Научная статья на тему 'Подвижные игры как средство совершенствования основных видов движений у детей дошкольного возраста'

Подвижные игры как средство совершенствования основных видов движений у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1007
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВИЖНАЯ ИГРА / ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ / МЕТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ / OUTDOOR GAME / MAIN TYPES OF MOVEMENTS / THROWING / TRAINING IN MOTOR ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аюпов Б.Б., Пономарёва Л.И.

Актуальность представленной в статье проблемы определена возрастающим в настоящее время интересом к здоровью населения, которое в первую очередь определяется хорошим физическим состоянием человека. Все основы гармоничного развития человека закладываются в дошкольном детстве, особая роль этого периода отводится развитию основных видов движений. Для перемещения в пространстве ребенок использует ходьбу, прыжки, бег, катание на лыжах (роликах, велосипеде и т.д.), для игр с выбиванием и попаданием в цель метание. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно адаптироваться в нем. В статье раскрывается структура обучения двигательным действиям, выделены этапы и задачи обучения детей дошкольного возраста основным видам движений, показан алгоритм обучения двигательным действия. Особая роль в статье отведена такому сложному виду движения как метание. На примере метания показана отработка двигательного навыка. В представленном исследовании обосновывается роль подвижных игр в закреплении навыков определенных движений у детей. Приведены примеры подвижных игр, использующиеся для совершенствования основных видов движений в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILE GAMES AS A MEANS OF IMPROVING BASIC MOVEMENTS FOR PRESCHOOL CHILDREN

The relevance of the problem presented in the article is determined by the growing interest in public health, which is primarily determined by the good physical condition of the person. All the foundations for the harmonious development of man are laid in preschool childhood, a special role for this period is given to the development of the main types of movements. To move in space, the child uses walking, jumping, running, skiing (rollerblading, cycling, etc.), for games with knocking and hitting the target throwing. Moving, the child learns the world around him, learns to love it and purposefully adapt in it. The article reveals the structure of learning motor actions, identifies the stages and tasks ofteaching preschool children the basic types of movements, shows an algorithm for learning motor actions. A special role in the article is assigned to such a complex kind of movement as throwing. The example of throwing shows the development of motor skills. The presented study substantiates the role of outdoor games in reinforcing the skills of certain movements in children. Examples of outdoor games used to improve the main types of movements in the educational process of a preschool educational institution are given.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры как средство совершенствования основных видов движений у детей дошкольного возраста»

УДК 373.24

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-3-5-9

MOBILE GAMES AS A MEANS OF IMPROVING BASIC MOVEMENTS FOR PRESCHOOL CHILDREN

Ayupov B.B., Ponomareva L.I.

Shadrinsk state pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аюпов Б.Б., Пономарева Л.И.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность представленной в статье проблемы определена возрастающим в настоящее время интересом к здоровью населения, которое в первую очередь определяется хорошим физическим состоянием человека. Все основы гармоничного развития человека закладываются в дошкольном детстве, особая роль этого периода отводится развитию основных видов движений. Для перемещения в пространстве ребенок использует ходьбу, прыжки, бег, катание на лыжах (роликах, велосипеде и т.д.), для игр с выбиванием и попаданием в цель - метание. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно адаптироваться в нем.

В статье раскрывается структура обучения двигательным действиям, выделены этапы и задачи обучения детей дошкольного возраста основным видам движений, показан алгоритм обучения двигательным действия. Особая роль в статье отведена такому сложному виду движения как метание. На примере метания показана отработка двигательного навыка. В представленном исследовании обосновывается роль подвижных игр в закреплении навыков определенных движений у детей. Приведены примеры подвижных игр, использующиеся для совершенствования основных видов движений в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: подвижная игра, основные виды движений, метание, обучение двигательным действиям.

Abstract. The relevance of the problem presented in the article is determined by the growing interest in public health, which is primarily determined by the good physical condition of the person. All the foundations for the harmonious development of man are laid in preschool childhood, a special role for this period is given to the development of the main types of movements. To move in space, the child uses walking, jumping, running, skiing (rollerblading, cycling, etc.), for games with knocking and hitting the target - throwing. Moving, the child learns the world around him, learns to love it and purposefully adapt in it.

The article reveals the structure of learning motor actions, identifies the stages and tasks ofteaching preschool children the basic types of movements, shows an algorithm for learning motor actions. A special role in the article is assigned to such a complex kind of movement as throwing. The example of throwing shows the development of motor skills. The presented study substantiates the role of outdoor games in reinforcing the skills of certain movements in children. Examples of outdoor games used to improve the main types of movements in the educational process of a preschool educational institution are given.

Keywords: outdoor game, main types of movements, throwing, training in motor actions.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1]. Аюпов, Б.Б., К вопросу о формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: мат-лы IX Меж-дун. науч.-практ. конф., 07 дек. 2018. - Шадринск : ШГПУ, 2019. - С. 36-41.

REFERENCES

[1]. Ayupov, B.B. To the question of forming the foundations of a healthy lifestyle in preschool children // Pedagogical education: traditions, innovations, searches, prospects: Proceedings of the IX Int. scientific-practical conf., Dec 7 2018. - Shadrinsk: ShSPU, 2019. - Рр. 36-41._

[2]. Пономарева, Л.И. Ценностное отношение к физической культуре: дефинитивная характеристика, сущность, структурные компоненты / Л.И. Пономарева, И.С. Девяткова // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология. - Научный журнал : - Ялта : РИО ГПА, 2017. - Вып.55. - Ч. 9.- С. 164-169.

[3]. Леви-Гориневская, Е.Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста / Е.Г. Леви-Гориневская. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1955. -167 с.

[4]. Сеченов, И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. - М. : Учпедгиз, 1953. - 335 с.

[5]. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений. В 4 т. Т. 3, кн. 1 / И.П. Павлов. - М. : Изд-во АН СССР, 1951. - 392 с.

[6]. Нестерова, З.И. Выше, дальше, точнее: учеб.-ме-тод. пособие для студентов, учителей нач. кл., педагогов дошк. образоват. учреждений / З.И. Нестерова. - Шадринск : ШГПИ, 1997. - 124 с.

[2]. Ponomareva, L.I. Value attitude to physical culture: a definitive characteristic, essence, structural components / L.I. Ponomareva, I.S. Devyatkova // Problems of modern pedagogical education. Ser. : Pedagogy and psychology. - Scientific journal: - Yalta: RIO GPA, 2017. - Issue 55. - Part 9. - Pp. 164-169.

[3]. Levi-Gorinevskaya, E.G. The development of basic movements in preschool children / E.G. Levi-Gorinevskaya. - M.: Publishing House of the APN of the RSFSR, 1955. - 167 p.

[4]. Sechenov, I.M. Selected Works / I.M. Sechenov. -M.: Uchpedgiz, 1953. - 335 p.

[5]. Pavlov, I.P. Full composition of writings. In 4 vol. T. 3, Prince. 1 / I.P. Pavlov. - M.: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1951. -392 p.

[6]. Nesterova, Z.I. Higher, farther, more precisely: textbook.-method. allowance for students, teachers early. C., teachers of preschool. educate. institutions / Z.I. Nesterova. - Shadrinsk: ShGPI, 1997. -124 p._

Aupov B.B. - SPIN-ID: 8557-9652; ORCID ID: 0000-0003-2255-500X Ponomareva L.I. - SPIN-ID: 8305-9748; ORCID ID: 0000-0002-1502-5185 Author contributions. Ayupov B.B. - collection and processing of materials; Ponomareva L.I. design, writing a text.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

research concept and

Аюпов Б.Б. - SPIN-ID: 8557-9652; ORCID ID: 0000-0003-2255-500X Пономарева Л.И. - SPIN-ID: 8305-9748; ORCID ID: 0000-0002-1502-5185

Вклад авторов: Аюпов Б.Б. - сбор и обработка материалов; Пономарева Л.И. - концепция и дизайн исследования, написание текста.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Введение. Дошкольный возраст - период, в котором закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Особое значение при этом придают грамотной организации физического развития детей. От физического состояния ребенка зависит и эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, с которой способен справиться малыш [1]. Базовой задачей в физическом воспитании дошкольников является развитие и совершенствование его движений. Именно благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Например, многие основные виды движений (далее ОВД) используются детьми в повседневной жизни для передвижения, игр и познания окружающего мира (ходьба, прыжки, бег, ползанье, катание на лыжах ...) [2].

Общепризнанным считается факт, что главной формой обучения основным видам движений являются занятия. Однако, и ученые, и

практики существенное место в физическом воспитании отводят подвижным играм, которые широко применяются в дошкольных организациях для закрепления и совершенствования ОВД.

Цель настоящего исследования - ретроспективный анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития основных видов движения и обоснование применения подвижных игр как средства совершенствования ОВД.

Материалы и методы. На сегодняшний день имеется достаточное количество исследований, рассматривающих вопрос по освоению детьми дошкольного возраста основных видов движений. Так, особенностям развития основных движений были посвящены исследования А.И. Быковой, Е.Г. Леви-Гориневской, Е.Н. Вавиловой, Т.И. Осокиной, Э.С. Вильчковского и других. По данным Е. Г. Леви-Гориневской, дети с которыми систематически играют, занимаются физическими упражнениями, легко, без признаков

утомления, осваивают основные виды движении

[3].

Упражнения и игры для совершенствования естественных движений подобраны в работах Э.Я. Степаненковой, Л.Н. Волошиной, Е.Н. Вавиловой. Опубликованы практические рекомендации по методике обучения детей дошкольного возраста технике основных движений О.Г. Араке-лян, Л.В. Кармановой (обучение детей прыжкам), З.И. Нестеровой (обучение детей метаниям), В.Н. Щебеко, Н.Т. Тереховой (индивидуализация процесса обучения прыжковым упражнениям). Но все это разрозненные работы, в которых есть как рациональное зерно, так и иррациональное. Это проявляется в том, что нет четкого алгоритма обучения правильным двигательным умениям и навыкам в основных видах движений. Можно объяснить это и тем, что многие педагоги, в том числе и ведущие, не считают необходимым обучать детей дошкольного возраста правильной технике движений. Так во многих программах нет названий способов метаний, которым необходимо обучать детей по возрастным группам, нет названий способа выполнения прыжка в длину и высоту с разбега. В результате в методических материалах по планированию физическим упражнениям нет конкретизации задач по обучению, не ясно, какой вид упражнения разучивается, на какой стадии находится это обучение.

Раскрывая структуру обучения двигательным действиям, выделим этапы и задачи обучения основным видам движений. Это важно для того, чтобы правильно подобрать подвижную игру для закрепления движения.

Все движения, выполняемые человеком, можно разделить на произвольные и непроизвольные. Произвольные движения, к которым относятся все физические упражнения, выполняются под контролем сознания и подчиняются общим физиологическим закономерностям. Основоположником учения о произвольных движениях человека как системы рефлексов является И.М. Сеченов. Он показал, что все произвольные движения, психические процессы и мышление человека по своей природе являются рефлекторными, т.е. возникающими как результат отражения объективных явлений, действующих на человека [4].

Идеи И.М. Сеченова получили дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение в трудах И.П. Павлова, который показал, что становление двигательного навыка проходит в три фазы.

Первая фаза характеризуется иррадированием возбудительного процесса в центральной нервной системе. Внешне это выражается неточным, не скоординированным выполнением двигательного действия, напряжением большой группы мышц и быстрой утомляемостью при выполнении движения.

Вторая фаза отличается тем, что излишняя иррадиация возбудительного процесса ограничивается развитием тормозных процессов во времени и пространстве. Поэтому движение выполняется экономно, устраняются излишние движения, улучшается координация, однако взаимодействие возбудительных и тормозных процессов еще не стабилизированы.

Третья фаза завершает становление динамического стереотипа, характеризуется стабилизацией и автоматизацией двигательного навыка. Движения выполняются точно, свободно, уверенно в любых условиях [5].

В исследованиях, Э.С. Вильчковского, Л.Н. Волошиной, С.В. Гурьева, З.И. Нестеровой и других, работающих с дошкольниками были получены результаты, свидетельствующие о том, что обучение более эффективно, если цель деятельности ребенка сместить с ее предметных результатов на способы их достижения, тогда ребенок озабочен, например, не тем, чтобы перебросить мяч через преграду или попасть в цель, а тем, чтобы освоить технику. И если формировать навык следует на занятиях, то его совершенствование принадлежит подвижной игре.

В теории и методике физического воспитания выделяются три этапа формирования двигательного навыка. Каждый этап решает определенные задачи, для их решения выбираются соответствующие методы и приемы обучения и подбираются подвижные игры. Опишем свою работу на каждом этапе.

На первом этапе обучения движениям, согласно общей теории физического воспитания, формирование двигательного навыка начинается

с создания правильного представления о структуре движения. Двигательное представление на первом этапе появляется на основе зрительного и слухового восприятия, поскольку обучаемые пока не располагают достаточно отличительными мы-шечно-двигательными ощущениями.

Для этого мы использовали метод пассивных движений (направленного «прочувствования»), когда педагог своими руками фиксирует положение тела ребенка и обеспечивает правильное выполнение движения. В результате накопленного опыта и развития ориентировочно-исследовательской деятельности у ребенка появляется возможность использовать более экономный и эффективный способ усвоения новых движений -подражание. Наиболее элементарная форма подражания - воспроизведение предметных действий, затем имитация движений птиц, зверей и т.п.

Далее, обучение детей дошкольного возраста ОВД осуществлялось методом целостного выполнения действия. Однако, сложные двигательные задания, например, метание удобнее обучать методом расчленено-конструктивного упражнения. Но и тот и другой метод становится наиболее эффективным, если сопровождается специально подобранными игровыми действиями. Это обусловлено отсутствием в двигательном опыте готовых координаций, необходимых в новом двигательном акте. Например, при обучении метанию способом «из-за спины через плечо» вначале мы разучивали направление замаха и выход в положение «натянутого лука» (игровой прием) с помощью подводящих упражнений, направленных на правильные мышечные ощущения «прочувствование движения», а потом обучали деталям техники данного вида метания.

На последнем (третьем) этапе шло детализированное овладение движением. Основой методики обучения движениям на этом этапе становятся методы целостного упражнения с избирательной отработкой деталей техники. Например, при обучении метанию способом из-за головы, когда освоены главные элементы техники (направление замаха и броска) начинают изучать детали техники (перенос массы тела с одной ноги на другую: при прицеливании на впереди стоящую ногу, при замахе на сзади стоящую ногу, при

броске вновь на впереди стоящую ногу. На этом этапе обучения роль слова возрастает: пояснения, указания педагога, самопроговаривание ребенком последовательности выполнения действий способствуют более осознанному его выполнению. Удачным, на наш взгляд, является рассматривание последовательности выполнения двигательного действия на модели человеческого тела с подвижными сочленениями. На модели можно легко показать сходство и различие между двигательными действиями. Например, в метании из-за головы движение во время замаха начинается с подъема руки вверх-назад, далее идет сгибание ее за голову, при этом локоть смотрит вперед, одновременно масса тела переносится на сзади стоящую ногу, которая слегка сгибается в колене. А при броске, последовательность действий меняется, движение начинается с переноса массы тела на впереди стоящую ногу, сзади стоящая нога выпрямляется, далее плечо подается вперед, локоть идет вперед, рука выпрямляется, бросок завершается кистью [6].

На этапе закрепления и совершенствования двигательного действия обращается внимание на целостность исполнения, ритм движения, использование вида движений в соответствии с условиями выполнения. Особенно обращается внимание на индивидуальную технику исполнения. Для совершенствования навыка метания мы использовали следующие игры: «Охотники и утки», «Сбей кеглю», «Собачка», «Кто дальше», «Быстрый мячик», «Попади в ворота» и др. По рассмотренному выше алгоритму (на примере метания), формируются и другие навыки. Приведем примеры:

• для совершенствования ходьбы используются игры: «Слушай сигнал», «Узнай по голосу», «Стой», «Тройки», «Пройди бесшумно», «Идем по мостику» и другие;

• для развития навыка бега применяются игры: «Гуси-лебеди», «Пятнашки», «На перегонки парами», «Беги, лови», «Третий лишний», «Караси и щука» и другие;

• для совершенствования навыка прыгания, используются игры: «Лягушка», «Воробушки», «Подпрыгни до.», «Классики», «Волк во рву», «Не наступи» и другие;

• для развития навыка лазанья: «Медведи и пчелы», «Дотронься до колокольчика», «Через обручи», «За флажком» и другие.

При этом, подвижные игры включаются как в свободную деятельность детей, так и в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, кроме того, активно используются в досуговой деятельности, спортивных праздниках и физкультурных развлечениях.

Результаты и обсуждение. До начала применения специально подобранных подвиж-

ных игр с целью развития основных видов движений нами были изучены уровни сформированно-сти ОВД у детей старшего дошкольного возраста. Причем, диагностировались они по двум видам: циклические движения (проверялись бег, ходьба) и ациклические (исследовались метание и прыжки). После проведенной работы, нами были сравнены результаты диагностики сформирован-ности ОВД у детей старшего дошкольного возраста до и после использования подвижных игр в совершенствовании основных видов движений (табл.1).

Таблица 1.

Динамика уровней сформированности основных видов движений

Уровни До эксперимента (в %) После эксперимента (в %)

Циклические дви- Ациклические Циклические дви- Ациклические

жения движения жения движения

высокий 25 5 40 25

средний 50 45 55 60

низкий 25 50 5 15

Table 1.

Dynamics of levels of formation of the main types of movements

Levels Before the experiment (in%) After the experiment (in%)

Cyclic motion Acyclic motion Cyclic motion Acyclic motion

high 25 5 40 25

average 50 45 55 60

low 25 50 5 15

Выводы. Таким образом, представляя собой комплексы естественных движений разного типа и в различных сочетаниях, по-

движные игры отличаются богатством интеллектуального содержания: они требуют от играющих сообразительности, широкой ориентировки в пространстве и приводят к совершенствованию ОВД.

Ответственный за переписку: Пономарева Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация,

E-mail: ldm1020@mail.ru

^rresponding Author: Ponomareva Lyudmila Ivanovna - doctor of pedagogical Sciences, professor of «Shadrinsk State Pedagogical University», Shadrinsk, Russian Federation, E-mail: ldm1020@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.