УДК 064.044
Блинкова Татьяна В.
студент 2-го курса заочного отделения по направлению подготовки
магистрантов «Социальная работа» Институт истории, международных отношений и социальных
технологий Ш
Волгоградский Государственный университет (ВолГУ) ПОИСК ОСНОВНЫХ МОЖЕТНАПРАВЛЕНИЙ ВОПРОСЫСОЦИАЛЬНОЙ СФЕРАХРАБОТЫ РАБОТАС ДЕВИАНТНЫМИ МОЖНОПОДРОСТКАМИ
Аннотация. Статья посвящена анализу девиантного (отклоняющегося) поведения как социальной проблеме среди несовершеннолетних, роли социального работника при решении комплексных проблем подростка.
Ключевые слова: девиантное поведение, подросток, социально-педагогическая запущенность, социальная профилактика, социальная работа.
Blinkova T. V.
2nd year student of the correspondence Department in the direction of training
undergraduates "Social work" Institute of history, international relations and social technologies Volgograd state University (Volga state University) THE MAIN DIRECTIONS OF SOCIAL WORK WITH DEVIANT
TEENAGERS
Annotation. The article is devoted to the analysis of deviant (deviant) behavior as a social problem among minors, the role of a social worker in solving complex problems of a teenager.
Key words: deviant behavior, teenager, socio-pedagogical neglect, social prevention, social work.
Общественные метаморфозы, осуществляемые в нашей стране во всех сферах социальной жизни, обусловили деформацию институтов социализации. В связи с этими событиями возникают предпосылки для зарождения у подростков отклоняющегося поведения, причинами которого являются различные факторы: от психобиологических до социальных. Формы проявления отклоняющегося поведения, также разнообразны: от незначительных проступков до общественно опасных деяний[3].
У молодежи наиболее проявлены: физическая агрессия, негативизм, вербальная и косвенная агрессия. Это может проявляться в отвержении моральных, общепринятых устоев и правил поведения, оппозиции в поведении, зачастую выражающейся через физические проявления, вербальные средства, так же в вымещении агрессивного поведения на общество.
А
Отклоняющееся поведение подростков является одной из самых актуальных проблем нашего общества.
Данный феномен становится актуальным в связи с широким распространением девиантности в мире, и есть все основания полагать, что отклоняющееся поведение в последнее время приобретает многочисленный характер.
Увеличение числа носителей девиантного поведения создают неблагоприятную среду для общества, которую становится весьма сложно преодолеть, все это может быть чревато нарушением нравственной стабильности социума, после чего в нем могут пойти необратимые процессы разрушения.
Девиантное поведением- это устойчивое поведение личности, которое нарушает принятые в обществе или среде формальные и неформальные нормы (правила) поведения, и как следствие, данное поведение Вне одобряется общественным мнением и наносит ущерб самой личности и обществу.
К основным причинам возникновения девиантного поведения среди несовершеннолетних можно отнести:
- психологические причины;
- нарушения в дошкольном воспитании;
- недостаткивнутришкольного воспитания;
- недостатки I внешкольной воспитательной работы.
В процессе профилактикидевиантного (отклоняющегося) поведения основное внимание должно уделяться развитию условий, которые должны обеспечить сохранение физического, личностного, социального здоровья и защиту от неблагоприятных влияний на него системы социальных факторов.
Феномен девиаций Исреди подростков является комплексной проблемой и включает в себя ряд задач: социальные, медицинские, психологические. Для решения проблем, возникающих у подростка, требуется дополнительное привлечение других социальных [институтов, таких как: учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, государственных служб защиты населения, центров социальной помощи семье и детям. Слаженность ^шаботы всех учреждений, согласованность в действиях определяет успешность решения задач, возложенные на социальные институты.
В деятельности социального работника с девиантными подростками необходимо выделить несколько основных направлений и характерных особенностей социальной работы с каждой из представленных ниже категорий:
- с подростками с патогенной дезадаптацией (испытывающих потребность в медицинском ! уходе);
- спсихосоциальнодезадаптированными подростками (педагогическая запущенность);
с социально дезадаптированными подростками (социальная запущенность).[4].
К первой группе относятся подростки: с отклонениями в области нервно-психического здоровья, психосоматики (которые нуждаются в уходе и медицинской помощи),с интеллектуальными нарушениями, индивиды с врожденными соматическими заболеваниями, с различными функциональными нарушениями. Особое внимание требуют к себе подростки с выраженными и устойчивыми поведенческими нарушениями. Социальный работник может получить информацию о заболевании Н подростка путем заранее составленной анкеты, а отдельные вопросы уточнять в индивидуальной беседе. В особых случаях требуется социально-психологическая работа с родителями, с целью ознакомления их с особенностями заболевания подростка. Помимо беседы с родителями, также требуется беседа с педагогами школы, которые тесно контактируют с подростком, для создания оптимальной среды существования ребенка в образовательном учреждении.Характерная черта социальной работы Щ является посредническая функция между подростком и его социальным окружением. Помимо посреднической деятельности социальный работник оказывает социально-психологическое воздействие, работая с конкретными проявлениями личности и поведением подростка.
Следовательно, при работе с подростком, с которым требуется I проводить медицинскую функцию, социальный работник выступает в качестве консультанта.
Следующий тип работы с девиантными подростками относится к педагогической запущенности и чаще всего связан с неуспеваемостью в образовательных учреждениях. Проблемы в обучении могут быть связаны с низким уровнем интеллектуального развития;нарушением в работе некоторых психических процессов (мышления, памяти, внимания); поведенческими отклонениями; проблемами в социальной вадаптации.Подросткам, испытывающим проблемы в обучении, требуется коррекционная образовательная программа, индивидуальный педагогический подход и семейная поддержка. Но, к сожалению, данные требования выполняются всегда и тогда подросток
испытываеттрудности в обучений и дискомфорт в образовательной среде, что подталкивает его к поиску другой среды общения, которая оказывает влияние на его восприятие окружающего мира и социализацию.
Анализ гносеологической деятельности девиантного подростка Н является важным этапом психодиагностики его состояния[3]. Проведенный анализ дает полную картину социальному работнику об интеллектуальных способностях подростка. Необходимо проведение комплексного психолого-педагогического и медико-социального обследования с участием специалистов из других областей знания, для исключения психических деформаций личности. Социальный работник, как было выше сказано, выполняет в работе с подростками роль посредника
ик, ка
в психореабилитационной и психокоррекционной помощи через взаимодействие с социальными службами, образовательными Ни иными учреждениями.
К третьей группе относят подростков из «групп риска», с особо выделяющимся девиантным или преступным (делинквентным) поведением. Причинами возникновения социальной дезадаптации служат: ошибки в воспитании, общение с асоциальными группами.
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, этот вид профилактики может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска». Третичная профилактика решает такие задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения, также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным отклоняющимся поведением.
В социальной работе социальная профилактика включает в себя три формы работы ![1]:
- организация социальной среды;
- психопрофилактическая работа - информирование;
- профилактическая работа - активное социальное обучение социально-важным навыкам.
Одной из черт социальной работы по профилактики девиантного поведения является привлечение специалистов из смежных областей знаний для организации воспитательных мероприятий, которые уменьшают риск возникновения девиаций среди подростков.
В заключении можно сказать что, в причинах девиантного (отклоняющегося) поведения среди подростков лежат: социальные, медицинские, психологические и педагогические аспекты. Социальный работник выступает связующим звеном между подростком и другими социальными институтами, предоставляющими помощь.
Использованные источники
1. Андрющенко О.Е. Формирование здорового образа жизни средствами социальной работы у подростков из неблагополучных семей // В сборнике: Теория и практика социальной работы: история и современность. -2015. С. 22-24.
2. Гордеева М. Государство и дети // Социальная работа. - 2005. - № 4. - С. 2-5.
3. Простяков В. В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Юридическая психология. - 2011. - №1. - С.24-26
4. Пыльцина И.Ю. Основные аспекты профилактики девиантного поведения подростков на этапе возрастного кризиса в рамках социально-
А
285
педагогической деятельности // Актуальные Ипроблемы гуманитарных и естественных пнаук. - 2009. - №4. - С. 1-8
УДК 336.717
Блищак К.А. студент 4 курс Зайцева Т.В., к.э. н.
доцент
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ
Россия, г. Шахты
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ ПАО «ФК ОТКРЫТИЕ»
Аннотация: Анализ деятельности коммерческого банка является важным элементом финансового управления кредитной организации. Оценка состояния активов, пассивов баланса банка, его резервов, показателей ликвидности и платежеспособности позволяют сделать анализ финансового состояния банка и прогноз для дальнейших действий по выбору стратегии развития банка. В статье рассматривается состояние активов, пассивов баланса банка, его резервов, показателей ликвидности и платежеспособности, которые позволяют сделать анализ финансового состояния банка и прогноз для дальнейших действий по выбору стратегии развития банка.
Ключевые слова: банк, активы банка, пассивы, платежеспособность, обязательства банка, банковский сектор
Zaitseva T. V.
Candidate of economic sciences, associate professor
Blischcak K.A., student
Institute of service and entrepreneurship (branch) of DSTU in Shakhty
Russia, Shakhty
THE ANALYSIS OF ACTIVITY OF COMMERCIAL BANK ON THE EXAMPLE OF PJSC "FC OPENING»
Abstract: the Analysis of commercial Bank activity is an important element of financial management of a credit institution. Assessment of the state of the Bank's assets, liabilities, reserves, liquidity and solvency indicators allows to make an analysis of the financial condition of the Bank and forecast for further actions on the choice of the Bank's development strategy. The article deals with the state of assets, liabilities of the Bank's balance sheet, its reserves, liquidity and solvency indicators, which make it possible to analyze the financial condition of the Bank and forecast for further action on the choice of the Bank's development strategy.
Keywords: Bank, Bank assets, liabilities, solvency, Bank liabilities, banking
sector
A
Á