УДК 796.011 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10303
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ГТО
Ф.Р. Бикьянова
Рассмотрена проблема реализации образовательных, воспитательных, оздоровительных задач в учебном процессе по физической культуре. Предложено использовать подвижные игры как средство общего физического воспитания и подготовки к Всероссийскому физкультурному комплексу «Готов к труду и обороне».
Ключевые слова: подвижная игра, спортивная игра, тренировка, метод, физические качества, физическая подготовка, нормы ГТО.
Игра как элемент культуры - это исторически сложившийся социальный феномен, особый вид деятельности, свойственный человеку. Развиваясь со всей культурой общества, игровая деятельность удовлетворяет различные потребности людей (в отдыхе, развлечениях, в развитии духовных и физических сил).
Игровая деятельность предполагает значительный интерес со стороны общества и человека как личности. Она характеризуется многообразием целей и мотиваций. Игровая деятельность осуществляется добровольно и эмоционально. Жесткая регламентация заданий, выполняемых по необходимости, исключается (возможны случаи профессионализма). Однако относительная свобода, самостоятельность действий в игре совмещаются с обязательностью следования ряду игровых правил [4].
Подвижная игра принадлежит к тем проявлениям игровой деятельности, в которой наглядно проявлена роль движений. Для подвижной игры характерно творческие активные двигательные действия. Эти действия отчасти ограничиваются правилами общепринятыми, определенными преподавателем или игроками. Они нацелены на преодоление различных трудностей - препятствий по пути к достижению поставленной цели - выиграть, победить, овладеть определенными приемами.
Так, подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площади, также варьируется и инвентарь (булавы, кегли, волейбольный или простой мяч, маленькие мячи или мешочки с горохом, гимнастическая или простая палка и т.п.).
Спортивные игры - высший уровень подвижных игр. Правила в них строго установлены, они требуют специальных площадок и оборудования. Характерным для спортивных игр являются сложная техника движений и
определённая тактика поведения в процессе игры. Это требует от участников значительной физической подготовки, специальной тренировки [1].
Спортивные игры являются видом спорта, по ним проводятся соревнования различного уровня. Спортивные игры требуют профессионального высококвалифицированного судейства соответственно правилам той или другой игры.
Каждый вид спортивной деятельности обладает характерными особенностями, а проявляемые в нем двигательные качества специфичны. В спортивных играх, где двигательные стереотипы носят ациклический характер и отличаются огромным разнообразием, с целью формирования двигательных качеств должны быть созданы условия, в которых занимающийся мог бы мобилизовать максимум силы в нужное время и в направлении. Это, прежде всего, непостоянный характер интенсивности нагрузок, способность совмещать максимальную работу с активным отдыхом. Своевременность активных действий в короткий промежуток времени имеет решающее значение в достижение успеха, а это требует специального развития силы и быстроты.
Разностороннее физическое развитие способствует лучшей приспособляемости организма к изменяющимся условиям соревнования и более качественному освоению тактико-технических игровых действий.
Причина, по которой нормы ГТО снова вошли в нашу жизнь, проста - в последние годы сохраняется тенденция ухудшения здоровья, физического развития и физической подготовленности различных групп населения. В целом не менее 60 % обучающихся имеют нарушения в состоянии здоровья.
Для решения задач общей физической подготовки используются разнообразные средства, прежде всего, упражнения из комплекса ГТО. Сдача норм комплекса являются первой ступенью на пути спортивного совершенствования. Работу по сдаче норм комплекса ГТО и спортивной специализации следует планировать так, чтобы большинство норм комплекса осваивалось в подготовительный и переходной периоды тренировки [5].
Подвижные игры используются как средство общего физического воспитания студенческой молодежи, а также являются необходимым средством подготовки к спортивным играм и другим видам спорта, к сдаче норм ГТО.
Подвижные игры могут быть индивидуальными, которые чаще всего организуются самими учащимися (игра в мяч, со скакалкой, катание обруча и др.), и коллективные (групповые) подвижные игры, в которых участвуют группы играющих, спортивные секции и др. [3].
Выделяют следующие функции игр на занятиях физической культурой:
1) образовательную;
2) оздоровительную;
3) развитие физических качеств.
Сложные приемы, включенные в игру, заранее осваиваются игроками с помощью специальных упражнений. Подвижные игры используются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки. Если вся основная часть занятия посвящена играм, то более подвижные игры чередуется в ней с менее подвижными, причём выбираются игры разнообразные и по характеру движений. Методика проведения подвижных игр на занятиях физической культуры сопряжена с кратковременностью, а также потребностью сохранить надлежащую плотность урока. Подвижная игра вводится в учебно-тренировочное занятие с целью освоения спортивной техники.
В ходе игры вырабатывается взаимопонимание в коллективе, необходимое для командных и лично-командных соревнований. Правильно построенная система тренировки в подготовительном периоде, в том числе и с применением подвижных игр, помогает подвести спортсменов к достижению наилучшей спортивной формы в нужный момент [8].
В подвижных играх развивается способность правильного оценивания пространственных и временных отношений, быстрого и правильного реагирования на сложившуюся ситуацию в меняющихся условиях игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, систематические круглогодичные занятия, проводимые на свежем воздухе, содействующие закаливанию занимающихся. Подвижные игры -это эффективное средство, помогающее в релаксации и снятию отрицательных эмоций. Положительные эмоции, вызываемые интересом игрового сюжета, побуждают участников к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Соревновательный характер коллективных подвижных игр также можно поддерживать активностью действий, проявлением решительности и упорства для достижения поставленной цели. Таким образом, острота игры должна сплачивать играющих, а не разъединять. С этой целью игры применяются не только на занятиях с начинающими спортсменами, но и квалифицированными спортсменами.
Подвижные игры могут помочь не только в решении специальных задач, но и в постоянном поддерживании заинтересованности у занимающихся к новым тренировочным занятиям, в содействии воспитанию осознанной дисциплины. Игра поощряет участие в спортивных состязаниях. Провести игру или эстафету, значит включить
«мотивационный» рычаг у занимающихся продолжать учебно-тренировочные занятия с желанием и интересом. В спорте обширно применяются игры, главная сущность которых состоит в содействии развитию силы, скорости, ловкости, гибкости, выносливости. При подборе и проведении игр (как вспомогательных средств) усиливается избирательное направление, их воздействие на развитие специальных навыков и качеств, необходимых спортсмену. Подвижные игры помогают сохранять отличную спортивную форму, необходимую для дальнейших тренировочных занятий. Игры призваны расширить учебно-тренировочный процесс.
Игровой метод в силу свойственных ему отличительных особенностей считается приемом комплексного совершенствования двигательной деятельности. В значительной мере он дает возможность улучшать такие качества как ловкость, координация движений, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность неосуществима. В играх с элементами силовой борьбы, как правило, развиваются выносливость и ловкость. В другой игре, характерной для развития силы, успех определяется не столько силовыми качествами игроков, сколько физической выносливостью и волей к победе. Уровень развития физических качеств обусловливается не только функциональными возможностями человека, но и волевыми качествами [7].
Для специальной физической подготовки в каждом виде спорта можно подбирать или составлять игры, направленные на развитие того или иного качества: воспитание силы, воспитание быстроты, воспитание выносливости, воспитание гибкости.
Подвижные игры используются не только как средство общего физического воспитания учащихся, студенческой молодёжи, а также как средство подготовки к спортивным и другим видам спорта, подготовки к сдаче норм ГТО. В вузе все студенты, отнесенные к основной медицинской группе, по желанию могут сдать нормы и требования комплекса ГТО. Задачи комплекса: пропаганда здорового образа жизни среди студенческой молодежи; повышение уровня физической подготовленности; формирование потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании.
Комплекс ГТО требует от занимающихся всесторонней физической подготовленности, равномерного, комплексного развития физических качеств. Такой подход приводит к отличным сдвигам в физической подготовленности занимающихся, увеличению силы и выносливости, повышению скорости движений и в целом к успешному выполнению соответствующих нормативов. Эмоциональный фон игровой обстановки стимулирует двигательную активность, повышает плотность занятий, способствует максимальному совершенствованию функциональных
возможностей. Существенной особенностью многих подвижных игр является их избирательное воздействие на развитие тех или иных качеств.
Игры, характеризующиеся проявлением быстроты, могут быть использованы для овладения нормативами комплекса ГТО в беге на 30 и 60 м; скоростно-силовых качеств - в прыжках и метаниях; выносливости -в кроссе, лыжах, плавании; силы - в подтягивании на перекладине, сгибании и разгибании рук в упоре лежа; ловкости - в играх, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определённой физической сноровкой [2].
Для игр высокой интенсивности свойственна высокая частота сердечных сокращений (ЧСС), превышающая более чем на 90 % средние показатели в покое. Увеличение ЧСС на 70-90 % характеризует подвижные игры средней интенсивности, а менее чем на 70 % - низкой интенсивности. Оптимальными вариантами подвижных игровых занятий, направленных на совершенствование двигательных навыков и физических качеств, для успешного овладения нормативами комплекса ГТО следует считать игровые занятия высокой и средней интенсивности.
Игровые средства подбираются с учётом постепенного увеличения физической нагрузки от начала к середине занятия с последующим ее снижением к концу. Подготовка к выполнению норм (как и сдача норм комплекса ГТО) должна вестись круглогодично. Поэтому организация занятий физическими упражнениями и играми должна быть также круглогодичной, направленной на решение задач по подготовке к сдаче норм ГТО с активным использованием не только отдельных игр, но и целого комплекса игровых форм [5].
Таким образом, игровая методика подготовки к сдаче норм ГТО достаточно перспективна не только в занятиях с взрослыми, но и с детьми. Игры служат дополнением к обычному учебно-тренировочному процессу, способствуют укреплению здоровья и гармоничному развитию личности, а также эффективной самореализации в обществе.
Список литературы
1. Былеева Л.В. Подвижные игры. Практический материал: учеб. пособие. М.: СпортАкадемПресс, 2014. 279 с.
2. Ветков Н.Е. Спортивные и подвижные игры. Орёл: МАБИВ, 2016. 126 с.
3. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для студ. пед. вузов. М.: Издат. центр «Академия», 2015. 160 с.
4. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом: учебник. М.: ФиС, 2016. 190 с.
5. Курамшин Р.Я., Бикьянова Ф.Р. Обучение мини-футболу и развитие физических качеств у студентов: учеб. пособие. М.: МГТУ им. Г.И. Носова, 2018. 62 с.
6. Макарова Ю.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: подвижные игры: учебник. М.: Академия, 2017. 270 с.
7. Подвижные игры: учебник / Л.В. Былеева [и др.]. М.: Физическая культура, 2015. 288 с.
8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник. М.: Издат. центр «Академия», 2016. 496 с.
Бикьянова Фатима Рафаизовна, старший преподаватель, slamjump@, yandex.ru, Россия, Магнитогорск, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
OUTDOOR GAMES IN THE CLASSROOM FOR PHYSICAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF PREPARA TIONFOR THE DELIVERY OF STANDARDS GTO
F.R. Bikyanova
The problem of the implementation of educational, educational, health-improving tasks in the educational process in physical education is considered. It is proposed to use outdoor games as a means of general physical education and preparation for the All-Russian physical culture complex "Ready for work and defense".
Key words: outdoor game, sports game, training, method, physical qualities, physical preparation, GTO standards.
Bikyanova Fatima Rafaizovna, senior teacher, slamjump@yandex. ru, Russia, Magnitogorsk, Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov
References
1. Byleeva L.V. Podvizhnye igry. Prakticheskij material [Outdoor games. Practical material]: textbook. allowance. M.: SportAkademPress, 2014. 279 p.
2. Vetkov N.E. Sportivnye i podvizhnye igry [Sports and outdoor games]. Orel: MABIV, 2016.126 p.
3. Zhukov M.N. Podvizhnye igry [Outdoor games]: textbook for students. ped universities. M.: Publishing. Academy Center, 2015. 160 p.
4. Korotkov I.M. Podvizhnye igry v zanyatiyah sportom [Outdoor games in sports]: textbook. M.: FiS, 2016.190 p.
5. Kuramshin R.Ya., Bik'yanova F.R. Obuchenie mini-futbolu i razvitie fizicheskih kachestv u studentov [Training in futsal and the development of physical qualities of students]: textbook. allowance. M.: MSTU im. G.I. Nosova, 2018. 62 p.
6. Makarova Yu.V. Teoriya i metodika obucheniya bazovym vidam sporta: podvizhnye igry [Theory and methodology of teaching basic sports: outdoor games]: textbook. M.: Academy, 2017. 270 p.
7. Podvizhnye igry [Outdoor games]: textbook / L.V. Byleeva [et al.]. M.: Physical education, 2015. 288 p.
8. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methodology of physical education and sports]: textbook. M.: Publishing. Academy Center, 2016. 496 p.