Специфической особенностью подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности к профессиональной деятельности является обучение действиями в экстремальных условиях. Поэтому локальное значение имеет научное обоснование специальной психологической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности. Эта проблема подготовки является
Библиографический список
одной из важных в плане обеспечения жизнедеятельности человека в экстремальных условиях. Как было сказано, данный процесс будет более эффективным при наличии опыта действий в подобных ситуациях и развитии важных психологических качеств у учителя безопасности жизнедеятельности.
1. Абдулина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М. - 1990.
2. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - № 5. - 2009. -Т. 20.
3. Давыдова, Т.Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 1999.
Bibliography
1. Abdulina, O.A. Obthepedagogicheskaya podgotovka uchitelya v sisteme vihsshego pedagogicheskogo obrazovaniya. - M. - 1990.
2. Bubnova, S.S. Cennostnihe orientacii lichnosti kak mnogomernaya nelineyjnaya sistema // Psikhologicheskiyj zhurnal. - № 5. - 2009. - T. 20.
3. Davihdova, T.Yu. Pedagogicheskie osnovih upravleniya processom formirovaniya znaniyj i umeniyj po bezopasnosti zhiznedeyateljnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Tula, 1999.
Статья поступила в редакцию 23.05.14
УДК 378.12
Pavlova Zh.G. INDICATORS OF EFFECTIVE WORK OF UNIVERSITY TEACHERS. The article considers a rating system as a tool of motivation of professional pedagogical activity. Based on the analysis of existing statements of the rating systems for teachers of different high schools, the indices of efficiency of high school teachers, united in groups depending on the kind of teachers' activities are presented in this article.
Key words: motivation of professional activities of high school teacher, evaluation of high school teacher's activity, rating system, indices of rating system.
Ж.Г. Павлова, ст. преп. каф. информационных систем и технологий Хабаровской гос. академии экономики
и права, соискатель каф. педагогики Дальневосточного гос. гуманитарного университета, г. Хабаровск,
E-mail: [email protected]
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
В статье рассматривается рейтинговая система как инструмент мотивации профессиональной педагогический деятельности. На основе анализа действующих положений о рейтинговых системах оценки преподавателей разных вузов представлены показатели эффективности деятельности преподавателей вуза, объединенные в группы в зависимости от видов деятельности преподавателей. Указывается на необходимость гибкого подхода при использовании перечня показателей оценивания.
Ключевые слова: мотивация профессиональной деятельности преподавателя вуза, оценка деятельности преподавателя вуза, рейтинговая система, показатели рейтинговой системы.
Россия несколько лет назад присоединилась к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования и вузы страны, сохраняя и развивая достижения и традиции российской высшей школы, влились в мировую систему высшего образования. Реформа образования, происходящая в течение последних лет, направлена на повышение качества образования, что, в свою очередь, невозможно без эффективной работы профессорско-преподавательского состава.
Для оценивания работы преподавателей нужно рассмотреть те виды деятельности, которые характеризуют его труд. Профессиональная деятельность преподавателей складывается из нескольких её видов: педагогический, методической, научной.
Педагогическая деятельность направлена на изучение отношений, возникающих в педагогической сфере и их применение, а также передачу духовно-практического опыта. Методическая деятельность направлена на организацию методической работы, является механизмом профессионально-личностного роста преподавателя, по ней можно судить о качестве предоставления образовательных услуг. Научная деятельность в общем случае направленная на получение и применение новых знаний. Методическую деятельность в вузах рассматривают как совокупность учебно-методической, научно-методической и организационно-методической деятельности. В зависимости от занимаемой должности один из видов методической деятельности является ведущим: для ассистента и старшего преподавателя - учебно-методическая, для доцента - научно-методическая, для профессора - научная деятельность, для преподавателей,
занимающих руководящие должности - организационно-управленческая деятельность [1].
Рейтинговая система (с явно обозначенными положительными характеристиками [2]), зарекомендовавшая себя эффективным инструментом мотивации учебной деятельности студентов, вполне приемлема для оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС). В том числе этот инструмент можно вполне успешно использовать для мотивации преподавательского труда, выделив основные блоки профессиональной деятельности ППС. Помимо повышения качества образования (рейтинг способствует стимулированию профессионального, карьерного роста сотрудников, что в конечном итоге приводит к повышению качества деятельности вуза, его конкурентоспособности), результаты рейтинга можно использовать при формировании оплаты труда преподавателей (стимулирующей части) - что некоторые вузы страны с разной степенью успеха применяют на практике.
Из положений о рейтинге ППС разных вузов можно сформулировать следующее определение: рейтинг - система упорядочения в виде списка достижения преподавателя за определенный период времени. Это уровневый результирующий показатель многоаспектной преподавательской деятельности.
С 2008 года фонд оплаты труда работников федеральных государственных учреждений включать в себя три элемента: оклад (должностной оклад) или ставку заработной платы, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера - такой подход позволил работодателям более гибко подойти к формированию заработной платы, повысив роль сти-
мулирующих выплат. И чтобы эта часть не носила формальный характер, а распределялась в зависимости от объёма и качества работы преподавателя, направленной на повышение качества образования, начали внедрять рейтинговую оценку деятельности ППС.
В целом цели и задачи рейтинговой системы ясны и едины для учебных заведений (основное направление - оценка качества работы сотрудников, стимулирование роста квалификации, совершенствование качества образовательного процесса), но подход к основным показателям (которые объединяются в группы), их оцениванию и использованию результатов рейтинга различны. В большинстве своём существует накопительная система: баллы накапливаются в течение года (у кого то календарного, у других - учебного); но кто то получает выплаты разовые, за конкретно выполненную работу - публикация статьи в научных журналах, защита диссертации, проведение лекции на иностранном языке и т.д. (не учитывая показатели, заложенные в базовый оклад по текущей работе).
Выделяют несколько направлений деятельности преподавателя (укладывающиеся в схему «педагогическая - методическая - научная»), по которым происходит оценивание их работы, в каждом направлении выделяют определенные показатели. Таких групп в разных вузах насчитывается от 3-х до 11, соответственно и количественное наполнение различно (можно отметить не всегда четкое распределение показателей по группам).
Один из вузов дальневосточного региона выделяют три укрупненные группы: качество выполняемых работ, исполнительская дисциплина, интенсивность и высокие результаты учебной и научной работы (общее количество показателей 18 или 27 в зависимости от должности, плюс 3 показателя так называемого «накопленного потенциала» - степень, стаж, звания и награды). Другой вуз Хабаровска использует более ранжированный подход, выделяя следующие группы: учебная работа, качество учебной работы, учебно-методическая работа, подготовка кадров высшей квалификации, публикации, повышение квалификации, награды, воспитательная работа, организационная и исполнительская деятельность, международная деятельность (общее количество показателей - 42) [3; 4].
Достаточно основательно подошли к составлению рейтинговой системе оценивания ППС в одном из педагогических вузов Курганской области. Они предлагают модель оценивания профессиональной деятельности ППС, которая состоит из шести блоков показателей [5]:
1 блок - оценка показателей достигнутой квалификации;
2 блок - оценка научной работы (за отчетный период);
3 блок - оценка организационно-методической деятельности (за отчетный период);
4 блок - оценка учебно-методической деятельности (за отчетный период);
5 блок - внеучебная, воспитательная и общественная работа (за отчетный период);
6 блок - поощрения и взыскания.
Как и во многих подобных система, здесь оценка складывается из двух составляющих: по фактическому статусу (постоянная, характеризующая квалификационный потенциал преподавателя, накопленный им за все время работы) и по достигнутым результатам (текущая часть, учитывающая трудовую и творчес-
кую активность преподавателя за отчетный период, т.е. за последний год).
Выделено большое количество показателей, которые по необходимости разделены для большего уточнения (дифференцированный подход к начислению баллов) - это прослеживается в блоках 2, 4 и 5 (научная работа - как и во всех вузах -объёмный блок, учебно-методическая деятельность и внеучеб-ная, воспитательная и общественная работы соответственно). Например:
V статьи в сборниках научных трудов, сборниках статей и прочих изданиях: международных;
V статьи в сборниках научных трудов, сборниках статей и прочих изданиях: российских;
V статьи в сборниках научных трудов, сборниках статей и прочих изданиях: региональных.
Или:
V участие в научных конкурсах, олимпиадах (преподаватели): международных;
V участие в научных конкурсах, олимпиадах (преподаватели): российских;
V участие в научных конкурсах, олимпиадах (преподаватели): региональных;
V участие в научных конкурсах, олимпиадах (преподаватели): своего вуза.
Составители постарались охватить всевозможные показатели выделенных групп для более комплексной оценки деятельности ППС (в количественном отношении всего таких показателей 84).
Один из педагогических вузов Красноярского края выделяет отдельным блоком преподавательскую работу (или учебную работу, выделенную также в некоторых вузах Дальневосточного региона), куда относят объём учебной нагрузки, внеаудиторную работу, подготовку дипломников, работу в ГАК, чтение открытых лекций (интересный показатель, не в каждом вузе обозначенный), оценку «Преподаватель глазами студента» - в похожих терминах этот показатель можно встретить в некоторых учебных заведениях (отдельная нагрузка на отдел по мониторингу качества образования, и это немаловажный показатель).
В некоторых вузах (Иваново, Хабаровск) выделяют отдельными блоками международную деятельность и повышение квалификации.
В ДВГГУ так же была сформирована группа экспертов для разработки рейтинговой системы ППС, была проведена работа по выделению основных блоков - тех видов деятельности преподавателей, по которым можно оценивать, в том числе мотивируя рост квалификации, профессионализма, их творческой инициативы - накапливая информационную базу (которую можно будет использовать по нескольким направлениям). Предложенные экспертами показатели по выделенным группам обсуждались, прежде чем были утверждены. Прослеживалась тенденция выделения показателей для стимулирования профессиональной работы преподавателей, а не только лишь пожинания плодов плодотворной работы преподавателей, принесших высокие результаты.
Проанализировав показатели рейтинговой системы ППС мы предлагаем выделить группы, представленные в таблице.
Показатели для расчета рейтинга ППС
Таблица 1
№ | Показатель (критерий) оценивания
1. Квалификационный потенциал
1. Академик РАН
2. Член-корреспондент РАН
3. Членство в отраслевых (государственных) или общественных академиях
4. Ученая степень доктора наук
5. Ученая степень кандидата наук
6. Ученое звание профессора
7. Ученое звание доцента
8. Должность профессор
9. Должность доцент
10. Должность старший преподаватель
11. Должность ассистент
12. Почетное звание РФ, ордена и медали РФ
13. Прочие звание федерального уровня
14. Прочие звание регионального уровня
15. Звание «Заслуженный мастер спорта»
16. Звание «Мастер спорта международного класса»
17. Звание «Мастер спорта»
18. Стаж непрерывной педагогической работы: 3-10 лет 11 -20 лет 21 год и более
2. Преподавательская (учебная) работа
1. Разработка и чтение нового курса, спецкурса, авторского курса: руководство разработка лекционного курса разработка лекционного курса разработка семинаров разработка лабораторных работ
2. Разработанные и читаемые лекции с помощью мулитимедиа
3. Количество различных учебных дисциплин преподавателя
4. Руководство подготовкой работ: Курсовых ВКР
5. Руководство практикой
6. Руководство магистерской программой
7. Работа по сохранению контингента: дополнительные консультации, переэкзаменовки и прочее (на 1-2 курсах)
8. Чтение открытых лекций, лекций на иностранном языке
9. Оценка «преподаватель глазами студента»: высокая средняя низкая (возможность вычитания баллов)
3. Учебно-методическая работа
1. Разработка и оформление: рабочих программ дисциплин и фонда оценочных средств УМК (без рабочей программы и фонда оценочных средств) программ практик
2. Экспертиза и помощь в разработке и оформлении рабочих программ и фонда оценочных средств, УМК, программ практик
3. Разработка и оформление рабочих программ дополнительных (федеральных, внутривузовских) курсов, материалов для ведение курсов
4. Обновление УМК
5. Разработка электронной версии УМК для дистанционного обучения
6. Разработка версии УМК для заочного обучения
7. Разработка новых учебных планов бакалавриата, магистратуры
8. Издание учебников, учебных пособий с грифами МО РФ, УМО (за п.л.)
9. Издание учебников, учебных пособий с грифами ДВ РУМЦ, МАНПО и др. (за п.л.)
10. Издание учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, текстов лекций, и др. без грифа (за п.л.)
11. Создание электронных пособий, зарегистрированных УМУ вуза
12. Подготовка рецензий (внешних и внутренних) на учебные пособия, методические рекомендации, тексты лекций и т.д.
13. Участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, соревнованиях (не научных) - преподаватели: международных российских региональных вуза
4. Организационно-методическая деятельность
1. Работа в советах, конференциях, комиссиях, федерациях спорта и др.: российских международных региональных
2. Работа в советах, конференциях, комиссиях, семинарах вуза: руководитель секретарь член
3. Выполнение заданий учебно-методической работы комиссии: вуза факультета кафедры
4. Заместитель завкафедрой, ответственные по направлениям
5. Заместитель декана
6. Повышение квалификации (курсы, стажировки): международный уровень российский уровень региональный уровень вузовский уровень
7. Работа по совместительству в организациях по профилю направления (за исключением преподавательской деятельности)
5. Научная деятельность, спорт
1. | Подготовка и защита кандидатской диссертации под Вашим руководством
2. Подготовка и защита докторской диссертации, где Вы являетесь консультантом
3. Аттестация в звании «профессор»
4. Аттестация в звании «доцент»
5. Защита кандидатской диссертации
6. Защита докторской диссертации
7. Участие в работе диссертационного совета в качестве оппонента, ведущей организации: кандидатская докторская
8. Подготовка отзыва ведущей организации: кандидатская докторская
9. Рецензирование диссертаций
10. Работа в диссертационных советах: председатель зам.председателя ученый секретарь член
11. Отзыв на автореферат: кандидатской диссертации докторской диссертации
12. Рецензирование статьи в центральном журнале по заданию редакции
13. Рецензирование монографии
14. Рецензирование сборника статей
15. Оформление заявки на участие в грантах: международных российских региональных
16. Участие в грантах в качестве руководителя: международных российских региональных вуза
17. Участие в грантах в качестве исполнителя: международных российских региональных вуза
18. Получение патентов: зарубежные российские
19. Экспонаты, представленные на выставках: зарубежных российских
20. Хоздоговорные и госбюджетные НИР
21. Статья в журналах: из списка ВАК зарубежных изданиях и центральных российских журналах сборниках научных трудов, сборниках статей и прочих изданиях российских сборниках научных трудов, сборниках статей и прочих изданиях международных сборниках научных трудов, сборниках статей и прочих изданиях региональных/вуза
22. Тезисы докладов на конференциях: международных российских региональных вуза
23. Составление и редактирование сборников статей, материалов конференций
24. Монография: зарубежное издательство центральной российское издательство региональное издательство Издательство вуза
25. Организация и проведение конференции: международной российской Интернет-конференции региональной мужвузовской вуза
26. Подготовка и проведение олимпиад, конкурсов, соревнований - руководитель: международных российских региональных вуза
27. Подготовка и проведение олимпиад, конкурсов, соревнований - рабочая группа: международных российских региональных вуза
28. Жюри/судейство в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях: международных российских региональных вуза
29. Подготовка судей по видам спорта
30. Участие в конференции: международной российской Интернет-конференции региональной мужвузовской вуза
31. Участие в научных конкурсах/соревнованиях - преподаватели: международных российских региональных вуза
32. Руководство студенческими научными/спортивными кружками, проблемными группами и т.д.
33. Подготовка студентов для участия в конференции: международной российской региональной вуза
34. Совместное со студентом написание статьи (или руководство): зарубежное издание зарубежная конференция центральное российское издание издание федерального уровня издание вуза издание другого вуза
35. Подготовка докладов студентов на конференцию: международной российской Интернет-конференции региональной межвузовской вуза
36. Подготовка студенческих работ на конкурсы НИРС: международный российский региональный межвузовский вуза
37. Подготовка студентов/сборной команды вуза/сборной России/сборной края/участников к олимпиаде/соревнованию/Чемпионату и Первенству: международной российской региональной вуза
38. Студенты-призеры конференций, подготовленные под Вашим руководством: международной российской Интернет-конференции региональной межвузовской вуза
39. Студенты-призеры конкурсов, олимпиад/соревнований: международных российских региональных межвузовских вуза
40. Руководство НИРС: на факультете на кафедре
41. Чтение лекций в за рубежом
42. Проведение курсов, консультаций за рубежом
6. Внеучебная, воспитательная работа
1. | Кураторство
2. Участие в мероприятиях профориентационного характера
3. Организация и проведение культурно/физкультурно-массовых мероприятиях - руководитель: город вуз факультет
4. Организация и проведение культурно/физкультурно-массовых мероприятиях - исполнитель: город вуз факультет
5. Организация и проведение общественных мероприятиях (субботник, торжества, день открытых дверей и др.) -руководитель
6. Организация и проведение общественных мероприятиях (субботник, торжества, день открытых дверей и др.) -исполнитель
7. Участие в разработке и реализации конкретного проекта вуза: международного российского вузовского
7. Выполнение работ
1. Присвоение Государственного Почётного звания
2. Присвоение спортивного звания
3. Награждение знаком «Почетный работник ВПО»
4. Награждение медалями ВДНХ, грамотами МО, почетными грамотами и знаками других министерств и ведомств
5. Награждение дипломами всесоюзных и республиканских конкурсов
6. Награждение дипломами, почетными грамотами, благодарственными письмами вуза
7. Победители различных конкурсов вуза (на звание «Профессор года», «Доцент года» ... «Куратор года», «Лучшее учебно-методическое издание» и т.д. )
8. Общая трудовая дисциплина
9. Поощрения по представлению ректората, деканата, завкафедрой
10. Взыскания по представлению ректората, деканата, завкафедрой
Немаловажно не только выделить показатели оценивания, но и их «вес», чтобы преподаватели «не ушли» в научную деятельность, занимаясь написанием статей и получением грантов, переведя на второстепенный план учебную, преподавательскую деятельность. Ещё в начале XX столетия В. Оствальд показал «...отсутствие прямых связей между особенностями научного мышления конкретного педагога и его способностью преподавать науку. В частности, он выделил следующие типы сочетаний: выдающиеся исследователи, но неспособные педагоги; прекрасные педагоги, но неудачные исследователи; выдающиеся исследователи и выдающиеся педагоги; исследователи, не имеющие ничего общего с педагогической деятельностью» [6]. Об этом не следует забывать.
Библиографический список
Хотелось бы выстроить такую рейтинговую систему, которую можно было бы использовать по разным направлениям: одно из ведущих - мотивация многоаспектной профессиональной деятельности преподавателей, которая бы не только стимулировала повышение квалификации, но и создавала бы среду для здоровой конкуренции в рамках карьерного роста. По результатам рейтинга предполагается как моральное так и материальное поощрение, что может явно прописывается в положении вуза - для расчета стимулирующих выплат, усиления материальной заинтересованности и повышения качества работы сотрудников. Также нужно учесть, что система должна быть гибкой, с возможностью изменения показателей, адаптивной к изменениям окружающей среды.
1. Соловова, Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза // Педагогические и психологические науки. - 2010. - № 05.
2. Павлова, Ж.Г. Рейтинговая система - фактор мотивации деятельности преподавателей вуза // Materiaiy X Miкdzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Strategiczne pytania ^wiatowej nauki - 2014» Volume 18. Pedagogiczne nauki: Przemytol. Nauka i studia. - 2014.
3. Стандарт ДВГУПС СТ 05-09-08 «Положение о порядке установления стимулирующих выплат (надбавок и доплат) работникам университета».
4. Положение о рейтинговой системе оценки преподавателей, кафедр и факультетов Тихоокеанского государственного университета.
5. Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультета вуза (методические рекомендации для заведующих кафедрами ГОУ ВПО «ШПГИ»).
6. Макарова, Л.Н. Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2010. - № 5. - Т. 77. - Сер.: Гуманитарные науки.
Bibliography
1. Solovova, N.V. Metodicheskaya kompetentnostj prepodavatelya vuza // Pedagogicheskie i psikhologicheskie nauki. - 2010. - № 05.
2. Pavlova, Zh.G. Reyjtingovaya sistema - faktor motivacii deyateljnosti prepodavateleyj vuza // Materialy X Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Strategiczne pytania swiatowej nauki - 2014» Volume 18. Pedagogiczne nauki: Przemysl. Nauka i studia. - 2014.
3. Standart DVGUPS ST 05-09-08 «Polozhenie o poryadke ustanovleniya stimuliruyuthikh vihplat (nadbavok i doplat) rabotnikam universiteta».
4. Polozhenie o reyjtingovoyj sisteme ocenki prepodavateleyj, kafedr i fakuljtetov Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta.
5. Reyjtingovaya sistema ocenivaniya deyateljnosti professorsko-prepodavateljskogo sostava, kafedr i fakuljteta vuza (metodicheskie rekomendacii dlya zaveduyuthikh kafedrami GOU VPO «ShPGI»).
6. Makarova, L.N. Nauchnaya deyateljnostj kak neobkhodimoe uslovie produktivnosti razvitiya individualjnogo stilya prepodavatelya vuza // Nauchnihe vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - № 5. - T. 77. - Ser.: Gumanitarnihe nauki.
Статья поступила в редакцию 30.05.14
УДК 373.1.02
Polomoshnova S.A. THE AXIOLOGICAL PERSONAL POTENTIAL OF A HIGH-SCHOOL PUPIL FROM THE VIEWPOINT OF ACTIVITY THEORY. This article is devoted to axiological personal potential from the viewpoint of Activity theory. The axiological personal potential of a pupil in high school is shaped by professional self-determination.
Key words: axiological personal potential, Activity theory, professional self-determination, psychological framework of personality.