Научная статья на тему 'ПОИСК СПОСОБОВ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ'

ПОИСК СПОСОБОВ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воскресная школа / православное просвещение / приходское попечение о детях / естественно-научные знания / религиозное образование / христианское мировоззрение / деятельностный подход / Sunday school / Orthodox enlightenment / parish care of children / scientific knowledge / religious education / Christian worldview / activity-based approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урбанович Любовь Николаевна

В настоящей статье предпринимаются попытки ответить на вопрос о возможности и педагогической целесообразности гармонизации религиозных и естественно-научных знаний на занятиях в рамках приходского просвещения детей. Достаточно длительное время в качестве средства атеистической пропаганды и уничтожения любой мысли о вере и религии в народе использовалось именно естественно-научное знание. В настоящее время остаются затруднения в соединении научных знаний и религиозной веры в науке и образовательной практике. Вследствие материалистического подхода к преподаванию предметов естественно-научного цикла в школе верующие подростки отторгают библейскую картину мира, предлагаемую в воскресной школе, как противоречащую научному знанию и страдают от мировоззренческого дуализма. Целью данной работы видится обоснование необходимости и ценности интеграции элементов естественно-научных знаний в образовательный процесс воскресной школы через эффективные способы ее реализации. В статье излагаются теоретические аспекты обозначенной проблемы и описываются практические приемы интеграции естественно-научных знаний в религиозное образование в рамках приходской деятельности. В качестве наиболее эффективных выделяются такие формы интеграции, как лаборатории юного естествоиспытателя, мастер-классы, творческие мастерские и др. На основе имеющегося практического опыта в статье приводятся реальные и ожидаемые образовательные и воспитательные эффекты, а также выделяются педагогические условия, способствующие их достижению. Автором выражается надежда, что благодаря интеграции элементов естественно-научных знаний в религиозное образование детей удастся избежать мировоззренческого и религиозного кризиса у школьников-подростков и, как следствие, сократится число детей, отказывающихся от веры, заложенной родителями и педагогами, и оставляющих пределы храма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH FOR WAYS TO INTEGRATE ELEMENTS OF THE SCIENTIFIC KNOWLEDGE INTO THE EDUCATIONAL PROCESS OF SUNDAY SCHOOLS

This article attempts to answer the question about the possibility and pedagogical relevance of harmonising religious and scientific knowledge in the classroom within the framework of the parish education of children. For quite a long time, scientific knowledge was used as a powerful means of atheistic propaganda and destruction of any thought about faith and religion. At present, there remain difficulties in combining scientific knowledge and religious faith in science and educational practice. As a result of the materialistic approach to teaching natural science subjects at school, the young believers reject the biblical picture of the world offered in Sunday School as contradicting scientific knowledge and suffer from ideological dualism. The purpose of the present work is to substantiate the necessity and value of integrating elements of natural science knowledge into the educational process of Sunday School through effective ways of its implementation. The article reveals the theoretical aspects of the indicated problem and describes practical methods of integrating natural science knowledge into religious education within the framework of parish activity. Such forms of integration as natural science laboratories of a young naturalist, master classes, creative workshops and others are singled out as the most efficient. Using the available practical experience, the article presents the real and expected educational effects and highlights the pedagogical conditions that contribute to their achievement. The author expresses the hope that due to the integration of elements of scientific knowledge into the religious education of children, it will be possible to avoid the ideological and religious crisis among teenage schoolchildren and reduce the number of children who abandon the faith planted by parents and teachers and leave the confines of the church.

Текст научной работы на тему «ПОИСК СПОСОБОВ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Урбанович Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская православная духовная семинария Россия, Смоленск urbanus-l@yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-7776-8745

2023. Вып. 69. С. 47-60

Б01: 10.15382Миг^202369.47-60

Поиск способов интеграции элементов

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

процесс воскресной школы

Аннотация: В настоящей статье предпринимаются попытки ответить на вопрос о возможности и педагогической целесообразности гармонизации религиозных и естественно-научных знаний на занятиях в рамках приходского просвещения детей. Достаточно длительное время в качестве средства атеистической пропаганды и уничтожения любой мысли о вере и религии в народе использовалось именно естественно-научное знание. В настоящее время остаются затруднения в соединении научных знаний и религиозной веры в науке и образовательной практике. Вследствие материалистического подхода к преподаванию предметов естественно-научного цикла в школе верующие подростки отторгают библейскую картину мира, предлагаемую в воскресной школе, как противоречащую научному знанию и страдают от мировоззренческого дуализма. Целью данной работы видится обоснование необходимости и ценности интеграции элементов естественно-научных знаний в образовательный процесс воскресной школы через эффективные способы ее реализации. В статье излагаются теоретические аспекты обозначенной проблемы и описываются практические приемы интеграции естественно-научных знаний в религиозное образование в рамках приходской деятельности. В качестве наиболее эффективных выделяются такие формы интеграции, как лаборатории юного естествоиспытателя, мастер-классы, творческие мастерские и др. На основе имеющегося практического опыта в статье приводятся реальные и ожидаемые образовательные и воспитательные эффекты, а также выделяются педагогические условия, способствующие их достижению. Автором выражается надежда, что благодаря интеграции элементов естественно-научных знаний в религиозное образование детей удастся избежать мировоззренческого и религиозного кризиса у школьников-подростков и, как следствие, сократится число детей, отказывающихся от веры, заложенной родителями и педагогами, и оставляющих пределы храма.

Л. Н. Урбанович

© Урбанович Л. Н., 2023.

Ключевые слова: воскресная школа, православное просвещение, приходское попечение о детях, естественно-научные знания, религиозное образование, христианское мировоззрение, деятельностный подход.

Начиная с 2017 г. происходит «перезагрузка» воскресной школы, так как в современных условиях доминирующий традиционно-дидактический подход оказался недостаточно результативным. Традиционная система образования с преобладающим знаниевым подходом была ориентирована на передачу знаний, оставляя при этом воспитанников пассивными потребителями этих транслируемых знаний. В результате у них был затруднен контакт с реальными предметами окружающей действительности, которые развивают мышление и конкретные навыки, а, самое главное, не было доступа к приобретению личного опыта проживания новых открытий. Приоритетными задачами на новом витке реформирования воскресной школы являются создание условий для духовного роста и нравственного совершенствования, формирование у воспитанников христианского мировоззрения и присвоение ими православных нравственных ценностей. В связи с этим активизировался поиск эффективных форм, актуального содержания, педагогически целесообразных современных методов и приемов осуществления приходского попечения о детях и молодежи.

В опубликованных ранее авторских работах осмысливались исторический опыт и концептуальная «перезагрузка» воскресной школы1, описывались условия создания «благорасположенной среды» в деле приходского попечения о де-тях2, рассматривалась проблема применения творческих и игровых технологий, интерактивных и активных методик в концепции деятельностного подхода3. В настоящей статье предпринимаются попытки ответить на вопрос о возможности и педагогической целесообразности интеграции религиозных и естественнонаучных знаний на занятиях в рамках приходского просвещения и предложить собственное видение способов ее практической реализации.

Чем вызвано внимание к данной теме? Длительное время в качестве средства атеистической пропаганды и уничтожения любой мысли о вере и религии в народе использовалось естественно-научное знание. В советском образовании на естественно-научные дисциплины была возложена особая миссия формировать материалистическое атеистическое мировоззрение у подрастающего поколения. А. Ф. Молева в работе «Формирование материалистического мировоззрения учащихся школ II ступени РСФСР в 1917—1931 гг.: на материале предметов естественно-научного цикла» отмечает, что задачей школы определялось «освобождение учащихся от религиозного влияния и формирование атеистиче-

1 См.: Урбанович Л. Н. Православная воскресная школа на пороге перемен: осмысление исторического опыта и концептуальная перезагрузка // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. № 3. С. 105—120.

2 См.: Урбанович Л. Н. К вопросу об условиях формирования «благорасположенной к детям среды» на православном приходе в контексте новой парадигмы // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. № 1. С. 126—140.

3 См.: Она же. К дискуссии о применении современных «развлекательных» и «увлекательных» форм и методов православного просвещения детей в приходской деятельности // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. № 2. С. 122—132.

ских взглядов на базе полученных знаний»4. В образовательных программах данного периода указывалось, что «естествознание является необходимым условием выработки правильного и сознательного миропонимания», поэтому за циклом естественно-научных предметов была признана «ведущая роль в деле формирования у учащихся материалистического мировоззрения»5.

В цитируемом диссертационном исследовании есть ссылка на нормативный документ «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» от 19 июня 1973 г., который предписывал «включать молодое поколение в борьбу с пережитками прошлого и воспитывать непримиримость к любым проявлениям буржуазной идеологии»6. В результате проводимой в течение многих десятилетий идеологической политики сформировалось устойчивое убеждение, что религиозное сознание несовместимо с естественно-научным познанием, а человек, занимающийся естественно-научными дисциплинами, не может быть одновременно ученым и искренне верующим человеком.

Справедливости ради заметим, что данная тенденция не является изобретением советского времени и берет свое начало с эпохи Просвещения. К. Д. Ушин-ский в свое время был вынужден встать на защиту естественно-научных знаний, понимая, что они имеют исключительно важное значение для мировоззрения, а значит, для воспитания7. Сторонники материализма старались доказать, что между наукой и верой существуют непримиримые противоречия, а религия есть нечто отжившее и неспособное конкурировать с научной картиной мира. В свою очередь представители Церкви в полемике с материалистами требовали запрета преподавания в школах естествознания8.

И в настоящее время, к сожалению, такая точка зрения сохраняется. Приведем слова Н. И. Лифинцевой: «...образовательная практика до настоящего времени испытывает значительные трудности в решении проблемы создания условий гармонизации веры и научного знания»9. В подтверждение выраженной мысли отметим, что в «Книге для учителя» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4—5 классов (М.: Просвещение, 2010) авторы утверждают, что «религия во многих своих аспектах не разделяет основы естественно-научного знания и даже противоречит ему»10. Как следствие такой противоречивости на ме-

4 Молева А. Ф. Формирование материалистического мировоззрения учащихся школ II ступени РСФСР в 1917—1931 гг.: на материале предметов естественно-научного цикла: дис. ... канд. пед. наук. М., 1975. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-materialisticheskogo-mirovozzreniya-uchashchikhsya-shkol-ii-stupeni-rsfsr-v-191 (дата обращения: 27.01.2023).

5 Там же.

6 Там же.

7 См.: Василевская В. Я. Учение Ушинского о воспитании // Наша Церковь и наши дети: сборник / сост. С. С. Куломзина. М., 1993. С. 158.

8 Цит. по: Василевская В. Я. Указ. соч. С. 159.

9 Лифинцева Н. И. К. Д. Ушинский о формах взаимного соотнесения и гармонии веры и научного знания в образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 32.

10 Основы религиозных культур и светской этики: книга для учителя, 4—5 классы. М., 2010. Цит. по: Для чего российской школе «Основы православной культуры»? URL: http:// www.orthedu.ru/eparh/4339-dlya-chego-rossyskoj-shkole-osnovy-pravoslavnoj-kultury.html (дата обращения: 20.01.2023).

тодологическом уровне, многие подростки, которые и так критически относятся к вопросам веры и религии, не принимают библейской картины мира, предлагаемой в воскресной школе, считают, что она противоречит научному знанию. В результате верующие дети, которые искреннее стремятся примирить свои религиозные и естественно-научные воззрения, очень сильно от этого несоответствия страдают. Для большинства же, однако, материалистический взгляд на явления окружающего мира остается единственно убедительным и верным.

Целью настоящей работы видится обоснование ценности интеграции элементов естественно-научных знаний в образовательный процесс воскресной школы и определение эффективных способов ее реализации.

Остановимся на некоторых образовательно-воспитательных трудностях, связанных с изучением естественно-научных дисциплин в общеобразовательной и воскресной школах. Первая проблема связана с тем, что некоторые церковные педагоги опасаются преподавать верующим детям в воскресной школе естественно-научные знания как формирующие материалистическое мировоззрение и предлагают воспитанникам только библейский взгляд на мир. Знания, приобретенные в воскресной школе, часто идут вразрез с информацией, полученной в общеобразовательной школе на уроках естественно-научного цикла. Таким образом, детям одновременно предлагаются два противоположных мировоззренческих основания, в результате чего возникает знаниевый и мировоззренческий конфликт. Став подростками, такие дети скептически относятся к религии в целом, ими отвергается авторитет верующих родителей и педагогов. Отсюда вопрос: целесообразно ли ограждать верующих детей от достижений естественных наук и что может сделать педагог с христианским мировоззрением, владеющий определенными знаниями в области естественных дисциплин, для формирования у детей целостной картины мира?

Есть и вторая проблема: многие интересные естественно-научные темы освещаются в рамках школьной программы формализованно и утилитарно. Школьника помещают в структурированный материалистический мир, где есть только то, что можно измерить и подвергнуть анализу, где то, что мы не можем научно доказать и эмпирическим способом проверить, просто не существует. Таким образом, современное школьное естественно-научное образование выхолащивает само сущностное ядро естествознания — знание об естестве. В связи с этим поставим другие вопросы: как преподавать детям научные знания о мире, чтобы у воспитанников пробудился интерес к изучению законов мироздания и появился священный трепет перед величием Творца Вселенной? Какой развивающий и воспитательный потенциал несет в себе интеграция естественнонаучных знаний в религиозное образование?

В обозначенных границах обсуждаемой проблемы не затрагивается дискуссия о соотношении веры и науки, религии и естественно-научных знаний, поскольку ответ уже получен и сформулирован А. С. Десницким: «никакого противоречия между верой и наукой не существует: наука исследует законы природы, вера провозглашает, что они могут быть нарушены волей Творца»11.

11 Десницкий А. С. Противоречит ли Библия современной науке? URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Andrej_Desnickij/sorok-voprosov-o-biblii/8 (дата обращения: 27.01.2023).

Нас интересует сугубо педагогический аспект, поэтому обратимся к первому поставленному нами вопросу: оправданно ли с педагогической точки зрения желание оградить православных детей от влияния естественно-научных знаний, действительно ли они не совместимы с религиозным образованием? Авторитетное мнение по данному вопросу выразил в свое время К. Д. Ушинский: «Многие боятся естествознания, как проводника материалистических убеждений, но это лишь слабодушное недоверие к истине и ее Источнику — Творцу природы и души человеческой»12. Как известно, недостаток знания, поверхностное ознакомление с естественными науками, легкомысленная увлеченность может удалить от Бога. Согласно Ушинскому, многие невежественные и полуобразованные люди легко становятся распространителями материалистических взглядов. Но, по словам протоиерея Николая Малиновского, «в том... случае, когда Библия и естествознание, по-видимому, противоречат друг другу, то это противоречие или несогласие между ними всегда оказывается мнимым, происходящим от того, что неправильно читают или Библию, или книгу природы, или обе эти книги»13.

Из вышеизложенного следует, что не нужно бояться знакомить детей с достижениями науки, «прикрывая незнания ложными мостами» (Ушинский), но необходимо профессионально и осторожно, как «со спичками в руках детей» обращаться с наукой. «Благодаря естественно-научным знаниям, — писал классик отечественной педагогики, — происходит разностороннее развитие всех духовных сил человека, направление его мысли к высоким философским размышлениям, развитие глубокого чувства прекрасного и наполнение души священным благоговением перед величием Создателя. Все это в результате неминуемо приведет к укреплению веры в Бога»14. В данном контексте уместно вспомнить выражение философа И. Канта: «Две вещи убеждают меня в бытии Бога: звездный мир у меня над головой и нравственный закон в моей душе». А известный физик Луи Пастер признавался, что, чем больше он занимается изучением природы, тем больше это его приводит в благоговейное изумление делами Творца: «...я молюсь во время своих работ в лаборатории»15.

Свое видение о взаимоотношении науки и веры в деле образования высказывал и П. Ф. Каптерев: «...мы имеем дело не с двумя противоположными субстанциями, а с двумя порядками явлений, правда, весьма различными и своеобразными, но развивающимися одновременно и неразрывно связанными между собой»16. Из приведенного мнения следует, что педагог не видел причин антаго-

12 Цит. по: Василевская В. Я. Указ. соч. С. 159.

13 Малиновский Н. П., прот. Очерк православного догматического богословия. М., 2003. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malinovskj/ocherk-pravoslavnogo-dogmaticheskogo-bogoslovija/ (дата обращения: 18.01.2023).

14 Цит. по: Василевская В. Я. Указ. соч. С. 160.

15 Цит. по: Нейфах Г., прот. Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии. URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/garmonij a-bozhestvennogo-tvorenija-vzaimootnoshenija-nauki-i-religii/#0_2 (дата обращения: 18.01.2023).

16 Каптерев П. Ф. Самообразование в области психологии // Северный вестник. 1897. № 4. С. 113.

низма между «двумя порядками явлений», а, наоборот, подчеркивал их взаимосвязанность и взаимодополняемость.

В связи с изложенным важно выделить обязательные педагогические условия при включении естествознания в православное образование: не вводить в души детей «незрелую мысль», т. е. такую мысль, которая не вызрела, не оформилась, не присвоилась самим преподавателем; не давать «детям ничего, кроме истины» и соблюдать «закон своевременности» (К. Д. Ушинский).

В свое время М. В. Ломоносов предостерегал еще от одной крайности в попытках примирить «две книги бытия» — видимый мир и Священное Писание. Выдающийся ученый понимал, с одной стороны, ограниченность, подвижность и изменчивость во времени научных открытий, а с другой — таинственную при-кровенность Священного Логоса, поэтому считал, что здравомыслящий математик не будет «вымерять циркулем» Божественную волю, а учитель богословия не подумает обучать учеников химии и астрономии по Псалтири17. Из вышеизложенного можем вывести еще важное условие: уместность и обоснованность включения в содержания образования как результатов науки, так и вероучитель-ных истин, образно выражаясь: «Евклидово Евклиду, а Божье Богу».

Считаем, что желание оградить верующих детей от влияния естественнонаучных знаний педагогически неоправданно, правильнее было бы «показать ребенку, что весь этот мир для нас, верующих, создан Богом и что он есть раскрытая перед нами книга»18. Поэтому, как писал митрополит Антоний Сурож-ский, взрослые должны показать детям, что и через науку, искусство и литературу «раскрывается все глубже и шире тайна о Боге»19. В связи с этим одной из важных задач для верующего педагога является поиск содержания и форм преподнесения научной информации, позволяющих сместить фокус восприятия с естествознания, как источника материалистического миропонимания, на принятие его в качестве одного из способов богопознания.

Принимая решение об интеграции естественно-научных знаний в образовательный процесс на приходе, заботясь о повышении интереса детей к естественнонаучным дисциплинам, о расширении их представлений об окружающем мире, мы решаем стратегическую задачу формирования целостного и гармоничного мировоззрения верующего человека. Бесспорным признается факт, что гуманитарные дисциплины в большей степени способствуют формированию мировоззрения, духовности и нравственности. В то же время богатейший мировоззренческий потенциал естественно-научных дисциплин в интеграции с богословскими знаниями зачастую остается без внимания. Ученый-физик О. Д. Хвольсон был убежден, что преподавание физики — особый вид духовного производства, результатом которого становится правильно выстроенное миропонимание20.

17 См.: Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Беседы с русским народом. Цит. по: Ломоносов — защитник науки и веры. URL: http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/ Podvizhniki_veri/Lomonosov-zashitnik_nauki_i_veri.html (дата обращения: 21.01.2023).

18 Антоний Сурожский (Блум), митр. О встрече. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_ Surozhskij/o-vstreche/7 (дата обращения: 21.01.2023).

19 Там же.

20 См.: Физики о себе: сборник документов / отв. ред. В. Я. Френкель. Л., 1990. URL: http://elib.biblioatom.ru/text/fiziki-o-sebe_1990/go,0/ (дата обращения: 21.01.2023).

Мы подошли еще к одному непременному условию интеграции — метапред-метному подходу к изучению явлений окружающего мира не через отдельный предмет (химия, физика, биология), а через диалог науки, философии, религии и мировоззренческой культуры. Именно в таком диалоге формируется целостное мировоззрение. Как писал К. Д. Ушинский, «естественные науки развивают разум и расширяют воззрения на жизнь»21, однако, следует добавить, только в соединении с богословскими знаниями при сбалансированном подходе они развивают трансцендентное мышление22, тем самым выполняя основную задачу православного образования — создание условий для формирования у детей целостного христианского видения окружающей действительности. О дефиците и ущербности одностороннего, либо материалистического, либо религиозного восприятии мира и жизни, а также о значимости духовных ценностей в образовании подробно изложено в ряде публикаций современных исследователей23, поэтому данный аспект в настоящей работе не затрагивается.

Необходимость естественно-научных знаний в воскресной школе обусловлена также их мотивирующим и стимулирующим характером. Они не столько дают готовые ответы на вопросы бытия, сколько инициируют появление новых вопросов, требующих работы мысли и всестороннего рассмотрения. Педагогам известно, что формирование мировоззрения — это, прежде всего, формирование культуры мысли и культуры понимания. И снова обратимся к авторитетному мнению. К. Д. Ушинский писал: «Везде, куда бы мы ни обращались, везде, куда только могла проникнуть пытливость наша, мы нигде, ни в одном творении Божьем не находили отсутствия мысли, отсутствия идеи, отсутствие закона»24. Вот над таким удивительным, благодатным содержанием предлагается работать детям в процессе познания видимого мира. Ко всему перечисленному добавим, что научные познания и научные открытия являются также своеобразным ключом к новому прочтению и пониманию истин Священного Писания25.

Таким образом, заметим, что только во взаимодополняемости и взаимосоотнесенности научных и богословских знаний в образовании выполняется задача по формированию целостного и ценностного миропонимания у детей,

21 Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола. URL: http://az.lib. ru/u/ushinskij_k_d/text_0060.shtml (дата обращения: 21.01.2023).

22 См.: Смык А. Ф. Взгляды Луи де Бройля на преподавание физики // Физическое образование в вузах. 2011. Т. 17. № 4. С. 72—76.

23 См.: Грибов Л. Наука и религия: от конфронтации к дополнительности // Высшее образование в России. 1993. № 2. С. 26—33; Грыжанкова М. Ю. Духовно-нравственные ценности христианства как основание традиционных культурно-образовательных и воспитательных форм // Интеграция образования. 2014. № 4. С. 60—64; Михалкин В. С. Методологический ресурс курса физики в достижении целостности воспитания и образования // Интеграция образования. 2010. № 1. С. 91—93; Он же. Интеграция и дополнительность общенаучных и религиозных знаний в мировоззренческом аспекте высшего образования // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 3. С. 108-114.

24 Цит. по: Василевская В. Я. Указ. соч. С. 161.

25 См.: Гапонцев В. Л., Гапонцева М. Г. Естественно-научное образование: соотношение научного и религиозного знания в свете принципа симметрии. Ч. 2: Примеры отбора содержания общего естественно-научного курса на основе принципа симметрии // Образование и наука. 2015. № 6 (125). С. 4-18.

развивается трансцендентное мышление, формируется устойчивый интерес к познанию природы и мира в целом, открываются новые смыслы в понимании Священного Писания.

Мы подошли к третьему ключевому вопросу, поставленному в работе: как преподавать детям научные знания о мире, чтобы пробудился интерес к изучению естественных законов мироздания и появилось восхищение перед премудростью Творца Вселенной? Частично данная проблема была затронута в авторской статье26; в настоящей статье рассмотрим этот вопрос подробнее.

Показала свою эффективность в педагогической практике такая форма реализации интеграции естественно-научных и вероучительных знаний как лаборатория «Божий мир глазами юного естествоиспытателя» в рамках приходского летнего лагеря27. Проект осуществляется с 2013 г. командой православных педагогов при храме св. Андрея Первозванного г. Калининграда. При неоднократном признании Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» и при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2018-2019» была создана научная лаборатория. С 2020/21 уч. г. в рамках приходской деятельности храма свв. Кирилла и Мефодия города Калининграда на воскресных встречах воспитанникам с 9 до 13 лет предлагается цикл занятий «Божественная премудрость в живой природе». Цикл включает в себя следующие темы:

• «Вода — бесценный дар: удивительные свойства воды».

• «Великая тайна воды. Святая вода и ее свойства».

• «На морях основал и на реках устроил. Удивительный мир Балтийского моря».

• «Космос. Красота и гармония Божьего мира».

• «Свет — первооснова всего мироздания».

• «Природные чудеса России».

• «Живые камни».

• «Чудеса навигации в живой природе».

• «Жизнь на повышенной скорости».

• «Красота растительного мира».

• «Дружба и верность в природе. Чему может научиться человек у братьев меньших».

• «Дивны дела Твои, Господи: естественные и сверхъестественные чудеса». Данный перечень тем является изменяемым, подвижным и дополняемым

в зависимости от текущих обстоятельств, состава воспитанников и других факторов.

Проверена временем и педагогически обоснована такая форма занятий как творческая мастерская, имеющая трехчастную структуру.

26 См.: Урбанович Л. Н. К дискуссии о применении современных «развлекательных» и «увлекательных» форм... С. 127—128.

27 См.: Продолжается реализация проекта «Божий мир глазами юного естествоиспытателя» // Калининградская епархия Русской Православной Церкви: официальный сайт. URL: http://kdeparh.ru/prodolzhaetsya-realizaciya-proekta-bozhj-mir-glazami-yunogo-estestvoispytatelya/ (дата обращения: 22.01.2023).

1. Теоретическая часть содержит, например, библейское повествование о сотворении мира, рассказ о научных открытиях, о роли природного явления в природе и жизни человека, о личности ученого, который внес существенный вклад в развитие науки. Она может сопровождаться иллюстрированной презентацией, видеоматериалами, работой с географическими картами, демонстрацией вещественных предметов. На этом этапе педагог помогает воспитанникам увидеть причинно-следственные связи между явлениями и предметами; происходит установление отношений.

2. Опытно-экспериментальная часть включает наблюдение, проведение опытов, например, измерение и определение уровня солености Балтийского моря. (Тема: «Вода — бесценный дар: удивительные свойства воды».) И кроме этого — распознание природных материалов и определение их отличительных признаков и свойств. На данном этапе происходит эмпирическое познание, которое порождает удивление перед тайной мироздания, актуализирует познавательный интерес и запускает поиск ответов на возникающие вопросы.

3. Творческая часть предполагает изготовление творческой поделки, например, «море в бутылке» — подарок для родных, близких и друзей. Задача этого этапа заключается во включении детей и родителей в совместный творческий процесс, стимулировании заинтересованности родителей в совместной деятельности, проведении полезного досуга, воспитании у детей чувства доброжелательности и радости от дарения другим подарков, сделанных своими руками. Третья часть занятия также может предполагать конкурс творческих работ, сюжетно-ролевые игры, викторины, виртуальную экскурсию и др.

Какой же образовательный эффект можно получить от включения элементов естественно-научных знаний в образовательный процесс для воспитанников воскресных школ? В общем виде можно ответить словами М. В. Ломоносова: «Не сумма знаний, а "правильный образ мышления" и нравственное воспитание» — вот главный ожидаемый результат. Однако обозначим и конкретные качественные и количественные показатели предполагаемого образовательного эффекта.

Ккачественным показателям можно отнести:

• сформированность целостного и ценностного мировосприятия, создание духовной картины мира у ребенка;

• повышение интереса к исследовательской и экспериментальной деятельности, развитие житейской и познавательной наблюдательности и любознательности;

• изменение отношения детей к экологическим, нравственным и духовным проблемам современности;

• ответственное, бережное отношение к природе, благоговение перед Богом Творцом и благодарность Ему;

• развитие внешней и внутренней мотивации к посещению воскресных занятий и участию в деятельности прихода;

• создание детско-взрослой общности и «благорасположенной» среды на приходе.

К количественным показателям относятся:

• повышение у воспитанников уровня умений в синтезе и взаимодополняемости естественно-научных и вероучительных истин;

• увеличение числа воспитанников, посещающих воскресные занятия, в том числе и из невоцерковленных семей;

• рост числа компетентных педагогов, осуществляющих интегрированную образовательную деятельность;

• степень участия родителей в совместной учебно-исследовательской и творческой деятельности;

• уменьшение числа уходящих из Церкви подростков.

Для достижения обозначенных эффектов необходимо соблюдение ряда условий.

На организационно-методическом уровне:

• наличие команды компетентных педагогов, получивших базовое или дополнительное профессиональное образование по естественно-научному профилю, а также в сфере теологического или духовно-нравственного образования;

• актуальное материально-техническое оснащение для проведения занятий (лабораторное оборудование, наглядный материал, дидактический материал, аудиовизуальные средства для демонстрации и пр.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• активный и интерактивный режим занятий с постоянно сменяющимися формами и приемами деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная формы, ролевые игры, опыты, викторины, инсценировки, видеометод и др.);

• творческий характер взаимодействия педагогов, воспитанников и родителей.

На содержательном уровне:

• проблемный характер предлагаемого для освоения предметного содержания;

• направленность на открытие духовных и ценностных смыслов в явлениях живой природы и окружающей действительности;

• включение библейских, святоотеческих текстов, толкований, духовной поэзии, образцов религиозного искусства, научно-познавательных фильмов, интервью с верующими учеными, богословами, выдающимися людьми;

• приглашение ведущих специалистов в области научного знания, беседы воспитанников с ними, проведение бинарных занятий;

• опора на имеющийся личный опыт воспитанников (жизненный, литературный, учебный);

• включение заданий, предполагающих возможность установления причинно-следственной связи между предметами, фактами, явлениями;

• активное использование межпредметных связей внутри рассматриваемой проблемы: биология, география, археология, палеонтология, физика, химия, библейская история, литература, окружающий мир, ИЗО и др.

При выполнении обозначенных условий образовательное действо становится познавательно-увлекательным событием для детей в парадигме деятель-

ностного подхода, а предпочтительными формами реализации — экспериментальные лаборатории, мастер-классы, ценностные и творческие мастерские.

Реализация на практике таких интегрированных занятий предполагает высокий уровень профессионализма, заинтересованность самого педагога своим предметом. Как известно, детям мы можем передать только то, чем сами увлечены и в чем хорошо разбираемся. И, конечно же, тщательная, продуманная до деталей подготовка к каждому занятию.

Таким образом, серьезные требования к организации и проведению интегрированных занятий в условиях приходской просветительской деятельности позволяют заметить появляющиеся первые результаты: рост числа воспитанников воскресный школ, повышение интереса и желание посещать воскресные занятия, вовлечение родителей в совместные занятия, а самое главное — доверие детей и родителей к профессиональному и компетентному подходу преподавателей, к их деятельности. Появляется надежда при положительной динамике приостановить уход из воскресной школы, а автоматически из Церкви подростков, отвечая на их мировоззренческие запросы и удовлетворяя возрастающие образовательные и жизненные потребности.

Таким образом, как представляется, нам удалось раскрыть ценностный воспитательный и образовательный потенциал естественно-научных знаний в синтезе и взаимодополняемости с богословскими знаниями. А также обосновать педагогическую целесообразность и эффективность включения элементов этих знаний в приходскую просветительскую деятельность через такие развивающие, увлекательные и практические формы организации образовательного процесса как лаборатории, мастер-классы, творческие и ценностные мастерские и другие. Благодаря современным актуальным формам и методам православного просвещения детей на приходе воскресная школа может стать «точкой входа» детей в Церковь. Поднятая нами проблема не может быть исчерпана рамками настоящей работы, она требует дальнейшего изучения, осмысления, накопления и анализа практического опыта.

Список литературы

Антоний Сурожский (Блум), митр. О встрече. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_

Surozhskij/o-vstreche/7 (дата обращения: 21.01.2023). Василевская В. Я. Учение Ушинского о воспитании // Наша Церковь и наши дети: сборник / сост. С. С. Куломзина. М., 1993. Гапонцев В. Л., Гапонцева М. Г. Естественно-научное образование: соотношение научного и религиозного знания в свете принципа симметрии. Ч. 2: Примеры отбора содержания общего естественно-научного курса на основе принципа симметрии // Образование и наука. 2015. № 6 (125). С. 4-18. Грибов Л. Наука и религия: от конфронтации к дополнительности // Высшее образование в России. 1993. № 2. С. 26-33. Грыжанкова М. Ю. Духовно-нравственные ценности христианства как основание традиционных культурно-образовательных и воспитательных форм // Интеграция образования. 2014. № 4. С. 60-64. Десницкий А. С. Противоречит ли Библия современной науке? URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Andrej_Desnickij/sorok-voprosov-o-biblii/8 (дата обращения: 27.01.2023).

Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Беседы с русским народом // Ломоносов — защитник науки и веры. URL: http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/ Podvizhniki_veri/Lomonosov-zashitnik_nauki_i_veri.html (дата обращения: 21.01.2023).

Каптерев П. Ф. Самообразование в области психологии // Северный вестник. 1897. № 4. С. 113-123.

Лифинцева Н. И. К. Д. Ушинский о формах взаимного соотнесения и гармонии веры и научного знания в образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 29-38.

Малиновский Н. П., прот. Очерк православного догматического богословия. М., 2003. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malinovskj/ocherk-pravoslavnogo-dogmaticheskogo-bogoslovja/ (дата обращения: 18.01.2023).

Михалкин В. С. Интеграция и дополнительность общенаучных и религиозных знаний в мировоззренческом аспекте высшего образования // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 3. С. 108-114.

Михалкин В. С. Методологический ресурс курса физики в достижении целостности воспитания и образования // Интеграция образования. 2010. № 1. С. 91-93.

Молева А. Ф. Формирование материалистического мировоззрения учащихся школ II ступени РСФСР в 1917-1931 гг.: на материале предметов естественно-научного цикла: дис. ... канд. пед. наук. М., 1975. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-materialisticheskogo-mirovozzreniya-uchashchikhsya-shkol-ii-stupeni-rsfsr-v-191 (дата обращения: 27.01.2023).

Нейфах Г., прот. Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии. URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/garmonja-bozhestvennogo-tvorenja-vzaimootnoshenja-nauki-i-religii/#0_2 (дата обращения: 18.01.2023).

Основы религиозных культур и светской этики: книга для учителя, 4-5 классы. М., 2010. Цит. по: Для чего российской школе «Основы православной культуры»? URL: http:// www.orthedu.ru/eparh/4339-dlya-chego-rossijskoj-shkole-osnovy-pravoslavnoj-kultury. html. (дата обращения: 20.01.2023).

Продолжается реализация проекта «Божий мир глазами юного естествоиспытателя» // Калининградская епархия Русской Православной Церкви: официальный сайт. URL: http://kdeparh.ru/prodolzhaetsya-realizaciya-proekta-bozhj-mir-glazami-yunogo-estestvoispytatelya/ (дата обращения: 22.01.2023).

Смык А. Ф. Взгляды Луи де Бройля на преподавание физики // Физическое образование в вузах. 2011. Т. 17. № 4. С. 72-76.

Урбанович Л. Н. К вопросу об условиях формирования «благорасположенной к детям среды» на православном приходе в контексте новой парадигмы // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. № 1. С. 126-140.

Урбанович Л. Н. К дискуссии о применении современных «развлекательных» и «увлекательных» форм и методов православного просвещения детей в приходской деятельности // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. № 2. С. 122-132.

Урбанович Л. Н. Православная воскресная школа на пороге перемен: осмысление исторического опыта и концептуальная перезагрузка // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. № 3. С. 105-120.

Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола. URL: http://az.lib. ru/u/ushinskj_k_d/text_0060.shtml (дата обращения: 21.01.2023).

Физики о себе: сборник документов / отв. ред. В. Я. Френкель. Л., 1990. URL: http://elib. biblioatom.ru/text/fiziki-o-sebe_1990/go,0/ (дата обращения: 21.01.2023).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2023. Vol. 69. P. 47-60 DOI: 10.15382/sturIV202369.47-60

Candidate of Sciences in Education,

Smolensk Orthodox Seminary

Smolensk, Russia urbanus-l@yandex.ru

Liubov' Urbanovich,

Associate Professor,

https://orcid.org/0000-0001-7776-8745

Search for Ways to Integrate Elements of the Scientific Knowledge into the Educational Process of Sunday Schools

Abstract: This article attempts to answer the question about the possibility and pedagogical relevance of harmonising religious and scientific knowledge in the classroom within the framework of the parish education of children. For quite a long time, scientific knowledge was used as a powerful means of atheistic propaganda and destruction of any thought about faith and religion. At present, there remain difficulties in combining scientific knowledge and religious faith in science and educational practice. As a result of the materialistic approach to teaching natural science subjects at school, the young believers reject the biblical picture of the world offered in Sunday School as contradicting scientific knowledge and suffer from ideological dualism. The purpose of the present work is to substantiate the necessity and value of integrating elements of natural science knowledge into the educational process of Sunday School through effective ways of its implementation. The article reveals the theoretical aspects of the indicated problem and describes practical methods of integrating natural science knowledge into religious education within the framework of parish activity. Such forms of integration as natural science laboratories of a young naturalist, master classes, creative workshops and others are singled out as the most efficient. Using the available practical experience, the article presents the real and expected educational effects and highlights the pedagogical conditions that contribute to their achievement. The author expresses the hope that due to the integration of elements of scientific knowledge into the religious education of children, it will be possible to avoid the ideological and religious crisis among teenage schoolchildren and reduce the number of children who abandon the faith planted by parents and teachers and leave the confines of the church.

Keywords: Sunday school, Orthodox enlightenment, parish care of children, scientific knowledge, religious education, Christian worldview, activity-based approach.

L. Urbanovich

References

Gapontsev V., Gapontseva M. (2015) "Estestvenno-nauchnoe obrazovanie: sootnoshenie nauchnogo i religioznogo znaniia v svete printsipa simmetrii. Ch. 2: Primery otbora soderzhaniia obshchego estestvenno-nauchnogo kursa na osnove printsipa simmetrii". Obrazovanie i nauka, 2015, no. 6 (125), pp. 4-18 (in Russian).

Gribov L. (1993) "Nauka i religiia: ot konfrontatsii k dopolnitel'nosti". Vysshee obrazovanie v Rossii, 1993, no. 2, pp. 26-33 (in Russian).

Gryzhankova M. (2014) "Dukhovno-nravstvennye tsennosti khristianstva kak osnovanie tradi-tsionnykh kul'turno-obrazovatel'nykh i vospitatel'nykh form". Integratsija obrazovaniia, 2014, no. 4, pp. 60-64 (in Russian).

Lifintseva N. (2008) "K. D. Ushinskii o formakh vzaimnogo sootneseniia i garmonii very i nauchnogo znaniia v obrazovanii". Vestnik PSTGU. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologia, 2008, vol. 2 (9), pp. 29-38 (in Russian).

Mikhalkin V. (2010) "Metodologicheskii resurs kursa fiziki v dostizhenii tselostnosti vospitaniia i obrazovaniia". Integracja obrazovanja, 2010, no. 1, pp. 91-93.

Mikhalkin V. (2015) "Integratsiia i dopolnitel'nost' obshchenauchnykh i religioznykh znanii v mirovozzrencheskom aspekte vysshego obrazovaniia". Integratsija obrazovaniia, 2015, vol. 19, no. 3, pp. 108-114 (in Russian).

Smyk A. (2011) "Vzgliady Lui de Broilia na prepodavanie fiziki". Fizicheskoe obrazovanie v vuzakh, 2011, vol. 17, no. 4, pp. 72-76 (in Russian).

Urbanovich L. (2022) "K diskussii o primenenii sovremennykh "razvlekatel'nyh" i "uvlekatel'-nyh" form i metodov pravoslavnogo prosveshchenia detei v prikhodskoi deiatel'nosti". Teo-logicheskii vestnik Smolenskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii, 2022, no. 2, pp. 122-132 (in Russian).

Urbanovich L. (2022) "K voprosu ob usloviiakh formirovaniia "blagoraspolozhennoi k detiam sredy" na pravoslavnom prikhode v kontekste novoi paradigmy". Teologicheskii vestnik Smolenskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii, 2022, no. 1, pp. 126-140 (in Russian).

Urbanovich L. (2021) "Pravoslavnaia voskresnaia shkola na poroge peremen: osmyslenie is-toricheskogo opyta i kontseptual'naia perezagruzka". Teologicheskii vestnik Smolenskoi pravoslavnoi dukhovnojseminarii, 2021, no. 3, pp. 105-120.

Vasilevskaia V. (1993) "Uchenie Ushinskogo o vospitanii", in S. Kulomzina (ed.), Nasha Tserkov' i nashi deti. Moscow (in Russian).

Статья поступила в редакцию 20.02.2023

The article was submitted 20.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.