Научная статья на тему 'Барка с гранитом и купеческий галеас'

Барка с гранитом и купеческий галеас Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Копейкин М.Л.

The article analyzes the experience of lifting three underwater artifacts (the remains of ships of the IXX century). Shows the technique of lifting the fragile wooden structures. The variants of drying and preservation of elements of these ships are also presented and the variants of their exhibiting in Museum expositions are considered. The materials prepared according to the work of 2017-2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Барка с гранитом и купеческий галеас»

Барка с гранитом и купеческий галеас.

Копейкин М.Л. (Санкт - Петербург)

The article analyzes the experience of lifting three underwater artifacts (the remains of ships of the IXX century). Shows the technique of lifting the fragile wooden structures. The variants of drying and preservation of elements of these ships are also presented and the variants of their exhibiting in Museum expositions are considered. The materials prepared according to the work of 2017-2018.

Весной 2018г. в связи со строительством инфраструктуры по проекту «Северный поток-2» нашей группе было поручено провести археологическое обследование и раскопки в зоне строительства «Комплекс по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа в районе КС «Портовая» Морской терминал отгрузки и организации судоходных путей», расположенного в бухте Дальней, у деревни Большой Бор Выборгского района Ленинградской области. Работы велись с 19.07.2017 г. по 08.08.2017 г. на основании Открытого листа № 1201 от 19.07.2017 года.

Археологические раскопки осуществлялись на двух объектах: «Корабль затонувший «Оритсаари 1» (грузовой плашкоут)» и «Затонувшая галера «Ertrus» общей площадью 175 кв. м, попадающих в зону строительства подходной дамбы «Комплекса по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа в районе КС «Портовая» Морской терминал отгрузки и организации судоходных путей». Остатки третьего объекта «Затонувший корабль «Дальняя 1» (грузовой плашкоут)» были найдены выброшенными на северный берег острова Подвесельный. Результатом исследований явилось раскрытие и подъем на поверхность объектов культурного наследия (ОКН), представляющих собой остатки трех деревянных судов XIX в., с целью их последующей консервации и реставрации. В ходе раскопок найдено десять археологических предметов XIX в.

Для исследования затонувших деревянных судов, расположенных в акватории бухты Дальней, в зоне строительства подходной дамбы был организован водолазный пост - понтон с мотопомпой и подъемной лебедкой, работу которого обеспечивали две надувные резиновые лодки типа «Reef» и команда водолазов.

Рисунок № 1. 1.1. Объект 1 - «Корабль затонувший «Оритсаари 1» (грузовой плашкоут)» Деревянная барка (плашкоут) с грузом из пиленых каменных блоков обнаружена в 150 м к западу от северозападной оконечности о-ва Подвесельный на глуби не от 2,00 до 3,00 м, на площади около 150 кв. м. Координаты объекта: 1261955,35 Е, 500355,80 N (МСК-47 зона 1 Ленинградская область). Объект длиной около 24 м и шириной около 8 м частично занесен песчано-илистыми отложениями, в целом характеризуется плохой сохранностью. Носовая часть почти не сохранилась, в лучшем состоянии представлена корма, придавленная наиболее массивными каменными блоками, хотя и она

полностью не сохранилась: руль и кормовое завершение отсутствует. Левый борт полностью разрушен. Судно лежит на краю свала с наклоном в 0,60-0,70 м на северо-запад, носом на северо-восток, часть груза по-левому разрушенному борту сползла. При осмотре свала до глубины 8 метров других деталей судна не обнаружено. Правый борт заилен, видны выходы шпангоутов (кокоров) (рисунок№ 2).

Рисунок № 2

Железная оковка на кильсоне носовой части. Видна обшивка днища из досок шириной 0,30-0,40 м, толщиной 0,08 м. Груз лежит на деревянных лагах, непосредственно на шпангоутах. Груз состоял из прямоугольных гранитных блоков в количестве 20 ед., размерами от 1,23 х 0,80 х 0,53 м до 3,30х 1,40 х 0,88 м, уложенных тремя рядами (на поверхность поднято семь блоков). Возле блока 19 найдено пять красноглиняных кирпичей без клейм (рисунок № 3). Проведены работы по размыву остатков судна и груза от песчано-илистых отложений, фото-, видео- и графическая фиксация всего объекта.

После чего с помощью плавкрана осуществлены мероприятия по подъему груза и остатков судна. Из-за плохой сохранности объекта их подъем был осуществлен в разобранном виде с последующей сортировкой их деталей согласно предварительной маркировки. Часть деталей судна были подняты с помощью гидропарашютов и транспортированы на берег о-ва Подвесельный, а затем отбуксированы и уложены на платформу крана. После этого они были транспортированы на причал портофлота для последующей доставки в Санкт-Петербург с целью консервации и реставрации.

Рисунок № 3.

Судя по составу груза, судно перевозило каменные блоки, вырубленные в каменоломнях неподалеку, на западном побережье полуострова Конек, широко применявшиеся для строительства Кронштадта или Санкт-Петербурга. Исходя из конструкции и типа судна, оно было построено во второй половине XIX в.

1.2. Объект 2 - «Галера «Е11г^» Деревянный корабль обнаружен в 300 м к западу от северо-запад ной оконечности о-ва Подвесельный на глубине 2,40-2,90 м, на площади 25 кв. м. Координаты объекта: 1261773,76 Е, 500358,31 N (МСК-47 зона 1 Ленинградская область). Судно, вероятно, длиной около 1215 м и шириной около 5 м, лежало на боку на краю свала с

Рисунок № 4.

наклоном в 0,60-0,70 м на северо-запад, носом на северо-запад, занесено песчано-илистыми отложениями. Объект сильно разрушен, характеризуется плохой степенью сохранности. Сохранилась лишь вогнутая носовая часть судна с остатками обшивки и шпангоутов. Корпус разбит штормами на части, очевидно далеко разбросанные и занесенные донными отложениями.

При осмотре свала до глубины 8 метров других деталей судна не обнаружено. Корабль беспалубный. Рядом с носовой частью найдены два обломка мачт диаметром 0,20 м. Остатки такелажа не обнаружены, за исключением двух деревянных шкивов такелажных блоков(рисунок № 4).

Кроме этого найдены три керамических и одно каменное, обернутое в бересту рыболовных грузила для сетей, каменное изделие прямоугольной формы (пемза?), красноглиняный кирпич и два угловых красно глиняных изразца с белой поливой. О характере груза достоверные сведения отсутствуют, поскольку большая часть судна не сохранилась. Судя по конструкции плавсредства и характеру археологических находок, судно, вероятно, было купеческим галеасом, а не галерой. Исходя из типа изразцов, оно может быть датировано XIX в., скорее всего, второй половиной этого столетия.

Рисунок № 5.

1.3. Объект 3 - «Корабль Дальняя 1 (грузовой плашкоут)» Остатки деревянной барки (плашкоута) обнаружены на северо-западной оконечности острова Подвесельный. К ним относились: киль, шпангоуты в виде какоров, части бортовой и днищевой обшивки. Все они были выброшены на берег острова, вероятно, во время зимних штормов, и лежали в беспорядке, без какой-либо видимой системы.

Скорее всего судно затонуло в непосредственной близости от берега и подвергалось постоянному волновому воздействию, а в результате зимней ледовой подвижки оказалось разрушенным, а части его были разбросаны на берегу острова и на ближайших отмелях. Детали были собраны на берегу острова Подвесельный, а после отбуксированы и уложены на платформу крана (рисунок № 5). Судя по конструкции судна, оно также, как и объект 1, может быть датировано второй половиной XIX в.

В процессе работ по консервации был проведён анализ элементов ОКН, проведены архивные исследования и обзор литературы.

По результатам этих работ мы пришли к выводу о том, что корабль «Оритсари 1» является грузовой баркой, корабль «Дальняя 1» также является баркой, а корабль, обозначенный как галера «Егй^» на самом деле является каботажным торговым судном типа Галеас. Из-за достаточно сильного разруше ния кораблей «Оритсари 1» и «Дальняя 1» и большого количества утрат было принято решение сделать из элементов этих судов один объект для экспонирования в музее. В дальнейшем в тексте нашего отчёта этот объект назван «Барка».

Второй объект, который будет также находится в экспозиции музея, в тексте нашего отчёта будет называться «Купеческий галеас». Таким образом по результатам консер-вационных работ в музейный фонд будут переданы не три, а два ОКН, соответственно с названием «Барка» и «Купеческий галеас».

Очистка всех элементов от иловых отложений и грязи: с помощью ручной передвижной кран-балки и арендованного автокрана каждый деревянный артефакт устанавливался на опорах над землёй и производилась его очистка от иловых отложений и грязи, для чего использовались щетинные щётки, мётлы, ручные скребки. Использование металлических карчёток с электроприводом на данном этапе не допускается, т.к. дерево содержит много влаги и является очень мягким и его легко повредить. Поэтому при первичной очистке необходима ручная обработка.

После снятия основных загрязнений дерево обрабатывается антисептическим раствором фирмы «Неогард» из обычного ручного садового опрыскивателя. Для более тщательной пропитки антисептиком, сложные полости и расщеплённые участки древесины обрабатываются кистью. Благодаря тёплой погоде первичная пропитка проходила

Рисунок № 6

без осложнений, раствор хорошо впитывался во влажную древесину. На площадке были установлены подготовленные на первом этапе работ металлические сваренные стойки, на которые производилась укладка деревянных элементов кораблей прошедших первичную чистку и опрыскивание.

В процессе работ производилась селекция элементов по габаритам, принадлежности к тому или иному объекту культурного наследия (кораблю) и по конструктивной функциональности. Так шпангоуты барки складировались на одних стеллажах, бортовые доски - на других, а элементы галеаса - под навесом.

После окончания первичной очистки и обработки раствором элементы всех кораблей были накрыты тентовыми покрытиями на своих стеллажах. В течение календарного срока с 1 декабря 2017г по 30 марта 2018г проводились ме-

Рисунок № 7.

роприятия по сушке вымораживанием элементов ОКН (Объект Культурного Наследия), поднятого в районе бухты «Дальняя» Выборгского залива (рисунок № 6).

Рисунок № 8

В процессе вымораживания решались ещё некоторые вопросы научно-исследовательского характера. Мы подготовили несколько образцов древесины артефактов для проведения углеродного анализа, и дендроанализов. Данные исследования могут дать достаточно точную датировку строительства кораблей и их принадлежность (купеческое судно) (рисунок № 7). В течение календарного срока с 30 марта по 30 мая 2018 года проводились мероприятия по очистке и пропитке элементов ОКН (Объект Культурного Наследия). В процессе работы было принято решение, что в связи с хорошей погодой будет проводится последовательно не только пропитка, но и финишная обработка специальным консервантом фирмы «Неогард».

Для хранения и сушки досок и шпангоутов после многократной пропитки антисептиком были организованы укладки этих элементов. Чтобы исключить прогиб длинных досок перед их укладкой устанавливались и выравнивались по горизонту специальные прокладки-опоры. Если этого не делать, то длинномеры (доски) высыхают и при этом прогиб фиксируется, что недопустимо для дальнейшей сборки объекта. В связи с большим весом некоторых элементов для их перекладывания и перевозки с места на место использовались гидравлический кран, козловой кран и специальная сварная тележка (рисунок № 8).

После обработки антисептиком и дополнительной сушки, согласно технологического процесса следует финишная пропитка консервантом на основе кремнийорганиче-ских соединений. Эта работа проводится исключительно кисточками, чтобы не пропустить участков артефакта и наблюдать за тем как дерево впитывает раствор. При очень рыхлой древесине приходится проходить такие места несколько раз до насыщения (дерево перестаёт впитывать раствор). Но нельзя и слишком перенасыщать объекты раствором. Нужна «золотая середина», что достигается опытом и наблюдениями за техническим процессом. Далее производим укладку готовых, прошедших консервацию артефактов на длительное хранение. Соответственно отслеживаем отсутствие прогибов и регулируем это прокладками.

Этим шпангоутам и доскам дождь и большая влажность уже не страшны, но всё-таки хранить их надо под тентом или укрытыми.

Параллельно наша бригада смогла обработать и полностью законсервировать третий объект, поднятый в бухте «Дальняя». Это борт так называемого «Купеческого галеаса». Дополнительно хочется отметить, что по объекту, борт «Купеческого галеаса» кроме консервации была проведена работа по разработке и изготовлению каркасной конструкции для экспонирования артефакта в условиях музейной экспозиции. Проведена предварительная сборка (рисунок № 9).

Был окончательно завершён процесс консервации деревянных элементов ОКН. Все длинномеры (доски и киль барки длинной от 12 до 14 метров) прошли полную технологическую обработку, после чего была проведена предварительная раскладка элементов носовой части барки согласно разметки и фотофиксации, проведённой под водой перед подъёмом ОКН.

Рисунок № 9

Результатом этой работы стал эскизный проект размещения артефактов барки (остатки корпуса и груза) для экспонирования на территории Музея истории Кронштадта. Также на место установки доставлены гранитные блоки груза «Барка», и переданы глиняные грузила для сетей, найденные на палубе при размыве и подъёме артефакта.

Рисунок № 10

Интерес для экскурсантов музея истории Кронштадта представляют оба ОКН.

Купеческий галеас даёт представление о прибрежной торговле в районе Финского залива. Обнаруженные белые поливные изразцы однозначно говорят о том, что грузом этого галеаса были изразцовые печи. Глубина на месте гибели корабля небольшая, естественно, что груз подняли ныряльщики. Те изразцы, которые остались на корабле сохранились благодаря тому, что «закатились за доски внутренней обшивки.

Также интересна конструкция сохранившейся части галеаса - она даёт представление о корабельном строительстве местного каботажного флота (рисунок № 10).

Много интересного может рассказать ОКН «Барка с гранитом». Недавно в музее этнографии в Санкт-Петербурге прошла выставка, посвящённая 200-летию строительства

Исаакиевского собора. Были представлены рисунки и гравюры из знаменитого альбома Монферрана. Мы увидели, как вырубались гранитные блоки и колонны в прибрежных каменоломнях, увидели рисунки кораблей с грузом гранита Поднятая со дна бухты «Дальняя» барка как раз и является исторических артефактом этих грандиозных работ, а сама бухта «Дальняя» являлась одной из каменоломен гранита для строительства Санкт-Петербурга и Кронштадта.

Архивные материалы дают представление о том, как много людей (вольнонаёмных, солдат, осуждённых) участвовали в этих работах, какие огромные материальные ресурсы были привлечены для «Государева дела». Эта и лес и пенька,

продукты и одежда.....

Соответствующие документы XIX века будут представлены в экспозиции.

Нам представляется, что эта ещё не полностью открытая страница строительства «Северной пальмиры» даст представление посетителям музея о масштабах работ, их сложности и организации.

Ст-Петербург является ведущим городом в мире по длине гранитных набережных и количеству фортов и каналом одетых в гранит. Эти масштабы заставляют нас помнить о наших предках и проникнуться к ним ещё большим уважением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.