Идентификация морского парусного судна типа «КОГГ»
Контр - адмирал К.А. Шопотов
Проведенные комплексные исследования под-водно-археологической экспедицией «Память Балтики» в полевые сезоны 2013-16 гг. увенчались обнаружением старинного морского парусного деревянного корабля, погибшего в шторм. Реконструкция трагедии позволяет считать, что судно налетело на гранитный каменный барьер в вершине бухты Дальняя, Выборгского залива. Проведенный перекрестный анализ позволил идентифицировать объект на основе выявленных и зафиксированных сохранившихся конструктивных особенностей корпуса корабля, как судно типа «когг».
Основной метод идентификации - сравнение явных типовых конструктивных особенностей корпуса, имеемых только у когга и исследуемого экспедицией.
Когг (от древне - германского Kugg, der Koggen -выпуклый) - средневековое, первоначально одно -, в XV в. двух - и трехмачтовое палубное судно с высокими бортами, оснащенное прямым парусом площадью 150 -200 м. Мореходное. Строился из дуба, сосны, ясеня; нос и корма тяготеющие к прямоугольным, дно плоское, обшивка внакрой (клинкерная). Длина когга доходила до 28 м, ширина - 8 м, высота борта - 7,5 м, осадка - до 3 м. Грузоподъемность от 200 до 500 т. Имел защищенную смотровую площадку на топе мачты. Характерной особенностью когга является навесной руль. Представлял собой дальнейшее развитие средиземноморского нефа. Появился в первой половине X в. (впервые отмечен в 989 г.). Получил распространение в XII в. И стал основным типом торгового и воен-
ного судна в флотах Северной Европы; в частности, Ганзейского союза (XIII - XV вв.). Использовались североевропейским и балтийскими пиратством.
Из сочинения доктора Раушника.1 «Когги (Cog), (древнегерманское kugg - выпуклый) основной тип судов Ганзейского союза. Их предшественники: кнорры, шнеккеры - типичные представители норманно - скандинавской кораблестроительной традиции. Это высокобортное, палубное, с мощным набором корпуса, одномачтовое парусное судно. Характерная особенность коггов - навесной руль и прямые штевни, сильно скошенные к линии киля, плоское днище практически по всей длине корпуса.
Наибольшая длина судна - 30 м. Длина по ватерлинии - 20 м. Ширина - 7,3 м. Осадка - 3 м. Грузоподъемность - до 200 т. Рейковый прямой парус площадью 150-200 м2 поднимался на мачте, составленной из нескольких собранных и подогнанных в единый ствол бревен. Штормовая мореходность обеспечивалась за счет существенного увеличения ширины корпуса в средней части по сравнению с оконечностями, за счет симметрии обводов оконечностей, большой высоты борта и увеличения высоты борта в носу и в корме. Прямой киль выполнялся из одного дерева и соотносился с шириной судна в пропорции 3:1.
Руль («ноу - хау» коггов) крепился к ахтерштевню в диаметральной плоскости судна. К верхней части руля крепился румпель, с помощью которого рулевые вручную управляли судном. Место для рулевого находи-
1 «История немецкой Ганзы». Соч. доктора Раушника. М. Ти-
пография Николая Степанова. 1842. С. 36, 40, 56, 88, 128.
лось достаточно высоко, чтобы он мог видеть, куда идет судно. Днище плоское, удобное для грузовых операций: он подходил к берегу и при отливе плотно садился на ровное дно, а прилив позволял ему продолжить путь. «Заслуги Ганзы въ отношении не только Германии, но и всей Европы, столь велики и много различны, что она имеет право на благодарность дальнейшего потомства».
Идентификация исследуемого экспедицией «Память Балтики» старинного, морского, парусного, деревянного судна по сравнению с основными
характерными, отличительными элементами строительной конструкции судового корпуса, имеемые только у коггов:
1. Когг - высокобортный, выпуклый, плоскодонный с прямыми штевнями, чем обеспечивается штормовая мореходность судна.
2. Навесной руль, крепящийся к ахтерштевню в диаметральной плоскости судна, вместо кормового весла - «ноу = хау» коггов.
3. Клинкерная наружная обшивка корпуса судна, присущая только коггам - основный и главный элемент идентификации.
В 1994 году, в бухте Дальняя, на кромке береговой черты, аквалангистом А.А. Костиным был найден фрагмент шпангоута когга. Он полностью соответствовал находке Начальника отдельного отряда при Нарвском государственном музее в 1984 - 1988 гг. археолога А.Н. Мельник,1 где автор пишет: «В 1979 году при дноуглубительных работах в устье реки Наровы об-
1 Мельник А. Н. Выявление и изучение исторических источников для гидроархеологии (к постановке проблемы) / / ПИ-ПИКГ. - 1991. - № 2. - С.75-80
наружено затонувшее судно. В фонд музея поступил крупный фрагмент борта (3х4 м). При сопоставлении с судном XIV в. выявили характерные черты средневековой когги XIV в. Основным сходством обнаруженной судовой конструкции XIV в. является клинкерное крепление бортовой обшивки. С определенной степенью уверенности можно предположить, что это одно из трех ганзейских судов погибших 6 июля 1447 года в устье реки Наровы во время боя между новгородцами и Ливонским Орденом. «Нарвская когга» является одним их немногих вещественных источников в плане конкретной географической привязки...
Хочу акцентировать главный, основной вывод археолога Мельник Андрея Николаевича о исторической и юридической основе идентификации, какие суда относятся к типу «когг»: «Основным сходством обнаруженной судовой конструкции является клинкерное крепление бортовой обшивки». Под этой основной методике идентификации коггов подписались д.и.н., ведущий ученый в области подводной ареологии, организатор ЦКПИ А.В. Окороков и к.г.н. И.В. Диваков, один из авторитетнейших подводных археологов.
Главное по находке шпангоута Ганзейского когга изложено в Отчете начальника экспедиции К. А. Шопо-това «О работе подводно-археологической экспедиции общества «Память Балтики» в северо-восточной части Финского залива за 1998 год» на стр. 5 - 8, 39 - 45: «Сравнив нашу находку в бухте Дальняя с рисунком шпангоута «Нарвского когга» видим их полную идентичность. А клинкерное крепление бортовой обшивки подтверждает сходство найденной деревянной конструкции с конструкцией ганзейских судов XIV в. и, следовательно, является фрагментом шпангоута «Выборгского когга».
Рис. 1. 1994 год. Бухта Дальняя. Подводно-археологическая экспедиция «Память Балтики» поднимает найденный аквалангистом А. Костиным фрагмент шпангоута ганзейского когга.
Фрагмент шпангоута Костина без всяких сомнений является одним из фрагментов обнаруженного в 2013 году подводно - археологической экспедицией «Память Балтики» старинного морского парусного деревянного судна, идентификация которого - судно типа когг - уже было утверждено Институтом Археологии РАН в 1998 г.
«Выборгский шпангоут» ганзейского когга, найденный в бухте Дальняя, занял свое достойное место в «Музее подводной археологии» экспедиции общества «Память Балтики» в Выборгском замке. Находка заинтересовала Институт археологии Сибирского отделения РАН в г. Новосибирске, и заведующий лабораторией денд-роанализа И. Ю. Слюсаренко сделал срез со шпангоута. Найденный Костиным фрагмент шпангоута отнесли к фрагменту судна типа Ганзейский когг, так же авторитетный известный подводный археолог К. К. Шилик и профессор подводной археологии Стокгольмского университета Editor Carl Olof Cederlund при посещении «Музея подводной археологии».
Найденное подводно - археологической экспедицией «Память Балтики» в 2013 году в бухте Дальняя Выборгского залива старинное морское парусное деревянное судно, находится на той же широте, что и находка Костина, в 600 метрах к востоку. Вывод: исследуемое четыре полевых сезона подводно - археологической экспедицией «Память Балтики» деревянное судно, разбившееся в бухте Дальняя, имеет главный, основной, характерный, отличительный элемент строительной конструкции судового корпуса, полностью соответствующий главным, основным, характерным, отличительным элементом строительной конструкции корпуса, имеемым только у судов типа когг - клинкерное крепление «в накрой», к шпангоутам с вырубами досок наружной обшивки корпуса судна.
Судостроители коггов решали задачу построить судно, способное осуществлять плавание вне берегов, в Балтийском море, характерным штормовыми погодами и крутой волной, на длительные расстояния из северогерманских городов Ганзейского союза, с центром
в городе Любек, к Риге, Ревелю (Таллинну), к берегам Финского залива, для торговли с Ладогой, Нарвой, Новгородом. Многовековая практика судостроения выработала модель торгового (по тем временам военно
- торгового судна), подтвержденная позднее наукой, со следующими данными:
- Наибольшая длина судна - 30 м;
- длина по ватерлинии - 20 м;
- ширина - 7,3 м;
- осадка - 3 м;
- грузоподъемность - до 200 т.;
- высота мачты до 25 м.
- Экипаж 10 - 18 чел.
- Срок строительства 3 года.
Указанные основные типовые размеры когга, высокобортного, выпуклой формы, плоскодонного, с прямыми штевнями, хотя и при малой скорости, из -за большой ширины, делали его мореходным, способным к длительным переходам, а при подходе к береговому поселению, еще не имеющего пристаней, удобным для производства товарообмена, так как когг имел «днище плоское удобное для грузовых операций: он подходил к берегу и при отливе плотно садился на ровное дно, а прилив позволял ему продолжить путь». Прямой внутренний киль выполнялся из одного дерева и соотносился с шириной судна в пропорции 3:1.
I - е основные, характерные, отличительные элементы строительной конструкции найденного подвод-но - археологической экспедицией «Память Балтики» старинного морского парусного деревянного судна
1. Ахтерштевень, сверху обломан: массивный, толщиной 20 см, из цельного соснового ствола с вырубами (шпунтами), в которые встраивают-
ся и крепятся два резенкиля, доски клинкерной наружной обшивки корпуса судна, рудерпост для крепления руля и кница - кильсон, соединяющая киль с ахтерштевнем. К ахтер-штевню крепятся две железные оковки с петлей для навешивания руля, которые крепят в замок ахтерштевень, коробку киля и рудерпост. Для соединения в замок с килем рудерпост и ахтерштевень имеют ассиметричные, разной ширины и длины лапы, которыми они плотно садится на выруб в киле. Расстояние от пятки ахтерштевня до второй петли - 3,5 метра. По чертежам, ахтерштевни коггов имеют, как минимум, 4 петли. Таким образом, полная высота ахтерштевня - 7 метров, что определяет высокобортность исследуемо го старинного, морского, парусного, деревянного судна.
2. Ахтерштевень с линией киля имеет угол 100 градусов, что определяет требованию коггов - «прямые штевни».
3. Исследуемое судно выпуклое, плоскодонное, водоизмещением от 215 т, что подтверждается его длиной и шириной.
Самая значительная находка - кирпичная кладка судовой печи, которые на старинных морских парусных деревянных судах устанавливались в носу. Расстояние от пятки ахтерштевня до судовой печи равно 23 метрам, что определяет длину исследуемого старинного морского деревянного парусного судна порядка 25 метров (по ватерлинии 21 м) - это является типовым размером морских судов типа когг. Ширину судна и его конструктивную особенность определяют шпангоуты: их мощность, длина, количество, шпация
(расстояние между шпангоутами), и, главное - способ крепления к ним досок наружной обшивки, гарантирующей полную герметизации корпуса судна (у коггов - клинкерный способ).
На исследуемом судне найден днищевой шпангоут (флортимберс), с вырубами (шпунтами) под доски клинкерной наружной обшивки корпуса судна, ширина плоского днища исследуемого судна, имеет длину 5 метров. В середине имеется вырез шириной 25 см и глубиной 5 см для посадки и крепления шпангоута на коробку киля, Оба конца флортимберса стесаны для скрепления с очередными шпангоутами (футок-сами), так как полный шпангоут - составной. С учетом, что каждый из скрепленных с флортимберсом шпангоутов (футоксов), имея изгиб вверх, увеличивают ширину днища не менее, чем на 1 м, то общая ширина днища исследуемого судна 7 метров - это плоскодонное судно.
В судостроении характер корпуса определяется тем, в какой пропорции соотносятся длина с шириной судна. У исследуемого судна длина по ватерлинии 21 метр, общая ширина днища - 7 метров, что находится в пропорции 3:1, что полностью соответствует пропорции когга.
Ширина днищевого набора коггов определила их бытовое название «выпуклый» и официальное строительное - «плоскодонный. Идущие вертикально вверх шпангоуты для клинкерной наружной обшивки борта корпуса исследуемого судна имеют общую высоту-6м. По выявленным основным строительным размерам исследуемого судна : длина по ватерлинии Ь = 21 м, ширина Ш = 7 м, при вероятной осадке Т = 3 м, и принятом коэффициенте сужения корпуса V = 0,5, водоизмещение исследуемого судна О = Ь х Ш х Т х V
= (21 х 7 х 3) х 0, 5 = 210 тонн, то расчетное водоизмещение исследуемого старинного морского парусного деревянного судна О = 215тонн, что соответствует типовым строительным характеристикам ганзейских коггов.
Рис. 2 Выборгский музей подводной археологии. Слева направо: руководитель водолазных спусков В.Н.Поляков,
к.г.н. К.К.Шилик, начальник экспедиции К.А.Шопотов, крайний справа вверху профессор подводной археологии Карл Олоф Седерлинд
Когг имеет навесной руль, крепящийся к ах-терштевню в диаметральной плоскости судна, вместо кормового весла - «ноу = хау» коггов! Исследуемое суд
но имело навесной руль, крепящийся с помощью рудерпоста к ахтерштевню в диаметральной плоскости судна. Например, у «Новгородских стругов», предназначенных для перевозки грузов и переброски войск по рекам, имеется два рулевых весла, длиной по 20 метров, один в носу, другой в корме, вытесанных из цельного ствола дерева и называемых «потеси», естественно были абсолютно не пригодны для плавания в море. Создание для управления парусным судном в море с задачей удержании его на заданном курсе, в штормовых условиях на наиболее благоприятном угле встречи волны, при подходе к берегу, на якорную стоянку, к причалу - серьезный шаг в развитии мирового кораблестроения и мореплавания.
На исследуемом морском парусном деревянном судне имеется специальное устройство для руля: рудерпост и две железные оковки для навешивания руля. Рудерпост - ствол сосны, стесанной стороной крепящийся к ахтерштевню железными нагелями, а с противоположной стороны имеет выемку для свободного вращения баллера руля судна. «К верхней части балле-ра руля крепится румпель, с помощью которого рулевой вручную управляет судном. Место для рулевого находилось на кормовом ходовом мостике, достаточно высоко, чтобы он мог видеть, куда идет судно». Как выяснилось выше, высота судового мостика 7 метров. Железные оковки, с петлей для навешивания руля, скрепляют воедино все элементы судна в корме: коробку киля, ахтерштевень, рудерпост. Руль судна садится своими металлическими крюками на петли железных оковок, а его баллер свободно вращается в выемке рудерпоста.
Клинкерная наружная обшивка корпуса судна -главная, отличительная строительная конструкция, характерная только для коггов: каждая доска наружной обшивки корпуса судна встраивается в специальные, точно соответствующее ширине и толщине данной доски вырубы (шпунты) в шпангоутах и штевнях. Встраиваются так, что верхняя доска наружной обшивки корпуса судна ложится внакрой на одну четверть своей ширины, на нижнюю доску наружной обшивки корпуса судна, далее эта нижняя доска ложится внакрой на одну четверть своей ширины на следующую нижнюю доску наружной обшивки корпуса судна. И так по всему корпусу судна от планширя правого борта через днище, к планширу левого борта доски наружной обшивки корпуса судна встраиваются в свои вырубы в шпангоутах и штевнях внакрой, т.е. клинкерным способом - это и есть главная, уникальная, определяющая клинкерная наружная обшивка корпуса судна, применяемая только на коггах.
Важная деталь: в носу и корме, где корпус судна сужается, шпангоуты изготавливаются из кокора (двойной шпангоут), так же с вырубами (шпунтами) под доски наружной клинкерной обшивки корпуса, которые окончательно встраиваются в свои вырубы (шпунты) форштевня и ахтерштевня. В наружной обшивке корпусе когга нет разделения на бортовую и днищевую клинкерную обшивку - она одна, идущая от планширя через днище к планширю противоположного борта. Размеры шпангоутов и досок, на определенные части корпуса когга (на днищевой, или в районе ледового пояса), строитель решал сам.
Каждая доска клинкерной наружной обшивки корпуса судна, уложенная в свои вырубы в шпангоутах и штевнях, тщательно прокладывалась просмо-
ленной паклей, после этого плотно крепилась деревянными нагелями к шпангоутам и штевням, причем в шахматном порядке, чтобы не колоть доску и шпангоут. Затем, в нижней части вся доска пришивалась гвоздями или железными скобами, так же к шпангоутам и штевням.
Когда когг спускается со стапелей на воду, то сосновые доски клинкерной наружной обшивки корпуса судна разбухают и завершают тем самым уникально продуманную и тщательно исполненную клинкерную наружную обшивку корпуса судна, максимально обеспечивающую гарантированную герметизацию корпуса когга, исключающую малейшие протечки в корпусе, чем вечно страдали все парусные корабли!
Клинкерная обшивка. Исследуемое старинное морское парусное деревянное судно имеет мощные, сосновые, составные шпангоуты с вырубами (шпунтами) топором, причем каждый выруб под размер встроенной в него доски наружной клинкерной обшивки корпуса когга различной ширины от 20 до 30 см, с углублением до 5 см, так, что верхняя доска ложится внакрой на нижнюю доску на одну четверть своей ширины, тщательно проконопачивается паклей и крепится к шпангоутам и к форштевню и ахтерштевню в своих вырубах деревянными нагелями и понизу доски сплошным прошивом железными гвоздями, т.е. клинерным способом.
Самый большой найденный экспедицией днищевой шпангоут (флортимберс) исследуемого судна, имеет длину 5 метров, с учетом, что каждый из присоединенных к нему составных шпангоутов (футоксов), имея изгиб вверх увеличивают ширину днища примерно на 1 м, то общая ширина судна - 7 метров.
Рис.3 Ахтерштевень старинного морского парусного деревянного судна с вырубами (шпунтами) под резен-кили и доски наружной клинкерной обшивки корпуса
Идущие вертикально вверх шпангоуты (футоксы) для клинкерной наружной обшивки борта корпуса судна имеют общую высоту - 6 м. Каждый шпангоут индиви-
дуален, выполнен из толстого, цельного, не обстроганного отрезка крупной сосны, диаметром до 70 см. Мощные шпангоуты, шпация (расстояние между шпангоутами) 23 - 50 см с ее уменьшением к носу и корме, определяют мощность корпуса судна и составляют основу его поперечной остойчивости. Составные шпангоуты: главным является днищевой шпангоут (флортимберс), который имеет в своей середине вырез в 25 см под коробку киля, на которую он садится и крепится нагелями; к его двум заостренным на правый и левый борт концам встраиваются и крепятся при помощи деревянных нагелей своими заостренными концами следующие шпангоуты (футоксы), уже к этим шпангоутам (футоксам) встраивается и крепится последний шпангоут (футокс), на верхний срез которого уже садится и крепится планширь.
В носу и корме, где корпус судна сужается, шпангоуты изготавливаются из кокора (двойной шпангоут), так же с вырубами (шпунтами) под доски наружной клинкерной обшивки корпуса, которые окончательно встраиваются в свои вырубы (шпунты) форштевня и ахтерштевня. Доски всей наружной клинкерной обшивки исследуемого корпуса судна цельные, не составные, шириной 20 - 30 см, толщиной до 6 см. И что очень важно: каждая доска наружной клинкерной обшивки изготовлена из цельного ствола сосны - тесаная! Это древний способ раскалывания бревна на ТОки; при этом способе раскол идет по линии волокон, чем полностью сохраняется структура дерева, увеличивая его прочность и продолжительность срока службы, а пила разрушает естественную структуру волокон дерева.
Каждая доска клинкерной наружной обшивки корпуса судна встраивается в свои, точно соответствующие ширине и толщине данной доски вырубы (шпунты) в шпангоутах и штевнях и тщательно прокладывалась просмоленной паклей, после этого плотно крепилась деревянными нагелями к шпангоутам и штевням, причем в шахматном порядке, чтобы не колоть доску и шпангоут. Затем, в нижней части вся доска пришивалась гвоздями или железными скобами, так же к шпангоутам и штевня.
Киль - это коробка из четырех элементов: ствол соснового дерева диаметром 25 см, длиной 940 см с идеально вытесанным топором вверху вырубом (брусом) 15х15 см по всей длине киля, Сверху на выруб киля посажены 2 отрезка кильсонов: концевой из них кница -кильсон из кокора, соединяет собственно киль с ахтерштевнем, с просмоленной конопаткой плотной льняной ткани или мхом между брусом киля и кильсоном. Киль вместе с вырубом в конце обломаны. Разлом произошел в месте стыковки первого и ТОрого отрезков кильсона.
Найдены стрингер и доски внутренней обшивки корпуса судна, которые вместе с досками наружной обшивки корпуса судна, коробкой киля и палубным настилом обеспечивают продольную остойчивость исследуемого судна. Образец крепления досок наружной обшивки корпуса судна к шпангоутам и штевням. Радиоуглеродный анализ проведен в 2017 г. в лаборатории геохимии изотопов и геохронологии Геологического института РАН повторно, с образцов шпангоута «Выборгского когга», взятых согласно требований лаборатории с поднятого из воды шпангоута 18.11.2016 года, с соблюдением правил упаковки и немедленной
доставки в лабораторию, подтвердил данные анализа от 23.03.2016 года: календарный возраст: 1809 ± 97.
По историческим источникам, многие страны брали тип коггов для своего торгового флота, в том числе и новгородские судостроители и купцы, хорошо знакомые с приходящими в Новгород ганзейскими коггами, сами строили из сосны торговые суда типа когг, как наиболее надежные для своих плаваний в суровых водах Балтийского моря в прибалтийские портовые города. Таким образом, исследуемое экспедицией в полевые сезоны 2013 - 2016 гг. старинное морское деревянное парусное судно полностью имеет все те же типовые, основные, характерные элементы строительной конструкции, что и суда типа когг.
Вывод: Подводно - археологической экспедицией «Память Балтики» в бухте Дальняя Выборгского залива, найдено плоскодонное, старинное, морское, парусное, деревянное судно, водоизмещением 215 тонн, способное обеспечить плавание в открытом море. Судно имело руль, шпангоуты и штевни с вырубами (шпунтами), в которые доски наружной обшивки корпуса крепятся клинкерным способом, внакрой, по своей конструкции относится к типу коггов. По месту нахождения именован «Выборгский когг».