of their health status. Three levels of health were conditio- and secondary disease prevention motivated along with their nally determined and individual measures aimed at primary terms and tactics*
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 613.95S/.956-07
Г. Н. Сердюковская, В. В. Стан. Г. М. Сапожникова, Л. А. Борисова
поиски путей оценки эффективности внедрения результатов научных исследований в гигиене детей и подростков
НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков Всесоюзного на-учно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава СССР
Развитие научных исследований и быстрейшее внедрение в практику достижений медицинской науки названы в числе важных задач, от решения которых зависит успех перестройки здравоохранения [4]. За последние годы вопросы повышения эффективности научно-исследователь-ских работ (НИР) и внедрения их результатов в практику здравоохранения и народного хозяйства стали занимать особое место в деятельности проблемной комиссии «Научные основы гигиены детей и подростков».
В исследованиях по проблеме принимают участие специалисты из 24 научно-исследовательских учреждений (НИУ) гигиенического и педиатрического профилей, 39 медицинских и 13 педагогических вузов.
Работа по внедрению результатов НИР в практику осуществляется в соответствии с приказом Минздрава СССР № 1695 от 30.12.85 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы внедрения достижений медицинской науки в практику здравоохранения». Результаты законченных исследований, выполненных в соответствии со сводным планом НИР по проблеме за 1986—1987 гг., нашли отражение в различных директивных и нормативно-методических документах, монографиях, руководствах, сборниках научных трудов, журнальных статьях и других документах, предусмотренных «Положением о порядке внедрения достижений медицинской науки и передового опыта в практику здравоохранения».
За период 1986—1987 гг. в целом по проблеме подготовлено 94 документа, в том числе 16 приказов, ГОСТов и санитарно-гигиенических правил и норм, 9 методических указаний, 47 методических рекомендаций, 10 информационных писем, 12 методических пособий, методик и программ.
Большинство документов связано с социальным заказом Минздрава СССР и минздравов союзных республик и выполнено на основании результатов НИР в соответствии с общесоюзными и межведомственными программами по основным перспективным направлениям гигиены детей и подростков: гигиены обучения и воспита-
ния, гигиены профессионального обучения и труда подростков и молодежи, гигиены строительства и оборудования детских и подростковых учреждений, гигиены физического воспитания и спорта, изучения динамики состояния здоровья.
Материалы внедрения ориентированы на удовлетворение насущных потребностей практики и направлены на решение актуальных задач по охране здоровья подрастающего поколения, определенных XXVII съездом КПСС, последующими постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, Госкомитета СССР по науке и технике, Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года, направлениями реформы общеобразовательной, профессиональной и высшей школы. В них нашли отражение вопросы, связанные с повышением эффективности медико-санитарного обеспечения подрастающего поколения в учебно-воспитательных учреждениях различного профиля и вузах; улучшением функциональных возможностей ведущих систем организма и работоспособности и оптимизацией условий и режима учебного, трудового и профессионального обучения детей, подростков и студентов; соверёшнствованием функционального состояния организма детей и подростков средствами физического воспитания; обоснованием использования полимерных материалов и допустимого вложения химических волокон в материалы, предназначенные для изготовления предметов детского обихода, строительства детских и подростковых учреждений; совершенствованием методического уровня научных исследований в области гигиены детей и подростков.
Назовем лишь некоторые материалы, наиболее актуальные и важные для практического здравоохранения: «Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков в общеобразовательных школах и профтехучилищах» (9 сборников), утвержденный Минздравом СССР, Госпрофобром СССР, ВЦСПС (ноябрь 1986 г.); ОСТ 29116—87 «Учебники и учебные пособия для 1—11-го (12-го) классов общеобразовательных школ. Издательское оформление и полиграфическое исполне-
une», утвержденный Госкомиздатом СССР 12.01.87; Санитарно-гигиенические правила и нормы производства и реализации игр и игрушек, № 42-125-4148—86, утвержденные Минздравом СССР; санитарно-гигиенические правила и нормы «Устройство, содержание и организация режима детских санаториев» № 42-125-4437—87, утвержденные Минздравом СССР 23.11.87; Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютеров в средней общеобразовательной школе. Временные методические рекомендации № 4217—86, утвержденные Минздравом СССР 11.11.86, и др.
По уровню внедрения документы распределились следующим образом: союзного уровня—57, республиканского — 25, областного и городского— 12. Результаты отдельных НИР послужили основой для создания приказов союзных министерств и ведомств. Среди них следует назвать приказ Минздрава СССР № 770 от 30.05.86 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения», в который включена инструкция по диспансеризации больных и лиц с факторами риска в амбулаторно-поликлинических учреждениях, подготовленная во ВНИИГДиП Минздрава СССР; приказ Минздрава СССР № 204 от 12.02.87 «О введении формализованных форм медицинской документации», куда входит инструкция к форме 112/У о порядке проведения профилактических осмотров детей и ведения истории развития ребенка, разработанная ВНИИГДиП Минздрава СССР совместно с ЦОЛИУВ и др.
Некоторые авторы [2] предлагают относить приказы наряду с методическими рекомендациями, указаниями и другими документами лишь к информационным источникам, предназначенным для целенаправленной передачи информации без их количественного учета. Мы придерживаемся иной точки зрения и считаем приказы союзного и республиканского уровней, ставящие вопросы о необходимости изменения содержания, форм организации работы и контроля за учебно-воспитательными и оздоровительными учреждениями, высшей формой внедрения результатов НИР в практику. Они, по нашему мнению, подлежат количественному учету. В еще большей степени это положение касается приказов других министерств и ведомств, таких как Госкомитет СССР по народному образованию, Госкомспорт СССР, Госгражданстрой СССР и др., которые непосредственно внедряют предлагаемые научные разработки. В качестве примера приведем постановление Министерства просвещения СССР (1987 г.) «Об утверждении положения о лагере труда и отдыха учащихся общеобразовательных школ». В нем нашли отражение документы, подготовленные по результатам исследований ВНИИГДиП Минздрава СССР и субординированных НИУ. Среди них санитарно-гигиенические правила и нормы «Устройство, содержание
и организация работы лагерей труда и отдыха» № 42-125-4270—87, подготовленные ВНИИГДиП Минздрава СССР, ЦОЛИУВ с использованием материалов Московского НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, Института питания АМН СССР, Киевского НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева, Белорусского научно-исследовательского санитарно-гигиенического инсф-тута; Днепропетровского, Рижского и Молдавского медицинских институтов и утвержденные Минздравом СССР 24.03.87; Положение об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, утвержденное приказом Минпроса СССР № 81 от 11.05.85; Типовое положение с порядке привлечения к посильному труду в народном хозяйстве учащихся общеобразовательной и профессиональной школ в период каникул № 210/14—51, утвержденное Госкомтрудом СССР и секретариатом ВЦСПС 01.07.85; «Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещено применение труда лиц моложе 18 лет» — постам новление Госкомтруда СССР и Президиум;* ВЦСПС № 283/11-9 от 10.09.80. Последние три документа разработаны по материалам исследований, проводимых ВНИИГДиП Минздрава СССР совместно с 26 субординированными учреждениями еще в одиннадцатой пятилетке.
Известно, что внедрение — процесс сложный, многоступенчатый. Он предусматривает оценку результатов НИР, составление планов внедрения, организацию и контроль за ходом выполнения, определение форм и уровней отдельных разработок.
Что же изменилось в решении вопросов внедрения в двенадцатой пятилетке? Анализ материала показал, что в последние годы большое внимание вопросам внедрения стало уделять^ уже на этапе планирования НИР. Программно-целевое планирование от научного поиска до внедрения научных разработок в практику и системный подход к процессу внедрения во всей совокупности и строгой последовательности его этапов положены в основу работы по внедрению. Такой подход, по мнению ряда авторов [1, 3], наиболее эффективен для решения задач внедрения.
Целенаправленное планирование документов для внедрения предусматривает знание запросов практического здравоохранения, определение главного направления приложения сил и средств научного учреждения для дальнейшего улучшения здоровья населения. Оно позволяет с большей эффективностью использовать научный потенциал и сокращает сроки внедрения. Положительный опыт такого планирования в рамках проблемной комиссии уже имеется. Примером его служит разработка таких документов как «Методические рекомендации по совершенствованию условий обучения и воспитания
средиих профтехучилищ», утвержденные Гос-профобром СССР 13.04.83 г. и Минздравом СССР 04.04.83 г. № 2741—83; «Межотраслевые методические рекомендации по организации и проведению психофизиологического и профессионального подбора», утвержденные Госкомтрудом СССР, ВЦСГ1С, Минздравом СССР "(1984 г.); уже названный выше «Перечень медицинских противопоказаний»; «Перечень профессий, по которым организуется обучение детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии», утвержденный по согласованию с Минздравом СССР Госкомтрудом СССР, ВЦСПС, Госпрофобром СССР (октябрь 1986 г.). Эти документы подготовлены на основании всесоюзных комплексных исследований, которые проводились 26 НИУ страны под руководством ВНИИГДиП Минздрава СССР в соответствии с приказами Минздрава СССР и Госпрофобра СССР. Участниками темы были Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана; Ленинградский, Киевский, Донецкий НИИ ги-Щ гиены труда и профзаболеваний, Новосибирский "НИИ гигиены, I ММИ им. И. М. Сеченова, Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический, Азербайджанский, Свердловский медицинские институты и др. Наряду с советскими специалистами в работе принимали участие специалисты из Института гигиены труда и профзаболеваний Медицинской академии НРБ. Исследования проводились на популяционном уровне по единой унифицированной программе, подготовленной ВНИИГДиП Минздрава СССР, с применением современной вычислительной техники. Эффективность внедрения методических рекомендаций по совершенствованию условий обучения и воспитания учащихся подтверждена в ходе исследований в средних профтехучилищах Азербайджанской ССР, городов Ленинграда, Москвы, Уфы.
С целью повышения эффективности внедрения результатов НИР в практику на заседаниях проблемной комиссии неоднократно обсуждались вопросы комплексирования при выполнении научной тематики, повышения роли и ответственности головного института и научных коллективов субординированных НИУ за выбор наиболее перспективных направлений, улучшения качества подготовки документов, отвечающих современным требованиям и запросам практики.
О комплексном подходе к планированию НИР и внедрению результатов их в практику свидетельствует следующий факт. Так, если в одиннадцатой пятилетке количество планируемых НИР составляло ежегодно от 205 до 220, то в 1986—1988 гг. их число снизилось до 160—130. Наряду с этим отмечается и уменьшение числа ^планируемых документов. Так, если в одиннадцатой пятилетке отношение количества планируемых документов к общему количеству НИР из года в год увеличивалось (1981 г.— 1:3,
1983 г.— 1:2, 1984 г. —2:3), то в плане НИР на 1986—1988 гг. количество планируемых к внедрению материалов уменьшилось и их отношение к общему числу НИР составило 1 :3. Причем в общем количестве документов большая часть (61,2% против 50,7%) предполагается к изданию па союзном уровне. Заметно улучшилось качество методических материалов, и сократились сроки их подготовки. Работа в этом направлении будет продолжена.
Проблемной комиссией неоднократно обсуждались и вопросы активного участия разработчиков документов пс внедрению их в практику. К сожалению, внедрение не всегда в полной мере зависит от исполнителей научной тематики.
Хотелось бы на примере лишь одного документа— «Санитарно-гигиенических правил и норм по организации обучения детей 6-летнего возраста», утвержденных приказом Минздрава СССР № 1470 от 10.11.86, показать необходимые условия, трудности и различные этапы внедрения результатов гигиенических исследований в практику.
Созданию документа предшествовали комплексные всесоюзные исследования по изучению влияния обучения на состояние здоровья и динамику работоспособности детей 6 лет. Они проводились под руководством ВНИИГДиП Минздрава СССР, Белорусским научно-исследовательским санитарно-гигиеническим институтом, Горьковским медицинским и Научно-исследовательским педиатрическим институтами, ЦОЛИУВ, НИИ санитарии и гигиены Минздрава Грузинской ССР, Киевским НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева, Харьковским НИИ охраны здоровья детей и подростков; Ереванским, Ивановским, Ташкентским медицинскими институтами, НИИ педагогики Минпроса СССР, НИИ педагогики Мин-проса Литовской ССР, Институтом питания АМН СССР и др. Наблюдения, проведенные более чем за 4500 детьми, показали, что обучение без вреда для психического и соматического здоровья может проводиться только по специально разработанным программам и методам при соответствующих условиях и режиме обучения, учитывающих функциональные возможности детей 6-летнего возраста. Установлено, что в ближайшие годы, пока не улучшится материальная база школ, для определенной части детей обучение целесообразнее проводить в условиях детского сада.
В ходе исследования на различных его этапах создано 18 документов, среди них 11 документов союзного и 7 республиканского уровня. Наряду с «Методикой гигиенического изучения и оценки обучения детей в подготовительных классах общеобразовательных школ» (М., 1979), «Методикой гигиенического изучения и оценки обучения детей в подготовительных классах общеобразовательных школ в условиях пятидневной учеб-
иой недели» (ДА., 1981), предназначенными для унификации сбора и обработки материалов исследований по стране, имеются санитарные правила и методические указания (3), методические рекомендации и письма (8), в том числе и республиканского уровня, составленные с учетом особенностей обучения детей 6 лет в национальной школе.
Материалы исследований положены в основу постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшения условий работы общеобразовательной школы» (1984 г.), приказов Минздрава СССР и Минпроса СССР.
Можно ли считать внедрение на данном этапе завершенным, и в какой степени результативность внедрения зависит от непосредственных исполнителей законченной научной тематики? Если необходимыми условиями для внедрения результатов НИР являются создание нормативных документов, материально-техническая обеспеченность и подготовка квалифицированных кадров, то сегодня мы можем говорить лишь о выполнении первого условия. Такие документы созданы. Научные сотрудники немало сделали и для подготовки кадров: вопросы отбора 6-летних детей в школу, определения школьной зрелости, режима и условий обучения, адаптации к школе и другие были предметом обсуждения на многих научно-практических конференциях, совещаниях, тематических семинарах, заседаниях научных обществ, родительских собраниях и т. д. Они включены в программы обучения медицинских и педагогических вузов страны, институтов усовершенствования врачей и учителей. Об этом свидетельствуют многочисленные акты внедрения, направленные в головной институт.
В 1987 г. за экспозицию по разработке и внедрению обучения детей 6 лет в школе и детском саду, методов обследования и отбора для обучения в школе Главный комитет Выставки достижений народного хозяйства СССР наградил ВНИИГДиП /Минздрава СССР дипломом II степени и бронзовой медалыо.
Научные сотрудники головного института приняли активное участие в распространении документов по стране. Однако в полной мере удовлетворить спрос мы не смогли. До сих пор в адрес института поступают заявки, которые невозможно удовлетворить из-за отсутствия полиграфической базы. Кроме того, сотрудники института участвовали в проверке хода выполнения приказа Минздрава СССР № 1470 от 10.11.86. Результаты проверки подтвердили полученные в исследованиях данные и послужили основанием для постановки вопросов о пересмотре Минпро-сом СССР сроков и планов перехода на повсеместное обучение детей в школе с 6 лет в соответствии с реальными возможностями, о необходимости подготовки учителей и воспитателей, ре-
конструкции школьных зданий с учетом необходимого набора помещений для шестилеток, разработке новых учебных планов и обеспечении соответствующей мебелью, наборами игр и игрушек, наглядных пособий.
Таким образом, из изложенного видно, что полнота внедрения результатов НИР по вопро^ су обучения 6-летних детей в школе в значи™ тельной степени зависит от материально-технического обеспечения и подготовки кадров. Для ускорения внедрения необходимы совместные усилия научных сотрудников, органов здравоохранения и образования, советско-партийных и других общественных организаций.
Что же касается критериев оценки эффективности внедрения результатов НИР в практику, то, к сожалению, в настоящее время объективных критериев такой оценки и методик их изучения нет. На наш взгляд, в гигиене детей и подростков таким объективным критерием является улучшение показателей здоровья, повышение работоспособности и функциональных возможностей организма. %
М. Фраик-Камепецкий в статье «Почему молчат ученые» (Лит. газета, 16 марта 1988 г.), говоря об отсутствии в наукометрии такого универсального критерия, как в экономике прибыль, подчеркивает, что «научный результат — это работа признанная, включенная в сумму знаний».
Учитывая это, мы наряду с указанным выше объективным критерием предлагаем следующие критерии оценки эффективности внедрения результатов НИР: использование новых методов, средств, стандартов, ГОСТов и т. д. в народном хозяйстве (примером может служить использование результатов научных разработок в строительстве детских и подростковых учреждений, производстве игр, игрушек, книг, мебели, одеж:л ды и др.); публикация материалов о новых методах и средствах диагностики, профилактики, прогнозирования, организации обучения, исследования и т. д. и использование их в системе образования на всех уровнях; изменение или совершенствование медико-санитарного обеспечения подрастающего поколения; уровень гигиенических знаний всех слоев населения.
Эффективность научно-исследовательских наработок общепринято рассматривать с точек зрения медицинской, социальной и экономической. Однако всегда ли результаты гигиенических исследований, направленных на разработку гигиенических основ здорового образа жизни, нуждаются в экономических расчетах? Нам кажется не всегда, поскольку большинство гигиенических исследований дает медико-социальный эффект.
Целенаправленное использование и широкоеа внедрение в практику здравоохранения и парод-* иого образования результатов научных исследований позволит в значительной степени сохранить и укрепить здоровье детей и подростков.
Литература
1. Приймак А. А.. Трегубое Ю. Г., Каневская С. С.// Сов. здравоохр. — 1983, —№ 4. — С. 7—10.
2. Уваренко А. Р., Педелько В. П., Коблянский В. В. //
Там же.—1980, —№ 12, —С. 50—53.
3. Устинович А. К- Зубович В. К-, Дерюгина М. П. // Там же,—1984, —№ 7.— С. 11—15.
4. Чазов Е. И. // Там же,—1987, —№ 6. — С. 3—8.
Поступила 10.10.88
Общие »опросы гигиены
© Б. А. РЕВИЧ. 1990
УДК 613.6+613.151-074:616.594-008.92/.93
Б. А. Ревич
химические элементы в волосах человека как индикатор воздействия загрязнения производственной и окружающей среды
Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов Мингео СССР,
Москва
Воздействие на население повышенных концентраций загрязняющих веществ, в том числе и химических элементов, сопровождается накоплением их в организме человека. Оценка степени этого влияния может быть дана при помощи экспозиционных тестов, или тестов накопления, позволяющих установить концентрации химических элементов в различных диагностических биосубстратах. Микроэлементный состав биосубстратов (кровь, моча, волосы, ногти, зубы, некротический материал) отражает суммарное поступление загрязняющих веществ из воздуха производственных и жилых помещений, атмосферного воздуха, воды и продуктов питания, ¿-{а основании скрининговых исследований выделяются группы населения с повышенным содержанием токсичных или с пониженным содержанием эссенциальных элементов в биосубстратах. Для массовых эпидемиологических исследований разработана система биомониторинга, включающая разделы: рекомендуемые индикаторные биосубстраты для различных микроэлементов; методы отбора и подготовки образцов биосубстратов; комплекс аналитических методов; физиологические, допустимые и критические уровни микроэлементов в биосубстратах.
В табл. 1 приведены данные о степени информативности различных биосубстратов при воздействии повышенных концентраций ряда химических элементов. Для многих элементов па воздействие повышенных концентраций в первую очередь реагирует состав волос. Это характерно для таких распространенных токсикантов, как хвинец, мышьяк, фтор. Волосы обладают преимуществом по сравнению с другими биосубстратами: сбор их прост, безболезнен и пригоден для массовых исследований.
Методы отбора, подготовки и анализа проб исследуемых биосубстратов подробно описаны в литературе [1, 5]. Результаты исследований их микроэлементного состава оцениваются путем сопоставления с физиологическими, допустимыми или критическими уровнями.
Физиологический уровень соответствует естественному содержанию микроэлемента у человека, не имеющего с ним профессионального контакта. Допустимым уровнем накопления считается такое количество вещества в организме или крити-
Таблица I
Информативность диагностических биосубстратов оценки воздействия химических элементов
Для
Элемент Кровь Моча Волосы Ногти Зубы
РЬ ++ + ++ + ++
н8 + ++ + +
са Х+ + + + + +?
№ х+ + ++ +
Р — ++ ++ + ++
Сг + + + + +
N1 Х+ + ? Х+ — —
Со + — Х+ + —
Мп + +? + — —
2п — + Х+ + +
БЬ — — + — —
Бе — + + + —
Си Х+ + Х+ Х+ +
Вг +
П р и м е ч а н и е. ++ повышение содержания элемента в данном биосубстрате проявляется раньше, чем в других, и корреляционные связи с концентрацией в производственной или окружающей среде достоверны; + то же, но указанные корреляционные связи выражены слабее; х-{- то же, но проявляется только при высоких уровнях воздействия; +? данные противоречивы; — данных нет.