Научная статья на тему 'Маркетинговые технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагога'

Маркетинговые технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHERS'' PROFESSIONAL COMPETENCE / МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАНИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / EDUCATION MARKETING / EDUCATION MARKETING TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL SERVICE / CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES / MARKETING MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трегубова Л. Б.

В данной статье автор стремится раскрыть ту важную роль, которую играют маркетинговые технологии в повышении квалификации развитии профессионализма педагогов. Маркетинговое управление ведет иному пониманию, переосмыслению категории «качество», что, в конечном счете, меняет весь учебный процесс. В статье делается попытка рассмотреть педагога как субъект и как объект маркетинговой деятельности, выделяется многомерность его роли с точки зрения маркетингового подхода. В данной публикации приведена вариативная модель персонифицированного повышения квалификации педагога, построенная на основе использования маркетинговых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING TECHNOLOGIES AS THE TOOL OF INCREASE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER

The article shows the important role of marketing technology to enhance teachers'' professionalism. Marketing management leads to the rethinking of the notion ''quality'', and in the last analysis it changes the structure of the whole educational process. Involving teachers in the process of educational institution management brings about appearing their new functions, and accordingly, it raises standards for their professional competence. The author gives a variable model of teachers'' professional development set up on the basis of a number of marketing technologies. Instruments of creating up-to-day models of professional development, which are more adequate for customers'' needs, assume the application of marketing technologies.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагога»

УДК 378

Tregubova L.B. MARKETING TECHNOLOGIES AS THE TOOL OF INCREASE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER. The article shows the important role of marketing technology to enhance teachers' professionalism. Marketing management leads to the rethinking of the notion 'quality', and in the last analysis it changes the structure of the whole educational process. Involving teachers in the process of educational institution management brings about appearing their new functions, and accordingly, it raises standards for their professional competence. The author gives a variable model of teachers' professional development set up on the basis of a number of marketing technologies. Instruments of creating up-to-day models of professional development, which are more adequate for customers' needs, assume the application of marketing technologies.

Key words: education marketing, education marketing technologies, educational service, consumers of educational services, teachers' professional competence, мarketing management.

Л.Б. Трегубова, ст.н.с. НИЦ Ленинградского областного института развития образования, аспирант

ЛГУ им. А.С. Пушкина, г. Пушкин, E-mail: matilda102@yandex.ru

МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

В данной статье автор стремится раскрыть ту важную роль, которую играют маркетинговые технологии в повышении квалификации развитии профессионализма педагогов. Маркетинговое управление ведет иному пониманию, переосмыслению категории «качество», что, в конечном счете, меняет весь учебный процесс. В статье делается попытка рассмотреть педагога как субъект и как объект маркетинговой деятельности, выделяется многомерность его роли с точки зрения маркетингового подхода. В данной публикации приведена вариативная модель персонифицированного повышения квалификации педагога, построенная на основе использования маркетинговых технологий.

Ключевые слова: маркетинг образования, маркетинговые технологии образования, образовательный продукт, потребители образовательных услуг, профессиональная компетентность педагогов, маркетинговое управление.

Российская система образования в условиях меняющейся социально-экономической реальности востребует педагога, который обладает высоким уровнем профессиональной компетентности и способностью участвовать в управлении образовательным учреждением. Это открывает перспективы развития у педагогов новых профессиональных компетенций, нового восприятия ими своей роли в современном образовательном процессе, новой профессиональной рефлексии.

При этом меняется и роль Институтов повышения квалификации Институтов ДПО (дополнительного педагогического образования), вынужденных своевременно реагировать на быстро меняющиеся запросы своих потребителей. Такая мобильность может быть обеспечена при помощи современной системы маркетинга и его технологий, их дальнейшего совершенствования и развития как одной из разновидностей инновационного инструментария управления образованием вообще и системой повышения квалификации в частности. В этом случае маркетинговая технология выступает как средство достижения общей, глобальной цели - повышения качества образования. Мы покажем здесь лишь некоторые возможности, которые дают маркетинговые технологии.

Нами в качестве маркетинговой технологии в образовании понимается система приемов, средств и способов действия учебного заведения (образовательной организации), направленная на достижение им (ею) своих целей, связанных с удовлетворением запросов потребителей (заказчиков), приводящая к повышению качества оказываемых услуг.

«Миссия маркетинга в образовании - формирование и реализация стратегии приращения ценности человека. При этом речь идет далеко не только о рыночной ценности, но и о самоценности, и о ценности в общегуманистическом ее понимании, так что каждый из этих аспектов в своем приращении ведет и к приращению остальных [1]. А высокая профессиональная компетентность педагога - важный фактор его личностного развития.

Поэтому наиболее важная миссия дополнительного педагогического образования как раз и состоит в приращении того потенциала, который позволяет ощутить самоценность педагога как специалиста высшего класса, почувствовать его востребованность как в масштабах своей образовательной организации, так и всего общества. В связи с этим « Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные

характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности» [2].

Необходимость этого обусловлена радикальной трансформацией роли учителя в контексте новой образовательной парадигмы. Расширение спектра функционально-ролевых изменений в педагогической деятельности привело появлению новых функций учителя, таких как: менеджер, модератор, фасилитатор, эксперт, тьютор и др. (Слободчиков В.И., Щедровицкий П.Г., Турчанинова Ю., Ковалева Т.М., Контаев С.С. и др.).

Это поставило на повестку дня необходимость овладения педагогом и руководителем ОУ новыми профессиональными компетенциями, что позволяет говорить одновременно и о компетентностном подходе к дополнительному образованию педагогов.

Интеграцию компетентностного и маркетингового подходов в парадигме дополнительного образования педагогов показывает ряд исследований, связанных с изучением спроса на образовательные услуги и построения на этой основе целенаправленного воздействия на развитие профессиональной компетентности педагогов. «Главной целью такого воздействия является определение уровня профессиональной компетентности педагога и разработка направлений его развития через согласование с должностной функциональной компетентностью с учетом требований настоящего и изучения спроса потребителей образовательных услуг, в том числе и самого учителя» [3]

Необходимость реформирования может быть подтверждена следующими исследованиями. Группа потребителей услуг системы повышения квалификации педагогов (педагоги и руководители образования) (362 чел.) оценила образовательную программу своего УДПО как вполне соответствующую своим потребностям - 66% респондентов, как в основном соответствующую - 30%, скорее не соответствующую - 4%, Полученные данные могут свидетельствовать о том, что уровень полного или частичного удовлетворения слушателей качеством обучения высок, при этом наибольшее влияние на уровень удовлетворенности качеством и содержанием курса оказывают такое несоответствие ожиданиям, как, например, «необеспеченность содержания программы нуждам реальной практики». Однако параллельный анализ, выявил также и общую неудовлетворённость респондентов системой повышения квалификации в целом.

Это противоречие между удовлетворенностью качеством образования в своем учреждении и общей низкой удовлетворенностью системой дополнительного образования педагогов в целом ставит на повестку дня необходимость системной перестройки и модернизации последней. Проблема заключается в том, что, как показывает исследование, Институты (Учреждения) ДПО пока слабо владеют методикой формирования заказа на основе заявок потребителя, и, следовательно, существует проблема формирования продукта повышения квалификации. Это проблема связана с проблемами педагогической диагностики, которая призвана выявить даже те потребности, которые не осознаются самими педагогами (скрытые потребности). Примером может служить попытка части названных учреждений повышения квалификации в той или иной форме, введя накопительную систему повышения квалификации, заменить ею индивидуализированный подход к обучению.

В то же время мы рассматриваем накопительную систему только как начальный этап введения персонификации обучения, так как в этом случае слушатель выбирает из предложенного. Данный вывод подтверждается и мнением самих слушателей, из которых только 26% предпочитают накопительную систему традиционной и дистанционной форме обучения. Поэтому мы считаем неверным, говорить об индивидуальном образовательном маршруте в связи с накопительной системой обучения.

Мы предлагаем вариативную модель индивидуально ориентированного обучения педагогов, организованного с помощью интеграции маркетинговых и педагогических технологий на совершенно новой основе. В ней должны работать, на наш взгляд, интегрировано технологии педагогической диагностики и маркетингового сегментирования (иначе технологии исследования), которые, преломляясь в данном случае в педагогическую деятельность, должны показать, какие программы на каких педагогов направлены. В нашем случае учителю предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства [4]. Маркетинговые исследования в данном случае проводятся ДПО в двух направлениях: как исследования собственно потребностей, так и выявление группы педагогов, обладающих сходными потребностями (сегментирование), для групповых занятий или консультаций.

Конструирование образовательного маршрута в контексте маркетинговой деятельности рассматривается как одна из маркетинговых технологий «создания образовательного продукта». Причем данную технологию, мы считаем характерной для маркетинга образования, так как, в силу его специфики, границы между процессом производства и сбыта в этой сфере достаточно размыты, а сами эти процессы тесно переплетаются между

собой, что и порождает необходимость специфической технологии, позволяющей наилучшим образом интегрировать отдельные функции создания, продвижения и сбыта образовательного продукта.

Диагностика выступает средством и необходимым условием проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, которые, в данном случае, могут рассматриваться как разновидности образовательного продута, могущего быть предложенного учреждением ДПО своим потребителям. Диагностика проводится, как правило, дистанционно или при ресурсных центрах на местах, при методических службах. Диагностика призвана выявить те проблемы, с которыми сталкивается педагог в учебном процессе, и на устранении именно этих проблем построить процесс обучения.

Следующим этапом данная модель предусматривает взаимодействие с тьютором отдела сопровождения. При этом функция тьютора заключается в том, чтобы помочь педагогу сформулировать образовательную задачу, на основе выявленных диагностикой педагогических затруднений, правильно мотивировать педагога на решение этой задачи и совместно с ним составить индивидуальную образовательную программу (это могут быть не только курсы, но и стажировка, посещение открытых уроков, семинаров, дистанционное обучение).

По результатам диагностики и, основываясь на сконструированном образовательном маршруте, сотрудник отдела маркетинга (если такая структура имеется), либо тот же тьютор, определяет, где должен пройти повышение квалификации данный педагог и руководитель: в УДПО или ресурсном центре по месту нахождения образовательной организации, если там имеются соответствующие ресурсы. Процесс выбора происходит через «банк образовательных ресурсов» - так называется база данных, хранилище, где располагаются все программы и модули, которые когда - либо использовались при повышении квалификации педагогов. После окончания курсов и программ происходит дальнейшее консультирование по вопросам, связанным и не связанным с изученным курсом, что обеспечивает непрерывный характер сопровождения (осуществляется отделом сопровождения или консалтинга).

Предложенная нами модель является интегрированной и выстроенной на основе анализа имеющихся вариантов построения деятельности по повышению квалификации педагогов, изученного опыта таких учреждений (от института повышения квалификации до муниципального ресурсного центра). Институты ДПО могут осуществлять, используя маркетинговые технологии как наиболее адекватные инструменты для выстраивания современных моделей повышения квалификации.

Библиографический список

1. Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг // Гильдия маркетологов: On-line версия книги [Э/р]. - Р/д: http://mou.marketologi.ru/ book/121 .html

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена президентом Российской федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010г.) [Э/р]. - Р/д: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/

3. Рябова, З.В. Маркетингові дослідження в управлінні навчальним закладом. // УМО НАПН України [Э/р]. - Р/д: tme.umo.edu.ua/docs/5/ 11ryameo.pdf

4. Кухарев, Н.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: в 2 ч. / Н.В. Кухарев, В.С. Решетько. - Минск, 1996. - Ч. 1.

Bibliography

1. Pankrukhin, A.P Marketing obrazovateljnihkh uslug // Giljdiya marketologov: On-line versiya knigi [Eh/r]. - R/d: http://mou.marketologi.ru/book/ 121.html

2. Nacionaljnaya obrazovateljnaya iniciativa «Nasha novaya shkola» (utverzhdena prezidentom Rossiyjskoyj federacii D.A. Medvedevihm 04 fevralya 2010g.) [Eh/r]. - R/d: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/

3. Ryabova, Z.V. Marketingovi doslidzhennya v upravlinni navchaljnim zakladom. // UMO NAPN Ukraini [Eh/r]. - R/d: tme.umo.edu.ua/docs/5/ 11ryameo.pdf

4. Kukharev, N.V. Diagnostika pedagogicheskogo masterstva i pedagogicheskogo tvorchestva: v 2 ch. / N.V. Kukharev, V.S. Reshetjko. - Minsk, 1996. - Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 26.10.13

УДК 159.922

Koval V.V., Radionova I. Yu. TEENAGERS OF RISK GROUP: PECULIARITIES OF VALUE ORIENTATIONS. The

article describes theoretical basics of value orientations of teenagers of risk group and presents the results of their research.

Key words: value, value orientations, teenagers of risk group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.