Научная статья на тему 'Переселение американских «Святых последних дней» в западную Канаду на рубеже ХIХ и ХХ вв. '

Переселение американских «Святых последних дней» в западную Канаду на рубеже ХIХ и ХХ вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / ИММИГРАЦИЯ МОРМОНОВ В КАНАДУ / ОСВОЕНИЕ МОРМОНАМИ ЗАПАДА КАНАДЫ / МОРМОНСКАЯ ПОЛИГАМИЯ / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ АЛЬБЕРТЫ В КОНЦЕ ХIХ НАЧАЛЕ ХХ ВВ / HISTORY OF THE CHURCH OF JESUS CHRIST OF LATTER-DAY SAINTS / THE MORMON IMMIGRATION TO CANADA / MORMON EXPLORATION OF WESTERN CANADA / MORMON POLYGAMY / THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE AND INDUSTRY IN ALBERTA IN THE LATE XIX EARLY XX CENTURIES / history of the Church of Jesus Christ of Latter-Day Saints / the Mormon immigration to Canada / Mormon exploration of Western Canada / Mormon polygamy / the development of agriculture and industry in Alberta in the late XIX – early XX centuries

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прилуцкий Виталий Викторович

Статья посвящена ранней истории Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в США и Канаде. Данная проблема впервые исследуется в отечественной историографии на основе канадских и американских документов, до сих пор не вошедших в научный оборот. Особое значение имеют краеведческие печатные источники и данные статистики. Тема остается недостаточно исследованной в канадской исторической науке. Как правило, зарубежные историки изучали биографии видных деятелей Мормонской церкви в Канаде, проблему полигамии и писали исторические очерки о городе и округе Кардстон. Примером подобного исследования является изданная в 1990 г. коллективная монография «Присутствие мормонов в Канаде» под редакцией Б.Я. Карда. Но целостной картины иммиграции мормонов из США и стран Европы на канадский Запад и его освоения ими длительное время представлено не было. Данная работа позволяет заполнить имеющийся в исторической науке пробел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION OF AMERICAN "LATTER-DAY SAINTS" TO WESTERN CANADA AT THE TURN OF THE XIX-TH AND XX-TH CENTURIES

The article is devoted to the early history of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints in the USA and Canada. This problem is investigated for the first time in Russian historiography, based on Canadian and American documents, hitherto not included in scientific circulation. Of particular importance are printed local history sources and statistics. The topic remains under-researched in the Canadian historical scholarship. As a rule, foreign historians have studied biographies of prominent figures of the Mormon Church in Canada, the issue of polygamy and wrote historical essays on the city and county of Cardston. But a complete picture of immigration of the Mormons from the United States and Europe for the Canadian West and their mastering a long time was not presented. An example of such a study is the collective monograph «The Mormon Presence in Canada», edited by B.Y. Card, published in 1990. This work allows us to fill the gap in historical science.

Текст научной работы на тему «Переселение американских «Святых последних дней» в западную Канаду на рубеже ХIХ и ХХ вв. »

УДК 94(71)+94(73)+289.3

Прилуцкий В.В., доктор исторических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия).

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКИХ «СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ» В ЗАПАДНУЮ КАНАДУ НА РУБЕЖЕ ХГХ И ХХ ВВ.1

Статья посвящена ранней истории Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в США и Канаде. Данная проблема впервые исследуется в отечественной историографии на основе канадских и американских документов, до сих пор не вошедших в научный оборот. Особое значение имеют краеведческие печатные источники и данные статистики. Тема остается недостаточно исследованной в канадской исторической науке. Как правило, зарубежные историки изучали биографии видных деятелей Мормонской церкви в Канаде, проблему полигамии и писали исторические очерки о городе и округе Кардстон. Примером подобного исследования является изданная в 1990 г. коллективная монография «Присутствие мормонов в Канаде» под редакцией Б.Я. Карда. Но целостной картины иммиграции мормонов из США и стран Европы на канадский Запад и его освоения ими длительное время представлено не было. Данная работа позволяет заполнить имеющийся в исторической науке пробел. Ключевые слова: история Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, иммиграция мормонов в Канаду, освоение мормонами Запада Канады, мормонская полигамия, развитие сельского хозяйства и промышленности Альберты в конце XIX - начале ХХ вв. DOI: 10.22281/2413-9912-2019-03-04-93-97

Мормоны или Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (ЦИХСПД) - новое религиозное движение, возникшее в западной части штата Нью-Йорк в 1830 г. Под давлением властей и враждебно настроенного местного населения в середине XIX в. мормоны были вынуждены переселиться на колонизируемый Дальний Запад США [1, с. 2225]. Одной из стран, где распространилась новая религия, стала Канада. В ранней истории канадских мормонов можно выделить два периода: 1) 1830-1861 гг. - начало распространения мормонизма в Восточной Канаде и массовая миграция вновь обращенных в Юту; 2) 1887-1910 гг. - переселение (фактическое бегство от преследований) полигами-стов («фундаменталистов») из США в Западную Канаду, колонизация мормонами Южной Альберты и сопредельных регионов.

Канада стала объектом активной миссионерской работы уже в ранний период истории мормонов. Верхняя Канада (южная часть современной провинции Онтарио с центром в Йорке-Торонто), населенная тысячами американских лоялистов, покинувших Соединенные Штаты после обретения ими независимости, в 1830-1850-е гг. была ареной столкновений консерваторов-тори, поддерживавших англиканскую церковь, и

«реформаторов», ориентированных на религиозный плюрализм: методистов, пресвитериан и разного рода сектантов. Среди последних оказалось возможным быстрое распространение «новой веры». К середине XIX в. в Канаде были основаны около 40 мормонских общин. Но почти все обращенные канадцы вскоре уехали в США, чтобы вместе с американцами, а также иммигрантами-выходцами из Европы присоединиться к «Сиону» или «Дезерету» - государственному образованию Святых последних дней на территории современного штата Юта [11, р. 19-40]. Канада была важным «донором» для мормонского религиозного движения.

Ситуация радикально изменилась в конце XIX в., когда началась мормонская канадской колонизация провинции Альберта. В 1862-1887 гг. федеральное правительство США приняло серию законов, запрещавших полигамию. Руководство Святых попыталось найти убежища для многоженцев в Канаде и Мексике. Большая часть будущей провинции Альберта исторически являлась крайней западной областью гигантской Земли Принца Руперта (бассейн Гудзонова залива). Данная территория длительное время (1670-1870 гг.) принадлежала британской Компании Гудзонова залива. Южные районы Альберты,

1 Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ № МД-978.2018.6. Соглашение от 15.11.2018 г. № 075-02-2018-404.

включая область современного г. Калгари, оказались в зоне французской колонизации. Южная Альберта (как часть бывшей французской Луизианы) в 1803-1818 гг. принадлежала США, но потом была включена в состав колоний Великобритании. В 1868-1870 гг. Северо-Западные территории были переданы (проданы) Компанией Гудзонова залива Доминиону (Конфедерации) Канада. В 1882 г. был образован отдельный дистрикт Альберта, представители которого входили в законодательное собрание Северо-Западных территорий. Автономию и права провинции регион получил только в 1905 г. (вместе со Скачеваном).

В 1870-1890-е гг. началась активная колонизации Западной Канады. На Запад переселялись различные этнические группы из Европы, соседних штатов США, Атлантических провинций и Онтарио. Образовалась знаменитая «канадская мозаика». Возникали сотни поселений, строились железные дороги, бурно развивалось пашенное земледелие и скотоводство. В районе прерий наступила «эпоха пшеничного бума» [4, с. 101105]. В 1896-1909 гг. в Канаду из США переселились более 100 тыс. чел., стремившихся получить гомстеды (участки земли для усадеб и ведения сельского хозяйства) на льготных условиях [2, с. 104-105]. Американские мормоны стали одной из многочисленных эт-ноконфессиональных групп, устремившихся в Альберту.

В связи с карательной политикой американского правительства Святые обращали свои взоры на север, на Канаду, в поисках новых мест для получения убежища и заселения. Чарльз Ора Кард (1839-1906), служивший президентом мормонского кола (местной церковной организации) Каче-Уэлли в Юте, вошел в историю как «канадский Бригам Янг». Чарльз Кард был выходцем из штата Нью-Йорк. Его родители присоединились к мормонам в год его рождения. Кард служил миссионером Церкви в восточных штатах и на Среднем Западе. Он был женат на Зине Янг - одной из дочерей второго мормонского пророка Бригама Янга. Внуком Карда и Зины Янг был канадский социолог, регионовед и историк мормонского движения в Канаде Бригам Янг Кард (1914-2006). Чарльз Кард является также прадедом

известного современного американского писателя-фантаста, публициста и политического комментатора Орсона Скотта Карда (род. 1951), прихожанина ЦИХСПД, прославившегося своими скандальными ультраправыми высказываниями. Любопытно, что Ч. Кард первоначально отправился в Канаду в качестве беглеца, запрыгнув на отходивший поезд, опасаясь ареста во время одного из правительственных полицейских «рейдов» против многоженцев. В 1886 г. он побывал с группой мормонов в Британской Колумбии, но подходящей земли для поселения там не нашел [11, р. 35-52].

В 1887 г. старейшина Кард возглавил группу членов Церкви и основал первое мормонское поселение в Канаде, в юго-западной части провинции Альберта, в районе Крик Ли, впоследствии получившее название Кардстон (Са^Шп). Действовал он с ведома и по поручению президента Церкви убежденного, «стойкого» многоженца Джона Тейлора (1808-1887). Кардстон расположился в прериях примерно в 25 км. (15,5 миль) на севере от границы с американским штатом Монтана и в 40 км. (25 миль) на востоке от Скалистых гор. Одним из первых строений в Кардстоне была мормонская церковь [5, р. 28]. Впоследствии появились фермы, торговые предприятия, магазины, гостиницы, банки, школы, элеваторы, складские помещения. К зиме 1888 г. более ста Святых последних дней жили в Западной Канаде. Значимым ранним поселением мормонов, основанным недалеко от Кардстона, стал поселок Ливитт (Leavitt) (1893 г.), названный в честь Томаса Роуэлла Ливитта, также бежавшего от преследований со стороны федеральных властей. Подавляющее большинство мормонов селились в степях у подножия Скалистых гор, рядом с одной из крупнейших в Северной Америке резерваций индейцев конфедерации «черноно-гих», объединявшей три родственных племени. Большое количество Святых переехало в Канаду в 1890-е гг., обеспечив рабочую силу для прокладки ирригационной системы и строительства железной дороги [3, с. 100].

Нередко переселение происходило традиционным для Запада способом с использованием крытых повозок с круглой крышей (фургонов), запряженных, как правило, быками и предназначенных для семьи из 5 чел.

Считается, что караваны переселенцев-мормонов в Канаду были последними в истории континента. Караван Карда из Каче-Уэлли двигался по прериям с 6 апреля по 3 июня 1887 г. Традиционно летом в мормонских поселениях проводятся праздничные мероприятия, костюмированные шествия и парады, известные как «День пионеров». В Канаду иммигрировали не только мормоны Юты, но и принявшие новую веру выходцы из Великобритании, соседней Монтаны и даже южных штатов США.

В конце XIX в. в Южной Альберте появились еще 9 новых небольших поселений (деревень) мормонов: Aetna (1888-1893), Fish Creek (Mountain View) (1890), Beazer (1891), Kimball (1897), Caldwell (1898), Taylorville (1898), Magrath (1898/1899), Stirling (1899), Jefferson (Owendale) (1899). После 1900 г. мормонские пионеры основали в Канаде следующие колонии: Woolford (1900), Orton (1901), Raymond (1901), Frankburg (1902), Taber (1902/1903), Welling (1903), Glenwood (Glenwoodville) (1908), Barnwell (Bountiful) (1908), Hill Spring (1910). Часто это были небольшие деревушки, ранчо или хутора, насчитывавшие от нескольких человек до нескольких десятков жителей. И сейчас это тоже малонаселенные пункты (например, в Jefferson и Welling проживают несколько чел., в Woolford - около 10 чел., в Mountain View - 20 чел., позднее 80 чел. и т.д.). Всего в конце XIX - начале ХХ вв. было основано около 20 населенных пунктов. Наиболее крупные из них, существующие в настоящее время (данные по населению на 2011 г.): Та-бер (8 104 чел.), Кардстон (3 580 чел.), Ма-грат (2 217 чел.) [9].

В 70-90-е гг. XIX в. канадское правительство проводило так называемую «национальную политику», нацеленную на поощрение иммиграции, проходившую в условиях территориального роста Канады и интенсивного железнодорожного строительства, создавших благоприятные условия для развития внутреннего рынка и интенсивного освоения богатых природными ресурсами отдаленных районов страны. Переселяясь в новую страну, трудолюбивые мормоны использовали все преимущества канадской «национальной политики». Иммигрировали высококвалифицированные фермеры, опытные в

ведении сельского хозяйства. Американские мормоны являлись первыми из англосаксов, которые в Юте научились вести орошаемое земледелие на больших площадях и строить ирригационные системы. Эти навыки пригодились им в Альберте, в том числе и в округе Кардстон, где Святые также занялись ирригацией [6, р. 148-158].

В 80-90-е гг. XIX в. из США выселялись наиболее фанатические приверженцы полигамии, опасавшиеся репрессий со стороны маршалов Соединенных Штатов. Так, из 19 первых переселенцев (среди них были 3 женщины) в Кардстоне, приехавших в Канаду 3 июня 1887 г., 15 были многоженцами. Установить точное количество полигамных семей не представляется возможным. Известно, что большинство церковных лидеров имели множественных жен, но в Канаде предпочитали жить с одной женой (другие жены проживали в Соединенных Штатах). Так, в 1895 г. многоженцами являлись 4 главных руководителя канадской общины, 10 или 11 чел. из 12 членов Высокого Совета Альберты. В 1897 г. из 49 членов Кворума Священства провинции 24 были полигамами (48%). В 1903 г. количество многоженцев среди высших руководителей увеличилось на 3 чел. В действительности с большой долей уверенности можно говорить только о 7 членах Кворума, как об имевших только одну жену (14%). Имеющиеся канадские документы по 50-52 полигамным семьям свидетельствуют, что более 90% подобных браков были заключены в Юте до Манифеста Церкви 1890 г., упразднившего многобрачие среди Святых (только 5 чел. вступили в множественный брак после 1890 г.). 44% мормонов-многоженцев (23 чел.) имели 3 жены, 17% (9 чел.) - 4 жены, и только у 1 чел. было 5 жен [7].

Ведущую роль в поддержке пионеров и оказании материальной помощи Церковью в переселении из Юты в Альберту сыграл сын третьего пророка Тейлора Джон Уитакер Тейлор (1858-1916), убежденный сторонник и практик многоженства. Он был членом Кворума Двенадцати Апостолов - высшего органа церковной власти. В 1888 г. уже упоминавшийся Кард как глава мормонской делегации официально обратился с петицией к канадским властям в лице главы правительства

Джона А. Макдональда с просьбой получить специальное разрешение на въезд в страну семей мормонов и множественных жен. Как правило, Святые старались иммигрировать в Канаду только с одной женой (оставив остальных в Юте). Канадская общественность крайне негативно относилась к полигамии. Были опасения, что приезжие полигамные семьи окажут плохое влияние на местное население. Макдональд отказался санкционировать просьбу членов Церкви, и уже в 1890 г. Канада приняла законодательство, запрещавшее многоженство. Первоначально антиполигамная поправка была добавлена в Акт о преступлениях, связанных с Законом о браке. Напряженность в вопросе о полигамии в обществе начала исчезать после принятия Ютской церковью Манифеста 1890 г., официально запретившего «практику» многоженства среди мормонов. Тем не менее, в 1892 г. полигамия была внесена как преступление в разделы 278 и 706 канадского Уголовного Кодекса (сейчас раздел 293 УК Канады)

[8]. Юридические формулировки против многоженства в основном были заимствованы из принятых Конгрессом США в 1882 г. и 1887 г. законов против полигамии Эд-мундса (Edmunds Act) и Эдмундса - Такера (Edmunds-Tucker Law). За почти 130-летнюю историю действия в Канаде законодательство против многоженцев на практике применялось только несколько раз. При этом известны только два успешных судебных преследования нарушителей [10].

В статье была рассмотрена деятельность Святых последних дней в Канаде в конце XIX - начале ХХ вв. Они сыграли значительную роль в колонизации и освоении ресурсов канадского Запада и особенно провинции Альберта. Мормоны, несмотря на первоначальные трудности, связанные с практикой полигамии, впоследствии успешно интегрировались в канадское общество и достигли значимых успехов в социально-экономической и политической жизни страны.

Список литературы

1. Антоненко С.Г. Мормоны в России. Путь длиной в столетие. М.: ООО «Родина», 2007.

304 с.

2. Данилов С.Ю. История Канады. М.: Весь мир, 2006. 256 с.

3. Наше наследие. Краткая история Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. [Б. м.], [б. и.], 1999. 152 с.

4. Тишков В.А., Кошелев Л.В. История Канады. М.: Мысль, 1982. 268 с.

5. Cardston jubilee: 1887-1962: jubilee souvenir. Cardston (Alberta): Cardston Diamond Jubilee Committee, 1962. 54 р.

6. Chief Mountain Country. A history of Cardston and district / Edited by K. Shaw. Cardston (Alberta): Cardston and District Historical Society, 1978. 536 р.

7. Embry J.L. Exiles for the Principle: LDS Polygamy in Canada // Dialogue: A Journal of Mormon Thought. 1985. № 18. Fall. Р. 109, 112-114.

8. Jon Bricker. August 24, 2007. A Polygamy Primer. TheCourt.ca. [Электронный ресурс]. URL: http://www.thecourt.ca/a-polygamy-primer/ (дата обращения: 21.10.2019 г.).

9. Population and dwelling counts, for Canada, provinces and territories, and census subdivisions (municipalities), 2011 and 2006 censuses. Alberta. [Электронный ресурс]. URL: https://www12.statcan.gc.ca/census-recensement/2011/dp-pd/hlt-fst/pd-pl/Table-Tab-leau.cfm?LANG=Eng&T=302&SR=1&S=51&0=A&RPP=9999&CMA=0&PR=48 (дата обращения: 20.10.2019 г.)

10. Protecting the Intimate Space of the Nation: Intimacy, Privilege and Canadian Antipolyg-amy Laws 1892-2012. [Электронный ресурс]. URL: https://dochot.net/document/protecting-the-intimate-space-of-the-nation-intimacy-privilege-and-canadian-antipolygamy-laws-1892-2012 (дата обращения: 22.10.2019 г.).

11. The Mormon Presence in Canada / Edited by Brigham Young Card. Edmonton: University of Alberta Press, 1990. 382 р.

MIGRATION OF AMERICAN «LATTER-DAY SAINTS» TO WESTERN CANADA AT THE TURN OF THE XIX-TH AND XX-TH CENTURIES

The article is devoted to the early history of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints in the USA and Canada. This problem is investigated for the first time in Russian historiography, based on Canadian and American documents, hitherto not included in scientific circulation. Of particular importance are printed local history sources and statistics. The topic remains under-researched in the Canadian historical scholarship. As a rule, foreign historians have studied biographies of prominent figures of the Mormon Church in Canada, the issue of polygamy and wrote historical essays on the city and county of Cardston. But a complete picture of immigration of the Mormons from the United States and Europe for the Canadian West and their mastering a long time was not presented. An example of such a study is the collective monograph «The Mormon Presence in Canada», edited by B.Y Card, published in 1990. This work allows us to fill the gap in historical science.

Keywords: history of the Church of Jesus Christ of Latter-Day Saints, the Mormon immigration to Canada, Mormon exploration of Western Canada, Mormon polygamy, the development of agriculture and industry in Alberta in the late XIX - early XX centuries.

References

1. Antonenko S.G. (2007). Mormony' v Rossii. Put' dlinoj v stoletie. M.: OOO «Rodina». 304 s. [Antonenko S.G. Mormons in Russia. A way of century. Moscow: LLC Rodina. 304 p.].

2. Danilov S.Yu. Istoriya Kanady'. (2006). M.: Ves' mir. 256 s. [Danilov S.Y. (2006). History of Canada. Moscow: Whole World. 256 p.].

3. Nashe nasledie. Kratkaya istoriya Cerkvi Iisusa Xrista Svyaty'x poslednix dnej. (1999). [B. m.], [b. i.]. 152 s. [Our heritage. Short history of Church of Jesus Christ of Latter-day Saints. [Without a place, without a publishing house], 1999. 152 p.].

4. Tishkov V.A., Koshelev L.V. Istoriya Kanady'. M.: My'sl', 1982. 268 s. [Tishkov V.A., Koshelev L.V. (1982). History of Canada. M.: Thought. 268 p.].

5. Cardston jubilee: 1887-1962: jubilee souvenir. (1962). Cardston (Alberta): Cardston Diamond Jubilee Committee. 54 р.

6. Chief Mountain Country. A history of Cardston and district / Edited by K. Shaw. (1978). Cardston (Alberta): Cardston and District Historical Society. 536 р.

7. Embry J.L. (1985). Exiles for the Principle: LDS Polygamy in Canada. // Dialogue: A Journal of Mormon Thought. № 18. Fall. Р. 109, 112-114.

8. Jon Bricker. August 24, 2007. A Polygamy Primer. TheCourt.ca. (2007). Retrieved 21 October, 2019 from http://www.thecourt.ca/a-polygamy-primer/.

9. Population and dwelling counts, for Canada, provinces and territories, and census subdivisions (municipalities), 2011 and 2006 censuses. Alberta. (2011). Retrieved 20 October, 2019 from https://www12.statcan.gc.ca/census-recensement/2011/dp-pd/hlt-fst/pd-pl/Table-Tab-leau.cfm?LANG=Eng&T=302&SR=1&S=51&O=A&RPP=9999&CMA=0&PR=48.

10. Protecting the Intimate Space of the Nation: Intimacy, Privilege and Canadian Antipolygamy Laws 1892-2012. (2012). Retrieved 22 October, 2019 from https://dochot.net/document/protecting-the-intimate-space-of-the-nation-intimacy-privilege-and-canadian-antipolygamy-laws-1892-2012.

11. The Mormon Presence in Canada / Edited by Brigham Young Card. (1990). Edmonton: University of Alberta Press. 382 р.

Об авторе

Прилуцкий Виталий Викторович - доктор исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: vitaliypr@yandex.ru

Prilutskiy Vitaliy Viktorovich - Dr. Sci. (Hist.), Docent, Department of General History, International Relations and International Law, Bryansk State University named after academician I.G. Pe-trovsky (Russia), Email: vitaliypr@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.