Научная статья на тему 'ПОЭТИКА САКРАЛЬНОГО В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШЕВЧЕНКИАНЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ТЕКСТЫ "ДАВИДОВЫХ ПСАЛМОВ")'

ПОЭТИКА САКРАЛЬНОГО В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШЕВЧЕНКИАНЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ТЕКСТЫ "ДАВИДОВЫХ ПСАЛМОВ") Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
POETICS OF SACRED / MUSICAL SHEVCHENKIANA / "PSALMS OF DAVID" BY T. SHEVCHENKO / UKRAINIAN COMPOSERS / ПОЭТИКА САКРАЛЬНОГО / МУЗЫКАЛЬНАЯ ШЕВЧЕНКИАНА / "ДАВИДОВЫ ПСАЛМЫ" Т. ШЕВЧЕНКО / УКРАИНСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пивторацкая Леся Николаевна

В статье рассмотрены произведения современных украинских композиторов на тексты из поэтического цикла «Давидовы псалмы» Т. Шевченко. Осуществлен компаративный анализ признаков сакрального в музыкальной и поэтической Шевченкиане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETICS OF SACRED IN MODERN MUSICAL SHEVCHENKIANA (ON THE MATERIAL OF WORKS ON THE TEXTS OF “PSALMS OF DAVID”)

The article deals with the works of modern Ukrainian composers to the texts from the poetic cycle “Psalms of David” by T. Shevchenko. The research focused on the comparative analysis of the signs of the sacred in the musical and the poetic Shevchenkiana.

Текст научной работы на тему «ПОЭТИКА САКРАЛЬНОГО В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШЕВЧЕНКИАНЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ТЕКСТЫ "ДАВИДОВЫХ ПСАЛМОВ")»

POETICS OF SACRED IN MODERN MUSICAL SHEVCHENKIANA (ON THE MATERIAL OF WORKS ON THE TEXTS OF "PSALMS OF DAVID")

https://doi.org/10.29013/EJA-20-2-87-94

Pivtoratska Lesia Mykolayivna, Postgraduate student, Department of Music Theory at Kharkiv National University of Arts named after I. P. Kotlyarevsky Kharkiv, Ukraine E-mail: lesya.gerasimenko1602@gmail.com

POETICS OF SACRED IN MODERN MUSICAL SHEVCHENKIANA (ON THE MATERIAL OF WORKS ON THE TEXTS OF "PSALMS OF DAVID")

Abstract. The article deals with the works of modern Ukrainian composers to the texts from the poetic cycle "Psalms of David" by T. Shevchenko. The research focused on the comparative analysis of the signs of the sacred in the musical and the poetic Shevchenkiana.

Keywords: poetics of sacred, musical Shevchenkiana, "Psalms of David" by T. Shevchenko, Ukrainian composers.

Пивторацкая Леся Николаевна, аспирантка кафедры теории музыки, Харьковского национального университета искусств

имени И. П. Котляревского E-mail: lesya.gerasimenko1602@gmail.com

ПОЭТИКА САКРАЛЬНОГО В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШЕВЧЕНКИАНЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ТЕКСТЫ «ДАВИДОВЫХ ПСАЛМОВ»)

Аннотация. В статье рассмотрены произведения современных украинских композиторов на тексты из поэтического цикла «Давидовы псалмы» Т. Шевченко. Осуществлен компаративный анализ признаков сакрального в музыкальной и поэтической Шевченкиане.

Ключевые слова: поэтика сакрального, музыкальная Шевченкиана, «Давидовы псалмы» Т. Шевченко, украинские композиторы.

Сакральное - один из главных смысловых центров притяжения в творчестве Т. Шевченко. Глубинное воздействие сакрального проявляется в многообразном использовании поэтом различных религиозных мотивов, сюжетов, образов, символов и свидетельствует о глубинном значении Священного Писания в мировоззрении Кобзаря. «Цитирование Библии - характерная чер-

та, присущая литературному языку поэта, яркая особенность его авторского стиля» [1, 51]. Библейская тематика присутствует во многих произведениях поэта (Например, поэмы «Мария», «Неофиты», «Подражание 11 псалму», «Осия. Глава 14»), однако наиболее полно и концентрированно духовная сущность Писания выражена в цикле «Давидовы псалмы» (поэтическом

переложении Псалтири), в котором Т. Шевченко создал высокий патетический стиль нового литературного украинского языка.

Лингвостилистическое оформление сборника «Давидовы псалмы» имеет ключевое значение в выявлении специфики воплощения сакрального («священного») в творчестве Т. Шевченко. Ведь, по определению Ю. Гри-горчук, «поэтика сакрального - система творческих принципов и художественных средств, с помощью которых в литературном произведении объективируются сакральные смыслы» [4, 75]. Сакральное может проявляться на разных уровнях архитектоники литературного произведения, в том числе через тематику, образы героев, систему жанров, метафоризацию, религиозные концепты и т. п.

Понятие «поэтика» охватывает достаточно широкое семантическое поле. Большинство литературоведов толкуют его как науку о строении и способах организации литературного произведения. Отметим, что в музыковедении словосочетание «музыкальная поэтика» в одних случаях роднится с литературоведческой трактовкой (Н. Гуляницкая, Т. Тесля, Н. Беличенко), в других,- граничит с понятием «композиторский стиль» (А. И. Самойленко) или связано с семантикой (В. Немковская, А. Полищук).

В данной статье под поэтикой произведения мы подразумеваем систему принципов его художественной организации. Так, в поэтике цикла «Давидовы псалмы» Т. Шевченко выделяем следующие составляющие: общая композиция сборника, драматургические особенности, главные образные сферы, характерные черты языка, стилистика, версификация.

Несмотря на то, что тема религиозно-философских мотивов в поэзии Кобзаря неоднократно привлекала внимание литературоведов, поэтика сакрального в музыкальной Шевченкиане является практически неисследованной областью, что и определило актуальность данной статьи.

Целью работы является описание специфики претворения принципов стихосложения и семантических особенностей сакральной поэзии Т. Шевченко в музыке современных украинских композиторов. Также одной из задач статьи является сравнительная характеристика поэтики сакрального в литературе и музыке в целом.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой единственную на сегодняшний день попытку дифференцированного рассмотрения признаков сакрального в «Псалмах Давида» Шевченко и в музыке на тексты из данного цикла. Кроме этого, результаты наших наблюдений могут быть экстраполированы на другие исследования композиторского духовного творчества.

Интерпретация религиозных мотивов в поэтическом творчестве Т. Шевченко интересовала многих украинских литературоведов (например, Г. Грабовича, О. Забужко, И. Даниленко, Т. Виль-чинскую, И. Огиенко, Н. Слухай, Е. Сверстюка и др.) Обращая внимание на концентрацию творческой мысли Т. Шевченко в сфере сакрального, исследователи поразному толкуют многообразие семантических коннотаций сакрального в его творчестве. Одни объясняют эту особенность не столько тематической связью с Библией, сколько «глубинными структурами мышления поэта» [3, 182], другие отмечают проповеднические способности поэзий Т. Шевченко, религиозную подоплеку и «керигматический» характер его поэтической речи [9, 38]. Некоторые ученые акцентируют внимание на тождественности понятий «сакральность» и «святость» в творчестве Кобзаря. Наконец большинство исследователей сходятся во мнении, что Т. Шевченко - основатель духовного, этического начала в украинской литературе.

Термин «сакральное» в переводе с латинского языка означает «... священный, святой, тот, что вызывает благоговейное уважение.» [5, 891]. Начиная с XX века сакральное выходит за преде-

РОЕТЮ ОР 5ДСРЕО Щ МООБРЫ ММСЖ 5НЕУСНЕМК!АМД (ОН ТНЕ МДТЕР!Д1 ОР WORKS ОН ТНЕ ТБХТБ ОР "РБММБ ОР РЛУЮ")

лы исключительно религиозного дискурса. Теперь к сакральным явлениям относят не только религиозно-мистическое или иррациональное (культ, религиозные ценности, личности и вещи, которые были посвящены), но и то, что воплощает высокодуховные идеи и образы.

По определению музыковеда С. Шипа, «... сакральная музыка - та, что функционирует в определенной культурной среде как посвященная Богу (богам, духа), выражающая религиозные чувства, таинственно действующая на человека, предназначенная для религиозного ритуала и вызывающая благоговейное уважение, священное поклонение, обязательное для носителей данной религиозной традиции» [11, 59]. Как отмечает О. Зосим, в метафорическом смысле сакральная музыка не является составной частью религиозной коммуникации, лежащей в основе сакрального искусства, а интерпретируется как художественно-эстетический феномен, потому что ориентирована на концертное исполнение [6, 103].

Учитывая разносторонние аспекты исследования религиозных мотивов в творчестве Т. Шевченко и изученность сакрального в литературоведении в целом, рассмотрим типичные черты стилистики «сакрума» в «Давидовых псалмах» Т. Шевченко и способы их интерпретации в музыке украинских композиторов.

Поэтический цикл «Давидовы псалмы» Т. Шевченко состоит из десяти поэтических переложений Псалтири, в которых не только раскрываются личные чувства и переживания автора, но и проводятся совершенно очевидные параллели между библейской историей Израиля и историческими реалиями Украины. С точки зрения В. Сулимы, «умоляя о прощении личных грехов и спасении всех людей, поэт написал для своих современников молитвы, с которыми они могли бы обращаться к Богу» [10, 202].

Заметим, что религиозный стиль творчества Т. Шевченко имеет свои специфические призна-

ки на всех языковых уровнях, однако наиболее значимыми являются тематический (мотивы, темы, сюжеты) и лексический (многочисленные лексемы библейского содержания, метрическая специфика). Кроме того, по мнению Ю. Григор-чук, «стилистическим "индикатором" сакрального в литературном произведении является и многоплановая метафоризация художественного выражения» [4, 74]. Например, вербальная составляющая оперы-оратории «Вспомните, братия моя.» В. Губаренко насыщена метафорическими высказываниями, многочисленными лирическими отступлениями и философскими размышлениями, что приводит к полифоническому наслоению контрастных содержательно-тематических линий, различных смысловых кодов, среди которых ведущее значение принадлежит концептосфере сакрального. Поэтому на лексическом уровне показателем религиозного стиля в творчестве Т. Шевченко являются так называемые маркированные слова. Например, библейские наименования, цитаты из Священного Писания, библеизмы, архаизмы, церковнославянизмы.

Что же является «подтверждением выражения» сакрума в музыке?

По мнению О. Зосим, признаком сакрального в музыкальных произведениях является их богослужебная функция, то есть включение в храмовое пространство, где происходит религиозный акт коммуникации человека с трансцендентным [6, 107]. Отличительным свойством сакрума в композиторском квазилитургическом («Квазилитургическая музыка - написана на канонические тексты, но имеет концертное назначение» [6, 107]) творчестве, с точки зрения О. Зосим, можно назвать и использование канонических текстов, - в данном случае, стихотворных переложений Давидовых псалмов Т. Шевченко в рассматриваемых нами произведениях. Например, «Рождественская Божественная Литургия» А. Козаренко, хоровые концерты А. Яковчу-ка и О. Полевого, хоровые циклы М. Скорика

и В. Журавицкого, опера-оратория «Вспомните, братия моя.» В. Губаренко и др.

Сакральная стилистика «Давидовых псалмов» Т. Шевченко проявляется в поэтическом синтаксисе, как правило, заимствованном из ветхозаветных текстов. В частности, это употребление эпитетов, инверсионного порядка слов, приемов асиндетона и полисиндетона, риторических вопросов и восклицаний, сравнительных оборотов.

С целью динамизации стихотворения и, порой, усиления просительной интонации Т. Шевченко пользуется приемом асиндетона, отличительным признаком которого является отсутствие союзов между однородными членами предложения для подчеркивания и краткости выражения [8, 65].

Заметим, что композиторы тонко претворяют в музыке синтаксические приемы стихотворений Т. Шевченко. Так, В. Журавицкий в среднем разделе первой части (Псалом 12) хорового цикла «Псалмы Давидовы» динамизированное поэтическое высказывание с использованием асиндетона («Спаси меня, спаси мою душу») усиливает в музыкальном прочтении с помощью частой смены метроритма (2/4, 6/8 и т.д.). Подобный прием наблюдаем и в «Псалме 12» М. Скорика, где активизация музыкальной ткани, кроме изменения метроритма, сопровождается использованием различных счетных долей для воплощения 14-слогового стиха (четвертных, восьмых длительностей). Во второй части упомянутого цикла В. Журавицкого (Псалом 53) прием асиндетона на словах «Молюсь, Господи, внуши им / Уст моих глаголы» находит свое воплощение посредством имитации с квартовым вступлением голосов, что способствует лапидарности, уплотнённости музыкальной ткани.

Другая поэтическая фигура, неоднократно применяемая в «Давидовых псалмах» Т. Шевченко,- полисиндетон,- способствует замедлению тона высказывания, его расчленению. По опре-

делению литературоведческого словаря, «полисиндетон (многосоюзие) - это фигура поэтической речи, выполнена повторяющимися союзами для усиления лирической выразительности или медитативности» [8, 72]. Поскольку этот прием имеет ведущее значение в текстах Библии, по мнению исследователей, «использование поэтом многосоюзий свидетельствует о большом влиянии Священного Писания на его стихотворные переложения псалмов» [1, 54].

Что же касается музыкального воплощения полисиндетона, то в первой части хорового цикла В. Журавицкого (на текст переложении Псалма 12), на словах «Доки буду мучить душу / i серцем болгги? / Доки буде ворог лютий / на мене диви-тись / 1 см1ятись!...», композитор воспроизводит общее состояние замедленности высказывания с помощью трехкратного повторения одного и того же мелодического мотива (трихорд - тетрахорд) в различных голосах на фоне хорового тоттотапйо. В свою очередь М. Скорик, интерпретируя этот фрагмент, прибегает к полипластовому расслоению музыкальной ткани.

Еще одним стилистическим «индикатором» сакрального в поэзии является обращение к жанрам церковной литературы (молитва, псалом, послание, мистерия, «подражание», переложение). Литературоведы отмечают, что во многих произведениях Т. Шевченко именно молитва является ведущим структурным элементом, одним из средств выражения его философских взглядов. Показательным образцом Шевченковской молитвенной лирики является цикл «Давидовы псалмы», в котором шесть среди десяти стихов -молитвенные по характеру (12, 43, 52, 53, 81, 93).

Таким образом, музыкальный жанр является одним из главных репрезентантов сакрального в музыке. Композиторы часто обращаются к концертным жанрам духовной музыки, которые содержат ритуальную составляющую в качестве ведущей (месса, оратория, реквием, литургия, магнификат). В качестве примера приведем опе-

РОЕТЮ ОР SACRED Щ МОЭЕРЫ MUS!CAL SHEVCHENK!ANA (ОН ТНЕ МАТЕР!АЬ ОР WORKS ОН ТНЕ TEXTS ОР ОР ОАУЮ")

ру-ораторию «Вспомните, братия моя.» В. Гу-баренко, жанровые истоки которой, по мнению Н. Королюк, наряду с преемственностью с античной трагедией и принципами средневекового религиозного театра, имеют генетические связи с пассионами [7, 171]. Поэтому в сочинении, с одной стороны, присутствуют композиционно-жанровые признаки античной трагедии (наличие таких разделов как пролог, парод, эксод, эписодии, стасимы), с другой,- жанра пассионов (чередование реплик рассказчика-Поэта с драматическими событийными эпизодами).

Вместе с тем, сакральность в нелитургическом (концертном, светском) музыкальном произведении может получать свое отображение через прямое или косвенное использование таких жанров (или их отдельных элементов) как псалом, молитва, притча, страсти, кант, органум, мотет.

Помимо этого, поэтика сакрального проявляется не только на уровне структуры, но и в семантике применяемых образов. В частности,- по мнению Н. Беличенко,- в использовании библейских концептов и образов, символов или моделей духовной личности: вооруженный воин, сияющее светило, малое дитя, путешественник, направляющийся узким путем, храм, где живет Святой Дух, ветви виноградной Лозы и т.д. [2, 112], что также отражается в поэзии Т. Шевченко. Значительными в цикле «Давидовы псалмы» являются библейские образы воды, в частности «рос Ермонских» как символа очищения (Пс. 132). Центральное место принадлежит, на наш взгляд, противопоставлению «праведных» и «нечестивых»,- по сути это сквозной идейный вектор сборника,- а также тесно связанному с ним в содержательном плане концепту врагов (Пс. 12, 53). Существенное значение приобретают и некоторые другие духовные концепты: Божьей кары («яко Бог наказывает неправых, правым помогает» - Пс. 149), соборности («Воспоем честным собором» - Пс. 149), любви к ближнему и к врагам («и на злых моих посмотрю незлым своим глазом» - Пс. 53).

В хоровой миниатюре В. Тиможинского «Псалом 12» угрожающий образ врага, имеющийся в поэтическом тексте, в музыке проявляется с помощью текстовой полифонии, а семантически важная синтагма «в руки вражьи» становится вербальной составляющей остинатной фигуры. Кульминационную фразу «Да не скажет хитрый враг» автор выделяет с помощью применения уменьшенной гаммы Н. А. Римского-Корсакова, в результате чего возникают острые полиладовые сопоставления (диссонирующие трения звуков <^8»-«а8» с четвертитоновым наложением в их одновременном звучании).

В. Губаренко в опере-оратории «Вспомните, братия моя.» изображает трагические события Колиивщины через призму сакральных концептов казни, жертвоприношения и покаяния, которые претворяются на разных уровнях - содержательно-смысловом, композиционном, тематическом (интонационном, ритмо-мотивном, тембральном). Подобно авторам античных трагедий, композитор, проведя слушателя через переживание чувств ужаса и сострадания, завершает свое произведение глубоким катарсисом, воспринимающимся в качестве символа духовного очищения и обновления.

На стилистическом уровне сакральность в музыке может проявляться многообразно и нередко связана с обращением к средствам и приемам выразительности музыки отдаленных эпох (Средневековья, Ренессанса, Барокко), таких как репетитативность, монодичность, атематичность (минималистская техника), использование риторических фигур, разного рода цитат, интонационных средств христианской духовной традиции (хоральной фактуры, антифонных и респонсор-ных принципов и т.п.), что дает суммарный эффект статичности и медитативности, внутренней сдержанности и глубокой молитвенной сосредоточенности [6, 102].

Отметим, что наиболее распространенным принципом в рассматриваемых композиторских

интерпретациях является использование псал-модирования, в частности в хоровых концертах А. Яковчука, О. Полевого, кантате «Псалмы Давидовы» О. Имаметдиновой (Похило). В третьей части (Псалом 149) хорового цикла В. Журавиц-кого псалмодирование в партии теноров на словах «Преподобные во славе и на тихих ложах» воспринимается как голос пророка-псалмопевца. Помимо того, современные украинские композиторы часто пользуются экспрессивным приемом речитации без фиксированной звуковысотности, что берет свои истоки в кобзарско-лирницкой традиции. Например, это стилистическое средство активно использует Л. Дычко в кульминационных разделах своей хоровой симфонии «Шев-ченкиана».

Важным фактором воплощения сакрального в музыке украинских авторов является использование четырехголосной хоральной фактуры и так называемого кантового трёхголосия, что косвенно указывает на литургическую направленность музыки. Например, во второй части цикла В. Жура-вицкого (Пс. 53) на словах «Бог мне помогает» используется «терцовая втора» в партии теноров и «свободная мелодия» у басов. Хоральная фактура выступает ключевым фактором организации музыкальной ткани в крайних разделах третьей части (Пс. 53) хорового цикла М. Скорика.

Отдельно следует сказать об исполнительском составе рассмотренных вокально-хоровых и вокально-инструментальных произведений. Как известно, тембровый состав церковных произведений в большинстве случаев вокально-хоровой.

Интересно, что все исследованные нами опусы созданы для мужского (в Н. Лысенко, В. Жура-вицкого, М. Скорика) или смешанного хорового состава с сольными мужскими партиями (произведения Л. Ревуцкого, А. Яковчука, О. Полевого, В. Губаренко, В. Тиможинського, Л. Дычко). Можно предположить, что характерной чертой духовной музыки есть специфика тембровой окраски мужских голосов, что естественно ассоциируются с церковным пением. Кроме того, басовый голос часто имеет семантическое значение как голос пророка.

В то же время чистое тембровое звучание детских голосов воспринимается как ангельское пение небожителей, причем возвышенное «райское» звучание детского хора часто связано с достаточно устойчивым фактурным решением - кантовым трёхголосием. Этим приемом тонко пользуется В. Губаренко в опере-оратории «Вспомните, братия моя.», воплощая, таким образом, сквозной концепт «рая братского единства».

Отметим, что камерность хорового состава становится дополнительной отличительной коннотацией сакральных образов, поскольку создает особый духовно-интимный, исповедальный тон высказывания.

Поскольку наши аналитические наблюдения относительно поэтики сакрального в литературе и музыке выходят далеко за пределы рассматриваемых произведений и имеют более универсальный характер, кратко подытожим все вышеизложенное в виде сравнительной таблицы (см. Табл. 1).

Таблица 1.- Поэтика сакрального в литературе и музыке

Литература Музыка

1 2 3

Жанры Молитва, псалом, духовный стих, послание, мистерия, «подражание», переложение. Месса, оратория, реквием, литургия, страсти, магнификат, духовный концерт, кант. Дополнительные жанровые коннотации: псалом, молитва, песнопение, гимн, органум, мотет.

POETICS OF SACRED IN MODERN MUSICAL SHEVCHENKIANA (ON THE MATERIAL OF WORKS ON THE TEXTS OF "PSALMS OF DAVID")

1 2 3

Композиционно - структурные принципы Литературная форма молитвы; сквозной параллелизм. Текстомузыкальные формы, обусловленные использованием / побочным воздействием канонических или паралитургических текстов (псалмодирование, антифонные или респонсорные принципы и т.п.).

Стилистика Лексические средства Цитирование Библии, библеизмы (фразеологизмы), церковнославянизмы, окказионализмы, диалектизмы религиозная лексика, лексика для обозначения церковной атрибутики, обращения к Богу и т.п. Синтаксические особенности Художественные определения (эпитеты); асиндетон (бессоюзие), поли-синдетон (многосоюзие); анафора; инверсионный порядок слов; риторические вопросы и восклицания; сравнительные обороты. Возвышенный тон высказывания и т.п. Тематизм. Музыкально-интонационные приемы Цитаты или аллюзии средневековых музыкальных произведений; риторические интонационные фигуры эпохи Ренессанса и Барокко; интонационные средства христианской духовной традиции (например, секвенция «Dies irae»); атема-тичность. Фактура. Исполнительский состав. Техника письма Монодичность изложения; хоральная фактура; одухотворенное звучание; медитативность; минималистская техника письма; камерность; хор мальчиков; мужской хор и т.п.

Семантика Библейские или паралитургические концепты («распятие», «страдание», «крест», «страсти»), образы (Святой Господь, Матерь Божия, пророки), символы или модели духовной личности (вооруженный воин, сияющее светило, малое дитя).

Выводы. Особенность поэтики сакрума в сборнике «Давидовы псалмы» Т. Шевченко заключается не только в использовании религиозной тематики, но и в общем мироощущении самого Кобзаря. Религиозная лексика, употребляемая поэтом, свидетельствует о его глубинном знании Священного Писания.

Поэтика сакрального в литературе и музыке проявляется на разных уровнях (жанровом, структурно-композиционном, семантическом, синтаксическом, лексическом, стилистическом). В литературе сакральная стилистика прежде всего выражается в речи и синтаксисе, в связи с чем композиторские интерпретации цикла «Давидовы псалмы» Т. Шевченко отличаются достаточным

разнообразием воплощений синтаксических приемов поэзии. Самым главным в квазилитургическом композиторском творчестве становится использование религиозных текстов. Еще одним стилистическим показателем сакрального в поэзии и музыке является обращение авторов к жанрам церковной литературы и музыки, поскольку жанр - один из важнейших инструментов воплощения сакрума. Не менее важное значение приобретает и семантика музыкальных образов, в частности библейские концепты, символы, которые могут быть выражены различными способами и приемами композиторского письма (псалмодирование, моно-дичность, риторические интонационные фигуры эпохи Барокко, хоральная фактура, антифонные

принципы и т.п.). Побочным признаком проявле- но-хоровой состав исполнителей с превалирования сакрального в музыке есть камерный вокаль- нием мужских тембров.

Список литературы:

1. Баран Г. В., Баран I. М. Мова Шевченкових переспiвiв Давидових псалмiв. Украшська мова. 2015.-№ 4.- С. 36-58.

2. Беличенко Н. Н. О моделях духовной личности в Св. Писании. Проблеми взаемоди мистецтва, педагопки та теорй i практики освгги. - Харюв: ХНУМ iм. I. П. Котляревського, 2006. Вип. 18.-С. 108-115.

3. Грабович Г. Ю. Шевченко як мiфотворець. Семантика символiв у творчост поета; пер. з англ. С. Павличко.- Кшв: Рад. письменник, 1991.- 210 с.

4. Григорчук Ю. М. Проза Вiри Вовк: вимiри сакрального. - Брустурiв: Дискурсус, 2016.- 364 с.

5. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь: ок. 50000 слов.- М.: Русский язык, 1976.- 1096 с.

6. Зоам О. Л. Зах1дноевропейська богослужбова музика нового часу у вим1рах «ново!' сакральносп». Мистецтвознавчi записки. 2015. Вип. 28.- С. 99-110.

7. Королюк Н. I. Полум'яне слово Шевченка в музищ. Хорова творчкть укра'нських композиторiв [Редакцiя 1рини Коханик].- Кшв: Видавництво iм. Олени Тел^и, 1995.- 197 с.

8. Лггературознавчий словник-дов1дник [за ред. Р. Т. Гром'яка, Ю. I. Ковалева, В. I. Теремка]. 2-ге вид., виправ. i доп.- Кшв: ВЦ «Академiя», 2007.- 751 с.

9. Новакович М. О. Проблема музичного вткення поези Шевченка в минулому та сьогоденш. Укра'н-ська музика. Науковий часопис.- Львiв: ЛНМА iм. М. В. Лисенка, 2014.- Число 1(11).- С. 34-43.

10. Сулима В. I. Бiблiя i украшська лггература: навчальний посiбник.- Кшв: «Освiта», 1998.- 400 с.

11. Шип С. В. Духовная музыка и родственные жанровые категории (к определению понятий). Науковий вкник НМАУ iменi П. I. Чайковського. - Ки!'в, 2008. Вип. 78.- С. 52-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.