Научная статья на тему 'Пограничная война (1910-1919 гг. ) и американские мормонские колонии в Северной Мексике'

Пограничная война (1910-1919 гг. ) и американские мормонские колонии в Северной Мексике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
171
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / ИСТОРИЯ АМЕРИКАНО-МЕКСИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ / АМЕРИКАНСКИЕ ИНТЕРВЕНЦИИ В МЕКСИКУ / ПОГРАНИЧНАЯ ВОЙНА 1910-1919 ГГ / ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ (МОРМОНЫ) / МОРМОНСКИЕ КОЛОНИИ В МЕКСИКЕ / U.S. FOREIGN POLICY / THE HISTORY OF U.S.-MEXICAN RELATIONS / AMERICAN INTERVENTIONS IN MEXICO / THE BORDER WAR OF 1910-1919 / THE CHURCH OF JESUS CHRIST OF LATTER-DAY SAINTS (MORMONS) / MORMON COLONIES IN MEXICO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прилуцкий Виталий Викторович

В статье рассматривается влияние Пограничной войны 1910-1919 гг. между Мексикой и США на жизнь приграничных территорий. Одной из жертв конфликта стали несколько тысяч американских колонистов, обосновавшихся в конце XIX в. на севере Мексики с разрешения ее правительства. Поселенцы принадлежали к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонам), которая обосновалась в середине XIX в. в западных штатах США. Одной из особенностей этой религиозной организации была вера в необходимость многоженства, как важного условия обретения полноты веры и спасения. Конгресс США принял в 1862 г., 1874 г., 1882 г. и 1887 г. законы, направленные против практики мормонской полигамии. Они заставили убежденных многоженцев (фундаменталистов) вместе семьями бежать в Северную Мексику. Ими были основаны более 10 процветающих колоний, наиболее крупными из которых являлись Колония Диас, Колония Хуарес и Колония Дублан. Однако бурные события Мексиканской революции 1910-1917 гг. и сопровождавший их пограничный конфликт между Мексикой и Америкой привели к уничтожению «мормонского оазиса». Рост антиамериканских настроений привел к рейдам мексиканских повстанцев на территорию США, а также к нападению на мормонов с целью их изгнания из страны. Большинство поселенцев бежали в США, а колонии в Чиуауа и Соноре пришли в упадок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BORDER WAR (1910-1919) AND AMERICAN MORMON COLONIES IN NORTHERN MEXICO

The article considers the influence of the Border War of 1910-1919 between Mexico and the United States on the life of border territories. One of the victims of the conflict was several thousand American colonists who settled in the north of Mexico at the end of the XIX-th century with the permission of its government. The settlers belonged to the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints (Mormons), which settled in the mid-XIX-th century in the Western United States. One of the features of this religious organization was the belief in the necessity of polygamy as an important condition for obtaining the fullness of faith and salvation. The United States Congress passed laws in 1862, 1874, 1882 and 1887 against the practice of Mormon polygamy. These laws forced convinced polygamists (fundamentalists) to flee to Northern Mexico with their families. They founded more than 10 prosperous colonies, the largest of which were Colonia Díaz, Colonia Juárez and Colonia Dublán. However, the turbulent events of the Mexican Revolution of 1910-1917 and the accompanying border conflict between Mexico and America led to the destruction of the "Mormon oasis". The rise of anti-American sentiment led to raids by Mexican rebels on U.S. territory, as well as attacks on Mormons to expel them from the country. Most of the settlers fled to the United States, and the colonies in Chihuahua and Sonora declined.

Текст научной работы на тему «Пограничная война (1910-1919 гг. ) и американские мормонские колонии в Северной Мексике»

УДК 94(73)"1910/1919"+289.3

Прилуцкий В.В., доктор исторических наук, доцент, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского (Россия).

ПОГРАНИЧНАЯ ВОЙНА (1910-1919 ГГ.) И АМЕРИКАНСКИЕ МОРМОНСКИЕ

КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ МЕКСИКЕ

В статье рассматривается влияние Пограничной войны 1910-1919 гг. между Мексикой и США на жизнь приграничных территорий. Одной из жертв конфликта стали несколько тысяч американских колонистов, обосновавшихся в конце XIX в. на севере Мексики с разрешения ее правительства. Поселенцы принадлежали к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонам), которая обосновалась в середине XIX в. в западных штатах США. Одной из особенностей этой религиозной организации была вера в необходимость многоженства, как важного условия обретения полноты веры и спасения. Конгресс США принял в 1862 г., 1874 г., 1882 г. и 1887 г. законы, направленные против практики мормонской полигамии. Они заставили убежденных многоженцев (фундаменталистов) вместе семьями бежать в Северную Мексику. Ими были основаны более 10 процветающих колоний, наиболее крупными из которых являлись Колония Диас, Колония Хуарес и Колония Дублан. Однако бурные события Мексиканской революции 1910-1917 гг. и сопровождавший их пограничный конфликт между Мексикой и Америкой привели к уничтожению «мормонского оазиса». Рост антиамериканских настроений привел к рейдам мексиканских повстанцев на территорию США, а также к нападению на мормонов с целью их изгнания из страны. Большинство поселенцев бежали в США, а колонии в Чиуауа и Соноре пришли в упадок.

Ключевые слова: внешняя политика США, история американо-мексиканских отношений, американские интервенции в Мексику, Пограничная война 1910-1919 гг., Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), мормонские колонии в Мексике. DOI: 10.22281/2413-9912-2020-04-02-90-94

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней возникла в 1830 г. в восточных штатах США. Конфронтация с властями и местным населением способствовала миграции членов Церкви - мормонов на Дальний Запад. В 1847 г. мормоны начали переселение в Юту, которая стала центром их религиозного движения. Именно в Юте и на сопредельных территориях среди Святых последних дней получила широкое распространение практика полигамии. В 1874 г. пророк Бригам Янг (1801-1877) призвал к колонизации севера Мексики. В 1875-1877 гг. мормоны осуществили экспедиции с целью поиска наиболее пригодных мест для поселения и прозелитизма (миссионерской работы) [7, р. 38-43]. В 1875 г. вышел в свет частичный, а в 1886 г. - полный перевод на испанский язык «Книги Мормона», что способствовало присоединению к Церкви тысяч уроженцев Мексики [4]. В настоящее время (2020 г.) мормонами являются почти 1,5 млн. мексиканцев - второе место в мире по численности прихожан после США.

Угроза нападения воинственных индейцев из народа апачей не привела первоначально к созданию поселений на севере Мексики. Но в 1882 г. Конгресс США принял закон о запрете полигамии, по которому были

арестованы 1,3 тыс. мормонов-многоженцев в США. В результате президент Церкви Джон Тейлор в 1885 г. приобрел десятки тысяч акров земли в Мексике для организации убежища для около 400 Святых. Преимущественно это были многодетные семьи из Юты и Аризоны, «практиковавшие» многоженство. В 1885-1900 гг. были основаны 12 крупных и несколько мелких земледельческих колоний в пограничных мексиканских штатах Чиуауа и Сонора. В Мексике в результате осуществления плана мормонской колонизации появилась своя «маленькая Юта» [1]. Это было тяжелое испытание для переселенцев, но они с честью справились со всеми трудностями.

Колонии делились на 3 группы: 1) расположенные в Чиуауа на плато (Колония Диас (Colonia Díaz), Колония Хуарес (Colonia Juárez), Колония Дублан (Colonia Dublán)) и 2) в горах (Колония Пачеко (Colonia Pacheco), Кейв Велли (Cave Valley, Пещерная долина), Колония Чуйчупа (Colonia Chuichupa), Колония Гарсия (Colonia García, Round Valley, Круглая долина)), а также 3) в Соноре (Колония Оахака (Colonia Oaxaca), Колония Море-лос (Colonia Morelos), Сан-Хосе (San José)). В 1897 г. на севере Мексики была построена железная дорога, которая прошла через мормонские колонии и облегчила ввоз и вывоз

товаров. Близость железной дороги, по которой осуществлялись поставки для американской армии, способствовала тому, что Колония Дублан во время интервенции 1916 г. стала местом нахождения штаба и базой экспедиционных сил США.

Поселения фермеров - мормонских пионеров находились на удалении не более 300 км. от американо-мексиканской границы. Американские колонисты-мормоны в конце XIX - начале ХХ вв. стали одной из самых больших этноконфессиональных групп в Северной Мексике. Англо-американцы старались в чужой стране сохранить свои традиции, язык, культуру, образ жизни и даже гражданство. Многие родившиеся дети не принимали гражданство Мексики, оставаясь, как и их родители, американскими гражданами. Иммигранты занимались овцеводством, скотоводством, птицеводством, выращивали пшеницу, пропашные культуры, орех пекан и фрукты (персики, яблоки). Колонии стали чрезвычайно успешными в экономическом отношении. Численность поселенцев к 1910-1912 гг. по некоторым оценкам достигла около 6 тыс. чел. [7, р. 250].

Одной из наиболее процветающих семей была Ромни, представители которой впоследствии достигли значимых успехов в бизнесе, политике и религиозной жизни Соединенных Штатов. Впервые в истории на президентских выборах 2012 г. мормон Уиллард Митт Ромни (род. 1947) являлся кандидатом на высший государственный пост, представляя Республиканскую партию. Его отец - известный бизнесмен-автомобилестроитель и политик Джордж Уилкен Ромни (1907-1995) родился в мормонской колонии на севере Мексики. Любопытно, что он пытался в 1967-1968 гг. выдвинуть свою кандидатуру в качестве претендента в президенты от республиканцев, но уступил Ричарду Никсону; в 1960-1970-е гг. занимал посты губернатора Мичигана и министра жилищного строительства и городского развития США.

В конце XIX - начале ХХ вв. в Мексике были предприняты несколько неудачных попыток организовать вооруженные восстания. В 1910 г. в стране началась настоящая революция, которая завершилась в основном в 1917 г. или 1920 г. Но гражданская война в Мексике продолжалась до второй половины

1930-х гг. Несколько членов мормонской общины ухаживали за получившими ранения в сражениях Мексиканской революции, которые проходили недалеко от их поселений в долине Касас-Грандес. За помощь раненым колонисты получили благодарность от революционного правительства.

Нестабильность и начавшийся политический хаос в Мексике привели к обострению обстановки на американо-мексиканской границе. В 1910 г. началась Пограничная война (известная в США также как «Мексиканская пограничная война» или «Пограничная (военная) кампания»), продолжавшаяся до 1919 г. Пограничная война 1910-1919 гг. выразилась в боевых столкновениях на границе с участием с обеих сторон местных ополченцев. В 1914 г. между США и Мексикой были разорваны дипломатические отношения. Боевые действия происходили в американо-мексиканском приграничном регионе. Революционные вооруженные формирования нередко использовали южный Техас как базу для вторжений на мексиканскую территорию. Повстанческие отряды из Мексики также переходили границу и нападали на приграничные американские поселения и гарнизоны. Повстанцы надеялись поднять восстание местного латиноамериканского и индейского населения и «освободить» юго-западные штаты, вновь вернув их в состав Мексики. Подобные рейды и набеги мексиканцев приобрели массовый характер в 19151919 гг. и вошли в историю как «бандитские войны». В марте 1916 г. революционный генерал Панчо Вилья (1878-1923), командовавший крестьянским партизанским отрядом, атаковал город Коламбус в штате Нью-Мексико. Погибли 17 американских граждан. В ответ правительство США в 1916-1917 гг. организовало карательную экспедицию по поимке Вильи. Экспедиционным корпусом, действовавшим на севере Мексики, командовал известный генерал Джон Першинг (18601948). В ходе боестолкновений с повстанцами и правительственными войсками экспедиционные силы США понесли потери и вынуждены были покинуть территорию соседней страны [2, с. 369-379, 388, 420-421].

Подъем антиамериканских настроений во время Мексиканской революции сделал жизнь мормонских колонистов в Мексике

трудной и чрезвычайно опасной. Одним из главных лозунгов повстанцев был: «Мексика для мексиканцев». Святые последних дней пытались сохранить строгий нейтралитет в начавшейся гражданской войне. Войска революционного лидера Франсиско Мадеро (1873-1913) конфисковали часть лошадей и крупного рогатого скота колонистов, но выдали расписки о компенсации потерянного имущества после победы революции. 12 июля 1912 г. в мормонских колониях появились бойцы революционного генерала Паску-аля Ороско (1882-1915) и партизанского вожака Хосе Инеса Салазара (1884-1917). Предлогом для нападения стал поиск оружия и боеприпасов с последующим их изъятием у иностранцев. 28 июля 1912 г. мексиканские повстанцы разграбили и сожгли Колонию Диас, на следующий день разгромили Колонию Хуарес, за которой последовали горные поселения. 31 июля 1912 г. налетчики вынуждены были отступить в горы в связи с появлением правительственных войск. Часть революционеров осталась на равнине и оказала вооруженное сопротивление федеральным силам. В начале 1913 г. колонии в Соноре были захвачены повстанцами-мадеристами [7, р. 236]. В сентябре 1915 г. повстанческая армия Вильи (15 тыс. чел.) заняла Колонию Дублан на 22 дня. Мародерства не было, но мормоны вынуждены были обеспечивать солдат продовольствием.

Многие мексиканские Святые последних дней превратились в беженцев. Исход мормонов из страны имел любопытные детали. Вначале они вынуждены были отправить детей и женщин к родственникам в США или Европу. Их перевезли поездами по железной дороге. Мужчины, в свою очередь, отправились к границе на север в повозках, запряженных лошадьми и груженных домашним скарбом [6]. Местом концентрации беженцев стал г. Эль-Пасо в штате Техас. Часть мужчин-поселенцев и некоторые женщины, однако, остались и пережили революционную эпоху. К ним присоединились семьи мормонов, мигрировавшие из Центральной Мексики и временно поселившиеся в колониях. Многие Святые последних дней

вернулись в Соединенные Штаты, потеряв почти все имущество (по разным оценкам на сумму от 1 до 10 млн. долл.). Конгресс учредил специальный фонд для помощи беженцам в размере 100 тыс. долл. Были созданы даже временные палаточные лагеря для беженцев [5].

Менее четверти американских колонистов вернулись после революции в Мексику [3], когда были созданы условия для безопасности их жизни и собственности. Они отремонтировали дома и фермы и вернулись к прежней жизни. С каждым годом росло число мексиканцев, присоединившихся к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В мормонских поселениях возникли испаноязычные приходы. В послереволюционные десятилетия горные колонии в Чиуауа постепенно исчезли из-за экономических причин. Возродились в относительно полноценной форме только две колонии: Дублан и Хуарес, но они никогда не смогли достичь прежнего уровня социально-экономического развития. Эти два поселения существуют в настоящее время и в них проживают до 300 чел., имеющих англо-американское происхождение.

Мормонская колонизация северных районов Мексики, непродолжительная по времени, тем не менее, оставила глубокий след в истории этой страны. Благодаря мормонам местное население познакомилось с передовыми способами ведения сельского хозяйства, включая ирригацию, а также новыми культурами. Американские мормоны-фундаменталисты, бежавшие от преследований из США в Мексику в 1880-1890-е гг., в 1910-е гг. вновь превратились в беженцев. Большинство из них вынуждено было переселиться из Мексики в Америку (в основном в Юту, Аризону, Техас и на юг Калифорнии; небольшая часть мигрировала в северные штаты). Пограничная война в 1910-е гг. между Мексикой и США велась не только регулярными, но и иррегулярными вооруженными формированиями. Ее итогом стала стабилизация обстановки на границе на долгие десятилетия.

Список литературы

1. Колонии в Мексике. [Электронный ресурс]. URL: https://www.churchofjesuschrist.org/ study/history/topics/colonies-in-mexico?lang=rus (дата обращения: 20.03.2020).

2. Платошкин Н.Н. История Мексиканской революции: в 3 тт.- М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2011. Т. 1: Истоки и победа 1910-1917 гг. 432 с.

3. Exodus. [Электронный ресурс]. URL: http://mormoncoloniesinmexico.com/exodus.html (дата обращения: 10.03.2020).

4. Matthew McBride. «Дабы они познали заветы Господа». Оливас Аой и Книга Мормона. 9 января 2015 г. [Электронный ресурс]. URL:https://history.churchofjesuschrist.org/article/olivas-aoy-and-the-book-of-mormon?lang=rus (дата обращения: 25.03.2020).

5. Mormons fled violence in Mexico to find safety in new state of Arizona. Tim Steller. Arizona Daily Star. Feb 11, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://tucson.com/news/local/mormons-fled-violence-in-mexico-to-find-safety-in-new/article_efe7a050-6199-5f71 -abec-e901aefb7cd6.html (дата обращения: 23.03.2020).

6. Photos: Mormon refugees fled Mexico in 1912. Feb. 11, 2012. [Электронный ресурс]. URL:https://tucson.com/news/local/photos-mormon-refugees-fled-mexico-in/collection_4d34bcea-5445-11e1-88b5-001871e3ce6c.html#anchor_item_1 (дата обращения: 31.03.2020).

7. Romney T.C. The Mormon Colonies in Mexico. Salt Lake City, Utah: University of Utah Press, 2005 (1-st edition - 1938). 338 р.

THE BORDER WAR (1910-1919) AND AMERICAN MORMON COLONIES

IN NORTHERN MEXICO

The article considers the influence of the Border War of 1910-1919 between Mexico and the United States on the life of border territories. One of the victims of the conflict was several thousand American colonists who settled in the north of Mexico at the end of the XIX-th century with the permission of its government. The settlers belonged to the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints (Mormons), which settled in the mid-XIX-th century in the Western United States. One of the features of this religious organization was the belief in the necessity of polygamy as an important condition for obtaining the fullness of faith and salvation. The United States Congress passed laws in 1862, 1874, 1882 and 1887 against the practice of Mormon polygamy. These laws forced convinced polygamists (fundamentalists) to flee to Northern Mexico with their families. They founded more than 10 prosperous colonies, the largest of which were Colonia Díaz, Colonia Juárez and Colonia Dublán. However, the turbulent events of the Mexican Revolution of 1910-1917 and the accompanying border conflict between Mexico and America led to the destruction of the "Mormon oasis". The rise of anti-American sentiment led to raids by Mexican rebels on U.S. territory, as well as attacks on Mormons to expel them from the country. Most of the settlers fled to the United States, and the colonies in Chihuahua and Sonora declined. Keywords: U.S. foreign policy, the history of U.S.-Mexican relations, American interventions in Mexico, the Border War of 1910-1919, the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints (Mormons), Mormon colonies in Mexico.

References

1. Kolonii v Meksike. (2015). Retrieved 20 March, 2020 from https://www.churchofje-suschrist.org/study/history/topics/colonies-in-mexico?lang=rus.

2. Platoshkin N.N. (2011). Istoriya Meksikanskoj revolyucii: v 3 tt.- M.: Un-t Dmitriya Pozhar-skogo. T. 1: Istoki i pobeda 1910-1917 gg. 432 s. [Platoshkin N.N. History of the Mexican revolution: In 3 volumes. Moscow: University of Dmitry Pozharsky. 432 р. Vol. 1: Origins and victory 19101917. 432 р.].

3. Exodus. (2008). Retrieved 10 March, 2020 from http://mormoncoloniesinmexico.com/exo-dus.html.

4. Matthew McBride. (2015). «Daby oni poznali zavety Gospoda». Olivas Aoj i Kniga Mor-mona. 9 yanvarya 2015 g. [Matthew McBride. ''That They May Know the Covenants of the Lord''. Olivas Aoy and the Book of Mormon. January 9, 2015]. Retrieved 25 March, 2020 from https://his-tory.churchofjesuschrist.org/article/olivas-aoy-and-the-book-of-mormon?lang=rus.

5. Mormons fled violence in Mexico to find safety in new state of Arizona. (2012). Tim Steller. Arizona Daily Star. Feb. 11, 2012. Retrieved 23 March, 2020 from https://tucson.com/news/lo-cal/mormons-fled-violence-in-mexico-to-find-safety-in-new/article_efe7a050-6199-5f71-abec-e901aefb7cd6.html.

6. Photos: Mormon refugees fled Mexico in 1912. (2012). Feb. 11, 2012. Retrieved 31 March, 2020 from https://tucson.com/news/local/photos-mormon-refugees-fled-mexico-in/collection_4d34bcea-5445-11e1-88b5-001871e3 ce6c.html#anchor_item_1.

7. Romney T.C. (2005). The Mormon Colonies in Mexico. Salt Lake City, Utah: University of Utah Press (1-st edition - 1938). 338 р.

Об авторе

Прилуцкий Виталий Викторович - доктор исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского (Россия), E-mail: vitaliypr@yandex.ru

Prilutskiy Vitaliy Viktorovich - Dr. Sci. (Hist.), Docent, Department of General History and International Relations, Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky (Russia), Email: vitaliypr@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.