УДК 94(73)"1850/1900"
МОРМОНСКАЯ ПОЛИГАМИЯ В ЮТЕ И НА ЗАПАДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ США
(1850-1890-е гг.)
Прилуцкий В. В.
В статье охарактеризована мормонская полигамия во второй половине XIX в. на Западе Соединенных Штатов. Эпоха многоженства стала важным периодом в истории Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.
Ключевые слова: история Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов-бригамитов), мормонская полигамия, Бригам Янг, законы против многоженства в США.
MORMON POLIGAMY IN UTAH AND THE WESTERN TERRITORIES OF THE UNITED
STATES (1850-1890-S)
Prilutskiy V. V.
The article described Mormon polygamy in the second half of the XIX-th century in the West of the United States. The era of polygamy was an important period in the history of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints.
Key words: history of the Church of Jesus Christ of latter-day Saints (Mormons-Brighamites), Mormon polygamy, Brigham Young, the laws against polygamy in the United States.
Мощное религиозное движение Святых последних дней - мормонов оказало огромное влияние на историю колонизации Запада США. Основателем мормонизма и первым пророком Церкви был Джозеф Смит-младший (18051844), проповедовавший идею возрождения полигамии, существовавшей у древних семитов в ветхозаветные времена. В США и других западных странах издано множество монографий и статей, посвященные Святым последних дней, их истории и учению, написанных как профессиональными историками, так и мормонскими исследователями [11; 12; 17 и др.]. Отечественная историография небогата научными трудами, посвященными истории мормонства, что во многом было связано с длительным отсутствием в нашей стране необходимой источниковой базы для исследований. Интерес представляют работы А.А. Кисловой, И.В. Девиной, Л.С. Элбакян, С.Г. Антоненко [1; 2; 5; 6; 10]. В современной России вышли в свет также публицистические сочинения христианских теологов - своего рода богословские диспуты с «оккультно -неоязыческой сектой» [3; 4; 7; 8].
По некоторым данным у каждого из первых пророков, руководивших Церковью с 1830 г. по 1877 г., Джозефа Смита и Бригама Янга (1801-1877) было до 70 жен. В 50-е - 80-е гг. XIX в. Бригам Янг и другие руководители
Церкви утверждали, что «единственные люди, ставшие Богами, детьми Бога, - это те, кто был многоженцем». «Если вы противитесь многоженству, вы могли бы заодно отречься и от «Мормонизма», отвернуться от него. Если даже Председательство и Двенадцать Апостолов, и все руководство объединятся и скажут в один голос, что они против этого учения, - все они будут прокляты». «...Все те, кто выступает против этого учения, мужчина то или женщина, будут прокляты». Полигамия никогда не может и не должна быть отменена: «Если многоженство дано Богом, как и говорят о нем Святые Последних Дней, то никакая сила на земле не может подавить его, разве что вы сокрушите и уничтожите весь народ». «Если бы нам пришлось покончить с полигамией, то это было бы только первой каплей, только первым таинством в Церкви и Царстве. Покончив с ним, нам придется покончить с Апостолами и Пророками, с откровением и дарами, и милостями Евангелия и, в конце концов, оставить всю нашу религию, и стать сектантами, и поступать, как поступает мир» [15]. Мормоны длительное время стремились к тому, чтобы западная территория Юта, оформившаяся в 1847-1850 гг., получила статус штата и смогла принять местный закон, разрешающий полигамию. Федеральное правительство из-за существования многоженства всячески
препятствовало этому вплоть до 1896 г.
Семьи полигамистов в XIX в. составляли по некоторым данным в Юте около 20-25%. Американская политическая элита, религиозные лидеры и общественность были возмущены «безнравственностью» и «нехристианскими обычаями» мормонов и требовали принятия жестких репрессивных мер. Пуритане видели в многоженстве угрозу для института «естественной» семьи и равноправия женщин в обществе. Особенно резко против полигамии выступала Республиканская партия, что нашло отражение в ее национальных программах 1856 и 1860 гг. Республиканцы заявляли, что их главной задачей является уничтожение «двух пережитков варварства - рабства и многоженства» [18, р. 27-28, 31-33].
Видный республиканец - конгрессмен, спикер палаты представителей, глава комитета почт и путей сообщения, будущий вице-президент в первой администрации У Гранта Шайлер (Скайлер) Колфакс (1823-1885) совершил поездку на Запад весной 1865 г. Он провел несколько дней в Солт-Лейк-Сити и встречался с Янгом. Беседа с живым пророком произвела огромное впечатление на республиканца. Президент Церкви заявил Колфаксу о том, что учение о множественности жен является
«божественным откровением» пророку Джозефу Смиту. В то же время, он отметил, что на практике при его реализации часто возможны злоупотребления и серьезные проблемы [13, р. 105-122]. Колфакс сказал, что «дополнение» о полигамии в «оригинальное вероучение» мормонов может привести к разрушению «сплоченной организации», поскольку многоженство противоречит нравственным нормам мировой цивилизации, законам США и не пора ли «как можно скорее получить другое откровение, отменяющее его». Политика - республиканца несколько удивил ответ Янга, который торжественно сообщил, что «лично был бы рад получить подобное откровение, но следующим шагом после отмены полигамии будет отказ от Мормонской Библии» [14, р. 31-32]. Колфакс отметил в записях, что рядовые многоженцы -Святые могут поставить вопрос о том, действовал Янг «по вдохновению или нет». Дело в том, что любое откровение пророка должно быть обязательно утверждено высшим священством мормонов - двумя советниками президента, Советом Двенадцати Апостолов и
ратифицировано генеральной конференцией, т.е. найти одобрение всей Церкви.
Колфакс указывал на то, что 9/10 населения Юты считают полигамию «вдохновленным небом» институтом, но, по крайней мере, 2/3 из них ее не практикуют. Восточноамериканский политик имел мало возможностей для общения с мормонскими женщинами. Он был вынужден пользоваться информацией об их положении, полученной у соседок - «язычниц», принадлежавших к немормонским христианским исповеданиям. По мнению последних, мормонки не чувствуют особой разницы между своим браком и моногамными отношениями. Колфакс же считал полигинию «противоестественной», «аморальной»,
«противоречащей природе» и нормам «цивилизованного мира». Он пытался понять, как могут себя чувствовать в полигамном браке жены и дети. Несомненно, у членов семьи, проживающих под одной крышей, должны возникнуть ревность и нездоровая конкуренция за право называться «фаворитом». Еще хуже, когда полигамные жены с детьми живут в отдельных домах, а право постоянного пребывания с мужем имеет только первая жена. Вывод однозначен: полигамия делает семьи «несчастными». «Терпимое отношение предыдущей и настоящей администраций позволило этой застаревшей раковой опухоли быстро разрастись, расшириться, глубоко пустить метастазы» [14, р. 34-36].
В письме в военный департамент Колфакс отмечал, что не имеет ничего против мормонства как системы религиозных верований. Однако его беспокоила безграничная власть пророка над «новыми израильтянами» и полный контроль Церкви над судами, законодательным собранием (легислатурой) и милицией «отдаленной территории». Немормонское («языческое») население американского Запада должно быть защищено от «произвола, тирании и террора» «военной мощью республики». «...Нация вправе потребовать от всех соблюдения законов.». Колфакса тревожило то обстоятельство что «с каждым годом растет количество полигамных браков и увеличивается число рожденных в них детей». Он предлагал принять новые
правительственные акты против «незаконного сожительства» в Юте и других регионах США. Итогом борьбы с полигамией должно
было стать полное уничтожение «противоправного, дикарского и унижающего женщину института». Особое значение Колфакс придавал строительству
Тихоокеанской трансконтинентальной
железной дороги, которая способствовала бы ускорению процесса иммиграции и разрушению изоляции «мормонского царства» [14, р. 37-38]. (Трансконтинентальная железная дорога была построена в 1862-1869 гг. Приток переселенцев из восточных штатов значительно ослабил влияние мормонской церкви в Западной Америке).
Придя к власти накануне Гражданской войны, республиканцы приняли в 1862 г. первый федеральный акт (Morrill Anti-Bigamy Law), запрещавший практику многоженства на Западе. Однако длительное время этот закон реально не действовал, поскольку юридическую систему Юты контролировали мормоны, а в стране имела место война между штатами и Реконструкция. Только в начале 1870-х гг. правительство США начало предпринимать силовые меры против «Святых последних дней мира», стремясь ликвидировать их квазигосударственное образование. К уголовной ответственности привлекли ряд руководителей Церкви, а одного из них - ближайшего помощника Бригама Янга епископа Джона Д. Ли повесили в 1877 г. Федеральные власти обвиняли Ли в уничтожении группы из более ста переселенцев - немормонов в период «Ютской войны» в 1857 г. (этот случай известен в истории как «Резня на горных лугах»).
В 1879 г. Верховный суд США признал полигамию «варварской практикой». В 1882 и 1887 гг. Конгресс принял законы Эдмундса (Edmunds Act) и Эдмундса - Такера (Edmunds-Tucker Law) об окончательном запрещении полигамии. Эти акты предусматривали арест банковских счетов, конфискацию церковной собственности, ограничение политического влияния Святых в Юте и на других западных территориях. Мормоны-многоженцы
лишались права голосовать и занимать судейские места, их имущество подлежало конфискации, а они сами заключались в тюрьму на 5 лет. Представители федеральной власти организовали охоту на лиц, находившихся в полигамных браках, проводилась слежка, устраивались ночные облавы и обыски в домах. Сотни мужчин и несколько женщин - Святых последних дней были арестованы в Юте, Айдахо, Аризоне,
Небраске, Мичигане и Южной Дакоте. Многие отцы семейств и церковные лидеры вынуждены были перейти на нелегальное положение. Они укрывались на отдаленных фермах, в молельных домах, в жилищах соседей и своих полигамных жен. На Юге США были убиты три мормонских проповедника. В тюрьмах оказались Джордж К. Кэннон, Роджер Клаусон, Бригам Генри Робертс, Джордж Рейнолдс, будущий пророк Лоренцо Сноу и другие лидеры религиозной организации. Мормонская церковь расценила эти действия как «целенаправленную и шумную политическую кампанию», наняла адвокатов и начала судебный процесс против американского правительства.
Новый пророк Тейлор, возглавивший мормонов после смерти Янга в 1877 г., вынужден был скрываться от американских властей, часто менять место жительства. В июле 1887 г. он умер в фактической ссылке в поселке Кэйсвилл в 20 милях к северу от Солт-Лейк-Сити. Четвертый пророк Уилфорд Вудрафф 23 сентября 1890 г., действуя по вдохновению, написал «Манифест» -документ, положивший конец многоженству среди членов Церкви. Господь показал Вудраффу в видении, что если бы практика полигамии не была прекращена, то правительство США отняло бы у Церкви все храмы и покончило с «храмовой работой для живущих и умерших». Первое Президентство, Кворум Двенадцати Апостолов и октябрьская Генеральная конференция одобрили Манифест, который впоследствии вошел в «Учение и Заветы» как «Официальное Заявление 1». После «откровения» 1890 г. власти постепенно прекратили судебные преследования мормонов [9, с. 100-101]. В начале 1893 г. республиканец президент Бенджамин Гаррисон освободил из тюрем мужчин, осужденных за нарушение антиполигамного законодательства (в общей сложности были арестованы 1 300 чел.). Подавляющее большинство мормонов признали моногамию, оставив только первых жен и их детей. Брошенные семьи оказались в очень тяжелом материальном положении.
Тысячи упорствующих защитников полигинии, многобрачников -
«фундаменталистов» обвинили У Вудраффа в предательстве фундаментальных основ мормонизма, объявив его «великим Иудой», и откололись от Церкви. «Отделившиеся мормоны» в 80-е - 90-е гг. XIX в., спасаясь от
гонений, с семьями переселились в Западную Канаду и Северную Мексику. Они обосновались в 1884-1885 гг. в Чихуахуа, Соноре и других мексиканских штатах, построили города Колония Хуарес, Колония Диас и еще 7 приграничных поселений. Постепенно среди мексиканцев и местных индейцев начал распространяться мормонизм, особенно после перевода Книги Мормона на испанский язык в 1886 г. Исход «радикалов» в Мексику, где действовало более либеральное законодательство, чем в США, а также в Канаду продолжался и в первой половине ХХ в.
Факты свидетельствуют, что полигамия среди «Нового Израиля» продолжала существовать и спустя много лет после упразднившего ее Манифеста. В период 18901910 гг. некоторые церковные начальники заключили секретные полигамные браки. Неслучайно, что будущий седьмой президент Святых Хибер Дж. Грант в 1899 г. был арестован и в суде признан виновным в «незаконном сожительстве», т.е.
многоженстве. За те же деяния в 1906 г. был осужден и будущий шестой пророк Джозеф Ф. Смит. Считается, что в 1910-е - 1920-е годы перестали заключать «множественные» браки, а последний официально признанный Церковью многоженец умер в 1976 г. Энциклопедическое издание «Мормонская доктрина», неофициально одобренное в 50-е -60-е гг. XX в. руководством Церкви Святых последних дней, подобный образ жизни не одобряет и считает полигамистов опасными еретиками: «Многоженство несущественно для спасения или возвышения... Все, кто вступает или собирается вступить в полигамный брак в наши дни, когда держащий ключи отнял власть, которой эти браки совершаются, виновны в великом грехе» [16, р. 38-39, 410]. В то же время, церковными идеологами всегда теоретически допускалась возможность восстановления «священной практики» в будущем, после «Второго Пришествия» и установления «Тысячелетнего Царства», а также признавалось существование многоженства в «духовном мире».
Противники мормонов - западные традиционные христиане и современные православные российские теологи, ссылаясь на опубликованные свидетельства людей, покинувших мормонскую организацию, утверждают, что наследие исторического
многоженства все еще ощущается в Церкви. После смерти праведника и трансформации в бога мертвые женщины могут стать его женами и рожать детей - духов для заселения новых миров. Несмотря на формальную отмену полигамии, мормоны и в настоящее время теоретически являются многоженцами, поскольку признают заключенные в храмах «целестиальные (небесные) браки» между мертвыми. В современной практике усопший мужчина может быть посвящен в таинство со всеми женщинами, на которых был женат при жизни, в присутствии доверенных лиц. Недавно Церковью было принято решение, что женщине тоже позволено быть посвященной в таинство вечного брака с несколькими мужчинами, но при условии, что муж и жена уже умерли. Таинство также проводится и для покойных супругов, разведенных в земной жизни. При этом официальные церковные власти мормонов в наши дни не могут ясно объяснить, в какой форме существуют полигамные браки и полигамия в потустороннем мире.
Список литературы
1. Антоненко С.Г. Мормоны в России. Путь длиной в столетие. М.: ООО «Родина», 2007. 304 с.
2. Антоненко С.Г. Путь длиной в столетие. Формирование образа мормонов в российском общественном сознании // Родина. 2007. №8. C. 116-121.
3. Дворкин А.Л. Пророки и боги мормонов. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1999. 56 с.
4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования.- Нижний Новгород, 2002. 554 с.
5. Девина И.В. Мормоны: философия, религия, культура. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1994. 42 с.
6. Кислова А.А. Религия и церковь в общественно-политической жизни США первой половины XIX в. М.: Наука, 1989. 238 с.
7. Ли Р., Хиндсон Э. Ангелы обмана. М.: «Протестант», 1994. 240 с.
8. Мартин У Царство культов. СПб.: СП «Логос», 1992. 352 с.
9. Наше наследие. Краткая история Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.-Б.м., 1999. 152 с.
10. Элбакян Е.С. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней: история и современность // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3. 2004. С. 44-69.
11. Arrington L.J., Bitton D. The Mormon Experience: A History of the Latter-day Saints. N.Y.: Vintage Books, 1979. 404 р.
12. Bitton D., Beecher M.U. New Views of Mormon History. Salt Lake City: Univ. of Utah Press, 1987. 480 p.
13. Bowles S. Across the continent: a stage ride over the plains to the Rocky Mountains, the Mormons and the Pacific states, in the summer of 1865, with speaker Colfax.- Springfield, Mass.: S. Bowles, N.Y.: Hurd & Houghton, 1869. 436 р.
14. Colfax S. Across the continent by overland stage in 1865. Letter-April 18, 1865. 41 p. // URL:http://cdm15999.contentdm.oclc.org/cdm/ref/collection/Diaries/id/4233 (дата обращения 10.04.2017 г.)
15. Journal of Discourses 5:203; 11:268-269; 13:166; 17:224; 20:276.
16. McConkie B.R. Mormon Doctrine.- Salt Lake City: Deseret Book Co., 1966. 613 р.
17. Mormons and Mormonism: An Introduction to an American World Religion / Edited by E.A. Eliason.- Urbana: Univ. of Illinois Press, 2001. 250 p.
18. Republican Platform of 1856, 1860 // National Party Platforms. 1840-1960 / Compiled by D.B. Johnson, K.H. Porter. Urbana: Univ. of Illinois Press, 1961. 640 р.
Об авторе
Прилуцкий Виталий Викторович - доктор исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории, международных отношений и международного права, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, [email protected]