Научная статья на тему 'Развитие технологий маркетингового управления учреждением дополнительного образования педагогов в образовательном пространстве СНГ (на примере России, Украины, Казахстана)'

Развитие технологий маркетингового управления учреждением дополнительного образования педагогов в образовательном пространстве СНГ (на примере России, Украины, Казахстана) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ / MARKETING OF EDUCATIONAL SERVICES INSTITUTIONS OF FURTHER EDUCATION TEACHERS / MARKETING TECHNOLOGIES MARKETING OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трегубова Любовь Борисовна

В статье дано обоснование и показаны возможности внедрения передовых маркетинговых технологий в систему управления дополнительным образованием педагогов. Рассмотрены возможности инновационного управления учреждением дополнительного педагогического образования с использованием маркетинговых технологий, намечены пути их развития, определены возможности совместного решения общих проблем странами-участницами СНГ (на примере России, Казахстана, Украины) в области дополнительного педагогического образования, например осмысленно понятие «прибыль» в некоммерческом аспекте маркетинга образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing management technology development establishment of additional education teachers in educational space CIS (on the example of Russia, Ukraine, Kazakhstan)

The publication considers the possibility and necessity of implementing and implementation innovative marketing technologies on the institutions of supplementary teacher's education on education space. In the article is given the theoretical consideration for some of the concepts and definitions of educational marketing, is determined the influence of the development marketing technologies on the development of educational institutions, on the competitiveness of institutions of additional teacher education, is presented role of teacher in the implementation of the marketing activity of organization. According to the new way concept of "profit" in the nonprofit marketing aspect of education was conceived. We have outlined the ways of development of marketing technologies, Opportunities for joint solutions to common problems of countries participants of the CIS (as example of Russia, Kazakhstan, Ukraine) in the additional teacher's education is determined.

Текст научной работы на тему «Развитие технологий маркетингового управления учреждением дополнительного образования педагогов в образовательном пространстве СНГ (на примере России, Украины, Казахстана)»

УДК 378.046.4

Л. Б. Трегубова

Развитие технологий маркетингового управления учреждением дополнительного образования педагогов в образовательном пространстве СНГ (на примере России, Украины, Казахстана)

В статье дано обоснование и показаны возможности внедрения передовых маркетинговых технологий в систему управления дополнительным образованием педагогов. Рассмотрены возможности инновационного управления учреждением дополнительного педагогического образования с использованием маркетинговых технологий, намечены пути их развития, определены возможности совместного решения общих проблем странами-участницами СНГ (на примере России, Казахстана, Украины) в области дополнительного педагогического образования, например осмысленно понятие «прибыль» в некоммерческом аспекте маркетинга образования.

The publication considers the possibility and necessity of implementing and implementation innovative marketing technologies on the institutions of supplementary teacher's education on education space.

In the article is given the theoretical consideration for some of the concepts and definitions of educational marketing, is determined the influence of the development marketing technologies on the development of educational institutions, on the competitiveness of institutions of additional teacher education, is presented role of teacher in the implementation of the marketing activity of organization. According to the new way concept of "profit" in the nonprofit marketing aspect of education was conceived.

We have outlined the ways of development of marketing technologies, Opportunities for joint solutions to common problems of countries - participants of the CIS (as example of Russia, Kazakhstan, Ukraine) in the additional teacher's education is determined.

Ключевые слова: маркетинг образовательных услуг, учреждения дополнительного педагогического образования, маркетинговые технологии, образовательный маркетинг, постдипломное образование педагогов

Keywords: marketing of educational services Institutions of further education teachers, marketing technologies Marketing of education

В современном образовании особенно остро стоят проблемы профессионализма педагога. Без этой составляющей невозможны никакие современные модернизационные процессы. Процессы модернизации, в свою очередь, не могут идти вне сферы управления нового типа, каким в данном случае выступает маркетинговое управление. Маркетинг - это одно из сложных понятий современной науки. В современной науке существует точка зрения, что маркетинг -социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими.

© Трегубова Л. Б., 2013

Маркетинг в образовательном учреждении сегодня актуален потому, что способствует завоеванию учебным заведением большего числа потребителей посредством оказания дифференцированных образовательных услуг; росту профессионального мастерства педагогов, мотивированных на качество профессиональной образовательной деятельности, самого процесса образования; совершенствованию образовательной среды, обслуживаемой учреждением образования, способствующей удовлетворению потребностей заказчика.

«Маркетинг имеет принципиальное значение для системы образования, прежде всего, в двух аспектах: формирование критериев социальной и индивидуальной ценности образования в контексте социокультурных характеристик информационного общества (определение ценностных параметров качественного образования) и обеспечения возрастания роли образования как социальной ценности в системе его ценностных приоритетов» [1, с. 8].

Поэтому и требования к профессиональной компетентности и социальной мобильности педагогов постоянно возрастают на фоне стремительных социально-экономических изменений и интеграционных процессов, идущих в современном обществе. Эти обстоятельства указывают на необходимость перестройки и модернизации системы дополнительного педагогического образования, приводящего к увеличению роли последнего как действенного инструмента повышения квалификации педагогов, способствующего позитивным изменениям в обществе в целом. «В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов» [7].

Образование педагогов сегодня осознается как значимый элемент культурно-образовательного пространства, что приводит к поиску новых путей развития во всех его аспектах: «непрерывное образование, неформальное образование, постдипломное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и т. д.» [3]. Важнейшей составляющей этой системы является постдипломное педагогическое образование и повышение квалификации педагогов, так как именно с квалификации педагога, развития его профессиональных компетенций берет начало качество любого образования вообще. Институциональное развитие системы педагогического постдипломного образования осуществляется через институты развития образования (ИРО) или институты повышения квалификации работников образования (ИПКРО), а также другие учреждения, выполняющие подобную функцию (здесь и далее все учреждения будем называть учреждениями УДПО - дополнительного педагогического образования).

В связи с этим систему постдипломного дополнительного образования следует рассмотреть в современном состоянии ее развития.

«На сегодняшний день эта система по всей стране насчитывает 93 учреждения дополнительного профессионального педагогического образования (ДППО). Из них: академий повышения квалификации и профессиональной переподготовки - 3 (3,2 %); институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования - 69 (74,2 %); институтов усовершенствования учителей (учреждения со сходными функциями) - 6 (6,5 %); институтов развития образования - 15 (16,1 %).Если же рассматривать данные учреждения по их основному функционалу (обучающий функционал, т. е. повышение квалификации), то из 93-х учреждений таких 78 (84 %), а учреждений, в названии которых повышение квалификации не прописано, размыто (институты развития образования) насчитывается 15 (16 %). Тем не менее, как показывает практика, и у этих учреждений основным функционалом является повышение квалификации работников образования. Но наряду с обучающей функцией институты развития образования осуществляют в своих регионах организационные функции, экспертные, исследовательские, мониторинговые и проводят другие мероприятия по многоуровневому становлению, продвижению образования, реализации новых проектов в образовании и т. д. Обращаясь к сказанному выше, можно сделать вывод о том, что система ДППО представляет мощную сеть образовательных учреждений, которая функционирует почти 80 лет и которая на сегодняшний день выполняет, кроме учебной работы (собственно, повышение квалификации работников образования), самую разнообразную работу в образовательной системе своего региона» [12, с. 5-6].

Системы дополнительного педагогического образования в странах СНГ во многом похожи одна на другую, так как раньше были частью одной системы. Поэтому и проблемы этих учреждений примерно схожи, и, несмотря на специфику различных походов, во многом схожи и пути решения общих проблем. Взаимодействие в решении этих проблем несомненно способствует качественному развитию системы повышения квалификации в этих странах.

Дополнительное педагогическое образование в силу своей специфики предполагает особые подходы к педагогу как субъекту и объекту образовательного процесса. В связи с этим, с точки зрения маркетингового подхода, феномен педагога мы видим в том, что в современных условиях он выступает не только заказчиком, но и потребителем. В то же время он сам может рассматриваться с точки зрения профессиональной компетентности как продукт деятельности ИПК (УДПО). В отдельных случаях учитель (педагог) может выступать как производитель образовательных услуг.

Этот феномен мы определяем как маркетинговую многомерность роли педагога (производитель, заказчик, потребитель) даже в контексте одного учреждения дополнительного педагогического образования.

Одним из оснований для такой позиции является, например, тот факт, что при предполагаемом переходе на ваучерную систему повыше-

ния квалификации учитель, обладая ваучером, сам сможет не только выбирать учреждение повышения квалификации, но и «заказывать» количество часов и курс.

Опыт работы в условиях ваучерной системы уже имеется в Казахстане и может быть полезен для тех регионов России, где уже идет или начинается подобный эксперимент.

Положительный опыт Самары также известен: особенностью самарской модели повышения квалификации стала её организация в режиме персонификации; формирование содержания образования индивидуально для каждого слушателя путем выбора модулей; самостоятельное определение сроков и форм повышения квалификации, внешняя экспертиза и конкурсный отбор модулей для обучения [6].

На основе новой ваучерной модели выдвигаются и новые требования как к самим институтам повышения квалификации, так и на основе возникающей конкуренции к их продукции (образовательным программам). Так, основные требования к программе повышения квалификации, сформулированные для Карагандинского института повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования, могут быть ценными для подобных институтов в России. «Определение базовых требований к реализации программы повышения квалификации:

• технология повышения квалификации должна сочетать образовательную, научно-исследовательскую и учебно-методическую составляющие;

• технология повышения квалификации должна быть направлена на овладение способами проведения занятий с использованием интерактивных методик обучения и воспитания, применения информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий;

• технология повышения квалификации должна быть направлена на освоение инновационных методик проведения занятий; освоение принципов разработки тестовых и контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования».

«Повышение качества предоставляемых образовательных услуг и способов информирования клиентов играет первоочередную роль в деятельности организаций повышения квалификации, так как владелец чека самостоятелен в выборе организации ПК, программ, форм, сроков повышения квалификации, а также очередности прохождения учебных блоков» [5].

В этом случае работает главный принцип маркетинга: ориентация на потребителя. Такой подход обеспечивает конкуренцию учреждений, повышение квалификации оказывает, на наш взгляд, эффективное влияние на формирование у слушателей восприимчивости к новым требованиям времени, одновременно формируя у УДПО способность оперативно отвечать на вызовы, активно используя рыночные механизмы.

В настоящее время только перестройка сознания и развитие рыночного мышления может обеспечить успешное внедрение рыночных механизмов в виде технологий маркетинга в систему образования в целом. «Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности...» [4] - вот та потребность общества, которая на сегодняшний день актуальна и которая отражает требования времени. Этот социальный заказ не может быть выполнен вне системы повышения квалификации, так как именно на ней лежит миссия развития профессиональных компетенций, обеспечивающих профессиональную мобильность педагога. В связи с этим принципиально обновлены также квалификационные требования и квалификационные характеристики для учителей в новой аттестационной модели.

Эта проблема также является общей и решается сходными путями как в России (Е.А. Ганаева, Оренбург, РФ), так и в странах СНГ (З.В. Рябова, Харьков, Украина.). Среди профессиональных компетенций во многих случаях выделяются как инновационные маркетинговые компетенции педагога и руководителя. В ряде случаев даже устанавливаются критерии ее оценки, показатели сформированности этой компетенции [2; 10]. В результате, уровень владения руководителем учреждения образования научно обоснованными средствами решения управленческих задач на основе маркетинговых технологий и будет определять его управленческую компетентность.

Рефлексия управленческой компетентности руководителя УДПО предполагает и творческое переосмысление дальнейшей деятельности, анализ ее этапов, умение выявлять смысл деятельности, выстраивать дальнейшие планы, сопоставлять полученные результаты с поставленными целями.

Практическое освоение и применение маркетинга образовательными учреждениями предполагает подготовку организаторских и научно-педагогических кадров сферы образования, способных мыслить и действовать в категориях и на принципах маркетинга, использовать присущие ему инструменты и приемы применительно к особенностям образовательных услуг, процессов и результатов их оказания. Только тогда маркетинг сможет стать не только гарантией развития самого образовательного учреждения на волне спроса, но и средством развития спроса на образование [8].

Анализ показал, что мотивация повышения квалификации педагога основана на подготовке его к прохождению аттестации. Осознав это, многие УДПО при поступлении слушателей на курсы проводят их входное, а по окончании курсов - выходное анкетирование, которое дает

представление не только о потребностях клиентов, но и указывает на слабые места в организации курсов, программ и самой деятельности институтов повышения квалификации.

Примером может служить Ленинградский областной институт развития образования, где было проведено исследование удовлетворенности слушателя учебным процессом. Выборка при опросе составила 382 респондента.

При этом вполне удовлетворены уровнем организации учебного процесса - 70 % опрошенных; в основном удовлетворены - 24 %; удовлетворены отчасти - 6 %, скорее неудовлетворенны - 0,26 %; совсем не удовлетворены - 0.

Условиями занятий удовлетворены вполне - 69 %; в основном удовлетворены - 24 %; удовлетворены отчасти - 6 %; скорее неудовлетворенны - 1 % респондентов.

Содержанием занятий удовлетворены вполне - 61 %; в основном удовлетворены - 30 %; удовлетворены отчасти - 9 %; скорее неудовлетворены - 1 %. Оценили образовательную программу как вполне соответствующую своим профессиональным потребностям - 66 % респондентов, как в основном соответствующую-30%, скорее не соответствующую - 4 %, совсем не соответсвующую - 1 %. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что уровень полного или частичного удовлетворения слушателей содержанием обучения (повышения квалификации) высок и стабилен, при этом наибольшее влияние на уровень удовлетворенности содержанием курса оказывает такой фактор, как отсутствие персонификации повышения квалификации. Параллельный анализ выявил общую неудовлетворённость системой постдипломного образования связанную с непониманием некоторыми слушателями практической значимости излагаемой теоретической информации; их желанием индивидуализировать процесс повышения квалификации; потребностью соединить повышение квалификации с методической поддержкой педагогов на рабочем месте в ОУ.

Это противоречие между удовлетворенностью содержанием конкретных курсов повышения квалификации и общей неудовлетворенностью всей системой повышения квалификации в целом ставит на повестку дня вопрос о необходимости системной перестройки и модернизации системы дополнительного педагогического образования. Эта перестройка не может быть произведена иначе, как через систему управления, мощным инструментом обновления которого являются маркетинговые технологии.

Следует отметить, что проблемы маркетингового управления также, как мы видим, являются общими и воспринимаются достаточно сходно в образовательных учреждениях различного типа на территории СНГ, поэтому новые пути решения, существующие на постсоветском пространстве, могут быть апробированы и впоследствии применены в практике учреждений образования, имеющих функции повышения квалификации

педагогов. Так, например, технологии маркетинга осознаются как важные и имеют такую же значимость как и социальные технологии в контексте исследования ученых Украины:

«Комплекс маркетинговых мероприятий является видом социальной технологии, направленной на выявление эффективных средств управления рынком на основе объективного понимания ситуации на нем. Такая технология является соответствующим циклом маркетингового управления: анализ (информация по результатам маркетинговых исследований), планирование (стратегическое, оперативное), организация выполнения, мотивация, контроль за проводимыми мероприятиями и полученным доходом, регулирование, информационное обеспечение. Эти технологии содержат функции управленческого цикла. Поэтому уместно говорить о маркетинговом управлении» [11].

Маркетинговое управление в полной мере соотносится, на наш взгляд, с управлением образовательными учреждениями и термином «педагогическое управление», которые воспринимаются как процесс разработки содержания и методов управленческой деятельности руководителя ОУ. В маркетинговом управлении в достаточной степени выявляются тенденции к выделению интегративных признаков педагогического управления учреждением дополнительного педагогического образования, характеризующих как социальную, так и психолого-педагогическую сферу его организации. На этих принципах строятся концепции управления маркетинговой деятельностью учреждением дополнительного педагогического образования.

Таким образом, маркетинг переводит управленческую деятельность в режим развития, при этом происходит образование целостной интеграции сущностных свойств управленческой компетентности руководителя с качественными характеристиками маркетинговых технологий как быстрого и гибкого способа реагирования системы на стремительно изменяющуюся социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию и динамично развивающиеся образовательные потребности социума.

Использование комплекса маркетинга в педагогическом управлении учреждением дополнительного образования позволяет определить структуру и содержание образовательной услуги как продукта УДПО, сформировать стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Актуализируется при этом и маркетинг педагогического персонала - вид деятельности, направленной на обеспечение организации кадрами, человеческими ресурсами.

Маркетинг персонала, существующий в названном образовательном пространстве, предполагает интеграцию функции образовательного маркетинга в область управления учреждением дополнительного педагогического образования. Одним из результатов интеграции двух составляющих является маркетинг педагогических кадров.

Первый подход к определению содержания и задач маркетинга персонала предполагает рассмотрение определенной стратегии управления человеческими ресурсами. Данный подход опирается на рыночное мышление, что отличает его от традиционных административных концепций управления кадрами.

Второй подход к определению маркетинга персонала предполагает его толкование в более узком смысле - выявление и покрытие потребности учреждения в профессиональных кадровых ресурсах, что представляется сложным без должного развития маркетинговых технологий.

Выстраивание системы маркетинговых технологий в учреждении УДПО должно, по нашему мнению, происходить с учетом этих двух подходов.

Но общая проблема, препятствующая маркетинговому управлению, состоит в том, что учреждения ДПО были и остаются в пространстве СНГ прежде всего государственными учреждениями, поэтому не всегда готовы к восприятию рыночных категорий и внедрению рыночных механизмов.

Специализированная концепция прибыли, адаптированная под систему образования, выдвигаемая коллегами из Украины, может не только помочь решению этой совместной проблемы, но и изменить еще иногда имеющее место в обществе негативное отношение к маркетингу образования вообще, основанное на восприятии маркетинга сугубо как коммерциализации образования.

«В рамках рыночных отношений любая организация целью своей деятельности имеет извлечение прибыли.

Прибыль является одной из основных категорий товарного производства. Это прежде всего производственная категория, характеризующая отношения, которые складываются в процессе общественного производства. Прибыль может иметь характер материальный (деньги, получение средств) и нематериальный (повышение имиджа, спроса на потребление образовательных услуг, спроса на выпускников определенного учебного заведения и т. п.). Эти два вида прибыли влияют друг на друга. Материальный доход способствует созданию определенного имиджа заведения и, зачастую, создание положительного имиджа организации обеспечивает получение материальной прибыли. В сфере образования наиболее распространенным является получение нематериальной прибыли» [11]. Такого рода прибыль - это общее повышение качества повышения квалификации педагогов за счет приращения их профессиональной компетентности.

С помощью маркетинговых технологий обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников по повышению уровня профессиональной компетентности и осуществляется построение гибкой и динамичной системы приобретения и развития профессиональной компетентности педагогических работников.

Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

1) совместное осмысление проблем развития системы маркетингового управления дает возможность инновационного развития не только самим учреждениям дополнительного педагогического образования, но и способствует внедрению этих технологий в общее образование, что в конечном счете приводит к качественному изменению системы образования в целом в пространстве СНГ. Интеграция накопленного опыта рыночного управления позволит создать универсальную модель маркетингового управления в рыночных условиях, способную отвечать на все вызовы времени;

2) образовательное пространство в странах СНГ является сходным в силу существующих традиций. Поэтому требования, предъявляемые в системе повышения квалификации педагогов, могут быть приблизительно одинаковыми на территории стран СНГ. Пути решения возникающих проблем, применяемые в контексте одного образовательного пространства, могут привести к тому же эффекту в другом;

3) старая система управления учреждениями дополнительного педагогического образования нуждается в модернизации. Проблемы управления системой дополнительного образования педагогов требуют новых подходов. Такой подход - управление с помощью технологий маркетинга.

Список литературы

1. Братанич Б.В. Маркетинг в образовании как предмет философского анализа: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Киев.: Ин-т высш. образования АПН Украины, 2006. - 20 с.

2. Ганаева Е. А. Маркетинговая компетентность руководителя образовательного учреждения: опыт повышения квалификации // Интернет-журнал Эйдос. -2007. - № 9 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-6.htm.

3. Елизарова Е. Н. Образование взрослых в России: проблемы, приоритеты развития // Человек и образование. - 2005. - № 1. - С. 10-14.

4. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

5. Кудайбердиев Т. К. Пути обновления системы повышения квалификации педагогических работников в РК [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.ipkro.kz/page.php752

6. Модель системы повышения квалификации в Самарской области: опыт, проблемы и эффекты [Электронный ресурс]. - URL: http://www.educat.samregion.ru/activity/povyshenie/2377/

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/abitur/act.30/index.php

8. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг [Электронный ресурс] - URL: http://mou.marketologi.ru/book/121.html

9. Поташник М.М. Управление развитием школы: Пособие для руководителей. - М.: Академия, 1995. - 464 с.

10. Рябова З.В. MapKe^HTOBi дослщження в управляй навчальним закладом. [Электронный ресурс]. - URL: http://edu-post-diploma.kharkov.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=360&Itemid=60

11. Рябова З. В. Управление развитием педагогического коллектива на основе маркетинговых исследований. [Электронный ресурс ]. - URL: http://tme.umo.edu.Ua/docs/3/10ryabmr.pdf

12. Синенко В. Я. Система повышения квалификации работников образования - от кризиса в сознании до реальных перспектив // Сибирский учитель. - 2010. -№ 2. - С. 5-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.