В законодательстве Китая, эквивалентная замена при процедуре переработки на таможенной территории отсутствует, как и само понятие эквивалентной замены.
Таким образом, законодательство ЕС в области применения эквивалентной замены является более гибким, чем российское. В то же время в ЕС запрещено применение эквивалентной замены при применении упрощенной процедуры, тогда как в российском законодательстве такое ограничение отсутствует. В целом из-за разночтения национального законодательства и проблем, возникающих в различных странах в результате применения режима переработки на таможенной территории, в настоящее время не приемлемо.
Источники:
1. Ахмедзянов Р.Р., Булычева М.А. Основные проблемы и направления совершенствования института таможенных операций при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС Colloquium-journal. 2019. № 9-7 (33). С. 15-18.
2. Ерополова Е.С., Шишкина Щ.В. Таможенные процедуры (Переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории) Учебное пособие, Москва, РТА, 2012;
3. Непарко М.В., Трошкин В.М. Особенности привлечения иностранных инвестиций в экономику государства. Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-5. С. 19-21.
4. Петрушина О.М., Голышева Н.В. Внешнеторговая деятельность Российской Федерации. Современные тенденции и перспективы развития.Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-1. С. 158-162.
5. Сайт: GENERAL ADMINISTRATION OF CUSTOMS PEOPLE S REPUBLIC OF CHINA [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: http://english.customs.gov.cn/Statics/644dcaee-ca91-483a-86f4-bdc23695e3c3.html (дата обращения 01.12.2019)
6. Сайт: GOV.UK [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://www.gov.uk/government/publications/notice-221 -inward-processing-relief/notice-221 -inward-processing-relief (дата обращения 21.11.2019)
Sources:
1. Akhmedzyanov R.R., Bulycheva M.A. The main problems and directions of improving the institution of customs operations when moving goods and vehicles across the customs border of the EAEU Colloquium-journal. 2019.No 9-7 (33). S. 15-18.
2. Eropolova E.S., Shishkina S.V. Customs procedures (Processing in the customs territory, processing for domestic consumption, processing outside the customs territory) Textbook, Moscow, RTA, 2012;
3. Neparko M.V., Troshkin V.M. Features of attracting foreign investment in the state economy. Trends in the development of science and education. 2019.No. 50-5. S. 19-21.
4. Petrushina O.M., Golysheva N.V. Foreign trade activities of the Russian Federation. Modern trends and development prospects. Economics and business: theory and practice. 2019.No 4-1. S. 158-162.
5. Website: GENERAL ADMINISTRATION OF CUSTOMS PEOPLE S REPUBLIC OF CHINA [Electronic resource] -Access mode - URL: http://english.customs.gov.cn/Statics/644dcaee-ca91-483a-86f4-bdc23695e3c3.html (accessed 01.12 .2019)
6. Website: GOV.UK [Electronic resource] - Access mode - URL: https://www.gov.uk/government/publications/notice-221-inward-processing-relief/notice-221-inward-processing-relief (date appeals 11/21/2019)
М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело»Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация, fai_rai@mail.ru,
M.V. Neparko - associate Professor of the Department «Customs» Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russian Federation, fai_rai@mail.ru;
В.М. Долбин - студент кафедры «Таможенное дело»Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация, vadim-dolbin@yandex.ru,
V.M. Dolbin - student of the Department «Customs» Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russian Federation, vadim-dolbin@yandex.ru.
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ METHODOLOGY FOR ASSESSING THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES AND ITS IMPROVEMENT
Аннотация. Евразийским экономическим Союзом в целях определения эффективности деятельности таможенных органов разработаны и применяются критерии оценки, направления повышения эффективности таможенного контроля, вводятся новые подходы к оценке деятельности таможенных органов. Оценивание результатов деятельности таможенных органов осуществляется с использование системы контрольных и аналитических показателей. Набор, которых методики расчета показателей и критерии их оценки ежегодно утверждается ФТС России. К сожалению, сложившаяся внутриведомственная оценка не в полном объеме дает такую возможность, возникает необходимость, продиктованная временем, применение новых подходов обоснования научно-методического аппарата и разработки рекомендаций по совершенствованию методов оценки деятельности таможенных органов. В статье рассматриваются показатели и критерии оценки выполнения плановых показателей ФТС России, мероприятия по совершенствованию методик расчета экономических показателей.
Annotation. The Eurasian economic Union in order to determine the effectiveness of the customs authorities developed and applied evaluation criteria, directions to improve the efficiency of customs control, introduced new approaches to the evaluation of customs authorities. Assessment of the results of customs authorities is carried out using a system of control and analytical indicators. The set, which methods of calculation of indicators and criteria of their assessment is annually approved by FCS of Russia. Unfortunately, the existing interdepartmental assessment does not fully provide such an opportunity, there is a need, dictated by time, the use of new approaches to substantiate the scientific and methodological apparatus and the development of recommendations to improve the methods of assessing the activities of customs authorities. The article discusses the indicators and criteria for assessing the implementation of the planned indicators of the Federal customs service of Russia, measures to improve the methods of calculating economic indicators.
Ключевые слова. Таможенный контроль, критерии, оценка, показатели, методика.
Keyword. Customs control, criteria, assessment, indicators, methodology.
В рамках реформы контрольной и надзорной деятельности Федеральная таможенная служба (далее -ФТС России) ежегодно с учетом стратегического развития Российской Федерации оценивается деятельность ФТС России. На 2019 год показатели разработаны Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2017 г. № 1720 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России» [1]. Оценка эффективности деятельности таможенных органов в этом году проводится по следующим трем направлениям:
- оценка контрольно-надзорной деятельности ФТС России;
- оценка индикативных показателей территориальных таможенных органов;
- оценка деятельности центрального аппарата ФТС России.
В таможенных органах сформирована внутриотраслевая система оценивая работы. Каждое направление имеет свои особенности, поэтому эффективность деятельности таможенного органа рассматривается в отдельности. Также различны и цели каждого направления различны, это: экономические, организационные, правовые, финансовые или психологические. Для каждой поставленной цели разработаны свои критерии и расчетные показатели оценки результатов деятельности. Также применяется математический инструментарий.
Так, для цели №1 «Обеспечение полноты и своевременности, а также законности взимания таможенных платежей» установлено два индикатора, это:
- долевое значение уплаты (взысканных) таможенных платежей в общей сумме таможенных платежей, а также взыскание задолженности по результатам таможенного контроля измерения. Доля должна составлять - 73%;
- уровень выполнения прогноза по поступлению таможенных платежей в федеральный бюджет. Темп роста по администрируемым таможенным платежам должен составить - 102,1%.
Исходя из поставленной цели определена задача №1: совершенствование методов и инструментов таможенного контроля в целях минимизации фискальных рисков.
Основные показатели деятельности в 2018 году в сравнении с 2016 и 2017 годами представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Эффективность осуществления ФТС России в 2016-2018 гг.
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в %
2016 г. 2017 г.
Сумма доходов поступивших в федеральный бюджет, администрируемых ФТС России, млрд. рублей 4408,2 4 575,7 6 063,2 137,5 132,5
Источник: http://customs.ru
Сумма доходов федерального бюджета, администрируемых ФТС России в 2018 году, составила 132,5%. Алгоритм расчета показателей эффективности деятельности ФТС России следующий:
I = P факт / Р план х 100 % , (1)
где ?факт - представляет V таможенных платежей, по факту перечисленных в федеральный бюджет, млрд. рублей;
Рплан - V таможенных платежей, запланированных к взысканию в федеральный бюджет, млрд. рублей. Соотношение запланированных таможенных платежей к взысканию (Рплан) к фактически полученной сумме таможенных и иных платежей (Рфакг) дает нам процентную величину свидетельствует о степени выпол-
нения таможенными органами задания. Установленные для этих целей критерии выполнены, так как демонстрируют лучший результат заданного значения.[2]
На 2018 год план доходов федерального бюджета от уплаты таможенных платежей определен 5940,0 млрд. руб., фактически собрано 6 063,2 млрд. рублей.
6 063,2 млрд. рублей / 5940,0 млрд. руб. х 100 = 102,1% Поставленная цель №1 выполнена.
Задача № 2: Создание условий для обеспечения возможности исполнения обязанности по уплате таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами, наиболее удобным для плательщика способом.
В 2018 году сократилось количество проверок на 40% и составило 34 692 (в 2017 году - 57 730 проверок) (таблица 2). Результат проверок в 2018 году вырос на 20%, правонарушений на 5,6%.
Таблица 2 - Количество проведенных проверок проведенных таможенными органами в 2016-2018гг.,
ед.
Наименование задачи 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в %
2016 г. 2017 г.
Проведено таможенных проверок 48125 57 730 34692 72,1 60,0
Источник: http://customs.ru
В 2018 году по результатам контрольной и надзорной деятельности ФТС России выявлено снижение административной нагрузки. Об этом свидетельствует сокращение проведенных проверочных мероприятий на 30% и результативность указанных мероприятий, которая возросла на 20%.
Целью № 2: «Развитие системы таможенных органов в соответствии с Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года» определено два индикатора:
- увеличение доли электронных ДТ, проходящих через электронную систему центров электронного декларирования на 33,6%;
— увеличение доли центров электронного декларирования на площадях, находящихся в государственной собственности. Увеличение центров электронного декларирования от общего количества на 89,6%.
Таблица 3 - Доля электронных деклараций на товары зарегистрированных таможенными органами в
2016-2018гг., %
Наименование задачи 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в %
2016 г. 2017 г.
Доля электронных деклараций на товары зарегистрированных таможенными органами 98,0 98,0 99,93 102,0 102,0
Доля электронных ДТ, зарегистрированных в центрах электронного декларирования 12,8 22,1 33,6 В 2,6 раза 152,0
Доля центров электронного декларирования, размещенных на площадях, находящихся в государственной собственности, от общего количества центров электронного декларирования 54,6 62,3 89,6 164,1 143,8
Источник:http://customs.ru
Методика расчета значения показателя «Доля электронных ДТ, зарегистрированных в центрах электронного декларирования» характеризует деятельность таможенных органов, по декларированию товаров в электронной форме.
Значение показателя рассчитывается ежеквартально по формуле:
K1j = (ДТб + ДТпр / ДТэд) х 100, где (2)
K1j - доля деклараций на товары (далее - ДТ), оформленных в электронном виде;
ДТб - общее количество ДТ, выпущенных в отчетном (i-ом) периоде в электронной форме, шт.;
ДТпр - общее количество ДТ, в отчетном (ьом) периоде по которым был выявлен профиль риска, шт.;
ДТэд - общее количество ДТ, в отчетном (ьом) периоде выпущенных в электронной форме, шт. [4]
Поставленная цель №2 выполнена.
Таким образом, для определения эффективности деятельности таможенных органов рассматривается эффективность каждого направления деятельности в отдельности. Отчет о результатах основных направлений деятельности ФТС России за 2018 год показывает, что оценка деятельности таможенных органов проводится на основе критериев по утвержденным методикам.
Степень выполнения контрольных показателей оценивается на «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно:
- оценка «хорошо» ставится при условии выполнения цели, задачи, показателей, если условия не выполнены, то они проверяются для оценки «удовлетворительно»;
- оценка «удовлетворительно» ставится при условии частичного выполнения цели, задачи, показателей, если условия для оценки «удовлетворительно» не выполены, то они проверяются для оценки «неудовлетворительно»;
- оценка «неудовлетворительно» ставится при не выполнении задания.[2]
Каждая оценка «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» соответствует определенному количеству баллов:
1) «хорошо» - это максимальный балл;
2) «удовлетворительно» - это максимальный балл, сокращенный в два раза;
3) «неудовлетворительно» - ноль баллов.
После чего определяется общая сумма набранных баллов за каждый показатель (Бфакт.) и подсчитывает-ся общая сумма баллов за все показатели на оценку «хорошо» (Бмакс.). Расчет итоговой оценки деятельности таможенного органа (Р), осуществляется путем деления фактически набранных на максимально возможные баллы, в %
по формуле:
Р =Бфакт. /Бмаксх 100% (3)
Итоговая оценка может быть выше или ниже от расчетного значения. Решение о дополнительном увеличении за счет внутренних результатов деятельности может принять руководитель ФТС России. [4]
Практика показывает, что не всегда корректно работают оценки результатов деятельности таможенных органов, выявлено ряд проблем внутриведомственной оценки которые необходимо решать, а именно необходимо:
- расширить число показателей, которые попадают под оценку направлений деятельности ТО;
- сократить оцениваемые направлений деятельности ТО;
- сократить дублирование сбора данных.
Кроме этого, отсутствует точное соответствие достигнутых показателей заданным им величинам, а также отсутствуют абсолютные оценки при формировании рейтинга таможенных органов.
Для дальнейшего совершенствования действующей системы показателей необходимо произвести комплексную оценку деятельности таможенных органов. Анализируя перечень критериев, установленных Правительством России для оценки работы таможенного ведомства, и состава их компетенций, по выполнению показателей, можно констатировать, что действующая система оценки деятельности, осуществляемой таможенными органами, является неполной.
Таким образом, группа показателей деятельности таможенных органов характеризует:
1) время совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сумму затрат заинтересованных сторон на совершение таможенных операций;
2) своевременность и полноту уплаты таможенных платежей;
3) противодействие преступлениям и административным правонарушениям, способы борьбы с этими правонарушениями.
Более широкий перечень оценок эффективности деятельности оценивается на уровне РТУ, поскольку ряд подразделений центрального аппарата ФТС России этими вопросами не занимаются.
Кроме того, необходимо обеспечить сбалансированную оценку деятельности таможенных органов. Практика показывает, что разработка системы показателей для оценки деятельности возможна только в том случае, если при оценке ее компонентов достигается сбалансированность. В сложившейся практике некоторые из оцениваемых сфер деятельности характеризуются несколькими показателями.
Каждая ситуация в силу своей многогранности должна рассматриваться нескольких точек зрения, при этом каждая из них должна иметь свои показатели.
В этом случае вопрос о количестве показателей, используемых при оценке, имеет первостепенное значение. Если их не хватает, то есть опасность стать необъективным, оставив определенные сферы деятельности таможенных органов без рассмотрения, а при их избытке не справиться с потоком информации. Только после окончательной формулировки ведомственных стратегических целей и задач возможно целесообразное решение данного вопроса.
Далее предлагается решить вопрос выявления взаимосвязи между показателями деятельности различных подразделений таможенных органов. Деятельность таможенных органов характеризуется совокупностью государственных услуг без учета их влияния друг на друга и влияния на них внешних факторов, которые не имеют прямой взаимосвязи и усилий по достижению результатов. Выявление таких зависимостей становится возможным только в рамках разработанной модели деятельности таможенных органов, содержащей полный перечень их полномочий и функций.
Следующая рекомендация - это необходимость установить степень участия всех таможенных органов в выполнении ими функциях. На всех уровнях иерархии таможенной системы используются статистические и аналитические данные, полученные от РТУ и таможни. Информация, сгруппированная по вертикали ведомственного управления, поступает в аппарат ФТС России для обобщения, анализа, оценки деятельности и составления рейтинга между таможенными органами.
Однако некоторые операции, осуществляемые на уровне таможенного поста (таможни), не могут считаться завершенными без участия таможенных подразделений (на уровне таможни). Примером тому может служить ситуация, которая часто возникает при таможенном декларировании товаров. На практике должностное лицо таможенного поста имеет право обратиться за консультацией в таможенный орган для принятия решения о проверке наличия у декларируемых товаров признаков подделки. Отсюда следует, что деятельность таможенных органов, хотя и в меньшей степени, зависит от степени их участия в операциях таможенного поста.
При выполнении таможенными органами минимальных требований к своей деятельности при выдаче марок необходимо учитывать степень перевыполнения или недовыполнения плановых значений показателей.
Из показателей эффективности максимальные баллы присваиваются таможенным органам только в том случае, если они достигают 90-100% результатов от плановых значений показателей. То есть вопрос определения степени перевыполнения плана таможенными органами при установлении оценка не определяется. Более того, в случае возникновения кризиса в региональной или общероссийской экономике и, как следствие, группа таможенных органов не достигает запланированных значений показателей, им не присваиваются максимальные баллы.[4]
Следует отметить, что внешняя политика влияет на внешнеэкономическую деятельность и, следовательно, оказывает влияние на деятельность таможенных органов. То есть, если таможенный орган достигает значения, меньше запланированного, которое все еще продвигается в общем ряду оцениваемых таможенных органов, то по правилам, установленным ФТС России, не считается успешным. Понятно, что эффективность деятельности таможенных органов под влиянием кризиса может быть ниже, результаты меньше. В результате выполнение показателей, достижение которых по независящим от таможенных органов причинам было затруднено, не учитываются при оценке, что в свою очередь приводит к отсутствию материального вознаграждения. В результате снимается мотивация должностных лиц, снижается желание выполнять свою работу с целью достижения максимально возможных результатов, как в кризисные, так и в относительно стабильные годы развития отечественной экономики. В этом случае, таможенные органы занимают при формировании рейтинга самые низкие позиции по формально установленным итоговым оценкам, которые применяются при расчете показателей. В этом случае оценки будут содержать разное количество принимаемых ими мер. Понятно, что наиболее положительной следует считать деятельность, которая в рамках отдельного показателя будет охарактеризована не только достигнутым максимальным значением показателей, но и числовыми значениями числителей и знаменателей, используемых в расчетах при определении качества работы таможенных органов.
Одним из путей решения этого вопроса должно стать закрепление в ведомственных нормативных актах положений, регулирующих оценку деятельности таможенного органа как неудовлетворительной, если она достигает незначительного результата. Процедура придания рассматриваемой ситуации нейтрального характера с объяснением причин, способствовавших этому, должна быть прописана в исключительном порядке.
Предлагается лишить руководителей отчетных таможенных органов полномочий по внесению возможных корректирующих изменений в результаты, полученные их подчиненными. В то же время право изменения итоговой оценки деятельности таможенных органов представляется руководителю ФТС России, что вполне оправданно. В то же время распространение этой власти на другие уровни ведомственной иерархии представляется весьма спорным. Практика внесения корректировок полученных нижестоящими таможенными органами значений показателей представляется неприемлемой, так как в конечном итоге приводит к искажению значений показателей, полученных на утверждение руководителем ФТС России. Для того чтобы процесс совершенствования деятельности ФТС был эффективным, необходимо стимулировать персонал, что в полной мере соответствует изначально заложенному смыслу в оценке эффективности деятельности таможенных органов.
И, наконец, необходимо исключить дублирование отдельных показателей статистической информации. В настоящее время ведется отчетность о результатах, достигнутых таможенными органами, как со стороны статистики, так и со стороны внутриведомственной системы оценки. При этом таможенные ведомства всех уровней иерархии используют отчетные данные, с выделением из них частных составляющих для расчета отдельных показателей. В этой связи крайне важно разграничить предмет ведения и действия, осуществляемые аналитическими подразделениями и подразделениями таможенной статистики. Необходимо продолжить модернизацию процесса сбора и обработки статистических данных. Автоматизированный обмен между уполномоченными подразделениями таможенных органов должен стать завершающим этап модернизации таможенных органов. Для автоматизации действий должностных лиц по сбору, обработке и накоплению данных, а также по подготовке отчетов о результатах таможенных операций необходимо разработать единое программное обеспечение.
Совершенствование хозяйственной деятельности на основе методологического подхода к организации работы по оценке предполагает изменение действующих процедур оценки на всех уровнях иерархии таможенных органов. Это требует нормативного закрепления соответствующих полномочий и функций за ними в Положениях о ФТС России, рту, таможнях, таможенных постах, а также уполномоченных на организацию и проведение оценки подразделений таможенных органов.
Таким образом, предложенные рекомендации могут быть использованы в разработке научно -методического аппарата оценки эффективности деятельности таможенных органов, в том числе за счет использования различного рода расчетов, что может потребовать кардинального изменения действующей системы показателей. Это должно быть сделано на основе научных методов оценки деятельности таможенных органов.
Источники:
1. Приказ ФТС Россииот 30.10.2017 № 1720 (ред. от 18.01.2019) «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России». [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=709515&dst=100001#008291868507549127 (дата обращения 12.05.2019).
2. Приказ ФТС Россииот 15 мая 2014 г. № 895 «Обутвержденииметодикрасчетаопределениязначенийпоказате-лейдляоценкиэффективностидеятельностируководителяФедеральнойта-
моженнойслужбыпосозданиюблагоприятныхусловийведенияпредпринимательскойдеятельности» (в ред. Приказов ФТС Россииот16.09.2014 № 1785,от 17.11.2014 № 2211, от20.01.2016 № 82). [Электронный ресурс] - Режимдоступа - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163403/ (дата обращения 17.12.2018).
3. Ахмедзянов Р.Р. Совершенствованиесистемыуправлениярискамидляповышенияэффектив-ноститаможеннойдеятельности. В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского материалыдокладовгуманитарныхсекцийрегиональнойуншерситетскойнаучно-практическойконференции Сер. «Гуманитарныенауки» 2017. С. 255-259.
4. Гупанова Ю.Е. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: Монография. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. - 164 с.
5. Непарко М.В., Оглоденкова Ю.А. Динамикасостава и структуры таможенных платежей, администрируемых таможенными органами. Colloquium-journal. 2019. № 6-11 (30). С. 66-69.
6. Официальный сайт ФТС России. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 17.11.2019).
Sources:
1. Order of the Federal Customs Service of Russia dated 10.30.2017 No. 1720 (as amended on 01/18/2019) "On the approval of performance indicators and efficiency of the FCS of Russia, territorial customs authorities and the central office of the FCS of Russia." [Electronic resource]. - Access mode - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=709515&dst=100001#008291868507549127 (accessed 05/12/2019).
2. Order of the FCS of Russia dated May 15, 2014 No. 895 "On approval of calculation methods for determining the values of indicators for evaluating the performance of the head of the Federal Customs Service in creating favorable conditions for entrepreneurial activity" (as amended by Orders of the FCS of Russia dated September 16, 2014 No. 1785, dated 17.11. 2014 No. 2211, dated January 20, 2016 No. 82). [Electronic resource] - Access mode - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163403/ (accessed December 17, 2018).
3. Akhmedzyanov R.R. Improving the risk management system to improve the efficiency of customs activities. In the collection: Scientific works of Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky materials of reports of humanitarian sections of the regional university scientific-practical conference. Ser. "Humanities" 2017. S. 255-259.
4. GupanovaYu.E. Methodological and methodological foundations of managing the quality of customs services in the face of uncertainty and risk: Monograph. - M.: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2012. - 164 p.
5. Neparko M.V., OglodenkovaYu.A. The dynamics of the composition and structure of customs payments administered by customs authorities. Colloquium-journal. 2019.No 6-11 (30). S. 66-69.
6. The official website of the FCS of Russia. [Electronic resource] - Access mode - URL: http://www.customs.ru (accessed date: 11/17/2019).