Научная статья на тему 'Подводя итоги. . . (к юбилею факультета журналистики воронежского госуниверситета)'

Подводя итоги. . . (к юбилею факультета журналистики воронежского госуниверситета) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
542
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подводя итоги. . . (к юбилею факультета журналистики воронежского госуниверситета)»

© Тулупов В.В., 2011

ХРОНИКА НАУЧНОЙ жизни

УДК 070(470.324) ББК 76.01

ПОДВОДЯ ИТОГИ...

(К ЮБИЛЕЮ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА)

Далекие шестидесятые...

Мне кажется, неслучайно в начале 60-х годов прошлого века, а именно в 1961 году, ВГУ стал учить «на журналистов». Неслучайно... Но начну не с Воронежа, а с Уфы, города, в котором я родился.

Очень люблю те, теперь уже далекие, шестидесятые, на которые пришлись мои «школьные годы чудесные». Много лет спустя узнал про исторический ХХ съезд, про «оттепель», но дуновение свежего воздуха, видимо, ощущалось каждым, в том числе и учеником уфимской школы № 75.

Помню солнечный день 12 апреля -день рожденья мамы! Мы вместе с ней прильнули к старенькому радиоприемнику, откуда звучало: ЮРИЙ ГАГАРИН! ЮРИЙ ГАГАРИН! Полное ощущение счастья! Казалось бы, где наш деревянный домик в Вологодском переулке и где (и что такое?) Космос?!.. Но мама до сих пор относится к первому космонавту, как к родному, и для меня его замечательная улыбка - оттуда, из детства, из шестидесятых.

Телевизор был только у соседей напротив, и тетя Шура разрешала пацанве усаживаться прямо на пол ровно в 20.00 смотреть кино (почему-то больше всего запомнился «Георгий Саакадзе»). Потом и у нас появил-

ся «Спутник», ставший волшебной дверцей в огромный удивительный мир. «Клуб кинопутешествий», «Голубой огонек», КВН, футбол, хоккей, «Летят журавли», «Карнавальная ночь», фильмы Чаплина, театральные спектакли... - пестрый калейдоскоп неорганизованных телевпечатлений. А ведь еще было радио с его гимном, утренней гимнастикой, «Пионерской зорькой», Захаром Загадкиным...

Обычная двухэтажная школа, обычные учителя, обычные ученики... Да нет, не обычные. В частных домах фабричного района проживала большая интернациональная семья русских, украинцев, татар, башкир, мордвы, немцев. Старшие работали в основном на заводах, многие из которых возводились либо накануне войны, либо были эвакуированы из центральной и западной России (кстати, в Уфе в «сороковые роковые» размещались Коминтерн, Академия наук Украины, многие исследовательские институты; немало было столичных ученых, писателей, художников, вузовских преподавателей, прибывших на Урал в том числе и по причинам политического свойства...).

Все же неслучайно, что именно в шестидесятые годы возникли библиотечный и драматический кружки, в которых я принимал участие все первые восемь лет, а в девятом и десятом классах уже в другой школе сам

поставил спектакль по собственной инсценировке «Я, бабушка, Илико и Илларион» Нодара Думбадзе. Наверное, неслучайно из нашего спортивного зальчика вышло немало известных спортсменов. И вовсе неслучайно каждый день встречи выпускников 75-й превращался в настоящий праздник, когда солидные дяди и тети, отложив серьезные дела, приходили чествовать Учителя.

Шестидесятые далекие -такие книжные, глубокие.

Теперь я вижу - настоящие, и потому к себе манящие.

Шестидесятые наивные -еще сугубо коллективные, но вовсе пафосно не пошлые, теперь записанные в прошлое...

Шестидесятые упрямые:

«Всегда вперед и только прямо!», но вовсе вы не черно-белые, сентиментальные и смелые.

Шестидесятые поющие, негромко нас к себе зовущие. По-прежнему животворящие, и - берегущие, хранящие...

Неслучайно и в Воронеже, где к тому времени замечательно работало телевидение, радио, где в «Коммуне» и «Молодом коммунаре» начинали свой журналистский путь Борис Стукалин, Василий Песков, Евгений Дубровин и многие другие известные публицисты и редакторы, появилась специальность «Журналистика».

Кто же они, пионеры нашего вузовского журналистского образования? Со многими посчастливилось познакомиться еще в пору моего аспирантства. Георгий Владимирович Антюхин - увлеченный историк журналистики, занимавшийся литературным краеведением, первый президент Академии наук региональной печати России. Лев Ефремович Крой-чик - любимец университета, один из основателей театра миниатюр, литературовед, театральный критик, практикующий журналист. Маргарита Ивановна Стюфляева - автор наиболее известных в стране монографий по поэтике публицистики. Борис Владимрович Кривенко - блестящий знаток русского языка, исследователь функционального стиля массовой коммуникации. Именно они - такие раз-

ные, но увлеченные новой идеей, стояли у истоков. Приходилось нелегко: из материальнотехнической базы на филфаке - лишь аудитории, классные доски, мел и тряпки. Поначалу не было телерадиоаппаратуры, типографического оборудования - было другое: глубокая гуманитарная подготовка, преподавательский и человеческий талант. А еще окрыленность, подаренная временем.

Временем, когда царствовало Слово. Когда поэты собирали тысячные залы. Когда Литература, Театр, Кинематограф объединяли миллионы. Когда хотелось соперничать с великими и верилось, что это удастся. Тем, первым, удалось главное - они смогли начать и продолжить.

К ним тянулись лучшие и талантливые, так же, видимо, задетые благотворным воздухом шестидесятых: Эмма Афанасьевна Худякова, Вадим Георгиевич Кулиничев, Александр Тихонович Смирнов, Екатерина Михайловна Иванова, Татьяна Васильевна Лебедева, Анна Александровна Андреева, Виктор Владимирович Гааг... Им удалось продолжить. Продолжить дело, в котором главными принципами стали нацеленность на творчество и демократизм.

Нам бы это сохранить.

Если быть совершенно точным.

А если быть совершенно точным, то подготовка журналистских кадров в Воронеже началась в 1958/59 учебном году, когда было решено группу выпускников историко-филологического факультета направить на работу в редакции районных газет Воронежской и Белгородской областей. Для будущих журналистов был прочитан специальный курс «Газетное дело», включавший в себя сведения по оформлению газетных полос, проблематике СМИ и жанрам публицистики. Занятия тогда проводили сотрудники областных газет «Коммуна» и «Молодой коммунар», а также представители сектора печати обкома КПСС. Многие из тех, кто с лета - осени 1959 года начал работать в редакциях, навсегда связал свою судьбу с практической журналистикой...

Официально же подготовка журналистских кадров в ВГУ действительно началась осенью 1961 года, когда по решению Мини-

стерства высшего и среднего образования на филологическом факультете было создано заочное отделение журналистики, принявшее первые 25 человек. Специфика молодого отделения журналистики заключалась в том, что это была единственная творческая специальность в классическом университете, потребовавшая особой организации учебного процесса. Основная нагрузка по созданию отделения легла на Валентину Витальевну Ситенко и Георгия Владимировича Антюхина. Они же читали основные теоретические курсы по новой специальности. Для проведения практических занятий были привлечены опытные журналисты «Коммуны» Борис Митрофанович Подкопаев, Федор Николаевич Сурин, Сергей Васильевич Погребенченко. В 1963 году в штате отделения появился Лев Ефремович Кройчик, в 1964-м - Маргарита Ивановна Стюфляева. Эти преподаватели составили ядро секции журналистики, которая работала в составе кафедры истории советской литературы.

В то время на заочное отделение журналистики принимали только лиц, имеющих двухлетний стаж практической работы или службы в Вооруженных силах. При этом предпочтение отдавалось штатным сотрудникам редакций. Вот почему основу набора составили «целевики» - посланцы районных и городских редакций близлежащих к Воронежу областей. Так была найдена ниша: отделение журналистики ВГУ стало готовить по преимуществу корреспондентов районных и городских газет областей ЦЧР.

Важным этапом на пути к созданию сначала отделения, а затем самостоятельного факультета стало образование в 1967 году кафедры журналистики, которую возглавил Борис Владимирович Кривенко (кстати, ему впоследствии выпала доля стать «первооткрывателем» нескольких кафедр - истории журналистики и журналистского мастерства, практической стилистики и литературного редактирования). К 1967 году был уже накоплен определенный опыт, молодая кафедра пополнилась новыми сотрудниками: филфак делегировал литературоведов Екатерину Григорьевну Мущенко, Владислава Анатольевича Свительского, а также Марию Афанасьевну Шлыкову, опытного доцента-лингвиста.

Были организованы вечерние занятия для сту-дентов-воронежцев, Г.В. Антюхин создал научный кружок по истории местной печати (силами его участников был создан Музей истории печати Воронежского края, и за эту работу большая группа студентов-заочников получила грамоты Министерства).

В 1968 году производится первый набор на стационар. Совершенствуется связь с базовыми редакциями отделения. Укрепляется состав кафедры, пополняемый журналистами-практиками: в начале 70-х на кафедру приходят Эмма Афанасьевна Худякова, Иван Иосифович Кирасиров, Вадим Георгиевич Кулини-чев, Александр Тихонович Смирнов. Складываются научные школы, изучающие историю местной печати (Г.В. Антюхин), теорию и практику публицистики (М.И. Стюфляева, Э.А. Худякова, Л.Е. Кройчик, В.Г. Кулиничев), функционирование языка в средствах массовой информации (Б.В. Кривенко).

В 1974 году кафедру журналистики возглавил приехавший из Алма-Аты профессор Горислав Валентинович Колосов. Возглавив отделение, Г.В. Колосов, во-первых, предложил готовить кадры не только для районных, но и для областных газет, а во-вторых, провозгласил курс на расширение «зоны влияния» отделения, включив в нее, помимо Черноземья, и регионы Центральной России, Среднего и Нижнего Поволжья.

Еще одним важным шагом, предпринятым Г.В. Колосовым, стал переезд отделения в здание бывшего реального училища на Пушкинскую, 16. Решение это носило стратегический характер: оно означало, что отделение начинает по существу самостоятельную жизнь - еще один шаг по созданию факультета был сделан. Переезд позволил заметно расширить и развить материальную базу факультета - создается телестудия, начинает выходить учебная газета «Журналист», создается филиал зональной научной библиотеки ВГУ, сориентированной на обслуживание студентов-журналистов, появляется фотолаборатория.

Заметно увеличивается число студен-тов-иностранцев, обучающихся на отделении. Если в первые годы (студенты-иностранцы появились в 1968 году) на каждом курсе было не более 2-3 человек, то в се-

редине семидесятых их число вырастает до 20. Преимущественно это были представители развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.

В эти же годы был осуществлен первый прием в аспирантуру - отделение начинает готовить кадры для себя (мне посчастливилось стать первым аспирантом профессора Колосова).

В 1981 году на отделении возникает новая кафедра - истории журналистики и журналистского мастерства (первоначально ее возглавляет Б.В. Кривенко, а после зашиты докторской диссертации в том же году Г.В. Антюхин).

Считается, что факультет тогда можно назвать вставшим на ноги, когда основу его преподавательского корпуса составляют собственные питомцы. К 1985 году - времени создания факультета - на кафедрах отделения успешно работало немало бывших его учеников, и число их постоянно росло. Появляются Любовь Ивановна Дзэконова, Анна Александровна Андреева, Лидия Георгиевна Люличева, Наталья Николаевна Козлова, Виктор Владимирович Гааг, Татьяна Николаевна Хомчук-Черная.

В 1987 году на факультете журналистики возникает новая кафедра - практической стилистики и литературного редактирования, которую возглавила доцент Светлана Андреевна Гостеева.

В 1988 год факультет переезжает в новое здание, получая в свое распоряжение нынешнее помещение на ул. Хользунова, 40-а.

В конце восьмидесятых - начале девяностых годов расширяется и укрепляется кадровый состав всех кафедр, где также работают Татьяна Васильевна Лебедева, Виктор Васильевич Хорольский, Анна Михайловна Шишлянникова, Людмила Дмитриевна Лебедева, Виктор Дмитриевич Козырев, Елена Михайловна Бебчук, Людмила Леонидовна Сандлер, Тамара Алексеевна Павлова, Александр Павлович Дробышевский, Галина Николаевна Беспамятнова, Светлана Николаевна Гладышева.

В 1989 году проводятся первые выборы декана, которым стал Лев Кройчик, являвшийся одновременно заведующим кафедрой истории журналистики (Г.В. Колосов оставил

свой пост по болезни). Продолжает совершенствоваться инфраструктура факультета: открыты класс машинописи и первый компьютерный класс, расширяется филиал библиотеки с читальным залом. Создается воскресная школа для работы с абитуриентами по программе творческого конкурса. Совершенствуется учебный план. В результате бурных дискуссий, в которых - дань времени - активное участие принимают студенты, в учебном процессе появляются творческие студии, курсы по выбору студентов, а с принятием ГОСа первого поколения и 3 специализации: периодическая печать; телевидение и радиовещание; реклама и паблик рилейшнз.

В 1994 году деканом факультета становится автор этих строк, который с 1990 года возглавлял кафедру теории и практики журналистики.

Лихие девяностые...

В начале 1990-х конкурса на нашем факультете практически не было - абитуриенты стремились в юристы, экономисты, на факультет романо-германской филологии... А журналистика стала «немодной». «Акулы пера» в большинстве своем похвастаться приличными заработками не могли. Да и факультет наш был нищ. Что имелось? Тряпки, мел, ломающаяся мебель, устаревшее оборудование... Первую мебельную стенку мы получили по бартеру от фирмы «Ангстрем». А первый компьютер факультету подарил издатель из далекой Тюмени Юрий Мандрика, давний товарищ факультета. Зато мы оказались небедны на людей. Преподавательский, учебно-вспомогательный состав согласились затянуть пояса. Надеялись на лучшее будущее, порой экономя даже на «маршрутках», работали много, на износ. Все, что тогда могло руководство факультета, - раз в семестр выплатить им премию. Нагрузки были колоссальные, доплаты - копеечные.

И все-таки ситуация постепенно менялась. Появлялись новые учебные курсы, вводилось обучение студентов по новым специальностям, а в их рамках углублялись специализации.

Мы старались тут совпасть со временем. В СМИ пошла реальная реклама? А у

нас уже разработан курс рекламы в прессе. Затем - курс «Практика рекламы», следом - «Организация рекламной деятельности». Мы открыли специализацию «Реклама и паблик рилейшнз». И она стала настолько популярной, что на нее пошли заниматься студенты на платной основе - с 1-го курса, углубленно.

Мы и школу рекламы тут же открыли -в качестве дополнительной образовательной услуги.

Когда в 1998 г. пришли госстандарты по специальностям «Реклама» и «Связи с общественностью», факультет оказался к этому готов, и первым в России открыл набор сразу на все три - включая нашу главную, традиционную - специальности, связанные с массовой коммуникацией.

Это лишь один пример.

Могу привести и другой. В начале 1990-х на факультете обучалось всего 3 иностранца. Против двух десятков на каждом курсе в недалеком прошлом. Но все трое были «платниками»! Мы за их обучение деньги получали. Однако получить деньги - не самоцель. Куда важнее разумно, с толком их потратить. Мы первым делом направили появившиеся деньги на развитие инфраструктуры. Оборудовали сначала один, потом второй компьютерный класс (сейчас их на факультете четыре). Закупили телекамеры, диктофоны, прочую оргтехнику Журналистика-то в техническом отношении - вещь затратная. Но скупиться тут нельзя. Телевизионщика, скажем, одними лекциями профессии не обучишь.

В итоге мы пришли к появлению факультетского бюджета - открытого, принимаемого на Совете. Да, банковский счет -университетский, но у нас имеется карточка, дающая определенную свободу финансового маневра.

Мы сами (наши факультетские умельцы) отремонтировали аудитории, сделали мебель. Дошло дело и до туалетов. Туда раньше зайти было, мягко говоря, неприятно. Теперь -вполне приличные помещения. И вот что интересно: после ремонта в аудиториях на стенах перестали появляться надписи и доморощенные граффити. Студенты же принимали участие в ремонте. Им жалко губить собственный труд.

Вообще, на обоих факультетских этажах навели порядок. Не евроремонт, конечно, но смотрится очень даже неплохо. У нас сейчас каждая кафедра оборудована по индивидуальному, разработанному конкретной кафедрой проекту - удобно, функционально. Ну и, наконец, добрались до деканата. Привели его в божеский вид. А то родители студентов, заходя сюда, случалось, впадали в тихий ужас. Я считаю, студенты должны обучаться, а преподаватели работать в нормальных условиях. И это не только помещений касается.

К примеру, нам передали общеуниверситетскую телестудию. Мы за год ее оборудовали, закупили современную технику. Потратили на телестудию несколько миллионов рублей и продолжаем ее укреплять. А как иначе? Сегодня студенты делают здесь замечательные фильмы. И наверняка среди них растут те, кто завтра составит славу тележурналистики. Заключили творческий договор с телеканалом «Форум-36», где каждую неделю идут наши передачи.

Самостоятельно оборудовали радиостудию и теперь ведем радиовещание, выпускаем готовый журналистский продукт.

Кардинально изменилась наша фотолаборатория. Теперь каждое рабочее место в лаборатории имеет компьютер, мы полностью перешли на «цифру».

У нас отличный редакционно-издательский центр. Оборудовать его по последнему слову техники помогли два выигранных в честной борьбе гранта: по подключению Интернета и по выпуску студенческой газеты. Наша мини-типография может выпускать практически все - от издающегося с 1996 года на факультете научно-практического альманаха «Акценты» и учебных пособий до серьезных монографий. Одновременно с этим типографическая лаборатория выполняет и обучающие функции.

Перечислять сделанное могу еще долго. Но, конечно же, прежде всего мы развивали и развиваем образовательные программы. Сегодня на факультете работает шесть кафедр (седьмая кафедра - в Старооскольском филиале ВГУ). На каждом курсе обучается порядка 250 студентов. Плюс от 15 до 20 иностранцев, которые обучаются по направлению «Журналистика» (бакалавриат, магистратура).

К сожалению, число бюджетных мест на факультете сокращается. Увы, ничего не в силах с этим поделать - такова политика Министерства. Возможно, в следующем году, когда мы окончательно перейдем на двухуровневое образование (будем обучать бакалавров и магистров по двум направлениям - «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью»), ситуация изменится. По крайней мере, мы подали заявку на 50 бюджетных мест для студентов стационара. А ведь есть еще заочное отделение...

Мы открыли на факультете техникум по рекламе. 10-11-классники учатся в школе и два дня в неделю занимаются у нас, одновременно заканчивая 1-й курс техникума. В принципе, человек, выбравший этот путь обучения, за семь лет может окончить школу, техникум и вуз. Пройдет две ступени - станет специалистом экстракласса. Разве не заманчиво? Кстати, большая часть первого выпуска техникума продолжила у нас учебу: с этого года получают высшее рекламное образование в отдельной группе по отдельному - сокращенному - учебному плану.

Особая забота - выращивание своих преподавательских кадров. У нас уже седьмой год функционирует диссертационный совет. Люди защищаются. Сейчас на факультете 10 докторов и более 30 кандидатов наук. Можно сказать, своя школа.

Сегодня факультет журналистики ВГУ ведет научную работу по многим направлениям: теория и практика современной российской журналистики; теория коммуникативис-тики; типология печати; дизайн периодических изданий; история местной печати; история отечественной и зарубежной журналистики; теория и практика рекламы и паблик ри-лейшнз; язык и стиль массовых коммуникаций. С 2004 года выходит научный журнал «Вестник ВГУ. Филология. Журналистика», имеющий ВАКовский статус.

А еще в 2000 году на факультете журналистики ВГУ была создана региональная секция Центральной и Черноземной России НМС по журналистике, в которую вошли представители вузов, осуществляющих подготовку журналистов, из Белгорода, Брянска, Воронежа, Ельца, Иваново, Курска, Орла, Саратова, Тамбова, Твери, Тольятти и Уфы.

Официально мы по уровню - четвертые в стране и вторые среди региональных журфа-ков России. Я же считаю (поскольку владею ситуацией), что мы уступаем лишь Москве и Питеру, и то не в качестве преподавания.

Свежий пример: в 2010-2011 учебном году наш факультет стал четвертым во Всероссийском рейтинге государственных вузов по среднему баллу ЕГЭ-2010. Конечно, рейтинг рейтингу рознь. Но этот - составленный по заказу Общественной палаты РФ специалистами ГУ-ВШЭ по объективным, обнародованным в Интернете показателям - действительно свидетельствует в том числе о силе бренда. И не только нашего факультета, но и бренда ВГУ в целом (8-е место из более чем 500 вузов России по результатам набора на все 17 факультетов - отличный результат).

У нас вообще в последние годы высокие проходные баллы среди бюджетных студентов (на журналистике - 249). Ребята идут к нам целенаправленно! Они не задумываются: оставлять в приемной комиссии сразу подлинник или сначала подать копию. Только оригинал. Видимо, мы на правильном пути. И впереди еще более амбициозные планы. На факультете пока функционируют 4 магистерские программы. Планируем увеличить их количество и открыть обучение в магистратуре на заочном отделении. Ведь многие имеющие диплом специалиста или бакалавра и желающие продолжить обучение на журфаке уже работают.

Помимо востребованных программ обучения, обеспеченных квалифицированными кадрами, методической и материально-технической базой, очень важна вузовская атмосфера. В ВГУ нередко поступали из-за Театра миниатюр, Театра песни, Дня поэзии... У нашего журфака свои изюминки: «Проходной балл», «Посвящение», «Первокурсник», «Студенческая весна», Кубок по футболу... Пять лет назад мы придумали создать Школу юного журналиста для учащихся 810 классов. Три года - достаточный срок, чтобы человек сделал самостоятельный и сознательный выбор: идти к нам дальше или нет. А ведь не ошибиться с будущей профессией крайне важно.

Радует, что наши студенты инициативны! Создают журналы, газеты, снимают ро-

лики и записывают радиопрограммы. Что, кстати, заставляет нас продолжать совершенствование оборудования всех студий, закупать дорогие, но крайне необходимые программы (например, только что заказали Photoshop).

И, видимо, слух о журфаке разносится! Можно кричать о себе на каждом углу, но если за всем этим не будет реальных дел - скоро это станет всем ясно. Так что наши главные рекламные агенты - студенты-старшекурсники, выпускники и работодатели. Если в столицу порой едут из-за столицы, то провинциальный вуз должен брать прежде всего качеством образования и еще многим из того, что способствует созданию фирменности - образа, имиджа, бренда...

А конкуренция растет. Появляются все новые факультеты или отделения журналистики. Елец, Тамбов, Курск, Белгород... Но мы соревнование выдерживаем. Конкурс увеличивается из года в год. Это и понятно. Наши выпускники - нарасхват. У них нет проблем с трудоустройством.

И здесь уместно будет назвать первых студентов-заочников - сотрудников «районок», многотиражек, теле- и радиостудий Анну Та-рарыкову, Игоря Петрова, Ивана Грачева, Эмиля Абросимова, Гертруду Карабач, Яна Шейхета, Валентина Пирогова, военных политработников - Юрия Загороднего, Виталия Малых, Юрия Крангача...

Высокую профессиональную репутацию факультета подтверждают выпускники, работающие сегодня как в ведущих российских, так и в зарубежных СМИ. Всероссийской аудитории известны имена Павла Кривцова, Виктора Перегудова, Алексея Колосова, Алексея Лазарева, Сергея Черныха, Алексея Синельникова, Александра Мешкова, Александра Садчикова, Анатолия Степового, Богдана Степового, Николая Тарасенко, Павла Селина, Андрея Литвинова и др. Местная журналистика гордится именами Виталия Жихарева, Дмитрия Дьякова, Германа Полтаева, Андрея Цветкова, Виктора Лютова и многих-многих других наших выпускников, постоянно побеждающих в городских и областных конкурсах профессионального мастерства.

Главное, что за эти годы на факультете были сохранены принципы, заявленные еще на

этапе создания отделения. Первый: журфак -факультет творческий; второй: творчеству нельзя научить - этому можно лишь научиться. Вот почему мы уверены, что вскоре зазвучат новые имена журналистов, рекламистов и пиарменов, которые начинали путь в профессию на Хользунова, 40а.

Воронеж - Волгоград

С профессором Виталием Борисовичем Смирновым мы познакомились в ноябре 1986 года на факультете повышения квалификации Ленинградского университета. Именно тогда я увидел, как человек может часами сидеть за рабочим столом, покрывая красивым ровным почерком страницу за страницей, почти не обращаясь к дополнительным источникам (Виталий Борисович писал статью об А.М. Скабичевском, наследие которого знал досконально, опыт которого творчески использовал и в своей деятельности литературоведа и критика). Именно тогда я узнал, как можно и в двадцатом веке оставаться человеком века девятнадцатого - имею в виду научную и человеческую порядочность, энциклопедичность знаний и глубину суждений, литературный вкус и литературную одаренность.

Мне кажется, уже тогда я понял, что за внешней суровостью, если не сказать брутальностью, скрывается тонко чувствующая, рефлексирующая натура. А суровость - от осознания несовершенства мира, в котором немало людей нечестных (в том числе и в науке, педагогике, журналистике), дилетантов, пытающихся скрываться (и нередко успешно!) за словесной мишурой. У Виталия Борисовича Смирнова (человека принципа!) есть лишь один кумир - великая русская литература. И все, что касается Ее, - и прежде всего наука, критика, которым Смирнов посвятил свою жизнь, - для него свято.

Работоспособность Смирнова просто поражает. Он систематичен, последователен, как может быть систематичным и последовательным настоящий ученый. Он нетороплив и основателен, как может быть нетороплив и основателен настоящий мужчина. Он обаятелен и галантен - это вам скажет любая умная женщина, расположившая Виталия Бори-

совича к хорошему разговору. Он - любящий муж, отец, сын, брат. Мне приходилось наблюдать Виталия Борисовича в отношениях с детьми, внуками, супругой, отцом, братьями, друзьями. Он всегда в центре, и это - центр человеческой приязни, притягательности, бесконечного уважения.

Когда 30 лет назад в Волгограде, родном городе Виталия Борисовича, был открыт университет, профессора Смирнова пригласили возглавить кафедру русской и зарубежной литературы (и прежде чем образовалась самостоятельная кафедра журналистики ВолГУ, была еще кафедра литературы и журналистики). По словам А.А. Демченко, «в Волгоградском государственном университете основана научная школа, генетически связанная с саратовской филологической школой ученых-педагогов (А.П. Скафтымов, Ю.Г. Оксман, Е.И. Покусаев), уроки которой вполне и плодотворно были усвоены Виталием Борисовичем». Но главное - В.Б. Смирновым впервые в нижневолжском регионе была начата подготовка профессиональных журналистских кадров: сначала в рамках специализации, затем - с 1986 года - специальности «Журналистика» на филологическом факультете ВолГУ. Первым же среди региональных университетов он открыл программу профессиональной переподготовки работников СМИ, имеющих высшее, но не журналистское образование.

Воронежские преподаватели журналистики - Лев Кройчик, Татьяна Лебедева и ваш покорный слуга - не раз приезжали в Волгоград читать спецкурсы, руководить государственной аттестационной комиссией. Эти же

фамилии появлялись и на страницах «Отчего края» - любимом детище Виталия Борисовича, которое он основал в 1994 году. Мне кажется, редактор Смирнов создал новый тип журнала, соединившего в себе лучшие традиции отечественной журналистики XIX века и современные новации в журналоведении, реализовав, таким образом, и приложив на практике свой многолетний опыт исследования русской журналистики второй половины XIX века.

Со своей стороны волгоградские коллеги активно печатаются в наших журналах «Акценты. Новое в массовой коммуникации» и «Вестник ВГУ. Филология. Журналистика», успешно защищают докторские и кандидатские диссертации в диссовете воронежского журфака.

В течение двадцати лет я много раз бывал в Волгограде - как лектор, как председатель государственной аттестационной комиссии, как участник различных конференций и семинаров... И каждый раз с удовлетворением убеждаюсь: кафедра журналистики развивается (почти все преподаватели имеют ученые степени, активно сотрудничают с прессой), «Отчий край» становится все интереснее и по содержанию, и по оформлению. И за всем этим многолетний труд мудреца Смирнова, который как будто никогда и никуда не спешит, но который точно ставит цель, верно определяет задачи, а главное - путь, по которому идет спокойно и твердо сам и в который собирает единомышленников и соработников.

В.В. Тулупов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.