Научная статья на тему 'ПОЭТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ АКМУЛЛА В АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ'

ПОЭТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ АКМУЛЛА В АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
292
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМУЛЛА / РЕЛИГИЯ / СЭСЭН-ИМПРОВИЗАТОР / МОЛИТВА / ИСЛАМСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / БАШКИРСКАЯ ПРОЗА / AKMULLA / RELIGION / SESSEN-IMPROVISER / PRAYER / ISLAMIC VALUES / ENLIGHTENMENT / BASHKIR PROSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Набиуллина Гульнур Мирзаевна

Введение . События конца ХХ века открыли новые возможности для дальнейшего развития башкирской литературы. Наряду с новыми задачами тема героического подвига народа за духовную свободу, создание художественного образа выдающихся его представителей и по сей день является предметом особого внимания. Нами поставлена цель - изучить образ поэта-просветителя Акмуллы в современной башкирской прозе в аксиологическом измерении. Материалом для анализа послужили произведения башкирских писателей, посвященные М. Акмулле. Для достижения цели использованы культурно-исторический, биографический, герменевтический методы , с применением контекстуального и культурологического принципа. Результаты исследования, обсуждения . Подлинная гражданственность, гуманистическая направленность творчества М. Акмуллы неразрывно связаны с общими тенденциями XIX века и в то же время имеют свои особенности, выделяя его из исторического процесса органичным сочетанием двух начал - религиозного и просветительского, что позволяло ему занять свое место среди самых различных слоев населения. Жизнь сэсэна, наполненная событиями, свершениями и поисками, создают его образ, несущий глубокие художественно-эстетические и нравственные традиции своего народа, раскрывающий дух атмосферы той эпохи, освещая события реальной истории. Переживания за судьбу народа поднимают творчество Акмуллы на высокую ступень развития. Его стихи, воплощенные в совершенной художественной форме, несущие откровения не только для той эпохи, в которой жил поэт, но и для современников, выступают в качестве системы религиозно-нравственного измерения ценностей. Заключение . Таким образом, анализ показал, что безусловный интерес представляет художественный образ Акмуллы, увековеченный в творчестве современных писателей (М. Ямалетдинов, Л. А.-Якшибаева, Я. Хамматов и т. д.), уясняющий исторические и социальные ценности. Мулла, призывающий к просвещению, преображающий жизнь народа своим учением и творчеством, поэт, преображаемый исламской религией - такова идейная основа художественно-образного решения характера просветителя в современной башкирской литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POET-EDUCATOR AKMULLA IN THE AXIOLOGICAL DIMENSION IN MODERN BASHKIR PROSE

Introduction . The events of the late twentieth century had a huge impact on the further development of Bashkir literature. Along with new tasks, the theme of the heroic feat of the people for spiritual freedom, the creation of an artistic image of its outstanding representatives is still the subject of special attention. Our purpose is to study the image of the poet-educator Akmulla in modern Bashkir prose in the axiological dimension. The material for the analysis was the works of Bashkir writers dedicated to Akmulla. To achieve this goal, the authors used cultural-historical, hermeneutical methods , using the contextual and cultural principles. Research results and discussions . Genuine civic consciousness and humanistic orientation of M. Akmulla's work are inextricably linked with the general trends of the XIX century and at the same time have their own characteristics, distinguishing him from the historical process by an organic combination of two principles - religious and educational, which allowed him to take his place among the most diverse segments of the population. Sessen’s life, filled with events, achievements and searches, creates his image, carrying deep artistic, aesthetic and moral traditions of his people, revealing the spirit of the atmosphere of that era, covering the events of real history. Worries about the fate of the people raise Akmulla’s creativity to a high level of development. His poems, embodied in a perfect artistic form, bearing revelations not only for the era in which the poet lived, but also for the contemporaries, act as a system of religious and moral measurement of values. Conclusion . Thus, the analysis showed that the artistic image of Akmulla, immortalized in the works of modern writers such as M. Yamaletdinov, L. A.-Yakshibayevа, Y. Khammatov et al. and clarifying historical and social values, is of absolute interest. It explains the historical and social meaning of the poet-educator. Mullah, who calls for enlightenment, transforms the life of the people with his teaching and creativity, a poet transformed by the Islamic religion - this is the ideological basis of the artistic and imaginative solution of the educator's character in modern Bashkir literature.

Текст научной работы на тему «ПОЭТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ АКМУЛЛА В АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ»

УДК 821.512.141, 10.01.02

DOI 10.30914/2072-6783-2020-14-4-487-493

Поэт-просветитель Акмулла в аксиологическом измерении

в современной башкирской прозе Г. М. Набиуллина

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия

Аннотация. Введение. События конца ХХ века открыли новые возможности для дальнейшего развития башкирской литературы. Наряду с новыми задачами тема героического подвига народа за духовную свободу, создание художественного образа выдающихся его представителей и по сей день является предметом особого внимания. Нами поставлена цель - изучить образ поэта-просветителя Акмуллы в современной башкирской прозе в аксиологическом измерении. Материалом для анализа послужили произведения башкирских писателей, посвященные М. Акмулле. Для достижения цели использованы культурно-исторический, биографический, герменевтический методы, с применением контекстуального и культурологического принципа. Результаты исследования, обсуждения. Подлинная гражданственность, гуманистическая направленность творчества М. Акмуллы неразрывно связаны с общими тенденциями XIX века и в то же время имеют свои особенности, выделяя его из исторического процесса органичным сочетанием двух начал - религиозного и просветительского, что позволяло ему занять свое место среди самых различных слоев населения. Жизнь сэсэна, наполненная событиями, свершениями и поисками, создают его образ, несущий глубокие художественно-эстетические и нравственные традиции своего народа, раскрывающий дух атмосферы той эпохи, освещая события реальной истории. Переживания за судьбу народа поднимают творчество Акмуллы на высокую ступень развития. Его стихи, воплощенные в совершенной художественной форме, несущие откровения не только для той эпохи, в которой жил поэт, но и для современников, выступают в качестве системы религиозно-нравственного измерения ценностей. Заключение. Таким образом, анализ показал, что безусловный интерес представляет художественный образ Акмуллы, увековеченный в творчестве современных писателей (М. Ямалетдинов, Л. А.-Якшибаева, Я. Хамматов и т. д.), уясняющий исторические и социальные ценности. Мулла, призывающий к просвещению, преображающий жизнь народа своим учением и творчеством, поэт, преображаемый исламской религией - такова идейная основа художественно-образного решения характера просветителя в современной башкирской литературе.

Ключевые слова: Акмулла, религия, сэсэн-импровизатор, молитва, исламские ценности, просветительство, башкирская проза

Для цитирования: Набиуллина Г.М. Поэт-просветитель Акмулла в аксиологическом измерении в современной башкирской прозе // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 4. С. 487-493. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-4-487-493

Poet-educator Akmulla in the axiological dimension in modern Bashkir prose

G. M. Nabiullina

M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, Ufa, Russia

Abstract. Introduction. The events of the late twentieth century had a huge impact on the further development of Bashkir literature. Along with new tasks, the theme of the heroic feat of the people for spiritual freedom, the creation of an artistic image of its outstanding representatives is still the subject of special attention. Our purpose is to study the image of the poet-educator Akmulla in modern Bashkir prose in the axiological dimension. The material for the analysis was the works of Bashkir writers dedicated to Akmulla. To achieve this goal, the authors used cultural-historical, hermeneutical methods, using the contextual and cultural principles. Research results and discussions. Genuine civic consciousness and humanistic orientation of M. Akmulla's work are inextricably linked with the general trends of the XIX century and at the same time have their own characteristics, distinguishing him from the historical process by an organic combination of two principles - religious and educational, which allowed him to take his place among the most diverse segments of the population. Sessen's life, filled with events, achievements and searches, creates his image, carrying deep artistic, aesthetic and moral traditions of his people, revealing the spirit of the atmosphere of that era, covering the events of real history. Worries about the fate of the people raise Akmulla's creativity to a high level of development. His poems, embodied in a perfect artistic form, bearing revelations not only for the era in which the poet lived, but also for the

© Набиуллина Г. М., 2020

contemporaries, act as a system of religious and moral measurement of values. Conclusion. Thus, the analysis showed that the artistic image of Akmulla, immortalized in the works of modern writers such as M. Yamaletdinov, L. A.-Yakshibayeva, Y. Khammatov et al. and clarifying historical and social values, is of absolute interest. It explains the historical and social meaning of the poet-educator. Mullah, who calls for enlightenment, transforms the life of the people with his teaching and creativity, a poet transformed by the Islamic religion - this is the ideological basis of the artistic and imaginative solution of the educator's character in modern Bashkir literature.

Keywords: Akmulla, religion, sessen-improviser, prayer, Islamic values, enlightenment, Bashkir prose

For citation: Nabiullina G.M. Poet-educator Akmulla in the axiological dimension in modern Bashkir prose. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 4, pp. 487-493. (In Russ.). DOI: https://doi.org/ 10.30914/2072-6783-2020-14-4-487-493

Последнее время внимание исследователей все больше направлено на аксиологический аспект литературы, общеизвестно, что термин «ценностный контекст» связывают с именем М. М. Бахтина. «Художественная аксиология как одно из направлений отечественного литературоведения начала оформляться сравнительно недавно, в 90-е годы ХХ столетия, и проходит в настоящее время период становления и развития (Э. Л. Афанасьев,

A. П. Власкин, Т. С. Власкина, Р. А. Гальцева, О. В. Зырянов, И. А. Есаулов, Т. А. Касаткина,

B. А. Котельников, В. Б. Петров, Е. В. Попова, И. Роднянская, В. А. Свительский, Л. Ю. Фук-сон, В. Е. Хализев и др.)» [5, с. 260].

Из национальных литератур данный аспект становился объектом специального исследования Р. А. Кудрявцевой и молодых ученых [1; 2] под ее руководством, которые более подробно рассматривают художественную аксиологию марийской литературы, обско-угорская литература -в работе А. Н. Семёнова [4]. Таков неполный перечень работ, которые внесли свой вклад в развитие национального литературоведения.

В нашем случае исламская аксиология в башкирской прозе предполагает выявление, описание, определение и исследование религиозных ценностей, представленных авторами в своих произведениях, где ценность подразумевается как «особая объективная положительная значимость чего-либо (кого-либо) в жизни» [3, с. 48].

Имя и творчество талантливого поэта-просветителя, сэсэна «Акмуллы неизменно привлекали внимание нескольких поколений башкирских, казахских, татарских, русских писателей и ученых, начиная от младших современников поэта М. Уметбаева и Р. Фахретдинова, в последующем Г. Тукая, Г. Ибрагимова, Д. Юлтыя, М. Ауэзова,

C. Сайфуллина, Т. Сагди, С. Кудаша, Б. Кенжебаева,

А. Харисова, М. Гайнуллина, К. Мэргэна, Х. Гусмана, Г. Хусаинова, А. Шмакова и других» [7, с. 21].

Как отмечает акмулловед А.Х. Вильданов, одним из первых исследователей творчества Мифтахетдина Акмуллы был Р. Фахретдинов. Шакирды поэта также не остались в стороне, примером может служит деятельность Д. Каскын-баева. Позже труды таких исследователей, как Д. Юлтый, Х. Гали, З. Валиди Туган, А. Харисов, М. Гайнуллин, Б. Кинябаев, А. Вильданов, Р. Шакур, М. Усманов, В. Калижанов, Г. Хусаи-нов, А. Сулейманов, З. Шарипова, Г. Шафиков, Р. Насыров, А. Асфандияров, Д. Валиев, Г. Куна-фин внесли серьезный вклад в изучении жизненной и творческой биографии поэта-сэсэна.

И для ряда башкирских писателей жизненный и творческий путь Акмуллы стал одной из важнейших тем. К примеру, в драматической повести К. Мэргэна «Прерванная мелодия» (1966), повестях Г. Шафикова «Акмулла» (1986), Ф. Янышева «Завещание Акмуллы» (2010), в рассказах А. Вахитова «Самауыр тeзэтеYсе» («Мастер, ремонтирующий самовары», 1966), М. Ямалетди-нова «Медный кумган» (1994), в драматической поэме Р. Нигматуллина «Белый луч» (1991), в трагикомедии Н. Гаитбая «Белые ночи Акмул-лы» (2001), в трагедии А. Хусаинова «Акмулла» (2008), в романах Я. Хамматова «Сырдарья» (2000), Л. А.-Якшибаевой «Зайнулла-ишан. На пути к истине. От истины в вечность» (2016, 2018) вырисовывается светлый образ талантливого поэта Мифтахетдина Акмуллы. Писатели, охарактеризовав наследие мастера слова, более решительно высказав свое отношение к историческому прошлому, определяют его место в духовной культуре народа.

По словам академика Г. Хусаинова: «Акмулла -несравненно крупный поэт, положивший начало

новой башкирской литературе народно-демократического реалистического направления. Он поднял просветительскую литературу на уровень большого, художественного слова, поэтической сатире придал острую социальную значимость» [6, с. 505]. На наш взгляд, писатели стремились показать и раскрыть поэта-сэсэна именно в этом плане.

Особое место занял среди произведений, посвященных знаменитому поэту-сэсэну, рассказ «Медный кумган» М. Ямалетдинова, проникнутый глубокой человечностью, тонкой поэтичностью, в котором автор акцентирует религиозность поэта.

Прав Шибзухов: «Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего» [9, с. 20], тем более в жизни религиозного человека, как Акмулла, который видел «в лице ислама огромную движущую силу, оказывающую для этого развития. Его и общие философские размышления связаны с религиозными понятиями»1.

В рассказе Акмуллла не забывает, что он мулла, даже когда путешествует, не расстается со своими книгами и религиозными атрибутами. Он не пропускает ни одного намаза. Медный кумган, сопровождавший весь его жизненный путь, ставший свидетелем его смерти, помог найти людей, которые подняли на поэта руку. Все художественные детали, используемые автором, гармонично подчинены в единую композицию. Поэтическое мировосприятие и мышление М. Ямалетдинова ставит его рассказ в ряд лучших произведений башкирской малой прозы. Из трудов ученых-акмулловедов и рассказа писателя видно, что Акмулла и Зайнулла-ишан Расули находились в очень близких, дружеских отношениях.

Среди вышеназванных произведений роман «Зайнулла-ишан. На пути к Истине. От Истины в Вечность» Л. А.-Якшибаевой заслуживает серьезное внимание, где она, оставаясь нравственной натурой, смело и определенно продолжила тему дружбы между Акмуллой и Зайнулла-иша-ном, начатую М. Ямалетдиновым в рассказе «Медный кумган».

Наиболее интересен, на наш взгляд, портрет Акмуллы. Воплощая известные факты о поэте-просветителе, сосредоточивая внимание на рели-

1 Вильданов А.Х. Акмулла - певец света и разума. Уфа, 1981. 160 с. (на башкирском языке). C. 211.

гиозности героя, прозаик заново порождает свой образ узнаваемого по творчеству и биографическим данным, вовлекающего читателя глубокий мир мусульманской культуры. В описании Л. А.-Якшибаевой он предстоит перед читателем как «высокий, мужественный, худощавого телосложения, с горящими глазами мужчина. На голове окаймленная шкуркой выдры округлая шапка. На теле сшитый из тонкой материи чапан на подкладке, на ногах кожаные ситеки в гало-шах»2. Спустя годы герой все больше внешне походил «на арабского шейха», у плечистого поэта-суфия «лицо - открытое, взгляд - вдумчивый», «зеленоватые глаза сияли изумрудным светом»3. В данном случае глаза, лицо способствуют выявлению глубинной сути духовности поэта-сэсэна.

Внимание прозаика к мусульманской культуре последние пятнадцать лет сыграли существенную роль при определении главного направления ее творчества. Исламская аксиология в творчестве Л. А.-Якшибаевой занимает огромное место, ее творческие интересы обращены на религию - особенно привлекают жизнь и деятельность мусульманских святых-аулия4, которые окружают поэта-просветителя. Образ Зай-нуллы-ишана несет в себе характерные свойства мусульманских аулия, воплощенные в книге «Сказание о целителе Мужавире. Мужавир Хазрет» (2008, 2011), повести «Габдулла Саиди» (2011) Л. А.-Якшибаевой, благодаря чему он заранее предвидел трагическую смерть друга. Действительно, своеобразные изобразительные средства, основывающиеся на религиозной аксиологии, впечатляют читателя. Роман свидетельствует о новой ступени творчества Л. А.-Якшибаевой, расширении и углублении поэтических возможностей автора. Умению воплотить образов духовных деятелей в немалой степени способствовала религиозность самого автора, которая выражает основы ее нравственного восприятия жизни.

Главу романа, в которой описывается знакомство двух будущих известных личностей, прозаик назвал «Дружба начинается с любви к Аллаху», где внимание автора концентрируется на их

2 Якшибаева Л. Зайнулла-ишан. На пути к Истине. От Истины в Вечность. Уфа : Китап, 2018. С. 115.

3 Там же. С. 280-281.

4 См. об этом подробнее: Набиуллина Г.М. Мусульманские святые в творчестве Лиры Якшибаевой сквозь призму религии и фольклора // Филология и человек. 2019. № 2.

взаимоотношениях, которые сыграли огромную роль в формировании духовной культуры башкирского народа, вносящих своей деятельностью вклад в развитие философской мысли. Как отмечает Л. А.-Якшибаева, они познакомились в городе Троицк. «С самого начала их сблизила любовь к восточной литературе»1. Зайнулла пригласил друга на лето в родную деревню Шарипо-во, и свои летние каникулы они провели вместе. Акмулла любовался природой, интересовался историей края, судьбой мусульман. Во время каникул Акмулла с Зайнуллой помогли достроить дом Нуритдин-баю из деревни Азнаш. Свою первую любовь встретили они этим летом, их возлюбленные - Гульбазига и Дагинур - были подругами. Когда Зайнулла женился, Акмулла читал для них никах.

В романе образ поэта, который несет в себе идею религиозности бытия, воспринимается с особой остротой, в нем ощущается определенный уровень святости, видевшего путь к гармонии в просвещении. Мифтахетдина Акмуллу прозаик ставит в один ряд такими личностями, как Мухаммед Рамазан аль Оши, Хусаинбек, Зу-баир и его сын, Уау Вахит2. Автор с необыкновенным мастерством рассказывает о чувствах и мыслях своего героя на фоне духовной атмосферы эпохи, в которой он жил. Все персонажи в романе взаимосвязаны, исламская религия становится одним из основных факторов, определяющих духовное развитие персонажей. Нужно отметить также и роль величавой природы, которая показывает активность внутренний жизни людей, где они пребывают в гармонии с ней.

В отличие от предыдущих авторов произведений об Акмулле герой у Л. А.-Якшибаевой наделен многими способностями: он и поэт, и сэсэн, и плотник, обладает гончарным ремеслом, может починить обувь, все это никак ему не мешает стать муллой. Он человек уникальный, мастер на все руки, хотя позже Акмулла избегал способа существования, обычного для судьбы многих религиозных деятелей, развивал в себе духовное начало путем отказа от привычной жизни. Известие о смерти Дагинур, которое получил он перед окончанием учебного года, оборвало его планы, Акмулла бросил учебу и уехал из Тро-

1 Якшибаева Л. Зайнулла-ишан. На пути к Истине. От Истины в Вечность. Уфа : Китап, 2018. С. 55.

2 Почитаемые мусульмане, имя которых связаны со святынями Башкортостана.

ицка, таким образом разошлись пути Акмуллы и Зайнуллы.

История сохранила сведения о дружественных отношениях ишана и поэта в течение всей их жизни. Надо сказать, что, будучи поэтом, он никогда не забывал своего бывшего сокурсника. В главе «Ночь наиболее темна перед рассветом» описывается встреча Акмуллы и Зайнуллы-хазрата через месяц после возвращения с хаджа Зайнуллы3. Из рассказа Акмуллы читатель узнает о его жизни в казахской степи, после пятничного намаза знакомится с его новыми произведениями вместе с жителями деревни Аккужино. За время пребывания поэта Зайнулла знакомит своего друга с Гатауллой-ишаном из Валитово, с которым они вместе совершили хадж.

Роман повествует о глубоком взаимоуважении духовных лиц, которые всячески хотели оберегать друг друга от темных сил: Акмулла предупреждал ишана, что нечистые душой люди пишут на него доносы, Зайнулла в свою очередь видел то, что Акмулле «надлежит пережить»4.

В главе «Акмулла - один на века» Зайнулла-ишан размышляет об имени Акмулла: «Казахи стали называть тебя удивительным именем! "Мулла с благими помыслами, чистой душой и хорошими намерениями"»5. Из уст Зайнуллы-ишана прозаик также дает оценку творчества поэта: «Твои стихи подобны грозному оружию. В каждом слове искра, высеченное из сердца... Только рожденное в недрах горячего сердца поэта слово может быть услышано сердцами лю-дей!»6. Шакирду Мажиту Гафури-ишан советует: для того чтобы «стать хорошим поэтом», нужно «изучать творчество Акмуллы», подчеркивая, что Акмулла «старается воспитывать людей, опираясь на Священный Коран»7.

Действительно, Акмулла, как истинная творческая личность, вкладывал душу в свои стихи. Он имел возможность основательно познакомиться с жизнью людей разных социальных слоев. Конечно, его стихи чаще всего основываются на знакомых простым людям проблемах, но он отражает в них глубокую веру в силу просвещения, основанную на исламской религии.

3 Якшибаева Л. Зайнулла-ишан. На пути к Истине. От Истины в Вечность. Уфа : Китап, 2018. С. 112.

4 Там же. С. 114.

5 Там же. С. 271.

6 Там же. С. 274.

7 Там же. С. 265.

«Суть поэзии, по взглядам Акмуллы, в ее общественном предназначении: воспитание человеческого духа, развитие ума, «внутреннее очищение», исцеление души» [8, с. 69].

Сцена открытия Пятой соборной мечети и медресе «Расулия» на улице Магмурия в городе Троицк также не проходит без присутствия одного из ближайших друзей Зайнуллы-ишана -Акмуллы, где также приняли участие Габдулла Саиди-ишан, хозяин золотоносных приисков Закир Рамиев. Данная тема нашла отражение в вышеназванных произведениях Л. А.-Якшибаевой, в романе она продолжила ее. Это был настоящий праздник не только для башкир, но для всех мусульман, «Мифтахетдин Акмулла был счастлив за друга»1.

Предчувствие смерти заставило заехать Ак-муллу в Троицк к своему другу Зайнулла-ишану. Длительное время они провели вместе: поехали на мероприятие в деревне Юлуке. И ишан долго не хотел отпускать его, предвидение угроз для жизни поэта, ощущение опасности не давали ему покоя. Мельчайшие художественные детали, использованные автором, к примеру, одинокий беркут в небесной синеве, приобретают значительность в раскрытии образа Акмуллы, который сохранил физическую крепость и душевную молодость, несмотря на нелегкую судьбу.

Акмулла был прославлен как поэт-просветитель, сэсэн, мулла, Л. А.-Якшибаева обратила прежде всего на его религиозность. Безусловно, в творчестве автора ощущаются башкирское народное творчество, особенно сюжеты из легенд и преданий, которые способствовали созданию нового полноценного образа Акмуллы. Ощущение нравственной силы и душевной чистоты героя важная, непреходящая черта религиозного содержания образов, созданных Л. А.-Якшибае-вой. По убеждению прозаика, особой содержательной силой ее произведений является религиозная основа, заложенная в самой природе человека. В творчестве Л. А.-Якшибаевой мусульманские святые занимает огромное место. Десятки своих книг она посвятила им. Это, наверное, и есть то самое главное, что несет в себе творчество Л. А.-Якшибаевой, которое, как нам кажется, достигло наивысшего своего подъема в 2016 годы, когда она дописала свой роман.

1 Якшибаева Л. Зайнулла-ишан. На пути к Истине. От Истины в Вечность. Уфа : Китап, 2018. С. 204.

Несомненный интерес представляет в современной башкирской прозе роман «Сырдарья» Я. Хамматова, в котором писателю удалось создать образ М. Акмуллы, раскрыть в нем характер поэта. Лейтмотивом романа является просветительский путь поэта-сэсэна со своими противоречиями и утратами, находками и достижениями. Мастерство писателя проявляется в раскрытии непрерывно обогащающегося духовного мира поэта-сэсэна, где через внутреннее напряжение героя чувствуется общая атмосфера времени. Я. Хамматов описывает процесс формирования личности, становления характера, его герой идет в ногу со временем, но порой и опережает его. Отказ от привычного образа жизни Акмуллы описывается как проявление духовного возвышения личности поэта-сэсэна.

Использование исторических событий диктуют автору определенную структуру его произведения, концепция характера героя вырабатывается в процессе изучения документальных и фольклорных материалов. Своеобразием наделены религиозные притчи в романе Я. Хамматова, которые значительны по содержанию и по своей художественной ценности, такие как притча о зяте Али пророка Мухаммеда, искавшего человека сильнее себя, также о сподвижнике пророка Мухаммеда Анас ибн Малик, сочинявшего му-нажаты (обращения к Аллаху), когда грустил.

Акмулла в романе «Сырдарья» - мыслитель, поэт, сэсэн-импровизатор, творческая своеобразная личность. Я. Хамматов пытается создать героя с большим внутренним содержанием, не идеализируя его, раскрывая сложный, противоречивый характер просветителя. Действительно, просветительство у башкир в романе прежде всего ассоциируется с именем Мифтахетдина Акмуллы.

Таким образом, тон, заданный К. Мэргэном, до сих пор продолжается во всех творениях искусств, практически все мастера слов в прямом или в косвенном смысле приравнивают жизнь Акмулы к мелодии, которая перевернула мировоззрение своего народа и до сих пор звучит в их душе, призывая к просветлению.

Жизнь Акмуллы - это особая героическая жизнь в скитании, в странствии, подвижника, философа, поэта, особое служение народу. Вера Акмуллы является твердым и надежным основанием его подвижнической жизни, которая помогала выстоять в тяжелых жизненных ситуациях.

Согласно современным башкирским писателям, личность странника Мифтахетдина Акмул-лы, в первую очередь, это многолетний жизненный опыт, молитва, духовный подвиг, работа над собой, слезы и терпение. Именно через эту молитву в скитании всегда произрастали «особые духовные плоды» и духовные дары пророчества.

Соприкасаясь с реальным молитвенным, религиозным опытом, Акмулла начал погружаться в глубину духовного мира и начал понимать, ка-

кая огромная сила его питает, таинства божественной энергии, увидел удивительную, захватывающую духовную перспективу жизни человека в общении с Всевышним.

Сила духа, благодать, которую обрел в своей жизни Акмулла, - великий молитвенный подвиг. Духовную силу просветителя мы и сегодня чувствуем не только в его творениях, не только в его последователях, но и в современных произведениях о нем.

Список литературы

1. Гусева Н.В., Кудрявцева Р.А. Художественная реализация аксиологической проблематики в марийском рассказе второй половины 1940-х - начала 1980-х годов о Великой Отечественной войне (жанрово-стилевые тенденции) // Litera. 2018. № 4. С. 26-34. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27307 (дата обращения: 06.03.2020). DOI: https://doi.org/ 10.25136/2409-8698.2018.4.27307

2. Калашникова Л.В., Кудрявцева Р.А. Аксиологическая антитеза в образной системе марийского нравственно-психологического рассказа второй половины ХХ века // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 3. С. 427-438.

3. Мосиенко Л.В. Аксиологические доминанты в художественных произведениях Гийома Мюссо // Вестник ОГУ. № 11 (172). 2014. С. 47-52. URL: http://vestnik.osu.ru/2014_11/10.pdf (дата обращения: 08.07.2019).

4. Семёнов А.Н. Аксиологический аспект обско-угорской литературы // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 4. С. 718-727.

5. Терентьева Н.П. Аксиологический подход к изучению художественного мира литературного произведения в литературоведении и методике. URL: https://docplayer.ru/31671781-Aksiologicheskiy-podhod-k-izucheniyu-hudozhestvennogo-mira-literaturnogo-proizvedeniya-v-literaturovedenii-i-metodike-n-p.html (дата обращения: 08.07.2019).

6. Хусаинов Г.Б. Сыны Отчизны. Жизнь исторических личностей. Уфа : Китап, 1998. 576 с. (на башкирском языке).

7. Шакур Р. Звезда поэзии: М. Акмулла. Жизнь. Творчество. Мировоззрение. Уфа : Китап, 1996. 184 с.

8. Шарипова З.Я. Творческая личность М. Акмуллы в свете Восточной художественной традиции // Проблемы востоковедения. 2016. № 4 (74). С. 66-70.

9. Шибзухов М.М. Роль исламского образования в воспитании молодежи и профилактике экстремизма // Научный журнал НИИ ДБ и РРО БГПУ им. М. Акмуллы «Образование и духовная безопасность». Уфа : Мир печати, 2017. № 2. С. 19-22.

10. Nasyrov I.R. Cultural Islam: An Alternative to Politikal Islam // Justice & Responsibility: Cultural and Philosophical Foundations. Cultural Heritage and Contemporary Change. Series VII, Seminars: Culture and Values, Vol. 36. Washington DC : Council for Research in Values and Philosophy, 2018. P. 227-237.

11. Nasr S.H. Islam in the Modern World. Challenged by the West, Threatened by Fundamentalism, Keeping Faith with Tradition. San Francisco : Harper, 2007. 472 p.

References

1. Guseva N.V., Kudryavtseva R.A. Khudozhestvennaya realizatsiya aksiologicheskoi problematiki v mariiskom rasskaze vtoroi poloviny 1940-h - nachala 1980-h godov o Velikoi Otechestvennoi voine (zhanrovo-stilevye tendentsii) [Artistic implementation of axiological problems in the Mari story of the second half of the 1940s - early 1980s about the Great Patriotic War (genre and style tendencies)]. Litera = Litera, 2018, no. 4, pp. 26-34. Available at: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27307 (accessed 06.03.2020). (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8698.2018A27307

2. Kalashnikova L.V., Kudryavtseva R.A. Aksiologicheskaya antiteza v obraznoi sisteme mariiskogo nravstvenno-psikhologicheskogo rasskaza vtoroi poloviny ХХ veka [Axiological antithesis in the figurative system of the Mari moral and psychological short story of the second half of the XX century]. Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies, 2019, no. 9 (3), pp. 427-438. (In Russ.).

3. Mosienko L.V. Aksiologicheskie dominanty v khudozhestvennykh proizvedeniyakh Giyoma Myusso [ Axiological dominant ideas in works of fiction of Guillaume Musso]. Vestnik OGU = Vestnik of OSU, 2014, no. 11 (172), pp. 47-52. Available at: http://vestnik.osu.ru/2014_11/10.pdf (accessed 08.07.2019). (In Russ.).

4. Semenov A.N. Aksiologicheskii aspekt obsko-ugorskoi literatury [Axiological aspect of Ob-Ugric literature]. Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies, 2019, no. 9 (4), pp. 718-727. (In Russ.).

5. Terentyeva N.P. Aksiologicheskii podkhod k izucheniyu khudozhestvennogo mira literaturnogo proizvedeniya v litera-turovedenii i metodike [Axiological approach to the study of the artistic world of a literary work in Literary Studies and Methodology]. Available at: https://docplayer.ru/31671781-Aksiologicheskiy-podhod-k-izucheniyu-hudozhestvennogo-mira-literaturnogo-proizvedeniya-v-literaturovedenii-i-metodike-n-p.html (accessed 06.03.2020) (accessed 08.07.2019). (In Russ.).

6. Khusainov G.B. Syny Otchizny. Zhizn' istoricheskikh lichnostei [Motherland's sons. Life of historical persons]. Ufa, Kitap Publ., 1998, 576 p. (In Bashkir).

7. Shakur R. Zvezda poezii: M. Akmulla. Zhizn'. Tvorchestvo. Mirovozzrenie [Poetry Star: M. Akmulla. Life. Creativity. Worldview]. Ufa, Kitap Publ., 1996. 184 p. (In Russ.).

8. Sharipova Z.Ya. Tvorcheskaya lichnost' M. Akmully v svete Vostochnoi khudozhestvennoi traditsii [Creative personality of Miftakhetdin Akmullah in the light of oriental artistic traditions]. Problemy vostokovedeniya = The Problems of Oriental Studies, 2016, no. 4 (74), pp. 66-70. (In Russ.).

9. Shibzukhov M.M. Rol' islamskogo obrazovaniya v vospitanii molodezhi i profilaktike ekstremizma [The role of Islamic education in educating young people and preventing extremism]. Nauchnyi zhurnal NIIDB i RRO BGPU im. M. Akmully "Obrazovanie i dukhovnaya bezopasnost"' = Scientific journal of the Research Institute of SS and RED of BSPU n.a. M. Akmulla "Education and spiritual security". Ufa, Mir pechati Publ., 2017, no. 2, pp. 19-22. (In Russ.).

10. Nasyrov I.R. Cultural Islam: An Alternative to Politikal Islam. Justice & Responsibility: Cultural and Philosophical Foundations. Cultural Heritage and Contemporary Change. Series VII, Seminars: Culture and Values, vol. 36. Washington DC, Council for Research in Values and Philosophy, 2018, pp. 227-237. (In Eng.).

11. Nasr S.H. Islam in the Modern World. Challenged by the West, Threatened by Fundamentalism, Keeping Faith with Tradition. San Francisco, Harper Publ., 2007, 472 p. (In Eng.).

Статья поступила в редакцию 12.07.2020 г.; принята к публикации 21.09.2020 г.

Submitted 12.07.2020; revised 21.09.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Об авторе

Набиуллина Гульнур Мирзаевна

About the author Gulnur M. Nabiullina

кандидат филологических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4640-3449,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

gulnumabmПma@maiL ги

Ph. D. (Philology), Associate Professor, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, Ufa, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4640-3449,

gulnurnabiullina@mail ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.