Научная статья на тему 'Найдены шведские королевская яхта «Aurora» и 44-пушечный линейный фрегат «Zemira»'

Найдены шведские королевская яхта «Aurora» и 44-пушечный линейный фрегат «Zemira» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
528
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Найдены шведские королевская яхта «Aurora» и 44-пушечный линейный фрегат «Zemira»»

НАЙДЕНЫ ШВЕДСКИЕ КОРОЛЕВСКАЯ ЯХТА «AURORA» И 44-ПУШЕЧНЫЙ ЛИНЕЙНЫЙ ФРЕГАТ «ZEMIRA»

Шопотов К.А. (Санкт-Петербург)

В ходе Русско — шведской войны 1788 — 1790 гг., после неудач в Гогландском, Эландском и Первом Роченсальмском морских сражениях, шведский король Густав III в кампанию 1790 года решил лично возглавить борьбу на море и принял командование над галерным Армейским флотом, насчитывающем около 300 боевых единиц с 14000 десанта, и 25 мая 1790 года, прорвавшись сквозь финские шхеры, вошел в Выборгский залив и поставил свою галерную флотилию на якоря в южной части пролива Березовый Зунд. Главная цель: высадить десант в районе Ораниенбаума и захватить Санкт — Петербург. Тем временем, командующий шведским корабельным флотом генерал — адмирал принц Карл Зюдемарландский, потерпев поражение корабельного флота в Ревельском (2 мая 1790 г.) и Красногорском (23-24 мая) морских сражениях для охраны галерного флота и своего короля так же вошел с корабельным флотом в Выборгский залив, поставив свои корабли на якоря от мыса Крестовый до острова Питкопас ( Северный Березовый), перекрыв таким образом Выборгский залив. Командующий Балтийским флотом адмирал Василий Яковлевич Чичагов, преследуя теперь уже объединенный шведский флот, вошел в Выборгский залив и поставил соединившиеся силы корабельного состава Балтийского флота

южнее острова Рондо в четырех пушечных выстрелах от линии шведского корабельного флота, перекрыв весь Выборгский залив от мыса Крестовый до островов Березовых. Мышеловка для шведского флота, насчитывающая теперь уже около 400 боевых единиц, захлопнулась! В стесненном шхерном Выборгском заливе впервые в истории мировых войн на море собралось в готовности к решающему в ходе русско— шведской войны сражению более 500 кораблей двух противоборствующих сторон!

Карта

Выборгского морского сражения 22 июня 1790 г. и месте шведских кораблей, найденных ордена Петра Великого подводно-археологической экспедицией «Память Балтики»

экспедиции «Память Балтики» кандидат исторических наук контр-адмирал: к? А- Шопотов-

Через месяц напряженного противостояния, 22 июня 1790 года, шведы, получив свежий восточный ветер, пошли на прорыв всем флотом Северным фарватером, прорываясь сквозь огонь кораблей отряда контр — адмирала И.А. Повалишина, блокирующего фарватер южнее мыса Крестовый на линии бухта Дальняя — банка Репия и отряд кораблей контр — адмирала П.И. Ханыкова, расположенного на лини материк — банка Пааслуото.

В соответствии с задачей, поставленной Густавом III, 66-пушеч-ный линейный корабль «Enigheten», взял на буксир брандер (начиненный взрывчатыми и огнеопасными веществами фрегат «Postilion»), с тем, чтобы навести его на корабли отряда Повали-шина, дал ход, но ошибочно зажженный своей командой брандер «Postilion» сцепился с линейным кораблем «Enigheten» и поджег его. Пытаясь уклониться от своего горящего брандера, «Enigheten» столкнулся с обеспечивающим данную операцию 44 — пушечным линейным фрегатом «Zemira» и так же поджог его.

Все три корабля, объятые пламенем, около 9 часов утра, когда огонь подошел к крюйт—камерам с корабельным запасом пороха, взлетели на воздух. В пламени взрыва погибло более 900 человек. «Ужас пожара на море,— читаем у А.С. Шишкова,— превосходит всякое бедствие...многие смоленные на корабле снасти и другие вещи, мгновенно возгораясь, распространяют всюду пламень, который, проникнув до порохового погреба, страшным образом разрушает корабль, бросая верхние части на воздух, а нижнюю опуская на дно моря. Мы смотрели на сие пагубное зрелище в трубы.»1.

Место гибели этих кораблей было абсолютно неизвестно и для целей экспедиции по поиску погибших шведских кораблей важной оказалась запись в вахтенном журнале флагманского корабля контр — адмирала И.А. Повалишина 74 — пушечного линейного корабля «Св. Петр»: «...которыя и обнялись пламенем, и несло оных на нас., почему мы для избежания такой опасности отрубили от якоря канатъ... так же пошли на Z и в скором времени отошед от брандера в безопасность встали на глубине 16 саженъ»2.

К 9 часам, когда стало ясно, что шведы не будут прорываться через центральную позицию русского флота, адмирал Чичагов с главными силами вступил под паруса и начал погоню за хаотично удирающим шведским флотом. Погоня длилась до 23 июня, пока

остатки шведского флота не укрылись под пушками крепости Све-аборг. В итоге сражения шведский флот потерял 7 линейных кораблей, 3 фрегата и более 90 гребно— парусных судов; погибло 2000 человек, в плен попало 5000 человек. Российский флот в корабельном составе потерь не имел, погибло 117 человек.

К 2006г. подводно — археологической экспедицией «Память Балтики» в ходе работ с 1992 года на месте Выборгского морского сражения были найдены, исследованы и паспортизированы, пошедшие ко дну, крупные именные шведские корабли, погибшие

в этом сражении: 62-пушечный линейный корабль «Hedvig Elisabeth Charlotta», 74-пушечный линейный корабль «Lovisa Ulrika», 66- пушечный линейный корабль «Enigheten», боевая галера «Ertrus», 44-пушечный линейный фрегат «Uppland», фрегат — брандер«Postilion», галеру «Ertrus» и 22-пушечный бриг-коттер «Dragon». Но мы еще не нашли давно интересующий нас погибший 44-пушечный линейный фрегат «Zemira» и у нас так же не было ясности, где погибла королевская яхта «Aurora».

В 2006 г. в интересах подводно — археологической экспедиции «Память Балтики» поисковым отрядом ЗАО «ГТ Морстрой» была произведена гидролокационная съемка четырех квадратов водной акватории на месте Выборгского морского сражения. Выявлено два новых подводных объекта. Экспедиция произвела их полное водолазное обследование и на основе анализа мест ранее найденных шведских кораблей пришла к выводу, что на юго-западном склоне банки Репия на глубине 25 м найден разорванный на 5 частей шведский 44 — пушечный линейный фрегат «2еш1га» и от него

в 120 метрах на юг на глубине 25 м — шведская 8 — пушечная королевская яхта «Aurora». Приняли решение первой исследовать королевскую яхту «Aurora»,

В ходе сражения экипаж королевской яхты «Aurora», которой командовал английский офицер След, решал очень важную и ответственную задачу — буксировал шлюпку с шведским королем Густавом III. Если говорить серьезно, то экипаж яхты поставленную задачу не выполнил. Проявив штурманскую и навигационную безграмотность, След повел яхту над восточной оконечностью банки Репия (банка Репия — это вытянувшийся подводный гранитный хребет, глубина расщелины которой у ее основания — 37 метров, а круто поднявшаяся вершина этого хребта не достигает до водной поверхности Выборгского залива всего на 3 метра), а уж как проседает та же яхта «Aurora» при солидном волнении — это

уж обязан был знать представлявший здесь английских моряков подполковник След...

Мы помним, что земли «отич и дедич» — выборгская земля и Выборгский залив — 437 лет, с 1273 года до 1710 года были оккупированы шведами, а Выборг был их Главной ВМБ при решении захватнических целей на востоке России, пока именно в июне 1710 года Петр I в жестокой напряженной борьбе силами Армии и Флота не взял у шведов Выборг в ходе Северной войны России со Швецией и не вернул эти исконно — русские земли России. Шведы морская, не сухопутная держава, и шведские моряки, прежде всего военные шведские моряки, просто обязаны были за 400 лет познать, изучить этот шхерный район Выборгского залива и не буксировать позорно шлюпку с королем Швеции на навигационную опасность — банку Репия.

Чтобы не сделать мой вывод и оценку голословными, докладываю: в ходе Выборгского морского сражения 22 июня 1790 года все отмели и банки (т.е. навигационные опасности) были ограждены вехами (в том числе и банка Репия) — это сосновая жердь метров на 30, с якорным канатом с якорем — грузом и флагом на вершине и их не трогали ни шведы ни наши военные моряки. Единственно, контр — адмирал Ханыков, что стоял южнее отряда контр — адмирала Повалишина с тремя фрегатами, перекрывая линию фарватера от материка до банки Пааслуото, послал штурмана снять веху у северной оконечности банки Пааслуото и в результате на нее сели шведские 66-пушечный линейный корабль «Omheiten» — взят в плен; 74-пушечный линейный корабль <^оу18а Шпка» — разбился и пошёл ко дну; 44-пушечный линейный фрегат «ирр1апб» — разбился и пошёл ко дну; 32-пушечный фрегат «Jгos1avets» — взят в плен; разбились и пошли ко дну: 22-пушечный бриг — коттер «^га§оп» и боевая галера «Ейг^». Кстати, утопленную сосновую добротную веху у банки Пааслуото мы подняли и подарили ее Выборгскому району Гидрографической службы.

То, что шведская королевская яхта «Лигога» пошла ко дну, разбив себе носовую часть, я свидетельствую не только исходя из докладов аквалангистов экспедиции, а лично погрузился на глубину 25 метров, осмотрел разбитую носовую часть яхты и заявляю,

что так разбить носовую часть прекрасного судна, работы замечательных шведских мастеров из очень добротного дуба можно только налетев на полном ходу при хорошем ветре на каменную гранитную гряду, каковой и является банка Репия, у подножия которой и лежит с разбитым носом погибшая яхта «Aurora». Кроме того, в 1994 году, я и семь моих товарищей по экспедиции «Память Балтики», участвовали в Российско — шведской экспедиции «Аврора», главная цель которой и был поиск шведской королевской яхты «Aurora», и встали шведы на своем водолазном судне «Xantur» именно на пути движения яхты, когда она буксировала шлюпку с шведским королем, но, по незнанию, так как штаб Густава III оперативную обстановку в ходе сражения не вел и даже не знал, где утонула королевская яхта, встали на северной стороне банки Репия, а яхта утонула, проскочив и разбив нос о камни банки Репия, на ее южном склоне, где она и была найдена экспедицией «Память Балтики» в 2006 году.

После того, как «Aurora» утонула, шлюпку шведского короля Густава III взяло на буксир другое гребно — парусное судно, а в руки русских моряков достался ценнейший трофей — штандарт шведского короля Густава III.

Июль 2006 г. Гидролокационная съемка ЗАО «/ТМорстрой»: разорванный взрывом на 5 частей шведский фрегат «7. emir аа» А

В полевой сезон 2006 года подводно — археологическая экспедиция «Память Балтики» исследовала и паспортизировала шведскую королевскую яхту «Лигога». В ходе работ нашли и подняли две миниатюрные 3 — фунтовые противоабордажные чугунные пушки на своих дубовых станках с поворотными платформами, которые после реставрации 3 мая 2007 года были переданы в Государственный музей «Выборгский замок» и вместе с бюстом Главнокомандующего в победном для русского оружия Выборгском морском сражении, кавалера ордена Св. Георгия I степени адмирала В.Я. Чичагова работы талантливого петербургского скульптора Р.Л. Слепенкова, заняли почетное место в Музее подводной археологии, расположенном в Комендантском доме Выборгского замка, определив собою Главную экспозицию музея — «Выборгское морское сражение — величие и слава флота России».

Кстати, на королевской яхте «Лигога» мы подняли несколько ядер с русских корабельных орудий: пушкари флота адмирала Чичагова помогли королевской яхте «Лигога» найти свое место на нашей

"Свето- теневое" изображение. Взаимное расположение судов,-

сРРБГАт . "г.еш'ДА" о чоо о.1 г и ¡1 »д А

земле, подтвердив слова великого Александра Невского: «Кто с мечём к нам придет, тот от меча и погибнет!».

Традиционно с началом весны, когда в Выборгском заливе по бухтам лед еще зимний, ну а погода и настрой аквалангистов подво-дно — археологической экспедиции «Память Балтики» уже весенний, 10 марта 2007 года были произведены подледные исследования шведского фрегата — брандера в бухте Дальняя, погибшего в Выборгском морском сражении. В условиях максимальной зимней прозрачности воды была произведена подробная видеосъемка фрегата «Postilion», переоборудованного шведами под брандер, начиненного взрывчаткой и огнеопасными веществами и направленного на линию отряда кораблей контр — адмирала И.А. Повалишина, запиравшего Северный фарватер юго — западнее мыса Крюссерорт.

Но основная плановая на Полевой сезон 2007 года работа экспедиции согласно Открытого листа Института археологии РАН была посвящена исследованию шведского 44— пушечного линейного фрегата «Zemira».

Двухдечный, трехмачтовый, парусный линейный фрегат

длина 46,3 метра

ширина 11,9 метров

осадка 5,2 метра

водоизмещение 1500 тонн

Площадь парусов 2500 квадратных метров

вооружение 26 — 24-х фунтовых пушек; 18 — 6-ти фунтовых пушек

экипаж 380 человек + 80 десантников

Год постройки 1785

судостроитель Ф.Чапман, Карсскрона

В полевой сезон 2007 г. решили исследовать самую крупную из пяти разорванных частей— центральную часть корпуса корабля, собственно днищевой набор фрегата, для чего от выбранной нулевой точки (середина фрагмента, искореженный взрывом становой якорь) провели внутри по правому борту по всему корпусу витой не

растягивающийся пеньковый конец с закрепленными через каждые 5 метров номерами, разметив тем самым исследуемый объект. Провели ходовой конец посредине исследуемого фрагмента, который вытянулся на 25 метров.

Все встало на свои места. Начали спокойное последовательное исследование фрагмента центральной части корпуса фрегата методом прямых и обратных галсов аквалангистов в конкретно заданном секторе: 0 — 10 м; 10 — 20 м; 20 — 30 м, для чего дополнительно по границам секторов провели белые пластиковые ленты. Аквалангисты распределялись по секторам и каждый ходил и исследовал только назначенный, «свой» сектор, обсуждая и вырабатывая единое мнение с товарищем, работающем в этом же секторе. Неясные и спорные вопросы решались просто: в поисках истины оба снова шли на глубину, в «свой» сектор... На все интересные раритеты крепились номера. Отработав в секторе, аквалангисты уже на берегу, на базе наносили на специальный лист (увеличенная ксерокопия гидролокационной сьемки фрегата) положение своего

исследованного раритета. В первую очередь, естественно, наносили пушки. Конечно, пушки смотрели все и после горячего обсуждения, на каком метре от нулевой точки и от середины корабля лежит пушка с данным номером, и как она лежит, главные координаторы вышеозначенной карты — схемы фрегата «^еш1га» М.Л. Копейкин и А.А. Костин лично цветным фломастером наносили на план положение обнаруженного и исследованного раритета.

До создания системы разметки корпуса корабля путались даже в том, в какую сторону направлен корабль; вообще, какой обрубок является носовой частью, а какой — кормовой. Путался и я сам, поэтому, подготовив хороший фонарь, пошел на глубину 25 метров. Видимость ноль, температура плюс 8 градусов. На глубине подо мной в луче фонаря темная линия шпангоутов. Отчетливо вижу, что влево линия шпангоутов идет с уменьшением шпации, т.е. расстояния между шпангоутами. Шпангоуты сгущаются, что характерно для конструкции носа, имеющего большую нагрузку и от сопротивления воды на ходу корабля, а для наших северных широт и необходимости пробиваться во льдах. Поворачиваю фонарь на 180 градусов и по шпации идущих от меня вдаль шпангоутах убеждаюсь в своих выводах, что корабль лежит курсом 140 градусов...

Позже по лини курса фрегата, в 13 метрах от нулевой, реперной точки, Артур Губайдулин вышел на остатки носовой части корабля с вросшей в грунт вместе со своим станком 12 — фунтовой чугунной пушкой в эскорте двух красавцев становых якорей. От нулевой точки к найденной носовой части сразу протянули ходовой конец, закрепив его за пушку: принятая методика исследования начала работать.

Глубина— 25 метров.

Грунт — мелкий камень, нанос ила.

Течение — 270 градусов, 2 узла.

Носовая и кормовая части днищевого набора корабля оторваны строго по шпангоутам. Центральная часть фрагмента корпуса по днищевому набору имеет длину 15 м, ширину — 10 м. Левый и правый борт днищевого набора имеют по 22 целых шпангоута: высота шпангоутов правого борта от 2 м до 1 м, уменьшаясь от кормовой части к носу; высота шпангоутов левого борта— от кормовой

части к носу от 4 м до 2 м и отдельные, до 1 м. Сечение шпангоутов 30^30 см; шпация от 15 см, до 0, уменьшаясь к носу. В разломе носовой части фрагменты дубового киля сечением 40x45 см с отверстиями и сохранившиеся доски наружной обшивки корпуса корабля 12x26 см. Доски внутренней обшивки толщиной 8 см, различной ширины от 18 до 28 см. Корпус корабля лежит с креном на левый борт. Днищевой набор завален обкатанными камнями, галькой и песком. На правом борту лежит запасной якорь корабля без штока с одной оторванной лапой: длина веретена 2,8 м, диаметр веретена 17 см; рым диаметром 80 см.

Исследование центрального фрагмента корпуса корабля вели по секторам сплошными продольными галсами аквалангистов: ширина полосы обследования 2,5 метра при видимости в луче фонаря 4 метра с перекрытием в 1, 5 метра. Сектор в 10 м поперек корпуса

корабля обследовали по два человека для выработки единых данных в обследуемом секторе с привязкой к линии номеров и контролем фото и видеосъемки.

На днищевом наборе и вне корпуса фрегата «7еш1га» обнаружили свалившиеся с проломленных артиллерийских палуб (деков) 12 заиленных 24 — фунтовых, 4- х тонных и две 12 — фунтовых, 2-х тонных чугунных пушек. На рисунке дано практически точное расположение пушек на днищевом наборе центрального фрагмента 44 — пушечного линейного фрегата «7еш1га» и найденных вне корпуса, буквально около него. Пушки № 10 и № 16—12 — фунтовые. Пушка № 10 лежит в середине днищевого набора, а пушка № 16 лежит практически наполовину вросшей в грунт вместе со своим станком в 13 метрах по носу от центрального фрагмента. 24 — фунтовые пушки лежат так, как будто их специально уложили в ряд на днищевом наборе у кормового среза, причем винграндами в разные

стороны, и только пушки №№ 11 и 19 лежат отдельно. 24 — фунтовые пушки № 8 и № 41 вертикально стоят в грунте; из грунта выходит 1 метр ствола.

Все 24 — фунтовые четырехтонные чугунные пушки идентичны с 24 — фунтовой чугунной четырехтонной пушкой, поднятой экспедицией «Память Балтики» с шведского 62 — пушечного линейного корабля «Hedvig Elisabeth Charlotta» с глубины 23 метра в 1999 году и экспонируемой с тех пор в Музее подводной археологии в Комендантском доме Выборгского замка. Тогда для целей идентификации этой пушки мы посылали запрос в Королевский музей Армии в Стокгольме и был дан ответ, в котором подтвердили принадлежность данной пушки к шведскому флоту и даже на каком заводе ее изготовили и эта пушка с шведского 62 — пушечного линейного корабля «Hedvig Elisabeth Charlotta» вошла в научный оборот и фото ее подъема подводной археологической экспедицией «Память Балтики» вошло в изданный в 2002 году шведским институтом труд Алексея Смирнова и Сюсанне Конча Эммрих «Рассказы затонувших кораблей. Шведская история со дна моря». Книга издана на шведском, русском и немецком языках. В книге так же помещены переданные мною рисунки и фото найденных и исследуемых экспедицией «Память Балтики» шведских линейных кораблей «Hedvig Elisabeth Charlotta», «Lovisa Ulrika» и «Enigheten». Считаю, что этим очень щепетильными к вопросам своей истоири шведами признана наша современная отечественная военная подводная археология и то, что в Музее подводной археологии работа экспедиции «Память Балтики» на месте Выборгского морского сражения показана корректно, на истинно — справедливом и чисто историческом уровне. Это подтверждается нашими тесными творческими связями с стокгольмскими Кораблем — Музеем Ваза, Национальным Морским музеем, Королевским музеем Армии и с профессором подводной археологии Карлом Олофом Содерлиндом.

Подводные фото и видеосъемку и пересчет пушек (некоторые лежат заваленные пушками же) детально произвели Александр Костин и Михаил Копейкин. Подводную видеосъемку исследуемого центрального фрагмента корабля произвели Дмитрий Столбов и Иван Морозов.

Старшина водолазной станции аквалангистов клуба «2В3» Алексей Туржов передал поднятые с корпуса фрегата <^еш1га» 10 шведских монет:

24 OR 1 монета Серебро, чеканка 1778 год d = 21 мм. Вес 16, 15 гр.

24 OR 1 монета Серебро, чеканка 1779 год d = 21 мм. Вес 16, 15 гр.

2 OR 3 монеты медь, чеканка 1748 год d = 31 мм. Вес 24,5 и 26,3 гр

2 OR 1 монета медь, чеканка 1762 год d = 32 мм. Вес 25,2 гр.

2 OR 2 монеты медь, чеканка 1767 год d = 32 мм. Вес 21,9 и 26,4 гр

2 OR 1 монета медь, чеканка 1768 год d = 32 мм. Вес 19, 15 гр.

1 OR 1 монета медь, чеканка 1778 год d = 30 мм. Вес 10, 8 гр.

Серебряные монеты 24 OR с гербом шведского короля Густава III смотрятся как наградные знаки и действительно, такие серебряные монеты выдавали как жалованье только участникам боевых действий. Медная монета в один OR очень истерта о песок, сама она тоньше и по весу в два раза легче монет в 2 OR. Все монеты обработаны сертифицированными специалистами и переданы в Государственный музей «Выборгский замок» на постоянное хранение.

Михаил Копейкин поднял интересную медную звонницу, как мы полагаем принадлежащее корабельному священнослужителю. Аквалангист К.А. Шопотов поднял небольшой фрагмент керамической жаровни. На шведских кораблях жаровни, наполненные горячими углями, разносились по каютам офицерского состава и матросским кубрикам для их обогрева.

Уже в феврале 2008 года мы приняли участие в Московской международной выставке «Золотой дельфин». Наша экспозиция «Итог 18 — летней исследовательской работы подводно — археологической экспедиции «Память Балтики» была удостоена Диплома, а К.А. Шопотов, А.Е. Филиппов, А.Г. Туржов, А.А. Костин, Д.Ю. Столбов, В.А. Русанов, С.Е. Семенов и М.Л. Копейкин были награждены специальными медалями «За вклад в подводную деятельность», учрежденную Конфедерацией подводной деятельности России.

В полевой сезон 2008 года подводно — археологическая экспедиция «Память Балтики» традиционно отработала в марте на подледных погружениях на фрегате — брандере в бухте Дальняя, а затем продолжила исследование шведского 44 — пушечного линейного фрегата <^еш1га».

Было сформировано три самостоятельные водолазные станции, которые должны были исследовать носовую и кормовую части корпуса корабля и выявленный гидролокационной съемкой крупный фрагмент в 40 метрах по правому борту от основного развала корабля.

При обследовании разрушенной носовой части выявили, что собственно сама она развернута от основной линии развала корабля (143 градуса) влево и нос лежит по направлению 60 градусов — так

его развернул взрыв. На настиле носовой части лежат 3 становых якоря, 12-фунтовая двух тонная чугунная пушка, обгоревшая щека от станка корабельного орудия и два отдельно лежащих станка корабельных орудий, латунные льялы (хорошо выработанный клёпаный ящик для сбора льяльных, т.е. грязных, вод, из которого потом откачивают за борт льяльные воды).

Александр Костин произвел первоначальное водолазное обследование фрагмента кормовой части, где чётко выявил, что на песчаном грунте, на глубине 25 метров лежит хорошо сохранившийся огромный руль, состоящий из 2-х тёсаных бревен, ширина каждого 50 см, толщина 40 см, скрепленных между собой железными оковками и полностью сохранившимися крючьями для навеса руля на петли ахтерштевня. На одном крюке даже сохранилась вырванная из ахтерштевня железная петля. Фрагмент ахтерштевня с петлями лежит рядом. Длина руля 8 метров. Кормовая часть корабля еще требует детального исследования.

Третья группа аквалангистов должна была исследовать выявленный гидролокационной съёмкой фрагмент корабля, находящий -ся в 40 метрах по правому борту от основного развала корабля. Для работы третьей группы на удаленном фрагменте сбросили буй, ориентируясь по данным навигационной системы GPS. Первым на поиск и первоначальное обследование пока неясного для нас фрагмента пошел Артур Губайдулин. Практически оказалось, что буй все же лег метрах в 10-12 от этого фрагмента. И Артур пошёл на круговой поиск. Нужно напомнить условия поиска: глубина 25 метров, видимость 0 метров, температура воды +8, видимость в луче фонаря — 3 метра. Артур проскочил фрагмент корпуса корабля и, продолжая движение по круговому поиску, увидел что-то похожее на пушку: в покрытом коркой бугорке более или менее была видна цапфа. Артур должен был выбросить у этой пушки сигнальный буек, по которому мы начали бы вести дальнейший поиск и обследование обнаруженного им предмета, но из — за спешки буек выскользнул из рук Артура и быстро растворился в поднятом облаке ила. Было принято решение именно Артуру продолжить поиск предмета, похожего на пушку. Погрузиться в день Артур имеет право два раза и поэтому только к вечеру мы снова вышли на поиск. Чувство вины за свои действия обострило зрение Артура и он нашёл вторую пушку, находящуюся

в 20 метрах от первой. Сигнальный буй он снова не выпустил, но в конечном итоге усилиями Михаила Копейкина и Александра Сучек обе пушки были найдены. У первой пушки был выставлен буй, а от первой ко второй пушке был проведен ходовой конец.

В последующем работа выглядела так: пушки лежали под толстой прочной спекшейся коркой ила и в течение 2-х суток аквалангисты один за другим погружались в крайне неспокойное море и фактически руками взламывали эту корку. Если пробить небольшое отверстие, то под коркой обнаруживается жидкая голубая кембрийская глина с песком, и это приходилось все выгребать рукой через пробитое буквально металлической фомкой отверстие. Аквалангисты поднимались наверх уставшие, измазанные голубой кембрийской глиной, с учетом, что погода совсем не баловала нас.

4 июля начали поднимать первую пушку. На нее были заведены подъемные прочные концы с двух бортов резиновой лодки, но четыре человека и пятый на грунте, вытягивая по 5 сантиметров под «взяли» с трудом поднимали пушку. Подъем застопорился, когда пушка поднялась до 10 метров от днища лодки. Дальше она не шла, так как перевились все подъемные концы. Приняли решение идти в бухту Дальняя с подвешенной под резиновой лодкой пушкой. На входе в бухту всё же приткнулись к мели. Но, видимо необходимость предпринять меры, и слегка отдохнувшие, подтянули пушку до 3, 5 метров от днища лодки. Очень малым ходом, по створу вошли в бухту Дальняя и осторожно опустили пушку недалеко от рыболовецкого причала на глубину 7 метров. Было уже 22 часа вечера. Артур очень хотел, чтобы мы вытащили пушку на берег, так как это был его и экспедиции подарок его дочери Софии в ее день рождения. Но сил уже больше не было.

На следующий день, 5 июля, полностью откопали вторую пушку, но, учтя горький опыт подъёма и доставки первой пушки, подъем перенесли на 6 июля. Подняли пушку до 3 метров под днищем лодки, подошли к пляжу рыболовецкого причала в бухте Дальняя и осторожно опустили её на грунт на глубине 5 метров. Затем 4 аквалангиста погрузились на грунт без ласт, взяли на руки пушку и в подводном положении морем двинулись к берегу пляжа. Таким же манером с глубины 7 метров была поднята другая пушка и тем же маршем была доставлена на берег.

«

О 1254 567 8 9 Ю

Это оказались 6-фунтовые противоабордажные пушки из очень прочного чугуна, массивным, тяжёлым стволом и, что мы впервые увидели, с рукояткой на месте винграда у казенной части, чтобы с ее помощью разворачивать пушку по вертикали и горизонту для отражения нападения абордажных партий противника. Тяжелыми она казались еще и потому, что на них имелись большие пласты коррозийной породы.

Сразу же на берегу была проведена первая экскурсия пришедшим жителям посёлка Большой Бор, с удивлением наблюдавших как из воды сначала показались головы аквалангистов, а затем появилась и их ноша — пушка! Мы официально пригласили жителей посёлка на экскурсию и 7 июля им были представлены наши две пушки и фрагмент обгоревшей щеки станка. Мы были очень рады, так как пришло очень много желающих посмотреть результаты

нашей 17-ой экспедиции, уже хорошо знакомой им за прошедшие годы нашей работы и были рады выслушать их добрые слова и ответить на все вопросы любопытным мальчишкам.

12—13 июля 2008 года продолжили исследование носовой части фрегата <^еш1га». Обследовать третий занесенный песком якорь направился Михаил Леонидович Копейкин, но, неожиданно, в луче фонаря обнаружил россыпь красно-медных монет. Монеты были и россыпью и в столбиках. Какого либо мешка или иной тары, где возможно хранились монеты, не было, хотя остатки истлевшей кожи попадали в ладони и тогда Михаил начал собирать монеты и загружать их в обширные карманы гидрокостюма Когда он вышел с глубины, и начал вытаскивать из карманов пригоршнями шведские монеты, то все мы как-то ещё и не осознали значимости найденного. Михаил выгреб из своих карманов в пластиковую коробочку из-под маски более сотни монет. Они были нам уже знакомы по предыдущему году — это были хорошо сохранившиеся красно-медные монеты номиналом 1 и 2 О^ примерно равных по количеству.

На глубину уже с питомзой (так называется специальная сумка для водолаза, с дырочками для стока воды) пошёл талантливый аквалангист Вяткин Святослав Игоревич. Для него работа оказалась более сложной, так как Михаил основную россыпь монет собрал, а Святослав уже в иле, полностью замутившем воду, на ощупь собирал оставшиеся монеты. Вероятнее всего это был один мешок с монетами, который со временем разрушился и практически все содержимое этого мешка Святослав добросовестно собрал, проработав 60 минут, затем спокойно вышел, строго соблюдая режим декомпрессии. Два последовавших аквалангиста — Александр Костин и Александр Сучек, вспахав руками все вокруг места находки, измазав в иле все свое снаряжение, смогли найти всего только 9 монет.

Сложилось так, что работу закончили уже за полночь, хотя в условиях белых ночей это не очень ощутимо, и только утром мы как-то стали понимать, насколько ценной оказалась наша находка. Прямо на банке нашей резиновой лодки мы разложили монеты, сфотографировали их, подсчитали. В общем количестве было поднято 300 шведских красномедных монет разных лет выпуска. Наиболее ранние монеты датированы 1731 годом. После консервации официальным дипломированным специалистом все монеты были сданы на постоянное ранение в Государственный музей «Выборгский замок» и в настоящее время выставлены в Музее подводной археологии.

Лето в целом и долгожданный август оказались холодными, ветреными, с сильными внезапными шквалами, грозовыми ливнями, закрывающими весь небесный свод сплошными черными тучами, набухшими водяной массой и из них как из огромного дырявого ведра полосует потоком вода, с мечущимися по всем четырем частям света громовыми молниями и даже град, от которого с трудом спасали головы, прикрыв их ластами.

Несмотря на ненастье экспедиция постоянно выезжала работать. Замеры, подводные фото и видео и как подарок — интересные находки. Сергей Семенов осчастливил нас миниатюрным чайничком, красномедным, сплюснутым взрывом, но с хорошо сохранившимся носиком, закрывающимся идеально пригнанной крышечкой и несколькими пуговицами с матросских курток: плоский камешек, обтянутый тонкой кожей, размер не соблюдается. В последние дни августа аквалангист С.И. Вяткин, исследуя носовой фрагмент

фрегата, в луче фонаря обнаружил рукоятку абордажного палаша, покрытую тонкой изящной лентой витой латуни. Понимая, что под идущим от ручки коррозийным бугорком лежат ножны, решили предварительно подготовиться, а затем откопать находку. Транспортировочное сооружение выглядело так: метровую доску шириной 15 см закрепили на такой же длины квадратную железяку, чтобы доска не всплывала, сверху на доску укрепили приличную тряпицу с пеньковыми концами и даже сделали ручки для переноски раритета. Святослав Игоревич уложил это устройство рядом с вросшим в грунт абордажным палашом и изъятым у начальника экспедиции водолазным ножом (он оказался наиболее большим) около часа подрезал грунт под кортиком, а затем бережно перенес его на наше транспортное сооружение и дал сигнал на подъем...

В музее в Павловске подтвердили, что мы нашли абордажный палаш. Длина — 100 см, сохранилась рукоятка, обтянутая сверху витой латунной лентой, эфес отсутствует, само лезвие полностью погибло, сохранились идеально выработанные деревянные тонкие ножны на всю длину абордажного кортика, обтянутые тонкой кожей, сильно поврежденной временем. Время не пощадило боевое оружие возможно командира штурмовой партии шведских морских десантников, 14000 которых шведский король Густав III держал на галерах, стоящих в южной части пролива Березовый Зунд в готовности в 12 — часовом броске достичь Санкт-Петербурга и захватить его. Да не пришлось, а пришлось 22 июня 1790 года со вех ног рвать на выход из Выборгского залива под грохот пушек линейных кораблей и фрегатов Российского флота под флагом Главнокомандующего адмирала Василия Яковлевича Чичагова.

Да, поднятый абордажный палаш не в том блестящем состоянии и целостности, каким содержал его шведский десантник, но суть подводной археологии— показать, какое оружие было в этом сражении, а второе — что же море оставило от него за 218 лет пребывания на грунте. Это научный итог. А демонстрационный — скажем даже в Центральном Военно — Морском музее нет ничего из оружия с кораблей, участвовавших в Выборгском морском сражении, нет его и в других музеях России. Следовательно, находка экспедиции «Память Балтики»: абордажный кортик с шведского 44 — пушечного линейного фрегата «Zemira» и ранее поднятые мушкеты, ручная граната

и абордажный топорик типа томагавк с найденных нами шведских линейных кораблей и фрегатов, участников Выборгского морского сражения 22 июня 1790 года и представляющие коллекцию боевого вооружения шведского десантника — уникальны, как уникальна уже сформированный в Музее подводная археология полный комплект пушечного вооружения шведских кораблей, участвующих в Выборгском морском сражении 22 июня 1790 года:

• 24 — фунтовая чугунная 4-х тонная пушка

• 12 — фунтовая чугунная 2-х тонная пушка

• 6 — фунтовая чугунная противоабордажная пушка

• 3 — фунтовая чугунная противоабордажная пушка.

В полевой сезон 2009 года завершили работу над фрегатом, исследовав его пятый последний фрагмент с ахтерштевнем и рулем. При завершающей видеосъемке носового и центрального фрагментов фрегата были обнаружены и подняты: абордажный кортик, абордажный топорик, 2 фрагмента абордажных пик, фрагмент кожаного ботинка и к нему бронзовая высокой выработки пряжка, якобы являлась предметом награды. Теперь в Музе подводной археологии сформировался стенд с полным вооружением шведского десантника.

Наши московские товарищи из клуба «Родина» Игорь Родио-ненко и Александр Косоногов подняли очень интересную серебряную монету диаметром 25 мм, стоимостью 100 OR, выпуска 1788 года с портретом шведского короля Густава III и с королевским гербом на оборотной стороне — это очень значимая находка полевого сезона, прекрасно дополнившая находки вооружения шведского десантника.

На каменистом грунте, на глубине 24,5 м на общей площади 80x50 м сохранился разорванный на шесть крупных фрагментов днищевой набор и фрагменты бортов различной величины и различной сохранности 44 — пушечного линейного фрегата <^еш1га». Каждый фрагмент днищевого набора состоит из киля, досок и обломанных по верхам шпангоутов и при этом окружённого ломаными фрагментами корпуса и рангоута корабля. Размеры фрагмента киля 45 см на 40 см. Киль дубовый, составной, но, как правило, сокрыт досками днищевого набора и наблюдаем только в концах самого исследуемого фрагмента или обломка киля лежащего отдельно. Шпангоуты прочно встроены в днищевой набор; размер 35 см на 40 см, длина выступающей части из под досок днищевого настила от 0 до 250 см. По результатам трех лет исследований представляем карту—схему: разорванный на 6 основных крупных частей корпус 44-пушечного линейного фрегата <^еш1га» разбросан на площади 85x50 метров, на глубине 24,5 метра, на песчано-каменистом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

грунте на юго-западном склоне банки Репия в Выборгском заливе в координатах (центр развала): широта = 60 градусов 29,33 минуты северная; долгота = 28 градусов 11,85 минуты восточная в генеральном направлении 150 градусов. Носовая часть фрегата с двумя пушками и тремя якорями лежит на каменистом грунте в направлении 60 градусов, в 6 метрах основного фрагмента, размеры 7 на 9 метров. Центральный фрагмент с 13 пушками и одним якорем лежит по направлению 120 градусов, размером 15 на 10 метров.

Кормовая часть лежит в направлении 180 градусов, в шести метрах от центрального фрагмента, размеры 9,5 на 5 метров. Фрагменты руля и ахтерштевня лежат в 18 метрах от кормовой части. Фрагмент руля лежит на фрагменте ахтерштевня. Общий развал 9 метров. Заиленность незначительная, действует постоянное холодное течение 180 градусов — 1,3 узла, что позволяет при видимости ноль в луче фонаря находить даже монеты и пуговицы от форменной одежды экипажа фрегата. Все силовые конструкции шведского 44-пушечного линейного фрегата <^еш1га», выполнены из дуба. Физическая сохранность сохранившихся, лежащих на грунте дубовых фрагментов корпуса и рангоута фрегата <^еш1га», пролежавшего в холодной воде Балтики уже 210 лет, хорошая, дерево не подвержено воздействию древоточца, который в этой холодной воде не водится.

В связи со значительным разбросом фрагментов корпуса фрегата и нулевой видимости практически выработали следующее решение на производство археологических работ: на грунте провели единый ходовой конец от носового фрагмента к кормовому, соединив все основные фрагменты и убрав лишние концы; затем провели верхний ходовой конец от носового фрагмента до руля с ахтерштев-нем, закрепив его на поверхности к мощному рыболовецкому бую, что дает возможность, передвигая по нему лодку, ставить её в точку планируемого спуска аквалангистов для исследования погибшего фрегата. Поднятые подводные находки законсервированы специалистом Русского музея Смирновым Андреем Сергеевичем и переданы в дар по Актам в фонды Государственного музея «Выборгский замок» и экспонируются в основной экспозиции «Выборгское морское сражение — величие и слава флота России» в Музее подводной археологии, расположенном в Комендантском доме Выборгского Замка.

Примечания

1 Морские сражения на море. Воспоминания , дневники, письма. М., Воениздат. 1994. С. 152.

2 РГА ВМФ. Ф. 870, оп. 1, дело 18836, л. 43 об. Морская сажень - 1,83 м. Svenska MARINSKEPPFOERENINGENS/ Svensk - Ruska Expedition «Aurora». Stokgolm. 1994. C. 33-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.