Научная статья на тему 'Принципы стандартизации в обеспечении качества таможенных услуг'

Принципы стандартизации в обеспечении качества таможенных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
977
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Таможенные органы / государственные услуги / участники внешнеэкономической деятельности / качество международные стандарты / customs authorities / state services / participants of foreign economic activity / quality international standards

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. В. Непарко, М. С. Рожкова

Таможенные органы в рамках исполнения возложенных на них государственных функций оказывает государственные услуги участникам внешнеэкономической деятельности. В связи с этим представляет особый интерес качество оказываемых государственных услуг, реализуемых таможенными органами. В статье рассматриваются международные стандарты ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества», которые составляют документальную основу управления качеством таможенных услуг, принципы и методы их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF STANDARDIZATION IN ENSURING THE QUALITY OF CUSTOMS SERVICES

The customs authorities, as part of the performance of their state functions, provide state services to participants in foreign economic activity. In this regard, the quality of public services provided by the customs authorities is of particular interest. The article discusses the international standards ISO 9000 series «quality management Systems», which form the documentary basis of quality management of customs services, principles and methods of their application.

Текст научной работы на тему «Принципы стандартизации в обеспечении качества таможенных услуг»

ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА

ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

М.В. Непарко, доцент М.С. Рожкова, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24411/2411-0450-2020-10048

Аннотация. Таможенные органы в рамках исполнения возложенных на них государственных функций оказывает государственные услуги участникам внешнеэкономической деятельности. В связи с этим представляет особый интерес качество оказываемых государственных услуг, реализуемых таможенными органами. В статье рассматриваются международные стандарты ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества», которые составляют документальную основу управления качеством таможенных услуг, принципы и методы их применения.

Ключевые слова. Таможенные органы, государственные услуги, участники внешнеэкономической деятельности, качество международные стандарты.

Стратегией развития Федеральной таможенной службы России на ближайшую перспективу определена одна из главных стратегических задач - повышение качества услуг предоставляемых таможенными органами. Эта задача предполагает оказание государственных услуг таможенными органами в рамках исполнения возложенных на них государственных функций. В связи с этим представляет особый интерес качество государственных услуг, реализуемых таможенными органами.

Таможенными органами оказываются государственные услуги, связанные с таможенным контролем при перемещении товаров через таможенную границу. Перечень государственных услуг, критерии их оценки, порядок и сроки оказания услуг утверждается Административным регламентом. Им же и определены ГОСТы, которые описывают процесс предоставления государственных услуг: последовательность их оказания, сроки проведения административных процедур, а также требования к порядку их реализации [1].

Государственные стандарты являются нормативно-техническим документом для многих товаров (продуктов, веществ) и услуг. Они устанавливают свод правил, требования к объекту стандартизации. Таможенные органы строят свою деятельность на основе международных стандар-

тов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества», которые составляют документальную основу управления качеством таможенных услуг.

Блок международных стандартов ИСО серии 9000 (2008, 2010, 2015) является международным эталоном для единообразного создания и оценки систем качества в таможенных органах. Они обеспечивают качественное выполнение государственных услуг. Применяемая система качества является дополнительной гарантией качества услуг для участников внешнеэкономической деятельности.

Стандарты ИСО серии 9000 универсальны и распространяются на различные результаты деятельности: оборудование, технические средства, продукты IT технологий, сырье, материалы, работы, услуги.

В основе международных стандартов ISO 9001:2015 лежит восемь принципов менеджмента качества:

Первый принцип ориентирован на удовлетворение требований потребителя на результат работы. Второй определяет лидерство и ответственность руководителя. Третий ориентирован на единство количества и качество таможенных услуг.

Немаловажными являются и другие принципы, такие как системный подход к управлению качеством таможенных услуг; взаимовыгодное сотрудничество таможен-

ных органов с иными государственными органами; лидерство и ответственность руководителя; привлечение работников к управлению и т.д. [5].

Эти принципы являются универсальными для всех видов деятельности и отражают основные концепции философии качества. Они закладывают фундамент для эффективной системы управления качеством, создавая основные требования для ее устойчивого функционирования. В целом, они стимулируют таможенные органы на выявление потребностей и ожиданий потребителей, а также на изучение удовлетворенности участников ВЭД в качестве оказываемых услуг. Несмотря на универсальность перечисленных принципов, они носят практический характер и не являются основой в формировании методологии управления качеством таможенных услуг. Конечно, они используются при разработке методологии управления качеством таможенных услуг, но их не достаточно для требуемых и используемых критериев оценки качества услуг.

В целом, сформулированные принципы существенно развивают существующую систему принципов управления качеством таможенных услуг и соответствуют современным условиям экономического формирования услуг. Практически принципы используются для планирования мероприятий по постоянному улучшению и улучшению качества таможенных услуг в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

На основании принципов и международных стандартов построения эффективных систем менеджмента качества (СМК) ISO 9001:2015 можно определить соответствующие методы управления качеством таможенных услуг [5].

Под методологией управления качеством таможенных услуг понимается совокупность принципов и методов управления, сформированных на основе законов экономики, управления и факторов, влияющих на качество таможенных услуг. Методы разрабатываются на основе различных критериев и инструментов, которые могут быть использованы для анализа услуг, предоставляемых таможенными ор-

ганами на определенных этапах жизненного цикла. На данный момент универсальный методический инструментарий отсутствует, что определяет перечень проблем, пути их решения и необходимость разработки методики оценки качества таможенных услуг, с учетом их особенностей [6].

Основными проблемами являются:

- занижение таможенной стоимости товаров при их декларировании участниками внешнеторговой деятельности.

- не достаточно развита система информирования таможенных органов о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда;

- остается низким уровень таможенного контроля за товарами после их выпуска на таможенную территорию;

- недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельности таможенных органов российской федерации.

- не в достаточной степени развита система оплаты труда должностных лиц таможенных органов;

- остается высоким уровень коррупции в таможенных органах российской федерации и т.д. [6].

Перечисленные проблемы создают негативные тенденции и узкие места в управлении качеством таможенных услуг, что требует принятия мер по их устранению. Можно утверждать, что разработка методов оценки качества по каждой таможенной услуге позволит тщательно определить критерии их оценки, повысить ответственность должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, повысить результативность их деятельности, что в конечном результате обеспечит необходимый уровень качества таможенных услуг.

Таким образом, в области управления качеством в таможенной деятельности широко используются международные стандарты, которые являются универсальными документами и отражают основные понятия качества товаров и услуг. Международные стандарты являются основой применяемой методологии управления ка-

чеством таможенных услуг и обеспечивают необходимый уровень качества таможенных услуг. Такой подход позволяет нам осуществлять систематическое, всестороннее и всестороннее воздействие на объекты управления, используя основные элементы для функционирования системы управления качеством таможенных служб.

Выявленные проблемы создают негативные тенденции и узкие места в управлении качеством таможенных услуг, что

Библиографический список

1. Приказ ФТС России от 03.10.2011 № 2012 (ред. от 21.09.2015) «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных представителей». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=188206&fld=134&dst=100 0000001,0&rnd=0.14359549579913078#07895547145388999 (дата обращения 22.10.2019).

2. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О техническом регулировании» Изменения, внесенные Федеральным законом от 28.11.2018 N 449-ФЗ, вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (28.11.2019).

3. Официальный сайт ФТС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 21.10.2019).

4. Электронное периодическое издание «Ведомости». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/01/12/747646-rossiya-uvelichit-eksport-nefti-kitai (дата обращения 22.10.2019).

5. Алексеева Е.В., Федорова О.Ю. Понятие и сущность управления качеством таможенных услуг // Colloquium-journal. - 2019. - № 5-5 (29). - С. 44-46.

6. Гомон И.В., Непарко М.В., Пильгун Я.С. Коммуникационный процесс в деятельности таможенных органов // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2017. - №10. - С. 72-73.

требует совершенствование методов оценки качества по каждой таможенной услуге. Это позволит определить критерии их оценки, повысить ответственность должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, повысить результативность и эффективность их деятельности, что в конечном результате обеспечит необходимый уровень качества таможенных услуг.

PRINCIPLES OF STANDARDIZATION IN ENSURING THE QUALITY OF CUSTOMS

SERVICES

M.V. Neparko, Associate Professor M.S. Rozhkova, Student Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)

Abstract. The customs authorities, as part of the performance of their state functions, provide state services to participants in foreign economic activity. In this regard, the quality of public services provided by the customs authorities is of particular interest. The article discusses the international standards ISO 9000 series «quality management Systems», which form the documentary basis of quality management of customs services, principles and methods of their application.

Keywords: customs authorities, state services, participants of foreign economic activity, quality international standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.