Научная статья на тему 'Подводно - археологическая экспедиция "Память Балтики"'

Подводно - археологическая экспедиция "Память Балтики" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подводно - археологическая экспедиция "Память Балтики"»

Шопотов К.А. Приморский струг Приморский струг

Шопотов Константин Антонович (1931-2019)

Подводно - археологическая экспедиция «Память Балтики»

(Санкт - Петербург)

Балтика - своеобразное море. Года два назад она вдруг снизила свой уровень, и прибрежные берега вышли из воды, отдельные причалы в связи с уменьшением глубины не смогли принимать свои суда. В 2018 году вода поднялась, а балтийские шторма не потеряли своей яростной и могучей силы. Характерная оценка балтийского шторма - крутая волна. Именно подъём воды в 2018 году, и штормовая балтийская волна смогли поднять тяжеловесные фрагменты лежащего в бухте Окуневая, сопряжённой с бухтой Желтая, несколько столетий назад налетевшего на входной подводный каменный барьер и разбившегося старинного деревянного морского судна, и выкинуть их на песок Золотого пляжа бухты. Сила шторма была столь велика, что фрагмент киля судна вынесло метров на 70 от уреза воды и задержали его лишь деревья. Доски наружной обшивки корпуса судна и оторвавшиеся тяжеловесные шпангоуты протаскивало сквозь береговые заросли далеко от уреза воды...

7 ноября экспедиция «Память Балтики» в бухте Дальняя вела плановые исследования «Выборгского когга». Работа ведётся на основе Открытого листа на Полевой сезон 2018 года ИА РАН РАН и Минкультуры РФ. Водолазная станция в составе Константина Шопотова, Александра Новосак и Олега Виноградова уже заканчивала работу, когда позвонили от Выборгского телевидения и коротко объяснили: «Жители поселков Рябово и Лужки, практически все тесно связанные с морем, ещё в сентябре увидели в своей родной бухте Желтая - Окуневая выброшенные прошедшим штормом на Золотой пляж фрагменты хорошо сработанного старинного деревянного судна, дали информацию в Приморский краеведческий музей и Выборгский музей - заповедник. Но уже прошло больше месяца, а подводные реликвии бесхозно валяются, мокнут, медленно всасываются в мокрый песок, а дело идёт к зиме, когда волокна мокрого археологического дерева начнут разрываться ледяными кристаллами. Приглашаем Вас приехать в бухту Окунёвая».

9 ноября прервав работу в бухте Дальняя, прибыли в бухту Окуневая - Желтая, что в 25 км южнее Приморска. Произвели первоначальное обследование, познакомились и выслушали местных знатоков - краеведов, хорошо знающих обстановку и болеющих душой за народное достояние.

11 ноября приехали 12 археологов общества «Память Балтики». Сформировано четыре группы: выпускник штурманского факультета ВВМУ имени М.В. Фрунзе, старпом атомной подводной лодки капитан II ранга Алексей Богдан-цев производит замеры, зарисовка, фото фрагмента днищевого набора силового корпуса погибшего старинного деревянного морского судна; Татьяна Селезнева исследует коробку киля и её соединение, - замок, - к ахтерштевню, так как она хорошо разобралась именно с этим устройством на Выборгском когге, т.к. каждый строитель делает свой состав набора коробки киля, а главное - свой фирменный замок соединения коробки киля с ахтерштевнем. Андрей Григорьевич Федор исследует вынесенные морем на берег и в береговые кусты шпангоуты и доски наружной обшивки корпуса судна. Олег Виноградов, подготовив снаряжение, идёт вглубь бухты к месту, где лежат остатки погибшего судна, задача автора статьи - страхующий водолаз.

Что смогли выяснить за эти два дня. Море вынесло на песок бухты Окуневая: крепко сколоченный деревянными и мощными железными нагелями большой фрагмент днищевого набора корпуса деревянного морского судна размером 16,5 х 6 метров. У него сохранилось 18 мощных шпангоутов, с цельными и встроенными кокорами. Кокор - это ноу - хау русских судостроителей старинных деревянных судов: ствол сосны с мощным отрезком своего корня, идущем вертикально к стволу, к отрезку корня (футоксу) крепится бортовой шпангоут, Это называется - «копань», т.к. выкапывается, вырубается едино корень со стволом сосны. В исследуемом днищевом наборе силового корпуса погибшего судна каждый днищевой шпангоут - это ствол сосны с кокором, т.е. с отрезком своего толстого корня, идущего перпендикулярно к стволу для крепления к нему бортового шпангоута, а на второй конец этого днищевого шпангоута, крепится кокор (футокс), к которому крепится бортовой шпангоут противоположного борта. Шпангоуты очень крепко пришиты деревянными и железными нагелями к толстым доскам наружной обшивки корпуса судна.

Шпангоуты длиной до 5,6 м, шириной и толщиной - до 40 см. Шпация (расстояние между шпангоутами) - 40 см. Полностью сохранились 19 досок наружной обшивки корпуса судна толщиной не менее 6 сантиметров, шириной до 20 см, обломаны, по длине - либо по 16,5 м, либо составные.

9 ноября 2018 года. Выборгский залив, бухта Окуневая, сопряженная с бухтой Желтая (25 км южнее Приморска). В сентябре месяце штормовая волна выбросила на Золотой пляж мощный фрагмент днищевого набора старинного деревянного морского судна. Общий размер фрагмента судна 16, 5 х 5,6 м. Он имеет 18 мощных шпангоутов, каждый размером 560 х 40 х 40 см, надежно, крепко закрепленных деревянными и железными нагелями к 19 доскам наружной обшивки корпуса судна, каждая доска разменом 1650 х 20 х 5 см. Все доски обломаны в районе миделя судна, часть досок составные.

Набор досок наружной обшивки - в «притай», т.е. тщательно подогнаны одна к другой, так, что между ними лезвие ножа

между ними не просунешь, с конопаткой - хорошо просмоленной паклей. Сохранность шпангоутов и досок наружной обшивки хорошая, они обросли ракушками, цвет дерева чёрный. Вид такой, что они медленно и давно пропитывались нефтепродуктами, так как здесь проходит фарватер Выборг - Санкт- Петербург.

Шпангоуты изготовлены из ствола - кокора (ствол сосны с корнем), на противоположном конце ствола сосны - шпангоута деревянными нагелями крепится кокор (футокс), к которому крепится бортовой шпангоут.

Часть досок наружной обшивки корпуса судна и оторванные шпангоуты пронесены волной сквозь береговые деревья метров на 80 от уреза воды. Задержаны береговыми деревьями три фрагмента коробки киля. Основа коробки киль - это сосновое обломанное бревно (7,5 х 0,30 х 0,30) м с изодранной о грунт днищевой частью, заканчивается кокором, идущем вертикально к стволу киля для его соединения замком с ахтерштевнем.

Поверх киля наложена кница - кильсон (1,3 х 0,36 х 0,40) м, которая крепится к килю и к ахтерштевню, т. е. крепит коробку киля к ахтерштевню. К книце - кильсону закреплён кокорный шпангоут (1,30 х 0,18 х 0,16) м, что свидетельствует о сужении корпуса судна к ахтерштевню. По вырезам на кильсоне видно, что шпация между шпангоутами уменьшилась до 15 см. Все жёстко скреплено. Рядом ещё два обломанных фрагмента киля, общая длина трёх фрагментов соизмерима с длиной днищевого набора - 16, 5 м, т.е. здесь, на мидель - шпангоуте произошёл перелом корпуса судна пополам, на две основные части. Дерево всех исследуемых фрагментов - сосна, очень мягкое, вымоченное морем и временем.

Олег Виноградов, уже в бухте Желтая, выяснил, что вторая часть разбитого затонувшего судна разбросана на входном каменном барьере в 200 метров от берега, уже в бухте Желтая, на глубине 5 - 7 метров. Течение. Дальнейшее подводное исследование возможно только летом, с использованием плавсредств. Для подводно-археологической экспедиции «Память Балтики» это уже четвёртое исследуемое затонувшее старинное деревянное морское судно новгородских и приладожских мастеров, шедевров старинного русского самостоятельного судостроения, и мы заявляем, оценивая конструкцию и большие размеры исследуемых фрагментов, что затонувшее в бухте Желтая деревянное старинное морское судно - это струг, предназначенный для перевозки тяжелых, крупногабаритных грузов (гранит, лес), возраст - не менее 200 лет. Именуем - Приморский струг, шедевр старинного новгородского и приладожского судостроения, памятник истории и культуры Российской Федерации, подлежащий срочному решению по его сохранению, консервации и дальнейшей музеефикации.

Строительные характеристики Приморского струга считаем: длина 30 метров, ширина - 6 метров (плоскодонное), осадка - 2,5 метра, при коэффициенте сужения Y = 0,6 предположительное водоизмещение Приморского струга -270 тонн. Сравним его данные с классическим стругом.

«Струг, старинное русское деревянное плоскодонное парусно - гребное судно для перевозки людей и грузов...»

Струги были с отвесными бортами, заострённым носом и кормой; длина - 20 - 45 м, ширина - 4 - 10 м». [Советская военная энциклопедия. М. 1979. С. 581]. По строительным характеристикам и выявленной конструкции корпуса исследуемое старинное деревянное парусное судно полностью соответствует старинным судам типа струг.

11 ноября были произведены замеры, фотофиксация, полная опись выброшенных фрагментов Приморского струга. Несмотря на уже холодную воду подводный археолог Олег Виноградов произвёл первоначальное подводное обследование, локализовал (выявил) место, положение, глубину и груз второй основной части затонувшего Приморского струга. 18 ноября 12 человек общества «Память Балтики» прибыли в бухту Окуневая для производства спасательных работ Приморского струга, к которому вода бухты уже приблизилась, и он ещё больше ушёл в мокрый песок. Председатель Приморского филиала ордена Петра Великого общества «Память Балтики», выпускник Высшего Военно -Морского Краснознаменного орденов Ленина и Ушакова I степени училища им. Фрунзе капитан II ранга Владимир Анатольевич Сиверцев, обладающий недюженной силой, принял самое активное участие в разделке фрагментов струга и подготовке его к транспортировке, но и привёз разрешение Администрации Приморска обществу «Память Балтики» на производство спасательных мер с задачей сохранения памятника истории и культуры Российской Федерации, исключения замывки его песком и окончательной гибели. Очистили уже ушедший в песок на 25 см фрагмент днищевого набора корпуса судна, промаркировали все шпангоуты и доски наружной обшивки, осторожно разобрали, Андрей Григорьевич Федор своей машиной, следуя регулировки Сергея Олеговича Прокопенко, тихонько оттащил фрагменты на возвышенное место пляжа, подальше от возможного затопления. Приготовили шпангоуты для погрузки и собрали в кустах и выкопали из песка все шпангоуты и доски наружной обшивки, вынесенные туда морем, снесли к коробке киля для погрузки на автокран.

Киль - ствол сосны с кокором, который затёсан под углом 100 градусов и крепится к ахтерштевню.

В 60 м. от пляжа и в 150 м от берега полуострова Малого, по наводке Константина Борисовича Александрова, Олег Виноградов произвёл первоначальное подводное обследование второго, затонувшего в бухте Окуневой судна с грузом гранита. Локализовали. Житель п. Рябово Самороко Сергей Владимирович рассказал нам, что на мысе полуострова Малого имелись серьёзная судостроительная верфь, причал, что возможно погибший струг и строился на этой верфи, судя по тому, что все железные гвозди с фрагмента струга ручной ковки, квадратные, и это так же должно быть обследовано с позиций научной подводной археологии.

В общем, к темноте успели все закончить, составить Акт, усталые, замёрзшие, собрались у костра, разведённого подполковником Сахаровым Вадимом Владимировичем и Сергеем Михайловичем Арсентьевым, разложили снедь...

20 ноября 2018 года, член общества «Память Балтики» Михаил Леонидович Копейкин, на свои деньги, нанял автокран, пригнал его в бухту Окуневая, Председатель Окунев-ского филиала ордена Петра Великого общества «Память Балтики» К.Б Борисов с товарищами помогли осторожно загрузить на автокран все огромные фрагменты Приморского струга. Фрагменты Приморского струга благополучно доставлены в Санкт - Петербург, помещены в хорошее и удобное хранилище. Теперь нужно памятник истории и культуры РФ, фрагменты Приморского струга, окончательно изучить, законсервировать и музеефицировать. Спасибо всем, кто принял непосредственное участие в спасении памятника истории и культуры Российской Федерации - фрагментов Приморского струга!

Акт передачи спасенных фрагментов затонувшего в бухте Желтая старинного, деревянного морского судна, именуемого Приморский струг - на 1 листе.

Hör' ШйвшЩ ('antrr-По rp6> pi с«сан ибшгпмнная upiанишнии «Начни» калики»

■, r« I: "j.Vl. jytM-M ***

' r~-ll 1. 1 ■ 1ч1|!»д . : - -Il I:.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.