УДК 94(71)+94(73)+289.3
Прилуцкий В.В., доктор исторических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия).
МОРМОНСКАЯ ОБЩИНА В ПРОВИНЦИИ АЛЬБЕРТА В ХХ в.1
В статье характеризуется развитие мормонской общины в канадской провинции Альберта в течение ХХ в. Мормоны - члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней оказали большое влияние на развитие Канадского Запада в ХХ в. Переселенцы из США принимали участие в колонизации неосвоенных территорий, основали десятки поселений в южной части Альберты. Мормоны занимались преимущественно сельским хозяйством в канадских прериях. Провинция Альберта стала крупным центром животноводства и производства пшеницы, ячменя, рапса, свеклы, овса. Во второй половине ХХ в. она пережила бум в нефтяной промышленности и превратилась в один из наиболее густонаселенных регионов Канады. Исторически Альберта являлась главным центром Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Канаде. Многие высшие церковные руководители были выходцами из данной провинции. Мормоны Альберты, несмотря на связанные с многоженством конфликты в начале ХХ в., в конечном итоге успешно интегрировались в экономическую, культурную и политическую жизнь канадского общества.
Ключевые слова: история Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, освоение мормонами Запада Канады, поселения мормонов на юге провинции Альберта, исторические достопримечательности и архитектура мормонов Альберты, развитие сельского хозяйства и промышленности Альберты в ХХ в. DOI: 10.22281/2413-9912-2019-03-04-98-102
Важнейшим центром Мормонской церкви в Канаде в ХХ в. являлась западная провинция Альберта. Канадские мормоны по этническому происхождению были и остаются преимущественно англосаксами (70%). 30% имеют немецкие, голландские и скандинавские корни. Разговорным языком всей религиозной группы является английский. Огромную роль в жизни мормонов играла и играет религия. Существует сложная иерархия церковных начальников и духовных пастырей, которые занимаются всеми делами общины. Несмотря на особенности быта и религии, мормоны, благодаря общности языка, не изолировались от канадской социальной жизни. Канадские мормоны всегда были тесно связаны с американской общиной. В рассматриваемую эпоху сохранялись также тесные родственные и религиозно-церковные связи мормонов Канады и США с Великобританией, откуда шел основной поток переселенцев в Северную Америку.
К 1910 г. насчитывалось около 10 тыс. Святых последних дней в Южной Альберте. В отличие от местного англоканадского сельского населения прерий (англичан, шотландцев, ирландцев), предпочитавшего жить преимущественно на отдельных фермах или хуторах, мормоны-выходцы из США
1 Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ № МД-978.2018.6. Соглашение № 075-152019-486.
стремились селиться компактно: деревнями, городскими поселками или небольшими степными городами. Но мормонские общины являлись лишь религиозными, но не хозяйственными единицами. В экономическом отношении они распадались на отдельные независимые хозяйства-фермы. Главной культурой на фермах мормонов стала пшеница. Впоследствии в севообороте большое значение приобрела сахарная свекла.
Мормонские приходы, расположенные в одной географической местности, объединялись ранее и объединяются в настоящее время в «кол Сиона». Это странное название восходит к тем временам, когда переселенцы на новых территориях вбивали в землю кол, чтобы застолбить за собой участок. Старейшина Чарльз Кард (1839-1906) стал первым президентом кола Альберты в Церкви Святых последних дней, созданного 9 июня 1895 г., - первого кола в истории мормонов, учрежденного за пределами Соединенных Штатов. Он занимал эту церковную должность до 1902 г. В 1903 г. кол был разделен на два новых церковных округа: один с центром в Кардстоне и второй - с центром в соседнем городке Реймонд, получившем название «кол Тейлора» в честь покойного президента Церкви. Центром религиозной жизни Святых
являются молельни и центральный храм своеобразной архитектуры [10].
В 1913 г. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней начала строительство храма в Кардстоне. В августе 1923 г. канадский храм торжественно открыл и освятил седьмой президент Церкви Хибер Джедди Грант (1856-1945) [4]. Храм в Кардстоне является старейшим мормонским храмом, построенным за пределами континентальной территории Соединенных Штатов (формально первым храмом можно считать храм на Гавайях, построенный в 1919 г., но Гавайские острова входили в то время в состав США на правах самоуправляемой территории) [9].
Одним из видных деятелей раннего периода мормонской колонизации Альберты был выходец из столицы Юты г. Солт-Лейк-Сити Эдвард Джеймс Вуд (1866-1956). В 1888-1898 гг. он по заданию Церкви вел миссионерскую работу на островах Тихого океана, возглавлял миссию на Самоа. В 1901 г. переехал с семьей в Альберту и стал преемником Карда, являвшегося первым главой мормонов провинции [3, р. 9]. Вуд был примерным семьянином, отцом восьми детей. Но всю жизнь он скрывал наличие второй жены (родной сестры первой жены, постоянно проживавшей в Солт-Лейк-Сити), на которой женился в 1903 г. (уже после запрета 1890 г.) и от которой имел двух детей. В 1903 г. Вуд стал президентом кола Альберты, центром которого был Кардстон. Он оставался на этой должности вплоть до 1942 г. В 1906 г. Вуд организовал покупку Церковью 66 500 акров (269 км.2) земли, на которой основал два мормонских поселения: Гленвуд и Хилл Спринг. В 1923-1948 гг. он являлся президентом Храма в Кардстоне. По состоянию здоровья Вуд оставил церковное руководство, но вплоть до смерти в возрасте 89 лет он занимал почетную должность патриарха кола. В 1958-2004 гг. имя Вуда носила школа в Кардстоне. Мормоны называли Вуда «лучшим президентом кола» и «легендой» [12].
Развитие свекловодства в регионе связывают с именем богатого промышленника, владельца угольных шахт и серебряных рудников из Юты Джесси Найта (1845-1921). Он был одним из немногих крупных капиталистов, горнорудных магнатов «позолоченного
века», которые являлись членами Церкви Святых последних дней [5]. Обилие свободной земли в Канаде и понимание религиозного долга способствовали основанию им в начале ХХ в. в Южной Альберте города Раймонд (названного в честь одного из сыновей). Найт приобрел 256 000 акров земли (1 035 км.2), создал крупное скотоводческое ранчо, начал освоение полей с орошением для сахарной свеклы и построил завод по ее переработке. Им была учреждена компания «Knight Sugar Company». Усилия Найта и «сахарный свекловодческий бум» привели к так называемой «третьей волне» мормонской иммиграции (преимущественно из штата Юта): в течение 5 лет в Раймонд переселились более 1 500 чел. В настоящее время в городе проживает около 4 тыс. чел. Раймонд стал известен как место проведения первых в Канаде спортивных соревнований ковбоев -родео, которые ежегодно летом проходят в нем с 1902 г. Местной достопримечательностью стала большая мормонская часовня, имеющая уникальный архитектурный облик, построенная на средства общины в 19281939 гг. [11]
В начале ХХ в. началось переселение Святых из крайнего юга провинции (пограничного с США района) на север - в Центральную Альберту, где возникли большие города: Летбридж, Ред-Дир, Калгари и Эдмонтон. В 1921 г. в крупном железнодорожном и угледобывающем центре Летбридже был учрежден новый мормонский кол. В Эдмонтоне община Церкви была организована в 1933 г. В Калгари церковный округ (кол) был учрежден в 1953 г., в Эдмонтоне - в 1960 г. Постепенно многие члены Церкви перешли от сельского хозяйства к профессиональной карьере в иных областях деятельности. Примерно с 1950 г. особенно стало заметным их участие в нефтяной и газовой промышленности, в строительстве железных дорог, в сфере образования, а также в провинциальной политике. Но Альберта до настоящего времени остается основным районом проживания мормонов. В 1951 г. в этой провинции проживали 18 тыс. чел. из 33 тыс. всех мормонов Канады. Около 1 тыс. мормонов насчитывалось в то время в соседней провинции Саска-чеван. Более 9 тыс. чел. в середине ХХ в. были сосредоточены в провинции Онтарио и
около 3 тыс. чел. - в Британской Колумбии. В 1990 г. в Альберте жили более 50 тыс. мормонов, в том числе 12 тыс. чел. - в Калгари [2]. В настоящее время канадские Святые также проживают в основном на крайнем юге провинции Альберта и составляют 1,7 % ее населения (около 60-65 тыс. чел.). Согласно официальной статистике ЦИХСПД по состоянию на январь 2011 г. в Канаде проживали 182 415 мормонов, объединенных в 47 колов, 325 округов, 5 районов (дистриктов), 155 приходов. Действовали 8 миссий, 8 храмов (еще один планируется построить в ближайшие годы), 163 центра семейной истории.
Многие церковные руководители вышли из провинции Альберта. Наиболее известным из них был Натан Элдон Тэннер (1898-1982), родившийся в Солт-Лейк-Сити, но детство и юность проведший на юге Альберты [8]. В 1935 г. он успешно баллотировался в избирательном округе Кардстон в законодательное собрание Альберты от популистской Партии социального кредита. В период 1935-1952 гг. Тэннер являлся членом и спикером легислатуры, занимал министерские посты в правительстве провинции. В 1960 г. он вошел в высшее руководство Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, став помощником апостола. В 1962 г. Тэннер стал членом Кворума Двенадцати Апостолов, а в 1963 г. был назначен членом Первого (Высшего) Президентства и занимал эту должность вплоть до смерти. Он был сначала Вторым Советником, а потом Первым Советником Пророка-Президента Церкви [6].
В наши дни старые поселки мормонов, построенные в живописной горно-степной местности, являются важными объектами туризма. На юге Альберты на территории, осваивавшейся мормонами в конце Х1Х - начале ХХ вв., находятся исторические достопримечательности, расположены несколько музеев и национальных природных парков, а также горнолыжный курорт. В историческом мормонском районе Канады сохранились своеобразные местные «архитектурные памятники», возраст которых насчитывает до 100 лет. Это возвышающиеся над степью старые деревянные элеваторы и другие хозяйственные постройки «эпохи пионеров» (но постепенно они приходят в негодность и уничтожаются; с каждым годом количество
подобных сооружений уменьшается).
В наше время Кардстон является крупнейшим сельскохозяйственным и туристическим центром юга Альберты. В городе проживает 3 580 чел., а в муниципальном округе - около 4 200 чел. Помимо мормонского храма сохранились старые здания, превращенные в музеи: «Домик в прериях», построенный Кардом в 1887 г., первоначально являвшийся центром общины и местом остановки путешественников до строительства первого отеля в 1894 г.; кирпичное здание суда (1907 г.); театр (1912 г.). Имеется также самый большой в Северной Америке исторический музей транспортных средств (повозок, фургонов, саней) [1].
В списке национальных исторических мест значится деревня Стирлинг - одно из немногих хорошо сохранившихся ранних мормонских поселений в Канаде, построенных по так называемому «плану Сиона» (the Plat of Zion). Подобная стандартная планировка улиц была характерна для населенных пунктов, основанных Святыми в середине -второй половине XIX в. в США, включая г. Солт-Лейк-Сити, который начали строить в 1847 г. План идеального поселения («Града Сиона»), предложенный еще Джозефом Смитом в 1833 г., был развит Бригамом Янгом. Как правило, для города и пригородов использовалась прямоугольная планировка с сетью широких улиц, ориентированных с севера на юг и с востока на запад. Город делился на кварталы, располагавшиеся на десятиакровых участках (4 гектара), в которых предусматривались большие по площади аллеи (парки) и водные каналы. В центре поселения располагалась мормонская церковь (молельня, часовня) или храм. Подобная планировка была удобной для ориентирования на местности. В Стирлинге сохранились или были восстановлены дома в викторианском и неоклассическом георгианском стилях, фермы, подворья и усадьбы первых поселенцев, пионеров 19001910-х гг. [7] В наши дни численность населения Стирлинга превысила 1 тыс. чел., что дает по закону этой самой большой деревне провинции Альберта право претендовать на получение статуса города.
Таким образом, первоначальным центром расселения членов Мормонской церкви в Западной Канаде стал г. Кардстон в южной
части Альберты недалеко от границы с США. Мормонами было основано в горно-степной зоне множество новых сельских поселений, часть из которых превратилась в индустриальные, культурные и религиозные центры локального уровня. Современная Церковь
Иисуса Христа Святых последних дней - динамично развивающаяся, быстро растущая религиозная организация, с каждым годом увеличивающая свою численность и влияние в Канаде.
Список литературы
1. Alberta Register of Historic Places. Card. [Электронный ресурс]. - URL: https://hermis.al-berta.ca/ARHP/Search.aspx?Deptro=1&st=Card (дата обращения: 20.10.2019 г.).
2. Bennett R.E. History of the LDS Church in Canada. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lightplanet.com/mormons/history/canada.html (дата обращения: 10.10.2019 г.).
3. Cardston jubilee: 1887-1962: jubilee souvenir. Cardston (Alberta): Cardston Diamond Jubilee Committee, 1962. 54 р.
4. Comprehensive list of all the LDS temples in the Mormon Church. [Электронный ресурс]. - URL: https://churchofjesuschristtemples.org/ (дата обращения: 20.06.2016 г.).
5. Jesse Knight // Utah History Encyclopedia. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.uen.org/utah_history_encyclopedia/k7KNIGHT_JESSE.html (дата обращения: 17.10.2019 г.).
6. N. (Nathan) Eldon Tanner. 1898-1982. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gapages.com/tannene1.htm (дата обращения: 15.10.2019 г.).
7. National Historic Sites in Alberta. Village of Stirling. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.webcitation.org/5wSOjLmp1?url=http://www.pc.gc.ca/docs/r/ab/sites/stirling_e.asp (дата обращения: 23.10.2019 г.).
8. President N. Eldon Tanner Dies // Ensign. 1983. January. P. 6.
9. Temples. Chronology. [Электронный ресурс]. - URL: https://churchofjesuschristtemples.org/temples/chronology/ (дата обращения: 20.10.2019 г.).
10. Temples of The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints [Электронный ресурс]. -URL: https://www.churchofjesuschrist.org/temples (retrieved: 19.10.2019).
11. The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints Park Avenue Chapel. [Электронный ресурс]. - URL: https://hermis.alberta.ca/ARHP/Details.aspx?Deptro=1&0bjectro=4665-0483 (дата обращения: 21.10.2019 г.).
12. Todd J.M. Edward J. Wood: «Faith Personified» // Ensign (LDS Church). 1988. September.
P. 50.
MORMON COMMUNITY IN THE PROVINCE OF ALBERTA IN THE XX-TH CENTURY
The article describes the development of the Mormon community in the Canadian province of Alberta during the XXth century. Mormons, members of The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, had a great influence on the development of the Canadian West in the XXth century. Migrants from the United States took part in the colonization of undeveloped territories, founded dozens of settlements in southern Alberta. Mormons were primarily engaged in farming on the Canadian prairies. Alberta has become a major center for livestock and the production of wheat, barley, canola, beets, and oats. In the second half of the XXth century it has experienced a boom in the oil industry and has become one of Canada's most populous regions. Historically, Alberta has been the main center of The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints in Canada. Many of the top church leaders came from this province. Alberta's Mormons, despite conflicts associated with polygamy at the beginning of the XXth century, eventually successfully integrated into the economic, cultural, and political life of Canadian society.
Keywords: history of the Church of Jesus Christ of Latter-Day Saints, Mormon exploration of Western Canada, Mormon settlements in Southern Alberta, historical sites and architecture of the Mormons of Alberta, the development of Alberta's agriculture and industry in the XXth century.
References
1. Alberta Register of Historic Places. Card. // URL: https://hermis.al-berta.ca/ARHP/Search.aspx?DeptID=1&st=Card (retrieved: 20.10.2019).
2. Bennett R.E. History of the LDS Church in Canada. // URL:
https://www.lightplanet.com/mormons/history/canada.html (retrieved: 10.10.2019).
3. Cardston jubilee: 1887-1962: jubilee souvenir. Cardston (Alberta): Cardston Diamond Jubilee Committee, 1962. 54 р.
4. Comprehensive list of all the LDS temples in the Mormon Church. // URL: https://churchofjesuschristtemples.org/ (retrieved: 20.10.2019).
5. Jesse Knight // Utah History Encyclopedia // URL: https://www.uen.org/utah_history_ency-clopedia/k/KNIGHT_JESSE.html (retrieved: 17.10.2019).
6. N. (Nathan) Eldon Tanner. 1898-1982. // URL: http://www.gapages.com/tannene1.htm (retrieved: 15.10.2019).
7. National Historic Sites in Alberta. Village of Stirling. // URL: https://www.webcita-tion.org/5wSOjLmp1?url=http://www.pc.gc.ca/docs/r/ab/sites/stirling_e.asp (retrieved: 23.10.2019).
8. President N. Eldon Tanner Dies // Ensign. 1983. January. P. 6.
9. Temples of The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints. // URL: https://www.churchofje-suschrist.org/temples (retrieved: 19.10.2019).
10. Temples. Chronology. // URL: https://churchofjesuschristtemples.org/temples/chronology/ (retrieved: 20.10.2019).
11. The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints Park Avenue Chapel // URL: https://her-mis.alberta.ca/ARHP/Details.aspx?DeptID=1&0bjectID=4665-0483 (retrieved: 21.10.2019).
12. Todd J.M. Edward J. Wood: «Faith Personified» // Ensign (LDS Church). 1988. September.
P. 50.
Об авторе
Прилуцкий Виталий Викторович - доктор исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected]
Prilutskiy Vitaliy Viktorovich - Dr. Sci. (Hist.), Docent, Department of General History, International Relations and International Law, Bryansk State University named after academician I.G. Pe-trovsky (Russia), Email: [email protected]