52-53
Опыт организации экспонирования крупных артефактов подводной археологии
М.Л. Копейкин (Фонд Исследований и Консервации Подводного Наследия, Санкт - Петербург)
An article by a St. Petersburg-based researcher Mikhail Kopeikin is on the progress of conservation and preservation of parts and assemblies of an early 18th century battleship Portsmouth which was sunk off Kotlin Island. The author pays attention to special techniques for transportation of artifacts and placement thereof in the main exhibition of the History Museum of Kronstadt.
Начало текущего столетия ознаменовалось для отечественной подводной археологии целым рядом достаточно значительных находок, существенно обогативших современный пласт научно-практической школы. Одной из жемчужин Балтийского региона по праву считается замечательный памятник обнаруженный на дне Финского залива - линейный корабль «Портсмут».
Спущенный на воду в 1714 году, линкор был укомплектован экипажем в 330 человек личного состава и вооружен 54-мя орудиями. Через пять лет разыгралась одна из дебютных для отечественных ВМС морских баталий - победоносное Эзельское сражение, «добрый почин всего Российского флота» - по словам нашего первого императора, где «Портсмуту» посчастливилось отличиться и пленить два шведских корабля. К сожалению с начала 1720 года линкор числиться в списках погибших в результате шторма.
В прессе мы широко освещали процесс поиска, обнаружения и идентификации корабля в 2008 году. В предыдущем номере нами были достаточно подробно озвучены моменты связанные с сушкой и консервацией линкора, настоящей материал призван освятить проблему организации фрагментарного экспонирования объекта в условиях естественной стесненности помещений отечественных музеев при размещении достаточно крупных артефактов (к примеру, только дубовое днище «Портсмута» занимает площадь 12х7 метров) Необходимо отметить, что консервация объекта проводилась без использования давно известного полиэтиленгликоля, а на основе современного кремнийорганического соединения силами "Фонда Исследований и Консервации Подводного Наследия" из Санкт-Петербурга.
Одна из главных проблем обозначилась практически сразу: в связи с тем, что большинство музеев расположены в зданиях высокого историко-архитектурного значения, где входные группы не приспособлены для проноса крупногабаритных предметов, а тем паче ворота в них нередко отсутствуют вовсе. В связи со сказанным, даже те фрагменты корабля, которые удалось законсервировать без полной разборки, все-таки пришлось разбирать, что потребовало дополнительного поиска "теплых" площадок. Перевозка, а особенно погрузка -разгрузка даже разобранных фрагментов потребовало изготовления и покупки специальных технических такелажных приспособлений.
Дубовые шпангоуты корабля сечением 30 х 30 см и длинной до 7 метров имеют вес до 400 кг, и если на открытом пространстве вы можете их погрузить краном, то даже вытащить или втащить такой фрагмент в зал через обычную (даже парадную, которая по определению обычно шире и выше) дверь - это огромная проблема. А когда есть еще и ступени - то вообще перевозка превращается в настоящую военную операцию с серьезными техническими решениями. Для этих целей мы использовали гидравлические тележки и мини-краны. Заранее предупреждаем наших коллег, которым предстоят такие же "битвы" - тележек должно быть не менее 2-х, а лучше 3-х, и обязательно наличие крана и
сертифицированного оператора.
Итак, лед тронулся - мы привезли и начали разгружать артефакты. Нам предстояло переместить шпангоуты и тяжелые дубовые доски обшивки корабля прямо в выставочный зал.
Место в центре экспозиции занимать нельзя, и следовательно пришлось экспроприировать все пространство по периметру в несколько ярусов. Сразу отметим, что раскладку надо делать с учетом последовательности сборки, т.е. сверху кладем то, что берем на монтаж первым. Вроде житейское, всем понятное дело, но если к этому отнестись с недостаточным вниманием, то можно потерять не один день, перекладывая с величайшей осторожностью (чтобы не испортить стены и пол выставочного зала и не повредить сами артефакты) шпангоуты и доски, киль, кильсон и другие очень габаритные и тяжелые артефакты.
Не менее важный момент - грамотное распределение трудовой нагрузки на коллектив исследователей: не надо
приглашать одномоментно много сотрудников, они будут только мешать друг другу, а вы постоянно будете искать применение их талантам.
Мы убедились, что для нормальной работы при сборке в зале должно быть не более 4-х человек. На особо важные и тяжелые работы просто пригласите дополнительно людей на короткий срок для помощи. В основном мы работали вдвоем или втроем. Важно иметь подручную такелажную технику в нужном количестве, как мы об этом писали ранее.
Еще один серьезный момент - выбор несущей опорной конструкции. Кроме дизайна, который обычно определяет администрация музея, необходимо понимать, что надо избегать точечных нагрузок на пол выставочного зала во избежание его просадок, деформаций и раскалывания половых плиток (если пол кафельный). Распределенная нагрузка естественно надежней.
Но дело не только в деформациях пола - надо предвидеть действия зрителей, которые могут "случайно" опереться на артефакт, или сфотографироваться (мол, вот какой мощный шпангоут) и тогда последствия непредсказуемы. У нас был неприятный инцидент, когда чуть не зажало человека еще не закрепленным шпангоутом, к счастью, обошлось без увечий и последующих неприятных последствий, но осадочек, как говориться - остался. После указанного инцидента, мы очень внимательно стали относиться к распределению нагрузок. Обязательно крепите все элементы к опорам, а не просто кладите сверху, надеясь на достаточную фиксацию экспоната собственным весом.
М.Л.Копейкин Опыт организации экспонирования
Для связки элементов корабля мы использовали специальные металлические тяги с приваренной на одном конце площадкой 50 х100 мм., с диаметром резьбы не менее 14 мм. В этой конструкции сборка, по отношению варианта со шпильками, в которых резьба с обеих сторон, значительно упрощается.
Крутить гайки в данном случае приходиться только с одной стороны и выглядит гораздо эстетичнее, когда с фронтальной стороны не торчат гайки и резьба.
Возникали моменты, когда при потери разметочных бирок в процессе перевозки или перегрузки, пропадал общий план восстановления корпуса судна - сложно было понять, куда ставить тот или иной, неподписанный элемент. А когда таких "неопознанных" объектов становилось 5 - 6 штук, то это серьезно тормозило всю работу. Как следствие, очередной совет - на всех этапах обработки и сборки как можно больше фотографируйте. Это упрощает работу в разы!
Также советуем делать дублирующие разметки, на примере проводимых нами ранее аналогичных работах на «Кирьясской» барке, о чем мы писали в предыдущем номере. Всегда на любых артефактах есть специфические характерные черты, по которым по фото вы найдете их местоположение в общей композиции археологического памятника.
Еще один метод, который нам пригодился в описываемом случае - подбор элементов по рисунку отверстий для нагелей (плотницкие деревянные "гвозди"). Если часть борта или днища у вас уже выложена, но вы не можете подобрать шпангоуты на свое место (в т.ч. из-за утери бирок разметки), то фиксируете отверстия от нагелей на полосках бумаги (полоса бумаги повторяет по ширине и длине искомый шпангоут). Затем визуально оцениваете получившийся рисунок из этих отверстий и ищите похожий рисунок на одном из максимально подходящих шпангоутов. Далее накладываете ваш бумажный шаблон на предполагаемый элемент, таким образом вы совершенно четко определите требуемую деталь к данной части корабля.
В заключении хочу пригласить всех интересующихся историей Отечественного флота в "Музей истории Кронштадта", в корпус на Ленинградской, 2, где размещена экспозиция, посвященная линейному кораблю Петра Великого "Портсмут". Здесь вы сможете воочию оценить нашу работу, осмотреть большое количество артефактов с этого корабля и при желании задать все интересующие вас вопросы.