Научная статья на тему 'Подводя итоги: научные исследования зарубежной школы и педагогики'

Подводя итоги: научные исследования зарубежной школы и педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1624
225
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ / ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ И В СОДЕРЖАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАБОРАТОРИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / COMPARATIVE PEDAGOGY / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF RESEARCH / CHANGES IN ORGANIZATIONAL STRUCTURE AND IN CONTENT OF THE ACTIVITY OF THE LABORATORY / INTERDISCIPLINARY NATURE OF COMPARATIVE PEDAGOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина Алиция Казимировна

Автор анализирует опыт, накопленный лабораторией изучения образования зарубежных стран, размышляя о трудностях и достижениях лаборатории со дня ее основания по сегодняшний день. Направление исследований сравнительной педагогики весьма важно и актуально сегодня для дальнейшего развития образовательной деятельности не только лаборатории, но и института как научного учреждения образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Summing up: Scientific Research of Foreign School and Pedagogy (For the 70th Anniversary of the Institute for Theory and History of Pedagogy of the Russian Academy of Education)

The author analyzes the experience of studying of foreign countries education, reflecting on the difficulties and achievements of the laboratory since its foundation to the present day. The research direction of comparative pedagogy is very important and relevant today not only for the further development of the educational activity of the laboratory, but also for the institute as scientific institution.

Текст научной работы на тему «Подводя итоги: научные исследования зарубежной школы и педагогики»

70 ЛЕТ В ПУТИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНСТИТУТА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ_

У

А.К. Савина

Ключевые слова:

сравнительная педагогика, теоретические и методологические основы исследований,изменения в организационной структуре и в содержании деятельности лаборатории, междисциплинарный характер сравнительно-педагогических исследований.

ПОДВОДЯ ИТОГИ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ ( К 70-ЛЕТИЮ ИТИП РАО)

Ценно не слепое копирование, а творческое использование зарубежного опыта в теории и практике отечественной школы и педагогики.

Автор анализирует опыт, накопленный лабораторией изучения образования зарубежных стран, размышляя о трудностях и достижениях лаборатории со дня ее основания по сегодняшний день. Направление исследований сравнительной педагогики весьма важно и актуально сегодня для дальнейшего развития образовательной деятельности не только лаборатории, но и института как научного учреждения образования.

«Человеческая цивилизация накопила огромный опыт развития образования и воспитания. Необходимо вдумчиво изучать и рационально использовать его при строгом учете специфических условий нашей страны и своеобразия, стоящих перед ней экономических, социально-политических и культурных задач. Этим и определяется значение сравнительной педагогики как важной отрасли современного научного знания» - в этих словах заключена главная идея сравнительной педагогики, которую поддерживала академик РАО Зоя Алексеевна Малькова и поддерживает член-корреспондент РАО Борис Львович

Вульфсон, ведущие специалисты в области сравнительной педагогики, лидеры направления, основатели научной школы по сравнительной педагогике в Институте теории и истории педагогики РАО.

Появление в составе Академии Педагогических Наук РСФСР информационного центра по изучению и систематизации материалов о зарубежной школе связано с Постановлением СНК РСФСР от 6 октября 1943 года об организации при Министерстве просвещения РСФСР Академии педагогических наук РСФСР. По мере накопления исследовательского опыта, расширения кадрового состава подразделения и углубления международных связей информационный центр в 1955г. получил статус сектора современной педагогики и школы за рубежом, который последовательно возглавляли видные советские педагоги: проф. В.Н. Вейкшан, проф. М.Ф. Шабаева и с середины 60-х годов до начала 90-х гг. - академик РАО, проф. З.А. Малькова.

Сектор, изменивший свое название на лабораторию, сохранил устойчивость научного направления, которое проявляется в постоянстве научного объекта и предмета исследования, методологических установок, методов исследования, преемственности поколений исследователей. Постепенно сектор/лаборатория приобретал в Академии педагогических наук СССР статус главного аналитического центра исследований современной теории и практики образования в зарубежных странах.

Изучение зарубежной школы и педагогики и исследование иностранного педагогического опыта проводятся компаративистами института в русле положений, сформулированных еще в середине XIX века К.Д.Ушинским, который, создавая русскую педагогику, считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Вместе с тем педагог не отрицал возможности использовать в области педагогики достижения других стран, разумно адаптируя их к своим национальным особенностям. Его «Педагогические письма из Швейцарии» можно рассматривать как источник сравнительной педагогики в России.

Аналогичную точку зрения высказывали и другие российские исследователи - Л.М. Модзалевский, П.Ф. Каптерев. П.А. Капнист, П.Е. Мижуев, М.А. Поспелов, посвятившие многие свои труды изучению школы и педагогики в зарубежных странах и внесшие большой вклад в создание фундамента сравнительной педагогики в России. Идеи, выдвинутые российскими учеными более 100 лет тому назад, не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Становление лаборатории как научно-исследовательского центра по изучению школы и педагогики в зарубежных странах приходится на ко-

нец 50-х - 60-е годы XX столетия. В это время в деятельности лаборатории преобладает информационная направленность, которая выражается в сборе педагогических фактов и их описании, подготовке информационных докладов о различных аспектах образовательной политики зарубежных стран, состоянии образования и тенденциях его развития.

Важную информационную роль выполнял в этот период регулярно издаваемый институте с 1959 по 1974 гг. реферативный журнал «Педагогика и народное образование в зарубежных странах», а с начала 70-х - «Педагогика и школа за рубежом», который знакомил широкую педагогическую общественность Советского Союза с образовательной политикой зарубежных стран, новейшими зарубежными педагогическим идеями и концепциями, направлениями развития зарубежной школы. Он пользовался огромным спросом у научных работников в области образования, преподавателей педагогических институтов, а также докторантов и аспирантов.

В конце 50-х - 60-е гг. при сохранении информационной функции сектора наметился переход к научному анализу состояния и основных тенденций развития теории и практики образования в современном мире. Итогом первых аналитических исследований, завершенных в конце 50-х - 60-е гг., явились работы, посвященные системам образования в зарубежных странах, теории и практике трудового обучения за рубежом и другие. К числу основных работ, опубликованных в условиях идеологического противостояния двух общественно-политических систем, следует отнести монографию, подготовленную З.А. Мальковой, В. П. Лапчинской и Ю.С. Кнабе, «Школы США, Англии и Франции» (1959) и две монографии, написанные З.А.Мальковой — «В школах США» (1964 ) и «Школа и школьная политики США» (1969 ).

На данном этапе развития сравнительной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания начался процесс формирования ее теоретических и методологических основ. К этому времени в сравнительно-педагогических исследованиях сложилась противоречивая ситуация: при отсутствии теоретических и методологических основ сравнительно - педагогических исследований публиковалось значительное число работ о состоянии образования в зарубежных странах. Образовался большой разрыв между объемом эмпирических данных и состоянием теории, что, естественно, сказывалось на качестве исследований. Поэтому для сравнительной педагогики первостепенное значение приобретала разработка ее теоретических и методологических основ и специфических методов, которые были бы адекватны как самому объекту изучения, так и поставленным исследовательским задачам. В реализацию этих задач внесли свой вклад ведущие

сотрудники лаборатории академик РАО З.А. Малькова и член-корреспондент РАО Б.Л. Вульфсон.

В конце 60-х - первой половине 80-х гг. произошли существенные изменения в организационной структуре сектора и содержании его научно-исследовательской и информационной деятельности. В связи с увеличением объема исследовательской и научно-информационной работы по зарубежной педагогике и школе и расширением численного состава научного подразделения, на основе Приказа N 35 от 15 августа 1968 г. на базе сектора был создан Отдел по изучению современной школы и педагогики за рубежом со следующими лабораториями:

• лаборатория педагогики и школы социалистических стран;

• лаборатория педагогики и школы развивающихся стран ,в том числе стран Азии, Африки и Латинской Америки;

• лаборатория педагогики и школы США;

• лаборатория педагогики и школы западноевропейских капиталистических стран.

Большой исследовательский коллектив, состоявший из более тридцати человек, был разделен по геополитическому принципу в соответствии со сложившейся к тому времени в мире политической обстановкой. Возглавили лаборатории известные ученые-компаративисты - М.Н. Кузьмин, Т.Ф. Яркина, Л.Н. Гончаров, В.М. Пивоваров , Г.В. Микаберидзе. Существенно в этот период расширился круг изучаемых стран (Аргентина, Болгария, Венгрия, Румыния, Испания, Куба, Мексика, Япония, Конго, Того, Германия, США, Китай, Англия, Франция, Польша, Чехословакия, Югославия) и педагогических проблем. Перед учеными была поставлена задача исследовать состояние и основные тенденции развития теории и практики образования в современном мире; анализировать образовательную политику и педагогическую практику различных стран и различных культур; сопоставительно изучать международный педагогический опыт, главным образом, на макроуровне, организацию систем образования и их место в социальной инфраструктуре и пр.

Изменения, внесенные в начале 1970 г. в структуру института, привели к сокращению числа лабораторий и образованию двух крупных научных подразделений : сектора современной педагогики и школы капиталистических и развивающихся стран и сектора современной педагогики и школы социалистических стран. Была также организована лаборатория научной информации и информации о педагогике и школе за рубежом.

Для данного периода характерны исследования аналитического харак-

тера, раскрывающие образовательную политику зарубежных стран, теорию и практику образования, состояние школьного образования, влияние научно-технической революции на школу. К числу фундаментальных работ, вышедших в 70-е - первой половине 80-х гг., относятся монографии Б.Л. Вульфсона «Школа современной Франции» (1970); З.А.Мальковой «Современная школа США» (1970) ; З.А. Мальковой и В.П. Лапчинской «Научно-техническая революция и школа в развитых странах» (1972); Т.Ф. Яркиной «Антикоммунизм в теории и практике буржуазного воспитания» (1972) и «Критический анализ состояния и тенденций развития буржуазной педагогики в ФРГ» (1979); З.А. Мальковой и Б.Л. Вульфсона «Современная школа и педагогика в капиталистических странах» (1974) ; З.А. Мальковой (ред.) «Школьная политика и школа в странах капитализма» (1976); «Школьное образование в капиталистических странах: состояние и развитие» под ред. З.А.Мальковой (1981); З.А. Мальковой «Школа и педагогика за рубежом» (1982 ); Б..Л. Вульфсона « Современная буржуазная школа» (1984).

В этот же период были подготовлены сотрудниками лаборатории (Г.А. Касвин, Д.П. Мансфельдом, Н.П. Молчановой, Л.И. Писаревой, Е.С.Рубенчик и А.К.Савиной) и опубликованы коллективные монографии о школе европейских социалистических стран.: «Школа стран социализма: послевоенное развитие и современные проблемы» под ред. М.Н. Кузьмина ( 1976); «Воспитательная работа в школах стран социализма: вопросы теории и практики» под. ред. Т.Ф. Яркиной (1982 ); «Проблемы общего образования в странах социализма» под ред. В.М. Пивоварова (1989).

В опубликованных работах присутствовал характерный для того времени идеологический компонент, который сказывался на подборе исследуемого материала и на его оценках. При характеристике западной школы и педагогики часто преобладали резко критические акценты, в то время как работы о социалистических странах повествовали главным образом о достижениях, недостаточно раскрывая проблемы и противоречия.

В середине 80-х гг. на научно - исследовательскую деятельность компаративистов большое влияние оказали глубокие изменения мировоззренческого климата в стране, идеологических установок в обществе и научной мысли. Этот период отмечен переходом от конфронтационной риторики к объективному анализу позитивных и негативных аспектов мирового педагогического опыта, существенным расширением диапазона исследуемых проблем, выявлением баланса успехов и неудач реформ образования в разных странах мира, анализом процессов модернизации содержания и

методов образования и воспитания, соотношения глобальных тенденций и национальной специфики, освещением деятельности международных организаций в области образования.

Перед компаративистами открылись широкие возможности проведения объективных исследований, сопоставляющих зарубежный и отечественный педагогический опыт. Тогда же термин «сравнительная педагогика» как название особого научного направления получил официальное признание.

Междисциплинарный характер сравнительно - педагогических исследований предусматривал широкое использование психологических, социологических и экономических данных, исторического контекста развития образования, выявления взаимосвязи образования и общества. В основе исследований, проводимых компаративистами института, целью которых было выявление взаимосвязи между образованием и обществом, лежали результаты анализа педагогических и социальных явлений мирового значения.

Синхронный сопоставительный анализ современного состояния и тенденций развития образования в разных странах и регионах приобрел особое значение в эпоху глобализации, охватывающей разные стороны общественной жизни. С учетом новых подходов к сравнительно - педагогическим исследованиям в этот период опубликованы коллективные работы и монографии З.А. Мальковой и Б.Л. Вульфсона «Среднее образование в современном мире», изданной на французском и английском языках (1987); Б.Л. Вульфсона «Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI в.» (1999); З.А. Мальковой «Особенности общеобразовательной школы США» (2000) и А.К. Савиной «Школьные реформы в Польше : ХХ век» (2001), в которых акцент переносится на изучение опыта и проблем реформирования образования в современном мире, глобальных и региональных тенденций, анализ стратегий развития образования за рубежом в XXI веке. Исследования состояния и развития школы в зарубежных странах были дополнены работами, посвященными анализу современной педагогической науки, истории и современных проблем сравнительной педагогики и ее методологических проблем, развитию педагогической мысли в странах Запада.

Наряду с авторскими монографиями в этот период выходит в свет ряд коллективных работ, в написании которых принимали участие сотрудники лаборатории - В.П.Борисенков , Н.М.Воскресенская , О.И.Долгая , В.З. Клепиков, В.П. Лапчинская ,О.С. Леонтьева , Е.Б. Лысова, Г.В.Микаберидзе, В.С. Митина, В.Я. Пилиповский, Л.И. Писарева, А.К. Савина и Э.А. Сапова.

В числе коллективных монографий — «Школьное образование в капиталистических странах: состояние и развитие» под ред. З.А. Мальковой (1981); «Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе» под ред. Б.Л.Вульфсона (1991);» Методологические проблемы сравнительной педагогики» под ред. Б.Л. Вульфсона (1991); «Образование в мире на пороге XXI века» под ред. З.А. Мальковой; «Школьные реформы в странах Запада» под ред. З.А. Мальковой (1992) и др.

Большой интерес среди педагогической общественности вызвал монографический сборник «Реформы образования в современном мире. Глобальные и региональные тенденции» под ред. Б.Л.Вульфсона (1995 ), в котором впервые в нашей литературе рассмотрен процесс реформирования образования в глобальном масштабе. Было показано, что в развитых странах реформирование фактически идет непрерывно, постоянно вносятся изменения в структуры систем образования, в содержание и методы учебно - воспитательной деятельности. Текущее реформирование часто не в состоянии решать накапливающиеся проблемы, поэтому периодически назревает необходимость проведения реформ фундаментального характера. Материалы сборника иллюстрируют развитие и результаты этого процесса на материале большого числа стран.

Для начала 90-х гг. XX столетия характерно также дальнейшее расширение проблематики, исследуемой в рамках научного направления «сравнительная педагогика». Под научным руководством академика РАО В.А.Мясникова исследовательский коллектив, возглавляемый В.В.Мосоловым, обосновал фундаментальное понятие единого образовательного пространства стран СНГ, разработал ведущие принципы и условия его становления и развития. Исследование исходных позиций, ступеней и уровней непрерывного образования в странах СНГ позволило выявить направления и перспективы развития национальных систем образования в современных условиях, структуры непрерывного образования и их особенности, охарактеризовать отдельные ступени непрерывного образования, пути формирования содержания образования в учебных заведениях различного типа и др.

Результаты исследований получили отражение в ряде монографий и сборников научных трудов, посвященных единому образовательному пространству стран СНГ, законодательной и правовой базе образования в странах ближнего зарубежья. Были охарактеризованы тенденции интеграционных процессов в образовании стран СНГ, проанализирован процесс формирования инновационной культуры и внедрения прогрессивных технологий и др. В начале 2000 -х гг. исследовательский коллектив лаборато-

рии изучения образования и педагогики в странах СНГ стал частью лаборатории исследования образования и педагогики в зарубежных странах.

2000-е гг. в научной деятельности лаборатории отмечены исследованием фундаментальных проблем зарубежной и российской школы. Выбор актуальной исследовательской проблематики, которая изучается в контексте европейских интеграционных образовательных процессов, в значительной степени учитывает факт вхождения России в европейское образовательное пространство. Обращение к зарубежному опыту может оказать определенное влияние на продуктивность и обоснованность поисков путей модернизации отечественного образования. Основной целью проводимой в зарубежных странах на этапе глобализации и интеграции модернизации образования является повышение его эффективности и качества, в связи с чем оценка учебных достижений учащихся рассматривается как один из ключевых моментов обеспечения качества образования и связывается, как правило, с образовательными стандартами. Результаты проведенного сотрудниками лаборатории исследования изложены в сборнике научных трудов «Оценка учебных успехов учащихся в школах за рубежом в контексте стандартов образования» под ред.В.А. Мясникова и Н.М. Воскресенской (2005) при участии Н.Е. Боревской , Н.М. Воскресенской . и О.К. Гагановой, О.И. Долгой ; Е.Б. Лысовой ;Л.И. Писаревой и А.К. Савиной .

Предметом оценки, наряду с уровнем знаний, становится уровень развития и компетентности учащихся в области логического мышления, умения сравнивать, выявлять причинно - следственные связи, обобщать, аргументировано доказывать, делать обоснованные выводы. От «суммирующей» оценки осуществляется переход к «формирующей» оценке, направленной на оценивание достижений ребенка по результатам его продвижения вперед, формирование мотивации учащихся и ощущения успеха как важнейшего стимула учебной деятельности детей.

Фундаментальная для зарубежной и российской педагогической теории и практики проблема качества образования раскрыта в сборнике «Педагогические условия повышения качества образования за рубежом» под ред. В.А.Мясникова и А.К. Савиной (2008) .Сотрудниками лаборатории проанализированы подходы американских, немецких, французских, итальянских, польских и чешских педагогов к пониманию качества образования и выявлены факторы, обусловливающие внимание мирового педагогического сообщества к данной проблеме глобального масштаба.

В русле общемировой тенденции повышения качества образования лабораторией исследовались основные направления модернизации педагоги-

ческого образования в зарубежных странах. Новейшие тенденции в области его реформирования изложены в монографии «Модернизация педагогического образования в зарубежных странах на современном этапе» под ред. Б.Л.Вульфсона , В.А. Мясникова и А.К. Савиной (2009.).

Высокообразованный и компетентный учитель становится в настоящее время одним из важнейших факторов успеха проводимых за рубежом реформ образования. Современные общества испытывают острую потребность в выработке единых требований к уровню подготовки европейских учителей, качеству их профессиональных квалификаций и компетенций.

В монографии освещаются процессы развития педагогического образования в условиях социокультурной глобализации современного мира, раскрывается характер реформ высших педагогических учебных заведений и анализируются их результаты, выявляются общие тенденции и национальная специфика подготовки учителей в США (Логвинова О.К.), Канаде (Баженов Д.В.), Китае (Боревская Н.Е.), Италии (Николаева Н.И.), ФРГ (Писарева Л.И.), Франции (Лысова Е.Б.), Польше (Савина А.К.) и Чехии (Долгая О.И.).

В объединенной Европе, несмотря на существующие структурные и программно - методические различия в деятельности зарубежных систем образования, вызванные этническими, историческими, экономическими и культурологическими факторами, происходит процесс интеграции образовательных систем и устанавливается преемственная связь между отдельными этапами образования. Она отражает характерную для мировой педагогической теории и практики конца ХХ-начала XXI вв. тенденцию сближения или объединения отдельных звеньев образовательных систем и поиск оптимальных путей реализации принципа непрерывного образования и повышения его качества. В рамках происходящих в Европе интеграционных процессов успешно развивается одно из важнейших педагогических направлений - интеграция дошкольного и начального образования. Лабораторией выявлены тенденции развития интеграционных процессов в системе дошкольного и начального образования в зарубежных странах.

Результаты исследовательской работы, проведенной сотрудниками лаборатории (А.К. Савиной , О.И.Долгой , С.А.Дудко ., Ю.Г.Куровской и Л.И.Писаревой ), обобщены в сборнике научных трудов «Опыт интеграции дошкольного и начального образования в зарубежных странах» ( 2013 ), в котором:

• показаны пути и способы организационной интеграции дошкольного и начального образования в зарубежных странах;

• проанализированы основные направления интеграции содержания и ме-

тодов учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях и начальных классах общеобразовательных школ;

• охарактеризованы пути включения детей с ограниченными возможностями здоровья в систему интегрированного дошкольного и начального образования;

• отражена выявленная специфика подготовки специалистов в области интегрированного дошкольного и начального образования;

• сформулированы основные результаты исследования, заслуживающие изучения организаторами дошкольного и начального образования в России.

Проблемы развития образования в условиях глобализации и международной интеграции раскрыты в сборнике научных трудов «Развитие образования в современном мире в условиях глобализации: проблемы и достижения» (2013 ), подготовленном при участии Б.Л. Вульфсона, А.К. Савиной, О.И. Долгой, С.А. Дудко, Е.Б. Лысовой и Л.И. Писаревой. В материалах сборника показано, что реформаторская деятельность европейских национальных ведомств образования ориентирована на реализацию стратегических задач, сформулированных в «Лиссабонской стратегии» (2000) и скорректированных стратегией «Европа-2020». Она направлена на преодоление барьеров, разделяющих образовательные системы разных стран и формирование взаимосвязанных, сравниваемых, близких по структуре и содержанию, гибких, открытых к переменам, способных адекватно реагировать на них и вместе с тем сохраняющих свою идентичность и национальную специфику образовательных систем. В сборнике

• рассматриваются основные направления образовательной стратегии ряда зарубежных стран;

• анализируется соотношение глобальных тенденций и национальной специфики;

• охарактеризована деятельность влиятельных международных организаций и координационных органов региональных объединений, способствующих интегративным процессам в области образования и становления международного образовательного права, определяющего статус и рейтинги учебных заведений, нормативы о правовом положении преподавателей и учащихся, положения о взаимном признании дипломов;

• проанализированы направления реформирования образования в зарубежных странах, ориентированные на его превращение в фактор конкурентоспособности;

• охарактеризованы направления трансформации систем образования и

их новые модели, адаптированные к формирующемуся мировому рыночному хозяйству;

• выявлены пути оптимизации управления образовательными системами;

• охарактеризованы проблемы стандартизации содержания общего образования

• раскрыты способы формирования гуманистически ориентированной личности в контексте национальных и общечеловеческих ценностей.

Б. Л.Вульфсоном в компаративистском контексте исследовалась проблема «Актуальные проблемы нравственного и гражданского воспитания молодежи на Западе и в России. Сопоставительный анализ». В изданной монографии показаны поиски путей повышения эффективности воспитания в зарубежных странах; рассмотрено соотношение принципов индивидуализма и коллективизма в процессе воспитания; показаны задачи и проблемы демократизации образования; выявлена связь демократизации социума и сферы образования, показана национальная специфика проблем демократизации, ее целей и методов; проанализированы процессы гуманизации и гуманитаризации образования, противоборство гуманистических и технократических установок в развитии жизни школы; рассмотрены проблемы патриотического воспитания на фоне роста националистических настроений и ксенофобии в разных странах мира.

Коллектив лаборатории исследования образования и педагогики в зарубежных странах состоит из представителей нескольких поколений. У истоков ее деятельности стояли такие специалисты, как О.А.Коган, А.А.Нусенбаум, Ю.С.Кнабе, Б.Л.Вульфсон, З.А.Малькова, В.П.Лапчинская, Г.А.Касвин, Г.В.Микаберидзе, В.З.Клепиков, Е.Б.Лысова, А.К.Савина, Е.С.Рубенчик, П.А.Шувариков, Ю.И. Бирилко и другие .

В составе нынешнего коллектива лаборатории - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор В..А.Мясников, член - корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Б.Л.Вульфсон, доктор педагогических наук А.К.Савина (зав. лабораторией), доктор педагогических наук Э.В.Аксенова, кандидаты педагогических наук - О.И.Долгая, С.А.Дудко, Л.И.Писарева, , старшие научные сотрудники О.Д. Дмитриева и Г.Д.Нечаева.

Подводя итоги в юбилейный год института - год его 70-летия, можно отметить наиболее значимые теоретические результаты деятельности лаборатории исследования образования и педагогики в зарубежных странах:

- определены и освещены исторические этапы развития сравнительной педагогики в зарубежных странах и в России на протяжении X1X -XX ве-

ков. Показана деятельность педагогов-компаративистов российского зарубежья 1920-х - 30-х годов XX века;

- разработаны методологические основы сравнительной педагогики, совершенствуются методы изучения многочисленных и разнообразных зарубежных и отечественных источников, составляющих базу педагогической компаративистики, принципы их классификации и ранжирования, способы установления степени достоверности сведений об изучаемых явлениях и объектах;

- охарактеризована организация современной педагогической науки в зарубежных странах и проанализированы основные направления ее развития;

- выявлены основные направления стратегии образования в зарубежных странах на рубеже XX - XX! веков, роль государственных органов , общественно - политических структур, научно - педагогического сообщества. Показано, что реформирование образования стало важной частью социальной политики современных стран;

- в сопоставительном плане рассмотрены актуальные проблемы нравственного и гражданского воспитания молодежи на Западе и в России, изучена национальная специфика форм и методов религиозного воспитания в разных странах;

- исследован процесс трансформации зарубежных систем образования в условиях формирования мирового образовательного пространства;

- показаны в компаративистском аспекте поиски путей повышения качества школьного образования и достигнутые результаты модернизации содержания, методов и средств обучения;

- охарактеризованы и проанализированы современные системы оценивания учебных достижений учащихся в ряде зарубежных стран, выявлены основные направления их реформирования;

- изучены тенденции обновления педагогического образования в ряде зарубежных стран, показаны роль и место учителя в школе и обществе;

- проанализированы пути оптимизации систем управления образованием за рубежом;

- изучены процессы интеграции дошкольного и начального образования;

- выявлены пути включения детей с особыми образовательными потребностями в массовую зарубежную школу;

- охарактеризованы особенности процесса стандартизации содержания общего образования;

- заложены основы нового направления в отечественной сравнительной

педагогике, задача которого выявить особенности развития образования в странах СНГ, составляющих образовательное пространство бывшего единого государства;

- изучена и проанализирована законодательная и правовая база образования в странах ближнего зарубежья, раскрыты особенности государственной образовательной политики этих стран;

- выявлены направления и перспективы развития национальных систем образования СНГ в современных условиях и проанализированы направления формирования интеграционных процессов в образовании этих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.