целей и зада таможенных органов;

— знание стандартных оперативных процедур и того, что должно быть достигнуто на каждом этапе. Основываясь на своих целях, таможенные органы могут вносить корректировки в задачи или цели с течением времени. Сотрудники также могут устанавливать личные KPI для оценки своего индивидуального успеха, направлять свои усилия по принятию решений и повышать производительность. Индивидуальные показатели эффективности позволяют построить карьерные цели, устанавливая краткосрочные и долгосрочные цели развития. Долгосрочные KPI отслеживают профессиональные цели в течение определенного времени и помогают определить карьерный рост, обеспечить продвижение к более высоким должностям. Отслеживая индивидуальные показатели эффективности, сотрудники могут лучше понять развитие таможенных органов.

Таким образом, таможенные органы используют ключевые показатели эффективности, чтобы помочь людям на всех уровнях сосредоточить свою работу на достижении поставленной цели. Основываясь на своих измерениях, таможенные органы вносят корректировки в задачи или цели с течением времени. Сотрудники также могут устанавливать личные KPI для оценки своего индивидуального успеха, направлять свои усилия по принятию решений и повышать производительность.

Показатели эффективности служат руководством для исполнения для сотрудников в достижении стратегических целях. Перечисленные индикативные показатели эффективности таможенной деятельности дают информацию о реализации стратегических целей и тактических задач работы должностными лицами таможенных органов и Федеральной таможенной службы России в целом, стимулируют деятельность сотрудников.

Источники:

1. Приказ ФТС России от 15 мая 2014 г. № 895 «Об утверждении методик расчета определения значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителя Федеральной таможенной службы по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности» (в ред. Приказов ФТС России от 16.09.2014 № 1785, от 17.11.2014 № 2211, от 20.01.2016 № 82). [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163403/ (дата обращения 17.12.2018).

2. Алексеева Е.В., Федорова О.Ю. Понятие и сущность управления качеством таможенных услуг. Colloquium-journal. 2019. № 5-5 (29). С. 44-46.

3. Бякин Г.И. Общий критерий оценки эффективности таможенной системы // Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России». Ч. 2. М.: РИО РТА, 2016.2.

4. Гомон И.В., Ахмедзянов Р.Р., Непарко М.В., Постнова А.В. Современное состояние и направления развития взаимодействия внешнеэкономической и таможенной деятельности России. Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 80-87.

5. Гомон И.В., Беленькая Е.Г. Особенности современной таможенной системы Российской Федерации. Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5-1. С. 153-156.

6. Гупанова Ю.Е. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: Монография. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. - 164 с.

7. Петрушина О.М., Борисов С.В. Направления по совершенствованию таможенного сотрудничества в рамках ЕАЭС. В сборнике: ПРОБЛЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В САНК-ЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 208-210.

8. Официальный сайт ФТС России. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 17.11.2019).

References:

1. Order of the FCS of Russia dated May 15, 2014 No. 895 "On approval of calculation methods for determining the values of indicators for evaluating the performance of the head of the Federal Customs Service in creating favorable conditions for doing business" (as amended by Orders of the FCS of Russia dated September 16, 2014 No. 1785 dated November 17, 2014 No. 2211, dated January 20, 2016 No. 82). [Electronic resource] - Access mode - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_163403/ (accessed December 17, 2018).

2. Alekseeva E.V., Fedorova O.Yu. The concept and essence of quality management of customs services. Colloquium-journal. 2019.No 5-5 (29). S. 44-46.

3. Byakin G.I. General criterion for assessing the effectiveness of the customs system // Abstracts of the international scientific-practical conference "Regulation of foreign economic activity and the evolution of the customs policy of Russia". Part 2. M.: RIO RTA, 2016.2.

4. Gomon I.V., Akhmedzyanov R.R., Neparko M.V., Postnova A.V. The current state and directions of development of the interaction of foreign economic and customs activities of Russia. Economics and entrepreneurship. 2018.No 2 (91). S. 80-87.

5. Gomon IV, Belenkaya EG Features of the modern customs system of the Russian Federation. Economics and business: theory and practice. 2019.No 5-1. S. 153-156.

6. Gupanova Yu.E. Methodological and methodological foundations of quality management of customs services in the face of uncertainty and risk: Monograph. - M.: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2012. - 164 p.

7. Petrushina O.M., Borisov S.V. Directions for improving customs cooperation within the EAEU. In the collection: THE PROBLEM OF MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMIC SYSTEM IN SANCTIONAL CONDITIONS collection of articles based on the results of the International scientific-practical conference. 2017.S. 208-210.

8. The official website of the FCS of Russia. [Electronic resource] - Access mode - URL: http://www.customs.ru (accessed: 11/17/2019).

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10270

Е. А. Никифорова - аспирант кафедры «Управление персоналом и психология», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва), eanikiforova2017@edu.fa.ru,

E. A. Nikiforova - post-graduate student, Department of Personnel Management and Psychology, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow);

Л. А. Жигун - профессор, д.э.н., ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва), manpsey@yandex.ru,

L. A. Zhigun - professor, doctor of economics, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow).

РАСКРЫТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В КАРЬЕРЕ МОЛОДЕЖИ DISCLOSURE OF ECONOMIC ESSENCE PROFESSIONAL ORIENTATION IN YOUTH CAREERS

Аннотация. В статье проанализировано влияние компонентов профессиональной ориентации на подготовку к карьере и ускорение трудоустройства молодежи в возрасте 15-24 лет.

Анализ динамики уровня безработицы молодежи России в возрасте 15-29 лет в период с 2010 по 2019 гг. позволил сделать вывод об актуальности экономической проблематики занятости молодежи в России и раскрыть экономическую сущность профессиональной ориентации в карьере молодежи.

Цель - уточнить представление о категоризации применяемых компонентов профессиональной ориентации на подготовительной стадии карьеры молодежи в возрасте 15-24 лет.

Методология. В исследовании были использованы общенаучные методы: формализации, систематизации, синтеза, логического анализа, интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.