Научная статья на тему 'В мире педагогических журналов журнал «Отечественная и зарубежная педагогика»'

В мире педагогических журналов журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1222
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В номере 1 за 2012 год представлены статьи по проблемам сравнительной педагогики, а также материалы Круглого стола «Традиции и перспективы развития отечественной сравнительной педагогики», посвящённого 90-летию со дня рождения академика РАО Зои Алексеевны Мальковой, который состоялся 12 декабря 2011 года в Институте теории и истории педагогики РАО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В мире педагогических журналов журнал «Отечественная и зарубежная педагогика»»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2012, №1, 129-132

ЖУРНАЛ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПЕДАГОГИКА»

MAGAZINE «NATIONAL AND FOREIGN PEDAGOGY»

№ 1(4) 2012

Тема номера: Проблемы сравнительной педагогики.

В номере представлены статьи по проблемам сравнительной педагогики, а также материалы Круглого стола «Традиции и перспективы развития отечественной сравнительной педагогики», посвящённого 90-летию со дня рождения академика РАО Зои Алексеевны Мальковой, который состоялся 12 декабря 2011 года в Институте теории и истории педагогики РАО.

Issue topic: Problems of comparative pedagogic.

Current issue presents articles on problems of comparative pedagogic, and also materials of the Round table «Traditions and prospects of development of domestic comparative pedagogics», devoted to the 90 anniversary from the date of a birth of the academician of the Russian Academy of Education Zoya Alekseevna Mal’kova, which has taken place on December, 12th, 2011 at the Institute of the theory and history ofpedagogic of the Russian Academy of Education.

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Памяти З.А.Мальковой

Материалы Круглого стола «Традиции и перспективы развития отечественной сравнительной педагогики», посвящённого 90-летию со дня рождения академика РАО Зои Алексеевны Мальковой

З.А.Малькова - достойный Человек, большой Ученый

Воспоминания о Зое Алексеевне Мальковой: «Учитель, перед именем твоим...»

Научная школа З.А.Мальковой и Б.Л.Вульфсона «Сравнительная педагогика»

Статьи

Б.Л. Вульфсон Мировое образовательное пространство в зеркале сравнительной педагогики

Аннотация

В статье раскрывается понятие бакалавриат применительно к французской системе образования. Характеризуются выпускные (бакалаврские) экзамены во Франции, которые проводятся по окончании полной средней школы - лицея.

Е.Б. Лысова Итоговая аттестация выпускников французских общеобразовательных школ

Аннотация

В статье раскрывается понятие бакалавриат применительно к французской системе образования. Характеризуются выпускные (бакалаврские) экзамены во Франции, которые проводятся по окончании полной средней школы - лицея.

С.В. Гридин Зарубежный опыт создания поликультурной образовательной среды с использованием Интернет-технологий

Аннотация

В статье показан зарубежный опыт использования перспективных интернет-технологий для создания поликультурной образовательной среды. Раскрыты возможности использования интернет-технологий для установления эффективного сетевого взаимодействия между представителями разных стран и культур.

О.И. Долгая Образование в Чешской Республике: направления повышения качества

Аннотация

В статье раскрываются направления повышения качества чешского образования, сущность курикулярной реформы, основанной на введении системы образовательных программ.

С.А. Дудко К вопросу об обучении детей иммигрантов во Франции

Аннотация

В статье представлены этапы становления системы обучения детей иммигрантов во Франции. С 70-х годов прошлого века Министерством образования разрабатываются специальные программы образовательной поддержки для детей иммигрантов из арабских и африканских стран с целью их интегрирования в жизнь общества. Особое внимание уделяется изучению французского языка и культуры. Создаются приоритетные зоны образования. Однако проблемы остаются.

В.А. Ермоленко Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности

Аннотация

Данная статья адресована к проблеме формирования функциональной грамотности населения как гарантии его безопасности жизнедеятельности. Автор обращает внимание на важность формирования функциональной грамотности для безопасности жизнедеятельности, характеризующей сегодня качество жизни. Показывает структуру безопасности жизнедеятельности. Ею дается представление о функциональной грамотности, ее структуре и функциях. Охарактеризованы структурные компоненты функциональной грамотности (глобальные виды грамотности и специфические для конкретной страны), направленные на формирование компонентов безопасности жизнедеятельности, и практика их овладения в российском образовании. Показана модель развития функциональной грамотности в условиях изменений. Названы новые угрозы безопасности жизнедеятельности в XXI веке и новые виды грамотности как средства ее преодоления. Рассмотрены перспективы развития функциональной грамотности в условиях перехода к постиндустриальному обществу.

A.К. Кусаинов Сравнительная педагогика - ключ к качественному образованию

Аннотация

В статье кратко описана роль сравнительной педагогики и ее развитие в Казахстане. Проведен анализ результатов сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS и выявлены основные причины, обеспечивающие успешность и эффективность систем образования стран-призеров.

Т.Ю. Ломакина, А.С.Соколова Организация поддержки развития карьеры в США

Аннотация

В статье рассмотрены особенности организации консультирования и развития карьеры для различных групп населения в США.

Т.Э. Мариносян Русская демократическая мысль второй половины XIX - начала XX века как фактор формирования философии образования в Армении

Аннотация

В статье освещаются основания, определившие становление российско-армянских образовательных и педагогических связей, факторы, способствовавшие их развитию. Рассматривается роль и важность исследования взаимоотношений между странами СНГ в области образования, взаимовлияния педагогических идей ученых и специалистов этих стран на их системы образования, способствующие формированию единого образовательного пространства, развитию диалога культур и межнационального общения.

B.В. Мосолов Сравнительный анализ образовательных стандартов стран СНГ

Аннотация

Сравнительный анализ образовательных стандартов стран СНГ. Показаны общая схема и уровни исследования, основные результаты сравнительного анализа образовательных стандартов стран СНГ.

В.А.Мясников Гражданская идентичность населения стран СНГ как социально-педагогическое явление

Аннотация

В статье анализируются процессы национальной идентичности, в также новой гражданской идентичности населения постсоветских государств.

Раскрывается специфика идентичности русского населения, которое впервые за последние триста лет оказалось в непривычном для себя статусе, превратилось в разделенный народ. За пределами России оказалось 25млн. этнических русских.

Н.Н.Найденова Мультиплексное измерение качества школьного образования

Аннотация

В статье рассматривается проблема измерения качества образования интегральным методом (мультиплексом), который разработан и предложен автором для применения в школьной системе оценки качества образования. Этапы мониторинга учебных достижений мультиплексом представлены в краткой форме.

Е.В. Неборский Формы осуществления интеграции образования, науки и производства в университетах США и Японии

Аннотация

В статье рассматриваются формы осуществления интеграции образования, науки и производства в университетах США и Японии, описываются особенности существующих форм.

Л.И. Писарева Трансформация системы образования Германии в контексте мировых тенденций развития

Аннотация

Развитие системы образования в Германии на рубеже ХХ-ХХ1 вв. происходило с более активной, чем прежде ориентацией на международное сотрудничество с другими европейскими странами путем изучения их опыта проведения инновационных преобразований, через расширение своего участия в совместно принимаемых решениях и исследованиях, что ускорило процесс реформирования национальной школы, вуза и педагогического образования и определило его интеграционную направленность.

А.К. Савина Эволюция целей образования в педагогической теории и практике работы польской школы

Аннотация

В статье анализируется эволюционный путь развития процесса целеполагания в современной польской педагогике. Показан сложный и противоречивый путь перехода от целей образования, сформулированных в условиях тоталитарной педагогики, к целям, основанным на системе ценностей. Показано влияние различных педагогических течений (педагогики культуры, католической философской антропологии, философской антропологии, гуманистической педагогики) на формирование аксиологической теории целеполагания.

А.Е. Скопец Практические аспекты организации преподавания религии в светских школах Финляндии

Аннотация

В статье рассматриваются практические аспекты организации преподавания религии в светских школах Финляндии, такие как законодательные нормы, состав обучающихся групп, квалификационные требования к преподавателям религии, обеспечение учебными пособиями, а также проблемы, связанные с реализацией этого предмета в школах.

Л.Л. Супрунова Функции сравнительных педагогических исследований в регионах РФ

Аннотация

В статье обоснованы функции сравнительных педагогических исследований в регионах Российской Федерации в рамках трехуровневой модели: регион - Россия - мировое сообщество. Раскрыт позитивный потенциал объяснительной, преобразовательной, прогностической функций сравнительных педагогических исследований на материале инновационных явлений и процессов, развивающихся на региональном уровне.

И.А. Тагунова Образование в новых условиях развития глобализации

Аннотация

В статье рассматриваются факторы появления наднационального образования, субъекты его формирования и формы его развития. Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей изменения фундаментальной исторической задачи образования.

А.А.Цыганова Теория «секций» в трудах американского учёного и педагога Ф. Дж. Тёрнера

Аннотация

В статье анализируется теория «секций» американского историка и педагога конца Х1Х-начала XX вв. Ф. Дж. Тёрнера. Исходя из понятий «граница» и «секция», Тёрнер выстраивает двуединую историческую концепцию развития США. В соответствии с понятием инвайронментализма учёный признаёт преобладающее

влияние окружающей среды и её взаимосвязь с образованием секций. По мере продвижения «границы» на запад освоенные территории трансформировались в регионы-секции, отличающиеся друг от друга в национальном, экономическом, социальном и культурном отношениях.

Л.Н. Чернышева Опыт Великобритании по формированию потребности в чтении

Аннотация

В статье отмечается педагогическая целесообразность государственных шагов в области пропаганды чтения и развития читателя в Великобритании. Автором рассматриваются некоторые пути реализации концепции чтения для удовольствия в формировании потребности в чтении у подрастающего поколения. Ключевыми словами данной статьи являются «пропаганда чтения», «развитие читателя», «потребность в чтении», «чтение для удовольствия».

Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2012, №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.