Научная статья на тему 'Научная школа З. А. Мальковой и Б. Л. Вульфсона «Сравнительная педагогика»'

Научная школа З. А. Мальковой и Б. Л. Вульфсона «Сравнительная педагогика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1562
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная школа З. А. Мальковой и Б. Л. Вульфсона «Сравнительная педагогика»»

научная школа з.а. мальковой и Б.л. вульфсона «сравнительная педагогика»

В ряду существующих в рамках Российской академии образования методологических научных школ, развивающих традиционные направления педагогического знания и открывающих новые области педагогической науки, в течение многих десятилетий одно из ведущих мест, по праву, занимает научная школа, связанная с именами видных компаративистов - академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Зои Алексеевны Мальковой и члена-корреспон-дента РАО, доктора педагогических наук, профессора Бориса Львовича Вульфсона.

За более чем полувековой период функционирования научной школы, происходили глубокие изменения мировоззренческого климата в стране, идеологических установок в обществе и в научной мысли. Они повлияли и на школу педагогической компаративистики. До середины 80-х годов на результаты сравнительно-педагогических исследований серьезное влияние оказывало идеологическое противостояние двух общественно-политических систем. В итоге нередко они становились материалом для тенденциозного противопоставления отечественной и зарубежной школы и педагогики.

С конца 80-х годов до настоящего времени в сравнительно-педагогических исследованиях место конфронтационной риторики занял объективный взвешенный критический анализ позитивных и негативных аспектов мирового педагогического опыта, сопостав-

Б.Л. Вульфсон

ление развития отечественной школы и педагогики и школы и педагогики развитых европейских стран и США.

основатели школы

З.А. Малькова (1921-2003) - ведущий советский и российский компаративист, внесла большой вклад в развитие сравнительной педагогики в нашей стране. Под ее научным руководством в Институте теории и истории педагогики АПН СССР И РАО в течение тридцати лет коллективом компаративистов исследовалось в страноведческом и преимущественно сопоставительном плане состояние образования и тенденции его развития в ведущих странах Европы, Северной и Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Китая и Японии, странах африканского континента. Выявлялись закономерности и основные тенденции развития педагогической теории и практики в разных странах, геополитических регионах и в глобальном масштабе; раскрывались проблемы глобального и национального в развитии мирового образования, стратегии развития образовательной политики в зарубежных странах, позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта.

Личные исследования З.А. Мальковой, основанные на глубоком изучении школы и педагогики западных стран и, прежде всего, Соединенных Штатов Америки, а также научные труды коллектива компаративистов, повлияли на то, что сравнительная педагогика из маловостребованной научной области, превратилась в один из ведущих и признанных компонентов общей педагогики

З.А. Малькова подготовила свыше 30 кандидатов и докторов наук -специалистов в области педагогической компаративистики. Ее научная и организационная деятельность получила международное признание. Она была почетным членом международного педагогического общества Фи Дельта Каппа, Американской ассоциации преподавателей педагогики, членом европейского общества сравнительной педагогики, почетным доктором Королевского учительского колледжа (Великобритания).

Б.Л. Вульфсон - известный специалист в области сравнительной педагогики, один из ее родоначальников, внесших большой вклад в становление и развитие в нашей стране этой отрасли научного знания. В его работах проанализированы процессы развития образования за рубежом, исследованы философские и социологические основы педагогической

мысли на Западе, отражена динамика общественно-политической борьбы вокруг актуальных проблем просвещения.

Большое внимание Б.Л. Вульфсон уделяет разработке методологических и теоретических проблем педагогической компаративистики, изучению истории и современного состояния образования во франции и ведущих странах Западной Европы, исследованию влиятельных западных течений педагогической мысли ушедшего века. В работах Б.Л.Вульфсона, на основе сопоставительного анализа новейших источников, выявляются противоречивые процессы развития образования в современном мире, освещаются успехи и трудности европейской образовательной интеграции, определяется место российской системы образования в европейском образовательном пространстве, характеризуется стратегия развитых зарубежных стран в области образования.

Перу Б.Л. Вульфсона принадлежат очерки о педагогических концепциях видных Западных ученых и мыслителей XX века - Д. Дьюи, Э. Фромма, Ж. Маритена, Ж. Фурастье, С. Френе, Дж. Брунера, в которых показано воздействие идей этих мыслителей и ученых на современную педагогику в разных странах. Автор публикаций анализирует деятельность международных организаций в области просвещения (ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.) и их влияние на образовательную политику отдельных государств.

Им подготовлено более 20 кандидатов и докторов наук - специалистов в области сравнительной педагогики.

В 2000 году З.А. Малькова и Б.Л. Вульфсон были совместно удостоены премии Президента РФ за цикл монографических исследований «Роль и функции сравнительной педагогики в развитии и повышении эффективности отечественного образования».

теоретические и методологические основы научной школы:

• сравнительная педагогика - междисциплинарная отрасль научного знания. Она обращается к материалам других направлений педагогических исследований, а также использует положения политологии, социологии, философии, демографии, экономики, психологии, истории и других наук. Вместе с тем полученные в результате сравнительно-педагогических исследований новые знания используются специалистами других наук для более глубокого уяснения собственных проблем;

• центральная теоретико-методологическая проблема сравнительной

педагогики - соотношение глобального и национального. Без выявления и характеристики глобальных тенденций невозможно создать адекватное представление о реальных процессах развития образования в мире. В то же время игнорирование или недооценка национального своеобразия может привести к созданию искусственных «универсальных» конструкций, далеких от действительного положения дел и от актуальных проблем образования в отдельных странах. Национальное своеобразие систем образования - важный атрибут государственного суверенитета и культурной самобытности любой страны;

• комплексность изучения проблем, охват их различных аспектов, что обеспечивает выявление органических взаимосвязей между различными социальными феноменами, характеристику их взаимозависимости и субординации.

наиболее значимые теоретические результаты деятельности научной школы:

- определены и освещены исторические этапы развития сравнительной педагогики в зарубежных странах и в России на протяжении Х1Х-ХХ веков. Показана деятельность педагогов-компаративистов российского зарубежья 1920-30-ых годов XX века;

- разработаны методологические основы сравнительной педагогики, совершенствуются методы изучения многочисленных и разнообразных зарубежных и отечественных источников, составляющих базу педагогической компаративистики, принципы их классификации и ранжирования, способы установления степени достоверности сведений об изучаемых явлениях и объектах;

- охарактеризована организация современной педагогической науки в зарубежных странах и проанализированы основные направления ее развития;

- выявлены основные направления стратегии образования в зарубежных странах на рубеже ХХ-ХХ1 веков, роль государственных органов, общественно-политических структур, научно-педагогического сообщества. Показано, что реформирование образования стало важной частью социальной политики современных стран;

- в сопоставительном плане рассмотрены актуальные проблемы нравственного и гражданского воспитания молодежи на Западе и в России, изучена национальная специфика форм и методов религиозного воспитания в разных странах;

- исследован процесс трансформации зарубежных систем образования в условиях формирования мирового образовательного пространства;

- показаны в компаративистском аспекте поиски путей повышения качества школьного образования и достигнутые результаты модернизации содержания, методов и средств обучения;

- охарактеризованы и проанализированы современные системы оценивания учебных достижений учащихся в ряде зарубежных стран и выявлены основные направления их реформирования;

- изучены тенденции обновления педагогического образования в ряде зарубежных стран, показаны роль и место учителя в школе и обществе;

- проанализированы пути оптимизации систем управления образованием за рубежом;

- изучены процессы интеграции дошкольного и начального образования;

- выявлены пути включения детей с особыми образовательными потребностями в массовую зарубежную школу;

- охарактеризованы особенности процесса стандартизации содержания общего образования;

- заложены основы нового направления в отечественной сравнительной педагогике, задача которого выявить особенности развития образования в странах СНГ, составляющих образовательное пространство бывшего единого государства;

- изучена и проанализирована законодательная и правовая база образования в странах ближнего зарубежья, раскрыты особенности государственной образовательной политики этих стран;

- выявлены направления и перспективы развития национальных систем образования СНГ в современных условиях и проанализированы направления формирования интеграционных процессов в образовании этих стран в условиях глобализации.

Коллектив исследователей научной школы состоит из нескольких поколений. У истоков ее деятельности стояли такие специалисты, как О.А. Коган, Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова, В.П. Лапчинская, Г.А. Касвин, Г.В. Микаберидзе, В.З. Клепиков, Е.Б. Лысова, А.К. Савина, Е.С. Рубенчик и другие. В конце 60-х - 70-е годы, к изучению школы и педагогики США и европейских стран, стран Азии и Африки приступили М.А. Родионов,

В.П. Борисенков, Т.Ф. Яркина, Л.И.Писарева, В.Я. Пилиповский, Л.Н. Гончаров, Е.А. Соколов, Н.М. Воскресенская, В.С. Митина, Н.П. Молчанова, Д.П. Мансфельд и другие ученые.

В составе нынешнего коллектива научной школы - академик РАО В.А. Мясников, член-корреспондент РАО Б.Л. Вульфсон, доктора педагогических наук - А.К. Савина и И.А. Тагунова, кандидаты педагогических наук

- Л.И. Писарева, О.И. Долгая, О.К. Логвинова, В.В. Мосолов, Н.Н. Найденова и И.Г. Сухин. Членами коллектива являются С.А. Дудко, И.С. Найденова и Г.Ю. Нечаева.

Коллективом научной школы выявляется баланс успехов и неудач реформ образования в разных странах мира, исследуется соотношение глобальных тенденций и национальной специфики отдельных стран. Устойчивость этого научного направления проявилась в расширении диапазона научной проблематики, преемственности поколений исследователей, совершенствовании организационной структуры научного подразделения и накоплении исследовательского опыта.

Научный проблемный совет по сравнительной педагогике, функционирующий при Институте теории и истории педагогики РАО, координирует сравнительно-педагогические исследования, проводимые на территории РФ, способствует обмену информацией со специалистами педагогических университетов Курска, Томска, Ростова, Владимира, Пятигорска, Новосибирска и расширению международных контактов, оказывает научно-методическую помощь преподавателям вузов. Совет регулярно проводит заседания и международные конференции, на которых рассматриваются актуальные проблемы образования и педагогики в зарубежных странах.

Практическая значимость компаративистских исследований особенно увеличивается в периоды интенсивной модернизации образования. Систематическое сопоставление отечественного и зарубежного педагогического опыта способствует более глубокому осмыслению отечественных проблем, повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности российских образовательных институтов, помогает адекватно определить место и роль российского образования в мировом образовательном пространстве. Обращение к зарубежному опыту может оказать определенное влияние на продуктивность и обоснованность поисков путей модернизации отечественного образования, найти дополнительный источник его развития.

Перспективы развития научной школы определяются сложностью и многоплановостью педагогических проблем, разрабатываемых сегодня в ее рамках. В исследовательский контекст будет включен широкий диапазон социальных, политических и экономических знаний, а также исторический аспект развития образования. Предполагается изучение динамичного взаимодействия между образованием и его социальным отражением. Планируемые исследования в значительной степени будут учитывать факт вхождения России в мировое образовательное пространство. Этим объясняется выбор актуальной исследовательской проблематики, которая будет изучаться в контексте интеграционных образовательных процессов.

Наиболее известные публикации основателей научной школы и исследовательского коллектива

Малькова З.А. Современная школа США. - М., 1971.

Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. - М., 1983.

Малькова З.А. Школьные реформы в развитых странах Запада. -М., 1992.

Малькова З.А., Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. - М., 1996. Вульфсон Б.Л. Школа современной Франции. - М., 1970.

Вульфсон Б.Л. Педагогическая мысль современной Франции. - М., 1983. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Среднее образование в современном мире. ЮНЕСКО. 1987 (на англ.яз.)

Реформы образования в современном мире. Глобальные и региональные тенденции. - М., 1995 (ред. Б.Л.Вульфсон).

Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. - М., 1999.

Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков. -М., 2006.

Вульфсон Б.Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации и встречи культур. - М., 2009.

Савина А.К. Школьные реформы в Польше (XX век). Часть 1 и 2. -М., 2001.

Развитие современной педагогической науки в зарубежных странах (ред. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А., Воскресенская Н.М.). - М., 2003.

Основные тенденции развития образования в современном мире. Международная конференция посвящается светлой памяти Мальковой Зои Алексеевны. 85 лет со дня рождения (ред. Мясников В.А., Вульфсон Б.Л., Савина А.К.). - М., 2006.

Педагогические условия повышения качества образования за рубежом (ред. Мясников В.А., Савина А.К.). - М., 2008.

Глобализация образования в современном мире. Материалы международной конференции (ред. Мясников В.А., Вульфсон Б.Л., Савина А.К.).

- М., 2008.

Модернизация педагогического образования в зарубежных странах (ред. Мясников В.А., Вульфсон Б.Л., Савина А.К.). - М., 2009.

Мясников В.А., Найденова Н.Н., Тагунова И.А. Стандартизация общего образования в зарубежной педагогике. - М., 2008.

Тагунова И.А. Образование в изменяющемся мире. - М., 2006 (в соавторстве).

Мясников В.А., Найденова Н.Н. Постсоветское образовательное пространство в контексте педагогических измерений. - М., 2006.

Мясников В.А., Нечаева Г.Ю., Мурашов А.А., Соломахин Н.С. Образование в СНГ: проблемы и тенденции развития (ред.Мясников В.А.). - М., 2006. Проблемы качества образования в Беларуси и России в контексте интеграционных процессов. Сборник научных трудов. Часть 1 и 11. -М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.