Научная статья на тему 'Подростки «Группы риска»: особенности ценностных ориентаций'

Подростки «Группы риска»: особенности ценностных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
902
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОДРОСТКИ "ГРУППЫ РИСКА" / VALUE / VALUE ORIENTATIONS / TEENAGERS OF RISK GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваль В. В., Радионова И. Ю.

В работе рассмотрены теоретические основы ценностных ориентаций подростков «группы риска» и представлены результаты их исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGERS OF RISK GROUP: PECULIARITIES OF VALUE ORIENTATIONS

The article describes theoretical basics of value orientations of teenagers of risk group and presents the results of their research.

Текст научной работы на тему «Подростки «Группы риска»: особенности ценностных ориентаций»

Это противоречие между удовлетворенностью качеством образования в своем учреждении и общей низкой удовлетворенностью системой дополнительного образования педагогов в целом ставит на повестку дня необходимость системной перестройки и модернизации последней. Проблема заключается в том, что, как показывает исследование, Институты (Учреждения) ДПО пока слабо владеют методикой формирования заказа на основе заявок потребителя, и, следовательно, существует проблема формирования продукта повышения квалификации. Это проблема связана с проблемами педагогической диагностики, которая призвана выявить даже те потребности, которые не осознаются самими педагогами (скрытые потребности). Примером может служить попытка части названных учреждений повышения квалификации в той или иной форме, введя накопительную систему повышения квалификации, заменить ею индивидуализированный подход к обучению.

В то же время мы рассматриваем накопительную систему только как начальный этап введения персонификации обучения, так как в этом случае слушатель выбирает из предложенного. Данный вывод подтверждается и мнением самих слушателей, из которых только 26% предпочитают накопительную систему традиционной и дистанционной форме обучения. Поэтому мы считаем неверным, говорить об индивидуальном образовательном маршруте в связи с накопительной системой обучения.

Мы предлагаем вариативную модель индивидуально ориентированного обучения педагогов, организованного с помощью интеграции маркетинговых и педагогических технологий на совершенно новой основе. В ней должны работать, на наш взгляд, интегрировано технологии педагогической диагностики и маркетингового сегментирования (иначе технологии исследования), которые, преломляясь в данном случае в педагогическую деятельность, должны показать, какие программы на каких педагогов направлены. В нашем случае учителю предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства [4]. Маркетинговые исследования в данном случае проводятся ДПО в двух направлениях: как исследования собственно потребностей, так и выявление группы педагогов, обладающих сходными потребностями (сегментирование), для групповых занятий или консультаций.

Конструирование образовательного маршрута в контексте маркетинговой деятельности рассматривается как одна из маркетинговых технологий «создания образовательного продукта». Причем данную технологию, мы считаем характерной для маркетинга образования, так как, в силу его специфики, границы между процессом производства и сбыта в этой сфере достаточно размыты, а сами эти процессы тесно переплетаются между

собой, что и порождает необходимость специфической технологии, позволяющей наилучшим образом интегрировать отдельные функции создания, продвижения и сбыта образовательного продукта.

Диагностика выступает средством и необходимым условием проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, которые, в данном случае, могут рассматриваться как разновидности образовательного продута, могущего быть предложенного учреждением ДПО своим потребителям. Диагностика проводится, как правило, дистанционно или при ресурсных центрах на местах, при методических службах. Диагностика призвана выявить те проблемы, с которыми сталкивается педагог в учебном процессе, и на устранении именно этих проблем построить процесс обучения.

Следующим этапом данная модель предусматривает взаимодействие с тьютором отдела сопровождения. При этом функция тьютора заключается в том, чтобы помочь педагогу сформулировать образовательную задачу, на основе выявленных диагностикой педагогических затруднений, правильно мотивировать педагога на решение этой задачи и совместно с ним составить индивидуальную образовательную программу (это могут быть не только курсы, но и стажировка, посещение открытых уроков, семинаров, дистанционное обучение).

По результатам диагностики и, основываясь на сконструированном образовательном маршруте, сотрудник отдела маркетинга (если такая структура имеется), либо тот же тьютор, определяет, где должен пройти повышение квалификации данный педагог и руководитель: в УДПО или ресурсном центре по месту нахождения образовательной организации, если там имеются соответствующие ресурсы. Процесс выбора происходит через «банк образовательных ресурсов» - так называется база данных, хранилище, где располагаются все программы и модули, которые когда - либо использовались при повышении квалификации педагогов. После окончания курсов и программ происходит дальнейшее консультирование по вопросам, связанным и не связанным с изученным курсом, что обеспечивает непрерывный характер сопровождения (осуществляется отделом сопровождения или консалтинга).

Предложенная нами модель является интегрированной и выстроенной на основе анализа имеющихся вариантов построения деятельности по повышению квалификации педагогов, изученного опыта таких учреждений (от института повышения квалификации до муниципального ресурсного центра). Институты ДПО могут осуществлять, используя маркетинговые технологии как наиболее адекватные инструменты для выстраивания современных моделей повышения квалификации.

Библиографический список

1. Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг // Гильдия маркетологов: On-line версия книги [Э/р]. - Р/д: http://mou.marketologi.ru/ book/121 .html

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена президентом Российской федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010г.) [Э/р]. - Р/д: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/

3. Рябова, З.В. Маркетингові дослідження в управлінні навчальним закладом. // УМО НАПН України [Э/р]. - Р/д: tme.umo.edu.ua/docs/5/ 11ryameo.pdf

4. Кухарев, Н.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: в 2 ч. / Н.В. Кухарев, В.С. Решетько. - Минск, 1996. - Ч. 1.

Bibliography

1. Pankrukhin, A.P. Marketing obrazovateljnihkh uslug // Giljdiya marketologov: On-line versiya knigi [Eh/r]. - R/d: http://mou.marketologi.ru/book/ 121.html

2. Nacionaljnaya obrazovateljnaya iniciativa «Nasha novaya shkola» (utverzhdena prezidentom Rossiyjskoyj federacii D.A. Medvedevihm 04 fevralya 2010g.) [Eh/r]. - R/d: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/

3. Ryabova, Z.V. Marketingovi doslidzhennya v upravlinni navchaljnim zakladom. // UMO NAPN Ukraini [Eh/r]. - R/d: tme.umo.edu.ua/docs/5/ 11ryameo.pdf

4. Kukharev, N.V. Diagnostika pedagogicheskogo masterstva i pedagogicheskogo tvorchestva: v 2 ch. / N.V. Kukharev, V.S. Reshetjko. - Minsk, 1996. - Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 26.10.13

УДК 159.922

Koval V.V,, Radionova I. Yu. TEENAGERS OF RISK GROUP: PECULIARITIES OF VALUE ORIENTATIONS. The

article describes theoretical basics of value orientations of teenagers of risk group and presents the results of their research.

Key words: value, value orientations, teenagers of risk group.

В.В. Коваль, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск;

И.Ю. Радионова, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: irina_radionova12@mail.ru

ПОДРОСТКИ «ГРУППЫ РИСКА»: ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

В работе рассмотрены теоретические основы ценностных ориентаций подростков «группы риска» и представлены результаты их исследования.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, подростки «группы риска».

На современном этапе развития общества процесс социализации подростков «группы риска» протекает в ситуации социально-экономической и социально-политической нестабильности, когда изрядно деформированы механизмы передачи ценностей от людей старшего поколения к младшему.

И.В. Дубровина, Е.С. Иванова, Д.И. Фельдштейн и другие специалисты отмечают постоянное ухудшение показателей психоэмоционального здоровья и качества жизни детей, приводящее к явлениям их массовой социальной и школьной дезадаптации.

Наряду со стабильным ростом антиобщественных явлений, таких как алкоголизм, наркомания, безнадзорность, правонарушения, особо настораживают негативные изменения ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрастах: появление устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм общества [1].

Ценностные ориентации, являясь важнейшим ядром внутренней структуры личности, закрепляются жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отделяют существенное и важное для данного человека от несущественного и второстепенного. Ценностные ориентации служат главным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Являясь внутренним компонентом, стержнем самосознания личности, ценностные ориентации влияют на формирующиеся установки, интересы, мотивы и потребности любого человека.

В психологической науке уделялось большое внимание изучению ценностных ориентаций личности. Так, М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

С точки зрения Д.А. Леонтьева, понятие ценности относится к структуре мотивации. Ценности являются источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека.

Основные функции ценностей очень разнообразны, но, в любом случае, они являются стержнем в жизни человека и необходимы для поддержки социального порядка, а также служат механизмом социального контроля [2].

Изучение ценностных ориентаций особое значение приобретает в подростковом возрасте, так как именно этот период онтогенеза связан с интенсивным изменением жизненных ориентиров, что обеспечивает их функционирование как особой системы, воздействующей на направленность личности подростка, а также на ее активную социальную позицию.

Переход к подростковому возрасту является переломным, трудным этапом для каждого ребенка. Он характеризуется глубокими изменениями социальных, психолого-педагогических условий, остро влияющих на личностное развитие и становление подростка. Подростковый возраст служит границей между детством и взрослостью и требует участия подростка в активной жизни общества. В тесной связи с поисками смысла жизни находится также стремление подростка узнать самого себя, свои способности, возможности, попробовать свои силы в какой-либо деятельности, найти себя в отношениях с другими людьми [3].

Проблема ценностных ориентаций особо остро стоит в отношении подростков «группы риска», поскольку эта социальная группа более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации.

«Группу риска» составляют подростки с проблемами развития, оставшиеся без попечения родителей в силу различных жизненных ситуаций, в том числе и не имеющих юридической силы обстоятельств, подростки из неблагополучных, асоциальных семей.

Состояние беспомощности связано с конкретными случаями их жизни: с трудной жизненной ситуацией, в которую они попадают; невозможностью изменять взаимоотношения с взрослыми, сверстниками; неумением принимать самостоятельные решения или делать выбор.

Для подростков «группы риска» характерно проявление независимости и смелости, которые находятся на границе с нарушениями закона. Для входящих в данную группу подростков свойственна пассивность в достижении поставленных задач. В приоритет подростков «группы риска», как правило, не входят такие качества, как честность, ответственность, терпимость. Они уверены в том, что от них ничего не зависит, и поэтому всегда ищут себе покровителей, их интересует не признание обществом их деятельности, а лишь то, как воспринимает их самих общество. Они склонны к свободе, к тому, чтобы ни от кого не зависеть, быть самостоятельными, что приводит к поиску таких видов деятельности, которые приносят материальный достаток. В способах «добывания» средств, предпочитают неразборчивость.

Подросткам «группы риска» присущ особый процесс социализации. Как правило, значительную часть жизни они находятся в разнообразных учреждениях: школах-интернатах, приютах, а также очень часто подростки данной категории находятся под опекой или же в неблагополучной семье. Находясь на пороге взрослой самостоятельной жизни, подростки «группы риска», оказываются не готовыми к ней. С одной стороны, они хотят жить отдельно от взрослых и не зависеть ни от кого, но при этом боятся этого, так как понимают, что без помощи взрослых им не прожить. Такое состояние двойственности чувств и желаний приводит к неудовлетворенности подростка своей жизнью, собой и окружающими. Очень часто, находясь в сложной жизненной ситуации, под влиянием различных факторов, подростки попадают в «группу риска». Физические недостатки, их социальная и педагогическая запущенность, являясь негативными факторами, воздействуют на подростка и обуславливают большую вероятность их неблагоприятного становления и приспособления к социуму.

Подростки данной категории имеют большие трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми. Это проявляется в поверхностности чувств, привычки жить по шаблону, усугублении трудностей в усвоении школьной программы, проявлении значительных нарушений дисциплины, бродяжничестве, воровстве, различных формах делинквентного поведения. В отношениях со старшим поколением у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

Таким образом, проблема ценностных ориентаций подростков «группы риска» весьма актуальна, так как в последние десятилетия происходит переоценка ценностных ориентаций людей: вытеснения традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их «культом денег», «физической силы», снижение общественно-политической активности, утверждение социальной апатии, появление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм.

Целью исследования являлось: выявление ценностных ориентаций подростков «группы риска».

В исследовании приняли участие подростки «группы риска» и благополучные подростки.

Для определения ценностных ориентаций подростков была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

После проведения методики с подростками «группы риска» были получены следующие результаты: из терминальных ценностей 40% испытуемых отдают предпочтение материальнообеспеченной жизни, 40% - свободе, 13,4% - наличию хороших и верных друзей, и 6,6% испытуемых - удовольствиям (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения); из инструментальных ценностей 40% подростков «группы риска» отдают предпочтение независимости, 20% испытуемых смелости в отстаивании своего мнения, 14,5% - непримиримости к недостаткам в себе и других, и 5,5% испытуемых - высоким запросам (высокие требования к жизни и высокие притязания).

Здоровье, интересная работа, развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование - данные ценности остались без внимания подростков «группы риска».

После проведения методики с благополучными подростками были получены следующие результаты: из терминальных ценностей 40% испытуемых отдали предпочтение активной деятельной жизни, 35% - счастливой семейной жизни и 25% под-

Библиографический список

ростков - здоровью; из инструментальных ценностей 40% благополучных подростков отдают предпочтение эффективности в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), 30% испытуемых твердой воле (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), 18% - ответственности (чувство долга, умение держать свое слово), 12% испытуемых - широте взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).

И так, большинство подростков «группы риска» ориентированы на такие ценности, как материально-обеспеченную жизнь, свободу, наличие хороших и верных друзей, удовольствия, независимость, тогда как благополучные подростки ориентированы на ценности активной деятельной жизни, счастливую семейную жизнь, здоровье, широту взглядов.

Таким образом, в ценностных ориентациях подростков «группы риска» преобладают ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия. Такие ценности не способствуют формированию у них духовно-нравственных ценностных ориентаций и нуждаются в коррекционной работе.

1. Греханкина, Л.Ф. Формирование ценностных ориентаций школьников // Школа. - 2003. - № 4.

2. Самсонова, Е.А. Молодежь: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни / Е.А. Самсонова, Е.Ю. Ефимова // Социологические исследования. - 2007. - № 11.

3. Самара, Г. Дети в обществе риска: социализация и адаптация / Г. Самара, М. Ноготкова // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2006. - № 11.

Bibliography

1. Grekhankina, L.F. Formirovanie cennostnihkh orientaciyj shkoljnikov // Shkola. - 2003. - № 4.

2. Samsonova, E.A. Molodezhj: cennostnihe orientacii i realii povsednevnoyj zhizni / E.A. Samsonova, E.Yu. Efimova // Sociologicheskie issledovaniya. - 2007. - № 11.

3. Samara, G. Deti v obthestve riska: socializaciya i adaptaciya / G. Samara, M. Nogotkova // Alma Mater: Vestnik vihssheyj shkolih. - 2006. -№ 11.

Статья поступила в редакцию 13.10.13

УДК 159.922

Larina E.S., Koval V. V. PECULIARITIES OF PARENTS' ATTITUDE TO A CHILD WITH SENSORY INSUFFICIENCY.

The article describes psychological basis of children and parents' relations to a child with sensory insufficiency (weak sight).

Key words: children and parents' relations, parents' attitude, adults and children's interrelation, a child with sensory insufficiency, a child with weak sight.

Е.С. Ларина, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск;

В.В. Коваль, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: irina_radionova12@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ С СЕНСОРНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

В работе рассмотрены психологические основы детско-родительских отношений к ребенку с сенсорной недостаточностью (ослабленным зрением).

Ключевые слова: детско-родительские отношения, родительское отношения, взаимоотношение взрослых и детей, слабовидящий ребенок, ребенок с сенсорной недостаточностью, ребенок с ослабленным зрением.

В настоящее время в России дети с сенсорной недостаточностью представляют собой неуклонно растущую в количественном отношении, категорию детей с ограниченными возможностями. К данной категории относят дети с нарушением слуха, речи, с нарушением интеллектуального развития, дети слепые и с ослабленным зрением.

Дети с сенсорной недостаточностью (с ослабленным зрением), вследствие ограниченности сенсорной сферы, результатом которой выступает недостаток информации о предметах и явлениях окружающего мира, начиная с первых месяцев обнаружения дефекта зрения, нуждаются в специальных мероприятиях, направленных на формирование у них механизмов компенсации дефекта зрения и их социально-психологической и педагогической адаптации к условиям современной жизни [1].

Проблему детско-родительских отношений изучают многие авторы в области психологии, педагогике такие, как В.З. Денискина, В.А. Кручинин, А.Г. Литвак, Р.М. Боскис, Г.А. Буткина, Е.А. Куракина и другие. В их работах значительное внимание уделяется изучению детско-родительских отношений, их особен-

ностей, типов родительского отношения, проявление родительского и детского отношения друг к другу.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [2].

По мнению, Д.И. Фельдштейна, в настоящее время проблема взаимоотношений взрослых и детей, приобрела особую остроту и значимость. Стремясь максимально полноценно воспитывать своих детей, современные родители активно передают эту важнейшую функцию в руки других людей (педагогов, психологов), родители снимают с себя многие обязанности и родительскую ответственность за образовательно-воспитательный процесс, в результате часто «атрофируется» их ответственное отношение к детям. При этом резко обострились противоречия между усиливающийся с возрастом потребностью ребенка во внимании и усложнением социальной ситуации, с одной стороны, и непрерывным ослаблением необходимого внимания со стороны взрослых, в том числе родных людей - с другой [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.