ИСТОРИЯ ПОДЪЁМА, КОНСЕРВАЦИИ И ПОДГОТОВКИ К ЭКСПОНИРОВАНИЮ АРТЕФАКТОВ КОРАБЛЯ «ПОРТСМУТ»
Копейкин Михаил (Санкт-Петербург)
Предпосылками для проведения оперативных работ стала угроза уничтожения выявленных в 2008 году останков линейного корабля «Портсмут» (1714-1719), являющегося памятником создания Балтийского флота, на сегодняшний момент фрагментарно расположенного в пределах полигона подводной добычи песка. Основанием для экспедиционных работ послужило предписание выданное Департаментом государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Ленинградской области в Дирекции строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга о необходимости спасения этого уникального объекта.
Историческая справка о корабле «Портсмут»
Объект представляет большой интерес и является историческим памятником национального значения. Корабль был построен в Республике Соединенных провинций Северных Нидерландов голландскими мастерами, но по проекту, разработанному лично Петром I, который вносил коррективы в конструкцию даже в процессе постройки, посылая письменные директивы наблюдавшему за строительством своему порученцу архангельскому купцу Осипу
Соловьеву. Впрочем, построен корпус был на удивление быстро. Закладка состоялась на верфи Амстердама в июле 1714 года, а спуск на воду произошел уже 11 ноября 1714 года. Следующей весной корпус был отбуксирован в Англию, где на верфи в Гревзен-де с 19 июня 1715 года по 31 мая 1716 года корабль был оснащен парусным вооружением. В июне 1716 года он перешел в Копенгаген, где 17 июля официально вошел в состав Балтийского флота под номером «25». В Копенгагене корабль был вооружен пушками подаренными русскому царю королем Дании. В августе 1716 года «Портсмут» участвовал в знаменитом плавании четырех флотов— русского, голландского, датского и английского под общим командованием Петра I. Весной 1717 года «Портсмут» перешел в Россию и базировался в Ревеле. В августе 1717 года он участвовал во взятии у Аландских островов шведской шхуны «Поллукс». Но главный триумф «Портсмута» состоялся 24 мая 1719 года, когда он был флагманом русского отряда из 5 кораблей, который одержал победу над 3 шведами у острова Эзель. Этот бой считается первым морским
сражением в истории русского корабельного флота, которое Петр I объявил по его результатам «добрым почином».
Таким образом, корабль «Портсмут» не только является памятником созданию российского военно-морского флота, но и флагманом его первой победы. Погиб корабль в районе юго-западнее острова Котлин осенью 1719 года, когда отряд из 3 кораблей совершал переход из Ревеля в Кронштадт. Два корабля стали на неизвестную мель у южного берега Невской губы, при этом «Лондон» так и остался стоять на мели и как минимум до 1730 года исполь-
зовался в качестве основания маяка обозначавшего с запада мель получившую название «Лондонской». Корабль «Портсмут» спустя сутки был сорван ветром с мели и затонул недалеко от места первоначального крушения. В рапорте вице-адмирала Томаса Сандерса от 1 октября 1719 года сказано «... как ветер стал ^Ш, стащило его с якорей через песок и потопило в глубокой воде и теперь чем больше, что его шканц поверх воды...»
Вторая жизнь дедушки Балтфлота
В 2011 году силами подрядчиков ФКП «Северо-западная дирекция Росстроя», ООО «Мортехника» и ООО «Балтспецфлот», были подняты фрагменты деревянного корпуса корабля начала XVIII века, предварительно атрибутированного как линейный корабль «Портсмут» (1714-1719 гг). Подъём осуществляется плавкраном. Под водой аквалангисты заводили стропы под фрагменты корпуса.
Эта работа требовала определённых навыков и строгого соблюдения правил безопасности. Видимость в Финском заливе плохая (от 2,5 до 0,5 м) и при отрыве фрагментов поднимается сильная взвесь, что моментально и надолго уменьшает видимость до 0,2 м. В таких условиях, даже при наличии мощных источников света работать очень тяжело и опасно. Тем не менее, основные части корпуса, которые были видны над грунтом удалось извлечь из воды и уложить на специальный плавучий понтон.
Чтобы доставить артефакты к месту их складирования для проведения в дальнейшем работ по консервации, потребовалось несколько трейлеров и автокраны для погрузо-разгрузочных работ. В порту погрузку с понтона на трейлеры осуществляли с помощью стрелы плавучего крана. В дальнейшем для перекладки артефактов неоднократно приходилось вызывать автокран. В качестве концепции для консервации были выбраны рекомендации финских археологов из морского музея в Котке, где хранятся элементы Русского военного корабля «Святой Николай», погибшего во втором Роченсальмском сражении 1790 года, рекомендации канадских археологов Sawada
М., Grattan Р, Mecawley Y. из Оттавы, а также рекомендации отдела консервации и реставрации Новгородской археологической экспедиции (Кубло Э.К.).
Выбор идеологии первичной консервации был сделан исходя из значительных габаритов и массы артефактов корабля «Портсмут». В течение осени-зимы 2011 года, при наличии хороших морозов деревянные артефакты подвергались вымораживанию в естественных условиях, что по мнению многих экспертов (реставраторов из Великого Новгорода) позволило дереву высохнуть с наименьшим образованием трещин и поводок. К началу процесса очистки мы получили достаточно сухой материал. В течение зимы дерево вымораживалось и к моменту обработки имело определённую степень влажности, необходимую для консервации.
Консервация любого вида древесины начинается с её очистки и удаления сгнивших и не подлежащих сохранению участков. Для обработки конструкций корабля пришлось применять как механические методы так и химические методы, т.е. осуществлять пропитку каждого элемента корабля специальными антигрибковыми
и стабилизирующими растворами. Основная часть деревянного набора «Портсмута» изготовлена из дуба. Дерево в малосолёной холодной воде Балтики сохранилось достаточно хорошо и после первичной очистки перед нами открылся 300-т летний морёный дуб. Очистка всех элементов заняла около двух лет. В процессе работы производилась пропитка антисептиками. По прошествии 4,5 лет мы можем констатировать отсутствие гниения и плесени на всех частях корабля. После дополнительной обработки и сушки элементы корпуса подвергаются пропитке специальным консервантом, который полностью стабилизирует каждый отдельный деревянный элемент. Древесина как бы герметизируется, что позволяет устранить поводки и набухание при изменении температуры и влажности помещения-хранилища.
Для антисептической обработки древесины использовался антисептик для наружных работ фирмы «ЫЕОМГО», который дал очень хорошие результаты по наблюдениям в течение не менее 4-х лет. Это антисептик марки «440С0». В некоторых случаях после неоднократной обработки артефактов (3-4 раза) антисептиком, отпала необходимость в пропитке укрепляющим раствором. Об этом также пишет в своей книге «Резное дерево в храме» (стр. 181) Г. А. Преображенская, ведущий специалист в области консервации и реставрации древесины. Пропитка укрепляющим раствором является финишным этапом по настоящей технологии. Используется пропитка фирмы «Неогард» на основе кремнеорганики. Эти гидрофобизаторы представляют собой оли-гомерные соединения или их растворы, содержащие группы, способные химически связываться с поверхностью материала: Si-OH, Si-OCH3, SI-OC2H5.
Благодаря «щётке» из группы «Р» поверхность обработанного материала перестаёт смачиваться водой в той же мере, как например воск или парафин. Однако промежутки между группами «Р» достаточно велики, поэтому не нарушается обмен газами (кислород, пары воды) между поверхностью и окружающей средой поверхность «дышит».
Гидрофобизаторы проникают в поверхности материалов и закрепляются в них за счёт образования химических связей с целлюлозными волокнами и одновременной полимеризацией.
В результате образуется безвредное для человека и животного покрытие, обладающее высокой устойчивостью к внешним воздействиям. Дополнительно это покрытие предотвращает рост плесени, грибков и микроорганизмов на поверхности изделий. Так как действие гидрофобизаторов «Неогард-Дерево» проявляется на молекулярном уровне, они не изменяют внешний вид изделия, его структуру и механические свойства. Стоимость компонентов гидрофобизаторов невысока, поэтому готовые композиции могут применятся в широком масштабе.
После высыхания состав не изменяет цвет, структуру и запах древесины; не препятствует влаго- и газообмену с поверхности изделия. Результаты обработки этой пропиткой одобрены сотрудниками археологической лаборатории в Великом Новгороде (Э. Кубло) и многими участниками конференции «По сохранению подводного культурного наследия» в Калининградском Музее «Мирового Океана», где демонстрировались образцы «мокрой» древесины, прошедшие консервацию данным методом. Последний этап консервации продолжается до сих пор. Весь процесс консервации до передачи на экспозицию занял 4,5 года. И ещё потребуется около года, чтобы завершить процесс.
Также очень важным моментом является проектирование и изготовление поддерживающих конструкций, без которых невозможно представить артефакты на экспозициях музеев. Но это отдельная история, которая для «Портсмута» только начинается.
В настоящее время в «Музее Истории Кронштадта» проводится сборка поднятых и прошедших консервацию артефактов линейного корабля «Портсмут» в единое целое, как они находились
под водой. Для проведения этой операции требуется проработка и изготовление специальных конструкций для установки шпангоутов, килей, досок обшивки и т.д. Работы планируется завершить марте 2016 года, когда артефакт будет открыт для осмотра публикой в одном из залов музея. Конечно, экспозиция будет развиваться и дальше, т.к. работы по подъёму артефактов с этого корабля продолжаются. Так в ноябре 2015 года были подняты ещё 2 пушки, обнаружена бортовая часть, замытая в песке. На фотографиях можно увидеть, как продвигаются работы по монтажу экспозиции линейного корабля «Портсмут» на декабрь 2015 года.