Научная статья на тему 'ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ ШКОЛЫ / ДИРЕКТОР ШКОЛЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимов Искандар Абдулоевич

В статье рассматриваются вопросы внедрения подушевого финансирования в общеобразовательных школах Таджикистана как важнейший механизм модернизации системы образования в Республике Таджикистан. Кроме того показаны функции директора школы и главного бухгалтера по нормативному финансированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алимов Искандар Абдулоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PER CAPITA (NORMATIVE) AS AN IMPORTANT MECHANISM FOR FINANCING THE MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM

The article deals with introduction of per capita (normative) financing in secondary educational schools of the Republic of Tajikistan as an important mechanism in the modernization of the education system. The fuction of school director, chief accountant on normative financing is indicated in this article as well.

Текст научной работы на тему «ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

иноязычной культуре предполагает соблюдение всех указанных принципов в системе взаимоотношений.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, принцип, общение, когнитивный

PRINCIPLES OF THE COMMUNICATIVE CULTURE OF STUDENTS IN INTERNATIONAL COMMUNICATION

Vahobova A.A.

The problems of the communicative culture of students in international communication are reviewed in this article. In solving of these problems the author sees the development of principles, which provide a system of provisions determining the learning strategy. Therefore, following the procedure of foreign language learning and communicative culture the author offers a compliance with all of these principles in the system.

Key words: communicative competence, the principle, communication, cognitive

Сведения об авторе: Вахобова Азиза Абдуллоевна - старший преподаватель кафедры русского языка, педагогики высшего образования и формирования имиджа Технологического университета Таджикистана, тел.: (+992) 918-82-23-07, e-mail.: [email protected]

Information about the author: Vahobova Aziz Abdulloevna, senior teacher, chair of Russian language, Pedagogy of Higher Education and Formation of Image, Technological University of Tajikistan, tel.:(+992) 918-82-23-07, e-mail.: [email protected]

НОРМАТИВНОЕ (ПОДУШЕВОЕ) ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Алимов Искандар Абдулоевич

Курган-Тюбинский государственный университет им. Носира Хусрава

Переход от затратного метода финансирования среднего образования к методу нормативного (подушевого) финансирования является одним из шагов внедрения рыночных механизмов в управление системой образования.

Внедрение нормативного (подушевого) финансирования в Таджикистане стало частью мероприятий по увеличению эффективности использования государственных средств и реформирования системы управления общего образования.

Впервые в Таджикистане в секторе образования начали говорить о внедрении нормативного (подушевого) финансирования в 2004г. Правительство Республики Таджикистан 30 июня 2004г. утвердило «План развития сектора образования на 20042009г.», который считается одним из основных документов по реформированию системы образования.

В 2005 г. в районах Вахдат, Куляб, Худжанд, Яван и Хорог была начата пилотная инициатива по введению в общее образование системы подушевого финансирования.

Оно осуществлялось на основе Постановления Правительства РТ (№441 от 01.10 2004г.) «О переводе общеобразовательных учреждений города Куляба и Яванского района Хатлонской области, города Худжанда Согдийской области, города Хорога Горно-Бадахшанской автономной области и города Вахдата на новые методы управления и финансирования» при технической и финансовой поддержке таких доноров, как USAID, Всемирный банк, Германская техническая помощь, Фонд Ага-Хана и Институт «Открытое Общество» - Фонда содействия в Таджикистане (Фонд Сороса). После успешного пилотирования модели подушевого финансирования Правительство РТ поэтапно начало внедрять его во всех районах Республики Таджикистан.

В 2006 году Правительство РТ приняло Постановление (№502) «О переводе некоторых общеобразовательных учреждений на новые формы управления и финансирования», согласно которому, наряду с продолжением пилотирования в вышеназванных городах и районах, с 1 января 2007г. общеобразовательные учреждения города СарбандХатлонской области, района Бободжон Гафуров и городов Кайраккум, Чкаловск Согдийской области, района Шугнан Горно-Бадахшанской автономной области района Шохмансур города Душанбе и района Шахринав были переведены на новые формы управления и финансирования.

30 июня 2007г. Правительство Республики Таджикистан приняло Постановление (№350) «Об этапах перевода общеобразовательных учреждений на новые формы управления и финансирования», в рамках которого с первого января 2008г. на новые формы финансирования были переведены образовательные учреждения города Нурек Хатлонской области, районы Сино, Фирдавси, ИсмоилаСомони города Душанбе, районы Рудаки, Гиссар и город Турсунзаде. Вышеуказанным постановлением до 2011г. был утверждён график поэтапного перехода на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений Республики Таджикистан на 2008-2010гг.

Начиная с 1 января 2011г. в Республике Таджикистан все общеобразовательные учреждения действуют на основе подушевого бюджетного финансирования.

Нормативное бюджетное финансирование определяет минимальную стоимость обучения (содержания) одного обучающегося в год по каждому типу, образовательного учреждения и является законодательно гарантированной нормой расходов бюджета. Стоимостные минимальные нормативы для расчёта бюджетов школ определяются на национальном уровне, согласно постановлению Правительства РТ. При расчёте нормативов делают анализ по затраченным средствам по типам школ, а также учитываются специфические особенности регионов и школ.

В Республике Таджикистан существует два вида норматива: норматив на душу ученика и норматив на тип образовательных учреждений. Эти нормативы покрывают все текущие затраты, за исключением капитального строительства и средств на прохождение «Курсов повышения квалификации учителей». Это очень гибкий и правильный подход, поскольку уровень затрат на одного учащегося в Таджикистане во многом зависит от размера учебного заведения и расходов для преподавания национальной учебной программы. Кроме этого, в каждой школе имеются такие затраты, которые являются неизменными, либо меняются не сразу с изменением количества учащихся, поскольку общеобразовательные учреждения существенно различаются размерами.

Бюджет школы при подушевом финансировании составляется самостоятельно администрацией школы и согласовывается с органом самоуправления школой -«Ассоциация родителей и учителей» или родительский комитет.

Это повышает эффективность и прозрачность использования государственных средств, поскольку руководители учреждений или общественных объединений имеют возможность принимать решения, направленные на сокращение расходов по отдельным статьям и распределение средств по приоритетным направлениям.

После этого директор школы представляет рассчитанный бюджет на утверждение в отдел образования, а затем на согласование в финансовый отдел района, города. Финансовый отдел района, города передаёт согласованную и утверждённую смету в казначейство района, города для финансирования. При утверждении бюджетов школ фонд заработной платы берётся без учёта её повышения в течение года.

Финансовые органы районов и городов при очередном повышении заработной платы, с целью покрытия фонда оплаты труда, имеют право внести соответствующие поправки в утверждённые бюджеты школ за счёт бюджетных средств районов и городов, предусмотренных на эти цели.

Средства в школы поступают единым пакетом, рассчитанные по формуле, без разбивки по статьям бюджетной классификации. Прежде чем школам будут предоставлены контрольные цифры, отделы образования обязаны сделать компьютерный

анализ бюджетов школ. Это означает, что необходимо просчитать бюджет каждой школы. В случае, если окажутся школы, бюджет которых не покрывает «ФЗП», то финансовые органы района и города имеют право на перераспределение до 5% от средств, выделенных на школы. После перераспределения средств финансовыми органами районов и городов школы должны получить не менее 95% своего бюджета.

Важными инструментами управления финансами являются также наполняемость классов и их количество. Если директор видит, что средняя наполняемость классов ниже нормы, то сможет пересмотреть весь контингент учащихся и там, где есть возможность, объединяет классы. Это также позволяет регулировать фонд заработной платы по школе.

Опыт работы директоров пилотных школ показал, что те образовательные учреждения, которые в начале учебного года правильно формируют наполняемость классов и их количество (при формировании бюджета своего образовательного учреждения), выделенных средств хватает не только на выплату заработной платы работникам школы, но и на прочие расходы, такие, как приобретение мебели, оборудования, текущий ремонт и т.п.

Как отмечалось, в Республике Таджикистан существует два вида нормативов: норматив на душу ученика и норматив на тип образовательных учреждений. Эти нормативы устанавливает Правительство республики, и они действуют одинаково для всех школ республики и всех учеников, независимо от физического состояния и социального происхождения.

По мере развития экономики Правительство РТ ежегодно повышает размер этих нормативов. Например, в 2012 году нормативы по сравнению с 2008г. для средних школ повысились. Если норматив на одного ученика в 2008г. составлял 153 сомони, то в 2012г. 327 сомони, т.е. на 3,7% больше. Норматив на одну школу в 2012г. повысился до 6,7% по отношение к 2008г.

Анализ статистической информации показывает, что эффективность использования бюджетных средств после перехода на подушевое финансирование повышается. При этом доля заработной платы в общем бюджете уменьшается, а доля других расходов увеличивается.

Например, если в 2007г. в общем бюджете доля фонда оплаты труда по Республике Таджикистан, составила 92,2%, а доля других расходов 7,8%, то в 2010г. эти показатели изменились, и составили соответственно 71% и 29%. Доля фонда оплаты труда уменьшилась почти на 19%, а доля других расходов увеличилась на 21%. Такое изменение вполне закономерно при введении подушевого финансирования. Это является важным доказательством эффективности реформирования механизма финансирования общеобразовательных школ.

Резкое колебание в показателях структуры расходов бюджета школы обосновывается тем, что после внедрения подушевого финансирования произошла реструктуризация классов, т.е. сокращение малокомплектных классов, которая привела к сокращению учебной нагрузки и потребности в учителях.

При увеличении количества детей в школах, перешедших на ПДФ (по состоянию на 01.01.2010г.), на 4936 человек, количество классов сократилось на 1423. Содержание данного количества классов обходится государству в 5.692.000. сомони. Это, в свою очередь, позволило сократить фонд оплаты труда и направить сэкономленные деньги на увеличение расходов по другим статьям бюджета, доля которых до перехода на подушевое финансирование составляла 6-8%.

В соответствии со статьёй №13 Закона Республики Таджикистан «О Государственных финансах» формирование государственных расходов на образование базируется на принципах единства структуры, форм, методов и средств деятельности, нормативных минимальных государственных социальных стандартов бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание образовательных услуг, устанавливаемых законодательством Республики Таджикистан. Заработная плата преподавательского состава всех школ определяется согласно тарификации. Заработная

плата технического и младшего обслуживающего персонала определяется согласно штатного расписания. Размер заработной платы труда технического и младшего персонала должен составлять не менее минимального заработка и не больше ставки учителя старших классов со средним профессиональным образованием.

Каждая школа составляет единую смету доходов и расходов в соответствии с бюджетной классификацией, утверждается отделом образования, согласовывается с управлением финансов и передаётся в казначейство для финансирования.

Прежде чем бюджеты школ будут согласованы с финансовыми органами, отделам образования каждого района необходимо произвести расчёт бюджета школ района и анализ модели нормативного финансирования, т.е. выявить причины недостатка средств по школам.

В случае, если школы окажутся, бюджет которых недостаточен для покрытия «ФЗП», то финансовые органы района/города имеют право на перераспределение до 5% от средств, выделенных на школы согласно п.2.1., п.2.3 - 5% от средств,

выделенных на школы, не могут быть зарезервированы на уровне района.

Данные о количестве учеников, которые являются базой для установления бюджета школ (на 1 января текущего финансового года), предоставляются школами для утверждения в районные \ городские отделы образования.

Директор школы в своей деятельности руководствуется: «Конституцией Республики Таджикистан», Законами Республики Таджикистан, Указами Президента Республики Таджикистан, Постановлениями правительства Республики Таджикистан, Приказами Министра образования и науки Республики Таджикистан, указаниями отделов образований, правилами и нормами социальной защиты.

Директор школы несёт ответственность за:

- предоставление достоверной и точной статистической информации по школе в отдел образования района и другие надлежащие инстанции района;

- правильность расчета тарификации и бюджета школы;

- эффективное и целевое использование финансовых и

- материальных ресурсов школы;

- предоставлять верную информацию и правильные документы в надлежащие органы;

- несёт ответственность за целевое использование бюджетных средств;

- самостоятельно составлять тарификацию и штатное расписание школы и представлять на утверждение управление/отдел образования;

- обеспечить хранение бухгалтерской документации согласно закона республики Таджикистан «О бухгалтерском учёте»;

- предупредить центральные органы власти и казначейство района в случае замены руководителя бюджетной организации или лавного бухгалтера и предоставить образцы подписей;

- обязан осуществлять финансовые операции на основании Закона республики Таджикистан «О казначействе»; выполнять требования органов центрального и местного казначейства по проверке документов и по представлению сведений и дополнительных документов, необходимых для разрешения финансирования.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций по Законодательству Республики Таджикистан, осуществляет контроль над движением имущества и выполнением обязательств. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчётные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Финансирование школ, имеющих статус полного юридического лица и счёт в казначействе, производится на их собственные счета в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан. При этом школы осуществляют финансово-хозяйственную деятельность и представляют отчетность по использованию средств самостоятельно в районные городские отделы образования и финансовые органы.

Финансирование школ, не имеющих статуса полного юридического лица и счетов в казначействе, производится через казначейские счёта районного городского отдела образования по заявкам руководителей школ.

Как показывает опыт внедрения нормативного финансирования в Республике Таджикистан и в некоторых районах и городах Республики Таджикистан местные государственные органы не поняли сути реформирования финансирования общеобразовательных учреждений.

Как следует из бесед с директорами общеобразовательных учреждений республики, к сожалению, даже после пяти лет внедрения нормативного финансирования общеобразовательных учреждений, государственные органы сами решают, сколько школ получат финансовые средства, на что их можно потратить, каким может быть штатное расписание и какую зарплату выплатить работникам. В таких случаях директора школ не имеют возможности целесообразно и оперативно распорядиться выделяемыми средствами.

Литература:

1. Агранович М. Система общего среднего образования Таджикистан: аналитический доклад на основе данных статистики 2009-2011 гг. Душанбе. 2012, 22с.

2. Байзоев А. Комплексный подход к проблеме, индивидуальный подход к каждому. Материалы международной конференции: Инклюзивное образование: проблемы, поиск путей решения. Душанбе, 2012, 18 с.

3. Исмонов Ф., Ходжаева С. Достижения Республики Таджикистан по переводу школ на подушевое финансирование. Душанбе, 2010.

4. Постановление Правительство Республики Таджикистан «О переводе некоторых образовательных учреждений на новые формы управления и финансирования», № 502 от ноябрь 2006.

5. Постановление Правительство Республики Таджикистан «О переводе некоторых образовательных учреждений на новые формы управления и финансирования», № 441 от 01.10.2004.

ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Алимов Искандар Абдулоевич В статье рассматриваются вопросы внедрения подушевого финансирования в общеобразовательных школах Таджикистана как важнейший механизм модернизации системы образования в Республике Таджикистан. Кроме того показаны функции директора школы и главного бухгалтера по нормативному финансированию.

Ключевые слова: финансирование, подушевое финансирование, общее образование, реформирование системы образования, новые механизмы управления системы образования, бюджетное финансирование, бюджет школы, заработная плата, директор школы, финансирование общеобразовательных учреждений.

PER CAPITA (NORMATIVE) AS AN IMPORTANT MECHANISM FOR FINANCING THE MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM

Alimov Iskandar Abduloevich

The article deals with introduction of per capita (normative) financing in secondary educational schools of the Republic of Tajikistan as an important mechanism in the modernization of the education system. The fuction of school director, chief accountant on normative financing is indicated in this article as well.

Key words: financing, normative financing, secondary educational schools, education system, new method of the modernization of the education system, school budget, payment, school director.

Сведения об авторе: Алимов Искандар Абдулоевич - старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Курган-Тюбинского государственного университета им. НосираХусрава, тел.: (+992) 919 66 66 16.

Information about the author: Alimov Iskandar Abduloevich, Senior lecturer, Chair of Pedagogy and Psychology, Kurgan Tube State University named after Nosir Khusraw, tel.: (+992) 919 66 66 16

ШИНОС НАМУДАНИ ХОНАНДАГОН БО ОФАТИ ТАБИИИ «ОБХЕЗЙ» _ВА РО^ОИ ПАСТ КАРДАНИ ХАТАРИ ОН ХДНГОМИ ОМУЗИШИ МАВЗУИ «ЦУВВАИ АРХИМЕДЙ. ШИНО КАРДАНИ ^ИСМ^О» ДАР СИНФИ 7

Бобониёзова Г. А.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи Садриддин Айнй

Дар замони муосир яке аз вазифахои таълиму тарбия, алалхусус таълими фанхои табиатшиносй - ин тарбияи омода будан ба худмухофизаткунию худначотдихй мавриди тахдиди хатари офатхои табий ба хисоб меравад. Барои ба худмухофизаткунию худначотдихй мавриди тавдиди хатари офатхои табий омода будан донистани илмхои дакик ва техникаву технологияи муосир лозим аст. Дар мулокот бо намояндагони зиёиёни мамлакат Сарвари давлат мухтарам Эмомалй Рахмон таъкид карда буд: «Насли чавони моро зарур аст, ки харчи бештар ба илмхои дакику бунёдй ру оварда, аз дастовардхои илму техникаи муосир бархурдор гарданд». Имруз шубхае нест, ки физика яке аз илмхои бунёдй ва асоси техникаи муосир буда, махз дар дарсхои физика хонандагон бо дастовардхои илму техникаи муосир шинос мешаванд ва он имконият фарохам меорад, ки насли наврасро ба худмухофизаткунию худначотдихй мавриди тавдиди хатари офатхои табий омода намоем.

Аз ин ру омузгорро лозим аст, ки дар хамбастагии узвй бо талаботи барномаи таълимй ва бо бахисобгириии робитаи байнифаннй хонандагонро бо рукнхои худмухофизаткунию худначотдихй мавриди тавдиди хатари офатхои табий шинос гардонад. Ин корхо дар асоси омухтан ва истифодабарии маводи дигар фанхои таълимй, адабиёти методй, илмй, илмй-оммавй, воситахои ахбори омма бо бахисобгирии тачрибаи хаётии худи хонандагон амалй мегарданд.

Бахри амалй гардонидани фикрхои боло барномаи физика барои мактабхои миёнаи тахсилоти умумй имконияти хуб медихад. Самаранок истифода бурдани он ба майорат ва кобилияти эчодии омузгор вобаста аст.

Акнун дар мисоли мушаххас роххои амалй гардонидани фикрхои болоро нишон медихем.

Дар дарси халли масъалахо доир ба мавзуи «К^увваи архимедй. Шино кардани чисмхо» (синфи 7) пас аз хал кардани масъалахои машки 33-и китоби дарсй (Физика-7. Муаллифон Мачидов X,., Зубайдов С. Душанбе, Алиф, 2008, сах. 212) ва масъалахои №№ 515, 521, 522, 523, 527, 548, 549 аз китоби В.И. Лукашик (Китоби масъалахои физика. Дастури таълими барои хонандагони синфхои 7-8 мактаби миёна. Душанбе, Маориф, 1991, сах. 65-67) барои бо баъзе усулхои худначотдихй мавриди обхезй шинос намудан омузгор хонандагонро ба гуруххо таксим намуда, чунин супоришхо пешниход менамояд.

Супориши 1.

Гурухи 1. Расмхоро муоина карда, гуед, ки кадоме аз амадхои дар расм тасвирёфта устувортар аст ва борбардории зиёд дорад?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.