Научная статья на тему 'Показания потерпевшего в уголовном процессе'

Показания потерпевшего в уголовном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7531
1116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОКАЗАНИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ / СВЕДЕНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ / ДОПРОС ПОТЕРПЕВШЕГО / ПРОТОКОЛ ДОПРОСА ПОТЕРПЕВШЕГО / VICTIM EVIDENCES / EVIDENCES IN CRIMINAL PROCEDURE / CRIMINAL CASE DATA / VICTIM INTERROGATION / TRANSCRIPT OF VICTIM INTERROGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбунов Денис Владимирович

В статье рассматриваются проблемные вопросы сущности, понятия и значения показаний потерпевшего в уголовном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evidences of victim in criminal process

The problematic questions of nature, concept and meaning of evidences of victim in criminal procedure are considered at the article.

Текст научной работы на тему «Показания потерпевшего в уголовном процессе»

Горбунов Денис Владимирович

соискатель кафедры уголовного процесса Кубанского государственного аграрного университета (e-mail: denkom.poc@mail.ru)

Показания потерпевшего в уголовном процессе

В статье рассматриваются проблемные вопросы сущности, понятия и значения показаний потерпевшего в уголовном процессе.

Ключевые слова: показания потерпевшего, доказательства в уголовном процессе, сведения по уголовным делам, допрос потерпевшего, протокол допроса потерпевшего.

D.V. Gorbunov, Competitor of a Chair of Criminal Procedure of the Kuban State Agrarian University; e-mail: denkom.poc@mail.ru

Evidences of victim in criminal process

The problematic questions of nature, concept and meaning of evidences of victim in criminal procedure are considered at the article.

Key words: victim evidences, evidences in criminal procedure, criminal case data, victim interrogation, transcript of victim interrogation.

В силу двойственной процессуальной природы показаний потерпевшего их можно рассматривать с двух сторон - как важнейшее средство защиты прав потерпевшего и как ценный источник доказательственной информации.

Как полагают некоторые ученые, показания вообще и показания потерпевшего в частности должны представлять собой только устные сообщения (сведения) [1, с. 168; 2, с. 142-143; 3, с.110-111]. Так, Ю.К. Орлов утверждает, что показания потерпевшего - это его устное сообщение об обстоятельствах, имеющих значение для дела, сделанное в ходе допроса и запротоколированное в установленном законом порядке [4, с. 145]. В отличие от представленной точки зрения другие авторы, напротив, считают, что показания, в том числе и показания потерпевшего, могут быть как устным, так и письменным сообщением [5, с. 183-192].

Законодатель по данному вопросу не высказывает однозначной позиции. В ст. 78 УПК РФ, посвященной показаниям потерпевшего, говорится о том, что показания потерпевшего - сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде в соответствии с требованиями ст. 187-191 и 277 УПК РФ.

Термин «показания» означает свидетельство, рассказ [6, с. 445]. В связи с этим надлежащее понимание показаний потерпевшего в рамках уголовно-процессуального доказывания зависит от того, каким образом воспринимаются и фик-

сируются сведения, сообщаемые потерпевшим в ходе его допроса.

В ходе производства допроса потерпевшего следователь или судья воспринимают исходящую от потерпевшего устную информацию (сведения) непосредственно. Опосредованным путем устные сведения потерпевшего воспринимаются всеми остальными субъектами уголовно-процессуальной деятельности. Эти субъекты могут оценить сведения, сообщенные потерпевшим, только ознакомившись с соответствующим протоколом допроса потерпевшего либо протоколом судебного заседания, в котором фиксировались соответствующие показания. Также непосредственное восприятие устных показаний потерпевшего происходит при его повторном допросе.

В судебном разбирательстве показания потерпевшего исследуются непосредственно в ходе его допроса. Тогда как сведения, сообщенные потерпевшим на досудебном производстве, поступают в суд, уже будучи зафиксированными в протоколе допроса потерпевшего. Показания потерпевшего, полученные в ходе предварительного расследования, содержатся и остаются в материалах уголовного дела. В специально указанных в УПК РФ случаях показания потерпевшего могут быть оглашены и исследованы на судебном следствии. Поэтому рассматриваемый вид доказательства после его получения в ходе производства допроса на предварительном расследовании фигурирует в рамках уголовно-процессуального доказывания в письменной

210

форме в соответствующем протоколе допроса потерпевшего. Также общие правила производства допроса допускают, что потерпевшим как допрашиваемым лицом в соответствии с ч. 5 ст. 190 УПК РФ могут быть изготовлены схемы, чертежи, рисунки, диаграммы, которые с согласия допрашиваемого лица могут быть приобщены к протоколу и должны являться его составной частью.

Таким образом, устные показания потерпевшего всегда подлежат закреплению в протоколе его допроса на предварительном расследовании либо в протоколе судебного заседания. Соответственно, показания потерпевшего необходимо понимать как сведения, сообщенные потерпевшим на допросе в устной форме и закрепленные письменно в протоколе допроса либо в протоколе судебного заседания.

По мнению профессора В.А. Лазаревой, с учетом особенностей процессуального статуса потерпевшего дача показаний для него одновременно является и правом, и обязанностью, за ненадлежащее выполнение которой потерпевший может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 307, 308 УК РФ наравне со свидетелем [7, с. 268].

К тому же потерпевший выступает в качестве участника уголовного процесса, который заинтересован в исходе дела, и поэтому его показания представляют собой средство защиты его прав и законных интересов. В связи с этим обозначенная особенность показаний потерпевшего отличает их от других видов доказательств.

На наш взгляд, показания потерпевшего необходимо отграничивать от всех других его сведений, объяснений,заявлений, ходатайств, которые потерпевший вправе делать как участник процесса и сторона обвинения. Эти сведения если и касаются фактических обстоятельств, подлежащих доказыванию, не составляют основу его показаний. Уголовно-процессуальный закон регламентирует, что только надлежащим процессуальным порядком проведения допроса обеспечивается получение показаний, поэтому никакими другими следственными или иными процессуальными действиями невозможно заменить порядок получения показаний потерпевшего во время его допроса. Объяснения же излагаются не в ходе допроса, осуществляемого в установленной процессуальной форме, и в случае если они будут содержать заведомо ложные сведения, то потерпевший не несет за это уголовной ответственности. В отличие от объяснений показания потерпевшего - это сведения, которые получают только органы, ведущие процесс, в установленном законом порядке при допросе и которые зафиксированы

в соответствии с требованиями закона в протоколе допроса потерпевшего либо в протоколе судебного заседания.

В науке уголовного процесса категория «объяснения» наиболее часто используется в двух значениях. Во-первых, объяснения как процессуальная форма получения и закрепления сведений от любых лиц в стадии возбуждения уголовного дела. Во-вторых, объяснения как форма изложения участником уголовно-процессуальной деятельности своего отношения к конкретным обстоятельствам, имеющим отношение к уголовному делу. Получение объяснений в уголовном процессе не связано с производством соответствующего допроса конкретного участника. По этой причине объяснения не могут быть показаниями по уголовному делу. УПК РФ предусматривает, что только надлежащим процессуальным порядком проведения допроса обеспечивается получение показаний. Применительно к показаниям потерпевшего сказанное означает, что, кроме производства допроса потерпевшего, никакими другими следственными или иными процессуальными действиями невозможно заменить порядок получения данного вида доказательств в уголовном процессе.

Сторонники разграничения показаний и объяснений предлагают отличать одни от других по их содержательной стороне. Так, некоторые авторы утверждают, что субъект, дающий показания, выступает в роли «показывающего», т.е. лица, которое показывает (сообщает) об определенных обстоятельствах совершенного преступления. Поэтому показания (свидетеля, обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего) -только источник доказательств. Субъект же процессуальной деятельности, который дает объяснения, занимается тем, что объясняет какие-либо вопросы, связанные с обстоятельствами дела [8, с. 8]. Для иллюстрации данных разъяснений на примере подсудимого рассматривается, какие он может давать разновидности объяснений, а именно, объяснения подсудимого, почему он не считает правильным предъявленное ему обвинение; доводы и соображения подсудимого во время выступления в прениях сторон, если в деле не участвует защитник; сообщения, сделанные подсудимым в последнем слове. Соответственно, признать объяснения показаниями в смысле источника доказательств означало бы признать возможность ссылаться в приговоре на эти показания как на доказательства, что не соответствует действительному положению вещей [8, с. 8-9].

По нашему мнению, большинство из указанных выше доводов применимы к объяснениям потерпевшего, которые могут иметь место в ходе

211

судебного разбирательства в качестве доводов и соображений потерпевшего во время его выступления в прениях сторон.

Следует обратить внимание на то, что в отличие от объяснений показания потерпевшего могут получить только органы, ведущие процесс, в установленном законом порядке. Эти органы фиксируют сообщения (сведения), сделанные в ходе допроса потерпевшего, в протоколе допроса потерпевшего либо в протоколе судебного заседания. При этом допросить потерпевшего и получить его показания по уголовному делу может должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело. В ходе досудебного производства по уголовному делу уполномоченными субъектами получения показаний потерпевшего являются следователь, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, дознаватель. В ходе судебного производства по уголовному делу в качестве субъекта получения показаний потерпевшего выступает суд (судья).

Проведение допроса потерпевшего является необходимым условием появления показаний потерпевшего. В соответствии с ч. 1 ст. 78 УПК РФ показания потерпевшего возможно получить только в результате допроса потерпевшего, проведенного в ходе досудебного производства или в суде. Показания потерпевшего, сделанные во время его допроса, фиксируются в протоколе его допроса либо в протоколе судебного заседания. В связи с этим при производстве иных следственных или процессуальных действий показания потерпевшего получить невозможно.

Показаниям потерпевшего свойственны специфические признаки, проявляющиеся в их формировании. Особенности показаний потерпевшего должны учитываться при их исследовании и оценке и позволяют говорить о них как о самостоятельном виде доказательств.

В частности, потерпевший наделен правами, обеспечивающими ему возможность добиваться удовлетворения своих законных интересов, нарушенных преступлением. Потерпевший является одновременно и источником доказательственной информации, и равноправным участником процесса доказывания. Потому показания потерпевшего имеют двойственную процессуальную природу. С одной стороны, показания потерпевшего - это источник доказательственной информации, с другой - средство защиты интересов потерпевшего.

Доказательственное значение в показаниях потерпевшего имеют только сообщенные им фактические сведения. В них может быть выражено и отношение потерпевшего к совершенному преступлению, могут содержаться его

объяснения тех или иных фактов, выдвигаемые им версии и аргументы в их обоснование, а также его ходатайства [9, с. 26]. Поэтому при оценке показаний потерпевшего необходимо различать сообщения о фактических обстоятельствах дела, воспринятых потерпевшим, и его выводы, предположения, оценочные суждения, не имеющие самостоятельной доказательственной ценности, но важные как для обеспечения прав потерпевшего, так и для определения направлений расследования [7, с. 269].

Основу показаний потерпевшего составляет личное восприятие важных для уголовного дела обстоятельств. Показания потерпевшего позволяют составить представление о случившемся, построить версии, обнаружить доказательства. Отличительной чертой, особенностью показаний потерпевшего является то, что в них, как правило, содержатся сведения обо всех обстоятельствах преступного деяния, об участвовавших в преступлении лицах, о характере и размере вреда, причиненного преступлением, и о его взаимоотношениях с обвиняемым.

Важно обратить внимание также на то, что показания потерпевшего исходят от человека, имеющего личную заинтересованность в исходе уголовного дела. Однако следует учитывать, что потерпевший не всегда заинтересован в привлечении к ответственности и наказании лица, которое, по его мнению, виновно в совершении преступления, и в возмещении ущерба, причиненного преступными действиями [10, с. 152].

Заинтересованности потерпевшего свойственно многообразие различных форм в зависимости от обстоятельств дела и личности потерпевшего. В одних случаях потерпевший заинтересован в раскрытии преступления и изобличении виновных, в других у него безразличное отношение, в третьих он бывает заинтересован в воспрепятствовании установлению обстоятельств совершенного преступления (например, когда выявление обстоятельств преступления может пролить свет на преступные действия или неблаговидные поступки самого потерпевшего), в четвертых заинтересован в доказывании обстоятельств, заведомо не имевших места в действительности. Заинтересованность потерпевшего при самом добросовестном отношении его к даче показаний может быть и причиной непроизвольного искажения действительности, односторонней оценки тех или иных обстоятельств, предвзятого освещения их, преувеличения одних фактов и неполного освещения других [11, с. 94].

Особенностью показаний потерпевшего является также то, что они исходят от лица, имеющего возможность еще до окончания

212

предварительного расследования знакомиться с некоторыми материалами уголовного дела, поэтому его показания могут отражать не факты, непосредственно им воспринятые, а сведения, ставшие ему известными из материалов уголовного дела. По окончании предварительного расследования потерпевший имеет право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела. Данное обстоятельство может повлиять на содержание его показаний в суде, если потерпевший будет стремиться согласовать свои показания с другими доказательствами и внесет в них соответствующие коррективы.

Согласно ч. 1 ст. 78 УПК РФ показаниями потерпевшего признаются сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде в соответствии с требованиями, установленными для производства данного следственного действия. Вместе с тем, ч. 2 ст. 74 УПК РФ среди других доказательств указывает на показания потерпевшего, свидетеля, при этом они объединены в едином втором пункте. Безусловно, при сопоставлении характеристик показаний свидетелей и показаний потерпевших можно выявить много общего. Однако, на наш взгляд, показания потерпевшего не должны рассматриваться как разновидность свидетельских показаний, что обусловлено особым статусом потерпевшего как участника уголовного процесса.

В связи с этим, по нашему мнению, ст. 78 УПК РФ необходимо дополнить новой частью следующего содержания:

«Показания потерпевшего являются доказательствами по уголовному делу, если сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства или в суде в соответствии с требованиями статей 187-191 и 277 настоящего Кодекса, устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела».

На основе анализа основных признаков, составляющих сущность показаний потерпевшего, представляется возможным дать авторское определение этого вида доказательств в уголовном процессе. Показания потерпевшего - это самостоятельный вид доказательств, который представляет собой сведения о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, в том числе о взаимоотношениях потерпевшего с подозреваемым, обвиняемым, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде, и зафиксированные, соответственно, в протоколе допроса либо протоколе судебного заседания.

1. Громов Н.А. Уголовный процесс России: учеб. пособие. М., 1998.

2. Орлов Ю.К. Показания потерпевшего // Уголовно-процессуальное право: учеб. / под общ. ред. П.А. Лупинской. 2-е изд., перераб. и доп. М, 1997.

3. Орлов Ю.К. Основы теории доказательств в уголовном процессе: науч.-практ. пособие. М, 2000.

4. Орлов Ю.К. Проблемы теории доказательств в уголовном процессе. М., 2009.

5. Михайловская И. Б. Виды доказательств // Уголовный процесс: учеб. / под ред. И.Л. Пе-трухина. М., 2001.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1989.

7. Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе: учеб.-практ. пособие. М., 2009.

8. Мотовиловкер Я. О. Показания и объяснения обвиняемого как средство защиты в советском уголовном процессе. М., 1956.

9. Кокорев Л.Д. Потерпевший от преступления в советском уголовном процессе. Воронеж, 1964.

1. Gromov N.A. Criminal process of Russia: study aid. Мoscow, 1998.

2. Orlov YuX. Victim's evidences // Criminal procedural law: textbook / gen. ed. by P.A. Lupinskaya. 2nd ed., rev. and add. Мoscow, 1997.

3. Orlov Yu.K. Bases of theory of evidences in criminal process: sci.-pract. manual. Мoscow, 2000.

4. Orlov YuX. Problems of the theory of evidences in criminal process. Мoscow, 2009.

5. Mikhailovskaya I.B. Types of evidences // Criminal process: textbook / ed. by I.L. Petrukhin. Мoscow, 2001.

6. Ozhegov S.I. Russian language dictionary. Мoscow, 1989.

7. Lazareva V.A. Proving in criminal process: study and practical manual. Мoscow, 2009.

8. Motovilovker Ya.O. Evidences and explanations of an accused as a means of defense in Soviet criminal process. Мoscow, 1956.

9. Kokorev L.D. Accused from a crime in Soviet criminal process. Voronezh, 1964.

10. Savitsky V.M., Poteruzha I.I. Accused in Soviet criminal process. Мoscow, 1963.

213

10. Савицкий В.М., Потеружа И.И. Потерпевший в советском уголовном процессе. М., 1963.

11. Якуб М.Л. Показания потерпевшего и их оценка // Правоведение. 1967. № 2.

11. Yakub M.L. Evidences of an accused and their assessment // Science of law. 1967. № 2.

214

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.