Научная статья на тему 'Мезо- и микроциклы комплексного физического воспитания детей 2 года жизни'

Мезо- и микроциклы комплексного физического воспитания детей 2 года жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
140
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДЕЛЬНЫЕ МИКРОЦИКЛЫ / МЕСЯЧНЫЕ МЕЗОЦИКЛЫ / КОМПЛЕКСНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ 2 ГОДА ЖИЗНИ / WEEKLY MICROCYCLES / MONTHLY MESOCYCLES / COMPLEX PHYSICAL EDUCATION / CHILDREN 2 YEARS OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шредер Анна Юрьевна, Кравчук Анатолий Иосифович

Комплексное физическое воспитание по сравнению с традиционным использует концентрированное обучение двигательным навыкам, сопряженное развитие физических качеств и психомоторных способностей по месячным мезоциклам. Каждый мезоцикл включает недельные микроциклы: на первой неделе ходьбу, на второй равновесие и прыжки, на третьей метание и бег, на четвертой лазание и равновесие. Изучение по недельным микроциклам движений, развитие физических качеств и психомоторных способностей дает положительный эффект. Все дети достигают возрастных нормативов, что позволяет большинству из них достичь гармоничного развития двигательных, физических и психомоторных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шредер Анна Юрьевна, Кравчук Анатолий Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mesoand microcycles of integrated physical education of children of the 2nd year of life

Compared to the traditional physical education, the comprehensive physical education uses concentrated motor skills training, the combined development of physical qualities and psychomotor abilities on monthly mesocycles. Each mesocycle includes the weekly microcycles: at the first week it is walking, at the second balance and jumping, at the third throwing, running and at the fourth climbing and balance. The study of movements on a weekly microcycle, the development of physical qualities and psychomotor abilities gives a positive effect. All children reach age standards, which allow most children to achieve harmonious development of motor, physical and psychomotor abilities.

Текст научной работы на тему «Мезо- и микроциклы комплексного физического воспитания детей 2 года жизни»

49. - № 13. - P. 860-864.

11. Kenney, W.L. Physiology of Sport and Exercise / W.L. Kenney, J. Wilmore, D. Costill. - Published by Champaign, IL; Human Kinetics, 2015. - 640 p.

12. Rowland, T.W. Evolution of maximal oxygen uptake in children / T.W. Rowland // Med Sport Sci. - 2007. - Vol. 50. - P. 200-209.

REFERENCES

1. Antropova, M.V. (1984), Methodological recommendations for physiological and hygienic study of the teaching load, Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, Moscow.

2. Karpman, V.L., Belotserkovskiy, Z.B. and Gudkov, I.A. (1988), Testing in sports medicine, Fizkultura i sport, Moscow.

3. Kornienko, I.A., Sonkin, V.D. and Tambovceva, R.V. (2005), "Age-related development of the energy industry of muscular activity: Results of a 30-year study. Communication I. Structural-functional rearrangements", Fiziologiya cheloveka, Vol. 31, No. 4, pp. 42-46.

4. Krivolapchuk, I.A., Chernova, M.B. and Polyanskaya, N.V. (2016), "Factor structure of physical working capacity of children aged 7-8 years old", Gigiena i sanitariya, No. 7 (95), pp. 636-642.

5. Krivolapchuk, I.A. (2009), "Energy supply of muscular activity of children of 5-6 years old and complex assessment of physical working capacity", Fiziologiya cheloveka, Vol. 35, No. 1, pp. 76-87.

6. Sonkin, V.D. (2007), "Physical working capacity and energy supply of muscular function in postnatal ontogenesis of a person", Fiziologiya cheloveka, Vol. 33, No. 3, pp. 1-19.

7. Sonkin, V.D. and Tambovceva, R.V. (2011), Development of muscular energy and working capacity in ontogenesis, LIBROKOM, Moscow.

8. Sukharev, A.G. (1991), Health and physical education of children and adolescents, Publishing House Medicine, Moscow.

9. Wilmore, J. and Kostill, D. (1997), Physiology of sports and motor activity, Olympic literature, Kiev.

10. Armstrong, N., Barker A.R. and McManus A.M. (2015), "Muscle metabolism changes with age and maturation: How do they relate to youth sport performance?", Br J Sports Med, Vol. 49, No. 13, pp. 860-864.

11. Kenney, W.L., Wilmore, J., Costill, D. (2015), Physiology of Sport and Exercise, Published by Champaign, IL; Human Kinetics.

12. Rowland, T.W. (2007), "Evolution of maximal oxygen uptake in children", Med Sport Sci., Vol.

50, pp. 200-209.

Контактная информация: mashacernova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2019

УДК 796.011

МЕЗО- И МИКРОЦИКЛЫ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ 2 ГОДА ЖИЗНИ

Анна Юрьевна Шредер, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный медицинский университет, Анатолий Иосифович Кравчук, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

Комплексное физическое воспитание по сравнению с традиционным использует концентрированное обучение двигательным навыкам, сопряженное развитие физических качеств и психомоторных способностей по месячным мезоциклам. Каждый мезоцикл включает недельные микроциклы: на первой неделе ходьбу, на второй - равновесие и прыжки, на третьей - метание и бег, на четвертой - лазание и равновесие. Изучение по недельным микроциклам движений, развитие физических качеств и психомоторных способностей дает положительный эффект. Все дети достигают возрастных нормативов, что позволяет большинству из них достичь гармоничного развития двигательных, физических и психомоторных способностей.

Ключевые слова: недельные микроциклы, месячные мезоциклы, комплексное физическое воспитание, дети 2 года жизни.

MESO- AND MICROCYCLES OF INTEGRATED PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF THE 2nd YEAR OF LIFE

Anna Yurievna Shreder, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk State Medical University, Anatoly Iosifovich Kravchuk, the doctor of pedagogical sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Annotation

Compared to the traditional physical education, the comprehensive physical education uses concentrated motor skills training, the combined development of physical qualities and psychomotor abilities on monthly mesocycles. Each mesocycle includes the weekly microcycles: at the first week it is walking, at the second - balance and jumping, at the third - throwing, running and at the fourth - climbing and balance. The study of movements on a weekly microcycle, the development of physical qualities and psychomotor abilities gives a positive effect. All children reach age standards, which allow most children to achieve harmonious development of motor, physical and psychomotor abilities.

Keywords: weekly microcycles, monthly mesocycles, complex physical education, children 2 years

of life.

Физическое воспитание неотъемлемая часть в развитии человека, начиная с дошкольного возраста. У детей формируются жизненно-важные двигательные навыки, начиная с раннего возраста, используемые всю жизнь. Количество освоенных двигательных навыков напрямую связано с развитием физических качеств и психомоторных способностей [3].

Дошкольное комплексное физическое воспитание предусматривает сопряженное комплексное развитие физических качеств, обучение двигательным и психомоторным навыкам [2]. Такой инновационный подход в развитии двигательных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста позволяет более качественно решать поставленные задачи дошкольного физического воспитания.

Комплексное физическое воспитание включает в себя три вида подготовки: двигательную, физическую и психомоторную.

На каждом занятии и в недельном микроцикле концентрировано осваиваются упражнения, развиваются физические качества, обучаются и совершенствуются основные двигательные навыки, психомоторные способности, в играх они закрепляются и совершенствуются. Динамика их развития отслеживается в процессе тестирования показателей в начале, середине и конце учебного года. Текущий контроль, при необходимости, позволяет корректировать ход педагогического процесса [3, 5].

Комплексное физическое воспитание предусматривает планирование в учебном году месячных мезоциклов. В мезоцикле каждая неделя имеет преимущественную направленность на обучение определенным основным движениям, развитие сопутствующих физических качеств и психомоторных способностей: первая неделя - разновидности ходьбы; вторая неделя - равновесие, прыжки; третья неделя - метание, бег; четвертая неделя - лазание, равновесие. В первом полугодии учебного года следует убедиться в сохранении навыков основных движений, наличии возрастного уровня развития физических качеств и психомоторных способностей. Проводится исходное тестирование. Далее осваиваются базовые и профилирующие навыки учебной программы, корректируется уровень физической и психомоторной подготовленности, развиваются необходимые качества и способности. В январе-феврале проводится промежуточное тестирование: по специальной программе оценивается качество основных двигательных навыков, определяется уровень физической и психомоторной подготовки, оценивается результативность освоения программы обучения первого полугодия. Корректируется содержание учебной программы на второе полугодие учебного года. Осваивается остальной материал учебной программы (объемные упражнения), совершенствуются базовые и особенно профилирующие упражнения. Проводится ко -нечное тестирование, формулируются индивидуальные летние задания родителям для их

детей.

Ниже изложена программа физического воспитания детей 2 года жизни. Техника выполнения движений описана в более ранней работе [4].

1 мезоцикл. Цель - формирование базовых упражнений (БУ) учебной программы детей 2 года жизни (таблица 1).

Задачи:

1. Исходное тестирование. Оценка сохранения уровня двигательной, физической и психомоторной подготовленности детей.

2. Сопряженное с развитием движений воспитание физических качеств: ловкости, динамической и скоростной силы.

3. Сопряженное с развитием движений поддержание физических качеств: быстроты, статической силы, гибкости.

4. Обучение умениям и навыкам ходьбы, динамическому равновесию, подскокам, катанию мяча, беговым шагам, ползанию на четвереньках.

5. Формирование сопутствующих психомоторных способностей.

6. Обучение детей названию и различию цветов.

Таблица 1 - Первый мезоцикл учебного года детей 2 года жизни

№ Основные движения и их порядковый номер в каждом виде движений Физические качества Б, П и ОУ

Октябрь

1 неделя - ходьба

1 В прямом направлении - 1 Л БУ 1

2 Перешагивать через веревку - 1 ДС, Л, СтС БУ 2

2 неделя - равновесие, прыжки

3 Ходьба по доске 2м, шириной 30 см - 1 ДС, Л БУ 1

4 Подскоки на месте - 1 ДС, СкС, Л БУ 1

3 неделя - метание, бег

5 Катить мяч к воспитателю - 1 СкС, Б, Л БУ 1

6 Несколько беговых шагов - 1 ДС, СкС, Б, СтС БУ 1

4 неделя - лазание, равновесие

7 Ползание на четвереньках на заданное расстояние - 1 ДС, СкС, Б, Г БУ 1

1-4 недели

8 Игровые задания различным со спортивным инвентарём различных цветов

Всего упражнений БУ-7

Сумма ФК Л ДС СкС Б СтС Г В 6

Случаев 5 5 4 3 2 1 - 20

Примечания: БУ - базовое упражнение, ПУ - профилирующее упражнение, Л - ловкость, ДС - динамическая сила, СкС - скоростная сила, Б - быстрота, СтС - статическая сила, Г - гибкость, В - выносливость.

2 мезоцикл. Цель - формирование базовых и профилирующих упражнений учебной программы детей 2 года жизни (таблица 2).

Задачи:

1. Сопряженное с развитием движений воспитание физических качеств: ловкости, динамической и статической силы, быстроты.

2. Сопряженное с развитием движений поддержание физических качеств: скоростной силы и гибкости.

3. Обучение умениям и навыкам перешагивания, ходьбе и подскокам, динамическому равновесию, подскокам, броскам мяча, бегу и пролезанию в обруч.

4. Обучение детей названию и различию форм.

Таблица 2 - Второй мезоцикл учебного года детей 2 года жизни

№ Основные движения и их порядковый номер в каждом виде движений Физические качества Б, П и ОУ

Ноябрь

1 неделя - ходьба

1 Перешагивание через палку (веревку), приподнятую на 10 см от пола - 3 ДС, Л, СтС, Б, ПУ 2

№ Основные движения и их порядковый номер в каждом виде движений Физические качества Б, П и ОУ

2 неделя - равновесие, прыжки

2 Ходьба по наклонной доске 10-15 см - 2 ДС, Л, СтС, Г БУ 2

3 Подскоки с продвижением - 2 ДС, СкС, Б ПУ 1

3 неделя - метание бег

4 Бросать средний мяча снизу СкС, Б, Л БУ 2

5 Бег за воспитателем - 2 ДС, Б, Л, СтС БУ 2

4 неделя - лазание, равновесие

6 Пролезание в вертикально стоящий обру ч - 2 ДС, СкС, Л, СтС, Г БУ 2

1-4 недели

7 Игровые задания со спортивным инвентарём различных размеров и форм

Всего уп ражнений БУ - 4, ПУ - 2

Сумма ФК Л ДС СкС Б СтС Г В 6

Случаев 5 5 3 4 4 2 - 23

3 мезоцикл. Цель - формирование базовых и профилирующих упражнений учебной программы детей 2 гожа жизни (таблица 3).

Задачи:

1. Сопряженное с развитием движений воспитание физических качеств: ловкости, динамической, скоростной и статической силы, быстроты, выносливости.

2. Сопряженное с развитием движений поддержание качества гибкости.

3. Совершенствование умениям и навыкам ходьбы, бега, обучение прыжкам, броскам мяча из-за головы, лазанию.

4. Формирование активной речи.

Таблица 3 - Третий мезоцикл учебного года детей 2 года жизни

№ Основные движения и их порядковый номер в каждом виде движений Физические качества Б, П и ОУ

Декабрь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 неделя - ходьба

1 Ходьба «стайкой» - 4 ДС, Л, СтС БУ 3

2 неделя - равновесие, прыжки

2 Ходьба на опрокинутый вверх дном ящик (высотой 15 см, размером 30x50 см) - 3 ДС, Л, СтС ПУ 1

3 Прыжки на месте - 3 ДС, СкС, Б БУ 2

3 неделя - метание, бег

4 Бросать средний мяч из-за головы - 3 ДС, СкС, Б, Л БУ 3

5 Бег за мячом - 3 СкС, Б, Л ПУ 1

4 неделя - лазание, равновесие

6 Ходьба вниз по наклонной доске - 4 ДС, СкС, Б, Л, СтС БУ 3

7 Влезать на стремянку 1-1.5 м - 3 ДС, Л, СтС, Г ПУ 1

1-4 недели

8 Игровые задания с использованием названий частей тела

Всего уп ражнений БУ- 2, ПУ-3

Сумма ФК Л ДС СкС Б СтС Г В 7

Случаев 1 4 3 4 2 1 1 16

4 мезоцикл. Цель - совершенствование базовых и профилирующих упражнений учебной программы детей 2 года жизни (таблица 4).

Задачи:

1. Сопряженное с развитием движений воспитание физических качеств: динамической и скоростной силы, быстроты.

2. Сопряженное с развитием движений поддержание качества статической силы, гибкости, ловкости и выносливости.

3. Совершенствование умений и навыков бега, прыжков, бросков мяча, лазания.

4. Формирование конструкторской деятельности.

Таблица 4 - Четвертый мезоцикл учебного года детей 2 года жизни

Основные движения и их порядковый номер _в каждом виде движений_

Физические качества

Б, П и ОУ

Январь

2 неделя - равновесие, прыжки

1 | Прыжки на месте - 3

ДС, СкС, Б, СтС

БУ 2

3 неделя - метание, бег

2_Бросать мяч снизу правой и левой рукой -4

ДС, СкС, Б, СтС

БУ 4

3 Бег без остановки 10 с - 4

ДС, СкС, Б, В

ПУ 2

4 | Слезать со стремянки - 4

4 неделя - лазание, равновесие

ДС, Б, Л, Г

ПУ 2

2-4 недели

5 ¡Использование кубиков в игровых заданиях, простейшие конструкторские постройки"

Всего

упр

БУ - 4, ПУ - 2

Сумма ФК

Л

ДС

СкС

СтС

6

Случаев

25

Б

Г

В

6

6

4

4

4

1

5 мезоцикл. Цель - совершенствование профилирующих и обучение (ОУ) учебной программы детей 2 года жизни (таблица 5).

Задачи:

1. Сопряженное с развитием движений комплексное развитие физических качеств: динамической, статической силы, гибкости, выносливости; скоростной силы, ловкости, быстроты.

2. Сопряженное с развитием движений поддержание качества выносливости.

3. Совершенствование умений и навыков ходьбы, бега, прыжков, бросков мяча, обучение перелезанию.

4. Совершенствование различия форм и цветов.

Таблица 5 - Пятый мезоцикл учебного года детей 2 года жизни

№ Основные движения и их порядковый номер в каждом виде движений Физические качества Б, П и ОУ

Февраль

1 неделя - ходьба

1 Вверх по наклонной доске (длина 1,5-2 м, высота от пола ДС, СкС, Л, СтС, Г ПУ 1

20 см) - 5

2 неделя - равновесие, прыжки

2 Прыжки с продвижением - 4 ДС, СкС, Б, СтС, Г ПУ 2

3 неделя - метание, бег

3 Броски малым мячом от плеча правой и левой рукой - 3 ДС, СкС, Б, СтС, Л ПУ 5

4 Бег за мячом - 3 СкС, Б, Л, В ПУ 1

4 неделя - лазание, равновесие

5 Перелезать через бревно, 15-20 см - 5 ДС, СкС, Л, СтС ОУ

6 Ходьба по наклонной доске 10-15 см - 2 ДС, Л, СтС, Г БУ 2

1-4 неделю

7 Использование игровых заданий с определением формы и цвета спортивного инвентаря

Всего упражнений БУ - 1, ПУ - 4, ОУ - 1

Сумма ФК Л ДС СкС Б СтС Г В 7

Случаев 5 5 5 3 5 3 1 27

6 мезоцикл. Цель - совершенствование базовых и обучение учебной программы детей 2 года жизни (таблица 6).

Задачи:

1. Сопряженное с совершенствованием движений комплексное развитие физических качеств: скоростной силы, быстроты, ловкости; статической и динамической силы, гибкости и выносливости.

2. Совершенствование умений и навыков ходьбы, прыжков, бросков мяча, обучение катанию мяча по скату, подлезанию.

3. Совершенствование активной речи.

Таблица 6 - Шестой мезоцикл учебного года детей 2 года жизни

№ Основные движения и их порядковый номер в каждом виде движений Физические качества Б, П и ОУ

Март

1 неделя - ходьба

1 Ходьба «стайкой» - 4 СкС, Л, СтС, БУ 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 неделя - равновесие, прыжки

2 Ходьба по наклонной доске 10-15 см - 2 ДС, Л, СтС, Г БУ 2

3 Прыжки на месте - 3 ДС, СкС, Б БУ 2

3 неделя - метание бег

4 Бросать средний мяч снизу - 3 СкС, Б, Л БУ 2

5 Катание по скату и перенос мяча к скату Л, СтС, Г, В ОУ

4 неделя - лазание, равновесие

6 Подлезание под веревку - 6 ДС, СкС, Б, Л, Г, В ОУ

1-4 недели

7 Игровые задания с использованием названий частей тела спортивного оборудования

Всего уп ражнений БУ-4, ОУ-2

Сумма ФК Л ДС СкС Б СтС Г В 7

Случаев 5 3 4 3 3 3 2 23

7 мезоцикл. Цель - совершенствование профилирующих и базовых упражнений учебной программы детей 2 года жизни (таблица 7).

Задачи:

1. Сопряженное с совершенствованием движений комплексное развитие физических качеств: статической и динамической силы, гибкости и выносливости; скоростной силы, быстроты, ловкости.

2. Совершенствование умений и навыков ходьбы, прыжков, бросков мяча, бега, обучение влезанию на стремянку и слезанию.

3. Формирование и совершенствование психомоторных способностей.

Таблица 7 - Седьмой мезоцикл учебного года детей 2 года жизни

№ Основные движения и их порядковый номер в каждом виде движений Физические качества Б, П и ОУ

Апрель

1 неделя - ходьба

1 Перешагивание через палку, приподнятую на 10 см от пола - 3 ДС, СтС, Б, Л ПУ 2

2 неделя - равновесие, прыжки

2 Прыжки с продвижением - 4 СкС, СтС, Б ПУ 2

3 Ходьба на опрокинутый вверх дном ящик (высота 15 см, размер 30x50 см) - 3 ДС, СтС, Л ПУ 1

3 неделя - метание, бег

4 Бросать малый мяч вдаль снизу правой и левой рукой - 2 СкС, Б, В БУ 4

5 Бег за мячом - 3 СкС, Б, В ПУ 1

4 неделя - лазание, равновесие

6 Влезать на стремянку 1-1,5 м - 3 СкС, Б, Л, Г ПУ 1

7 Слезать со стремянки - 4 ДС, СкС, Л, СтС, Г ПУ 2

1-4 недели

8 | Игровые задания с использованием спортивного инвентаря и оборудования

Всего уп ражнений БУ-1, ПУ-6

Сумма ФК Л ДС СкС Б СтС Г В 7

Случаев 4 3 5 5 4 2 2 25

8 мезоцикл. Цель - совершенствование профилирующих и базовых упражнений учебной программы детей 2 года жизни (таблица 8).

Задачи:

1. Сопряженное с совершенствованием движений комплексное развитие физических качеств: скоростной силы, быстроты, ловкости; статической и динамической силы, гибкости и выносливости.

2. Совершенствование умений и навыков ходьбы, прыжков, бросков мяча, бега, обучение влезанию на стремянку и слезанию.

3. Совершенствование отстающих психомоторных способностей. Таблица 8 - Восьмой мезоцикл учебного года детей 2 года жизни_

№ Основные движения и их порядковый номер в каждом виде движений Физические качества Б, П и ОУ

Май

1 неделя - ходьба

1 Вверх и вниз по наклонной доске (1,5-2 м высота от ДС, СкС, Б, Л, СтС ПУ 1

пола 20 см) - 5

2 неделя - равновесие, прыжки

2 Прыжки с продвижением 4 СкС, СтС, Б ПУ 2

3 Ходьба по наклонной доске 10-15 см - 2 ДС, Л, СтС, Г БУ 2

3 неделя - метание, бег

4 Бросать средний мяч снизу - 4 ДС, СкС, Б, СтС, Г БУ 5

5 Бег за воспитателем - 2 ДС, Б, Л, СтС БУ 2

4 неделя - лазание, равновесие

6 Лазание в вертикально стоящий обруч - 2 ДС, СкС, Л, СтС, Г ПУ 1

1-4 неделю

7 Игровые задания с использованием спортивного инвентаря и оборудования

Всего уп ражнений БУ - 3, ПУ - 3

Сумма ФК Л ДС СкС Б СтС Г В 7

Случаев 4 5 4 4 6 3 - 26

ВЫВОДЫ

Использование методики комплексного физического воспитания, в которой используется определенная последовательность с учётом техники двигательных навыков, позволяет детям к концу учебного года освоить движения на высоком уровне. При оценивании движений по трех бальной системе оценки, дети могут достичь 90-100% освоения.

Развитие физических качеств в конце года достигает высокого уровня в выносливости, скоростной и динамической силы - 96-100% детей. Среднего уровня в ловкости, статической силе и быстроте достигли - 61-89% детей, низкий уровень развития у (18%) детей в гибкости.

Использование игровых заданий для развития психомоторных способностей позволяет улучшить активную речь у большинства детей (93%). Остальные способности формируются у 64-86% детей, при этом допускается отставание 1-2 показателей из 9.

Комплексное физическое воспитание формирует жизненно-важные двигательные навыки, развивает физические качества и помогает в формировании психомоторных способностей, это позволяет воспитывать гармонично-развитого ребенка [1]. Такое развитие позволяет не только соответствовать возрастным нормативам, но в дальнейшие годы легче осваивать двигательные навыки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кравчук, А.И. Гармоничное состояние двигательной функции детей дошкольного возраста / А.И. Кравчук, А.Ю. Шредер // Материалы международного научно-практического конгресса «Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта». - Москва, 2018. - С. 438442.

2. Мухина, М.П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям / М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Омский научный вестник. - 2006. - № 6 (41). - С. 244-249.

3. Флянку, И.П. Двигательная активность и здоровье школьников / И.П. Флянку, А.Н. При-ешкина, А.А. Фоменко. - Germany, Saarbrucken : LAP LAMBERT, 2013. - 109 с.

4. Шредер, А.Ю. Обучение основным движениям детей 2-3 годов жизни с использованием базовых и профилирующих упражнений / А.Ю. Шредер, А.И. Кравчук // Омский научный вестник. - 2010. - № 1. - С. 174-178.

5. Рост и развитие ребенка / В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 272 с.

REFERENCES

1. Kravchuk A.I. and Shreder A.Yu. (2018), "Harmonious state of motor function of preschool children", Proceedings of the International Conference Scientific and pedagogical schools in the field of physical education and sports"Moscow, May 30-31, 2018, pp. 438-442.

2. Mukhina M.P. and Kravchuk A.I. (2006), "Physical education of children of preschool and primary school age in the conditions of integrated concentrated training in motor actions", Omsk Scientific Herald, Vol. 41, No. 6, pp. 244-249.

3. Flyanku I.P., Prieshkina A.N. and Fomenko A.A. (2013), Physical activity and health of students, LAP LAMBERT, Germany, Saarbrucken.

4. Shreder A.Yu. and Kravchuk A.I. (2010), "Learning the basic movements of children 2-3 years of age using basic and profiling exercises", Omsk Scientific Herald, No. 1, pp. 174-178.

5. Yuriev V.V., Simakhodsky A.S., Voronovich N.N. and Khomich M.M. (2007), Child growth and development, 3th ed., Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: ashreder@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.08.2019

УДК 796.011

МЕЗО- И МИКРОЦИКЛЫ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ 3 ГОДА ЖИЗНИ

Анна Юрьевна Шредер, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный медицинский университет, Анатолий Иосифович Кравчук, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

По сравнению с традиционным физическим воспитанием комплексное концентрированное воспитание направлено на обучение двигательным навыкам, сопряженное развитие физических качеств и психомоторных способностей по месячным макроциклам. В каждом макроцикле недельные микроциклы имеют, как правило, определенную направленность развития движений: на первой неделе - ходьба, на второй - равновесие и прыжки, на третьей - метание и бег, на четвертой - лазание и равновесие. Концентрация развития движений по недельным микроциклам, сопряженное развитие физических качеств и психомоторных способностей позволяет обеспечить положительный перенос качества двигательных навыков в сходных структурных подгруппах и группах движений, а также физических качеств и психомоторных способностей. Все дети достигают возрастных нормативов изучаемых двигательных, физических и психомоторных способностей и большинству из них характерно их гармоничное развитие.

Ключевые слова: недельные микроциклы, месячные мезоциклы, комплексное физическое воспитание, дети 3 года жизни.

MESO- AND MICROCYCLES OF INTEGRATED PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF THE 3D YEAR OF LIFE

Anna Yurievna Shreder, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk State Medical University, Anatoly Iosifovich Kravchuk, the doctor of pedagogical sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Annotation

Compared to the traditional physical education, the comprehensive physical education uses concentrated motor skills training, the combined development of physical qualities and psychomotor abilities. Mes-ocycles are aimed at the first week to walking, at the second - balance and jumping, at the third - throwing,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.