70 ЛЕТ В ПУТИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНСТИТУТА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ_
У
А.К. Савина
Ключевые слова:
сравнительная педагогика, теоретические и методологические основы исследований,изменения в организационной структуре и в содержании деятельности лаборатории, междисциплинарный характер сравнительно-педагогических исследований.
ПОДВОДЯ ИТОГИ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ ( К 70-ЛЕТИЮ ИТИП РАО)
Ценно не слепое копирование, а творческое использование зарубежного опыта в теории и практике отечественной школы и педагогики.
Автор анализирует опыт, накопленный лабораторией изучения образования зарубежных стран, размышляя о трудностях и достижениях лаборатории со дня ее основания по сегодняшний день. Направление исследований сравнительной педагогики весьма важно и актуально сегодня для дальнейшего развития образовательной деятельности не только лаборатории, но и института как научного учреждения образования.
«Человеческая цивилизация накопила огромный опыт развития образования и воспитания. Необходимо вдумчиво изучать и рационально использовать его при строгом учете специфических условий нашей страны и своеобразия, стоящих перед ней экономических, социально-политических и культурных задач. Этим и определяется значение сравнительной педагогики как важной отрасли современного научного знания» - в этих словах заключена главная идея сравнительной педагогики, которую поддерживала академик РАО Зоя Алексеевна Малькова и поддерживает член-корреспондент РАО Борис Львович
Вульфсон, ведущие специалисты в области сравнительной педагогики, лидеры направления, основатели научной школы по сравнительной педагогике в Институте теории и истории педагогики РАО.
Появление в составе Академии Педагогических Наук РСФСР информационного центра по изучению и систематизации материалов о зарубежной школе связано с Постановлением СНК РСФСР от 6 октября 1943 года об организации при Министерстве просвещения РСФСР Академии педагогических наук РСФСР. По мере накопления исследовательского опыта, расширения кадрового состава подразделения и углубления международных связей информационный центр в 1955г. получил статус сектора современной педагогики и школы за рубежом, который последовательно возглавляли видные советские педагоги: проф. В.Н. Вейкшан, проф. М.Ф. Шабаева и с середины 60-х годов до начала 90-х гг. - академик РАО, проф. З.А. Малькова.
Сектор, изменивший свое название на лабораторию, сохранил устойчивость научного направления, которое проявляется в постоянстве научного объекта и предмета исследования, методологических установок, методов исследования, преемственности поколений исследователей. Постепенно сектор/лаборатория приобретал в Академии педагогических наук СССР статус главного аналитического центра исследований современной теории и практики образования в зарубежных странах.
Изучение зарубежной школы и педагогики и исследование иностранного педагогического опыта проводятся компаративистами института в русле положений, сформулированных еще в середине XIX века К.Д.Ушинским, который, создавая русскую педагогику, считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Вместе с тем педагог не отрицал возможности использовать в области педагогики достижения других стран, разумно адаптируя их к своим национальным особенностям. Его «Педагогические письма из Швейцарии» можно рассматривать как источник сравнительной педагогики в России.
Аналогичную точку зрения высказывали и другие российские исследователи - Л.М. Модзалевский, П.Ф. Каптерев. П.А. Капнист, П.Е. Мижуев, М.А. Поспелов, посвятившие многие свои труды изучению школы и педагогики в зарубежных странах и внесшие большой вклад в создание фундамента сравнительной педагогики в России. Идеи, выдвинутые российскими учеными более 100 лет тому назад, не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
Становление лаборатории как научно-исследовательского центра по изучению школы и педагогики в зарубежных странах приходится на ко-
нец 50-х - 60-е годы XX столетия. В это время в деятельности лаборатории преобладает информационная направленность, которая выражается в сборе педагогических фактов и их описании, подготовке информационных докладов о различных аспектах образовательной политики зарубежных стран, состоянии образования и тенденциях его развития.
Важную информационную роль выполнял в этот период регулярно издаваемый институте с 1959 по 1974 гг. реферативный журнал «Педагогика и народное образование в зарубежных странах», а с начала 70-х - «Педагогика и школа за рубежом», который знакомил широкую педагогическую общественность Советского Союза с образовательной политикой зарубежных стран, новейшими зарубежными педагогическим идеями и концепциями, направлениями развития зарубежной школы. Он пользовался огромным спросом у научных работников в области образования, преподавателей педагогических институтов, а также докторантов и аспирантов.
В конце 50-х - 60-е гг. при сохранении информационной функции сектора наметился переход к научному анализу состояния и основных тенденций развития теории и практики образования в современном мире. Итогом первых аналитических исследований, завершенных в конце 50-х - 60-е гг., явились работы, посвященные системам образования в зарубежных странах, теории и практике трудового обучения за рубежом и другие. К числу основных работ, опубликованных в условиях идеологического противостояния двух общественно-политических систем, следует отнести монографию, подготовленную З.А. Мальковой, В. П. Лапчинской и Ю.С. Кнабе, «Школы США, Англии и Франции» (1959) и две монографии, написанные З.А.Мальковой — «В школах США» (1964 ) и «Школа и школьная политики США» (1969 ).
На данном этапе развития сравнительной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания начался процесс формирования ее теоретических и методологических основ. К этому времени в сравнительно-педагогических исследованиях сложилась противоречивая ситуация: при отсутствии теоретических и методологических основ сравнительно - педагогических исследований публиковалось значительное число работ о состоянии образования в зарубежных странах. Образовался большой разрыв между объемом эмпирических данных и состоянием теории, что, естественно, сказывалось на качестве исследований. Поэтому для сравнительной педагогики первостепенное значение приобретала разработка ее теоретических и методологических основ и специфических методов, которые были бы адекватны как самому объекту изучения, так и поставленным исследовательским задачам. В реализацию этих задач внесли свой вклад ведущие
сотрудники лаборатории академик РАО З.А. Малькова и член-корреспондент РАО Б.Л. Вульфсон.
В конце 60-х - первой половине 80-х гг. произошли существенные изменения в организационной структуре сектора и содержании его научно-исследовательской и информационной деятельности. В связи с увеличением объема исследовательской и научно-информационной работы по зарубежной педагогике и школе и расширением численного состава научного подразделения, на основе Приказа N 35 от 15 августа 1968 г. на базе сектора был создан Отдел по изучению современной школы и педагогики за рубежом со следующими лабораториями:
• лаборатория педагогики и школы социалистических стран;
• лаборатория педагогики и школы развивающихся стран ,в том числе стран Азии, Африки и Латинской Америки;
• лаборатория педагогики и школы США;
• лаборатория педагогики и школы западноевропейских капиталистических стран.
Большой исследовательский коллектив, состоявший из более тридцати человек, был разделен по геополитическому принципу в соответствии со сложившейся к тому времени в мире политической обстановкой. Возглавили лаборатории известные ученые-компаративисты - М.Н. Кузьмин, Т.Ф. Яркина, Л.Н. Гончаров, В.М. Пивоваров , Г.В. Микаберидзе. Существенно в этот период расширился круг изучаемых стран (Аргентина, Болгария, Венгрия, Румыния, Испания, Куба, Мексика, Япония, Конго, Того, Германия, США, Китай, Англия, Франция, Польша, Чехословакия, Югославия) и педагогических проблем. Перед учеными была поставлена задача исследовать состояние и основные тенденции развития теории и практики образования в современном мире; анализировать образовательную политику и педагогическую практику различных стран и различных культур; сопоставительно изучать международный педагогический опыт, главным образом, на макроуровне, организацию систем образования и их место в социальной инфраструктуре и пр.
Изменения, внесенные в начале 1970 г. в структуру института, привели к сокращению числа лабораторий и образованию двух крупных научных подразделений : сектора современной педагогики и школы капиталистических и развивающихся стран и сектора современной педагогики и школы социалистических стран. Была также организована лаборатория научной информации и информации о педагогике и школе за рубежом.
Для данного периода характерны исследования аналитического харак-
тера, раскрывающие образовательную политику зарубежных стран, теорию и практику образования, состояние школьного образования, влияние научно-технической революции на школу. К числу фундаментальных работ, вышедших в 70-е - первой половине 80-х гг., относятся монографии Б.Л. Вульфсона «Школа современной Франции» (1970); З.А.Мальковой «Современная школа США» (1970) ; З.А. Мальковой и В.П. Лапчинской «Научно-техническая революция и школа в развитых странах» (1972); Т.Ф. Яркиной «Антикоммунизм в теории и практике буржуазного воспитания» (1972) и «Критический анализ состояния и тенденций развития буржуазной педагогики в ФРГ» (1979); З.А. Мальковой и Б.Л. Вульфсона «Современная школа и педагогика в капиталистических странах» (1974) ; З.А. Мальковой (ред.) «Школьная политика и школа в странах капитализма» (1976); «Школьное образование в капиталистических странах: состояние и развитие» под ред. З.А.Мальковой (1981); З.А. Мальковой «Школа и педагогика за рубежом» (1982 ); Б..Л. Вульфсона « Современная буржуазная школа» (1984).
В этот же период были подготовлены сотрудниками лаборатории (Г.А. Касвин, Д.П. Мансфельдом, Н.П. Молчановой, Л.И. Писаревой, Е.С.Рубенчик и А.К.Савиной) и опубликованы коллективные монографии о школе европейских социалистических стран.: «Школа стран социализма: послевоенное развитие и современные проблемы» под ред. М.Н. Кузьмина ( 1976); «Воспитательная работа в школах стран социализма: вопросы теории и практики» под. ред. Т.Ф. Яркиной (1982 ); «Проблемы общего образования в странах социализма» под ред. В.М. Пивоварова (1989).
В опубликованных работах присутствовал характерный для того времени идеологический компонент, который сказывался на подборе исследуемого материала и на его оценках. При характеристике западной школы и педагогики часто преобладали резко критические акценты, в то время как работы о социалистических странах повествовали главным образом о достижениях, недостаточно раскрывая проблемы и противоречия.
В середине 80-х гг. на научно - исследовательскую деятельность компаративистов большое влияние оказали глубокие изменения мировоззренческого климата в стране, идеологических установок в обществе и научной мысли. Этот период отмечен переходом от конфронтационной риторики к объективному анализу позитивных и негативных аспектов мирового педагогического опыта, существенным расширением диапазона исследуемых проблем, выявлением баланса успехов и неудач реформ образования в разных странах мира, анализом процессов модернизации содержания и
методов образования и воспитания, соотношения глобальных тенденций и национальной специфики, освещением деятельности международных организаций в области образования.
Перед компаративистами открылись широкие возможности проведения объективных исследований, сопоставляющих зарубежный и отечественный педагогический опыт. Тогда же термин «сравнительная педагогика» как название особого научного направления получил официальное признание.
Междисциплинарный характер сравнительно - педагогических исследований предусматривал широкое использование психологических, социологических и экономических данных, исторического контекста развития образования, выявления взаимосвязи образования и общества. В основе исследований, проводимых компаративистами института, целью которых было выявление взаимосвязи между образованием и обществом, лежали результаты анализа педагогических и социальных явлений мирового значения.
Синхронный сопоставительный анализ современного состояния и тенденций развития образования в разных странах и регионах приобрел особое значение в эпоху глобализации, охватывающей разные стороны общественной жизни. С учетом новых подходов к сравнительно - педагогическим исследованиям в этот период опубликованы коллективные работы и монографии З.А. Мальковой и Б.Л. Вульфсона «Среднее образование в современном мире», изданной на французском и английском языках (1987); Б.Л. Вульфсона «Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI в.» (1999); З.А. Мальковой «Особенности общеобразовательной школы США» (2000) и А.К. Савиной «Школьные реформы в Польше : ХХ век» (2001), в которых акцент переносится на изучение опыта и проблем реформирования образования в современном мире, глобальных и региональных тенденций, анализ стратегий развития образования за рубежом в XXI веке. Исследования состояния и развития школы в зарубежных странах были дополнены работами, посвященными анализу современной педагогической науки, истории и современных проблем сравнительной педагогики и ее методологических проблем, развитию педагогической мысли в странах Запада.
Наряду с авторскими монографиями в этот период выходит в свет ряд коллективных работ, в написании которых принимали участие сотрудники лаборатории - В.П.Борисенков , Н.М.Воскресенская , О.И.Долгая , В.З. Клепиков, В.П. Лапчинская ,О.С. Леонтьева , Е.Б. Лысова, Г.В.Микаберидзе, В.С. Митина, В.Я. Пилиповский, Л.И. Писарева, А.К. Савина и Э.А. Сапова.
В числе коллективных монографий — «Школьное образование в капиталистических странах: состояние и развитие» под ред. З.А. Мальковой (1981); «Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе» под ред. Б.Л.Вульфсона (1991);» Методологические проблемы сравнительной педагогики» под ред. Б.Л. Вульфсона (1991); «Образование в мире на пороге XXI века» под ред. З.А. Мальковой; «Школьные реформы в странах Запада» под ред. З.А. Мальковой (1992) и др.
Большой интерес среди педагогической общественности вызвал монографический сборник «Реформы образования в современном мире. Глобальные и региональные тенденции» под ред. Б.Л.Вульфсона (1995 ), в котором впервые в нашей литературе рассмотрен процесс реформирования образования в глобальном масштабе. Было показано, что в развитых странах реформирование фактически идет непрерывно, постоянно вносятся изменения в структуры систем образования, в содержание и методы учебно - воспитательной деятельности. Текущее реформирование часто не в состоянии решать накапливающиеся проблемы, поэтому периодически назревает необходимость проведения реформ фундаментального характера. Материалы сборника иллюстрируют развитие и результаты этого процесса на материале большого числа стран.
Для начала 90-х гг. XX столетия характерно также дальнейшее расширение проблематики, исследуемой в рамках научного направления «сравнительная педагогика». Под научным руководством академика РАО В.А.Мясникова исследовательский коллектив, возглавляемый В.В.Мосоловым, обосновал фундаментальное понятие единого образовательного пространства стран СНГ, разработал ведущие принципы и условия его становления и развития. Исследование исходных позиций, ступеней и уровней непрерывного образования в странах СНГ позволило выявить направления и перспективы развития национальных систем образования в современных условиях, структуры непрерывного образования и их особенности, охарактеризовать отдельные ступени непрерывного образования, пути формирования содержания образования в учебных заведениях различного типа и др.
Результаты исследований получили отражение в ряде монографий и сборников научных трудов, посвященных единому образовательному пространству стран СНГ, законодательной и правовой базе образования в странах ближнего зарубежья. Были охарактеризованы тенденции интеграционных процессов в образовании стран СНГ, проанализирован процесс формирования инновационной культуры и внедрения прогрессивных технологий и др. В начале 2000 -х гг. исследовательский коллектив лаборато-
рии изучения образования и педагогики в странах СНГ стал частью лаборатории исследования образования и педагогики в зарубежных странах.
2000-е гг. в научной деятельности лаборатории отмечены исследованием фундаментальных проблем зарубежной и российской школы. Выбор актуальной исследовательской проблематики, которая изучается в контексте европейских интеграционных образовательных процессов, в значительной степени учитывает факт вхождения России в европейское образовательное пространство. Обращение к зарубежному опыту может оказать определенное влияние на продуктивность и обоснованность поисков путей модернизации отечественного образования. Основной целью проводимой в зарубежных странах на этапе глобализации и интеграции модернизации образования является повышение его эффективности и качества, в связи с чем оценка учебных достижений учащихся рассматривается как один из ключевых моментов обеспечения качества образования и связывается, как правило, с образовательными стандартами. Результаты проведенного сотрудниками лаборатории исследования изложены в сборнике научных трудов «Оценка учебных успехов учащихся в школах за рубежом в контексте стандартов образования» под ред.В.А. Мясникова и Н.М. Воскресенской (2005) при участии Н.Е. Боревской , Н.М. Воскресенской . и О.К. Гагановой, О.И. Долгой ; Е.Б. Лысовой ;Л.И. Писаревой и А.К. Савиной .
Предметом оценки, наряду с уровнем знаний, становится уровень развития и компетентности учащихся в области логического мышления, умения сравнивать, выявлять причинно - следственные связи, обобщать, аргументировано доказывать, делать обоснованные выводы. От «суммирующей» оценки осуществляется переход к «формирующей» оценке, направленной на оценивание достижений ребенка по результатам его продвижения вперед, формирование мотивации учащихся и ощущения успеха как важнейшего стимула учебной деятельности детей.
Фундаментальная для зарубежной и российской педагогической теории и практики проблема качества образования раскрыта в сборнике «Педагогические условия повышения качества образования за рубежом» под ред. В.А.Мясникова и А.К. Савиной (2008) .Сотрудниками лаборатории проанализированы подходы американских, немецких, французских, итальянских, польских и чешских педагогов к пониманию качества образования и выявлены факторы, обусловливающие внимание мирового педагогического сообщества к данной проблеме глобального масштаба.
В русле общемировой тенденции повышения качества образования лабораторией исследовались основные направления модернизации педагоги-
ческого образования в зарубежных странах. Новейшие тенденции в области его реформирования изложены в монографии «Модернизация педагогического образования в зарубежных странах на современном этапе» под ред. Б.Л.Вульфсона , В.А. Мясникова и А.К. Савиной (2009.).
Высокообразованный и компетентный учитель становится в настоящее время одним из важнейших факторов успеха проводимых за рубежом реформ образования. Современные общества испытывают острую потребность в выработке единых требований к уровню подготовки европейских учителей, качеству их профессиональных квалификаций и компетенций.
В монографии освещаются процессы развития педагогического образования в условиях социокультурной глобализации современного мира, раскрывается характер реформ высших педагогических учебных заведений и анализируются их результаты, выявляются общие тенденции и национальная специфика подготовки учителей в США (Логвинова О.К.), Канаде (Баженов Д.В.), Китае (Боревская Н.Е.), Италии (Николаева Н.И.), ФРГ (Писарева Л.И.), Франции (Лысова Е.Б.), Польше (Савина А.К.) и Чехии (Долгая О.И.).
В объединенной Европе, несмотря на существующие структурные и программно - методические различия в деятельности зарубежных систем образования, вызванные этническими, историческими, экономическими и культурологическими факторами, происходит процесс интеграции образовательных систем и устанавливается преемственная связь между отдельными этапами образования. Она отражает характерную для мировой педагогической теории и практики конца ХХ-начала XXI вв. тенденцию сближения или объединения отдельных звеньев образовательных систем и поиск оптимальных путей реализации принципа непрерывного образования и повышения его качества. В рамках происходящих в Европе интеграционных процессов успешно развивается одно из важнейших педагогических направлений - интеграция дошкольного и начального образования. Лабораторией выявлены тенденции развития интеграционных процессов в системе дошкольного и начального образования в зарубежных странах.
Результаты исследовательской работы, проведенной сотрудниками лаборатории (А.К. Савиной , О.И.Долгой , С.А.Дудко ., Ю.Г.Куровской и Л.И.Писаревой ), обобщены в сборнике научных трудов «Опыт интеграции дошкольного и начального образования в зарубежных странах» ( 2013 ), в котором:
• показаны пути и способы организационной интеграции дошкольного и начального образования в зарубежных странах;
• проанализированы основные направления интеграции содержания и ме-
тодов учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях и начальных классах общеобразовательных школ;
• охарактеризованы пути включения детей с ограниченными возможностями здоровья в систему интегрированного дошкольного и начального образования;
• отражена выявленная специфика подготовки специалистов в области интегрированного дошкольного и начального образования;
• сформулированы основные результаты исследования, заслуживающие изучения организаторами дошкольного и начального образования в России.
Проблемы развития образования в условиях глобализации и международной интеграции раскрыты в сборнике научных трудов «Развитие образования в современном мире в условиях глобализации: проблемы и достижения» (2013 ), подготовленном при участии Б.Л. Вульфсона, А.К. Савиной, О.И. Долгой, С.А. Дудко, Е.Б. Лысовой и Л.И. Писаревой. В материалах сборника показано, что реформаторская деятельность европейских национальных ведомств образования ориентирована на реализацию стратегических задач, сформулированных в «Лиссабонской стратегии» (2000) и скорректированных стратегией «Европа-2020». Она направлена на преодоление барьеров, разделяющих образовательные системы разных стран и формирование взаимосвязанных, сравниваемых, близких по структуре и содержанию, гибких, открытых к переменам, способных адекватно реагировать на них и вместе с тем сохраняющих свою идентичность и национальную специфику образовательных систем. В сборнике
• рассматриваются основные направления образовательной стратегии ряда зарубежных стран;
• анализируется соотношение глобальных тенденций и национальной специфики;
• охарактеризована деятельность влиятельных международных организаций и координационных органов региональных объединений, способствующих интегративным процессам в области образования и становления международного образовательного права, определяющего статус и рейтинги учебных заведений, нормативы о правовом положении преподавателей и учащихся, положения о взаимном признании дипломов;
• проанализированы направления реформирования образования в зарубежных странах, ориентированные на его превращение в фактор конкурентоспособности;
• охарактеризованы направления трансформации систем образования и
их новые модели, адаптированные к формирующемуся мировому рыночному хозяйству;
• выявлены пути оптимизации управления образовательными системами;
• охарактеризованы проблемы стандартизации содержания общего образования
• раскрыты способы формирования гуманистически ориентированной личности в контексте национальных и общечеловеческих ценностей.
Б. Л.Вульфсоном в компаративистском контексте исследовалась проблема «Актуальные проблемы нравственного и гражданского воспитания молодежи на Западе и в России. Сопоставительный анализ». В изданной монографии показаны поиски путей повышения эффективности воспитания в зарубежных странах; рассмотрено соотношение принципов индивидуализма и коллективизма в процессе воспитания; показаны задачи и проблемы демократизации образования; выявлена связь демократизации социума и сферы образования, показана национальная специфика проблем демократизации, ее целей и методов; проанализированы процессы гуманизации и гуманитаризации образования, противоборство гуманистических и технократических установок в развитии жизни школы; рассмотрены проблемы патриотического воспитания на фоне роста националистических настроений и ксенофобии в разных странах мира.
Коллектив лаборатории исследования образования и педагогики в зарубежных странах состоит из представителей нескольких поколений. У истоков ее деятельности стояли такие специалисты, как О.А.Коган, А.А.Нусенбаум, Ю.С.Кнабе, Б.Л.Вульфсон, З.А.Малькова, В.П.Лапчинская, Г.А.Касвин, Г.В.Микаберидзе, В.З.Клепиков, Е.Б.Лысова, А.К.Савина, Е.С.Рубенчик, П.А.Шувариков, Ю.И. Бирилко и другие .
В составе нынешнего коллектива лаборатории - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор В..А.Мясников, член - корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Б.Л.Вульфсон, доктор педагогических наук А.К.Савина (зав. лабораторией), доктор педагогических наук Э.В.Аксенова, кандидаты педагогических наук - О.И.Долгая, С.А.Дудко, Л.И.Писарева, , старшие научные сотрудники О.Д. Дмитриева и Г.Д.Нечаева.
Подводя итоги в юбилейный год института - год его 70-летия, можно отметить наиболее значимые теоретические результаты деятельности лаборатории исследования образования и педагогики в зарубежных странах:
- определены и освещены исторические этапы развития сравнительной педагогики в зарубежных странах и в России на протяжении X1X -XX ве-
ков. Показана деятельность педагогов-компаративистов российского зарубежья 1920-х - 30-х годов XX века;
- разработаны методологические основы сравнительной педагогики, совершенствуются методы изучения многочисленных и разнообразных зарубежных и отечественных источников, составляющих базу педагогической компаративистики, принципы их классификации и ранжирования, способы установления степени достоверности сведений об изучаемых явлениях и объектах;
- охарактеризована организация современной педагогической науки в зарубежных странах и проанализированы основные направления ее развития;
- выявлены основные направления стратегии образования в зарубежных странах на рубеже XX - XX! веков, роль государственных органов , общественно - политических структур, научно - педагогического сообщества. Показано, что реформирование образования стало важной частью социальной политики современных стран;
- в сопоставительном плане рассмотрены актуальные проблемы нравственного и гражданского воспитания молодежи на Западе и в России, изучена национальная специфика форм и методов религиозного воспитания в разных странах;
- исследован процесс трансформации зарубежных систем образования в условиях формирования мирового образовательного пространства;
- показаны в компаративистском аспекте поиски путей повышения качества школьного образования и достигнутые результаты модернизации содержания, методов и средств обучения;
- охарактеризованы и проанализированы современные системы оценивания учебных достижений учащихся в ряде зарубежных стран, выявлены основные направления их реформирования;
- изучены тенденции обновления педагогического образования в ряде зарубежных стран, показаны роль и место учителя в школе и обществе;
- проанализированы пути оптимизации систем управления образованием за рубежом;
- изучены процессы интеграции дошкольного и начального образования;
- выявлены пути включения детей с особыми образовательными потребностями в массовую зарубежную школу;
- охарактеризованы особенности процесса стандартизации содержания общего образования;
- заложены основы нового направления в отечественной сравнительной
педагогике, задача которого выявить особенности развития образования в странах СНГ, составляющих образовательное пространство бывшего единого государства;
- изучена и проанализирована законодательная и правовая база образования в странах ближнего зарубежья, раскрыты особенности государственной образовательной политики этих стран;
- выявлены направления и перспективы развития национальных систем образования СНГ в современных условиях и проанализированы направления формирования интеграционных процессов в образовании этих стран.